Научная статья на тему 'Фрейм как способ представления знаний в концепте "экология'

Фрейм как способ представления знаний в концепте "экология Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
438
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ / ФРЕЙМ / СЦЕНАРИЙ / СЛОТ / ECOLOGICAL CONCEPT / FRAME / SCRIPT / SLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макеева М. А.

В настоящей статье рассматриваются особенности структурирования знаний в экологическом концепте на примере фреймов-сценариев. Статья содержит в себе информацию о понятии концепта, его содержании, а также возможных способах организации знаний внутри концепта: образные схемы, сценарии, скрипты, таксономии, фреймы. Фрейм представляется наиболее подходящим способом представления обыденного знания в концепте. Разновидности данной модели были представлены в статье: зрительные образы (фреймы виртуальных образов), понимание слова (семантические фреймы), рассуждения или действия (фреймы-сценарии), повествования (фреймы-рассказы). Освещая стандартную последовательность событий, обусловленную определенной ситуацией, сценарий является динамичным представлением знаний внутри концепта. Многообразие элементов, образующих структуру концепта «экология», можно представить в виде сценариев, образованных посредством включения в них типичных для фрейма слотов: агент, намерение, последствие, инструмент. Каждый слот не является однозначным и может быть рассмотрен в виде последующих схем или классификаций, однако представляется наиболее общим для фрейма. В статье приведены примеры таких экологических сценариев, как «круговорот воды в природе», «глобальное потепление», «загрязнение пресных вод» и «наводнение». Многие из сценариев способны порождать новые фреймы-сценарии одной тематики, связанные с уже существующими через слоты. Наиболее типичной для экологического концепта представляется причинно-следственная связь, например, для описания сценария экологической катастрофы, где причиной является сама катастрофа, а следствием устранение нанесенного ею ущерба. Таким образом, упорядочивание знаний внутри экологического концепта представляется возможным с помощью отдельных или связанных между собой фреймов-сценариев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAME AS A MEANS OF KNOWLEDGE REPRESENTATION IN THE CONCEPT "ECOLOGY"

The following article is dedicated to the peculiarities of knowledge representation in the ecological concept by frame-script examples. The article contains the information on the notion of the concept, its content and possible ways of structuring knowledge within a concept: figurative schemes, scripts, taxonomies, frames. Frame is considered to be most appropriate way of structuring knowledge within a concept. Types of the frame model are presented in the article: visual images (virtual images frames), word understanding (semantic frames), discourse or action (frame-scripts), narration (frame-stories). As means of depicting the sequence of actions in a definite situation frame-scripts give the dynamic representation of knowledge within a concept. The variety of elements of the ecological concept structure may be represented by introducing slots typical for frames: agent, intention, consequences, tool. Each slot is not single-valued and may be further regarded as a consequent scheme or classification, being at the same time the most common for the frame. The examples of the following scripts are given in the article: «water cycle in nature», «global warming», «fresh water pollution», «flood». Many scripts are capable of giving birth to other scripts of the same subject through the interconnection with the other slots. The most typical connection within the ecological concept is cause-effect connection, for example, in the script of any ecological catastrophe the cause is the catastrophe itself, meanwhile the effect is elimination of the caused damage. In this way structuring of knowledge within the ecological concept can be implemented by single or interconnected frames.

Текст научной работы на тему «Фрейм как способ представления знаний в концепте "экология»

УДК 81'11

Армавирская государственная педагогическая академия аспирант кафедры иностранных языков методики преподавания Макеева М.А.

Россия, г. Армавир, +7(938)5276805 e-mail: [email protected]

Armavir State Pedagogical Academy The chair of foreign languages u and methods of teaching Makeeva M.A.

