Научная статья на тему 'ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА. ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА'

ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА. ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / УСПЕШНОСТЬ / КРИТЕРИИ / ПРИОРИТЕТЫ / РАЗВИТИЕ / ГАРМОНИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зажигина Марина

Задачи исследования статьи: определение критериев успеха и успешности в социальном плане и отслеживание изменений в динамике развития критериев успешности в исторической перспективе. Подробно разбирается разница в содержании понятий «успех» и «успешность» и делаются выводы о том, какая формулировка имеет наибольшую ценность в прикладном плане. Оцениваются внешние - социальные и внутренние - психологические критерии успеха: на чем они основаны, и что подразумевают. Для того, чтобы существующие мифы об успешности не мешали родителям строить здоровые отношения с детьми, автор вводит определение понятия «успешности» с позиции детской психологии. Успешность как гармоничность развития ребенка - основной приоритет родительских стратегий воспитания .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зажигина Марина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOUNDATION OF YOUR CHILD’S SUCCESS. RESEARCH OF CRITERIA AND FACTORS DETERMINING THE SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF A CHILD

Research objectives of the article: determining the criteria for social success and successfulness and tracking changes in the dynamics of the development of success criteria in the historical perspective. The detailed analysis of the difference in the concepts of “success” and “successfulness” allows to conclude, which formulation has the greatest value, and why. External-social and internal-psychological success criteria are evaluated: what they are based on, and what they imply. Avoiding existing success myths which could prevent parents from building healthy relationships with children, the author introduces the definition of “success” from the perspective of child psychology. Success as a harmonious development of the child is the main priority of effective parenting strategies.

Текст научной работы на тему «ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА. ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА»

ФУНДАМЕНТ УСПЕШНОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Зажигина М.А.

Аннотация. Задачи исследования статьи: определение критериев успеха и успешности в социальном плане и отслеживание изменений в динамике развития критериев успешности в исторической перспективе. Подробно разбирается разница в содержании понятий «успех» и «успешность» и делаются выводы о том, какая формулировка имеет наибольшую ценность в прикладном плане.

Оцениваются внешние - социальные и внутренние - психологические критерии успеха: на чем они основаны, и что подразумевают. Для того, чтобы существующие мифы об успешности не мешали родителям строить здоровые отношения с детьми, автор вводит определение понятия «успешности» с позиции детской психологии. Успешность как гармоничность развития ребенка - основной приоритет родительских стратегий воспитания.

Ключевые слова: успех, успешность, критерии, приоритеты, развитие, гармоничность

THE FOUNDATION OF YOUR CHILD'S SUCCESS. RESEARCH OF CRITERIA AND FACTORS DETERMINING THE SUCCESSFUL DEVELOPMENT OF A CHILD Marina A. Zazhigina

Abstract. Research objectives of the article: determining the criteria for social success and successfulness and tracking changes in the dynamics of the development of success criteria in the historical perspective. The detailed analysis of the difference in the concepts of "success" and "successfulness" allows to conclude, which formulation has the greatest value, and why.

External-social and internal-psychological success criteria are evaluated: what they are based on, and what they imply. Avoiding existing success myths which could prevent parents from building healthy relationships with children, the author introduces the definition of "success" from the perspective of child psychology. Success as a harmonious development of the child is the main priority of effective parenting strategies.

Keywords: success, successfulness, criteria, priorities, development, harmony

Марина Зажигина -

выпускница МГУ, психологический и экономический факультеты,

кандидат экономических наук, детский и семейный психолог с 2005 года. Автор научно-популярной книги: «Чего не стоит делать родителям, но что они все равно делают» (5 изданий, перевод на сербский). В течение 10 лет была основателем и исполнительным директором семейного клуба «Мастерская» - работа в области развивающего семейного досуга: выездные занятия и походы, обучающие мастер-классы, в том числе, инклюзивные занятия.

Автор проекта «Семейный киноклуб». Занимается просветительской, благотворительной и социальной работой с семьями с помощью кино и

мультфильмов.

Прежде чем говорить о целях развития ребенка для создания надежного фундамента его успешности, хорошо бы разобраться в терминах и тех смыслах, которые они в себе содержат. Дадим определение «успешности». В самом общем смысле, это набор развитых качеств и навыков, позволяющий человеку эффективно реализовывать свои планы. То есть, достигать поставленных целей, используя все свои ресурсы - интеллект, характер и волю, физическую и эмоциональную выносливость (стрессоустойчивость), умение выстраивать отношения с людьми. Очевидно также, что одна из составляющих успешности -умение учиться, в том числе умение учиться на своих ошибках. Так как

же создать условия для воспитания всех этих качеств?

