Научная статья на тему 'Ноосферно опережающая концепция образования как основа модернизации иноязычной подготовки студентов'

Ноосферно опережающая концепция образования как основа модернизации иноязычной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ноосферно опережающая концепция образования как основа модернизации иноязычной подготовки студентов»

НООСФЕРНО ОПЕРЕЖАЮЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Ф.М. Кадырова, зав. лаб. Педагогического образования и гуманитарной подготовки ИПППО РАО, канд. пед. наук, доцент

Мировое сообщество сегодня представляет собой единую систему, характеризующуюся специфической системообразующей составляющей, особой структурой и адекватными функциями. Ученые отмечают, что именно в XXI в. международная система приобрела действительно всемирный, всепланетный характер.

Необходимость модернизации иноязычной подготовки будущих специалистов нового поколения обусловлена процессами глобализации всех сфер жизни нашего общества, когда резко повысился интерес к изучению иностранных языков и возросла потребность в специалистах, владеющих ими. Соответственно, знание иностранного языка в современном обществе становится необходимой частью личной и профессиональной компетенции человека.

Глобализация мира — явление неоднозначное. С одной стороны, она объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами, психологию провинционализма, узкого национализма, с другой — несет угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификации жизни по чуждым им стандартам, что вызывает их сопротивление, стремление защищать и сохранять уникальность своей собственной культуры.

Глобализация с ее противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования

умений общаться и сотрудничать с людьми различных национальностей и культур.

Выделенные изменения в мировом сообществе оказали существенное влияние на развитие и функционирование образования и потребовали существенной его модернизации. Выводы ученых позволяют говорить о формировании новой стратегии образования, сущность которой заключается в опережающем развитии образования, направленном на формирование духовно-рациональных, интеллектуально-информационных качеств личности, обеспечивающих механизмы прогресса в рамках взаимного безопасного функционирования общества и окружающей среды. В теории такая стратегия образования получила название ноосфер-но опережающей.

Смена парадигмы образования на ноосферно опережающую стратегию, имеющую антропоцентрическую сущность, влечет за собой модернизацию образования, предполагающую решение стратегической задачи воспитания новой личности, способной обеспечить не только собственное саморазвитие и творчество, но и содействовать эффективному формированию ноосферного мышления.

При этом следует учитывать, что высшее образование, являясь составной частью системы образования России, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения всех сфер жизнедеятельности общества. Необходимость модернизации образования определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., внутренними закономерностями

Казанский педагогический журнал 3'2005

23

развития образования и перспективными потребностями развития личности, общества и государства.

Цель модернизации образования -создать механизм его эффективного и динамичного функционирования в условиях ноосферной ориентации развития российского общества.

В Концепции модернизации российского образования одним из основных направлений выделена необходимость корректировки содержания подготовки будущих специалистов с учетом обновления содержания и технологий образования в первую очередь по иностранному языку.

В условиях глобализиции образования, которая основывается на гуманистических принципах и предполагает создание условий для целенаправленного систематического развития человека в современном обществе, его модернизация предполагает выдвижение на первый план личности современного педагога, а также студента как будущего профессионала.

Однако социальная практика свидетельствует, что иноязычная подготовка, как и в целом образовательный процесс, подвержена основным противоречиям, имеющим отношение к проблеме времени. Во-первых, языковая подготовка, нередко представляемая как передача (а также накопление, воспроизводство) знаний и культуры от прошлых поколений настоящим. Такой подход оказался неспособным удовлетворить потребности современности, так как слишком много традиционного, устаревшего циркулирует в языковой подготовке. Такое положение подтверждено в высказывании экспертов Международной комиссии по образованию для ХХ1 в., возглавляемой Ж. Дело-ром.

Во-вторых, современный процесс иноязычной подготовки, как и в целом образование, вступил в кардинальное противоречие не только с настоящим, но и будущим. Не обеспечивая жизненно важные потребности в настоящем, про-

цесс обучения иностранному языку игнорирует будущее. Практически все образовательные учреждения и системы, - отмечает Л.Д.Урсул, - не имеют четкой ориентации образовательного процесса (обучение иностранному языку не является исключением) на будущее, на создание такого его образа, который мог бы обеспечить как выживание человеческого рода, так и сохранение биосферы. Система ценностей, целей и идеалов, функционирующая в настоящее время в образовательном процессе, не адаптирована к будущему, которое может устроить как все человечество, так и конкретного человека. Такая система будет все больше отставать от настоящего, тем самым не позволяя решать проблемы выхода из все более углубляющегося глобального со-цио-природного кризиса.

