Научная статья на тему 'Фразеологическая номинация карьерных достижений в современных российских СМИ'

Фразеологическая номинация карьерных достижений в современных российских СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ / КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА / ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / СФЕРА-ИСТОЧНИК / ПРОСТРАНСТВО-ЦЕЛЬ / PHRASEOLOGICAL NOMINATION / COGNITIVE METAPHOR / PHRASEOLOGICAL UNIT / SPHERE-SOURCE SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хабирова Евгения Игоревна

Анализируется специфика фразеологической номинации карьерных достижений в современных российских СМИ. Описываются современные научные подходы к изучению специфики фразеологической номинации. Дается анализ примеров фразеологической номинации карьерных достижений в текстах российских СМИ. Обосновывается значимость выбора фразеологической номинации карьерных достижений в современных российских СМИ. Доказывается, что при помощи когнитивной метафоры абстрактные или сложные, труднодоступные для восприятия и осмысления объекты осмысливаются через известные, конкретные предметы и явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phraseological nomination career achievements in modern Russian media

The specificity of the phraseological nominations career achievements in contemporary Russian media. Describes the modern scientific approaches to the study of the specificity of the phraseological nomination. The analysis of examples of phraseological nominations career achievements in Russian media texts. Substantiates the importance of the choice of phraseological nomination, career achievements in contemporary Russian media. It is proved that with the help of cognitive metaphors abstract or complex, are difficult for perception and understanding of objects comprehended through known, specific objects and phenomena.

Текст научной работы на тему «Фразеологическая номинация карьерных достижений в современных российских СМИ»

Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 20 (375). Филология. Искусствоведение. Вып. 97. С. 138-142.

УДК 81-2 ББК81 Х12

Е. И. Хабирова

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ НОМИНАЦИЯ КАРЬЕРНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СМИ

Анализируется специфика фразеологической номинации карьерных достижений в современных российских СМИ. Описываются современные научные подходы к изучению специфики фразеологической номинации. Дается анализ примеров фразеологической номинации карьерных достижений в текстах российских СМИ. Обосновывается значимость выбора фразеологической номинации карьерных достижений в современных российских СМИ. Доказывается, что при помощи когнитивной метафоры абстрактные или сложные, труднодоступные для восприятия и осмысления объекты осмысливаются через известные, конкретные предметы и явления.

Ключевые слова: фразеологическая номинация, когнитивная метафора, фразеологическая единица, сфера-источник, пространство-цель.

В современную эпоху глобализации наиболее важную роль в формировании стереотипов общественного поведения и массового сознания играют средства массовой информации (далее СМИ). Пронизывая все сферы жизни общества, СМИ становятся неотъемлемой частью информационного пространства, которое является неоспоримым источником знаний. Значимость информации и знаний, получаемых из СМИ, обусловлена широким распространением информационных технологий и их способностью воздействовать на сознание людей и, более того, изменять его. Отражая актуальные события, происходящие в стране, СМИ наделены способностью привлекать внимание достаточно большой целевой аудитории.

Как отмечает Н. И. Гайтюкевич, «информационная сфера, меняя традиционные парадигмы, установки, стереотипы деятельности, не только отражает глобальную политику по формированию общества, но и качественно транс-формируетее» [2. С. 275].

Целью данного исследования является выявление специфики фразеологической номинации карьерных достижений в современных российских СМИ.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) охарактеризовать современные научные подходы к изучению специфики фразеологической номинации;

2) проанализировать примеры фразеологической номинации карьерных достижений в текстах российских СМИ;

3) обосновать значимость выбора фразеологической номинации карьерных достижений в современных российских СМИ.

Для обозначения явлений объективной действительности в текстах российский СМИ нередко используются фразеологические единицы (далее ФЕ), которые относятся к числу номинативных единиц.

Теория языковой номинации связана с выяснением того, как соотносятся между собой понятийные формы мышления, каким образом создаются, закрепляются и распределяются наименования за разными фрагментами объективной реальности, и какую роль они играют в коммуникации [16].

