Научная статья на тему 'Франция в Арктике: в поисках «Места под солнцем»'

Франция в Арктике: в поисках «Места под солнцем» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
266
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сравнительная политика
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
Арктика / Арктический совет / Франция / Сеголен Руаяль / Мишель Рокар / Arctic / Arctic Council / France / Segolene Royal / Michel Rocard

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Михаил Борисович Башкиров, Марина Егоровна Антонова

Арктическое направление не принадлежит к числу традиционных приоритетов французской внешней политики. Тем не менее в последние десятилетия Арктика прочно вошла в орбиту национальных интересов Парижа. Политический опыт, накопленный на антарктическом направлении, дает Франции основания считать себя «полярной нацией» и претендовать на статус «арктического актора». Ключевым тезисом национальной арктической стратегии «Великий вызов Арктики. Национальная дорожная карта Арктики» 2016 г. является поиск форм коллективного управления регионом, которые могли бы стать привлекательны для международного сообщества. Ближайшим партнером Франции на этом направлении является ЕС. При этом большинство членов Арктического совета не устраивает сценарии управления Арктикой, предлагаемые внерегиональными игроками. Сегодня найти новые формы взаимодействия в регионе представляет собой для Франции не простую задачу: за исключением деятельности в области ТНК, Париж не относится к числу первостепенных партнеров для арктических государств. Попытки превратить «субарктический» архипелаг Сен-Пьер и Микелон в плацдарм для гипотетической экспансии Франции в Арктику являются довольно маловероятными. Экологическая тематика играет важнейшую роль во французской политике в циркумполярном регионе. Глобальный характер экологических проблем, в особенности изменения климата, подчеркивается как в официальных документах, так и в заявлениях высших лиц Пятой республики. В ближайшей перспективе при Э. Макроне Франция намерена стать мировым лидеров в области борьбы против глобального потепления. Кроме того, новый полярный посол Франции С. Руаяль имеет огромный опыт в решении экологических проблем и пользуется значительным авторитетом в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCE IN THE ARCTIC: IN SEARCH OF “PLACES UNDER THE SUN”

The Arctic is not the traditional priority of the French foreign policy, but in recent decades the Arctic has become a fi rm part of country’s national interests. Political experience gained in the Antarctic region gives France grounds to consider itself as a “polar nation” and claim the status of an “Arctic actor”. The key message of the national Arctic strategy “The Great Challenge of the Arctic: national roadmap for the Arctic” of 2016 is an identifi cation of forms of the collaborative governance, that can be appealing for the international community. The closest partner for France in this direction is the European Union. Scenarios of Arctic governance, proposed by non-regional players, are often unacceptable for most Members of the Arctic Council. Presently, it is challenging for France to fi nd new forms of cooperation in the region: France is not among the primary partners for the Arctic states, except for the activities of transnational corporations. Efforts to turn the “subarctic” archipelago Saint-Pierre et Miquelon into a springboard for France’s possible expansion in the Arctic is an unlikely event. Environmental topics play a crucial role in French politics in the circumpolar region. The global nature of environmental issues, especially climate change, is emphasised both in offi cial documents and in statements of the highest authorities of the Fifth Republic. In the near future, under Emmanuel Macron’s leadership, France intends to become a world leader in the fi ght against global warming. In addition, France's new polar ambassador Ségolène Royal has a vast experience in solving environmental problems and enjoys considerable authority in this fi eld.

Текст научной работы на тему «Франция в Арктике: в поисках «Места под солнцем»»

001: 10.24411/2221-3279-2020-10041

ФРАНЦИЯ В АРКТИКЕ: В ПОИСКАХ «МЕСТА ПОД СОЛНЦЕМ»

Михаил Борисович Башкиров

Северо-Восточный федеральный университет, Якутск, Россия

Марина Егоровна Антонова

Университета Версаля Сен-Квентин-ан-Ивелин, Версаль, Франция

Информация о статье:

Поступила в редакцию:

22 декабря 2018

Принята к печати:

13 октября 2019

Об авторах:

Башкиров М.Б., к.и.н., доцент кафедры международных исследований, СВФУ

e-mail: [email protected]

Антонова М.Е., магистрант, Университет Версаля Сен-Квентин-ан-Ивелин

e-mail: [email protected]

Ключевые слова:

Арктика; Арктический совет; Франция; Сеголен Руаяль; Мишель Рокар

Аннотация: Арктическое направление не принадлежит к числу традиционных приоритетов французской внешней политики. Тем не менее в последние десятилетия Арктика прочно вошла в орбиту национальных интересов Парижа. Политический опыт, накопленный на антарктическом направлении, дает Франции основания считать себя «полярной нацией» и претендовать на статус «арктического актора». Ключевым тезисом национальной арктической стратегии «Великий вызов Арктики. Национальная дорожная карта Арктики» 2016 г. является поиск форм коллективного управления регионом, которые могли бы стать привлекательны для международного сообщества. Ближайшим партнером Франции на этом направлении является ЕС. При этом большинство членов Арктического совета не устраивает сценарии управления Арктикой, предлагаемые внерегиональными игроками. Сегодня найти новые формы взаимодействия в регионе представляет собой для Франции не простую задачу: за исключением деятельности в области ТНК, Париж не относится к числу первостепенных партнеров для арктических государств. Попытки превратить «субарктический» архипелаг Сен-Пьер и Микелон в плацдарм для гипотетической экспансии Франции в Арктику являются довольно маловероятными. Экологическая тематика играет важнейшую роль во французской политике в циркумполярном регионе. Глобальный характер экологических проблем, в особенности изменения климата, подчеркивается как в официальных документах, так и в заявлениях высших лиц Пятой республики. В ближайшей перспективе при Э. Макроне Франция намерена стать мировым лидеров в области борьбы против глобального потепления. Кроме того, новый полярный посол Франции С. Руаяль имеет огромный опыт в решении экологических проблем и пользуется значительным авторитетом в этой области.

