Научная статья на тему 'Фронт национального спасения и его роль в политических процессах в России в 1992 году'

Фронт национального спасения и его роль в политических процессах в России в 1992 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
520
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фронт национального спасения / объединённая оппозиция / русский национальный собор / политическая декларация левой и правой оппозиции / коммунисты / государственное вмешательство в экономику / борьба с преступностью
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фронт национального спасения и его роль в политических процессах в России в 1992 году»

УДК 329

ФРОНТ НАЦИОНАЛЬНОГО СПАСЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ В РОССИИ В 1992 ГОДУ

Одной из особенностей развития политической ситуации в начале 1990-х годов явилось появление радикальной оппозиции действующей власти (имеется в виду сначала М.С. Горбачёв, а затем Б.Н. Ельцин и его команда) как справа (в данном случае речь идёт о патриотах-государственниках и русских националистах), так и слева (имеются ввиду коммунисты). При этом в указанный период наблюдались попытки объединения столь разноплановых политических сил в единую организации. Среди таковых можно отметить Координационный совет народнопатриотических сил России, Всероссийское патриотическое движение «Отчизна», Российское народное собрание, Русский национальный собор. Самой же значимой структурой такого рода в итоге стал Фронт национального спасения (ФНС).

Главными инициаторами создания данной организации являлись В. Аксючиц, И. Константинов и А. Проханов. Идейной основой ФНС следует считать «Политическую декларацию левой и правой оппозиции», подписанную 21 сентября 1992 года более чем 30-ю видными оппозиционерами1. Данный документ не только дежурно заявлял о том, что страна стоит на грани катастрофы, обвинял в этом Б. Ельцина и его команду и напоминал о нелегитимности Беловежских соглашений, но также заявлял о необходимости осуществления экстренных антикризисных мер. К таковым относились:

1. сбалансирование бюджета только при условии возрождения базовых отраслей экономики;

2. воссоздание федеральных органов согласованного экономического управления;

3. восстановление соотношения потребительских цен и заработной платы на уровне августа 1991 г.

4. вместо «обвальной» приватизации проведение демонополизации и разгосударствления секторов народного хозяйства и обеспечение беспрепятственного выбора гражданами формы собственности—общенародной, коллективной и частной.

5. придание всем формам аграрного производства статуса приоритетного объектом государственных инвестиций;

6. положение в основу внешнеэкномической политики государственного регулирования.

Кроме того, в «Декларации» говорилось об объединении во имя национальногосударственного спасения и для сохранения России как великой державы2.

Следующим шагом на пути создания указанного объединения было подписание 1 октября 1992 г. соглашения о создании «объединенной оппозиции», опубликованием в ряде оппозиционных газет программного документа — «Обращения к гражданам России Оргкомитета Фронта национального спасения»3 и формирование оргкомитет «Конгресса национального спасения». Основными положениями «Обращения к гражданам...» были:

1) необходимость создать правительство национального спасения, способного предотвратить приближающийся крах государства;

1 Политическая декларация левой и правой оппозиции // День (Москва). 1992. 25-31 окт. С.2-3.

2 Там же.

3 Обращение к гражданам России Оргкомитета Фронта национального спасения // День. 1992. 11-17 окт. С.11.

АЛ. ФОМЕНКОВ

Статья посвящена довольно-таки актуальной теме. Объектом исследования автора является Фронт национального спасения—самая значимая оппозиционная организация, объединившая в 1992-1993 гг. всех наиболее активных противников тогдашнего Президента России Б.Н. Ельцина и его команды. Предметом исследования явились обстоятельства возникновения, программные установки и особенности функционирования ФНС в 1992 г.

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Ключевые слова: Фронт национального спасения, объединённая оппозиция, Русский национальный собор, Политическая декларация левой и правой оппозиции, коммунисты, государственное вмешательство в экономику, борьба с преступностью.

2) наведение в стране порядка и борьба с преступностью, спекуляцией, коррупцией и беззаконием;

3) прекращение реформ Ельцина-Гайдара, в том числе «обвальной» приватизации;

4) установление контроля за ценами и приведение зарплат в соответствие с уровнем цен;

5) воссоздание нарушенных после распада СССР хозяйственных связей;

6) восстановление единства страны, преодоление межнациональных конфликтов, роспуск незаконных вооружённых формирований;

7) восстановление обороноспособности государства;

8) государственная поддержка и обеспечение всех необходимых условий для развития науки, образования, здравоохранения, культуры и искусства4.

