Н. А. Фролова Франция в жизни семьи Рерихов1
Статья посвящена посещению Рерихами Франции, знакомству с М. К. Тенишевой и их творческой дружбе, успеху театральных декораций для «Русских сезонов», продвижению «Пакт Рериха».
Ключевые слова: декорации для «Русских сезонов, первое признание как ученого-археолога, предложение и освящение Знамени Мира
N. A. Frolova France for the life of Roerich's family
The article is dedicated to the Roerichs' visits to France, to a familiarity with M. K. Tenisheva and their friendship, to the success of theater decorations for «Russian seasons», to the advance of «Roerich Pact». Keywords: decorations for «Russian seasons», the first recognition as an archaeologist, offering and dedication of the Banner of Peace
В судьбе русской интеллигенции, особенно художественной интеллигенции, Франция, всегда играла исключительно важную роль. И, конечно же, в жизни семьи Рерихов эта страна явилась важной вехой на их творческом пути. Принято связывать имя Рериха с такими странами, как Индия, США, Финляндия. В этой географии сфер культурного взаимовлияния Франция занимает отнюдь не последнее место.
Можно было бы ограничиться перечислением фактов посещения Рерихами Франции, и этого было бы почти достаточно для подтверждения заявленной темы. Однако, углубляясь в изучение вопроса, мы обнаруживаем гораздо больше значительного материала, чем это казалось нам при первом знакомстве.
Встречи с Францией происходили на всем протяжении жизни Н. К. Рериха и всех членов его семьи. Рерих посещал Францию в 1900, 1922, 1923, 1929, 1930, 1934 годах, а в период с 1906 по 1913 год приезжал во Францию почти ежегодно. Его супруга Елена Ивановна впервые посетила Париж со своей матерью в 1901 году, а затем бывала во Франции с мужем.
Старший сын Н. К. Рериха Юрий завершал свое образование во Франции в Школе восточных языков при крупнейшем центре европейского востоковедения - Парижском университете (после окончания Лондонского и Гарвардского университета). Здесь он занимался тибетским языком под руководством профессора Ж. Бако, а также продолжал занятия санскритом, монгольским, китайским и иранскими языками под руководством таких крупных французских ученых, как П. Пелио, С. Леви,
А. Масперо В 1923 году Ю. Н. Рерих блестяще окончил Парижский университет и получил степень магистра индийской филологии. В дальнейшем Ю. Н. Рерих бывал во Франции вместе с отцом в 1929 и 1934 годах.
Младший сын Н. К. Рериха Святослав приехал с родителями в Париж в мае 1922 года и находился там до отъезда всей семьи в Индию в ноябре 1923 года.
Впервые Н. К. Рерих посетил Францию в 1900-1901 годах после окончания Академии Художеств и Университета в Санкт-Петербурге. Он поехал в Париж, однако, не в составе группы учеников класса Архипа Ивановича Куинджи, а самостоятельно на деньги, полученные в наследство от продажи фамильного имения «Извара» после смерти отца К. Ф. Рериха.
Из французских художников XIX века особенно сильное влияние оказал на него П. Пюви де Шаванн, который осуществил роспись интерьеров в Парижской Национальной библиотеке. Н. К. Рерих не застал его в живых, приехав в Париж в 1900 году, но раньше ему доводилось лично встречаться с этим мастером на художественных выставках в России, о чем он неоднократно вспоминал в «Листах дневника»2.
В Париже Н. К. Рерих продолжает совершенствовать свое художественное образование в мастерской известного французского художника Фернана Кормона, который высоко ценил национальную самобытность таланта молодого русского художника. Ф. Кормон ставил картины Н. К. Рериха в пример своим ученикам и не раз говорил ему: «...а вы идете своим путем. Мы у вас будем учиться»3. Во Франции Н. К. Рерих знакомится с экспозициями французских музеев, посещает библиотеки. Здесь же он создает свои лучшие живописные произведения тех лет: «Город» (1900), «Идолы» (1901), «Заморские гости» (1901) и др.