Russia, Armavir, +7(938)5276805 e-mail: [email protected]

М.А. Макеева

ФРЕЙМ КАК СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В КОНЦЕПТЕ «ЭКОЛОГИЯ»

В настоящей статье рассматриваются особенности структурирования знаний в экологическом концепте на примере фреймов-сценариев. Статья содержит в себе информацию о понятии концепта, его содержании, а также возможных способах организации знаний внутри концепта: образные схемы, сценарии, скрипты, таксономии, фреймы. Фрейм представляется наиболее подходящим способом представления обыденного знания в концепте. Разновидности данной модели были представлены в статье: зрительные образы (фреймы виртуальных образов), понимание слова (семантические фреймы), рассуждения или действия (фреймы-сценарии), повествования (фреймы-рассказы). Освещая стандартную последовательность событий, обусловленную определенной ситуацией, сценарий является динамичным представлением знаний внутри концепта. Многообразие элементов, образующих структуру концепта «экология», можно представить в виде сценариев, образованных посредством включения в них типичных для фрейма слотов: агент, намерение, последствие, инструмент. Каждый слот не является однозначным и может быть рассмотрен в виде последующих схем или классификаций, однако представляется наиболее общим для фрейма. В статье приведены примеры таких экологических сценариев, как «круговорот воды в природе», «глобальное потепление», «загрязнение пресных вод» и «наводнение». Многие из сценариев способны порождать новые фреймы-сценарии одной тематики, связанные с уже существующими через слоты. Наиболее типичной для экологического концепта представляется причинно-следственная связь, например, для описания сценария экологической катастрофы, где причиной является сама катастрофа, а следствием - устранение нанесенного ею ущерба. Таким образом, упорядочивание знаний внутри экологического концепта представляется возможным с помощью отдельных или связанных между собой фреймов-сценариев.

Ключевые слова: экологический концепт, фрейм, сценарий, слот.

M.A. Makeeva

FRAME AS A MEANS OF KNOWLEDGE REPRESENTATION IN THE CONCEPT «ECOLOGY»

The following article is dedicated to the peculiarities of knowledge representation in the ecological concept by frame-script examples. The article contains the information on the notion of the concept, its content and possible ways of structuring knowledge within a concept: figurative schemes, scripts, taxonomies, frames. Frame is considered to be most appropriate way of structuring knowledge within a concept. Types of the frame model are presented in the article: visual images (virtual images frames), word understanding (semantic frames), discourse or action (frame-scripts), narration (frame-stories). As means of depicting the sequence of actions in a definite situation frame-scripts give the dynamic representation of knowledge within a concept. The variety of elements of the ecological concept structure may be represented by introducing slots typical for frames: agent, intention, consequences, tool. Each slot is not single-valued and may be further regarded as a consequent scheme or classification, being at the same time the most common for the frame. The examples of the following scripts are given in the article: «water cycle in nature», «global warming», «fresh water pollution», «flood». Many scripts are capable of giving birth to other scripts of the same subject through the interconnection with the other slots. The most typical connection within the ecological concept is cause-effect connection, for example, in the

© Макеева М.А., 2018

script of any ecological catastrophe the cause is the catastrophe itself, meanwhile the effect is elimination of the caused damage. In this way structuring of knowledge within the ecological concept can be implemented by single or interconnected frames.

Key words: ecological concept, frame, script, slot.

Поступление информации к человеку об окружающем его мире происходит двумя путями: через мир концептов и мир предметов и вещей. Однако мир концептов предоставляет для человека больше возможностей для удовлетворения его потребностей, чем мир вещей. Среди таких потребностей можно выделить интеллектуальные, духовные и социальные, которые впоследствии определяют успех человека в социуме.

Концепт является мыслительной единицей, типом ментальной репрезентации. Е.С. Кубрякова определила концепт как «единицу ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека. Понятие концепта отвечает представлению о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких "квантов" знания» [1; c. 90]. Таким образом, становится очевидным, что единого подхода к определению концепта не существует, а существующие подходы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Вследствие обширной области концепта, наиболее сложным представляется структурирование знаний внутри этого концепта. Настоящая область представляется открытой для исследования, однако на сегодняшний день существует несколько моделей представления знаний: образные схемы, сценарии, скрипты, таксономии и другие [2; c. 18].

