Научная статья на тему 'Особенности структурирования и восприятия информации в фреймах концепта "экология"'

Особенности структурирования и восприятия информации в фреймах концепта "экология" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
395
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ / MODEL OF KNOWLEDGE REPRESENTATION / ФРЕЙМ / FRAME / СЛОТ / SLOT / КАРТИНА МИРА / PICTURE OF THE WORLD / КОНЦЕПТ "ЭКОЛОГИЯ" / CONCEPT "ECOLOGY" / ГЛОБАЛЬНОЕ ЗАТЕМНЕНИЕ / GLOBAL DIMMING / ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ / GLOBAL WARMING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Катермина Вероника Викторовна, Макеева Мария Александровна

Настоящая статья посвящена вопросам структурирования информации, содержащейся в концепте «экология». Концепт содержит в себе многогранную информацию, составляющую ядро и периферию концепта и актуализируемую в картине мира человека. Одна и та же информация может трактоваться разными людьми неоднозначно, это связано с частичным несовпадением картин мира, а также различием в приобретенном ими опыте. Информация, содержащаяся внутри концепта, состоит не только из научно доказанных знаний, но также и из ассоциаций и представлений каждого индивида, относительно содержащихся в концепте информации. Таким образом, количество информации внутри концепта представляется значительным. Для систематизации знаний внутри концепта было принято использовать модели представления знаний, одной из которых является фрейм. Фрейм рассматривается нами как схематическое представление знаний внутри концепта, состоящее из названия фрейма и слотов упорядоченных единиц, организующих структуру фрейма. Имена слотов, как правило, являются общими для фреймов одной тематической группы в отличие от их содержания, которое является уникальным для слотов разных фреймов. Рассмотрев фрейм как единицу представления знаний, особое внимание акцентируется на особенностях восприятия фрейма, обусловленных характеристиками его реципиентов. На основе сопоставительного анализа фрейма «Глобальное потепление» в картинах мира представителей Австралии и Арктики делается вывод, что данный фрейм развертывается для жителей указанных стран по-разному вследствие несовпадения их проживания, накопленного опыта и степени актуальности данной проблемы в каждой из стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF INFORMATION STRUCTURING AND PERCEPTION WITHIN FRAMES OF THE CONCEPT "ECOLOGY"

The article is devoted to the issue of information structuring within the concept «Ecology». Each concept contains various information which constitutes the core and the periphery of the concept and is actualized in the person’s picture of the world. The same information can be regarded differently; the reason is a partial discrepancy in pictures of the world and the difference of gained experience. The information within the concept consists not only of proved knowledge but of associations and representation of each individual as well. Thus, the quantity of information within the concept is considerably large. To systematize the knowledge within the concept models of knowledge representation were introduced; a frame is an example of such a model. In the following article a frame is regarded as a schematic representation of knowledge within the concept consisting of the frame’s name and its slots well-ordered units which organize the structure of the frame. Having studied frames as the unit of knowledge representation attention is drawn to the peculiarities of frame perception which are determined by their recipients’ characteristics. The names of the slots are usually common for frames of one thematic group unlike their content which is unique for slots of different frames. On the basis of the comparative analysis of «Global warming» frame in Australian and Arctic representatives’ pictures of the world the conclusion has been made that this frame unfolds to its recipients differently due to their location, experience and urgency of the problem in each country.

Текст научной работы на тему «Особенности структурирования и восприятия информации в фреймах концепта "экология"»

В.В. Катермина ORCID Ю: 0000-0001-9141-9867

Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия М.А. Макеева ORCID Ю: 0000-0003-4049-4490

Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, Россия

УДК 81'11

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ФРЕЙМАХ КОНЦЕПТА «ЭКОЛОГИЯ» DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-69-76

