РАЗДЕЛ 3 РЕРИХОВЕДЕНИЕ И ЖИВАЯ ЭТИКА
А.П.Соболев Пребывание семьи Рерихов в Англии в 1919-1920 годах1
Статья посвящена проживанию семьи Рерихов в Англии и наиболее полно деятельности Н. К. Рериха: выступлению с лекциями, открытию выставки, работе над декорациями для опер и др.
Ключевые слова: декорации к сезонах русского искусства, выставка «Очарования России»
A. P. Sobolev Roerich's family habitation in England (1919-1920).
The article is dedicated to the habitation Roerich's family in England and activities of N. Roerich: giving lectures, opening of exhibitions, works for opera decorations and so on. Keywords: opera decorations to Russian Art Seasons, exhibition «Russian fascination»
Европейский период жизни и деятельности художника, мыслителя, археолога, педагога, философа и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха можно условно разделить на три этапа: первый - жизнь и деятельность в России, второй - в Финляндии, третий - в Англии.
Если российский период является временем становления Николая Рериха как творца и общественного деятеля, периодом формирования семьи художника -плодотворного творческого союза; финский считается самым загадочным, таинственным и переломным в судьбе Рерихов; английский можно назвать мистическим и определяющим их дальнейшую судьбу.
В 1917-1919 годах Н. К. Рерих с женой и двумя сыновьями находится в Финляндии: они живут в городе Сортавала и его окрестностях, на острове Тулолансаари. Осенью 1918 года перебираются в Выборг.
Семья Рерихов оказалась в Финляндии в непростое время - свершилась революция в России, произошло падение старого режима, шла гражданская война... Они оказываются отрезанными от Петрограда, без средств к существованию. Нужно было срочно искать выход из создавшегося положения. Н. К. Рериху удается организовать свои выставки в Дании, Швеции и Финляндии. В это же время он пытается наладить прерванные связи с деятелями русского искусства. В письме к Сергею Павловичу Дягилеву Н. К. Рерих просит узнать о возможности устроить свою выставку в Англии и помочь получить разрешение для приезда туда вместе с семьей: «Дело в том, что мне очень хочется ехать в Лондон и Париж; не можешь ли мне по-
мочь получить разрешение. <...> Считаю, что наше дело теперь пропагандировать Россию во всех областях. Здесь, в Финляндии, - дело маленькое, надо выступать шире. <...> Извести, милый, что можно сделать для моего приезда и для моего выступления»2. Спустя некоторое время Дягилев приглашает Николая Рериха принять участие в постановке оперы «Князь Игорь» на сцене старейшего оперного театра Ковент-Гарден.
Из Выборга семья Рерихов в начале мая 1919 года переезжает в Швецию, чтобы оттуда выехать в Англию. В середине июля они уже находятся в Лондоне и проживают по адресу Queen's Gate, 88. Старший сын Рерихов Юрий сразу же поступает на индоиранское отделение Школы Восточных языков при Лондонском университете. Он начинает изучать санскрит под руководством профессора Денисона Росса. Младший сын Святослав учится в подготовительной к университету школе и берет частные уроки у архитекторов для поступления в Академию архитектуры.
В это время Томас Бичем, финансировавший «Русские сезоны» Дягилева, предлагает Н. К. Рериху оформить еще ряд постановок, которые он намеревался поставить на сцене - оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Садко». Одновременно художник работает над декорациями к опере Римского-Корсакова «Снегурочка», выполняет эскиз к музыкальной драме М. П. Мусоргского «Хованщина».
Но семья не собирается оставаться в Лондоне на долгий срок. Рерихи думают о воплощении своей давней мечты - поездке в Индию. Англия должна была служить только отправной точкой для путешествия на Восток. Они подают документы на визу для отъезда в страну, являющуюся в то время колониальной провинцией Англии. Желание попасть в Индию было настолько сильно, что даже декорации к опере «Сказка о царе Салтане», имеющей восточную канву, Николай Рерих намеревается сделать в индийской гамме. Вскоре Рерихи меняют адрес - они переезжают в дом на Queen's Gate Terrace, 25a, недалеко от Гайд-парка.