Сущность ноосферно опережающей стратегии образования связана с тем, что в последние десятилетия в Европе и Америке, а с середины 80-х гг. и в странах СНГ активизируется стремление сохранить или возродить культурно-языковую самобытность различных этнических групп населения. Происходит двусторонний процесс, с одной стороны, стираются границы между государствами, а, с другой - предоставляются значительные автономии регионам, сохранившим самобытность в языке, культуре, экономике, укладе жизни.

В демократических государствах современной Европы забота о региональных языках находит законодательную и материальную поддержку. Аналогичные процессы имеют место в многонациональной Республике Татарстан, являющейся частью многонационального государства Россия.

В многоязычной ситуации в РТ происходит расширение общественных функций регионального языка (в данном случае татарского), повышение его престижа, что создает благоприятный психологический климат в обществе, способствует стабилизации межнациональных отношений.

Казанский педагогический журнал 3'2005

Этноконсолидирующая функция языка является довольно значимой, она создается не только употреблением языка, а отношением людей к языку и, соответственно, ко всей системе национально-культурной идеологии.

Формирование радикально нового характера действий во всех областях человеческой деятельности при ноосферной парадигме развития общества ставит как необходимость развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли; радикальной переориентации системы обучения и воспитания на новые цивили-зационные цели и совершенствование качеств человека в ноосферном направлении.

Решению данных задач и должны способствовать процессы модернизации гуманитарного образования и иноязычной подготовки в частности в контектсе ноосферно опережающего подхода.

Сущность ноосферно опережающей стратегии образования заключается, во-первых, в признании культурно-языковой самобытности различных этнических групп населения как общемировой ценности и построения на этой основе отношения людей к языку и, соответственно, ко всей системе национально-культурной идеологии. Во-вторых, формирование своеобразия психического склада личности, его мировосприятия и поведения, адекватно идеям безопасной жизнедеятельности общества с учетом перспектив его развития во всех сферах человеческой деятельности.

Содержание ноосферно опережающей стратегии образования включает в себя:

1. Превращение образования из механизма трансляции устаревших знаний в приоритетный фактор социального прогресса, обогащения новейшими и прогностическими знаниями, приобретения новых умений.

2. Ориентацию социума на отношение к образованию как к функции всей

жизни человека и общества, освобождение образования от догматической зависимости от развития производственной сферы и, частично, общества, усилив его связь с наукой и научным прогрессом.

3. Формирование ключевых компетенций, мировоззренческих взглядов, личностных качеств специалиста ноо-сферного типа, готового к реализации основ безопасной жизнедеятельности социума во всех сферах (экономика, экология, эргономика, образование и пр.).

4. Формирование гражданственности и патриотизма в понимании своего сущностного «Я» (житель планеты земля);

5. Кроме того, ноосферно опережающая стратегия образования включает в себя, по меньшей мере, два аспекта опережающего образования, обеспечивающих опережающее развитие образования по сравнению с другими сферами деятельности, например, экономической, политической и т. д.; наличие опережающего механизма в самом образовательном процессе, его ориентацию на будущее и формирование его прогностической модели.

Язык относится к числу факторов, определяющих менталитет народа, под которым мы понимаем своеобразие его психического склада, мировосприятия, поведения. С одной стороны, язык является отражением внешнего мира, а с другой стороны, представляет собой определенную семиотическую систему, и ему, как и любой системе, присуще определенное содержание: лексические и грамматические значения, представляющие собой лингвистический компонент языковой системы. Он, в основном, и изучается в курсе языковых дисциплин в учебных заведениях.

Язык, кроме того, связан и с внешними проявлениями национальной самобытности и является одним из путей развития самосознания народа. Через язык особенно полно раскрывается характер народа, его культура, обычаи и традиции. Эта сторона языка представляет собой страноведческий компонент языковой

Казанский педагогический журнал 3'2005

25

системы. Безусловно, они не существуют изолированно, а взаимно проникают, обогащают друг друга и являются интегра-тивной составляющей, наиболее полно охватывающей все стороны языка и представляющей собой лингвострановедче-ский компонент языковой системы, и соответственно, языковой подготовки в учебных заведениях.

Следовательно, иностранный язык в ноосферно опережающей стратегии образования способствует:

- усилению опережающего характера сознания, нацеливая на превентивные позитивные действия, систематизированные в форме международного опыта, а не на ликвидацию негативных последствий непродуманной языковой политики;

- усилению ориентации на опережающий характер деятельности в любой сфере, а в особенности в сфере образования и безопасности, которая закладывается в сознание человека на основе изучения мирового опыта взаимодействия социума с окружающей средой;

- повышению ориентации на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного и мирового развития;

- ориентации не на узкого профессионала и получателя довольно ограниченных знаний, а на интеллектуально развитую личность, с разносторонними интересами, адаптацию к современному социуму, в частности в процессе самообучения и обучения в системе непрерывного образования;

- переходу от механизма трансляции устаревших знаний к обогащению новейшими и прогностическими знаниями, приобретению новых умений, наконец, созданию творческой личности и продуктивных отношений между отдельными людьми, группами и народами;

- знанию центристской парадигмы образования.