Арктика не относится к числу первостепенных приоритетов французской внешней политики. Будучи внерегиональной державой Франция, тем не менее, в полной мере позиционирует себя как «арктического актора» и «полярную нацию», ссылаясь на дипломатический опыт, приобретенный на антарктическом направлении. С первой половины XIX в. Франция регулярно осуществляла полярные и арктические экспедиции и, несомненно, внесла свой вклад в откры-

тие и исследование региона. На протяжении последних лет на арктическом направлении главной задачей для Франции стал поиск юридических оснований в сотрудничестве с приполярными государствами. В 2009 г. при президенте Н. Саркози внешнеполитическая активность Франции в Арктике обрела новые контуры: в рамках дипломатического ведомства была учреждена уникальная должность «полярного посла» (Ambassadeur de France chargé des négociations internationales

relatives aux pôles Arctique et Antarctique), которую вплоть до своей кончины в 2016 г. занимал бывший премьер-министр страны М. Рокар1. Главным итогом работы М. Ро-кара стало принятие первой национальной программы освоения Арктики - "Великий вызов Арктики. Национальная дорожная карта Арктики" (Le grand défi de l'Arctique. La feuille de route nationale sur l'Arctique), реализовывать которую придется уже С. Руаяль.

В своей арктической стратегии французы отталкиваются от формулы «то, что происходит в Арктике, не остается в Арктике», иными словами, последствия изменений окружающей среды и климата, происходящие в циркумполярном регионе, в той или иной мере становятся чувствительны во всем мире. Еще в 2009 г. в известном экологическом «Законе Гренель 1» (Grenelle de l'environnement (1)) подчеркивалась значимость арктической проблематики, в связи с растущей доступностью Северного Ледовитого океана. Во многом экологическая риторика является краеугольным камнем французской политики в циркумполярном регионе. Глобальный характер экологических проблем подчеркивается как в официальных документах, так и в заявлениях высших лиц Пятой республики. Так, в 2015 г. на ассамблее «Арктического Круга» в Исландии Президент Ф. Олланд в очень темных красках говорил об угрозе глобального потепления и изменения климата на Севере. Также Олланд сделал громкое заявление об отказе Франции эксплуатировать большинство известных в Арктике ресурсов2.

1 Данный пост был создан в 2009 г. и принадлежит к числу так называемых «тематических послов», не связанных с конкретной страной. Такого рода дипломаты также относятся к Министерству иностранных дел. В большинстве их миссии связаны с конкретным направлением работы: посол по международным инвестициям, посол по правам человека, посол по миграционным вопросам, посол по кооперации в Индийском океане и т.д.

2 Au pied d'un glacier islandais, Hollande craint "la disparition de l'Histoire" // La Depeche, 16.10.2015. Mode of access: https://www.ladepeche.fr/ article/2015/10/16/2199162-pied-glacier-islandais-

hollande-craint-disparition-histoire.html

Бизнес-интересы Пятой республики в Арктике

Наиболее четко интересы Парижа в Арктике выражены в области интернационализации транспортных путей, рыболовстве и импорте природного газа и тесно связаны с интересами французского бизнеса. Сегодня Арктика занимает важное место в деятельности целого ряда французских компаний: Engie (углеводороды), EngieFabricom (строительство платформ), TechnipFMC (подводная инженерия), CGG (геофизические услуги), Bourbon Offshore Norway (нефтяная инфраструктура), FROM Nord и Euronor (рыболовство), CMA-CGM (морские перевозки). Но «львиная доля» французского присутствия в регионе приходится на крупнейший нефтегазовый концерн Total.

Концерн действует в рамках экологической и энергетической политики Парижа, отталкиваясь от принципов Парижского соглашения 2015 г. Компания полностью отказалась от добычи угля и постепенно снижает количество добываемой и перерабатываемой нефти. Еще в 2012 г. директор Total К. де Маржери заявил, что компания в связи с экологическими угрозами, отказывается от добычи нефти в Гренландии, так как это было бы катастрофой и концентрирует свои усилия на добыче природного газа в Арктике. В наибольшей мере Total присутствует в российском и норвежском арктических секторах.

В Норвегии Total работает с 1965 г. через дочернюю компанию Total E&P Norge. В среднем Total добывает около 239 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в день, из которых 40% приходится на газ3. В норвежской Арктике компания ведет добычу газа в Баренцевом и Норвежском морях (например, месторождение Снёвит, Тириханс, Кристин и др). Большая часть импортируемого природного газа прибывает во Францию через Дюнкерк из южной Норвегии (Северное море) через газовый трубопровод Franpipe.

В российской Арктике находятся крупнейшие доказанные запасы из всех разведан-

3 Total E&P Norge AS Annual Report 2017. Mode of access: www.total.nolenldownloadl documentl5766l8032

ных Total нефтегазовых месторождений, что на конец 2017 г. составило 21%4. Концерну принадлежат 18,9% акций ПАО «НОВАТЭК» и 20% в проекте «Ямал СПГ». В рамках проекта предполагается добыть 4,6 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Сжиженный газ будет поставляться на рынки Европы и Азии в период летней навигации из порта Сабетта с помощью СПГ-танкеров ледового класса, которые будут курсировать через Северный морской путь. Летом 2017 г. грузовоз «Кри-стоф де Маржери» совершил свой первый рейс по Севморпути из Мелькёя в город По-рён (Южная Корея). Это был первый коммерческий рейс танкера такого типа без сопровождения. Кроме проекта «Ямал СПГ», Total владеет 49% прибыли от месторождения Тер-мокарстровое, 49% АО «Тернефтегаз» (оператора месторождения Термокарстровое) и 20% в Харьягинском месторождении, а также имеет долю в нескольких других месторождениях, принадлежащих ПАО «НОВАТЭК». В конце мая 2018 г. на Петербургском международном экономическом форуме Total в присутствии президентов обеих стран заключило новое соглашение с ПАО «НОВАТЭК» о приобретении 10% в новом проекте «Арктик СПГ2», который будет реализован на месторождении «Утреннее» (Саламановское).