Летом того же года Николай Константинович вступает в Русско-Британское Братство, созданное в Англии после Февральской революции 1917 года с целью объединения русских и англичан в борьбе с большевизмом. Это была непартийная организация, имевшая характер элитарного клуба, объединившая правительственные и военные круги России с высшим эшелоном английской политики. Всего в Братстве насчитывалось около 150 членов. Н. К. Рерих значился в списках под номером 36. Известно, что 22 августа он выступал перед членами Братства с сообщением на тему «Русский вопрос в Финляндии и Швеции». Несмотря на то, что в ряды Братства принимались только мужчины, в нем при Комитете помощи беженцам была организована женская секция, которая занималась благотворительной деятельностью, сбором средств, помогала русским эмигрантам, посылала одежду и медикаменты для солдат Белой армии. В ее работе принимала участие Елена Ивановна Рерих, жена художника.
Николай Рерих продолжает переписываться со своим другом писателем Леонидом Андреевым и предпринимает все возможное, чтобы он перебрался в Англию. К сожалению, в сентябре 1919 года Л. Н. Андреев уходит из жизни. Потрясенный этой утратой Николай Константинович пишет статью «Разрушители культуры» («Violators of Art»), в которой обличает большевизм: «Вульгаризм и лицемерие. Предательство и подкуп. Искажение всех святых основ человечества - вот, что такое большевизм». Эту статью он предоставляет в распоряжение Русского Комитета Освобождения России, издающего ее отдельной брошюрой, датированной днем смерти Леонида Андреева - 12 сентября 1919 года. В марте 1920 года Николай Рерих, по просьбе вдовы, хочет напечатать дневник писателя, о чем сообщает в письме к Павлу Николаевичу Милюкову, бывшему министру иностранных дел России.
В начале ноября 1919 года в Лондоне открывается новый сезон русского искусства. Было заявлено пять опер, включая «Князя Игоря», к которому Николай Константинович написал новые декорации и добавил пролог. Публика с восторгом приняла эти постановки. Сам же художник был огорчен и не скрывал резких суждений. Он писал княгине Марии Клавдиевне Тенишевой: «Но что это за Опера! - наша Калуга или Царевококшайск, и притом величайшее самомнение. Все мы, и Коутс, и Комиссаржевский, опечалены театром, а публика ничего себе, и пишут, что успех большой»3, а в письме к И. Ф. Стравинскому замечал: «Все в Ковент-Гарден утеряно. Вообще антреприза Бичема - сущий кабак, если не сказать хуже. Куда там наша Калуга! И работать с ним просто немыслимо. Единственно хорош оркестр, и потому положение композитора наилучшее»4.
Оркестром дирижировал Альберт Коутс. В январе 1920 года он нанес визит Н. К. Рериху в его доме, чтобы посмотреть сделанные наброски и был очарован. Все свои впечатления Коутс отразил в статье «Музыка и живопись». Вот как он описал картины художника: «Я чувствовал себя ребенком в сказочной стране, перед чьими глазами проходит великолепное красочное шествие. Каждая картина была богаче и красивее предыдущей. Но своими декорациями Рерих достиг еще большего, поскольку ему удалось передать в своей живописи дух музыки»5.
Несмотря на отношение ко всему происходящему в Ковент-Гарден Н. К. Рерих обсуждает с Дягилевым новую постановку балета «Весна священная» для Театра Елисейских полей в Париже и просит Игоря Стравинского выслать экземпляр партитуры для работы.
В Англии художник занимается не только оформлением декораций для театра. После приезда Рериха в Лондон, вокруг него сразу же закипела бурная художественная жизнь. Он общается со многими деятелями культуры, посещает выставки, концерты, выступает с лекциями. Например, 14 декабря 1919 года Николай Константинович читает лекцию «Мудрость и красота»6, а 3 февраля 1920 года в стенах Англо-русского литературного общества - «Русское искусство». Впоследствии художник так вспоминал об этом времени: «В 1919-м, после Швеции и Норвегии, -
Лондон. Доклады и статьи в защиту сокровищ искусства. О нерушимости святынь. О сокровищах народных»7. Недаром в одном из писем к С. П. Дягилеву Рерих замечал: «По сю сторону надо держаться вместе и утверждать русское искусство за границей»8.
