УДК 332.1+339.9
DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2016.24.166
Арктические интересы и политика Франции
© Рубинский Юрий Ильич, доктор исторических наук, руководитель Центра французских исследований ФГБУН Институт Европы РАН. Телефон: 8 (495) 692-23-04. E-mail: yuri.rubinski@mail.ru
Аннотация. В статье автор рассматривает научную, экономическую и политическую деятельность Франции по развитию и освоению Арктики, обеспечению в ней безопасности. Наряду с некоторыми другими неарктическими странами, Франция не готова принять такое положение, когда восемь членов Арктического совета решают арктические проблемы от имени всего человечества. Ключевые слова: Франция, Арктика, Россия, Арктический совет, страны-наблюдатели Арктического совета, интересы Франции в Арктике, политика
Arctic interests and policy of France
© Yuri I. Rubinsky, Doctor of Historical Sciences, Head of the Centre of French Studies FGBUN Institute of Europe of the RAS. Phone: 8 (495) 692-23-04. E-mail: yuri.rubinski@mail.ru
Abstract. The author considers scientific, economic and political activities of France for the development and exploration of the Arctic, providing security there. Along with some other non-Arctic countries, France is not ready to accept such a situation, when eight members of the Arctic Council solve Arctic problems on behalf of all mankind.
Keywords: France, Arctic, Russia, the Arctic Council, observer countries of the Arctic Council, France's interests in the Arctic, policy
Хотя Франция не является арктической страной, она претендует на статус «полярной» с учётом её интересов в регионе и значительного вклада в научные исследования. А также статуса наблюдателя в Арктическом совете.
Стратегические интересы Франции в Арктике Французские стратегические интересы в Арктике весьма разнообразны и они сходны с интересами других крупных европейских стран:
1. изучение изменений климата и его последствий, прежде всего, для рыболовства;
2. безопасность и цена морских перевозок;
3. интересы бизнеса в Арктике (прежде всего, мощной компании Total);
4. продвижение в Арктический совет ЕС и обеспечение геополитических интересов в Арктике для Франции и интеграционного союза в целом [1].
В марте 2016 г. МИД Франции опубликовал официальную «дорожную карту», в которой намечены основные направления политики Франции в Арктике. Основной тезис сводится к тому, что в условиях глобального потепления климата Арктика становится объектом чрезвычайно большого значения для всего мирового сообщества [2].
Поскольку Франция не располагает значительными запасами энергоресурсов, то она импортирует углеводороды в крупных размерах (8-е место в мире по импорту газа и нефти),
в основном из Норвегии, стран Африки и Ближнего Востока. Одна французская нефтегазовая компания относится к классу ТНК, это Total. Норвегия занимает 1-е место по снабжению Франции природным газом и 2-е место по нефти (после России). Во Франции Норвегию считают передовой страной в технологическом отношении, которая, к тому же, богата топливом. Французские компании: Total и Gaz de France/Suez являются главными покупателями сжиженного газа, производимого из природного газа, добываемого на норвежском месторождении «Белоснежка» в Баренцевом море.
Компания Total ведет добычу углеводородов по всему миру. Эта компания очень важна для экономики страны, так как на неё приходится 12% французского фондового рынка. Её прибыль в 2012 г. достигла 12 миллиардов долларов, налоговые взносы в государственную казну составили 1,2 миллиарда евро \ что вполне достаточно для того, чтобы сделать государство внимательным по отношению к интересам нефтяного бизнеса. Компания считается экспертом по добыче нефти и газа (в том числе в холодном климате) и по соответствующим технологиям. Большую часть арктических операций эта компания осуществляет в норвежской и российской части Арктики, причём в российском секторе Арктики компания осуществляет значительные инвестиции. Компания присутствует в регионах Крайнего Севера начиная с 1970-х гг. и накопила большой опыт добычи углеводородов в суровых климатических условиях. Она участвует в геологических работах по изучению месторождений на Аляске, на севере Канады, на Шпицбергене, на «Белоснежке» в Баренцевом море, на западе Гренландии, в Тиман-Печорском бассейне в России, в западной Сибири. Эта французская ТНК приобрела пакет акций в месторождении на Ямале, а также в компании «Новатек», 25% в проекте Штокман наряду с «Газпромом», разработка Штокмана отложена до 30-х гг. XXI столетия. В компании работает 97 тысяч человек, 40% из которых заняты за пределами Европы. Один из высших руководителей компании Total, Кристофер де Маржери, трагически погибший в авиакатастрофе в 2013 г., предостерегал против начала добычи нефти в Арктике на основе применения существующих технологий, вполне обоснованно считая, что угроза крупных катастроф слишком велика.