Настоящая статья посвящена вопросам структурирования информации, содержащейся в концепте «экология». Концепт содержит в себе многогранную информацию, составляющую ядро и периферию концепта и актуализируемую в картине мира человека. Одна и та же информация может трактоваться разными людьми неоднозначно, это связано с частичным несовпадением картин мира, а также различием в приобретенном ими опыте. Информация, содержащаяся внутри концепта, состоит не только из научно доказанных знаний, но также и из ассоциаций и представлений каждого индивида, относительно содержащихся в концепте информации. Таким образом, количество информации внутри концепта представляется значительным. Для систематизации знаний внутри концепта быто принято использовать модели представления знаний, одной из которых является фрейм. Фрейм рассматривается нами как схематическое представление знаний внутри концепта, состоящее из названия фрейма и слотов - упорядоченных единиц, организующих структуру фрейма. Имена слотов, как правило, являются общими для фреймов одной тематической группы в отличие от их содержания, которое является уникальным для слотов разных фреймов. Рассмотрев фрейм как единицу представления знаний, особое внимание акцентируется на особенностях восприятия фрейма, обусловленных характеристиками его реципиентов. На основе сопоставительного анализа фрейма «Глобальное потепление» в картинах мира представителей Австралии и Арктики делается вывод, что данный фрейм развертывается для жителей указанных стран по-разному вследствие несовпадения их проживания, накопленного опыта и степени актуальности данной проблемы в каждой из стран.

Ключевые слова: модель представления знаний, фрейм, слот, картина мира, концепт «экология», глобальное затемнение, глобальное потепление,

Введение. Многогранная информация, репрезентирующая духовные ценности народа, морально-философские воззрения на собственное существование, а также на существование всего живого и неживого, отражается в «познавательных единицах» [2, с. 6]. Данные единицы обнаруживаются в языке, мышлении и культуре и участвуют в формировании картины мира. Человек, являясь участником в жизни общества и освоении окружающей среды, оказывает на них непосредственное влияние. Тесная взаимосвязь природы и человека, а именно антропологическое влияние на природу и климат, активно обсуждается как учеными-экологами, так и представителями отраслей различных наук.

Рассмотрение языка не только как средства общения, но и как одной из основополагающих процесса мышления, обеспечило развитие когнитивной лингвистики, которая не может быть рассмотрена в изоляции от других дисциплин, что обуславливает междисциплинарный характер концепта «экология». Согласно Ю.С. Степанову, концепт является «сгустком культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [6, с. 40].

Вследствие актуальности экологических проблем объем информации, относящейся к данной области, является значительным. Помимо общих знаний об экологии в структуру концепта «экология» также включены экологические проблемы (их причины, возможные способы решения) и их последствия (нанесенный экологии ущерб и катастрофические изменения в природе и климате). Многообразие информации также обуславливается тем, что, благодаря постоянному участию ученых, информация в данной области постоянно изменяется и пополняется.

Целью данной статьи является проведение сопоставительного анализа структурированной с помощью фрейма информации, содержащейся в концепте «экология», на основе картин мира представителей Австралии и Арктики.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в исследование моделей структурирования знаний в концепте. Работа развивает такие направления современной науки, как фреймовая семантика и лингвокультурология, а также служит примером для представления теоретической основы в экологии.

Актуальность и новизна данной статьи состоит в том, что, несмотря на постоянный интерес ученых к концепту «экология», все еще существует необходимость в структурировании информации внутри данного концепта. В данной статье впервые нами будут рассмотрены особенности восприятия фрейма концепта «экология» с точки зрения жителей разных стран.

Проблемы экологии все чаще обсуждаются среди ученых разных направлений и становятся все более масштабными. По мнению таких ученых, как Г.И. Копина, Л.И. Цветкова, С.В. Макарова и других, «охрана природы - это огромная работа во всех областях науки и техники» [7, с. 83]. Это означает, что необходимо выделить строгие и универсальные законы как для общества, так и для природных экосистем. Природные, техногенные и социальные процессы образуют огромный пласт информации концепта «экология», требующей систематизации и визуальной репрезентации.

Методы. В работе использовались следующие методы: описательный, сравнительно-сопоставительный, прагматический анализ.

Обзор литературы. В трудах по фреймовой семантике последних лет (работы О.С. Разумовского [5], Т.В. Батуры [1], М. Минского [4] и других) делается акцент на том, что фрейм представляется наиболее удачной моделью структурирования информации в концепте. Такое восприятие фрейма объясняется его простой подачей информации, заключенной в слоты с уникальными названиями. С помощью фрейма можно описать не только само явление, но и его характеристики, изменения, а на основе дифференциального восприятия одного фрейма людьми из разных стран можно выявить различия в их картинах мира.