В 2016 г. во Францию из России было импортировано 9441 млн. куб. м. природного газа и 12075 тыс. тонн нефтепродуктов5 (для сравнения из Норвегии - 19699 млн куб. м природного газа и 5314 тыс. тонн нефтепродуктов6). Отметим, что режим санкций, введенный против РФ государствами ЕС, не затронул интересы концерна в российской Арктике. Правительство Франции не ввело никаких ограничений на деятельность концерта, по всей видимости, учитывая стратегический характер этого направления.

4 E&P Norge AS Annual Report 2017. Mode ofaccess: www.total.no/en/download/document/5766/8032

5 Le service de la donnéeet des études statistiques (SDES) "Bilan Energetique France 2016". Mode ofaccess: http://www. statistiques. developpement-durable.gouv.fr/publications/p/2764/1080/bilan-energetique-france-2016.html

6 Eurostat. Energy. Mode of access: http://

ec.europa.eu/eurostat/web/energy/overview

Другая важная для Парижа область в Арктике - морские биоресурсы, а именно рыба. Повышение температуры мирового океана служит причиной миграции многих видов рыб в северные широты, что с одной стороны рассматривается во французской арктической стратегии как повод для беспокойства, с другой - как новая перспективная возмоность. Так, из Норвегии в 2017 г. было импортировано 115 238 тонн рыбы стоимостью 763 млн евро (86% лососевые)7. Треска в 2017 г. экспортируется из Исландии, Норвегии и Дании, а минтай из США. А для гренландской компании Royal Greenland Франция стала главным рынком реализации обработанного гренландского палтуса8.

В канадской Арктике интересы французских компаний представлены несколько скромнее. Так, компания Orano участвует в проекте разведки месторождений урана в Нунавуте; Bouygues et Colas принимает участие в реновации аэропорта г. Икалуит; Canarail (дочерняя компания Systra) развивает железнодорожную структуру для железорудного предприятия на Баффиновой Земле. Туристическим бизнесом в канадской и российской Арктике занимаются крупная круизная компания Ponant, которая предлагает туры класса люкс в западную Гренландию, Исландию, Шпицберген, Российские Алеутские острова и Аляску, а также специализированные турагентства: Grand Nord Grand Large (GNGL) и 66° Nord.

В целом, в отличие от большинства государств ЕС французский бизнес имеет относительно широкие интересы в регионе и заинтересован в увеличении своего присутствия в Арктике. Однако это не возможно без усиления французского присутствия в регионе и роста значения Франции в контексте международных отношений в Арктике.

7 FranceAgriMer. Données et bilans Pêche: Commerce extérieur des produits de la pêche et de l'aquaculture 2017. Mode of access: http://www. franceagrimer.fr/filiere-peche-et-aquaculture/ Informations-economiques/Chiffres-et-bilans

8 Annual Report Royal Greenland A/S, 2017. Mode ofaccess: https://www.royalgreenland.com/royal-greenland/sustainability/related-documents/

Окно в Арктику

Найти новые формы взаимодействия в Арктическом регионе представляет для Франции не простую задачу: за исключением деятельности в области ТНК Париж не относится к числу первостепенных партнеров для арктических государств. Выражаясь метафорически, перед внешней политикой Франции стоит задача прорубить окно в Арктику. Одну из таких попыток в недавнем прошлом предпринял Ф. Олланд, пытаясь «приблизиться» к Арктике с помощью «субарктических» островов Сен-Пьер и Микелон. Действительно, географически наиболее приближенной к Арктике частью Франции являются острова Сен-Пьер и Ми-келон, лежащие в северо-западной части Атлантики. Архипелаг расположен к востоку от залива Святого Лаврентия, в непосредственной близости от канадской провинции Нью-Фаундленд и Лабрадор. Во Франции принято считать, что архипелаг относится к области «субарктики», хотя лежит на той же широте, что и Нант.

Уже в XVI в. французские рыболовы промышляли у берегов Ньюфаунденда и Лабрадора. А в следующем столетии мехотор-говцы и солдаты из Новой Франции (нынешний Квебек, Канада) по рекам добрались до берегов Залива Джеймс и Гудзонова залива, где столкнулись с противодействием англичан в лице Компании Гудзонова залива. Еще в 1672 г. торговцы Новой Франции создали специальную «Северную компанию», но закрепиться на севере Канады на длительное время им так и не удалось. После подписания Парижского мирного договора (1763 г.) Франция лишилась всех своих владений в Северной Америке (за исключением островов Сен-Пьер и Микелон), а следовательно, и выхода в Арктический регион.

Сегодня архипелаг имеет статус заморского сообщества (Collectivité d'outremer, ранее заморский департамент), а его население немногим превышает 6000 человек. Главная отрасль местной экономики -добыча и переработка трески. Архипелаг обладает определенным потенциалом в области туризма, который до сих пор остается не задействованным. Экономика этого

форпоста ЕС в Северной Америке основана исключительно на рыболовстве: более половины бюджета сообщества поступает в виде дотаций Парижа. В 1992 г. между Францией и Канадой состоялся международный арбитражный суд по поводу разграничения акваторий, в результате решения суда исключительная экономическая зона Франции была сокращена. Это стало сильным ударом по рыболовной отрасли, последствия которого ощущаются на архипелаге и по сей день. В 2014 г. Комиссия ООН по разграничению континентальных шельфов приняла меморандум о расширении континентального шельфа островов, что предполагает пересмотр границ ИЭЗ, установленной в 1992 г. Однако стратегически пересмотр границ ИЭЗ не сможет кардинально повлиять на судьбу островов, так как океанское дно в этом районе не имеет ценных ресурсов9.

