Марина ПАНЮЖЕВА
ФРАНЦИЯ: НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ -НОВЫЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС?
Новый президент Франции Франсуа Олланд, пришедший в мае 2012 года на смену Николя Саркози, столкнулся с необходимостью внесения корректив во многих сферах жизни государства, в том числе и в области внешней политики.
Какая экономика поддержит внешнеполитические амбиции Ф. Олланда?
В наследство Ф. Олланду досталась французская экономика, пострадавшая от мирового экономического кризиса и погружённая в рецессию. Действия его предшественника Н. Саркози были сконцентрированы в большей степени на преодолении общеевропейского и мирового кризиса: принятие бюджетного пакта в 2011 году, допускающего дефицит до 1% ВВП, госдолг до 60% ВВП, задействование механизмов стабилизации ЕС, реформирование международной валютно-финансовой системы, регулирование финансовых рынков, борьба против спекуляций, оффшоров, сберегательных фондов в рамках созданного по инициативе США, Евросоюза и Франции в 2008 году Большой двадцатки ^20) — международного экономического форума, проводимого на высшем уровне.
Политика жёсткой экономии и спасения банковской системы проводилась Н. Саркози и на европейском, и на национальном уровне. В условиях безработицы и падения темпов производства закономерно, что задача разработки новой экономической стратегии по выходу из кризиса оказалась в числе важнейших для президента Ф. Олланда.
© Панюжева Марина Михайловна - аспирантка факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. E-mail: [email protected] Ключевые слова: Франция, влияние, экономический рост, солидарность, многосторонность, франкофония, мондиализация.
Во время выступления в салоне Ле Бурже 22 января 2012 г. Ф. Олланд провозгласил лозунг "Изменение - сейчас" (Le changement c'est maintenant) и объявил приоритетным улучшение жизни и образования молодёжи. Среди внутренних проблем в стране он выделил снижение кредитоспособности Франции и ухудшение социально-экономической ситуации. Подчёркивая верность идеям социалиста Ф. Миттерана — солидарность, социальная справедливость, равенство, перераспределение доходов в пользу бедных, а также необходимость стимулирования роста, он объявил, что его главный соперник в контроле над экономикой и обществом — мир финансов1.
26 января 2012 г. в еженедельнике Le Parisien была представлена программа "60 обязательств для Франции"2, расходы по которой оцениваются в 20 млрд евро на предстоящие пять лет. Среди её главных задач — увеличение экономического роста до 2— 2,5%, уменьшение государственного долга, ликвидация бюджетного дефицита к 2017 году посредством налоговой реформы, способной принести 29 млрд евро (обложение 75% налогом доходов богатых, налогом свыше 15% на прибыль банков и нефтяных компаний), улучшение инвестиционного климата, развитие наукоёмкого производства.
В числе других задач - борьба с оффшорами, введение 0,1% налога на финансовые и другие виды транзакций, основание Государственного инвестиционного банка, Агентства по биоразнообразию, уменьшение зависимости от ядерной энергетики (с 75% до 50% в 2025 г.) и выбросов углекислого газа (до 40% в 2030 г. и 60% в 2040 г.), закрытие 24 реакторов, снижение на 30% зарплаты президента и депутатов, возвращение к выходу на пенсию в 60 лет, к 35-часовой неделе, создание 150 тыс. мест для молодёжи, 60—70 тыс. — для преподавателей, 10 тыс. -для судей, 5 тыс. — для полицейских. Предусматривалось возрождение местной демократии, предоставление права иностранцам голосовать и быть избранным, права вступать в брак лицам нетрадиционной ориентации (против чего выступили не только верующие — католики, но и обычные граждане, поскольку это предложение наносит урон традиционным устоям общества, институту семьи).
В целом программа была призвана переориентировать Францию на стратегию ускоренного роста, активную адаптацию к требованиям нестабильной среды. Эффективность широкомасштабных реформ была поставлена под вопрос многими экономистами, пугавшими оттоком капитала, ухудшением ситуации во Франции, распадом еврозоны и Евросоюза.