В данной статье нами будут рассмотрены фреймовые структуры «Глобальное затемнение» и «Глобальное потепление» на материале таких научных ресурсов, как Weather and Climate Extremes [11], Nucleation and Atmospheric Aerosols [15], а также на материале СМИ Англии, Австралии и Америки: The Guardian [10; 14], The Spectator [13], Gazette&Herald [9], NTnews [16].

Результаты и дискуссия. Проблемы роли языка и мышления всегда играли большую роль в языкознании, однако в настоящее время процесс вербализации мыслительного процесса особо привлекает внимание ученых в связи с развитием такого направления, как когнитивная лингвистика. Благодаря «междисциплинарному характеру» когнитивная лингвистика тесно граничит как с психологией, социологией, философией и другими науками, связанными с изучением языковой личности, так и соприкасается со многими другими, не относящимися к языковой сфере [8, с. 117-118].

«При помощи лексических единиц номинации человек осуществляет репрезентацию объектов реального мира. В словах как номинативных единицах языка хранятся определенные знания о действительности, достаточные для того, чтобы идентифицировать обозначаемые словами реальные или идеальные сущности» [3, с. 84]. Осваивая окружающую среду, человек с помощью языка не только закрепляет свой опыт, но и посредством закрепления значений слов с их ассоциациями формирует «национально-культурный колорит» [2, с. 7]. Закрепленные в языковых единицах смыслы ассоциируются в сознании человека с определенными стереотипами, отражающими его национально-культурную принадлежность. Совокупность смыслов, объединенных одним понятием, составляет концепт. Концепт -«идея, включающая абстрактные, конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки, а также спрессованную историю понятия» [2, с. 412].

Будучи единицей когнитивной лингвистики, концепт является объектом изучения лингвистов-культурологов и когнитологов. По мнению последних, связь концепта с языковым знаком, то есть вербализация концепта, не является обязательной, так как структура концепта рассматривается ими как единица мышления и главным представляется доступ к сознанию человека.

Многообразие информации, заключенной в концепте, обуславливает появление различных способов ее структурирования, одним из которых является фрейм. Под фреймом понимается структура, с помощью которой описывается понятие или ситуация, содержащая в себе характеристики этой ситуации и их значения. «Фрейм можно рассматривать как фрагмент семантической сети, предназначенный

для описания понятий со всей совокупностью присущих им свойств» [1, с. 14]. Фрейм выступает как элемент сложной систематической сети, который конкретизирует и схематически представляет понятие или ситуацию в структуре этой сети. Являясь фрагментом семантической сети, фрейм приобретает ее качества.

Согласно О.С. Разумовскому [5], фреймовая семантика представляется одной из наиболее востребованных в современном научном мире вследствие ее междисциплинарного характера. Объединив в себе разные отрасли лингвистики, теория фреймовой семантики стала предметом изучения когнитивной лингвистики, когнитивной психологии, антропологии, а также послужила инструментом научно-исследовательской методологии. Особенность фреймового представления знаний заключается в том, что оно не только отражает основные аспекты бытия, но и содержит в себе «строительный» материал для конструирования целого.

Во фреймовой системе в качестве единицы представления знаний выступает сам фрейм, содержащий понятия и сущности, помогающие в описании конкретной ситуации. Упорядоченные элементы, именуемые слотами, образуют внутреннюю структуру фрейма. Как и фрейм, каждый слот характеризуется наличием уникального имени. Структурировать данные, содержащиеся во фрейме, можно различными способами: в виде таблиц, схем, диаграмм и других, а иногда и их совокупности.

Являясь глобальными, многие экологические проблемы уже получили широкое освещение не только в научных журналах, но и в СМИ разных стран. Одной из таких проблем является глобальное затемнение. Посредством человеческой деятельности в атмосферу в больших количествах высвобождаются мелкие частицы, аэрозоли. Под аэрозолями понимаются частицы, усиливающие рассеивание и поглощение солнечной радиации, а также создающие более светлые облака, которые являются менее эффективными при высвобождении осадков. Это в свою очередь приводит к значительному уменьшению солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, вызывая увеличение атмосферного солнечного нагрева, изменения в атмосферной термальной структуре, охлаждении поверхности, нарушения в региональных системах циркуляции, такие как муссоны, подавление осадков и менее эффективное удаление загрязняющих веществ соответственно. Искусственно созданные аэрозоли затемняют поверхность планеты, делая ее ярче в верхней части атмосферы [15]. Среди загрязняющих частиц также можно выделить естественные частицы, выбрасываемые в атмосферу при извержении вулкана.