Сначала давайте посмотрим, есть ли что-то общее в историях успеха людей, которые внесли свой заметный вклад в развитие человечества в самых разных сферах.

Определить универсальные критерии долгосрочного (на века) «успеха» нелегко. Из очевидного:

• реализованный талант или дар, подаривший людям большее богатство восприятия и возможность получения опыта (в том числе чувственного, интеллектуального, духовного) в любой области жизни и творчества;

• максимально развитый и доведенный до возможного совершенства навык: искусство в профессии, мастерство в ремесле;

• новизна ракурса восприятия, обеспечившая открытие или изобретение, обеспечившее прорыв в любой области, прогресс технического или идеологического толка;

• создание общественной структуры, поддерживающей нововведения, и обеспечивающей дальнейшее развитие в избранном направлении.

Во все времена для совершения прорыва в той или иной сфере знаний или умений и навыков человеку нужны экстраординарные способности вкупе с трудолюбием и упорством, а также вера в себя и в свой дар, обеспечивающая мотивацию, а то и сверх-мотивацию на достижение поставленной цели.

В каких условиях вызревает такой характер? Какое отношение родителей может взрастить такую уникальную личность? Какие подсказки нам могут дать истории успеха великих людей, информация об их детских годах и взаимоотношениях в семье?

Биографии великих показывают, что чаще всего они проходили через трудности и лишения, которые закалили их решимость и приучили к целеустремленности и трудолюбию. Так что вывод о том, что трудности закаляют характер, мы можем сразу же взять «на заметку», чтобы потом исследовать во всех деталях. А вот что касается взаимоотношений в семье, то здесь ясности гораздо меньше. Мало кто из родителей великих людей сознательно растил гения. А из тех, кто все же вырастил, - мало кто мог изначально оценить масштаб дарования или предназначения отпрыска.

В средние века, пока образование не стало светским, профессию наследовали, передавая мастерство из поколения в поколение. Печник клал печи, а крестьянин возделывал поле. Отцы-музыканты сызмальства приучали сыновей к музицированию, а ремесленники (в том числе и

те, кто создавал уникальные музыкальные инструменты) раскрывали тайные секреты своего дела только прямым наследникам. Ни о каком выборе, кем быть ребенку, просто не шло речи. Задача родителя тех лет состояла в том, чтобы максимально быстро передать наследникам те навыки, которыми владели они сами. А для того все средства были хороши. У ребенка не было и не могло быть свободы и каких-то прав, непослушание родителям часто означало голодную смерть. Конечно, были и исключения, - таланты пробивали себе дорогу сами, - но чаще всего эта доля выпадала тем, кто оставался без родительского попечения, и был вынужден выживать, рассчитывая только на самого себя.

То есть, можно сделать вывод о том, что до определенного этапа в развитии общества, тема воспитания детей, равно как сами дети, не имели никакого особенного приоритета. Успешное ведение хозяйства и сохранение благосостояния были гораздо важнее нюансов воспитания. Детей стремились нарожать побольше, с поправкой на значительную детскую смертность. А те, кто выживал, воспитывались в традиции, согласно клановым и сословным нормам. Статус-кво сохранялся на протяжении многих веков. Родители беспокоились о выживании рода, обретении и сохранении источника дохода для отпрысков и обеспечении себе тем самым куска хлеба в старости, а вовсе не о развитии талантов и способностей каждого ребенка.

С появлением светского образования роль родителей в воспитании детей начинает меняться. Более полные представления о мире, научные знания вкупе с владением иностранными языками могли обеспечить детям участь «лучшую», чем родительская. Стремление дать детям лучшее образование и обучить их абстрактным наукам постепенно превращалось в социальный приоритет. Вопросы развития способностей детей и подготовки их к жизни постепенно становились все более и более важными. Наравне с увеличением ценности качественного образования возросла и важность подготовки детей к получению и усвоению специальных знаний. А значит, выросли требования и к родительской роли.

Мир ускорялся и усложнялся. Элита хотела не просто воспроизводства, - элита устремилась к прогрессу и к широкой экспансии. Волны международной миграции добавили к образу (модели) успешности умение выживать в экстремальных условиях, а также развитие бойцовских качеств быстрого захвата и удержания материальных ресурсов в обстановке сильнейшей конкуренции и борьбы за ресурсы не на жизнь, а на смерть.