В 2013 году правительство Ф. Олланда, рейтинг которого с мая 2012 года рекордно снизился с 65 до 30%3, что связано с разочарованием респондентов отсутствием результатов, пока не смогло справиться с задачами уменьшения безработицы (3,17 млн человек), снижения бюджета до 3% ВВП в соответствии с рекомендациями Еврокомиссии (он был на уровне 5,2% в 2011 г., 4,8% в 2012 г., 3,7% в 2013 г.)4. В
1 Eclanger S. François Hollande, Challenging Sarkozy, Calls for Change URL: http://www.nytimes.com (дата обращения: 15.03.2013).
2 Élection Présidentielle. 22 Avril 2012. Le Changement c'est maintenant. Mes 60 engagements pour la France URL: http://fr.scribd.com/doc/79434607/Projet-Présidentiel-François-Hollande (дата обращения: 17.10.2012).
3 Гусеев Д. Опросы французов - рейтинг Олланда, кризис и смех каждый день URL: http://www.russian.rii (дата обращения: 28.03.2013).
4 Discours de M. le president de la République au Forum Nouveau Monde. Publié le 17 avril 2013 URL: http://www.elysee.fr/declaration/ (дата обращения: 18.04.2013).
свою очередь, это грозит санкциями, падением доверия инвесторов, ухудшением положения Франции. Однако президент Ф. Олланд твёрдо намерен достичь поставленной цели — избавиться от бюджетного дефицита и госдолга (госдолг Франции в 2013 г. составил 1833,8 млрд евро) к 2017 году благодаря политике экономического роста (0,1% ВВП в 2013г.)1, налогу на доходы богатых, борьбе с налоговыми гаванями, контролю за имуществом чиновников, созданию малых и средних предприятий (les petites et moyennes enterprises, PME).
Реализация этой стратегии экономического роста будет зависеть от ситуации в еврозоне, разумных расходов на ведение внешней политики, рационального курса Франции, не допускающего военных авантюр, требующих затрат и ведущих не к обогащению, а разорению страны.
Внешнеполитические взгляды Ф. Олланда
Унаследованная новым президентом импульсивная внешняя политика Н. Сарко-зи характеризовалась инициативностью, ситуативностью, декларативностью, отходом от концепции голлизма, то есть неподотчётного, независимого курса в любых условиях в пользу проатлантической ориентации на США и сближения с НАТО (концепция атлантизма). Париж участвовал в реформировании глобального управления (создание G20 в 2008 г., проект расширения СБ ООН и реформы МВФ, Всемирного банка), в поиске решения мирового экономического и валютного кризиса. Наряду с этим параллельно формировался взгляд на арабские революции, на роль БРИКС и других развивающихся стран в международной системе. Как показали интервенции в Ливии и Кот д'Ивуаре в 2011 году, где была апробирована концепция ответственности по защите населения, принятая ГА ООН в 2005 году, предпочтение военной силе и нарушение международного права серьёзно снизили авторитет Парижа. Многочисленные, разрозненные, подчас неэффективные шаги говорили о необходимости определить место Франции в условиях стратегической нестабильности (l'incertitude stratégique)2 и даже сподвигли Н. Саркози на решение о пересмотре Белой книги по обороне и национальной безопасности от 2008 года.
Для социалиста Олланда было ясно, что непоследовательная французская внешняя политика нуждалась в концептуальном осмыслении, обновлении подходов с учётом новых реалий, снижения влияния Запада. Ф. Олланду также требовалось сочетать ведущую концепцию голлизма с подходами социалистов — европоцентристский взгляд на международные отношения, идеи солидарности, справедливости и равенства. При этом сохранялась традиционная для французской дипломатии проблема -ограниченность средств при завышенных амбициях.