Что касается Оргкомитета, то в его состав вошли представители парламентского блока «Российское единство» (Исаков и др.), парламентских фракций «Гражданское общество» (Челноков) и «Промышленный союз» (Беспалов), а также движения «Союз» (Алкснис), Координационный совет народно-патриотических сил (Зюганов), Конституционно-демократическая партия-Партия народной свободы (Астафьев), Российский общенародный союз (Бабурин, Павлов), Национально-республиканская партия России (Лысенко) и рядом других, прежде всего некоммунистических организаций. Из коммунистов в подготовке создания Фронта участвовала лишь Российская коммунистическая партия (РПК); другие же, в том числе и наиболее крупные на тот момент-РКРП (в ней даже чуть было не произошёл раскол по вопросу о вступлении ряда лидеров в состав ФНС5), Социалистическая партия трудящихся и Союз коммунистов не оказали поддержки ФНС, считая, что не могут занять в нём серьёзные позиции и у них не получится отстаивать свои идеи6. Соглашение было подписано также представителями Российского христианско-демократического движения (Константинов), РКРП (Косолапов) и «Русского национального собора» (Стерлигов), однако позже эти организации отказались вступать в ФНС.

В период между публикацией Обращения Оргкомитета ФНС и его Учредительным конгрессом активистами была проделана большая работа — так, группы поддержки Фронта появились в 56 регионах страны и 10 республиках бывшего СССР. «К середине октября в России не было ни одного крупного города, где бы ни были образованы инициативные группы или комитеты Фронта национального спасения, а общее их количество давно перевалило за 100»7. Создавали указанные структуры местные отделения «Трудовой России», РОСа, Российского народного собрания, а также представители казачества и иных организаций патриотической и коммунистической направленности.

«Конгресс национального спасения» состоялся 24 октября 1992г. в большом зале Парламентского центра России8. Именно на нём и был учрежден «Фронт национального спасения», приняты Устав и Манифест, утвержден Политсовет (его членами «на организационный период» автоматически стали члены оргкомитета Конгресса), позже избравший сопредседателей ФНС (ими первоначально стали М.Г. Астафьев, С.Н. Бабурин, Г.А. Зюганов, В.Б. Исаков, И.В. Константинов, А.М. Макашов, Н.А. Павлов, Г.В. Саенко и В.А. Иванов9). Главой исполнительного комитета ФНС стал И.Константинов, его заместителями — Шмаков и Акимов10.

В плане представительства это мероприятие затмило даже июньский съезд Русского национального собора11-- в нём участвовало более 1400 делегатов из 13 бывших союзных рес-

4 Там же.

5 Ампилов В. Наша борьба М.: «Трудовая Россия», 2002. С.107.

6 РПК участвует в создании Фронта национального спасения // Мысль (Москва). 1992. №9(19). С.2.

7 Войтехов М. [Пресс-конференция парламентской оппозиции] // Бюллетень левого информцентра (Москва). 1992. №43. С.5.

8 Садчиков А. «Цвет нации» на Цветном бульваре // Экспресс—хроника (Москва). 1992. №43(273). С.1.

9 Информационное сообщение о Конгрессе Фронта национального спасения // Наша Россия. 1992. №21(45). Спецвыпуск ФНС (Москва). С.1.; Современная политическая история России (1985—1997 годы). Хроника. М.: РАУ-Корпорация, 1997. Т.1. С.415.

10 Яничкин В. [Учредительный Конгресс Фронта национального спасения] // Бюллетень левого информцентра. 1992. №44. С.3.

11 Янов А. После Ельцина: «Веймарская» Россия. М.: КРУК, 1995. С.50.

