вокруг бизнеса
финансы
Фронт работ
Корпоративные финансы традиционно считаются более «скучной» сферой, чем розничные услуги. Но бурное развитие Интернета делает и этот сектор все более инновационным.
Во второй половине 2012 года Businessweek опубликовал статью «Enterprise Startups Come of Age», оценивающую перспективы, которые открываются перед ориентированными на работу в корпоративном секторе стартапами. Главный вывод: технологические стартапы игнорируют b2b-сегмент объемом $500 млрд и интересуются прежде всего решениями для массового рынка. Тем временем Google выпустила книгу «Mobile Playbook». Это путеводитель для компаний традиционного сектора, объясняющий, почему им давно пора оседлать мобильный тренд и как это может отразиться на их бизнесе. Разумеется, мобильные приложения подходят не всем. Но в целом возможность использования дистанционных каналов очень многими организациями «старой закваски» очень сильно недооценена.
Поводов для того, чтобы начать серьезное обсуждение интеграции современных технологий в деятельность компаний, относящихся к «консервативным» рынкам, все больше. И это касается не только гигантов, лидеров в своих отраслях. Как раз для самих себя крупные корпорации в состоянии разрабатывать мобильные и интернет-сервисы, тогда как в сегменте малого и среднего бизнеса подобных продуктов, упрощающих «выход в онлайн», создается катастрофически мало. По крайней мере в России.
2012 год не ознаменовался в нашей стране коренным переворотом в сфере мобильных и сетевых финансовых сервисов. Все интересные проекты в этом сегменте
(например, Basecamp, российским аналогом которого является «Мегаплан») были запущены ранее и в прошлом году не продемонстрировали фундаментальных прорывов. Исключением могут считаться, пожалуй, лишь сервисы по ведению бухгалтерии в онлайне для малого и среднего бизнеса, представленные в России быстро развивающимися проектами «Мое дело» и «Эльба». Однако инвесторы всерьез заинтересовались проектами, связанными с управлением финансами в режиме онлайн. И интерес этот отныне будет только нарастать.
В конце прошлого года «воспитанники» венчурного фонда Y Combinator привлекли $6,1 млн инвестиций под проект Zen-Payroll — «облачный» сервис по работе с заработной платой. Компании, деятельность которых непосредственно связана с финансовым сектором, начинают осознавать важность существования удобных онлайн-платформ и готовы вкладывать средства в подобные решения. Причем это происходит во всем мире. Так, интересные эксперименты в области онлайн-сервисов по управлению собственными финансами, консалтингу, прогнозированию финансовых потоков и управлению ими реализуют сегодня и австралийские банки — PNC (продукт PNC CFO) и ANZ (управление финансами компании со смартфона).
Однако очевидно, что молодым компаниям не хватает универсальных инструментов для создания эффективных онлайн-приложений по упрощенной схеме. Реакцией рынка на потребности бизнеса стало появление проектов, призванных облегчить компаниям выход в онлайн. Не случайно венчурный фонд Runa Capital инвестировал $1,5 млн в международный проект из России Ecwid. Ульяновская
компания продвигает конструктор интернет-магазинов, который позволяет заниматься электронной коммерцией на любом сайте, в том числе в социальных сетях.
Очень интересен еще один проект для малого и среднего бизнеса из России, который сразу же был запущен как международный. Речь идет о конструкторе мобильных приложений My-Apps.com. За 15 минут без особых знаний и усилий пользователь может создать мобильное приложение для себя или своего бизнеса. Все желающие смогут найти и скачать базовый инструментарий в AppStore или GooglePlay. Клиенты не только узнают ваш адрес и телефон, но и будут видеть, какие товары у вас есть в наличии, каковы текущие цены на них. Но главное — покупать можно прямо с телефона, по банковской карте или в кредит. А попутно — автоматически получать скидки и бонусы, которые вы сами определите для своих клиентов.
Сервис предлагает малому и среднему бизнесу заработать на волне «Web 3.0». Ведь именно с помощью смартфонов и планшетов (куда чаще, чем с персональных компьютеров!) потенциальные клиенты выходят в Интернет и совершают покупки. Стоит ли удивляться, что My-Apps.com, только появившись, сразу же привлек большое внимание пользователей из США, Китая и России.
Скептики утверждают, что в российских регионах предприниматели «не включают» компьютер, не пользуются планшетами и сталкиваются с отсутствием стабильного доступа в Интернет. Что же, можно и дальше жаловаться на жизнь. Но всегда находится кто-то, кто предвосхищает события на рынке и, по сути, создает его.
Вопрос — на чьей стороне находитесь вы сами? ■
бизнес-журнал апрель #4 2013
12