По определению В. Г. Гака, «номинация есть процесс и результат наименования, при котором языковые элементы соотносятся с означаемыми ими объектами» [3. С. 237].

Фразеологическая номинация - более сложное явление, чем лексическая номинация, так как фразеологические единицы являются раздельнооформленными образованиями, состоят из слов как с переосмысленным, так и с буквальным значением, и значение фразеологизма опосредовано этими словами, но не равняется сумме их значений [7].

Являясь одной из разновидностей непрямой образной номинации фрагментов действительности, фразеологическая номинация имеет более значительные возможности для словесной детализации и экспликации образа по сравнению с другими ее разновидностями [13].

Вслед за Д. А. Жоржолиани, мы считаем фразеологическую номинацию осложненным

видом наименования [5], поскольку данному виду номинации подвергаются сложные объекты.

Как отмечает М. Э. Рут, объектом образной номинации выступает «предмет системно внеположенный», «обладающий сложным, не поддающимся абстрагированию на данной ступени познания признаком» [12. С. 31]. Иными словами, необходимость фразеологической номинации того или иного объекта свидетельствует о его нахождении (в соответствии с интерпретацией ученого) вне известных и отреф-лексированных категорий объектов.

В основе всех видов вторичной номинации лежит ассоциативный характер человеческого мышления. Обозначение нового явления происходит в результате выявления ассоциаций по сходству или смежности между свойствами номинируемого явления и свойствами явлений, уже получивших ранее обозначение в языке на основе фоновых знаний носителей языка о данной реалии или о внутренней форме значения [9].

Одним из актуальных когнитивных механизмов, при помощи которого абстрактные или сложные, труднодоступные для восприятия и осмысления объекты осмысливаются через известные, конкретные предметы и явления, представляется метафора.

Возникновение метафоры или придание нового метафорического значения ранее существовавшему образному выражению происходит с помощью комплекса определенных когнитивных операций со знанием, в результате которых формируется фактически новое или модифицированное ментальное пространство, возникающее, а в последующем и закрепляющееся, благодаря частичному заимствованию структур из различных концептуальных областей [17].

Согласно Дж. Лакоффу, в метафорическом структурировании участвуют две концептуальные области: область-источник (source) и область-мишень (target) [8]. Процесс метафо-ризации рассматривается здесь как процесс передачи или переноса знаний из области источника (source domain) в область цели (target domain). Область источника - это структура знаний, являющаяся основой для когнитивного отображения (переноса mapping) в процессе формирования метафоры. Область цели - это структура знаний, являющаяся конечным пунктом когнитивного отображения в процессе формирования метафоры. Сущность метафо-

ризации заключается в отображении когнитивного пространства источника в когнитивном пространстве цели или фрейма модели во фрейме объекта [4].

Проанализируем, каким образом ФЕ карьерная лестница, золотой парашют и стеклянный потолок репрезентируют знания о карьерных достижениях в современных российских СМИ.

ФЕ карьерная лестница (лестница карьерного роста) используется в значении модель построения карьеры, состоящая из определенных ступеней (должностей, типовых рабочих мест), описывающих не зависящие от конкретных работников пути карьерного перемещения.

ФЕ заимствована из английского языка, ср. career ladder. В основе номинации данного явления лежит метафорический принцип переосмысления общеупотребительных слов. Набор ассоциативных признаков, характеризующих успешное продвижение по службе, соотносится в сознании специалиста с чувственно-наглядным образом лестницы как объекта, по которому можно постепенно по ступеням подниматься вверх. Компонент карьерная принадлежит к терминосфере управления персоналом и, отражая профессиональное знание, дополняет образ, сложившийся в обыденном сознании. При образовании данной ФЕ профессиональное знание накладывается на обыденное. Когнитивное пространство сферы-источника карьерная лестница переносится в пространство-цель продвижение по службе.

Пр. Когда человек боится, что он не справится с кругом своих обязанностей, и не чувствует перспектив, наступает синдром хронической усталости. Поэтому он должен менять что-то, если хочет работать именно в этом месте и двигаться по карьерной лестнице [6].

