Научная статья на тему 'Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной среде'

Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2301
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / ЭКСТРАПУНИТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ИНТРОПУНИТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПОДРОСТКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ / CONFLICT / CONFLICT BEHAVIOR / PUPILS / EXTRA-PUNITIVE RESPONSE / INTRA-PUNITIVE RESPONSE / PREVENTION / PREVENTIVE WORK / ADOLESCENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CONSTRUCTIVE SOLUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева А.А., Субботина С.Н.

Объект статьи конфликтное поведение подростков. Предмет исследования профилактика конфликтов в образовательной среде. Исследование осуществлялось посредством использования теоретических методов, в том числе: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение, синтез; эмпирические методы: опросные методы (тестирование), методы статистической обработки данных (u-критерий Манна Уитни). Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей профилактической работы, направленной на предотвращение конфликтов среди учащихся с экстраи интропунитивным реагированием. В результате эмпирического исследования была подтверждена целесообразность организации профилактической работы, направленной на разрешение конфликтов, с учетом фрустрационной реакции подростков. Как показали результаты эмпирического исследования, такой подход позволяет минимизировать конфликты в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS OF ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The object of the article is the conflict behavior of teenagers. The subject of the research is conflict prevention in the educational environment. The study was carried out with theoretical methods, including a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the topic of research, synthesis, synthesis; empirical methods, such as survey methods (testing), statistical data processing methods (Mann-Whitney u-test). The scientific novelty of the study, which is to identify the features of preventive work aimed at preventing conflicts among students with extraand intropunitive responses, determines the author's contribution to the study. Because of a longitudinal study, it was confirmed the desirability of organizing preventive work aimed at resolving conflicts, taking into account the frustration reaction of adolescents. As shown by the results of a longitudinal study, this approach allows minimizing conflicts in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Профилактика межличностных конфликтов подростков в образовательной среде»

УДК 159

ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

А.А. Николаева, С.Н. Субботина

Аннотация. Объект статьи - конфликтное поведение подростков. Предмет исследования - профилактика конфликтов в образовательной среде. Исследование осуществлялось посредством использования теоретических методов, в том числе: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение, синтез; эмпирические методы: опросные методы (тестирование), методы статистической обработки данных (u-критерий Манна Уитни). Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей профилактической работы, направленной на предотвращение конфликтов среди учащихся с экстра- и интропунитивным реагированием. В результате эмпирического исследования была подтверждена целесообразность организации профилактической работы, направленной на разрешение конфликтов, с учетом фрустрационной реакции подростков. Как показали результаты эмпирического исследования, такой подход позволяет минимизировать конфликты в образовательной среде.

Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, учащиеся, экстрапунитивное реагирование, интропунитивное реагирование, профилактика, профилактическая работа, подростки, образовательная среда, конструктивное решение.

PREVENTION OF INTERPERSONAL CONFLICTS OF ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

A. Nikolaeva, S. Subbotina

Abstract. The object of the article is the conflict behavior of teenagers. The subject of the research is conflict prevention in the educational environment. The study was carried out with theoretical methods, including a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the topic of research, synthesis, synthesis; empirical methods, such as survey methods (testing), statistical data processing methods (Mann-Whitney u-test). The scientific novelty of the study, which is to identify the features of preventive work aimed at preventing conflicts among students with extra-and intropunitive responses, determines the author's contribution to the study. Because of a longitudinal study, it was confirmed the desirability of organizing preventive work aimed at resolving conflicts, taking into account the frustration reaction of adolescents. As shown by the results of a longitudinal study, this approach allows minimizing conflicts in the educational environment.

Keywords: conflict, conflict behavior, pupils, extra-punitive response, intra-punitive response, prevention, preventive work, adolescents, educational environment, constructive solution.

Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня несмотря на применение в детских образовательных организациях различного рода профилактических программ, направленных на минимизацию конфликтов в образовательной среде, проблема конфликтного поведения подростков не нашла своего полного разрешения. Это обусловлено тем, что при разработке и внедрении профилактических программ не учитываются многие достаточно значимые моменты. Так, например, при построении профилактической работы не учитывается фрустрационная направленность подростков. Однако, оказывая дезорганизующее влияние на поведение и деятельность человека, фрустрация в своих деструктивных проявлениях негативно влияет на качество жизни и успешность деятельности, в том числе и учебной, и в ряде случаев может приводить к нарушениям

социализации подростка и формированию у него девиантных форм поведения.

Именно поэтому целью исследования, результаты которого освещены в данной статье, стало раскрытие особенностей профилактики конфликтов в образовательной среде у подростков с разным фрустрационным реагированием.

Фрустрация рассматривается в научной литературе как состояние человека, которое выражается в особенностях переживания и поведения, возникающих как реакция на трудности, с которыми приходится сталкиваться на пути к достижению цели, к решению задач, к удовлетворению потребностей. Фрустрация является непременной особенностью любого человеческого общества.

Фрустрация, согласно теории С. Розенцвейга, по своей направленности может быть выражена

тремя формами поведения или реакциями человека, в том числе экстрапунитивной, интропунитивной и импунитивной формах. Экстрапунитивная форма объясняется возникновением внутреннего «подстрекателя» к агрессии, а также внешнеобвинтельными реакциями или направленностью реакции вовне. Человек с подобным реагированием в большей степени склонен считать, что в том, что с ним произошло - виноваты либо какие-то обстоятельство, любо другие люди. С себя такой человек вину снимает практически полностью [1].

Интропунитивная форма отличается аутоагрессией, иначе говоря, обвинением самого себя в неудаче, появлением чувства вины. Человек с интропунитивным реагированием часто в случае неудачи пребывает в подавленном настроении, для него характерным является высокий уровень тревожности.

Что касается импунитивной формы реагирования, то для нее характерным является отношение к неудаче как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию, которое может исправиться со временем. В данном случае человек не обвиняет ни себя, ни других [1].

Фрустрация как психологический феномен рассматривается многими исследователями, вместе с тем, в последнее время все чаще обращаются именно к проблеме поведения подростков в ситуациях фрустрации. В том числе данная проблема рассматривается в трудах С.Т. Беккожановой, Н.Д. Игнатьевой, В. Кавказ, М. Прихожан, И. Рагеек, Н.Н. Толстых, И. Шванцара, M.B. Shure, G. Spivak, М. Chandler и др.

Авторы отмечают, что в силу определенных психологических особенностей, подросткам приходится часто сталкиваться с ярко выраженным стремлением удовлетворить те или иные потребности, которые объективно не во всех случаях могут быть удовлетворены в полной мере. Неудовлетворенность, которую испытывают подростки, является основанием для возникновения фрустрации, неблагоприятно влияющей на развитие подростков [2].

Не менее актуальной является проблема предупреждения и разрешения конфликтов, которые имеют место быть во время учебной деятельности между подростками. Именно поэтому конфликтному поведению, а также способам разрешения конфликтов уделяется достаточно много внимания со стороны исследователей. Согласно определению, предложенному Н.В. Гришиной, под конфликтом следует подразумевать биполярное явление (или

иначе говоря, противостояние двух начал), которое проявляется в активности сторон по преодолению противоречий [3].

Стоит особое внимание обратить на то, что конфликтное поведение соотносится со способами преодоления противоречий в конфликтных ситуациях, то есть имеет непосредственную связь с направлениями реакций фрустрации, а, следовательно, изучение конфликтного поведения целесообразно осуществлять с опорой на направления реакций фрустрации [4].

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов, вместе с тем этот период характеризуется формированием самосознания и собственного мировоззрения. Подростки часто пытаются доказать всем вокруг, что они уже достаточно взрослые, и именно поэтому с их мнением необходимо считаться, а не просто выслушивать его или еще хуже игнорировать [5].

Подростки, которым очень важно доказать то, что они являются значимыми и востребованными, приходится быть участником различных взаимоотношений, что влечет за собой появление достаточно сложной системы взаимообусловленных конфликтов.