Французские эксперты обращают особое внимание на массированные миграции морских биоресурсов из Атлантики в Северный Ледовитый океан по мере глобального потепления климата, видя в этом основания для своих претензий на эти ресурсы.
Франция проявляет повышенный интерес к арктическим научным исследованиям, защите окружающей природной среды Арктики, обеспечению военной безопасности регио-
1 Le Mond fr. 21.12. 2011.
на, возможностям использования Северного морского пути и к добыче углеводородов в Арктике. Её арктическая политика обсуждалась в обеих палатах парламента — в Сенате и Национальном собрании. Созданы определённые организационные основы для её проведения. В 2009 г. был назначен специальный посол по арктическим вопросам Мишель Рокар, бывший премьер-министр. Этот политический деятель получил известность как «отец» Мадридского протокола об охране природной среды южного полюса Земли, который был подписан в 1991 г. в связи с заключением Договора по Антарктике. Эти документы наложили запрет на 50 лет на добычу полезных ископаемых на этом континенте. Очевидно, что французские правящие круги не прочь использовать некоторые свои подходы к антарктическим проблемам в политике отношения к Арктике.
Арктические научные исследования Франция ведёт на постоянной станции, основанной ещё в 1963 г., в научном городке Ню-Олесунн, расположенном на Шпицбергене. Французские естествоиспытатели проводили полярные исследования, начиная со второй половины XIX в. Самую большую известность среди них получили Шарль Рабо (1856—1944) и Жан Корбей (1920—1970), их имена увековечены в названии двух французских научно-исследовательских станций на Шпицбергене. Используется научно-исследовательский ледокол Astrolabe и научно-исследовательское судно Marion Dufresne. Ледокол прошел между Атлантикой и Тихим океаном по Северо-Западному проходу.
В настоящее время Франция осуществляет в Арктике около двадцати различных научных программ. Французский полярный институт Поля Эмиля Виктора активно сотрудничает в области арктических исследований с германским институтом полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера по программе AWIPEV. Два института располагают общей научной базой на Шпицбергене. Осуществляется также сотрудничество с норвежским Университетским центром Шпицбергена в столице архипелага Лонгиярбюене, а также с российскими научными организациями. Франция принимала активное участие в программе международного полярного года 2007—2008. Всего во Франции занимаются проведением полярных исследований четыре научных института: Французский полярный институт, Центр арктических исследований, Европейский арктический центр и Французский национальный центр научных исследований.
Франция оказала заметное влияние на формирование арктической стратегии ЕС, и именно она инициировала разработку соответствующих позиций и документов. Особенно активно она выступала в этом направлении в период своего последнего председательства в ЕС в 2008 г. Будучи ядерной державой, Франция считает своим долгом участвовать в обеспе-
чении безопасности Арктики. Она активно участвует в военном сотрудничестве с Данией, Канадой, Норвегией, США в проведении военных учений «Холодный ответ» (Cool response), организуемых каждый второй год странами-членами НАТО на территории Норвегии [1; 3; 4].
Франция вовлечена в деятельность региональных арктических организаций и является наблюдателем в СБЕР и Арктическом совете. Помимо научных исследований, изменений климата и сохранения окружающей среды, Франция проявляет интерес к арктическим полезным ископаемым, т.к. предполагается, что арктические запасы углеводородов — огромны, и они — единственные в мире, которые ещё не эксплуатируются. В опубликованной в 2013 г. французской Белой книге по обороне и безопасности энергетическая безопасность названа в качестве одного из четырёх приоритетов Франции [4].
Велик интерес Франции к северным морским маршрутам, она пытается юридически обосновать придание канадскому Северо-Западному проходу международного статуса, что не встречает поддержки в Правительстве Канады. В качестве обоснования утверждается, что канадский экономический потенциал слишком мал для того, чтобы эффективно управлять этим маршрутом, и у Канады нет достаточных финансовых средств, необходимых для этого.
Франция заинтересована также в устойчивом ведении рыболовства в северных морях. Дело в том, что она является крупным покупателем рыбы, выловленной в северных водах. Она является также крупнейшим в Европе потребителем рыбы, выловленной вне зоны рыболовства ЕС. Страна занимает 1-е место в Европе по потреблению рыбы в расчёте на душу населения. Почти половина внешних закупок Францией рыбы и морепродуктов приходится на северные моря: Норвежское, Баренцево и Карское [1].