Таким образом, «глобальное затемнение» (Global Dimming) можно представить в виде фрейма со следующими слотами:

1. Глобальное затемнение 1. Global Dimming

Настоящий фрейм комплексно структурирован из следующих слотов: последствие (уменьшение количества солнца), причина (техногенное и природное загрязнение), инструмент (пылевые частицы, вулканическая пыль, прочие вещества). Данные слоты уникальны для этого фрейма. В СМИ многих стран данная проблема уже стала объектом активных обсуждений журналистов и блоггеров: "We are now being told that global dimming is masking the problem of global warming. As usual it is our fault, yet again no mention of the power of nature" [9]. Настоящее утверждение свидетельствует о том, что население имеет сведения не только о наличии данной проблемы, но и о ее причинах, подтверждая слоты фрейма «техногенное загрязнение», «природное загрязнение». Состав и происхождение загрязняющих частиц

также были освещены в СМИ: "Before 1965 power stations (largely coal-fired) emitted large amounts of sulphur, producing sulphur dioxide in the atmosphere, which had a cooling effect - by dimming the sun's rays - that more than offset the warming effect of the carbon dioxide. Since 1965, it is claimed, when the industrialised West took steps to prevent this pollution, the carbon dioxide effect has reigned supreme" [13]. Таким образом, фрейм «Глобальное затемнение» одновременно является общим для научных и публицистических текстов и уникальным для этой экологической ситуации. Будучи закрепленным вербаль-но, настоящий фрейм репрезентирует не только экологическую ситуацию в мире, но и ее отражение в социально-культурном аспекте.

Представление информации с помощью фреймовой структуры связано с мыслительной деятельностью человека, его памятью, опытом. М. Минский назвал фрейм когнитивной моделью человеческой памяти [4], что обозначает сопоставление человеком действительности с уже имеющимися в памяти фреймами, связанными с определенными объектами, памятью, информацией, полученной на основе личного опыта.

Общая для населения экологическая проблема может рассматриваться в зависимости от накопленного у субъектов опыта и знаниях относительно данной проблемы. Одной из таких проблем является глобальное потепление. Так как рост числа природных катастроф постоянно связывают с погодными явлениями, такими как шторм и наводнение, без существенного увеличения геофизических явлений (землетрясений, цунами, извержений вулкана), существуют основания предполагать, что изменения в атмосфере, в частности глобальное потепление, играют в этом существенную роль [12, с. 70]. Несмотря на общую проблему, существует значительная разница в ее последствиях в разных регионах.

Австралия, будучи страной с преимущественно жарким климатом, испытывает множество климатических изменений вследствие глобального потепления. Согласно Weather and Climate Extremes, даже незначительные изменения могут привести к экстремальным явлениям. Например, в период засухи, когда количество осадков значительно ниже нормального, в почве наблюдается значительная нехватка влаги. Известны различные случаи, когда одно изменение влечет за собой другое, например, тепловые волны вследствие сухой почвы в период засухи [11]. Изменения в Арктике, вызванные глобальным потеплением, по данным ученых, начали происходить уже полвека назад. Недавним потепление в Арктике, которое произошло наряду с повышением температуры в средних и низких широтах, служит еще одним примером общей картины глобального потепления [12]. Таким образом, научно подтвержденный факт глобального потепления имеет разные последствия в разных регионах и может быть отражен схематически, в виде фрейма.

Фрейм, закрепленный в памяти человека, образует у него некие смысловые «информационные суждения», содержащиеся в его картине мира. В случае если картины мира не совпадают, фрейм не может быть трактован одинаково. Так, например, фрейм экологической проблемы «глобальное потепление» для жителя Арктики и жителя Австралии будет разворачиваться по-разному:

2 Глобальное потепление в картине мира жителя Арктики

Если представить проблему глобального потепления в виде фрейма, необходимо выделить следующие слоты: агент, инструмент, последствия. Глобальное потепление вызвано как природными факторами: извержение вулканов, изменение орбитального движения земли вокруг солнца, так и антропогенным влиянием: вследствие активного развития промышленности количество углекислого газа в