публик (отсутствовали граждане Узбекистана и Таджикистана)12. Отметим также, что при принятии Устава было решено не ограничивать деятельность только территорией РФ, что свидетельствовало о желании активистов распространить её на территорию всего бывшего СССР. По этой же причине не нашло поддержки предложение некоторых делегатов назвать организацию ФНС России13. Тем самым делалась заявка не только на непризнание итого Беловежских соглашений, но и на возможность воссоздания СССР по инициативе снизу, при опоре на местные структуры ФНС. Кроме того, на Конгрессе ФНС была принята резолюция в поддержку созыва Съезда народных депутатов СССР14.

Была также принята декларация о примирении «красных» и «белых», носившая, по мнению членов ФНС, исторический характер15 (впрочем, следует заметить, что подобные идеи высказывались ещё ранее лидерами Русского национального собора16). Последний документ, кстати, был единственным, принятым на Конгрессе не единогласно — против голосовало 37 человек17. Фактическим лидером объединения стал Илья Константинов.

Лидеры Фронта считали необходимым смену власти в масштабах всей страны конституционными методами18 (правда, порой, заявлялось и о праве народа на защиту своих прав, равно как и действующей Конституции с оружием в руках19 (этот тезис был особенно любим В. Астафьевым), а также содержался призыв к личному составу вооружённых сил, органов МВД и госбезопасности переходить на сторону народа20 (т.е., по сути, нарождающегося Фронта), что давало основание противникам утверждать об угрозе гражданской войны, которую связывали с ФНС21). Ими предусматривался также вариант новых парламентских выборов (хотя именно Съезд народных депутатов и Верховный совет являлись в тот период основным полем политической борьбы для оппозиции22) в том случае, если не удастся силами действовавших на тот момент народных депутатов сместить с поста премьер-министра Е.Т. Гайдара23 и создать правительство профессионалов, патриотов, государственников24. Предполагалось также, что ФНС гармонично совместит в себе парламентскую и внепарламентскую оппозицию, а также создаст комитеты, которые в условиях национальной катастрофы возьмут на себя роль альтернативной власти25.

Что касается «Манифеста ФНС», то этот хотя и не большой, но, тем не менее, программный документ, он состоял из 4 частей. Они были озаглавлены «Что происходит?», «Кто виноват?», «Что делать?» и «Как действовать?». Авторами декларировалось, что именно вышеозначенные вопросы встают в 1992 году перед каждым честным человеком, а Фронт национального спасения даёт на них ясные и прямые ответы. В первой части «Манифеста» говорилось о разрушении государства (речь шла о СССР), о многочисленных межнациональных конфликтах, о неспособности российского руководства проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, о разрушении обороноспособности страны, о развале экономики и обнищании населения, о росте преступности. В завершении заявлялось о том, что «страна стоит на пороге всеобщей гражданской войны, хаоса и анархии»26 (А.Ф.-курсив принадлежит авторам документа).

12 Яничкин В. Указ. соч. С.2.

13 Яничкин В. Указ. соч. С.3.

14 Резолюция по выступлению председателя Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР С.З. Умалатовой // Наша Россия. 1992. №21(45). Спецвыпуск ФНС. С.1.

15 Казинцев А. Самоубийство под контролем // Наш современник. 1993. №9. С.150.

16 Александр Стерлигов: «Я надеюсь стать мэром Москвы» // Правда. 1992. 8 окт. С.2.

17 Руденко С. Рабочим слов не предоставили и не. // Сообщает ИРА (Москва). 1992. №30(34). С.4.

18 Политическая декларация левой и правой оппозиции // День (Москва). 1992. 25-31 окт. С.3.

19 Коротко // Независимая газета. 1993. 11 марта. С.3.

20 Обращение к личному составу вооружённых сил, органов МВД и Государственной Безопасности // Наша Россия—Вестник ФНС. 1992. №22(46). С.1.

21 Садчиков А. Фронт легализован — впереди война // Экспресс—хроника. 1993. №14(296). С.1.

22 Чугаев С. Коммунисты, националисты и монархисты заключили союз для свержения президента России // Известия. 1992. 19 сент. С.1.

23 Тодрес В. Фронт национального спасения: слияние трёх лун // Независимая газета. 1992. 27 окт. С.2.

24 Фролов А. Отечество в опасности, медлить нельзя // Советская Россия. 1992. 27 окт. С.1.

25 Вывести политику на публичный уровень. Интервью с лидером Фронта национального спасения И.Константиновым. // Учредительное собрание (Санкт-Петербург). 1993. №1(25). С.2.