Возникновение конфликтов, безусловно, связано с повышенным уровнем агрессивности и враждебности конфликтующих сторон. Наряду с этим не все конфликты приводят к деструктивным последствиям. Многие конфликты способствуют выходу из сложных ситуаций, развитию взаимоотношений и решению определенных проблем. Однако, несмотря на свою направленность (конструктивную или деструктивную), любой конфликт требует своевременного разрешения [6].

Из-за недостаточного внимания к проблеме взаимоотношений детей подросткового возраста в образовательной среде, часто можно наблюдать конфликтные ситуации, которые возникают среди учащихся рассматриваемой возрастной группы. Такое положение вещей способствует в свою очередь закреплению конфликтного поведения у подростков.

Межличностные конфликты возникают среди подростков по разным причинам и могут носить социальный, личностный и даже психологический характер. Вместе с тем, независимо от причин, породивших межличностные конфликты, подростки с экстра-и интропунитивным реагированием ищут разные пути их решения, которые чаще являются деструктивными, неадекватными или

нецелесообразными, именно поэтому возникает необходимость оказания подросткам

определенной помощи, которая будет сводиться к научению конструктивного разрешения конфликтов. Такая помощь может быть оказана в рамках профилактической работы, проводимой психологической службой школы [7].

Профилактическая работа предполагает определенную организацию жизнедеятельности детей подросткового возраста, при которой сами подростки, вступая в социальное взаимодействие, будут избегать конфликтов, а в случае вовлеченности искать конструктивные варианты выхода из конфликтной ситуации. Тем самым можно улучшить общую картину социального взаимодействия в учебной среде [8].

В рамках исследования изучалось конфликтное поведение учащихся с экстра- и интропунитивным реагированием. Базой исследования стала ГБОУ «Романовская школа». Всего в исследовании приняли участие 53 учащихся 10 классов, в возрасте от 15 до 16 лет, в том числе 20 мальчиков и 33 девочки. Респондентам было предложено ответить на вопросы диагностирующих методик:

Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант. (Метод рисуночной фрустрации. / Методика фрустрационной толерантности. / Опросник агрессивности - реакции на обиду); Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации (Методика Томаса).

По результатам фрустрационного теста Розенцвейга было установлено, что среди учащихся подросткового возраста практически с одинаковой частотой встречаются учащиеся с экстра- и интропунитивным реагированием. Так, в 42% случаях для учащихся подросткового возраста во фрустрирующих ситуациях характерны экстрапунитивные реакции. Эти подростки ориентированы на живое или неживое окружение, они осуждают внешние причины фрустрации, при этом в некоторых случаях они требуют разрешения ситуации от другого лица.

У учащихся подросткового возраста, направленность реакции которых на конфликтное взаимодействие является экстрапунитивной, то есть у тех, которые ищут причину возникшей проблемы в поведении других, часто наблюдается расхождение самооценки и оценки окружающих. Они могут отличаться чрезмерной принципиальностью. Различия наблюдаются в мотивах деятельности и целях. Они борются за лидерство даже в кругу своих близких друзей. Более того, у них может отсутствовать умение соотносить себя с другими.

В 51% случаях ведущими у учащихся подросткового возраста являются

интропунитивные реакции. Эти подростки характеризуются направленностью на себя, то есть они принимают вину или же ответственность за исправление возникшей ситуации, при этом они не осуждают фрустрирующую ситуацию. Более того, фрустрирующая ситуация может восприниматься ими как благоприятная.

У учеников, направленность реакции которых на конфликтное взаимодействие является интропунитивной, поведение состоит из противоположно направленных действий. Такие ученики могут быть коммуникабельными, отличаться желанием помочь всем и каждому. Они работают не за оценку, а за идею. Со всеми стараются сохранять дружеские отношения. Эти ученики убеждены в том, что каждый может добиться чего пожелает, только лишь приложив определенные усилия.