Для Франции острова имеют важное символическое значение. Архипелаг был открыт еще Ж. Картье, сегодня это единственная территория Франции в Северной Америке, сохранившаяся со времен Новой Франции. Визит Ф. Олланда на архипелаг в 2014 г., дал новый импульс дискуссии о будущем сообщества, которое могло бы быть связано с продвижением национальных интересов в Арктике. Президент Пятой республики представил жителями архипелага проект строительства на о. Сен-Пьер крупного логистического узла по перегрузке морских контейнеров10. Также архипелаг мог бы стать центром по оказанию различных (главным образом технических) услуг и логистической базой для предприятий, использующих французские технологии в Арктике. Кроме того, высказывались и куда более экзотичные идеи о создании «первой арктической базы дронов», «финансового

9 Union européenne et Arctique: pour une politique ambitieuse et étoffée. Rapport d'information n° 499, 2017 Mode of access: http://www.senat. fr/rap/r16-499/r16-499_mono.html#toc133

10 Saint-Pierre-et-Miquelon: un projet de grand port de transbordement, Le Marin, 23 décembre 2014. Mode of access: http://www.lemarin.fr/secteurs-activites/shipping/20510-saint-pierre-et-miquelon-un-projet-de-grand-port-de-transbordement

арктический центра» и базы для полярных старт-апов»11.

Но такие варианты будущего о. Сен-Пьер и Микелон носит скорее утопический, чем прагматический характер. Прежде всего, близость архипелага к Арктике довольно иллюзорна: южная точка Гренландии лежит на расстоянии 1650 км, вход в СевероЗападный проход - на расстоянии 3230 км. Местный порт пока что не может принимать крупнотоннажные суда, так как глубина в прибрежной зоне составляет всего 9,5 метров (для сравнения в соседнем канадском Сен-Джоне - 11,8 м, а в Галифаксе - 16,8 м). Помимо этого, услуги по перегрузке контейнеров на региональные рейсы в США и Канаде оказывает множество гораздо более крупных и модернизированных морских портов. Чтобы стать полноценным конкурентом на этом рынке в инфраструктуру порта необходимо инвестировать не менее 300 млн евро12. К тому же, помимо Галифакса и Сент-Джона, конкуренцию в ближайшем будущем могут составить и арктические порты - гренландский Нуук и канадский Белледун.

Арктическая политика Пятой республики в XXI веке

Еще в 2000 г. Французская Республика получила статус наблюдателя в Арктическом Совете (далее - АС) - важнейшим межправительственном форуме по вопросам Арктики. Также Пятая республика имеет статус наблюдателя в Совете Баренцева/ Евроарктического региона (СБЕР), форуме межгосударственного сотрудничества по вопросам, касающимся Баренц-региона. Кроме того, Франция принимает участие в работе Северного Измерения - совместного проект ЕС, России, Норвегии и Ислан-

11 Mered, M. François Hollande à SaintPierre-et-Miquelon: la France à la conquête de l'Arctique // FigaroVox, 23 décembre 2014. Mode ofaccess: http:// www.lefigaro.fr/vox/politique/2014/12/23/31001-20141223ARTFIG00312-francois-hollande-a-saint-pierre-et-miquelon-la-france-a-la-conquete-de-l-arctique.php

12 Lasserre, F. Saint-Pierre-et-Miquelon: tremplin de

la France vers l'Arctique? // Les Grands Dossiers

de Diplomatie, 2015, No. 27, pp. 22-23.

дии, Международной морской организации (ИМО), Международного комитета по арктическим наукам (IASC). Между тем именно в АС усилия французской дипломатии наиболее артикулированы.

В работе АС принимают участие постоянные участники - государства-члены совета и представители шести организаций коренных народов Арктики. К числу стран-участниц Совета принадлежат Россия, Канада, США, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания (Гренландия) и Исландия. Это единственный форум, объединяющий вместе все восемь приполярных государств и аборигенные организации. Совет был создан в 1996 г. и призван содействовать сотрудничеству между арктическими государствами, коренными сообществами и остальными жителями Арктики в решении общих проблем главным образом гуманитарного и экологического характера. АС не является международной организацией, не имеет программного бюджета, и его решения не носят юридически обязательный характер. Тем не менее, документы, принимаемые в рамках Министерских встреч Совета, оказывают заметное влияние на политику арктических государств.

Статус наблюдателя позволяет Франции участвовать в рабочих группах Совета, вносить проектные предложения и выступать на заседаниях вспомогательных органов. Три государства ЕС являются членами АС (Дания, Швеция, Финляндия) и восемь имеют статус наблюдателя: Франция, Германия, Польша, Испания, Нидерланды, Великобритания и Италия (9 международных межправительственных организаций и 11 международных неправительственных организаций). В отличие от Дании, неарктические государства ЕС не имеют территориальных претензий в регионе. Будучи наблюдателями совета, они автоматически признают суверенные права арктических государств в регионе и положения Иллулисатской декларации, объявившей Конвенцию ООН по морскому праву основным нормативным актом, действующим в Северном Ледовитом океане.