Обычная жизнь в родительской семье уже не могла подготовить ребёнка к новым требованиям социума, нужно было создать специальные условия для тренировки этого потенциала. Появляются обычные и специализированные учебные учреждения, иногда с очень сложными многолетними программами обучения и тренировки основам и навыкам в профессии. Спортивные клубы и лагеря, в том числе по экстремальному спорту, первые тренинги по выживанию и саморазвитию. Все это подняло приоритет воспитания успешности на невиданную доселе высоту.

Массовые войны и катастрофы мирового масштаба, случившиеся в XX веке, с одной стороны, обесценили ценность человеческой жизни, с другой стороны, подчеркнули ее. Мир стал небезопасен и непредсказуем. Новые стрессы развивающегося техногенного общества выявили ограниченность времени как ресурса и конечность пределов развития способностей и физических возможностей человеческого организма. Перед родителями встали новые вопросы: - Как готовить детей к будущему, если совершенно не ясно, какое будущее их ждет? -Как разобраться во всех новых тенденциях современного мира? От чего отталкиваться? На чем строить фундамент дальнейшего жизненного успеха ребенка? Таким образом, на родителей легла задача адаптации к новым вызовам цивилизации. И социальное давление на них увеличилось не то, чтобы в разы, но в десятки раз. Цена родительских ошибок соответственно также возросла. «Не подкованные», то есть психологически безграмотные родители, стали «терять очки» в конкурентной борьбе за воспитание наиболее успешных детей. Возникла необходимость специального просвещения родителей в этой области. Старые рецепты больше не работали, а новых оказалось так много, что в них просто невозможно сориентироваться.

Закономерно, что помощь в разрешении этих вопросов родителям начали оказывать специалисты, в чьей компетенции находится как раз исправление допущенных ошибок в воспитании ребенка, а также контроль за эффективностью выбранной стратегии его развития.

Такова история.

Давайте теперь посмотрим, есть ли еще что-то важное в понятиях «успех» и «успешность», на что мы еще не обратили внимание?

Когда мы говорили о критериях успеха, об успешности, мы оставили в стороне еще один определяющий это понятие фактор. А именно, фактор Признания. Ведь на самом деле, успех - сложная категория, которая одновременно символизирует и достижение поставленной цели, и факт признания результатов достижения другими людьми. Эта

двойственность сама по себе порождает не одно противоречие. Если успех - это достижение результата в деятельности плюс признание другими, то, как оценить успех проекта в отсутствие признания? Ведь не всегда цели проекта оказываются заметны обществу, хотя могут быть и очень для него важны - это раз. И два, - Может ли быть Успех в отрыве от деятельности? И не признание ли как таковое создает «успех»? И что тогда его питает, и надолго ли он? Коротко говоря, бывают ли достижения без признания и признание без достижений?

Зачем нам учитывать эти нюансы? А нужны они для того, чтобы верно определить направления для развития ребенка и для себя в качестве родителя-воспитателя. На какой успех ориентироваться, каких именно достижений ожидать, и какой ценой его добиваться? И самое главное, как понять в процессе, идет ли развитие в нужную сторону? На какие сигналы ориентироваться? Давайте разбираться.

Внешние и внутренние критерии успеха.

Как кто-то понимает, что другой успешен? - Внешний вид, уверенное поведение, профессия, обеспечивающая определенный материальный достаток, хорошие отношения с окружающими. Но чаще всего, люди оценивают друг друга даже не по внешним, а по внутренним ощущениям, проявляющимся в общении. Доволен ли этот человек сам собой, удовлетворен ли своим образом жизни, есть ли ощущение реализованности в профессии, личного счастья? И эти внутренние факторы частенько перевешивают все остальное.

Социум эксплуатирует тему успешности испокон веков, предлагая людям свои символы в виде статусных товаров, предметов роскоши и пр. Счастье и успешность порой начинает измеряться исключительно в доходах и потребительских возможностях. При этом внутренние критерии успешности: удовольствие от любимого дела и удовлетворение жизнью практически не признаются очевидной желанной ценностью. И тогда происходит путаница и подмена понятий. Этим во многом объясняются частые жалобы, казалось бы, успешных людей на ощущение пустоты, неудовлетворенности, бессмысленности жизни и депрессию. Эти люди совершили выбор в пользу «престижной» профессии, не жалея времени и сил стремились к материальному достатку, но со временем обнаружили, что упустили что-то важное. Их жизнь не радует ни их самих, ни их близких. Пытаясь быть максимально успешными, люди легко попадают в ловушки неверно выбранной цели или ошибки в расстановке своих приоритетов. А также выборе подходящих или не подходящих средств достижения

цели, и той психологической «цены», которой они «оплачивают» свой, буквально выстраданный, успех.