Уже во время избирательной кампании стало понятно, что внешнеполитический курс Ф. Олланда будет отличаться от политики предшественника тактикой действия: более обдуманными, последовательными шагами, согласованием их с европейскими партнёрами, стремлением к международной легитимности. Европейское строительство без имманентной связи с идеей укрепления трансатлантической солидарности с США
1 Госдолг Франции бьёт рекорды URL: http://www.segodnia.ru/news/120252 (дата обращения: 18.04.2013).
2 Défense et Sécurité nationale. Le Livre Blanc. 17.06.2008 // France-Diplomatie - Ministère des Affaires étrangères. URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/IMG/pdf/0000.pdf (дата обращения: 20.10.2012).
станет главным приоритетом. Ф. Олланд предложил для решения кризиса в Евросоюзе внесение в Бюджетный пакт от 2011 года положений об экономическом росте и создании рабочих мест, учреждение Европейского рейтингового агентства и энергетического сообщества, создание механизмов для реализации значимых проектов будущего, снижение процентной ставки Евроцентробанка, пересмотр сельскохозяйственной политики1.
По сути, все основные аспекты внешнеполитической деятельности президента отражены в предвыборной программе Ф. Олланда. Они включают создание глобальной организации по окружающей среде; контроль над процессами глобализа-ции/мондиализации в рамках ООН, G20, региональных организаций; установление нового международного валютного порядка; укрепление связей с Китаем, Индией, Бразилией, со странами Африки; обновление принципа мультилатерализма и фран-кофонии (Francophonie); вывод войск из Афганистана к концу 2012 года; мобилизацию международного сообщества для решения проблем Палестины, Ирана, Сирии и Мали, поддержку демократического транзита в арабских странах, защиту Средиземноморья от авторитарных и интегристстких тенденций2 (видимо, интеграция должна проходить под руководством ЕС). Кроме того, предусматривались укрепление европейской политики в области обороны и безопасности (ЕПОБ), сохранение роли НАТО в обеспечении коллективной безопасности, эффективная оборонная политика Франции, расширение полномочий парламента в вопросах контроля над вооружёнными силами, пересмотра решений о военном участии исходя из продолжительности, легитимности и эффективности. В инаугурационной речи Ф. Олланд перечислил внешнеполитические цели - утверждение амбиций об особом месте страны в системе международных отношений (СМО), возрождение справедливой Франции и Европы, способных внести вклад в мироподдержание, высоко поднять ценности и проводить политику доверия на принципах успокоения, примирения, объединения (l'apaisement, la réconciliation, le rassemblement), образцовости страны (l'exemplarité)3.
Европейское направление — абсолютный приоритет внешней политики
Став главой государства, Ф. Олланд недвусмысленно заявил, что пришло время покончить с политикой строгой экономии в странах еврозоны, за которую выступал Н. Саркози. Предложенная стратегия экономического роста получила поддержку лидеров Италии и Испании, глав Евроцентробанка, Европейского совета и президента Еврогруппы.
15 мая 2012 года состоялся первый государственный визит французского президента в Германию, тем самым были подчёркнуты приоритетность европейского направления и лидерство Франции в ЕС. В ходе переговоров стороны пришли к согласию о реализации мер по стимулированию экономического роста при соблюдении бюджетной дисциплины.
1 Entretien du Président de la République, François Hollande, avec le site Internet d'information "slate.fr" (Paris, 7 mai 2012). URL: http://basedoc.diplomatie.gouv.fr/excl-php/cadcgp.php (дата обращения: 27.09.2012).
2 Élection Présidentielle. Ibid.
3 Discours de M. le Président de la République. Céremonie d'investiture. Palais de l'Elysée. 15 Mai 2012. URL: http://www.elysee.fr/président/les-actualités/discours/2012/discours-de-m-le-président-de-la-république.13212.html (дата обращения: 24.11.2012).