Франция в лице М. Рокара на протяжении последнего десятилетия регулярно выступала с критикой совета как в органи-

зационных, так и в политических аспектах. Резкое осуждение М. Рокара вызвало нежелание АС принимать в качестве наблюдателей Китай, Италию и Европейский союз. Более того Рокар не стеснялся называть деятельность совета «провальной» и «неэффективной», сравнивая организацию с «советом попечителей имущества»13. Другим постоянным объектом критики М. Рокара была политика Канады по утверждению своего суверенитета в Арктике во второй половине 2000-х гг.: так, полярный посол Франции заявлял, что политика страны кленового листа на севере носит «крайне суверенистский характер и практически не имеет под собой оснований»14. По мнению М. Рокара Канада не способна обеспечить наличие необходимой инфраструктуры в Северо-западном проходе (маяков, буев, спасательных вертолетов, точных карт и т. д.), а АС не способен выработать и зафиксировать обязательные правила для навигации по этому маршруту15. В свою очередь, Канада, защищая собственный суверенитет в арктических акваториях Северо-западного прохода, настаивала и продолжает настаивать на том, что «арктический вопрос» не требует серьезных изменений в структуре управления и правовых рамках.

При назначении М. Рокара на пост «полярного посла» не последнюю роль сыграл его опыт при составлении Мадридского протокола 1991 г. об охране окружающей среды Антарктики, ставшего неотъемлемой частью системы Договора об Антарктике (CDA). Благодаря Мадридскому протоколу Антарктика получила статус природного заповедника, где запрещена любая промышленная

13 Rocard, Denis A. Michel: "l'Arctique est géré comme un syndic de propriété". Liberation, 03.02.2013. Mode of access: http://www. liberation.fr/futurs/2013/02/03/michel-rocard-l-arctique-est-gere-comme-un-syndic-de-propriete_878996

14 Ibid.

15 Shields, A. Visite de l'ancien premier ministre français - Arctique: la fin du "chacun chez soi" est inévitable, croit Michel Rocard // Le Devoir, 9.08.2011. Mode of access: https://www.ledevoir. com/politique/canada/328997/visite-de-l-ancien-premier-ministre-francais-arctique-la-fin-du-chacun-chez-soi-est-inevitable-croit-michel-rocard

деятельность. Традиционно считалось, что трансфер ряда элементов международно-правового статуса Антарктики на Арктику был бы выгоден Франции16. Согласно Договору 1959 г. в Антарктике установлена система международного управления над самим континентом, шельфом, островами и акваториями, южнее 60-й параллели. Именно поэтому идея объединить два полюса в фигуре «полярного посла» не была случайной. Но в сложившейся в последние годы ситуации антарктический опыт Франции и лично М. Рокара, фактически, оказался бесполезен, в чем открыто признавался и сам «полярный посол». По словам Рокара, проблемы рыболовства, углеводородов, сохранения биоразнообразия и судоходства в Арктике следует рассматривать не комплексно, а в рамках отдельных международных юридических институтов17.

С 2013 г. правительство Франции начало вести работу по выработке национальной арктической стратегии. Первым шагом в этом направлении стала координация работы по циркумполярным вопросам между четырьмя французскими ведомствами и несколькими государственными учреждениями под эгидой Министерства по делам Европы и внешних связей. Координатором группы стал М. Рокар18. Группа ориентировалась на решение четырех задач: выявление интересов Франции в арктическом регионе; усиление легитимности участия Франции в международных отношения в Артике; работа в области уравнения национальных и общемировых интересов по организации

16 Рубинский Ю.И. Стратегия Франции в Арктике // Современная Европа. 2012. №3. C. 1928. [Rubinsky, Y.I. Strategia Francii v Arktike (Strastegy og France in Arctic) // Sovremennaya Evropa, 2012, No. 3, pp. 19-28].

17 Rocard, Denis A. Michel: "l'Arctique est géré comme un syndic de propriété". Liberation, 03.02.2013. Mode ofaccess: http://www.liberation. fr/futurs/2013/02/03/michel-rocard-l-arctique-est-gere-comme-un-syndic-de-propriete_878996

18 Министерство обороны; Министерство экологии, устойчивого развития и энергетики, Министерство образования и науки, Министерство финансов; Полярный институт Поля-Эмиля Виктора, Национальная Гидрографическая Служба

управления Северным Ледовитым океаном; содействие охране уникальной и уязвимой морской среды на высоком уровне19. Результатом работы этой сети стало создание в 2016 г. национальной стратегии освоения Арктики «Великий вызов Арктики. Национальная дорожная карта Арктики» (Le grand défi de l'Arctique. La feuille de route nationale sur l'Arctique), представленной министром иностранных дел Ж.-М. Айро.

Ключевая идея стратегии сводится к тезису об усилении коллективного управления в Арктике и более активного участия в этих процессах международного сообщества в качестве противовеса «скромной деятельности» АС и ограниченному участию наблюдателей в организации. «Текущие процессы укрепления суверенитета прибрежных государств в их северных зонах (различные морские границы, расширение континентального шельфа, юридический статус полярных проливов, интересы национальной безопасности и т.д.) открывают для многих из них цели коллективного управления, которые, вероятно, заинтересуют международное сообщество»20. В качестве примера возможности осуществления такого "коллективного управления" можно привести первый юридически обязывающий документ, принятый АС в гренландском Нууке в 2009 г., - Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике. Так за каждой из стран АС закреплена поисково-спасательная зона ответственности, но границы зон не обязательно совпадают с межгосударственными. Кроме того спасательный потенциал некоторых арктических государств, особенно, Канады и Дании не достаточно развит и требует серьезных финансовых вложений.

Важнейшим партнером Франции на арктическом направлении традиционно выступает ЕС, позиция которого во многом была сформирована под влиянием Парижа. Пятая республика поддерживала и поддерживает статус ЕС в качестве наблюдателя

19 Le grand défi de l'Arctique. La feuille de route nationale sur l'Arctique. 68 p. Mode of access: https://www.diplomatie.gouv.fr/IMG/pdf/frna_-_ vf_-17-06-web-bd_cle8b359f.pdf

20 Ibid.

в АС, указывая на совпадение стратегических приоритетов и вклада ЕС в научные исследования в Арктике. Но вплоть до сегодняшнего дня официально статус наблюдателя Евросоюза остается не согласованным. Против этого шага главным образом выступают Канада и Россия, указывающая на такие препятствия, как двойное представительство ЕС в форуме и введенные против РФ санкции. В свою очередь у Канады еще в 2009 г. возникли разногласия с ЕС по поводу запрета на ввоз и торговлю в Европе продуктов и меха тюленей. В наибольшей степени интересы Франции и ЕС пересекаются в таких областях как сохранение окружающей среды и морских экосистем; применения принципов международного права, в частности о свободе судоходства и праве на мирный проход судов; интеграция Арктической зоны в европейскую стратегию обеспечения энергетической безопасности; создание региональной рыбохозяйственной организации и региональная морская конвенция для Северного Ледовитого океана.