атмосфере увеличивается, что вызывает парниковый эффект. Данная информация является общей и доступной для всех регионов и может быть заключена в слоты Агент и Инструмент. Расположение арктического региона обуславливает его чувствительность к глобальному потеплению, результатом которого является таяние ледников, повышение уровня моря - данная информация заключена в слоте Последствия: "That's not good for the people of the Arctic who depend upon sea ice for their traditional way of life and for people across the world who depend on a stable climate" [14]. "The authors also warned that people living in and near the Arctic would be badly affected, and called for communities to be provided with equipment and skills to survive" [10]. Настоящие последствия закреплены в картине мира жителя Арктики в силу его накопленного опыта и места жительства.

Для жителя Австралии фрейм «Глобальное потепление» будет похожим, так как общие знания о природных и антропогенных факторах влияния на климат у жителей Австралии и Арктики совпадают, соответственно, слоты Агент и Инструмент останутся неизменными, однако последствия экологической проблемы для климата этих стран отличаются:

3 Глобальное потепление в картине мира жителя Австралии

Австралийский континент страдает от засухи, знойных волн, сокращения численности представителей растительного и животного мира, эпидемий болезней, разносимых комарами [11]. Все эти явления для жителя Австралии являются последствиями глобального потепления и закреплены в их сознании: "RECORD breaking heat, even more baking then meteorologists forecast, is smothering Sydney leading to sun burn and bush fires" [16]. "Increasing temperatures can lead to increases in excess mortality (the number of deaths above that expected) as well as increases in the transmission of vector borne diseases" [11]. Исходя из этого, слот Последствия во фрейме 3 будет отличаться от слота Последствия во фрейме 2.

Таким образом, вследствие различных картин мира жителей разных континентов фрейм «Глобальное потепление» содержит как общие слоты, неизменные для жителей любого региона, так и отличные, характерные лишь для определенной местности. Важно подчеркнуть, что для обоих регионов последствия глобального потепления могут стать критичными, что обуславливает высокую осведомленность жителей о данной проблеме.

Заключение. Являясь одним из наиболее востребованных методов представления знаний, фрейм легко реализуется в рамках концепта «экология». Существенно, что фрейм не только отражает статичную информацию, но и наглядно демонстрирует динамичную ситуацию.

Восприятие фреймов концепта «экология», так же как и любого другого, напрямую зависит от его реципиента. Трактовка слотов фрейма происходит по-разному, в зависимости от многих факторов: профессии субъекта, его места нахождения, степени осведомленности в экологической сфере, опыта и других.

В ходе анализа было выявлено, что фрейм для разных субъектов может разворачиваться неодинаково, тем самым обуславливая появление новых слотов или замену существующих. На основе этого можно заключить, что фрейм не статичен, он изменяется, пополняется или сужается в зависимости от реципиента и от количества имеющейся информации.

Библиографический список

1. Батура Т.В. Семантический анализ и способы представления смысла текста в компьютерной лингвистике // Программные продукты и системы. Тверь: Изд-во ЗАО НИИ «Центрпрограммсистем», 2016. № 4 (29). 13 C.

2. Исабекова У.К. Концепт «Quit» в казахской языковой картине мир // Филология и культура. 2016. №2. C. 11-12.

3. Катермина В.В. Культурно-интерпретирующий потенциал массмедийных неологизмов в английском дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. № 1. С. 84-90.

4. Минский М. Фреймы для представления знаний / пер. с англ.; под ред. Ф.М. Кулакова. М.: Энергия, 1979. 151 с.

5. Разумовский О.С. Инварианты и фреймы как объективные феномены и когнитивные конструкции [Электронный ресурс]. URL: www.philosophy.nsc.ru/journals/philscience/800/05 Razum.htm (дата обращения: 04.04.2018).

6. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

7. Цветкова Л.И., Копина Г.И., Макарова С.В., Бырашникова Т.Н. Экологическая культура и Экологическое образование // Вода и экология: проблемы и решения. 2017. № 2. C. 79-89.

8. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 238 с.

9. Feaster S. Beware global warming hot air // Gazzete & Herald [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gazetteherald.co.uk/news/7870255.Beware_global_warming_hot_air/ (дата обращения: 12.04.2018).