Наиболее полным представляется изучение фрейма в качестве модели структурирования знаний внутри концепта. Во второй половине XX века Ч. Филлмор представляет теорию, актуальную и в настоящее время, в которой под фреймом понимает «когнитивную структуру, знание которой предполагается (ассоциировано с) концептом, представленным тем или иным словом» [3; c. 33]. Данная теория получила название фреймовой семантики, которая и сегодня является методом, позволяющим исследовать взаимодействие языковых значений и структур знания. Фрейм есть модель «обыденного знания об основных концептах, когнитивный контекст, активизируемый лексической единицей, передающей тот или иной концепт» [2; c. 19].

Впервые термин «фрейм» был предложен М. Минским в 1979 году. С помощью фреймовой модели ученый пытался структурировать знания для «восприятия пространственных сцен» [4; c. 62]. Фрейм основан на вероятностных знаниях о типичных ситуациях и ожидаемой реакции на эти ситуации. В структуре фрейма можно выделить вершину (тему) и слоты (терминалы), заполняемые пропозициями. Информация, содержащаяся в фрейме является наиболее существенной, типической и потенциально возможной для определенного концепта. Выделить характерную или типичную информацию для каждого социума помогает набор этно- и социокультурных особенностей, свойственных для какого-либо социума или общества [4; c. 63].

Многообразие фреймов обусговливается моментами стереотипной ситуации, которые принадлежат одному классу: «зрительные образы (фреймы виртуальных образов), понимание слова (семантические фреймы), рассуждения или действия (фреймы-сценарии), повествования (фреймы-рассказы)» [5; c. 3].

Достаточно тесно представляется взаимодействие таких когнитивных категорий, как фрейм и сценарий. Сценарий располагает стандартной последовательностью событий, обусловленной определенной ситуацией. Среди основных характеристик сценария можно выделить привязанность к ситуации и приверженность особенностям той или иной культуры. М. Минский отмечает присущую фрейму статичность, в то время как сценарий обладает динамичностью [6; c. 23].

Для того чтобы понять и описать ситуацию, необходимо наличие нескольких сценариев, так как каждый из фреймов-сценариев предлагает различную точку зрения на определенную ситуацию. Некоторые ученые предлагают выделить ряд вопросов, ответ на которые необходим для представления ситуации: кто является исполнителем действия/агентом? какова цель действия (намерение)? каковы последствия? каким образом оно осуществлено (что является инструментом?) [7; с. 162].

Интересным является тот факт, что фреймы стали использоваться учеными для структурирования знаний внутри экологического концепта задолго до их появления в науке. Это обусловливается тем, что фреймы являются удобным способом упорядочивания имеющихся знаний, на основе которого впоследствии легко воспринимать структурированную информацию. Наиболее наглядным примером может послужить круговорот в природе:

Агент

Намерение .........Последствия

Инструмент

Фрейм-сценарий 1 Тема: Круговорот воды в природе

Безусловно, являясь лишь схематичным представлением знаний, слоты фрейма содержат в себе обобщающую информацию, которую можно впоследствии расширить:

Слот 1(Агент)

Количество возможных ситуаций в рамках экологического концепта невозможно определить точно вследствие постоянного изменения экологической ситуации в мире. Однако можно выделить наиболее типичные ситуации, представив их в качестве фреймов-сценариев:

Агент

Намерение

Последствия

Инструмент

Фрейм-сценарий 2 Тема: Глобальное потепление

Так, в фрейме-сценарии «Глобальное потепление» агентом выступает человечество, намерением которого является использование ископаемых, содержащих в себе потенциал для последующей выработки топлива. Посредством использования настоящих ископаемых происходит увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере, что, в свою очередь, влечет за собой такое явление, как глобальное потепление. Настоящий сценарий характерен для экологической ситуации во всем мире.