В 7% случаях у учащихся подросткового возраста наблюдается преобладание

импунитивных реакций в ситуациях фрустрации, то есть ими рассматриваются фрустрирующие ситуации как нечто незначительное или неизбежное, которое может быть преодолено со временем. Такие подростки не обвиняют окружающих или самих себя. Получается, что доминирующими в ситуациях фрустрации у учащихся подросткового возраста являются экстрапунитивные и интропунитивные реакции, что в целом отражает возрастные особенности детей подросткового возраста.

Поскольку в рамках данного исследования наибольший интерес представляют учащиеся подросткового возраста с экстра- и интропунитивным реагированием, дальнейший анализ результатов осуществлялся за исключением группы подростков с преобладающими импутивными реакциями. Таким образом, в дальнейшем анализировались результаты двух групп: первая группа -подростки с экстрапунитивным реагированием (22 человека); вторая группа - подростки с интропунитивным реагированием (27 человек).

По результатам исследования было установлено, что у подростков с экстрапунитивным реагированием реакция на конфликт чаще выстраивается по типу самозащиты с активной защитой «образа Я». Будучи участниками конфликта, они борются с соперниками, используя различные приемы давления, которые направлены на усиление собственной позиции.

Выбираемое учащимися с экстрапунитивным реагированием защитное поведение

характеризуется неспособностью контролировать ситуации и собственные психологические процессы, вследствие чего происходит усиление негативного эмоционального состояния. Защитное поведение часто могут выбирать учащиеся, которые имеют внутриличностные конфликты. Дело в том, что перенос собственных мотивов поведения, причин неудач на других несколько ослабляет внутреннее напряжение и выступает в качестве копинг-стратегии выхода из стрессовой ситуации, которая образовалась из-за внутриличностного конфликта.

Такие учащиеся не хотят признавать собственные промахи и неудачи и приписывают их другим. Если у них что-то не получается, то виноват всегда кто-то, но не они сами. Была плохо написана контрольная - им помешали, не сделали какую-то важную работу - их отвлекли. То есть, по сути, такие учащиеся переносят собственное недовольство на кого-то другого.

Что касается учащихся с интропунитивным реагированием, то они направляют порицание и осуждение против себя самих, при этом доминирующим является чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Признавая свою вину, они отрицают собственную ответственность и призывают на помощь смягчающие обстоятельства.

Согласно выявленным особенностям конфликтного поведения подростков с различным реагированием, были предложены различные варианты решения имеющихся у подростков проблем в рамках проведения профилактической работы. Все предложенные варианты, которые представлены ниже, рассчитаны, прежде всего, на изменение направленности поведения подростков в конфликтных ситуациях (то есть на минимизацию выбора деструктивных форм разрешения конфликтных ситуаций).

1. Прежде всего, несмотря на вид фрустрационного реагирования, как отмечалось ранее, необходимо создавать условия, в которых подростки будут чувствовать себя не только защищенно, но и достаточно комфортно с психологической точки зрения. Создание подобных условий (также предполагающих сплочение коллектива) предполагает обогащение и расширение психологических знаний как у учителей, так и у родителей. Поскольку в рамках такого образовательного учреждения как школа для подростков основной и даже главной фигурой является классный руководитель, необходимо чтобы классные руководители проводили работу, способствующую сплочению класса. Таким образом, первым направлением

профилактической работы стало сплочение коллектива через проведение классных часов, приобщение всех учащихся к совместной деятельности (участию в различных конкурсах, олимпиадах, исследованиях, посещения культурных мероприятий и т.д.). Параллельно проводилась работа с учителями, которые в рамках круглых столов, индивидуальных консультаций знакомились с конструктивными способами разрешения конфликтов, а также со способами сплочения коллектива учащихся.

2. Помимо просветительской работы была организована психопрофилактическая работа, которая носила систематический и целенаправленный характер. В рамках подобной работы психолог школы работает не только по предупреждению возможности появления неблагоприятного психологического климата при формировании группы, но также отрабатывает отдельно с подростками с разным фрустрационным реагированием проблемные места. Так, у подростков с экстрапунитивным реагированием в рамках данного направления ведется работа по снижению уровня агрессивности и враждебности (в том числе подозрительности и обидчивости); а у подростков с интропунитивным реагированием повышается уровень самооценки, стабилизируется уровень притязаний. С этой целью подростков привлекают к участию в различных тренингах и психопрофилактических программах.