26 Манифест Фронта национального спасения // Наша Россия. 1992. N.21(45). С.4.

28 октября 1992 г. президент РФ Б.Н. Ельцин своим указом № 1308 «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации»27 распустил оргкомитет Фронта, поскольку ряд документов и резолюций, противоречил действующему законодательству28. Кроме того, запрещая Фронт Б.Н. Ельцин апеллировал и к общественному мнению на Западе, заявляя в СМИ про ФНС, что «Это страшная опасность, но на Западе этого пока не понимают»29. Сам по себе этот указ являлся действием достаточно абсурдным, так как Оргкомитет ФНС и так прекратил свое существование в рабочем порядке в момент создания самого Фронта30. Фактический лидер новообразования И. Константинов, отмечая абсурдность Указа, отмечал также, что прежде чем запретить организацию её следовало зарегистрировать в министерстве юстиции31. Отметим также, что сомневались в законности Указа №1308 не только россияне — так, аналогичным образом высказались даже английские юристы на страницах «Times»32.

Но, несмотря на вышеуказанные обстоятельства, текст Указа был весьма небезынтересен и заслуживает отдельного рассмотрения. В нём фигурировало понятие «экстремизм», но отсутствовало какое-либо его определение, что создавало принципиальную неясность в восприятии Указа. В ситуации же крайнего идеологического разброда и широкомасштабного политического противостояния, которые имели место в 1992-1993 гг., такая степень неясности делала данный юридический документ неисполнимым33. Как известно, Указ называл два основных негативных явления, связанные с Фронтом национального спасения - «незаконные действия, рассчитанные на провоцирование беспорядков и дестабилизацию ситуации в обществе» и «создание антиконституционных структур и незаконных военизированных формирований». И то и другое, в определённой степени имело место. Под «антиконституционными структурами», вероятно, подразумевался созданный усилиями радикально-коммунистических депутатов распущенного Съезда народных депутатов СССР временный Президиум Верховного Совета СССР (впрочем, следует отметить, что, несмотря на крах СССР в декабре 1991 года, на VI съезде народных депутатов России в апреле 1992 оппозиционному блоку «Российское единство» удалось добиться сохранения в тексте тогдашней Конституции четырёх упоминаний о существовании Союза ССР, в который входит Россия34, т.е. правовые возможности для существования такого рода органов всё-таки имелись). Кроме того, многие организации, вошедшие в состав Фронта, ставили под сомнение саму легитимность государственной власти России (это касалось прежде всего постов Президента РФ и президентов республик, входящих в состав России) и признавали легитимность восстания против этой власти.

В Указе о ФНС также говорилось, что его «цели направлены на разжигание национальной розни, представляют реальную угрозу целостности Российской Федерации и независимости соседних независимых государств, что противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Такие обвинения в адрес ФНС должны были бы выдвигаться, по закону, не Президентом, а Прокуратурой или Министерством юстиции, и лишь затем рассматриваться в суде. Обвинения эти были не беспочвенны (касались они прежде всего наиболее радикальных политиков, вошедших в состав движения), но запрет на их основании президентским указом явно шёл вразрез с действовавшим тогда законом (ещё союзным) «Об общественных объединениях» от 9 октября 1990 г.35, так как согласно ст. 22, «общественное объединение ликвидируется по решению суда (курсив мой-А.Ф.) в

27 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 44. Ст.2518. С.3292-3293.

28 Зуйченко А. ФНС не распущен, но создание его пресечено // Независимая газета. 1992. 31 окт. С.2.

29 Неоправданные подозрения // Советская Россия. 1992. 26 окт. С.1.

30 Левченко М. Президент подписал. // Народный депутат. 1992. №17. С.27; Троицкий, Н. Илья Константинов: «Запрещать уже нечего» // Мегаполис-Экспресс. 1992. 4 нояб. С.22.

31 Троицкий, Н. Илья Константинов: «Запрещать уже нечего» // Мегаполис-Экспресс. 1992.

4 нояб. С.22.

32 Кротков А. К соглашению не пришли. Ограничились запретом. // Рабочая трибуна (Москва). 1992. 30 окт. С.3.

