Научная статья на тему 'ФРГ и трансформационные процессы в сфере безопасности: подход партии "Альтернатива для Германии"'

ФРГ и трансформационные процессы в сфере безопасности: подход партии "Альтернатива для Германии" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БУНДЕСВЕР / ПАРТИЯ "АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ГЕРМАНИИ" / GERMANY / TRANSFORMATION PROCESSES / EUROPEAN SECURITY / BUNDESWEHR / "ALTERNATIVE FOR GERMANY" PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Синдеев Алексей Александрович

Статья продолжает серию, в рамках которой изучаются различные подходы к трансформации безопасности, сложившиеся в настоящее время в ФРГ. Научная новизна состоит в анализе взглядов партии «Альтернатива для Германии», которая выступает за ренационализацию внешней политики и политики безопасности, лидерство Германии в Европе. Кроме того, партия декларирует необходимость нормализации отношений с Россией, что повышает значимость исследования ее политической линии российскими учеными. В статье рассмотрены основные, на взгляд автора, программные документы «Альтернативы для Германии». Работа не содержит, в силу ее предмета, теоретической значимости. Автор был вынужден также отказаться от практических рекомендаций, поскольку подход «Альтернативы для Германии» лишь один из возможных будущих вариантов развития событий, на чем и сделан акцент в названии статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФРГ и трансформационные процессы в сфере безопасности: подход партии "Альтернатива для Германии"»

УДК 327.5(430)

https://doi.org/10.24158/pep.2019.9.4

Синдеев Алексей Александрович

доктор исторических наук,

профессор РАН, главный научный сотрудник

Института Европы РАН

ФРГ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОДХОД ПАРТИИ «АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ГЕРМАНИИ»

Sindeev Aleksey Aleksandrovich

D.Phil. in History, Professor of the Russian Academy of Sciences, Chief Research Fellow of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences

GERMANY AND TRANSFORMATION PROCESSES IN SECURITY: THE APPROACH OF THE "ALTERNATIVE FOR GERMANY"PARTY

Аннотация:

Статья продолжает серию, в рамках которой изучаются различные подходы к трансформации безопасности, сложившиеся в настоящее время в ФРГ. Научная новизна состоит в анализе взглядов партии «Альтернатива для Германии», которая выступает за ренационализацию внешней политики и политики безопасности, лидерство Германии в Европе. Кроме того, партия декларирует необходимость нормализации отношений с Россией, что повышает значимость исследования ее политической линии российскими учеными. В статье рассмотрены основные, на взгляд автора, программные документы «Альтернативы для Германии». Работа не содержит, в силу ее предмета, теоретической значимости. Автор был вынужден также отказаться от практических рекомендаций, поскольку подход «Альтернативы для Германии» лишь один из возможных будущих вариантов развития событий, на чем и сделан акцент в названии статьи.

Ключевые слова:

Германия, трансформационные процессы, европейская безопасность, бундесвер, партия «Альтернатива для Германии».

Summary:

The present paper continues a series of studies on current approaches to transforming security in the Federal Republic of Germany. The novelty of the study is to analyze the views of the "Alternative for Germany" Party, which advocates the renationalization of the fo-reign policy and security policy, as well as Germany's claim to leadership in Europe. Furthermore the Party declares the necessity of normalization of relations with Russia, and that increases the significance of the study of its line by Russian scientists. The articles considers documents of the party program, which the author considers as the key ones. The present work has no theoretical value, due to its subject. The author was bound to refuse from any practical recommendations since the approach of the "Alternative For Germany" Party presents just one of the possible variants of the future course of events, and the article emphasizes this point.

Keywords:

Germany, transformation processes, European security, Bundeswehr, "Alternative for Germany" Party.

«Альтернатива для Германии» («АдГ»), созданная в 2013 г., сохраняет ореол протестной оппозиционности. Она объединяет представителей различных социальных слоев, которые надеются на упорядоченное протекание или приостановку глобализации. Масштабные ожидания дают ей возможность демонстрировать неплохие результаты на выборах и осторожно развивать программу, поскольку поспешная детализация способна отпугнуть колеблющийся электорат.