10. Harvey F. Arctic ice melt could trigger uncontrollable climate change at global level // The Guardian [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/environment/2016/nov/25/arctic-ice-melt-trig-ger-uncontrollable-climate-change-global-level (дата обращения: 15.04.2018).

11. Herold N., Ekstrom M., Kala J., Goldie J., Evans J.P. Australian climate extremes in the 21st century according to a regional climate model ensemble: Implications for health and agriculture // Weather and Climate Extremes. 2018. 15 с.

12. Hoeppe P. Trends in weather related disasters - Consequences for insurers and society // Weather and Climate Extremes. 2016. № 11. С. 70-79.

13. LawsonN. Deep thought: climate of superstition // The Spectator [Электронный ресурс]. URL: https:// www.spectator.co.uk/2006/03/deep-thought-climate-of-superstition/ (дата обращения: 26.04.2018).

14. Melting Arctic ice cap falls to well below average // The Guardian [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/environment/2017/sep/20/melting-arctic-ice-cap-falls-to-well-below-average (дата обращения: 15.04.2018).

15. Ramanathan V. Global Dimming by Air Pollution and Global Warming by Greenhouse Gases: Global and Regional Perspectives // Nucleation and Atmospheric Aerosols. 2007. C. 473-483.

16. Rawsthorne S. Dozens of blazes under watch as Sydney temperatures sail past 33 C // NT News [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntnews.com.au/technology/dozens-of-blazes-under-watch-as-sydney-temperatures-sail-past-33c/news-story/905bb54b658bd7272ea496278cb7560a (дата обращения: 13.05.2018).

Катермина Вероника Викторовна, профессор кафедры английской филологии, Кубанский государственный университет, Россия, Краснодар, Ставропольская, 149: e-mail: [email protected]

Макеева Мария Александровна, преподаватель русского и английского языков РКОО МУИСВО «ЮТА», Россия, Краснодар, e-mail: [email protected]

Для цитирования: Катермина В.В., Макеева М.А. Особенности структурирования и восприятия информации в фреймах концепта «Экология» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 3(31). С. 69-76. DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31).

THE PECULIARITIES OF INFORMATION STRUCTURING AND PERCEPTION WITHIN FRAMES

OF THE CONCEPT «ECOLOGY» DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-69-76

Veronika V. Katermina ORCID iD: 0000-0001-9141-9867

Kuban State University, Krasnodar, Russia

Mariya A. Makeeva ORCID iD: 0000-0003-4049-4490

Amavir State Pedagogical University Armavir, Russia

The article is devoted to the issue of information structuring within the concept «Ecology». Each concept contains various information which constitutes the core and the periphery of the concept and is actualized in the person s picture of the world. The same information can be regarded differently; the reason is a partial discrepancy in pictures of the world and the difference ofgained experience. The information within the concept consists not only ofproved knowledge but of associations and representation of each individual as well. Thus, the quantity of information within the concept is considerably large. To systematize the knowledge within the concept models of knowledge representation were introduced; a frame is an example of such a model. In the following article a frame is regarded as a schematic representation of knowledge within the concept consisting of the frame's name and its slots - well-ordered units which organize the structure of the frame. Having studied frames as the unit of knowledge representation attention is drawn to the peculiarities offrame perception which are determined by their recipients' characteristics. The names of the slots are usually common for frames of one thematic group unlike their content which is unique for slots of differentframes. On the basis of the comparative analysis of «Global warming» frame in Australian and Arctic representatives 'pictures of the world the conclusion has been made that this frame unfolds to its recipients differently due to their location, experience and urgency of the problem in each country.

Key words: model of knowledge representation, frame, slot, picture of the world, concept «ecology», global dimming, global warming.

References

1. Batura T.V Semanticheskij analiz i sposoby predstavleniya smysla teksta v kompyuternoj lingvistike

[Semantic analysis and means of representation of the text meaning in computer linguistics], Programmnye produkty i sistemy [Program output and systems], Tver: Pub. ZAO NII «Centrprogrammsistem», 2016, no 4, 13 p.

2. Isabekova U.K. Koncept «Quit» v Kazahskoj yazykovoj kartine mir [The concept of «Quit» in the Kazakh language picture of the world], Filologiya i Kultura [Philology and Culture], 2016, no 2, pp. 11-12.