Корректировка курса

В июне 2017 г. министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан выдвинул на пост представителя Франции по вопросам Арктики и Антарктики С. Руаяль, бывшего кандидата на пост президента Франции и бывшего министр окружающей среды. Ранее С. Руаяль претендовала на пост главы агентства ООН по развитию, однако в итоге данную должность занял немец А. Штейнер. Уже после избрания Эммануэля Макрона на пост президента Франции в мае 2017 г. С. Руаяль рассчитывала продолжить свою работу на посту министра окружающей среды, однако этому, судя по всему, помешало политическое равновесие, установленное в новообразованном кабинете Э. Филиппа. Очевидно, что руководство Франции возлагает на С. Руаяль определенные надежды, так, например, она располагает в несколько раз более крупным бюджетом, чем было в распоряжении у М. Рокара (150 000 евро в год), что сразу же позволило ей увеличить штат своих сотрудников. Однако это назна-

чение было воспринято положительно отнюдь не всеми французскими экспертами. Так, крупнейший специалист во Франции по Арктике Л. Майе (фактически, архитектор национальной арктической стратегии) неоднократно упрекал С. Руаяль в том, что Арктика для нее всего лишь разменная монета в вопросах потеплении климата.

С. Руаяль принадлежит к числу политических тяжеловесов Франции. Вероятно, самый яркий эпизод ее политической биографии связан с президентской кампанией 2007 г., когда имя С. Руаяль стало известно во всем мире. В дальнейшем президентским амбициям С. Руаяль не суждено было реализоваться: в результате в 2012 г. на пост президента республики Социалистическая партия выдвинула гражданского супруга и отца четырех детей С. Руаяль Франсуа Ол-ланда. В апреле 2014 г. С. Руаяль вступила в должность министра экологии, устойчивого развития и энергетики в правительстве М. Вальса. (В прошлом С. Руаяль уже занимала данный пост в течение непродолжительного времени: в социалистическом правительстве П. Береговуа в 1992-1993 гг.) В сменившем его в декабре 2016 г. правительстве К. Руаяль сохранила должность. Вопросы экологии играют очень большую роль во французской внутриполитической повестке, наряду с социальными и экономическими проблемами. Прежде всего, это связано огромным значением, которое во Франции имеет атомная энергетика (до недавнего времени в стране действовало 58 атомных реакторов). Игнорировать этот фактор не может никто из ведущих политических сил. Так, например, одним из предвыборных обещаний Ф. Олланда в 2012 г. было введение политики денуклеризации и сокращение атомной энергетики с 75% до 50% к 2025 г.

На посту министра экологии С. Руаяль выступала за концепцию «социальной экологии» и «зеленого развития» и была одним из инициаторов законопроекта о новой энергетической стратегии Франции до 2050 года (LOI n° 2015-992 du 17 août 2015 relative à la transition énergétique pour la croissance verte). Этот амбициозный проект вводил ряд важных мер по денуклеризации страны и

проведению «энергетической перестройки». Самым важным пунктом закона стал полный отказ Франции от ядерной энергетики в течение 40 лет и сокращение доли ядерной энергетики с 75% до 50% к 2025 году. Помимо этого новая стратегия предполагала установку 7 млн станций для зарядки электромобилей, введение обязательных мер по теплоизоляции домов, а также сокращение к 2030 г. на 30% потребления ископаемых энергоресурсов и снижение энергопотребления к 2050 г. на 50%. Кроме того, С. Руаяль на данном посту отметилась рядом громких заявлений. Так, в 2015 г. в одном из интервью она объявила бойкот компании Nutella в связи с использованием в ее продукции пальмового масла, что несет угрозу тропическим лесам. А в 2017 г. С. Руаяль отметилась введением запрета на содержание в неволе дельфинов и касаток. Также в активе С. Руаяль на посту министра экологии есть ряд достижений в области «зеленого роста». В результате запущенного С. Руаяль процесса кооперации между государством и местными сообществами (collectivités locales) было подписано 550 договоров на создание источников возобновляемой энергии. Однако дальнейшем реализация этой инициативы столкнулась с рядом бюджетных и финансовых трудностей21.

На международном уровне экологическая тематика занимает значительное место во внешней политике Франции. Прежде всего, речь идет Конференции по климату в Париже (COP21), состоявшейся в 2015 г. Будучи министром экологии, устойчивого развития и энергетики, С. Руаяль вместе с Л. Фабиусом, министром иностранных дел и международного развития и А. Жирарден, госсекретарем по вопросам развития и франкофонии провела большую работу в подготовке и проведении конференции. Сегодня после выхода США из Парижского соглашения по климату, Э. Макрон заявляет о готовности Парижа стать мировым лидеров

21 Royal, Ségolène. Une encombrante ambassadrice des pôles pour Nicolas Hulot // Le Monde, 12.01.2018. Mode of access: https://www. lemonde.fr/planete/article/2018/01/12/segolene-royal-une-encombrante-ambassadrice-des-poles-pour-nicolas-hulot_5240668_3244.html

в области борьбы с глобальным потеплением и развитием «зеленой» экономики22.