Творчество П. Пюви де Шаванна и Ф. Кормона было близко Н. К. Рериху как по тематике, так и по высокой одухотворенности. Возможно, под влиянием первого мастера Н. К. Рерихом написана картина «Святая Женевьева, заступница Парижа» (1933). Французская тематика прослеживается на таких полотнах Н. К. Рериха, как «Тени прошлого» (1933), «Лампада герою» (1941) и др. Вероятно, первые французские впечатления Н. К. Рериха во многом определили его интерес к культуре Франции, что в дальнейшем вылилось в создание ряда работ, посвященных европейскому средневековью. Так в 1931 году был написан триптих «Жанна д'Арк». Увлечение личностью Жанны д'Арк было общим в семье Рерихов, особенно это относится к Е. И. Рерих.
В 1900 году Париже открылась Всемирная выставка, на которой князь В. Н. Те-нишев был генеральным комиссаром русского отдела. Здесь состоялась встреча с княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой, положившая начало многолетним дружбе и сотрудничеству. А в 1911 году Н. К. Рерих работает над заказом княгини М. К. Тенишевой в ее имении. Это мозаичное панно «Спас Нерукотворный» и внутренняя роспись церкви Святого Духа в с. Фленово (недалеко от Талашкино Смоленской губернии)4.
Роспись интерьера церкви выполнялась под наблюдением и лично Н. К. Рерихом в 1911-1914 годах. В данной работе наиболее ярко представлена космогоническая направленность творчества Рериха-художника. Алтарная роспись Н. К. Рериха
«Царица Небесная над Рекою Жизни» не сохранилась, однако мозаичное панно «Спаса» над входом позволяет и сегодня представить нетрадиционность подходов Н. К. Рериха в монументальном религиозном искусстве.
Известны также эскизы росписей для молельни виллы коллекционера Л. С. Лившица в г. Ницце, выполненные Н. К. Рерихом в 1914 году. Ныне 12 эскизов мозаичного панно хранятся в Донецком художественном музее5.
В начале века Н. К. Рерих регулярно посещал Францию, по меньшей мере шесть раз за период 1906-1913 годы. Н. К. Рерих регулярно участвовал в художественных выставках, проводимых во Франции. Так в 1906 году его избирают членом Осеннего салона в Париже.
В начале XX века Н. К. Рерих много работал для театра, он внес большой вклад в развитие театрально-декорационного искусства.
Во Франции талант Н. К. Рериха как художника-декоратора достиг своей вершины, он раскрылся при работе над декорациями к постановкам спектаклей, связанных с русской историей. Именно здесь мысли Н. К. Рериха о значении наследия России для мировой культуры получили должное воплощение. Успех декораций и костюмов, созданных по эскизам Н. К. Рериха, был грандиозен. Европейская публика, которая присутствовала на спектаклях «Русских сезонов» в Париже, организованных С. П. Дягилевым, впервые смогла прочувствовать всю силу русского искусства - творение лучших ее композиторов, исполнителей и художников6.
Пресса и критика давала восторженные отзывы на работы Н. К. Рериха в театре. Успех сопутствовал декоративной работе Н. К. Рериха - занавесу-панно «Сеча при Керженце» (исполненной С. П. Яремичем) к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1911). В Париже на постановке оперы занавес поднимали двенадцать раз под щедрые аплодисменты публики7.
В балете «Весна священная» Н. К. Рерих был автором либретто и художником-постановщиком (хореограф - В. Ф. Нижинский). Успех декораций к театральным постановкам оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» (1909), оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (1909), балета на музыку И. Ф. Стравинского «Весна Священная» (1913) в таких театрах Парижа, как Шатле, Театр на Елисейских полях, был бесспорным. Несомненно, талант Н. К. Рериха с необычайной силой раскрылся в театрально-декорационном искусстве, были созданы декорации к десяткам опер и сотни эскизов костюмов. Французская пресса восторженно отзывалась о высоком художественном уровне декораций Н. К. Рериха в постановках «Русских сезонов» С. П. Дягилева, что обеспечило художнику Н. К. Рериху признание в Европе.