3. Katermina VV Kulturno-interpretiruyushchij potencial massmedijnyh neologizmov v anglijskom diskurse [Cultural and interpretative potential of mass-media neologisms in English discourse], Voprosy Kogni-tivnoy Lingvistiki [Questions of cognitive linguistics], 2017, no 1, pp. 84-90.

4. Minskij M. Frejmy dlya predstavleniya znanij [Frames for knowledge representation] transl. by F. M. Kulakova, Moscow: Energy, 1979, 151 p.

5. Razumovskij O.S. Invarianty i frejmy kak obektivnye fenomeny i kognitivnye konstrukci [Invariants and frames as objective phenomena and cognitive structures]. Available at: www.philosophy.nsc.ru/journals/ philscience/8 00/05 Razum.htm (access at 04 April 2018).

6. Stepanov Yu.S. Konstanty: Slovar russkoj kultuy. Opyt issledovaniya [Constants: Dictionary of Russian Culture. Experience research], Moscow: School «Languages of Russian Culture», 1997, 824 p.

7. Cvetkova L.I., Kopina G.I., Makarova S.V, Byrashnikova T.N. Ekologicheskaya kultura i Ekologich-eskoe obrazovanie [Ecological culture and ecological education], Voda i ehkologiya problemy i resheniya [Water and ecology: problems and solutions], 2017, no 2, pp. 79-89.

8. Chudinov A.P. Rossiya v metaforicheskom zerkale: kognitivnoe issledovanie politicheskoj metafory [Russian in a metaphoric mirror: cognitive study of political metaphor], Ekaterinburg: UrGPU, 2001, 238 p.

9. Feaster S. Beware global warming hot air, Gazzete & Herald. Available at: http://www.gazetteherald. co.uk/news/7870255.Beware_global_warming_hot_air/ (access at 12 April 2018).

10. Harvey F. Arctic ice melt could trigger uncontrollable climate change at global level, The Guardian. Available at: https://www.theguardian.com/environment/2016/nov/25/arctic-ice-melt-trigger-uncontrolla-ble-climate-change-global-level (access at 15 April 2018).

11. Herold N. M.Ekstrom, J.Kala, J.Goldie, J.P.Evans. Australian climate extremes in the 21st century according to a regional climate model ensemble: Implications for health and agriculture, Weather and Climate Extremes, 2018, 15 p.

12. Hoeppe P. Trends in weather related disasters - Consequences for insurers and society, Weather and Climate Extremes, 2016, no 11, pp. 70-79.

13. Lawson N. Deep thought: climate of superstition, The Spectator. Available at: https://www.spectator. co.uk/2006/03/deep-thought-climate-of-superstition/ (access at 26 April 2018).

14. Melting Arctic ice cap falls to well below average, The Guardian. Available at: https://www.theguardian. com/environment/2017/sep/20/melting-arctic-ice-cap-falls-to-well-below-average (access at 15 April 2018).

15. Ramanathan V. Global Dimming by Air Pollution and Global Warming by Greenhouse Gases: Global and Regional Perspectives, Nucleation and Atmospheric Aerosols, 2007, pp. 473-483.

16. Rawsthorne S. Dozens of blazes under watch as Sydney temperatures sail past 33 C // NT News. Available at: http://www.ntnews.com.au/technology/dozens-of-blazes-under-watch-as-sydney-temperatures-sail-past-33c/news-story/905bb54b658bd7272ea496278cb7560a (access at 13 May 2018).

Veronika V. Katermina, Doctor of Philology, professor, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuban State University", English philology department, professor; the address: Krasnodar, Stavropolskaya St., 149; e-mail: [email protected]

Mariya A. Makeeva, post graduate student of Department offoreign languages and methodology of their teaching, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Armavir State Pedagogical University", Department offoreign languages and methodology of their teaching, the address: Armavir, Rozy Lyuksemburg St., 159; e-mail: [email protected]

For citation: Katernina V.V., Makeeva M.A. The peculiarities of informational structuring and perception within frames of the concept "Ecology". Aktual'nye problemy filologii i pedagogiceskoj lingvis-tiki [Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics], 2018, no 3(31), pp. 69-76 (In Russ.). DOI: 10.29025/2079-6021-2018-3(31)-69-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.