Таким образом, три фактора обусловили возрастание интереса Франции к Арктике: изменение климата, ужесточение борьбы за ресурсы, проблема границ исключительных экономических зон, хотя решением вопроса о территориальных зонах занимается ООН. Все три фактора связаны с безопасностью. Российская экспедиция к Северному полюсу и водружение на дно Северного Ледовитого океана российского титанового флага во Франции была воспринята неоднозначно. Начиная с этого момента. Франция стала принимать меры к тому, чтобы её вооруженные силы могли осуществлять военные операции в арктической зоне. Французский пехотный батальон впервые принял участие в международных военных учениях «Холодный ответ», которые регулярно проводятся в Норвегии при участии НАТО. В учениях 2012 г. участвовало 9 тысяч солдат из 14 стран НАТО, в т.ч. 420 французских пехотинцев. Учения 2012 г. проводились на территории не только Норвегии, но и Швеции. Самыми крупными участниками этих учения стали Британия, Канада, Нидерланды, США, Франция и Шве-
ция. Позднее Франция провела учения вместе с Россией в Баренцевом море с заходом французского корабля в Северодвинск. Российский крейсер «Пётр Великий» нанёс дружественный визит во французский Брест. В настоящее время контингент французских военнослужащих, которые способны проводить операции в Арктике, достиг 6 тысяч. Французские военные корабли и атомные подводные лодки регулярно заходят в северные моря. ВВС Франции участвовали в международных военных учениях на Аляске. Французские пилоты принимают участие в ежегодных учениях в области Северный Калот, которая располагается на севере Норвегии, Швеции и Финляндии [3].
Арктическая политика Франции
Одним из центральных составляющих французской политики в Арктике является утверждение, что эта политика должна носить не региональный, а глобальный характер, поскольку события в Арктике прямо затрагивают и французские интересы. Это обосновывается влиянием Арктики на климат планеты. Отсюда делается вывод о том, что нельзя доверять Арктику т.н. «Арктическому клубу» из пяти или восьми государств.
В 2006 г. во Франции было организовано НПО «Полярный круг», которое поддерживает идею установления международного контроля над Арктикой и управления полярной природой. Этой организацией руководят Станислав Потье из МВФ и профессор из Института по изучению политики в элитной «Большой школе» (Гранд Еколь де Пари) Лоран Майет. Они стали советниками назначенного позднее представителя Президента Франции по вопросам Арктики М. Рокара. В 2007 г. рабочая группа в НПО «Полярный круг» подготовила проект закона по защите арктической природы. В октябре 2008 г. Европейский парламент принял резолюцию по управлению Арктикой. В этом документе было предложено инициировать переговоры с тем, чтобы заключить международный договор по защите арктической природы. 597 членов Европарламента проголосовали в поддержку резолюции. Идея была в том, чтобы учредить в Арктике порядок, аналогичный тому, который был установлен при активном содействии Франции для Антарктики.
Основы арктической политики Франции заложил сенатор Кристиан Годэн. Он подготовил два доклада об интересах Франции в полярных регионах. Доклады были представлены в Сенат и Национальное собрание. Один из выводов гласил, что роль Севера для экономического развития возрастает. Сенатор сделал ряд предложений для правительства и обосновал необходимость французского присутствия на обоих полюсах. Он рекомендовал назначить должностное лицо, которое несло бы ответственность за координацию французской политики в Арктике. Именно в соответствии с этими рекомендациями французский министр иностран-
ных дел в марте 2009 г. назначил «Полярным послом» бывшего премьера Франции М. Рокара. Начиная с 2010 г. посол М. Рокар вместе с французским государственным секретарем по европейским делам Пьером Лелушем участвовал в заседаниях Арктического совета, организовал парламентскую группу по арктическим делам. Официальное название должности М. Рокара — «Посол на международных переговорах по Арктике и Антарктике» [1].
Ещё одна идея сенатора К. Годэна — создать международную обсерваторию для наблюдения за Арктикой, а также наладить международное регулирование человеческой деятельности по добыче полезных ископаемых и туризму. Для реализации этой идеи сенатор К. Годэн рекомендует использовать поддержку Европейского союза, особенно активно эти идеи продвигались в период французского председательства в Европейском Союзе. Дело в том, что Франция стремится усилить своё влияние на формирование политики ЕС, и одно из направлений, в котором она надеется проявить себя — это арктическая политика. Франция выбрала на время своего председательства в ЕС четыре приоритета: иммиграция, реформа аграрной политики, климат и энергетика в одном пакете, а также европейская политика в области безопасности и обороны. Арктический аспект присутствовал в двух приоритетах из четырёх (в 3 и 4 приоритете).