Именно с Францией связано признание Н. К. Рериха как ученого-археолога. Н. К. Рерих внес большой вклад в развитие отечественной археологии. Результаты, в области археологии древних культур, и его находки получили признание в научных кругах Европы. Археологические находки Н. К. Рериха кремневых антропологических фигурок были представлены на Французском Доисторическом конгрессе
в Периге (1905). Представленный материал вызвал широкую научную полемику в среде палеоэтнологов. Находки Н. К. Рериха для своего времени были уникальны. Газеты писали о коллекции Н. К. Рериха, вернувшейся в Россию с международного конгресса: «это был первый опыт демонстрации предметов, относящихся к каменному веку, добытых в России, перед представителями всего мира. Один Рерих послал 1,5 тысячи номеров, которые крайне заинтересовали таких известных ученых, как Мортилье, Капитэн, Ривье и др.»8. В зарубежных научных изданиях были опубликованы рецензии на работы Н. К. Рериха в области археологии9.
В 1913 году Н. К. Рерих встречался в Париже с В. В. Голубевым - известным востоковедом, исследователем истории Азии. Н. К. Рерих осматривал коллекции
В. В. Голубева и восточные отделы французских музеев10.
В это время окончательно решился вопрос о посещении Индии. В 20-х годах XX века пути Рерихов из Европы в Америку и в Азию неизменно пролегали через Францию. В свое первое путешествие в Индию Рерихи отправились в 1923 году от берегов Франции, из Марселя. Позже (в 1930 году) французские теософы помогли Рериху получить визу через французскую колонию в Пондишери (Индия).
В начале Первой мировой войны издается сборник, составленный Е. С. Крутиковой, доходы от продажи которого были направлены в пользу русских художников, застигнутых войной в Париже. В сборник вошли статьи таких авторов, как А. Бенуа, А. Ремизов, К. Бальмонт и др. Н. К. Рерих написал для этого издания очерк «Привет», в котором передает дух Парижа, раскрывает его роль в истории культуры. «Все поглотивший, все совместивший город. Париж, восходивший и нисходивший. Бесконечный город работы. Неслыханное среди бесчисленных толп уединение. Избранность и отчужденность. Близкая возможность подвига жизни.»11.
События Первой мировой войны продемонстрировали всю глубину трагизма в отношениях человечества к памятникам прошлого. Разрушения исторических городов Западной Европы, важнейших архитектурных шедевров вызвало бурю протестов со стороны представителей культурной общественности многих стран, и особенно России. В результате обстрелов сгорел знаменитый собор в городе Реймсе - уникальный памятник средневековой архитектуры мирового значения, исторический собор, где короновались французские короли (до 1825 года)12.
Истинно русский художник Н. К. Рерих испытывает глубокие потрясения от разрушения крупнейших памятников мирового значения в годы Первой мировой войны (собор в г. Реймсе, библиотека в г. Лувене)13. В своих переживаниях он не одинок, поскольку вся мировая культурная общественность, стремится выразить свое возмущение вандализмом и варварством правительств воюющих сторон.
Во Франции Н. К. Рерих публикует также свое литературное наследие. В 1933 году в Париже впервые издается его книга «Твердыня пламенная», а в 1939 году - отдельные страницы «Листов дневника».
Важной вехой в отношениях Н. К. Рериха с деятелями французской культуры стала общественная деятельность, связанная с продвижением Пакта об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников («Пакт Рериха»)14. В связи с этой знаменательной международной акцией во многих странах мира были организованы Комитеты и Общества друзей Пакта. Во Франции комитет возглавлял барон М. А. Таубе. В Париже находился Европейский центр имени Николая Рериха и Французское рериховское общество.
Активно работали Общество имени Н. К. Рериха и ассоциация друзей рери-ховского музея, возглавляемые профессором Парижского университета Г. Г. Шкля-вером и профессором Г. Лапраделем. Со всеми этими общественными деятелями Франции у Н. К. Рериха шла активная переписка в 1930-х годах. Строились планы создания в Париже Дома Культуры, который бы выполнял функции, аналогичные Институту Объединенных искусств в Нью-Йорке.