В этот период он переписывается со своими бывшими коллегами по обществу «Мир искусства», которые после эмиграции из России осели в Париже, - Б. Д. Григорьевым, С. Ю. Судейкиным. Наслышанные о его успехе в Англии, некоторые из них хотели видеть художника вместе с собой, мечтали о возрождении деятельности «Мира искусства». Рерих не внял их просьбе, хотя вначале и собирался ехать в Париж - все-таки магнит Индии был силен. Однако он еще не оставлял надежды вернуться в Россию. Обращаясь к вдове писателя Леонида Андреева, Рерих пишет: «Конечно, даже и среди здешних деревяшек можно прожить, найти свою публику и средства, но ведь без России-то как же? Ведь я русский художник и могу путником пройти по миру, но огонек дома должен гореть в России»9. В другом письме, к княгине М. К. Тенишевой, он с болью восклицает: «Каждый день свирепо покупаем газеты - все хотим видеть совершившееся занятие Питера. Но все еще нет! Все еще близко, но еще нет! Пошли, наконец, Господи!»10.
Двадцать девятого апреля 1920 года в Лондоне открывается выставка Н. К. Рериха под названием «Очарования России». На всеобщее обозрение в Goupil Gallery было представлено 198 работ художника созданных в России и Финляндии: «Ангел последний», «Град обреченный», «Меч мужества», «Св. Прокопий Праведный», «Синие горы. Кавказ», «Клад захороненный», «Зов солнца», «Экстаз», «Ждущие», «Святые Борис и Глеб», «Дочь викинга» и др., а также эскизы для театральных постановок в Москве и Лондоне, таких как «Принцесса Мален», «Пер Гюнт», «Царь Салтан», «Князь Игорь», «Снегурочка» и «Хованщина». В комитет по устройству выставки вошли известные общественные деятели, среди них писатель Герберт Уэллс. На открытии присутствовали члены высшего английского общества. Был выпущен каталог со вступительной статьей директора лондонской библиотеки, собирателя и ценителя русского искусства Хагберга Райта.
Пресса оживленно откликнулась на эту выставку - многие издания поместили статьи и рецензии, никого не оставили равнодушными картины художника. И даже те, кто сразу не принял его произведения, отмечали колорит, необычное сочетание красок и мастерство живописца. Вскоре Рерих получает заявки на проведение выставки в других городах: Лидсе, Шеффилде, Манчестере, Ливерпуле, Уортинге. Пока нет сведений, почему его выбор пал именно на Уортинг, но после окончания экспозиции в Лондоне, выставка картин переехала именно в этот город.
Летом 1920 года происходит встреча Н. К. Рериха с Рабиндранатом Тагором. Вот как описывает ее индийский ученый Сунити Кумар Чаттерджи: «Я находился в Лондоне на стажировке как научный сотрудник по индоарийской лингвистике, а местом моей работы была Школа восточных и африканских исследований... Имен-
но в этой школе я встретил Юрия Рериха. Он изучал санскрит, а также тибетский и монгольский языки. Это произошло в 1919 году. Однажды Юрий пригласил меня в свой дом в Лондоне, где я был представлен его родителям. Примерно в это же время в английскую столицу по пути в Америку прибыл поэт Рабиндранат Тагор.
Вскоре после того как Рабиндранат Тагор приехал в Лондон, профессор Рерих спросил меня однажды, не смог бы я помочь ему организовать встречу с поэтом, чтобы лично засвидетельствовать свое уважение. При этом Рерих вручил мне английскую литературу о своем искусстве для передачи Тагору, что я и сделал с большой радостью. Поэт в свою очередь проявил к встрече большой интерес - он еще до этого знал о Рерихе.
И вот, наконец, визит состоялся, - продолжал Сунити Кумар Чаттерджи. -Я имел честь представить одного великого человека другому. Где-то в моих дневниках имеется точная дата этой встречи, но это не столь существенно11. Профессора сопровождали его два сына. Юрий выступал переводчиком в тех случаях, когда отец хотел передать свою точку зрения как можно яснее. Профессор Рерих принес с собой небольшую картину собственной работы, чтобы подарить ее поэту.