Правда, укрепление франко-немецкого союза (подписание договора о партнёрстве, создание единого военного штаба и гражданской службы), важного с точки зрения придания импульса европейской интеграции, наряду с поддержанием отношений с Великобританией в рамках соглашений Lancaster House 2010 года о сотрудничестве в промышленной, космической, ядерной и энергетической отраслях, было в русле внешнеполитического курса предшественника.
Благодаря инициативе Ф. Олланда, проявленной на мини-саммите 22 июня в Риме, на саммите Европейского совета 28—29 июня в Брюсселе был принят пакт роста (une Pacte de croissance), требующий выделения 1% ВВП стран еврозоны, или 120 млрд евро, согласовано решение использовать механизмы стабилизации, структурные фонды, еврооблигации, против чего выступала Германия, отказывающаяся нести расходы по чужим долгам. Среди прочих решений было создание банковского союза, проведение рекапитализации Европейского инвестиционного банка, принятие налога (0,1%) на финансовые сделки1.
Французским лидером, полагающимся на три составляющие — рост, стабильность и формирование среднесрочного видения, в повестку обсуждения была заложена идея создания бюджетного, экономического, валютного, политического союзов. Последний этап интеграции предполагает передачу суверенитета при условии поддержания солидарности и взаимосвязанности действий. Исходя из этих перспектив Париж выступил за усиление центростремительных сил и движение к солидарной интеграции (l'intégration solidaire), что тем более важно в условиях кризиса.
15 марта 2013 года на саммите Евросоюза Ф. Олланд высказался за большую координацию, адаптацию бюджета стран к поставленным задачам, решение проблем безработицы с помощью средств Европейского социального фонда, повышение конкурентоспособности европейской промышленности, создание индустриальной ба-зы2, которая, безусловно, будет способствовать развитию общей политики безопасности и обороны (ОПБО). Как и Н. Саркози, Ф. Олланд пытается мотивировать европейских партнёров участвовать в конкретных проектах, совместно преодолевать экономический кризис и, как оказывается на деле, небезуспешно: курс Ф. Олланда на экономический рост был одобрен европейскими странами. В период 2012-2013 годов благодаря совместным шагам была сохранена европейская валюта, достигнута относительная стабильность еврозоны.
Перемены во франко-американских отношениях
С избранием Ф. Олланда наступил новый этап в американо-французских отношениях, которые выделяются своей долгой и противоречивой историей, насыщенной многочисленными событиями, отсутствием равновеликости стратегических союзников, наличием общих ценностей и широкой областью пересечения интересов. Сторо-
1 Conférence de presse de M. le Président de la République à l'issue du Conseil européen de Bruxelles URL: http://www.elysee.fr/president/les-actualités/conférences-de-presse/2012/Conférence-de-presse-de-m-le-président-de-la. 13521.html (дата обращения: 27.10.2012).
2 Conférence de presse du président de la République au Conseil européen. Publié le 15 Mars 2013 URL : http://www. elysee.fr/conferences-de-presse/article/conference-de-presse-du-president-de-la-republique-au-conseil-europeen/ (дата обращения: 14.04.2013).
ны выступили за сохранение на достигнутом уровне наработанных в 2009-2012 годах связей — период усиленного, отлаженного сотрудничества. Именно тогда Н. Сар-кози и Б. Обама, президент США, пытались сформировать глобальное партнёрство, проводить совместный курс на основе мер повышения доверия, равноправного диалога и тесной координации. В этот период задачи реформирования глобального управления, преодоления мирового экономического кризиса вошли в повестку двусторонних отношений. Однако совместная интервенция в Ливию в 2011 году стала примером грубого нарушения международного права обеими странами.