В отношении внешней политики и политики безопасности имеется множество противоречий и несогласованностей [1]. Последнее касается и ренационализации, подразумевающей отказ от Европейской дипломатической службы, Постоянного структурированного сотрудничества (ПЕСКО) и Европейского оборонного фонда.

Германия, с точки зрения «АдГ», способна сохранить суверенитет, если будет действовать в духе реализма и учета национальных интересов, добьется в ходе реформы ООН постоянного места в Совете Безопасности, не допустит превращения Европейского союза в наднациональное квазигосударство, а также сделает все от нее зависящее для обеспечения полной боеспособности бундесвера, в том числе в операциях «с максимальной интенсивностью» [2], что потребует среди прочего возвращения ко всеобщей воинской обязанности.

Программный тезис «Европу защищает НАТО» предполагает неукоснительное выполнение двухпроцентных обязательств перед Альянсом, связанных с увеличением доли военных расходов в бюджете страны, укрепление европейского влияния в НАТО (далее - Альянс) [3], сворачивание любых инициатив по строительству европейской армии. В силу этого логичным для «АдГ» стало выступление в защиту отечественной военной промышленности, дальнейший успех которой должен быть гарантирован надежной государственной политикой планирования, принятием соответствующих программ развития, удержанием и приобретением системного лидерства в ключевых отраслях и мерами по сохранению рабочих мест.

Если Федеративная Республика в интерпретации «АдГ» является одной «из значимых экономических наций», то политические аспекты поддержания этого статуса едва ли могут ограничиваться трансформацией Евросоюза в «экономическое сообщество и сообщество интересов суверенных государств» и призывом ориентироваться на немецкие интересы, так как общим знаменателем национальных интересов все равно окажется компромисс. Сомнение вызывает также то, насколько целесообразно одновременно декларировать желание укреплять ОБСЕ, активизировать антикризисный менеджмент и механизмы «мирного разрешения конфликтов», заменить общую политику обороны и безопасности ЕС простым межгосударственным согласованием, требовать ежегодных дебатов в бундестаге об «автономной германской стратегии безопасности», недискриминационного доступа Федеративной Республики к зарубежным рынкам импорта и экспорта, к сырьевым рынкам и гарантий «свободы торговых путей», объявлять Германию «созидающим государством» (Gestaltungsmacht) [4] и не ответить на основной вопрос: «Готова ли Германия воевать за собственные экономические интересы?».

В случае масштабного вооруженного конфликта запланированные «АдГ» в военной сфере некие «новые децентрализованные структуры с централизованной координацией и наличием постоянно доступных сил реагирования на национальном уровне» [5] могут оказаться излишними.

«АдГ» предусматривает частичную перестройку отношений с союзниками и партнерами. Самое радикальное предложение состоит в переоценке привилегированного характера франко-германского партнерства. Содержательное наполнение американского направления остается в целом традиционным, поскольку и другие партии указывают на его важность, на необходимость достигнуть равенства во взаимодействии, с чем американцы, по всей видимости, согласны. «АдГ» призывает воспринимать НАТО в качестве «исключительно оборонного союза». При этом неясно, от чего партия советует отказаться - от ценностного фундамента организации, который столь часто упоминается в официальных заявлениях представителей Альянса, от борьбы за роль мирового полицейского или от того и другого.

По вполне понятным причинам «АдГ» рекомендует договариваться с Китаем, потенциальным конкурентом, о единых правовых стандартах в торговле и инвестициях, не ослабляя контроль за приобретением немецких предприятий китайскими фирмами.

Россия воспринимается в контексте общих исторических и экономических связей. Неслучайно «АдГ» выступает за «разрядку отношений» с нашей страной и «включение [Российской Федерации] в архитектуру общей европейской безопасности» [6]. Правда, структурные элементы данной архитектуры пока не совсем понятны.

