Научная статья на тему 'Фрустрационная толерантность педагогов общеобразовательных школ'

Фрустрационная толерантность педагогов общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРУСТРИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / ФРУСТРАЦИОННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / SITUATION OF FRUSTRATION / FRUSTRATION-TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нурлигаянова О.Б.

В статье отражена фрустрационная толерантность педагогов общеобразовательных школ. Рассмотрены формы фрустрационной толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фрустрационная толерантность педагогов общеобразовательных школ»

Нурлигаянова О.Б. ©

Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» филиал в г.

Коряжме Архангельской области

ФРУСТРАЦИОННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛ

Аннотация

В статье отражена фрустрационная толерантность педагогов общеобразовательных школ. Рассмотрены формы фрустрационной толерантности.

Ключевые слова: фрустрирующая ситуация, фрустрационная толерантность. Keywords: situation of frustration, frustration-tolerance.

С. Розенцвейг [1] ввёл в свою концепцию понятие: фрустрационную толерантность, или устойчивость к фрустрирующим ситуациям. Она определяется им как способность индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиологической адаптации, т.е. не прибегая к формам неадекватных ответов.

По его мнению существуют разные формы толерантности.

1. Психическое состояние, которое характеризуется, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без любых сетований на себя.

2. Толерантность проявляется в напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.

3. Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние.

В соответствии с теорией С. Розенцвейга, ощущения препятствия, мешающего достижению цели (состояние фрустрации) возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные проблемы на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. В своей профессиональной деятельности педагоги достаточно часто сталкиваются с фрустрирующими ситуациям.

В исследовании приняли участие педагоги общеобразовательных школ г. Коряжмы Архангельской области в количестве 120 человек. Для изучения фрустрационной толерантности использовали методику С. Розенцвейга «Рисуночная фрустрация» [2]. Используя данную методику кроме показателей фрустрационной толерантности можно оценить социальную адаптацию педагогов. Изменение коэффициента групповой адаптации в зависимости от стажа педагогической деятельности представляется собой инвертированную U-образную зависимость. Низкий показатель коэффициента групповой адаптации наблюдается в период начальной профессиональной деятельности и в период предпенсионного возраста. Точка оптимума располагается в период стажа от 16 до 20 лет. Низкие показатели коэффициента групповой адаптации объяснимы устойчивыми характеристиками фрустрационных реакций испытуемого, стереотипами эмоционального реагирования, формирующимися в процессе развития, воспитания, становления педагога и составляющие одну из характеристик его индивидуальности. У всех педагогов принявших участие в исследовании коэффициент ниже необходимого уровня определенным С. Розенцвейгом как оптимальный.

Во фрустрационных ситуациях педагогами наличие препятствия не признается. Оценка по типу реакции (см. табл. 1) с фиксацией на самозащите, означающая слабость «Я» личности педагога, завышена. Реакции субъектов сосредоточены на защите своего «Я». Показатели по разрешению проблемной ситуации на 10% ниже нормы, что определяет неспособность самостоятельно справляться с проблемами, возникающими в процессе деятельности. Несмотря

© Нурлигаянова О.Б., 2014 г.

на внешнюю миролюбивость, и желание сотрудничать, педагоги стремятся подстроить обстоятельства под себя, сделать так, чтобы удобство и комфорт их личности не нарушался. Педагоги выражают уверенность в том, что их интересы важнее чьих-либо других.

Таблица 1

Описательные статистики профилей по типам реакций

профил ь Max Min Mean Mode Std. Dev.

E' 54,10 10,40 27,10 29,10 9,19

I' 66,60 4,50 44,79 54,10 9,94

M' 78,60 4,20 23,82 33,30 13,70

Extra 85,70 10,40 47,96 35,40 12,98

Intro 82,10 8,30 28,12 20,80 11,83

Imp 78,60 10,40 24,90 20,80 9,12

Условные обозначения:

E' - фиксация на препятствии;

I' - фиксация на самозащите;

M' - фиксация на решении ситуации;

Extra -проблема заключается во внешней причине;

Intro - проблема в самом себе;

Imp - нет явно мешающих проблем, отсутствие фрустрации.

Определяя направленность реакций учителей (см. табл. 2), можно сказать, что педагоги во фрустрационной ситуации с повышенной частотой отвечают в экстрапунитивной манере, обвиняя в бедах и несчастьях кого угодно и что угодно, очень редко - в интропунитивной (понимание и принятие ошибочности в собственных действиях) и еще реже - в импунитивной (извлечение урока, адекватность восприятия проблемы). Учителя предъявляют повышенные требования к окружающим. Педагоги достаточно слабы и уязвимы и в конфликтных ситуациях не могут оставаться спокойными, поэтому основная часть энергии уходит на защиту своего «Я».

Большинство учителей проявило враждебность и порицание по отношению к персонажам на картинках с экстрапунитивной направленностью. В ответах содержатся упреки и обвинения, направленные на кого-либо, что-либо. Это можно объяснить деструкциями личности педагога. Наиболее часто встречаемый тип деструкций - общепедагогический. Первопричиной, которой является специфика деятельности педагога, использующего свою личность в качестве субъекта влияния. Отсюда и авторитарный стиль руководства, и проявление таких черт, как назидательность, завышенная самооценка, догматичность, излишняя самоуверенность в суждениях и выводах.