Б. Обама был одним из первых мировых лидеров, кто поздравил Ф. Олланда с избранием, выразив надежду на взаимопонимание и плодотворное сотрудничество1. Подтверждением значимости укрепления трансатлантических отношений с США, первым партнёром Франции вне пределов ЕС, стал официальный визит Ф. Олланда 18—19 мая 2012 года в США для встречи с Б. Обамой и участия в саммитах G8 и НАТО. Партнёры подтвердили близость точек зрения относительно мер по стимулированию экономического роста для решения кризиса в еврозоне, политики давления на лидеров Сирии и Ирана, вывода французских войск из Афганистана, Довилльского партнёрства с арабскими странами. Обсуждение этих вопросов, наряду с урегулированием малийского и израильско-палестинского конфликтов, происходило в дальнейшем неоднократно между главами государств и правительств — 30 мая, 8, 27 июня, 6 июля, 1 августа 2012 года. В представлении сторон двусторонние отношения — ключ к решению мировых проблем: "обе страны влияют на судьбы народов мира... лишь тогда они — великие, когда объединены дружбой, взаимными связями и партнёрством"2.
Отношения США и Франции не были осложнены решением о выводе французских войск из Афганистана к концу 2012 года, объявленном на саммите НАТО в Чикаго 19—20 мая, а также проведённой оценкой возвращения Франции в НАТО, которое не принесло ей значительных дивидендов. Не создаст особых трудностей для развития отношений и планируемое участие Парижа в строительстве американской ПРО. Причём оно связывается с участием французских промышленных групп, с комплиментарностью, совместимостью с национальной стратегией ядерного сдерживания, предполагающей, что ядерное оружие останется под контролем Парижа и не будет передано в распоряжение НАТО. Французская позиция также предусматривала диалог между членами НАТО и России3.
Очередная возможность сверить "франко-американские часы" появилась вскоре после переизбрания Б. Обамы в ноябре 2012 года. 4 февраля и 27 марта 2013 года состоялся массированный десант в Париж американских госдеятелей - вице-президента США Дж. Байдена и госсекретаря Дж. Керри, что позволило обсудить целый ряд международных проблем: ситуацию в Мали (высокая оценка Парижем политической и материально-технической помощи США французской операции Serval по борьбе с терроризмом), конфликт в Сирии (в частности, возможность ухода президента
1 Statement by the Press Secretary on the President's Call to President elected Hollande of France. May 06, 2012 URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2012/05/06/ (дата обращения: 14.04.2013).
2 Remarks by President Obama and President Hollande of France after bilateral meeting // The White House. Office of the Press Secretary. May 18, 2012. URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2012/05/18/ (дата обращения: 20.05.2012).
3 N. Guibert Sur la defense, M. Hollande donne des gages de stabilité // Le Monde, 12.03.2012.
Б. Асада, прекращение насилия, поддержка опозиции, диалог с ней в рамках Группы друзей Сирии)1. В поле зрения сторон были иранское ядерное досье, ближневосточный мирный процесс. Хотя позиция сторон здесь одна — возобновление переговоров на основе принципа о двух государствах — Израиле и Палестине - Вашингтон в отличие от Парижа выступал против членства Палестины в ЮНЕСКО и ООН, которое тем не менее состоялось 31 октября 2011 года и 29 ноября 2012 года. И, конечно, подробному рассмотрению подвергся кризис в Европе и политика экономического роста.
В целом в период президентства (2012 — 2017 гг.) отношения двух стран будут проходить под знаком умеренного партнёрства, солидарности, меньшего проявления военно-силовой составляющей. При этом сохранятся расхождения по поводу ближневосточных проблем, роли НАТО в международной безопасности, лидерства США. Ф. Олланд не стремится к установлению привилегированного партнёрства с США, его главный внешнеполитический приоритет - Европа. Следовательно он будет чаще помещать двусторонние отношения в подсистему трансатлантических связей США и ЕС, как это делал Ж. Ширак. Французский лидер постарается быть последовательным и предсказуемым, отойти от тактики постоянного согласования деталей. Практика консультаций и разделения ответственности (burden sharing) будет продолжена, что, вероятно, укрепит отношения США и Франции, которые не будут отягощены личностным компонентом. В перспективе сохранятся и их типичные черты — актуальная обширная повестка, латентная дихотомия сотрудничество и соперничество, влияние на СМО.