Недовольство текущим состоянием бундесвера и проводимыми в нем реформами побудило часть бывших военнослужащих, в основном из Западной Германии, вступить в «АдГ». Тем самым в партии образовалась влиятельная группа, которая борется за милитаризацию немецкого общества, выстраивание автономной военной юстиции, создание Генерального штаба и изменение структур управления вооруженными силами страны, манифестацию «солдатских добродетелей», запрет для иностранцев служить в бундесвере, поскольку «в центре любой военной мысли должны находиться способность и желание сражаться (zum Kampf stehen)» [7], чего, по их мнению, нельзя ожидать от иностранцев, даже из государств Евросоюза.

О самостоятельности отставных военнослужащих свидетельствует появившийся в июне 2019 г. документ под названием «Бундесвер - вооруженные силы: путь к обороноспособности Германии» («Streitkraft Bundeswehr...») [8], в котором отмечается, что НАТО «десятилетиями холодной войны постоянно доказывала свою эффективность и надежность», а «ядерные силы партнеров Североатлантического альянса представляют. существенный компонент военного сдерживания» [9].

В случае террористической угрозы «Федеративной Республике и ее гражданам» (для «АдГ» это главным образом исламский терроризм) увеличенный сначала до 230 тыс. чел. бундесвер должен проводить отвечающие «национальному и международному праву» операции за границей, располагая четкой стратегией их завершения и принимая во внимание, что «оборона страны (речь идет об автономной защите территории Германии в течение двадцати дней. - А. С.) и оборона Альянса являются самостоятельными задачами» [10]. От военнослужащих, с точки зрения авторов документа, требуется «мотивация к беспощадной борьбе» [11].

С учетом того, что для тех же авторов «Streitkraft Bundeswehr. » «при отражении кибератак Германия должна иметь право и быть способна к любым мерам, в том числе и к наступательным», «географическое положение и экономический вес [ФРГ] оправдывают притязание на руководство среди европейских партнеров по НАТО» [12], а создание двойных структур, ослабляющих НАТО, не приветствуется, оговорки о национальном и международном праве, особой роли обороны страны и указание на то, что «операции за границей по стабилизации иностранных государств не должны ни на одном этапе причинять вред обороноспособности» [13], превращаются

в малореалистичные пожелания, поскольку защита национальных интересов давно перестала совпадать с государственными границами. Да и в анализируемом документе содержатся положения о «надежной системе кооперации с другими государствами» и о том, что «федеральное правительство обязано заботиться о выполнении задач данного спектра даже против воли других государств» [14]. Кроме того, довольно сомнительно, чтобы партнеры по НАТО сверх согласованных квот и задач не воспользовались бы «современными и боеспособными вооруженными силами, могущими противостоять всем видам конвенциональных угроз», которые будут в состоянии «в полной мере выполнять закрепленную за ними долю в защите от ядерных, биологических, химических, а также кибератак» [15].

Для «обороны и защиты критической инфраструктуры» разработчики «Streitkraft Bundeswehr...» планируют обращаться к 50 тыс. резервистам, что не получится сделать без изменения Основного закона Германии. Специальный корпус резервистов (gekadertes Reservistenkorps) они хотят направлять для защиты границ [16].

Предложение о большей солидарности с союзниками по НАТО способно вызвать дискуссию в «АдГ», поскольку один из самых влиятельных политиков партии национал-консервативного толка Б. Хёкке еще в 2016 г. высказался за выход Федеративной Республики из Альянса [17]. Вряд ли он спокойно примет «гарантии безопасности восточноевропейским странам», о чем также идет речь в «StreitkraftBundeswehr.». Организации «АдГ» в Восточной Германии настаивают на хороших отношениях с Россией. Сомнительно, чтобы малозначительно звучащий в общем контексте тезис «Германия выступает за активную политику разрядки НАТО по отношению к Российской Федерации» [18] устроил бы их.