Позже, - вспоминал далее Сунити Кумар Чаттерджи, - поэт рассказывал мне, что профессор Рерих снова приходил к нему в гостиницу и пригласил его с сыном и невесткой к себе домой на обед. Там он впервые встретился с госпожой Рерих. Она, так же как и вся семья, произвела на Рабиндраната большое впечатление. Кажется, он подарил на память профессору Рериху одну или две свои книги...»12.
После этой встречи начинается их переписка. Тагор посещает квартиру Рерихов. Его поражают картины художника из серии «Сны Востока», над которой Николай Константинович работал в то время. Поэт советует им обязательно посетить Индию и приглашает их в свою страну. Н. К. Рерих так вспоминал о его приходе: «Помню, как прекрасно вошел он, и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца»13. У них складываются замечательные отношения. Младший сын Рериха Святослав впоследствии писал: «Мы встречались тогда с Тагором довольно часто. Юрий Николаевич и я часто ходили с Тагором в индийские рестораны. <...> Контакты с Тагором были самые близкие»14.
Скоро стало ясно, что поездка в Индию откладывается на неопределенное время, несмотря на то что у семьи Рерихов уже были оформлены визы. Причина была проста - финансовые трудности. Банкротство Томаса Бичема не дало воплотиться в жизнь многим планам художника. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Китеж» и другие так и не были поставлены на сцене театра и остались в эскизах к этим постановкам. Не оправдались и надежды на продажу картин с организованных выставок. К этому времени директор Чикагского института искусств Роберт Харше предлагает Н. К. Рериху провести выставочное турне по городам США. Рерих принимает предложение, и осенью 1920 года вся семья отплывает в Америку.
В начале статьи было упомянуто, что английский период жизни Рерихов можно назвать мистическим и определяющим. Почему? Все написанное выше составляло только внешнюю часть их жизни и деятельности. В этот период у них началась очень активно развиваться внутренняя, духовная составляющая жизни, которая вскоре станет неотъемлемой частью и займет главное место на пути к достижению намеченной цели.
Еще в Петербурге сначала Е. И. Рерих, потом и Н. К. Рерих стали проявлять интерес к буддийской литературе, знакомились с теософскими идеями, древней индийской философией, произведениями Тагора, читали труды индийских подвижников Рамакришны и Вивекананды. В 1917 году, находясь в Финляндии, Н. К. Рерих обращается к Александру Николаевичу Бенуа: «Удалось прочесть и несколько очень нужных книг. Когда будешь в тишине - советую Тебе их прочесть. Особенно нужно „Провозвестие Рамакришны"; очень серьезное, а главное - близкое человечеству учение»15. В письме к другому адресату - княгине М. К. Тенишевой - Н. К. Рерих приводит высказывания теософов: «Или правда, как говорят теософы, что сейчас смена веков. Кали-юга (черный век) сме-няется белым веком - культурою духа. Но ведь одна минута Брамы - это 200 000 земных лет!»16.
В 1918 году в Стокгольме Н. К. Рерих встретился с несколькими членами теософского общества. Они советовали ему ехать в Пойнт-Лому - теософский центр, находящийся в Америке, - мотивируя тем, что его искусство там будет оценено очень высоко. Но как писал сам художник: «.жизнь иногда распоряжается нашими передвижениями по-своему».
Находясь в Лондоне, зайдя в издательство на Флит-стрит в поисках человека, который мог бы перепечатать на пишущей машинке стихи для сборника «Цветы Мории», Н. К. Рерих знакомится с Владимиром Анатольевичем Шибаевым. Оказалось, что он состоит членом Лондонской секции Теософского общества и знаком со многими его руководителями. Вскоре он был приглашен в дом к Рерихам. Вместе они решают ехать в Индию, причем Рерих предлагает Шибаеву сопровождать их в качестве секретаря. Через него же художник пытается наладить переписку с президентом Теософского общества в Индии Анной Безант и другими его сотрудниками, чтобы вскоре выехать в Адьяр, где находилась штаб-квартира общества. Юрий Рерих, обращаясь к Шибаеву, писал: «Часто вспоминаю наши беседы по вопросам теософии и мировой жизни в Лондоне. В наше время общения на этой плоскости особенно ценны»17. Возможно, что с помощью Владимира Шибаева Н. К. Рерих занимался в Англии и научными исследованиями. В журнале «Фламма» за 1939 год сообщалось, что Рерих «по прибытию в Англию работал с доктором Ионгом (Young) над значением в медицине определенных цветов при лечении некоторых заболеваний»18.