Что в повестке франко-российских связей?
Франко-российские отношения занимают важное место в системе внешнеполитической деятельности Парижа. Посредничество Н. Саркози в грузино-российском конфликте в 2008 году, выработка ответа на глобальные угрозы и региональные конфликты, покупка Россией двух французских вертолетоносцев "Мистраль" в 2011—2012 годах — примеры военно-политического сотрудничества Франции и России за последние годы. Однако отношения осложняли расхождения по поводу признания Косово государством в 2008 году и интервенции в Ливию в 2011 году, критика Парижем энергетической политики России и состояния прав и свобод человека. При этом Франция не подвергалась критике Россией за отступление от либеральных ценностей.
И всё же, несмотря на эти моменты, отношения двух стран остаются дружественными, а встречи их лидеров всегда нацелены на дальнейшее развитие связей, что наглядно показали визиты президентов В.В. Путина 1 июня 2012 года в Париж и Ф. Олланда 28 февраля 2013 года в Москву. Более того, совместный поиск ответов на глобальные вызовы, стремление к урегулированию региональных кризисов в Сирии, Мали, Афганистане, Иране, Палестине и Сомали требуют привилегированного партнёрства РФ и Франции, основанного на многовековой истории и сотрудничестве в различных областях: в торгово-экономической (товарооборот — 28 млрд долларов в 2011 г.2, увеличение в перспективе российских инвестиций, создание совместных пред-
1 Entretien de Laurent Fabius avec John Kerry, Secretaire d'État américaine. Extrait du point de presse du 27 Mars 2013 URL; http:// www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/etats-unis/la-france-et-les-etats-unis/ (дата обращения: 15.04.2013).
2 Conférence de presse conjointe de M. le Président de la République et de M. Vladimir Poutine Président de la Fédération de Russie. Publié le 1 Juin 2012. URL: http://www.elysee.fr (дата обращения: 14.10.2012).
приятий), в аэрокосмической (программа запуска шести спутников Soyouz), в энергетической, военно-технической, научно-технической, культурной1.
Меньше совпадения взглядов у сторон по поводу упомянутых международных проблем. В частности относительно конфликта в Сирии Россия не поддерживает мнение Парижа об уходе президента Б. Асада, о помощи сирийской оппозиции. Похожий конфликт в Мали, где правительство борется с военизированными группами, также получает у России иную, чем у Франции трактовку: конфликт в Мали разразился между правительством и радикальными исламистами, в Сирии, между диктатором и оппозицией, в которую входят, однако, всё те же исламисты, боевики, подрывающие благодаря косвенной военно-технической и политической помощи США, Франции, Саудовской Аравии и Катара основы государства, дестабилизирующие общество.
Несмотря на концептуальные расхождения, имеющие прямое отношение к попыткам Запада исказить принципы международного права, двусторонние отношения будут во многом зависеть от состояния связей между РФ и ЕС, личных симпатий глав государств. О выведении отношений на стратегический уровень говорит назначение специального представителя Жан-Пьер Шевенмана, задействование франко-российского совета по сотрудничеству в области безопасности, функционирующего с 2002 года, Совета делового сотрудничества Россия — Франция, созданного 27 ноября 2011 года. И как нельзя кстати для укрепления франко-российских отношений могут оказаться усилия по созданию общей архитектуры европейской безопасности, проект "Большая Европа", включающий три субъекта глобального управления - ЕС, США и РФ.
Ближний и Средний Восток во внешней политике Ф. Олланда
Ближний Восток — традиционная область повышенного внимания французской дипломатии. Внешнеполитические шаги Н. Саркози, такие как попытки решить израильско-палестинский конфликт (посредничество в решении конфликта в Газе в 2009 г.), нажим на Иран в вопросе прекращения его ядерной программы в рамках формата "шестёрки", создание военной базы стратегического назначения "Лагерь мира" (Le Camp de paix) в ОАЭ, Средиземноморского союза (l'Union de Méditerranée) в 2008 году, Довилльского партнёрства G8 в 2011 году заложили определённый вектор развития ближневосточной внешней политики Франции.