3. Еще одним из направлений профилактической работы стало психоконсультирование, направленное на оказание помощи учителям, учащимся и родителям при систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса учащихся.

4. Психодиагностика позволяет вовремя выявлять и корректировать особенности учащихся с разным фрустрационным реагированием, негативно влияющим на межличностные взаимодействия, способствующим провоцированию конфликта, а также его деструктивному разрешению. По результатам диагностики составляется программа по работе с подростками с различным фрустрационным реагированием.

Для того, чтобы проверить эффективность предложенных форм профилактики конфликтов, был проведен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент также проводился на базе ГБОУ «Романовская школа». В нем приняли участие 53 учащихся 8-х и 9-х классов, в возрасте от 15 до 16 лет, в том числе 20 мальчиков и 33 девочки. После того, как с респондентами была проведена первичная

диагностика, которая позволила выявить, какие способы разрешения конфликтов выбирают подростки, все подростки, принявшие участие в исследовании, были разделены на две группы, равнозначные по способам реагирования на

конфликт. Равнозначность разделения выборки была подтверждена статистически с помощью и-критерия Манна Уитни: контрольная группа (27 человек) и экспериментальная группа (26 человек).

Таблица 1. - Равномерность распределение подростков на группы

Типы поведения в конфликте КГ ЭГ Стандартное отклонение и-критерий Манна Уитни Уровень значимости

Соперничество (конкуренция) 35,9 32,6 1,893 218,000 0,950

Приспособление 28,4 26,7 2,186 315,000 0,840

Компромисс 12,3 13,4 0,711 202,000 0,725

Избегание 34,8 35,4 0,922 214,000 0,424

Сотрудничество 16,0 17,2 1,184 199,000 0,235

Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что между двумя группами нет статистически значимых различий, то есть эти группы могут считаться равномерными по выбору поведения в конфликтных ситуациях.

Профилактическая работа проводилась только с подростками экспериментальной группы на протяжении учебного года. По окончанию

учебного года была проведена повторная диагностика с использованием тест-опросника К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации (Методика Томаса). Полученные результаты представлены ниже в таблицах 2,3.

Прежде всего, были проверены изменения, произошедшие в экспериментальной группе, см. таблицу 2.

Таблица 2. - Результаты педагогического эксперимента в экспериментальной группе

Типы поведения в конфликте I этап II этап Стандартное отклонение и-критерий Манна Уитни Уровень значимости

Соперничество 34,1 14,3 0,501 54,000 0,007**

Приспособление 26,6 25,9 0,477 219,000 0,253

Компромисс 10,5 33,5 0,710 16,000 0,003**

Избегание 33 15,2 1,093 79,500 0,009**

Сотрудничество 14,2 30,5 1,333 97,000 0,001**

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что профилактическая работа в экспериментальной группе была достаточно плодотворной и эффективной. Эффективность и плодотворность были достигнуты за счет работы по всем выше обозначенным направлениям (создание необходимых условий, психопрофилактика, психоконфультирование, психодиагностика). Такой подход к профилактической работе позволил стабилизировать различные отклонения и нарушения психологического характера у подростков с экстра- и интропунитивным реагированием, обучить подростков с экстра- и интропунитивным реагированием умело предъявлять требования друг к другу. Проведенная работа способствовала

формированию здоровой психологической атмосферы, в том числе за счет организации

увлекательных мероприятиях объединяющего характера, а также за счет добавления положительных традиций в коллектив.

Для того, чтобы дополнить имеющуюся картину, был проведен сравнительный анализ способов реагирования на конфликт подростков контрольной и экспериментальной групп после проведения профилактической работы. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о том, что чем раньше начнет проводиться профилактическая работа, тем более высокими будут ее эффективность и плодотворность, которые позволят учащимся независимо от направления фрустрационных реакций конструктивно решать любые конфликты, при этом минимизируя возможность появления деструктивных способов разрешения конфликта.