Разработка арктической проблематики в ЕС обосновывалось тем, что у Союза уже есть политика Северного измерения, которое распространяется на Арктику. Так появилось новое политическое понятие — «Арктическое окно» политики ЕС.
Во время визита в Гренландию, активно поддержанное всеми скандинавскими странами и Финляндией, французский посол по экологии Лоран Стефанини заявил: «Арктика является частью Северного измерения совместной политики ЕС в области внешней политики и политики безопасности, и вы можете быть уверены в том, что мы будем развивать этот приоритет. В ЕС есть «арктическое окно» и даже больше — «арктическая дверь» 2. В развитие такой точки зрения в ноябре 2008 г. Комиссия ЕС выпустила первый документ по арктической политике.
Во Франции ведутся широкие общественные дебаты по охране окружающей среды в резиденции главы правительства на улице Гренель при участии как политических партий, так и представителей гражданского общества, в ходе которых обсуждаются вопросы, касающиеся охраны природной среды, принимаются документы, резюмирующие состоявшиеся дебаты. Под влиянием высказанных там позиций о необходимости уменьшения выбросов парниковых газов. После Парижского саммита по окружающей среде в 2015 г. французский парламент принял резолюцию, в которой было высказано предложение создать международную комис-
2 L. Heininen (editor), Arctic Yearbook 2012, Northern Research Forum and TN, p. 66—67.
сию для управления Арктикой, т.к. этот регион влияет на климат всей планеты, а также адаптировать для Северного Ледовитого океана международное морское регулирование [5].
Чтобы расширить своё влияние на работу Арктического совета, Франции недостаточно статуса наблюдателя в Арктическом совете — она хотела бы повысить своё участие, став ассоциированным членом (сейчас у неё статус наблюдателя), чтобы иметь возможность принимать участие в подготовке документов, которая ведётся в рамках рабочих групп. Франция критикует Арктический совет, полагая, что «арктическому клубу» нельзя доверять решение таких масштабных проблем, которые возникают в Арктике и которые затрагивают всё человечество. Французская сторона изъявляет желание участвовать в защите Крайнего Севера от глобальных вызовов и в обеспечении его безопасности. Она настойчиво ищет юридическую основу для того, чтобы играть более активную роль в Арктике. Её представители, в частности, М. Рокар, говорят о том, что в системе управления Арктикой есть серьёзные пробелы, которые требуют участия заинтересованных нерегиональных стран, что управление Арктикой нельзя ограничивать только теми странами, которые окружают этот регион3. М. Рокар критикует арктическую восьмёрку АС за то, что она не сумела ввести юридически обязательные регуляторы деятельности в Арктике. Декларацию, принятую в Илулиссате в 2008 г., он охарактеризовал как документ, который только констатировал арктические проблемы, но не предложил их решения. Среди таких проблем он называет рыболовство, морская безопасность, обеспечение стратегических интересов мировых держав, эксплуатация ресурсов. Полярный посол Франции не согласен с тем, что ответственность за положение в Арктике несут исключительно арктические страны. Высказывания М. Рокара обнаружили, что есть серьёзные противоречия между членами Арктического совета и неарктическими странами, по крайней мере, с французской точки зрения 4.
Ряд французских экспертов пишет о том, что Франция наряду с некоторыми другими неарктическими странами не готова принять такое положение, когда восемь членов АС решают арктические проблемы от имени всего человечества. По их мнению, было бы ошибкой ограничивать роль аутсайдеров (Британии, Германии, Китая, Франции и ЕС) статусом наблюдателя, которым не дают право голоса на заседаниях Арктического совета [6]. Таким образом, Франция претендует на большую роль в арктических делах, чем та, которая у неё ныне имеется.
3 Shields А.Visit de Fanden premier minister français -Arctique: la fin du 'chacun chez soi' est inévitable, croit Michel Rocard. Le Devoir, A3.
4 См. Rocard M. The Arctic and the European Union: Environmental and Human Challenges. Stockholm, Sweden. June 2011.