Причем, выход из этого внутреннего конфликта может быть в две стороны: 1) полная смена курса - изменение образа жизни, смена профессии и пр., или 2) изменение внутреннего отношения к своим достижениям, реорганизация рабочего графика так, чтобы оставалось больше времени на то, что приносит радость и удовлетворение.

Чем больше критериев и уровней самонастройки и изменения внутреннего состояния у нас есть, тем больше у нас возможности увеличить качество своей жизни без кардинальных сверх-усилий. Очевидно, что критерии успешности, с точки зрения согласия с самим собой, и, с другой стороны, с точки зрения общественного мнения, -могут не совпадать. И даже разительно отличаться. Что в свою очередь не может не порождать определенные конфликты у человека, которого само общество ставит перед выбором, на какие критерии ориентироваться и чем жертвовать ради Цели. К примеру, заниматься любимым делом, которое не приносит желаемый доход, или выбирать более доходный вид деятельности, который требует отказаться и от свободного времени, и от многих привычек, пусть бесполезных, но и весьма приятных. Или весьма распространенное внутреннее противоречие: признаться в своей слабости и обозначить предел своих возможностей или продолжать штурмовать цель, жертвуя своим здоровьем и благополучием близких? И так далее.

И теперь представьте, что при всех этих сложностях выбора, когда сами взрослые еще до конца не уверены в своих приоритетах, им нужно быть хорошими воспитателями своим детям. Не довольные собой родители очень стараются вырастить своего ребенка счастливым, начинают подтягивать внешнюю сторону успеха, не зная и не умея сделать хоть чуточку счастливее самих себя. Путаница в головах у родителей, их попытки объять необъятное и совместить несовместимое рождают проблемы и путаницу в голове ребенка, который и рад бы угодить, но чувствует всю невозможность соответствия столь многим противоречащим друг другу признакам успешности.

Приоритеты родительских стратегий.

Как же выйти из положения? На что лучше всего ориентироваться родителям при воспитании ребенка? Есть ли более надежные ориентиры? Раз внешние факторы успеха не внесли ясности в выбор верной родительской стратегии, давайте посмотрим внутрь. Так от чего же зависит наше счастье и удовлетворенность жизнью? - От ощущения

наполненности жизни позитивными эмоциями, гармоничными отношениями с близкими людьми. В основе чувства удовлетворенности лежит базовое чувство любви к себе и принятия себя. А именно: я любим таким, какой я есть, вне зависимости от достижений. У меня есть друзья, которые помогут. А я с удовольствием помогу им в трудную минуту. То есть, включен такой взаимный обмен позитивом. Успешность в этом внутреннем плане измеряется радостью от увлечения любимым делом, азартом освоения его во всех тонкостях, удовольствием от процесса, а также радостью от жизни - такой, какая она есть, «просто так».

Мир, основанный на безусловной любви и принятии, более доброжелателен и справедлив. Это мир не столько конкуренции и иерархии, сколько сотрудничества и взаимопомощи. В этом мире гораздо проще быть счастливым, гораздо легче быть любящим родителем, гораздо проще дарить своему ребенку любовь и поддержку и гораздо легче быть уверенным, что он ответит такой же любовью и заботой в ответ. И именно здесь, в этих, казалось бы, само-разумеющихся вещах, которые даются всем нам от природы, но которыми мы можем понапрасну пренебрегать, и скрыт настоящий фундамент успешности и психологической гармонии ребенка и родителя, как его воспитателя.

Вот некоторые критерии успешного развития ребёнка с точки зрения науки:

- физическое здоровье, полноценное развитие всех органов, полноценное развитие нервной системы и всех функций головного мозга;

- формирование социальных навыков в соответствии с возрастом, решение задач развития с приобретением позитивного опыта преодоления возрастных кризисов развития;

- гармоничные отношения в семье, дающие ребёнку здоровый потенциал для личностного развития и пример для самоидентификации;

- мотивация развития в области соответствующей талантам и способностям ребёнка;

- поддержка и подкрепление этой мотивации со стороны родителей.