33 Верховский А. Политика государства по отношению к национал-радикальным объединениям. 1991-2001 гг. М.: РОО “Центр “Панорама”, 2002.С.35.

34 Гарифуллина Н. Наперекор интригам // Советская Россия. 1992. 23 апр. С.1.

35 Закон Союза Советских Социалистических Республик «Об общественных объединениях» // Правда. 1990. 16 окт. С.3.

случае совершения общественным объединением действий, предусмотренных частью второй статьи 3 настоящего Закона».

Имелись также и иные минусы данного юридического документа — так, Указ содержал неправовую риторику: в нём, в частности, говорилось об объединениях, «не зарегистрировавших свой устав» и тех, чья деятельность направлена на «дискредитацию органов государственной власти путем распространения заведомо ложных сведений». Между тем, тот факт, первое из указанных обстоятельств, не являлось (и даже сейчас не является) правонарушением, отсутствие регистрации всего лишь лишает такое объединение прав юридического лица. Не являлась нарушением какого бы то ни было закона и «дискредитация органов государственной власти путём распространения заведомо ложных сведений». Здесь авторы Указа, видимо, вспомнили отменённую ещё 11 сентября 1989 г.36 ст.1901 УК РСФСР, посвященную клевете на (тогда еще советский) государственный строй37.

Как следствие, вполне очевидным стало решение Конституционного Суда, принятое в феврале 1992 года, которым пункт указа Б.Н. Ельцина о запрете Фронта объявлялся недействительным38, а затем, 30 марта 1993 г. министерство юстиции зарегистрировало ФНС как общественно-политическое движение39. Отметим также, что, несмотря на действовавший несколько месяцев запрет, ФНС продолжал существовать в период с октября 1992 по февраль 1993 года де-факто, а, по мнению некоторых экспертов, после указа о своём запрете только активизировался40. Единственным минусом Указа можно считать лишь то обстоятельство, что к ФНС не примкнули некоторые главы регионов, готовые первоначально пойти на такой шаг из-за несогласия с курсом, проводимым российским руководством. В этот период активно обсуждались планы дальнейших действий ФНС и продолжалась выработка идеологии движения.

Огромное внимание уделялось прежде всего экономическим вопросам. Главным разработчиками экономической программы Фронта являлись директор Воронежского механического завода Георгий Костин и экономист Сергей Губанов. Предполагаемые ими и их соратниками меры государственного вмешательства (восстановление механизма промышленных заказов в промышленности; введение регулирование ценообразования; построение инвестиционной политики на прямых государственных инвестициях; отказ от уменьшения бюджетных расходов; недопущение искусственного ограничения денежной массы; наполнение бюджета за счёт стимулирования производства), изложенные впоследствии в брошюре «Новый курс России», по сути совпадали с экономической платформой «Гражданского союза»41.

Во внешнеполитической области предполагалось пересмотреть международные соглашения, заключённые в период правления М.С. Горбачёва и Б.Н. Ельцина, которые наносят ущерб международному положению страны42, и, что едва ли не самое главное, восстановить СССР43. Другой важнейшей внешнеполитической проблемой, с точки зрения, членов Фронта, была южнокурильская. Кроме того, именно активистами ФНС была по-настоящему осмыслена ситуация со статусом Севастополя (отметим, что крымская проблема представителями оппозиции, естественно, поднималась и до сентября 1993 г., но отдельно севастопольский вопрос не поднимался44).

36 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. №37. Ст.1074. С.116.

37 Уголовный кодекс РСФСР с изменениями и дополнениями на 1 января 1978 г. с приложением постатейно-систематизированных материалов. М.: Юридическая литература, 1979. С.63.

38 Чуракова О. И суд прав. И Фронт цел // Новое время. 1993. №8. С.9.

39 Садчиков А. Фронт легализован — впереди война // Экспресс—хроника. 1993. №14(296).С.1.

40 Баталов Э. Кому нужна вся эта конфронтация? // Народный депутат. 1992. №17.С.28.

41 Тодрес В. Фронт национального спасения: слияние трёх лун // Независимая газета. 1992. 27 окт. С.2.; Цуканова Л. «Гражданский союз» предпочитает правых? // Российские вести. 1992. 13 нояб. С.1.