В связи с работой по продвижению Пакта Мира Н. К. Рерих был принят Президентом Франции Гастоном Думергом (1 3 июня 1930 года) и другими государственными деятелями Франции. «У Вас - сердце француза!», - сказал Президент Франции Н. К. Рериху.
В 1929 году Н. К. Рерих торжественно открывает заседание Французской ассоциации в Нью-Йорке, ориентированной на культурное сотрудничество Франции и США. Симпатии «Пакту Рериха» выразил видный французский политический деятель Раймон Пуанкаре. Французское правительство одобрило этот Пакт и направило своих представителей в Брюгге на Международную конференцию. Генеральный секретарь МИД Франции Ф. Вертело называл Н. К. Рериха - «протеже Франции», имея в виду деятельность Н. К. Рериха в США, направленную на укрепление роли французской культуры в этой стране.
Вместе с Пактом Н. К. Рерих предложил отличительный флаг, назвав его «Знаменем Мира». По замыслу Рериха, он должен был развеваться над всеми охраняемыми объектами культуры: на белом полотнище три круга, заключенные в окружность, что означает единство времени, прошлого, настоящего, будущего в окружении кольца вечности. Н. К. Рерих придавал большое значение тому факту, что Знамя Мира - символ Пакта Рериха - было торжественно освящено именно в Париже в церкви Сакре Кер (церкви Святой Крови Христа).
О резонансе, вызванном идеей Пакта, говорит факт выдвижения русского художника Н. К. Рериха на соискание Нобелевской премии мира в 1929 году. Кандидатура Н. К. Рериха была предложена Парижским университетом и поддержана научными учреждениями многих стран. К сожалению, это не состоялось, так как противоречило интересам некоторых влиятельных политических кругов.
Н. К. Рерих также вел благотворительную деятельность. Им было перечислено 3000 франков для поддержки французских лекторов в области культуры.
Итак, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что Франция, страна, с именем которой чаще всего ассоциируются представления о европейской культуре, несомненно, оказала влияние на такую многогранную и глубокую натуру, как Н. К. Рерих. В свою очередь, творчество и общественная деятельность Николая Константиновича Рериха и членов его семьи по достоинству были оценены во Франции, что стало важной вехой в истории развития русско-французских культурных связей.
Примечания
1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2011. № 47, дата публикации: 07.09.2011. URL: http://grani. agni-age.net (дата обращения: 01.07.2014).
2 Рерих Н. К. Листы дневника. М.: МЦР, 2000.
3 Рерих Н. К. Слово напутственное // Бирж. вед. 1916. 14 марта, № 15440.
4 Журавлева Л. С. Н. К. Рерих в Талашкине // Н. К. Рерих: жизнь и творчество: сб. стат. М.: Изобразит. искусство, 1978.
5 Соколовский В. В. Каталог художественных произведений Н. К. Рериха, с 1885 по 1947 г. Новосибирск, 1974. C. 141.
6 Антреприза С. П. Дягилева «Русские сезоны» была открыта в 1909 г. (первый сезон). С 1909 по 1914 г. прошло шесть сезонов. С началом Первой мировой войны «Русский балет» С. П. Дягилева прервал свои выступления.
7 Яковлева Е. П. Театрально-декорационное искусство Н. К. Рериха. Самара: АГНИ, 1996. С. 272.
8 См.: С.-Петерб. вед. 1905. 24 нояб., № 268.
9 L. Anthropologie. V. Paris, 1905. XVI. Jul.-oct. P. 515.
10 Полевая М. И. Дома Голубевых. СПб.: Алмаз, 1997. С. 192.
11 Рерих Н. К. Привет // Париж накануне войны. 1916. № 2.
12 Ростиславов А. Разрушение Реймского собора // Бирж. вед. 1914. 11 сент., № 14250.
13 Рерих Н. К. Лувен сожжен // Великая война в образах и картинах. Пг., 1915. № 2.
14 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне Пакт Рериха был подписан США и 20 странами Латинской Америки.