Итак, как мы убедились в том, что критерии успешности могут быть

разные. Приоритеты, которые родители выбирают для себя и которым они предлагают следовать своим детям, - тоже очень различаются. В результате внимательного анализа всех возможных приоритетов в воспитании успешности у ребенка у нас выявился очень важный внутренний вектор, связанный даже не с достижениями и не с реальными результатами от деятельности, а больше с отношением к самому себе,

отношением к жизни. Это само-Принятие и само-Признание. Свое персональное собственное Признание, которым можно пользоваться как в отсутствие внешней оценки, так и вопреки негативной оценки со стороны недоброжелателей. И поскольку эти проявления любви к самому себе зависят от нас самих, они являются самыми продуктивными и эффективными источниками мотивации для нашей деятельности. Это мощный фактор в развитии стрессоустойчивости и эмоционального восстановления после неудач или столкновений с непредвиденными, и в том числе непреодолимыми препятствиями.

Воспитание в себе этих качеств является еще одним способом повышения своей успешности, и мощным ресурсом, то есть запасом сил. И именно в этом родители могут помочь своим детям, как никто другой. Поскольку именно от родителей зависит создание этой атмосферы тепла и принятия своего ребенка. Именно здесь скрыт огромный потенциал для будущих достижений.

Укрепляя фундамент прочных, основанных на взаимной любви и поддержке взаимоотношений со своими детьми, родители обеспечивают им самое лучшее будущее из возможных. В случае неудачи именно любовь близких позволит ребенку подняться и начать свой путь к успеху заново. Несмотря на всю изменчивость мира, на непредсказуемость социальных, политических, экономических перемен именно в стабильных гармоничных отношениях между родителями и детьми прячется огромный запас энергии, творческих и интеллектуальных ресурсов для ребенка. Это основа его психологического здоровья, адекватного развития способностей, мотивация к новым достижениям наконец! Чтобы быть способным транслировать ребенку хороший пример здравого отношения к жизни, родителям сначала нужно достичь состояния гармонии с самим собой.

Подведение итогов.

Итак, в данной статье мы рассмотрели терминологию и критерии успешности с нескольких ракурсов. С точки зрения внешних социальных и внутренних эмоционально-психологических факторов. Мы проследили динамику развития критериев успешности в исторической перспективе. Определили приоритетное направление в развитие принципов успешного воспитания, основанного на знаниях и открытиях детской психологии.

Цельюданногоисследования,такимобразом,являетсяпсихологическое просвещение родителей по вопросам создания прочного фундамента для воспитания успешности своих детей, правильного выбора приоритетов и решении основных задач гармоничного развития ребенка в соответствии с психологическим законами взросления детской психики. И конечно, 80 Вестник ММА №1-2021

помимо целей, нас интересуют средства воспитания успешности у детей, то есть практические приемы, позволяющие наладить отношения с ребенком.

Дальнейшие исследования этой темы стоит продолжить по следующим направлениям. - Как открыть внутренний ресурс любви и само-принятия? Как раскрыть и воспитать качества, которые мы — родители — хотели бы видеть в своем ребенке?

Мы продолжим изучать вклад детских психологов в теорию и практику воспитания ребенка в соответствии с нормативами развития детской психики. А также мы более подробно рассмотрим ВЗАИМООТНОШЕНИЯ детей и родителей, позволяющие воспитать не просто ребенка со здоровой психикой, но также успешного и счастливого ребенка. Причем, успешного не по противоречивым требованиям социума, а по критериям внутренней успешности, то есть в гармонии с самим собой.

Литература

Добсон Дж.Ч. Не бойтесь быть строгими. - Изд. «Центр общечеловеческих ценностей», М., 1996, С. 333.

Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Изд. «Академический проект. - М., 2018, С. 420.

Ливехуд Б. Жизненные кризисы: шансы жизни. Изд. «Духовное развитие» - М., 1994, С. 224.

Млодик И.Ю. Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему. - М., Изд. «Генезис», Москва, 2006, С. 225.

Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. Почему родители должны быть важнее, чем ровесники. - М., Изд. «Ресурс», 2021, С. 448.

Ньюфелд Г. Ключи к благополучию детей и подростков. - М., Изд. «Ресурс», - М., 2019, С. 32.

Петрановская Л. В. «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. М., Изд. «АСТ», 2015, С.288.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., Изд. «Институт общегуманитарных исследований», 2018, С.280.

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., Изд. «Генезис», 2008, С.268.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., Изд. «Юрайт-Издат», 2012, С.460.

Юнг К.Г. «Жизненный рубеж» в книге «Проблемы души нашего времени». М., Изд. «Прогресс», 1994, С. 185-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.