Примерно треть педагогов в ситуациях, которые сопряжены с препятствиями и проблемами демонстрируют беспокойство. Трудные ситуации ставят их в тупик. В подобных случаях учителя проявляют растерянность и не используют наработанный прежде опыт. Большинство учителей не признают своей вины, не видят ни выгоды, ни пользы в сложившихся обстоятельствах. И только каждый пятый учитель готов признать свою неправоту и раскаиваются в совершенных ими ошибках. Эти педагоги достаточно быстро налаживают контакт с детьми, родителями, администрацией. Самопорицание отражается в ситуациях интропунитивной направленности с фиксацией на самозащите. Данная часть педагогов признает свою вину в случае уверенности в том, что их действия не имеют серьезных последствий. Самопорицание, в данном случае, имеет псевдохарактер, а угрызения совести рассматриваются в качестве самоуспокоения.

Педагоги испытывают определенные сложности в разрешении трудных жизненных задач, чувствуют по этому поводу дискомфорт, тяжело переживают существование рядом с собой проблем. Учителя готовы принять на себя полную ответственность за наличие

фрустрирующей ситуации и даже предложить способы ее исправления. Но при этом минимальный уровень ответственности воспринимается учителями как максимальный.

Каждый пятый педагог не готов признать несостоятельность собственных способов решения конфликтных ситуаций. Часто сопровождая это категорическим отказом от предлагаемой им помощи, советов, рекомендаций. Такой тип поведения достаточно часто встречается у учителей с большим стажем педагогической деятельности. Ригидность в избранной тактике поведения и нежелание осознать ошибочность своих действий приводит, таким образом, к различного рода, конфликтам: на работе и дома. Педагоги образовательных учреждений используют агрессию в качестве самозащиты.

Достаточно неравномерно представлены значения по типу реакций разрешения проблем. Разброс в данных отображает ситуацию противоречивого отношения к способам реагирования на возникновение трудностей в работе педагога. С одной стороны, учителя не признают наличие у себя каких бы то ни было неразрешимых проблем, и стараются показать себе и другим свои действия по их ликвидации, а с другой - их разрешение сводится к простому попустительскому поведению.

Таблица 2

Описательные статистики по показателям направлений реакций

Направление реакции Max Min Mean Mode Std. Dev.

Extra 1 0,22 1 0,56

Intro 1 0,16 0 0,43

Imp 1 0,10 0 0,37

E' 1 0,30 0,50 0,39

I' 1 -0,08 0 0,32

M' 1 0,05 0 0,48

ex 1 -0,04 -0,20 0,44

in 1 -0,9 0,20 0,20 0,36

im 2,5 -1 0,44 1 0,63

E 1 -0,7 0,03 -0,23 0,36

i 1 -0,6 0,07 0,08 0,29

m 1 -0,5 0,28 0,90 0,41

Условные обозначения:

Extra - наличие препятствия;

Intro - раскаяние в содеянном;

Imp - отрицание фрустрирующей ситуации;

E' - враждебность и порицание кого-нибудь, чего-нибудь;

I' - враждебность и порицание самого себя;

M' - минимальная ответственность за ситуацию;

ех - перекладывание ответственности на кого-либо другого;

in - принятие ответственности на себя;

im - выжидание подходящего момента со взаимоуступчивостью;

e - фиксация на препятствии;

I - фиксация на самозащите;

m - разрешение ситуации;

Min - минимальное значение;

Max - максимальное значение;

Mean - среднее значение;

Mode - мода;

Std. Dev. - стандартное отклонение.

На ниже приведенном рисунке изображена корелляционная плеяда взаимосвязи типов и направлений реакций. Чем больше и чаще возникают сложные ситуации и трудности перед педагогами, тем реже они считают возможным исправить ошибки и решить эти проблемы. Учителя не признают наличия фрустрирующей ситуации, чем больше проблем - тем меньше

возникает желания с ними справляться. Позиция принятия минимальной ответственности вполне устраивает учителей, поскольку они уверены, что справятся. В случае какого-либо «промаха» по собственной вине, ошибки будут незначительными. Корреляция между показателями по полному и частичному принятию ответственности доказывает принятие педагогами на себя полной ответственности в ситуации, когда ее объем минимален. Отрицательная корреляционная связь между фиксацией на препятствии и разрешением фрустрационной ситуации демонстрирует выход учителей в сложившихся нежелательных обстоятельствах, посредством намеренного ухода от неприятностей.

Условные обозначения:

- Уровень значимости при £=0.05. положительная связь

Уровень значимости пр и р=0,01, положительная связь

- Уровень значимости пр и р=0,001, положительная связь

Уровень значимости прир=0,05, отрицательная связь

Уровень значимости прир=0.001, отрицательная связь

1 - наличие препятствия;

2 - раскаяние в содеянном;

3 - отрицание фрустрирующей ситуации;

4 - внешнее порицание;

5 - самопорицание;

6 - принятие минимальной ответственности на себя;

7 - снятие с себя ответственности;

8 - полное принятие ответственности;

9 - взаимоуступчивость;

10 - фиксация на припятствии;

11 - фиксация на самозащите;

12 - разрешение ситуации.

Рис. 1. Взаимосвязь направлений и типов реакций

Таким образом, у педагогов общеобразовательных школ фрустрационная толерантность выражена в напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций. А так же характерна толерантность типа бравирования, с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние.

Литература

1. Rosenzweig S. The picture-association method and its application in a study of reaction to frustration [text] // J. Pers. 1945. V.14.

2. Учебное пособие [текст] / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.