Уже сейчас можно сказать, что С. Руаяль на посту полярного посла будет стремиться к тому, чтобы максимально расширить повестку, не ограниваясь исключительно вопросами международных отношений в Арктике. В августе 2017 г. президент Франции Э. Макрон назначил С. Руаяль спецпредставителем в появившемся благодаря франко-индийской инициативе на СОР21 Международного солнечного альянса (Alliance solaire internationale) - международной некоммерческой организации под сопрезидентством Франции и Индии. Главная задача альянса -совместное развитие солнечной энергетики, объединение финансовых и технологических усилий в этой области. Сегодня в состав альянса вошли 121 стран, расположенных вдоль экватора — между тропиками Рака и Козерога. К слову, вопросы возобновляемой энергетики занимают достаточно большое объем в работе С. Руаяль: в начале 2018 г. она приняла участие в Мировом энергетическом саммите (Sommet mondial de l'énergie) в Абу-Даби.

Сегодня для Франции в первую очередь важно стать арктическим актором в действительности, а не только на бумаге. При отсутствии прямого доступа в регион наиболее реальной возможностью для Пятой республики будет заявить о себе в качестве оппонента арктических государств, выступая с позиций защитника окружающей среды, о чем напрямую и заявляет С. Руаяль. «Арктика - это огромный дикий запад, вернее «дикий север». Мы все являемся свидетелями безумной гонки в разработке новых скважин. Американцы, норвежцы, русские уже это делают, Канада соблазняется этим. Франция может играть роль, чтобы оппонировать им»23. Очевидно, что в вопросах со-

22 McAuley, J. France's Macron Takes Lead in Climate Change Battle, with the U.S. Absent // Washington Post, 12.01.17. Mode of access: https://www.washingtonpost.com/world/ frances-macron-takes-lead-in-climate-change-battle-with-the-us-absent/2017/12/12/2da019aa-de88-11e7-b2e9-8c636f076c76_story. html?noredirect=on&utm_term=.18bd24848d01

23 Royal, Ségolène. Une encombrante ambassadrice

des pôles pour Nicolas Hulot // Le Monde,

трудничества в Арктике экологическая тематика будет иметь для Франции в ближайшей перспективе наибольшее значение. Так, в октябре 2018 г. С. Руаяль приняла участие во встрече «Арктического круга» в Рейкьявике, где ее выступление свелось к трем тезисам: о запрете использования мазута, регулировании массового туризма и необходимости управления новыми маршрутами в Арктике для снижения экологических рисков.

Разумеется, такая позиция не будет противоречить интересам французского бизнеса и будет имеет точки соприкосновения с рядом европейских государств и ЕС. При этом Франция не исключает для себя партнерских взаимоотношений с государствами арктической пятерки, в том числе и с РФ, в которой интересы французской компании Total представлены достаточно широко. Неудачная попытка развития «субарктических» островов Сен-Пьер и Микелон, предпринятая при Ф. Олланде, не снизила интереса к арктической тематике со стороны Пятой республики. Сегодня нет оснований считать, что в ближайшей перспективе Сен-Пьер и Микелон станут для Франции и французского бизнеса плацдармом для гипотетической экспансии в Арктику. По всей видимости, мечты об «арктическом будущем» архипелага так и останутся мечтами.

Среди европейских государств, имеющих статус наблюдателя в АС, Франция во многом стоит особняком. Интересы Пятой республики касаются таких областей, как, добыча углеводородов, развитие судоходства, наука, проблемы экологии и даже безопасность, в то время как большинство европейских государств ограничиваются в основном научными интересами и доступом к рынку углеводородов24. Кроме того, Францию отличает наличие национальной аркти-

12.01.2018. Mode of access: https://www. lemonde.fr/planete/article/2018/01/12/segolene-royal-une-encombrante-ambassadrice-des-poles-pour-nicolas-hulot_5240668_3244.html 24 Антюшина Н.М. Арктика: новый формат международного сотрудничества. М.: Ин-т Европы РАН, 2014. 138 c. [Antushina, N.M. Arktika: novui format mejdunarodnogo sotrudnichestva (Arctic: a New Framework of the International Cooperation). Moscow, Russian Academy of Sciences Institute of Europe RAS, 2014. 138 p.]

ческой стратегии, а внешнеполитические интересы страны охватывают максимально широкий круг вопросов. Тем не менее, позиция Франции в АС и по отношению к АС во многом является тупиковой. Попытка перенести антарктический опыт в Арктику оказалась безрезультатной. Очевидно, что большинство членов АС не устраивают сценарии управления Арктикой и, более того, всего будущего региона, предлагаемые внерегио-нальными игроками. Это относится как к европейским, так и азиатским государствам (КНР, Республике Корея, Японии). В то же время выходить из состава наблюдателей АС для Франции не имеет никакого смысла, так как единственной возможностью следовать собственным интересам в регионе остается путь диалога с членами АС как на двустороннем уровне, так и в многостороннем формате.

Литература:

Антюшина Н.М. Арктика: новый формат международного сотрудничества. М.: Ин-т Европы РАН, 2014. 138 c.

Рубинский Ю.И. Стратегия Франции в Арктике // Современная Европа. 2012. № 3. C. 19-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annual Report Royal Greenland A/S, 2017. Mode of access: https://www.royalgreenland.com/royal-greenland/ sustainability/related-documents/

Lasserre, F. Saint-Pierre-et-Miquelon: tremplin de la France vers l'Arctique? // Les Grands Dossiers de Diplomatie, 2015, No. 27, pp. 22-23.