ФЕ золотой парашют обозначает обещание выплатить менеджерам крупные суммы в случае увольнения, заключение договоров с очень высокими выходными пособиями.

ФЕ заимствована из английского языка, ср. golden parachute. В основе номинации данного явления лежит метафорический принцип переосмысления общеупотребительных слов. Ни компонент золотой (golden), ни компонент парашют (parachute) не являются терминами, но именно их сочетание обозначает специальное понятие. Набор ассоциативных признаков, характеризующих выходные пособия в случае увольнения, соотносятся в сознании специали-

140

Е. И.Хабирова

ста с чувственно-наглядным образом парашюта как механизма, предотвращающего резкое падение с высоты. Компонент золотой (благоприятный, ценный) дополняет образ, сложившийся в обыденном сознании. При образовании данной ФЕ профессиональное знание накладывается на обыденное. Когнитивное пространство сферы-источника золотой парашют переносится в пространство-цель выходное пособие [15].

Пр. «Газпром» раскрыл запасной «золотой парашют». Скандал был связан с выплатой господином Кузичевым «золотых парашютов» команде ОГК-2, уволившейся в результате получения «Газпромом» контроля над энергокомпанией [1].

Пр. Путин меняет «золотые парашюты» на серебро и жесть [11].

Пр. Несмотря на неоправданные надежды властей, Провоторов все-таки получит выходное пособие. Аналогичный случай произошел в декабре прошлого года: экс-гендиректор «Нор-никеля» Владимир Стржалковский, по данным «Ведомостей», после отставки получил «золотой парашют» в размере 100 миллионов долларов. Этот пример не единственный: в годы кризиса государство выделило по миллиарду рублей топ-менеджерам «АвтоВАЗа» и управленцам в РАО «ЕЭС России». Многомиллионные «моральные компенсации» гендиректорам и президентам госкомпаний, как ни странно, не вызывали бурной реакции общественности, поэтому топ-менеджеры по сей день получают «золотые парашюты», когда покидают возглавляемые ими организации [14].

ФЕ стеклянный потолок широко используется в СМИ для описания невидимого барьера, ограничивающего продвижение женщины по служебной лестнице.

ФЕ заимствована из английского языка, ср. glass ceiling. В основе номинации данного явления лежит метафорический принцип переосмысления общеупотребительных слов. Ни компонент стеклянный (glass), ни компонент потолок (ceiling) не являются терминами, но именно их сочетание обозначает специальное понятие. Набор ассоциативных признаков, характеризующих невидимый барьер, соотносится в сознании специалиста с чувственно-наглядным образом потолка как препятствия, ограничивающего продвижение женщины по служебной лестнице. Компонент стеклянный (прозрачный, невидимый) дополняет образ, сложившийся в обыденном сознании. При об-

разовании данной ФЕ профессиональное знание накладывается на обыденное. Когнитивное пространство сферы-источника стеклянный потолок переносится в пространство-цель невидимый барьер.

Пр. Есть такое понятие, обозначающее препятствие в росте карьеры, - «стеклянный потолок». Женщина видит свои возможности, понимает, каких высот может достичь, но ей не дают это сделать. Ведь в условиях рынка, конкурентной борьбы мужчины забирают себе «жирные куски». В результате, если она хочет двигаться вверх, ей приходится разбивать «стеклянный потолок» [10].

В результате анализа мы пришли к выводу, что ФЕ, функционирующие в современных российских СМИ, являются носителями комплексной информации о карьерных достижениях членов российского общества. Объективируя значимую информацию с помощью ярких образов, ФЕ способны активизировать чувственный опыт читателя. Как правило, выбор сферы-источника для фразеологической номинации актуальных явлений действительности происходит с опорой на результаты обыденного познания но-минатора. При этом фразеологические единицы позволяют передать в своем значении совокупность обыденных и профессиональных знаний именуемых объектов.

Дальнейшее изучение специфики фразеологической номинации в средствах массовой информации в когнитивном аспекте представляется перспективным, поскольку позволяет выявить закономерности именования уникальных объектов и их прагматические характеристики.

Список литературы

1. Газета «Коммерсантъ». - 26.09.2008.