Антропологическое влияние на мировую экологию обуславливает тот факт, что в слоте «Агент» зачастую содержанием будет выступать «человек».

Так, например, можно выделить следующий фрейм:

Агент

Намерение

Последствия

Инструмент

Фрейм-сценарий 3 Тема: Загрязнение пресных вод

Интересен тот факт, что во многих экологических фреймах, в которых агентом выступает не человек, а сама природа, слот «Намерение» оказывается лишним. Чаще всего такие сценарии взаимосвязаны, один фрейм создает другой, является его продолжением. Примером такого фрейма-сценария может послужить экологическая катастрофа:

Агент

Последствия

Фрейм-сценарий 4 Тема: Наводнение

Инструмент

Настоящий фрейм обуславливает появление другого фрейма-сценария:

Агент

Намерение

Последствия

Инструмент

Фрейм-сценарий 5 Тема: Наводнение 124

Таким образом, между фреймами 4 и 5 существует причинно-следственная связь, являющаяся типичной при описании любой экологической катастрофы. Обусловленность появления одного фрейма посредством другого подтверждает тесную взаимосвязь внутри фреймов одного концепта. Являясь главной единицей представления знаний, фрейм содержит описание некоторой сущности с помощью слотов, обозначающих свойства этой сущности. Свойства не являются постоянными, они могут наследоваться, пополняться и уточняться при описании уже имеющихся слотов. Благодаря фреймам можно описать реальные предметы и явления, ситуации, происходящие в реальном мире.

В силу обширности понятия «экология», в структуре экологического концепта обнаруживается многообразие фреймов, точный подсчет которых не представляется возможным. Однако благодаря фреймам можно наглядно представить и структурировать знания внутри экологического концепта.

Библиографический список

1. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, П.Г. Лузина; под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.: Издательство Московского государственного университета, 1996. 245 с.

2. Виноградова Е.А. Репрезентация концепта «Failure» фразеологическими единицами современного английского языка. Белгород, 2015. 295 с.

3. Болдырев, Н.Н. Концепт и значение слова. Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 25-35.

4. Макаров М. Основы теории дискурса. 2003 URL: https://studfiles.net/preview/5458438/page:62/ (дата обращения - 15.03.2018).

5. Волосухина, Н.В. К вопросу о трактовке понятий «концепт» и «фрейм» в современной лингвистике: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск: ПГЛУ, 2010. С. 41-46.

6. Минский, М. Фреймы для представления знаний. М.: Энергия, 1979. 151 с.

7. Полтавская О.С. Фрейм-сценарий как тип концептов. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/freym-stsenariy-kak-tip-kontseptov (дата обращения -15.03.2018).

References

1. Kubryakova, E.S A short dictionary of cognitive terms/ E.S. Kubryakova, V.Z. Demyankov, Y.G. Pankrac, P.G. Luzina; under the general editorship of E.S. Kubryakova. Moscow State University, 1996. 245 p.

2. Vinogradova E.A. Representation of the concept «Failure» by phraseological units of contemporary English. Belgorod, 2015. 295 p.

3. Boldyrev, N.N. The concept and the word meaning. Methodological problems of cognitive linguistics. Voronezh, 2001. P. 25-35.

4. Makarov M. The basics of the discourse theory. 2003 URL: https://studfiles.net/preview/5458438/page:62/ (date of application - 15.03.2018).

5. Volosuhina, N.V. To the question of «concept» and «frame» interpretation in the modern linguistics: the materials of scientific and methodical readings of PSLu. Pyatigorsk, 2010. P. 41-46.

6. Minsky M. Frames for knowledge representation. Moscow, 1979. 151 p.

7. Poltavskaya O.S. Frame-scripts as a type of concepts. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/freym-stsenariy-kak-tip-kontseptov (date of application -15.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.