42 Политическая декларация левой и правой оппозиции // День (Москва). 1992. 25-31 окт. С.3.

43 Константинов И. Внутриполитическая борьба и внешняя политика // Юридическая газета. 1993. №28. С.9; Неоправданные подозрения // Советская Россия. 1992. 26 окт. С.1; Трегубова Е. Народо-патриоты ждут войска ООН и формируют Фронт Национального Спасения // Независимая газета. 1992. 2 окт. С.2.

44 Шурыгин В. Куда плывёт Крым? // День. 1991. 24-30 нояб. С.2; Бабурин, С. Формально и по существу // Советская Россия. 1992. 25 апр. С.1.

Существенное внимание уделялось также вопросу о борьбе с преступностью. С этой целью предлагалось создавать силы самообороны, которые бы охраняли правопорядок совместно с подразделениями МВД, МБ и МО. В их состав предполагалось включить не только боевые дружины, но также и специально созданные разведывательные и контрразведывательные структуры. Вооружить членов сил самообороны руководители ФНС намеревались газовым, холодным и огнестрельным оружием45.

Вышеуказанные меры были весьма популярными у значительной части населения, что заставляло экспертов всерьёз рассматривать возможность прихода ФНС к власти. Не случайно, что это событие считали вероятным представители бизнес—элиты и даже некоторые влиятельные политические круги на Западе (так, определённое «прощупывание» ФНС осуществил в начале 1993 года 37-й президент США Р. Никсон, имевший продолжительную и обстоятельную беседу с И. Константиновым46).

Достаточно неоднозначным было отношение к Фронту национального спасения у других оппозиционных организаций в России. Так, один из инициаторов создания ФНС В. Аксючиц отмежевался от Фронта47, заявив о безнравственности соглашений с коммуниста-ми48 и о необходимости создания некоммунистической оппозиции49. Прохладно к созданию Фронта отнёсся и лидер Русского национального собора А.Н. Стерлигов. Так, поначалу он попытался объявить ФНС составной частью Собора, благо даже сочетание «национального спасения» применительно к организации впервые было упомянуто именно в документе РНС, а именно в «Преображении России»50. Кроме того, представители ряда национальнопатриотических партий и организаций, входящих в Русский Национальный Собор, выступили с заявлением, в котором выразили несогласие с созданием ФНС как «альтернативной структуры, претендующей на поглощение Собора». Авторы заявления подчеркнули, что РНС является наиболее общей формой объединения национально-патриотических организаций, и расценили созыв Конгресса ФНС как «попытку перехватить политическую инициативу и лидерство у РНС, расколоть русское национально-освободительное движение». Было предложено считать Конгресс съездом РНС51, однако этот шаг успеха не имел52. Мало того, «Заявление» ряда сторонников Русского национального собора, содержащее критику в адрес Конгресса национального спасения, не было оглашено 24 октября 1992 года на Конгрессе ФНС53. Чуть позднее члены думы РНС, вошедшие в состав Фронта (А.П. Баркашов, Г.А. Зюганов, В.И. Илюхин, А.М. Макашов, В.Г. Распутин, И.П. Шадрина), осудили в специальном заявлении А.Н. Стерлигова54. Эти обстоятельства указывали, что ФНС фактически перехватил инициативу на оппозиционном политическом поле у Русского национального собора.

При этом основное отличие Фронта национального спасения от РНС выражалось прежде всего в большем удельном весе коммунистической составляющей. Именно коммунисты сделали ФНС массовой организацией, в то время как патриоты — государственники в большей степени вырабатывали стратегию и тактику движения. Впрочем, первоначально ситуация была иной, что отмечалось, например, в Резолюции ЦК Российской партии коммунистов55, но изменения в указанном нами выше направлении произошли

45 Зотов Г. ССовцы, наденьте ордена // Новое время. 1993. №37. С.2; Нехорошева, Ю. Фронт набирает ополчение? // Комсомольская правда. 1993. 27 июля. С.1.

46 Константинов, И.В. ФНС поддерживает решения ВОС // Наша Россия. Спецвыпуск. Документы, информация «Союза офицеров». 1993. №6(53). С.2.