- № 174. - URL: http://www.kommersant.ru/ doc/1031455.

2. Гайтюкевич, Н. И. Роль и место СМИ в системе современных массовых коммуникаций / Н. И. Гайтюкевич II Знание. Понимание. Умение. -2011.-№ 2.-С. 274-277.

3. Гак, В. Г. К типологии лингвистических номинаций / В. Г. Гак II Языковая номинация: общие вопросы. - М., 1977. - С. 237.

4. Дудецкая, С. Г. Метафоризация как способ терминообразования: на материале английской терминологии черепно-челюстно-ли-цевой хирургии и стоматологии : дис. ... канд. филол. наук / С. Г. Дудецкая. - Самара, 2007.

- 240 с.

5. Жоржолиани, Д. А. Фразеологическая номинация в английском и грузинском языках : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Д. А. Жоржолиани. - Тбилиси, 1987. - С. 14.

6. Кожина, Н. Презентеизм и неофобия. Чем можно заболеть в офисе? / Н. Кожина // Аргументы и факты. - 29.07.2014. - URL: http:// www.aif.ru/health/psychologic/1218764.

7. Кунин, А. В. О фразеологической номинации / А. В. Кунин II Научные труды МГПИ-ИЯ им. М. Тореза. - М., 1983. - Вып. 211. Фразеологическая семантика (германские и романские языки). - С. 88-100.

8. Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М., 1990. -256 с.

9. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 709 с.

Ю.Писаренко, Д. Почему у бедности и старости в России женское лицо? / Д. Писаренко II Аргументы и факты. - 07.03.2012. - URL: http://www.aif.ru/society/31647.

11.РИА Новости. - 29.03.2013. - URL: http:// ria.ru/economy/20130329/930073878.html.

12.Рут, M. Э. Образная номинация в русском языке / М. Э. Рут. - Екатеринбург, 1992. -С. 31.

13.Солодуб, Ю. П. Образность фразеологизмов и фразеологическая номинация / Ю. П. Со-лодуб II Фразеологическая номинация: особенности семантики фразеологизмов : межвуз. сб. науч. тр. - Ростов н/Д: РГПИ, 1989. - С. 4-11.

14.Трегубова, Е. «Золотые парашюты». За что топ-менеджеры получают премии при увольнении / Е. Трегубова II Аргументы и факты. - 27.03.2013. - URL: http://www.aif.ru/ money/41954.

15.Хабирова, Е. И. К проблеме создания словаря профессионально маркированных фразеологических единиц / Е. И. Хабирова II Вестн. Челяб.о гос. ун-та. - 2014. - № 16 (345). Филология. Искусствоведение. - С. 146-150.

16.Хахалова, С. А. Категория метафоричности (формы, средства выражения, функции) : дис. ... д-ра филол. наук / С. А. Хахалова. - Ир-кутск,1997.-С. 11.

17. Turner, M. Conceptual Integration Networks / M. Turner, G. Fauconnier. - Cognitive Science, 1998.-22 (2).-P. 133-187.

Сведения об авторе

Хабирова Евгения Игоревна - кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных и романо-германских языков Челябинского государственного университета. [email protected]

Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 20 (375). Philology. Arts. Issue 97. Pp. 138-142.

PHRASEOLOGICAL NOMINATION CAREER ACHIEVEMENTS IN MODERN RUSSIAN MEDIA

E. I. Khabirova

ChelyabinskState University, [email protected]

The specificity of the phraseological nominations career achievements in contemporary Russian media. Describes the modern scientific approaches to the study of the specificity of the phraseological nomination. The analysis of examples of phraseological nominations career achievements in Russian media texts. Substantiates the importance of the choice of phraseological nomination, career achievements in contemporary Russian media. It is proved that with the help of cognitive metaphors abstract or complex, are difficult for perception and understanding of objects comprehended through known, specific objects and phenomena.

Keywords: phraseological nomination, cognitive metaphor, phraseological unit, sphere-source space.