По мнению французских экспертов, неарктические страны должны участвовать в подготовке документов, которые ведутся в рамках рабочих групп Арктического совета по вопросам безопасности, рыболовства и охраны окружающей среды. Например, острой проблемой, которая ждёт своего решения, является то, что не существует режима регулирования рыболовства севернее Шпицбергена и Берингова пролива. Решение вопроса осложняет то, что по этим морским районам отсутствуют достоверные данные, которые бы создавали научную основу для установления квот вылова рыбы. Эту проблему трудно решить в узком кругу. Есть несколько международных организаций, которые могли бы помочь решить эту проблему. Помимо рабочей группы по сохранению арктической флоры и фауны при Арктическом совете, французские эксперты называют следующие органы: Рыболовный Совет по северо-восточной Атлантике; Морская научная организация для северной части Атлантического океана; Международный научный арктический комитет; Международный совет по исследованию моря. Франция выступает за то, чтобы расширить зону ответственности Рыболовного совета северовосточной Атлантики, учитывая тот факт, что ЕС уже является её членом [1].
Большую озабоченность Франции вызывает отсутствие международного режима управления охраной окружающей среды в условиях, когда планируется приступить к добыче нефти и газа в Арктике. Авария, аналогичная той, которая произошла в Мексиканском заливе на платформе «Бритиш Петролеум», привела бы к ещё более серьёзным последствиям в арктическом регионе, ибо методы, применяемые в южных широтах для ликвидации последствий разливов нефти, на севере не срабатывают. По инициативе Норвегии, США и России в Арктическом совете было выработано и подписано в 2013 г. Соглашение, которое регулирует ответственность стран за разливы нефти.
Заключение
Франция находится в поиске юридических оснований для того, чтобы играть более активную роль в Арктике. Она поддерживает принятие в Арктический совет представителей ЕС, полагая, что это усилит её возможности оказывать влияние на его решения. Именно Франция оказала наибольшее влияние на формирование арктической политики Евросоюза. Она не готова принять такое положение, когда восемь членов Арктического совета решают арктические проблемы от имени всего человечества. Некоторые французские эксперты и политики выступают за введение режима международного управления Арктикой, что позволило бы уравнять права постоянных членов Арктического совета со странами-наблюдателями его работы. Эту точку зрения не разделяют циркумполярные страны.
В целом арктическая политика Франции отражает её общие подходы к проблемам глобального масштаба, которые она рассматривает их как инструмент повышения своего влияния на мировую повестку дня при опоре на международные структуры, прежде всего ЕС, НАТО, ООН, но проявляет готовность и к диалогу со странами-участницами Арктического совета, в том числе Россией Литература
1. Антюшина Н.М. Арктика: новый формат международного сотрудничества. М.: Ин-т Европы РАН,
2014. С. 78—89
2. La France dans l'Arctique. Ministère des Affaires étrangères, mars 2016.
3. Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности. М.: АНО «Центр стратегических оценок и прогнозов», 2014. С. 59—67.
4. Жан-Морис Рипер. Почему Франция участвует в арктическом диалоге//Арктическое обозрение.
2015. №1. С. 34—39.
5. Рубинский Ю.И. Стратегия Франции в Арктике // Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах/ Рос. совет по межд. делам [под общ. ред. И.С. Иванова]. М.: Аспект Пресс, 2013. Т.1. С. 217—230
6. Young O.R. Whither the Arctic? Conflict or cooperation in the circumpolar north. Polar record. 2009. 45 (232), p. 73—82.
References
1. Antjushina N.M. Arktika: novyj format mezhdunarodnogo sotrudnichestva. M.: In-t Evropy RAN, 2014, pp. 78—89
2. La France dans l'Arctique. Ministère des Affaires étrangères, mars 2016.
3. Strany-nabljudateli v Arkticheskom sovete: pozicija i motivy dejatel'nosti. M.: ANO «Centr stra-tegicheskih ocenok i prognozov», 2014, pp. 59—67.
4. Zhan-Moris Riper. Pochemu Francija uchastvuet v arkticheskom dialoge. Arkticheskoe obozrenie. 2015, №1, pp. 34—39.
5. Rubinskij Ju.I. Strategija Francii v Arktike. Arkticheskij region: Problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva: Hrestomatija v 3 tomah, Ros. sovet po mezhd. delam [pod obshh. red. I.S. Ivanova]. M.: Aspekt Press, 2013. T.1., pp. 217—230
6. Young O.R. Whither the Arctic? Conflict or cooperation in the circumpolar north. Polar record, 2009, 45 (232), pp. 73—82.