В марте 1920 года в Гайд-парке у Рерихов происходит встреча, предопределившая их дальнейшую судьбу, - это была встреча с Махатмами, Учителями, их буду-
щими Руководителями. Двадцать четвертого марта 1920 года в их дневниках появляется первая запись, которая положит основание для текстов труда, известного теперь под названием «Учение Живой Этики», или «Агни Йога». С этого момента жизнь семьи Рерихов изменится. Многое совершаемое ими пойдет под непосредственным руководством их Учителей и по закону целесообразности и необходимости не всегда будет сразу понятно и объяснимо.
Через несколько лет в свет выйдет книга «Листы сада Мории. Зов». Она будет начинаться словами: «В Новую Россию Моя первая весть.» - эти строчки укажут направление последующей жизни и деятельности семьи Рерихов: где бы они ни находились, что бы они ни делали - все было обращено к России и делалось на благо своей Родины.
Примечания
1 Статья опубликована на сайте независимого интернет-проекта «Грани эпохи» в электронном журнале: Грани эпохи. 2011. № 47, дата публикации: 05.09.2011. URL: http://grani. agni-age.net (дата обращения: 01.07.2014).
2 Библиотека Гранд Опера. Фонд Б. Кохно. Здесь и далее письма к статье предоставлены автору О. И. Ешаловой.
3 РГАЛИ. Ф. 2408. Рерих Н. К. Оп. 2. Д. 8. Л. 4-5об. Автограф письма.
4 Стравинский И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами: материалы к биогр. М.: Композитор, 2000. Т. 2: 1913-1922. С. 454.
5 Коутс А. Музыка и живопись / пер. с англ. Е. Е. Корчемкина // Daily Telegraph. 1920. 24
янв.
6 Эта лекция была опубликована в журнале «The Theosophical Path». На русском языке впервые напечатана под названием «Адамант» в сборнике Н. К. Рериха «Пути Благословения».
7 Рерих Н. К. Чутким сердцам // Знамя Мира. М.: МЦР, 1995. С. 134.
8 Библиотека Гранд Опера. Фонд Б. Кохно.
9 РГАЛИ. Ф. 11. Андреев Л. Н. Оп. 1. Д. 278. Л. 1-2об. Автограф письма.
10 Там же. Ф. 2408. Рерих Н. К. Оп. 2. Д. 8. Л. 1. Автограф письма.
11 Об этой встрече есть воспоминания Ратхиндраната, старшего сына Рабиндраната Тагора: «17 июня после обеда Сунити Чаттерджи привел Николая Рериха, русского художника, и его двух сыновей; Рерих показал нам альбом репродукций своих картин. Картины действительно замечательны. В западном искусстве нет ничего подобного. На отца они произвели очень большое впечатление. Вся семья собирается в Индию в сентябре. Их искренняя простота и естественные манеры очаровывают, они так свежи, так отличаются от чопорности англичан. Мы хотели бы узнать их поближе.» (Гнатюк-Данильчук А. П. Рабиндранат Тагор и Николай Рерих // Утренняя звезда. М.: МЦР, 1997. № 2/3. С. 78).
12 Митрохин Л. В. Индия: вступая в XXI век. М.: Политиздат, 1987. С. 235-236.
13 Рерих Н. К. Толстой и Тагор // Рерих Н. К. Из литературного наследия. М.: Изобразит. искусство, 1974. С. 111.
14 Летопись важнейших событий жизни и творчества Святослава Николаевича Рериха // Рериховский вестник. СПб.; Извара, 1991. С. 33.
15 Рерих Н. К. Материалы к биографии, 1917-1919. СПб.: Фирма Коста, 2008. С. 124
16 РГАЛИ. Ф. 2408. Рерих. Н. К. Оп. 2. Д. 8. Л. 4-5об. Автограф письма.
17 Письма Ю. Н. Рериха В. А. Шибаеву. 17 окт. 1920 г. // Рериховский вестник. СПб, 1992. С. 15.
18 Radosavljevich P. R. Spirit of Roerich's Cultur of Veneration of Light in Modern Education // Flamma. 1939. № 5. С. 202.