142

E. H.Xadupoea

References

1. Gazeta «Kommersant» [The newspaper "Kommersant"], 26.09.2008, no. 174. Available at: http:// www.kommersant.ru/doc/1031455. (In Russ.).

2. Gajtjukevich N.I. Rol' i mesto SMI v sisteme sovremennyh massovyh kommunikacij [The role and place of media in the system of modern mass communications]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability], 2011, no. 2, pp. 274-277. (In Russ.).

3. Gak V.G. K tipologii lingvisticheskih nominacij [To the typology of linguistic nomination], Jazykovaja nominacija: obshhie voprosy [Language nomination: general]. Moscow, 1977. P. 237. (In Russ).

4. Dudeckaja S.G. Metaforizacija kak sposob terminoobrazovanija: na materiale anglijskoj terminologii cherepno-cheljustno-licevoj hirurgii i stomatologii [Metaforizatcija terminoobrazovanija as a way: on a material of English terminology head of maxillofacial surgery and dentistry]. Samara, 2007. 240 p. (In Russ.).

5. Zhorzholiani D.A. Frazeologicheskaja nominacija v anglijskom i gruzinskom jazykah [Phraseological nomination in English and Georgian], Tbilisi, 1987. P. 14. (In Russ.).

6. KozhinaN. Prezenteizm i neofobija. Chem mozhno zabolet' v ofise? [Presenteeism and neophobia. How could I get to the office?]. Argumenty i fakty [Arguments and Facts], 29.07.2014. Available at: http://www.aif.ru/health/psychologic/1218764. (In Russ.).

7. Kunin A.B. O frazeologicheskoj nominacii [About phraseological nomination], Nauchnye trudy MGPIIJa im. M. Toreza [Proceedings of Moscow State Pedagogical Institute of M. Torez], iss. 211. Moscow, 1983. Pp. 88-100. (In Russ.).

8. Lakoff Dzh., Dzhonson M.Metafory, kotorymi my zhivem [Metaphors We Live]. Moscow, 1990. 256p. (In Russ.).

9. Lingvisticheskijjenciklopedicheskijslovar' [Linguistic encyclopedic dictionary], Moscow, 2002. 709 p. (InRuss.).

10.Pisarenko D. Pochemu u bednosti i starosti v Rossii zhenskoe lico? [Why poverty and old age a woman's face in Russia?]. Argumenty i fakty [Arguments and Facts], 07.03.2012. Available at: http:// www.aif.ru/society/31647.

W.RIANovosti [RIANews], 29.03.2013. Available at: http://ria.ru/economy/20130329/930073878. html. (In Russ.).

12.Rut M.Je. Obraznaja nominacija v russkom jazyke [Figurative nomination in the Russian], Ekaterinburg, 1992. P. 31. (In Russ.).

13.Solodub Ju.P. Obraznost' frazeologizmov i frazeologicheskaja nominacija [Imagery and phraseology phraseological nomination], Frazeologicheskaja nominacija: osobennosti semantiki frazeologizmov [Phraseological nomination: Features of semantics phraseology], Rostov-on-Don, 1989. Pp. 4-11. (InRuss.).

14.Tregubova E. «Zolotye parashjuty». Za chto top-menedzhery poluchajut premii pri uvol'nenii ["Golden parachutes." Behind that top managers receive bonuses for dismissal]. Argumenty i fakty [Arguments and Facts], 27.03.2013. Available at: http://www.aif.ru/money/41954. (In Russ.).

15.Habirova E.I. K probleme sozdanija slovarja professional'no markirovannyh frazeologicheskih edinic [On the problem of creating a dictionary of professionally marked phraseological units]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologija. Iskusstvovedenie [Bulletin of the Chelyabinsk State University. Ser. Literature. Art], 2014, no. 16 (345), pp. 146-150. (In Russ.).

16.Hahalova S.A. Kategorija metaforichnosti (formy, sredstva vyrazhenija, funkcii) [Category metaphorical (forms, means of expression, function)]. Irkutsk, 1997. P. 11. (In Russ.).

17.Turner M., Fauconnier G. Conceptual Integration Networks. Cognitive Science, 1998, 22 (2). Pp. 133-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.