Таблица 3. - Сравнительный анализ способов реагирования на конфликт подростков экспериментальной и контрольной групп

Типы поведения в конфликте КГ ЭГ Стандартное отклонение u-критерий Maннa Уитни Уровень значимости

Соперничество 32,4 12,б 1,343 52,5QQ Q,Q18*

Приспособление 24,9 18,7 1,744 222,5QQ Q,125

Компромисс 8,8 31,8 Q,351 14,5QQ Q,Q42*

Избегание 31,3 13,5 Q,734 78,QQQ Q,QQ5**

Сотрудничество 12,5 28,8 1,817 95,5QQ Q,Q19*

Также стоит обратить внимание на то, что результаты исследования показали, что приспособление является единственным стилем реагирования на конфликт, который не обнаружил значимых различий между респондентами экспериментальной и

контрольной групп. Это позволяет предположить, что такой тип поведения как приспособление может проявляться у подростков с различным типом фрустрационного реагирования.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что образовательная среда представляет собой пространство, в котором вступают во взаимодействие участники образовательного процесса. Одним из возможных результатов подобного взаимодействия являются конфликты, вызванные несовпадением интересов, мнений, взглядов и целей. Систематическое возникновение конфликтов приводит к тому, что в образовательной организации начинает все

более преобладать негативный настрой, а также психологически неблагополучный климат. Это, безусловно, способствует снижению

результативности образовательного процесса.

Профилактическая работа, проводимая в образовательном учреждении и учитывающая направленность фрустрационного реагирования подростков, будет способствовать решению проблем, связанных с деструктивными формами реагирования в конфликтах.

Так как в рамках профилактической работы будут учитываться фрустрационные реакции подростков, предполагающих различные психологические особенности, такая работа также поспособствует гармоничному развитию личности подростков, привитию моральных ценностей и социальной компетентности. Основное требование для того, чтобы профилактическая работа была эффективной -это своевременность, систематичность и непрерывность ее проведения.

1. Брель Е.Ю. К вопросу о взаимосвязи типов и направлений реакции на фрустрацию с видами агрессивного поведения у подростков / Е.Ю. Брель, М.В. Тихонова. - М.: Психотерапия, 2017. - 259 с.

2. Субботина С.Н. Конфликтное поведение учащихся с экстра- и интропунитивным реагированием / С.Н. Субботина, А.А. Николаева, И.А. Савченко // Педагогика и просвещение. - 2018. - № 4. - С. 122-130.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М., 2015. - 408 с.

4. Смирнова Т.С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Т.С. Смирнова, А.А. Ручкина // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 706-708. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive

5. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология / Т.В. Драгунова. - М.: Академия, 2011. - 356 с.

6. Ершов А.А. Психология конфликтов / А.А. Ершов. - Спб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. - 296 с.

7. Иванов А.А. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте: дисс. ... канд. пед. наук / А.А. Иванов. - М., 2017. - 210 с.

8. Огородник С.И. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте / С.И. Огородник, Л.В. Лященко // Молодой ученый. - 2016. - № 24. - С. 296-299.

Сведения об авторах:

Николаева Алла Алексеевна (г. Mосквa, Россия), кандидат социологических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» ФГБОУ ВО MTIII1У. e-mail: nikolaevaaa@mgppu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субботина Светлана Николаевна (г. Mосквa, Россия), педагог-психолог ГБОУ Романовская школа г. Mосквы, e-mail: s.svetlana.Q7@mail.ru

Data about the authors:

A. Nikolaeva (Moscow, Russia), Candidate of Sociological Sciences, associate Professor of the Department "Theory and practice of management", e-mail: nikolaevaaa@mgppu.ru

S. Subbotina (Moscow, Russia), educational psychologist SEI Romanovskaya school city of Moscow, e-mail: s.svetlana.Q7@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.