McAuley, J. France's Macron Takes Lead in Climate Change Battle, with the U.S. Absent // Washington Post, 12.01.17. Mode of access: https://www.washingtonpost. com/world/frances-macron-takes-lead-in-climate-change-battle-with-the-us-absent/2017/12/12/2da019aa-de88-11e7-b2e9-8c636f076c76_story. html?noredirect=on&utm_term=.18bd24848d01

Mered, M. François Hollande à SaintPierre-et-Miquelon: la France à la conquête de l'Arctique // Figaro Vox, 23 décembre 2014. Mode of access: http:// www.lefigaro.fr/vox/politique/2014/12/23/31001-20141223ARTFIG00312-francois-hollande-a-saint-pierre-et-miquelon-la-france-a-la-conquete-de-l-arctique.php

Rocard, Denis A. Michel: "l'Arctique est géré comme un syndic de propriété". Liberation, 03.02.2013. Mode of access: http://www.liberation.fr/futurs/2013/02/03/ michel-rocard-l-arctique-est-gere-comme-un-syndic-de-propriete_878996

Shields, A. Visite de l'ancien premier ministre français -Arctique: la fin du "chacun chez soi" est inévitable, croit Michel Rocard // Le Devoir, 9.08.2011. Mode of access: https://www.ledevoir.com/politique/canada/328997/visite-de-l-ancien-premier-ministre-francais-arctique-la-fin-du-chacun-chez-soi-est-inevitable-croit-michel-rocard

References:

Annual Report Royal Greenland A/S, 2017. Mode of access: https://www.royalgreenland.com/royal-greenland/ sustainability/related-documents/

Antushina, N. M. Arktika: novui format mejdunarodnogo sotrudnichestva (Arctic: a New Framework of the International Cooperation). Moscow, Russian Academy of Sciences Institute of Europe RAS, 2014. 138 p.

Lasserre, F. Saint-Pierre-et-Miquelon: tremplin de la France vers l'Arctique? // Les Grands Dossiers de Diplomatie, 2015, No. 27, pp. 22-23.

Mc Auley, J. France's Macron Takes Lead in Climate Change Battle, with the U.S. Absent // Washington Post, 12.01.17. Mode of access: https://www.washingtonpost. com/world/frances-macron-takes-lead-in-climate-change-battle-with-the-us-absent/2017/12/12/2da019aa-de88-11e7-b2e9-8c636f076c76_story. html?noredirect=on&utm_term=.18bd24848d01

Mered, M. François Hollande à SaintPierre-et-Miquelon: la France à la conquête de l'Arctique // Figaro Vox, 23 décembre 2014. Mode of access: http:// www.lefigaro.fr/vox/politique/2014/12/23/31001-20141223ARTFIG00312-francois-hollande-a-saint-pierre-et-miquelon-la-france-a-la-conquete-de-l-arctique.php

Rocard, Denis A. Michel: "l'Arctique est géré comme un syndic de propriété". Liberation, 03.02.2013. Mode of access: http://www.liberation.fr/futurs/2013/02/03/ michel-rocard-l-arctique-est-gere-comme-un-syndic-de-propriete_878996

Rubinsky, Y.I. Strategia Francii v Arktike (Strastegy og France in Arctic) // Sovremennaya Evropa, 2012, No. 3, pp. 19-28.

Shields, A. Visite de l'ancien premier ministre français -Arctique: la fin du "chacun chez soi" est inévitable, croit Michel Rocard // Le Devoir, 9.08.2011. Mode of access: https://www.ledevoir.com/politique/canada/328997/visite-de-l-ancien-premier-ministre-francais-arctique-la-fin-du-chacun-chez-soi-est-inevitable-croit-michel-rocard

DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10041

FRANCE IN THE ARCTIC:

IN SEARCH OF "PLACES UNDER THE SUN"

Mikhail B. Bashkirov

North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Marina E. Antonova

Université de Versaille Saint-Quentit-en-Yvelines, Versailles, France

Article history:

Received:

25.12.2018

Accepted:

13.10.2019

About the authors:

Mikhail B. Bashkirov, Candidate of History, Associate Professor,

Department of International Studies, NEFU

e-mail: [email protected]

Marina E. Antonova,

étudiante de maîtrise,

Université de Versaille Saint-Quentit-en-

Yvelines

e-mail: [email protected] Key words:

Arctic; Arctic Council; France; Segolene Royal; Michel Rocard

Abstract: The Arctic is not the traditional priority of the French foreign policy, but in recent decades the Arctic has become a firm part of country's national interests. Political experience gained in the Antarctic region gives France grounds to consider itself as a "polar nation" and claim the status of an "Arctic actor". The key message of the national Arctic strategy "The Great Challenge of the Arctic: national roadmap for the Arctic" of 2016 is an identification of forms of the collaborative governance, that can be appealing for the international community. The closest partner for France in this direction is the European Union. Scenarios of Arctic governance, proposed by non-regional players, are often unacceptable for most Members of the Arctic Council.

Presently, it is challenging for France to find new forms of cooperation in the region: France is not among the primary partners for the Arctic states, except for the activities of transnational corporations. Efforts to turn the "subarctic" archipelago Saint-Pierre et Miquelon into a springboard for France's possible expansion in the Arctic is an unlikely event. Environmental topics play a crucial role in French politics in the circumpolar region. The global nature of environmental issues, especially climate change, is emphasised both in official documents and in statements of the highest authorities of the Fifth Republic. In the near future, under Emmanuel Macron's leadership, France intends to become a world leader in the fight against global warming. In addition, France's new polar ambassador Ségolene Royal has a vast experience in solving environmental problems and enjoys considerable authority in this field.

Для цитирования: Башкиров М.Б., Антонова М.Е. Франция в Арктике: в поисках «места под солнцем» // Сравнительная политика. - 2020. - № 3. - С. 130-140.

БО!: 10.24411/2221-3279-2020-10041

For citation: Bashkirov, Mikhail B.; Antonova, Marina E. Frantsiya v Arktike: v poiskakh «mesta pod solntsem» (France in the Arctic: in Search of "Places under the Sun") // Comparative Politics Russia, 2020, No. 3, pp. 130-140. DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10041

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.