Необходимость смены образовательной парадигмы в России педагогическая общественность связывает с демократическими реформами в обществе. В разви-

тии образования в стране, да и в мире в целом, выявился ряд противоречий, которые следует разрешить, чтобы образование стало тем социальным фактором, который существенно способствовал бы поступательному развитию общества к «обществу образования», преодолению системного кризиса.

А. Корнхаузер член комиссии ЮНЕСКО из Словении делает попытку осмыслить роль концепции устойчивого развития для образования. Она отмечает, что устойчивое развитие «толкуется как безотлагательная необходимость защиты окружающей среды путем сокращения потребления в мире, в особенности нево-зобновляемых ресурсов». Однако содержание новой образовательной модели для XXI в должно ознаменоваться изменением не только курса цивилизационного развития, но и иной образовательной парадигмой, ориентированной на ноосфер-но опережающую стратегию.

Функции ноосферно опережающей стратегии, соответствующие направлениям модернизации иноязычной подготовки педагогов нового поколения в системе непрерывного педагогического образования имеют социально-педагогическую сущность. К основным функциям относятся:

1. Функция социокультурной подготовки студентов. Эта функция обусловлена тем, что наличие лингвострановед-ческого компонента в системе учебных предметов языкового цикла, в который мы включаем родной язык, язык межнационального общения и иностранный язык, предполагает проведение специально организованной работы по формированию у студентов лингвострановедче-ских знаний и навыков в процессе преподавания данных предметов.

2. Функция объективизации лингво-страноведческого компонента, когда он рассматривается в совокупности всех своих свойств и признаков, которые характеризуют его социокультурные качества с учетом совокупности тех знаний и навыков, которыми владеет человек для

26

Казанский педагогический журнал 3'2005

адекватного использования в социокультурном общении.

3. Функция антиидеологизации, проявляющейся в использовании материалов о культуре, достопримечательностях и традициях стран изучаемого языка.

4. Функция учета факторов объективного и субъективного характера в формировании лингвострановедческого компонента. К группе объективных факторов относятся социокультурная среда, с которой контактирует субъект, общество с системой общественных отношений и этнокультурные предпочтения людей, окружающих данного человека. Субъективными факторами формирования лин-гвострановедческих знаний выступают личностный жизненный опыт, принадлежность к национальным, социальным, профессиональным группам, условия воспитания, уровень образования, а кро-

ме того семья с культурой общения и быта, учебное заведение с культурой преподавания, межнационального общения, интерьером, общественные и культурно-воспитательные учреждения (художественные, музыкальные и др., школы, театры и кинотеатры, видеозалы и т.п.), средства массовой информации с культурой печати и вещания, бытовая среда с материальными и культурными ценностями.

5. Адаптационная функция, которая связана с тем, что лингвострановедческий компонент входит в состав качеств личности, проявляющихся во всех сферах ее жизнедеятельности и являющихся средством адаптации к ним. Он выступает в качестве мотива к конкретным актам поведения, к оценке деятельности и поступков, облика и т.д., выступая как стержневой элемент духовности, нравственного сознания и самосознания личности.

ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Н.А. Читалин, зав. лабораторией высшего образования ИППП РАО,

канд. пед. наук Т.И. Анисимова

В настоящее время актуализируется принцип фундаментализации педагогического образования как условия общей и профессиональной подготовленности, гибкости, мобильности, конкурентоспособности специалиста, что особенно важно для обеспечения образовательного процесса в различных типах новых учебных заведений среднего профессионального и общего образования. В этом случае должны быть уточнены содержание и структура Государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования с целью повышения научно-теоретического уровня общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естествен-

нонаучных, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальной (предметной) подготовки.

Анализируя Государственный образовательный стандарт высшего педагогического образования по специальности 032100.00 - Математика с дополнительной специальностью можно указать следующее:

1. Дисциплины общегуманитарных и социально-экономических циклов обеспечивают знание фундаментальных закономерностей экономической жизни современного общества, ценностных основ хозяйственной и трудовой деятельности. Дисциплинам данного блока принадлежит ведущая роль в выработке методоло-

Казанский педагогический журнал 3'2005

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.