Из всего вышеизложенного следуют по крайней мере четыре вывода.

1. «АдГ» интерпретирует трансформацию в сфере безопасности упрощенно - через необоснованное, по мнению ее представителей, расширение наднациональных структур и возможность поддержания статус-кво, что применительно к наднациональному в том же ЕС пока оказывается преувеличенной угрозой, а относительно статус-кво - неактуальным. Обсуждение перспектив статус-кво нужно начинать после того, когда позиции ведущих политических сил появятся в окончательном виде. Теперешняя ситуация и свойственные ей черты - временное состояние системы.

2. Подход «АдГ» к безопасности только формируется, что делает необходимым для партии дополнительное согласование реформы бундесвера с новыми и действующими союзническими обязательствами. «АдГ» не возражает увеличить оборонный бюджет. Однако боеспособный бундесвер практически автоматически означает и большую ответственность Германии перед союзниками.

3. В связи с этим руководству «АдГ» предстоит не только координировать разработку общей линии, чтобы не допустить раскола партии в вопросе НАТО, но и задуматься над реалистичной интерпретацией глобализации и связанных с ней процессов. В настоящее время для «АдГ» принципиально важно найти собственный вариант управляемой глобализации, учитывающий общую политику обороны и безопасности Европейского союза, поскольку иначе противоречия и несогласованность по отношению к трансформационным процессам в сфере безопасности не будут преодолены.

4. Представителям России не следует отказываться от участия в дискуссиях о национальной идентичности, глобализации и ее последствиях, инициированных «АдГ», ведь подобное участие дает возможность донести до общественности Федеративной Республики собственные аргументы по архитектуре европейской безопасности и способно косвенно повлиять на формирование внутригерманского консенсуса. Идеи «АдГ» о роли ЕС в обеспечении безопасности претерпят изменения, но на этом этапе они также предоставляют неплохой шанс организовать на уровне экспертов обсуждение проблемы параллельных структур.

Ссылки:

1. Ср.: Programm für Deutschland: Wahlprogramm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum Deutschen Bundestag am 24. September 2017. Berlin, 2017. 74 S. ; Europawahlprogramm: Programm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum 9. Europäischen Parlament 2019. Berlin, 2019. 86 S.

2. Programm für Deutschland ... S. 19.

3. Europawahlprogramm ... S. 19.

4. Programm für Deutschland ... S. 18-20 ; Europawahlprogramm ... S. 11.

5. Programm für Deutschland ... S. 20.

6. Programm für Deutschland ... S. 19. См. также: Europawahlprogramm ... S. 18.

7. Streitkraft Bundeswehr: Der Weg zur Verteidigungsfähigkeit Deutschlands. Berlin, 2019. S. 45, 15.

8. Ibid.

9. Ibid. S. 13.

10. Ibid. S. 27.

11. Ibid. S. 15.

12. Ibid. S. 27-28.

13. Ibid. S. 11.

14. Ibid. S. 12-13.

15. Ibid. S. 9.

16. См. подробнее: Ibid. S. 24-25.

17. Ex-Drei-Sterne-General bei der AfD [Электронный ресурс] // Silvia Stöber. 2019. 7. August. URL: https://www.tagess-chau.de/inland/afd-bundeswehr-101.html (дата обращения: 10.08.2019).

18. Streitkraft Bundeswehr ... S. 29.

References:

Programm für Deutschland: Wahlprogramm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum Deutschen Bundestag am 24. September 2017 2017, Berlin, 74 S.

Europa wahlprogramm: Programm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum 9. Europäischen Parlament 2019 2019, Berlin, 86 S.

Streitkraft Bundeswehr: Der Weg zur Verteidigungsfähigkeit Deutschlands, 2019, Berlin, 74 S.

Silvia Stöber, 2019, Ex-Drei-Sterne-General bei der AfD, viewed 10 August 2019 <https://www.tagesschau.de/inland/afd-bundeswehr-101 .html>.

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Перевод: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.