47 О.А. Демохристиане не войдут во Фронт // Независимая газета. 1992. 23 окт. С.2.

48 Мельцаев В. Пожалуйте, за «круглый стол», Президент! // Нижегородский рабочий. 1992. 21 нояб. С.3.

49 Дюнин В. Виктор Аксючиц: «Сосредоточить все силы, чтобы сформировать некоммунистическую оппозицию» // Народный депутат. 1993. №11. С.47.

50 Задачи Русского национального собора // Кентавр. 1992. №5. С.75.

51 Заявление на Конгрессе Фронта национального спасения // Русское дело (Санкт-Петербург). 1992. №6(9). С.1.

52 Янов А. Указ. соч. С.50.

53 Заявление на Конгрессе Фронта национального спасения // Русское дело (Санкт-Петербург). 1992. №6(9). С.1.

54 Заявление членов президиума Думы русского национального собора (РНС) // Наша Россия. 1992. №22(46). С.4; Троицкий, Н. Александр Стерлигов. Едва не выперли из патриотов // Мегаполис-Экспресс. 1992. 25 нояб. С.21.

55 Резолюция «Об отношении к Фронту национального спасения» / / Мысль. 1992. №9(19). С.1.

стремительные. Первоначально, правда, некоторые патриоты не придавали резкому увеличению числа коммунистов в рядах ФНС большого значения, а, может быть, не захотели заострять на нём внимания56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что же касается вчерашних демократов, то, по большому счёту, они играли ещё меньшую роль, нежели патриоты—государственники (фактическое лидерство Ильи Константинова и наличие среди руководства некоторых других бывших сторонников Б. Ельцина, например, В. Исакова57, здесь ничего принципиально не меняло). Основным их достоинством для движения являлось, пожалуй, то обстоятельство, что в большинстве своём они были народными депутатами России. Этот факт позволил даже утверждать части оппозиционеров, что ФНС вскоре после своего создания начал обслуживать интересы пар-ламента58. Нельзя обойти вниманием и тот факт, что позиции И. Константинов в ФНС были весьма непрочными, а многие активисты (причём не рядовые) в качестве наиболее перспективных политиков называли Бабурина, Зюганова, Астафьева и Проханова, но отнюдь не своего формального лидера59.

Таким образом, Фронт национального спасения стал самым значимым оппозиционным движением в Российской Федерации в 1992 году. Он объединил в своих рядах весьма разнородные политические силы, что впоследствии негативно сказалось на его деятельности. Основными же причинами возникновения ФНС стали неприятие экономического курса, проводимого Б.Н. Ельциным и Е.Т. Гайдаром, а также стремление воссоздать СССР. Кроме того, необходимо отметить, что в том числе и на примере Фронта национального спасения подтверждается тезис об усилении коммунистического движения в России в 1992-1993 гг.

THE NATIONAL RESCUE FRONT AND ITS ROLE IN POLITICAL PROCESSES OF RUSSIA IN 1992

А.А. FomenkoVs article is devoted to rather a topical subject. The object of the author’s research is the National Rescue Front. It was the most significant opposition organization, which joined in 1992-1993 of all the most active opponents of the Russian President of those times B.N. Eltsin and his team. The subject of the research was the circumstances of the NRF origin, its program aims and the peculiarities of its

N.L Lobachevsky State functioning in 1992.

University of Nizhni Novgorod Key words: The National Rescue Front, joint opposition, the Russian National

Assembly, Political declaration of the left and right opposition, communists, state interference in economy, combating crime.

АА FOMENKOV

56 Спирин Е. Фронт пряников не обещает, Президент Фронту — тоже / Е. Спирин // Нижегородские новости. 1992. 14 нояб. С.4-5.

57 Исаков В. Ответственность перед законом / В. Исаков // Народный депутат. 1992. №7. С.4.

58 Лимонов Э. Нас загоняют в тупик // Советская Россия. 1992. 31 дек. С.4; «По сути ФНС — филиал ВС». Беседа корреспондента газеты «Мегаполис—Экспресс» Елены Дикун с Михаилом Полтораниным // Мегаполис-Экспресс. 1992. 4 нояб. С.22.

59 Михальская Т. Новогодние гуляния // Московские новости. 1993. 10 янв. С.9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.