Первой инициативой стал визит президента Ф. Олланда в Афганистан 25 мая 2012 года, в ходе которого было объявлено о завершении Францией военной миссии — выводе 2000 французских военнослужащих, участвовавших в миссии НАТО (ISAF) c 2003 года для борьбы с терроризмом и восстановления безопасности. Увеличив свой военный контингент в 2008 году в ответ на многочисленные просьбы Вашингтона, Париж делал акцент больше на афганизации, передаче власти афганцам, создании институтов власти и гражданской инфраструктуры, но не проявил достаточных уси-
Conférence de presse conjointe du président de la République et de M. Vladimir Poutine Président de la Fédération de Russie. Publié le 28 Février 2013. URL:
http://www.elysee.fr/conferences-de-presse/article/conference-de-presse-conjointe-du-president-de-la-republique-et-de-m-vladimir-poutine-president-de-la-federation-de-russie/ (дата обращения: 16.04.2013).
лий для решения проблемы наркотрафика, требующей внимания всего международного сообщества.
В 2012 году Н. Саркози был намерен ускорить вывод французских вооружённых сил к концу 2013 года, несмотря на решение Лиссабонского саммита НАТО от 2010 года о завершении миссии лишь к 2014 году. Ф. Олланд сделал это быстрее, выведя войска и оставив лишь несколько сот инструкторов, имея намерение развивать сотрудничество с Афганистаном в рамках договора о дружбе и сотрудничестве в гражданской сфере от 27 января 2012 года.
В целом демарш Франции можно считать весьма позитивным шагом, поскольку он ускоряет обретение Афганистаном международной правосубъектности.
Другой сферой приложения сил Франции на Ближнем Востоке стало урегулирование сирийского кризиса. Напомним, что он начался с мирной демонстрации в марте 2011 года, затем перерос в конфликт между правительственными войсками и оппозицией (представленной по большей части радикальными исламистами, наёмниками), являясь связанным с дестабилизацией Ближнего Востока, с изменением облика региона вследствие арабских революций.
Н. Саркози выступил за уход Б. Асада, смену политического режима, гуманитарную помощь, поддержку плана К. Аннана, спецпредставителя ООН и ЛАГ1. Позиция Ф. Олланда также жёсткая: он выступает за непременный уход президента Сирии, поддержку оппозиции, политическое решение в рамках Группы друзей Сирии — le Groupe des Amis du Peuple Syrien, функционирующей с 2012 года и включающей 100 представителей западных и арабских стран, сирийскую оппозицию (Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил Сирии, НКОРС). Этот формат конкурирует с "Группой действия по Сирии", которая приняла Женевские договорённости 30 июня, с планом спецпредставителя К. Аннана. Франция под предлогом того, что сирийский режим несёт угрозу человечеству и международной безопасности, настаивала на получении мандата СБ ООН2. И только Россия и Китай вполне обоснованно блокировали принятие проектов резолюций, содержащих угрозу санкций против Дамаска, 4 октября 2011 года, 4 февраля и 19 июля 2012 года. Всё же резолюции ГА ООН с осуждением сирийского режима удалось принять в феврале, августе 2012 года и в мае 2013 года.
К сожалению, Ф. Олланд поучаствовал в американской авантюре против Сирии, пригрозив ей в конце августа 2012 года вместе с Б. Обамой интервенцией в случае использования химического оружия против оппозиции, что в действительности ставило всё с ног на голову.
Игнорируя законное руководство в поиске конструктивного решения, Париж сначала призвал к объединению всех оппозиционных сил, затем признал Сирийскую национальную коалицию (СНК) в качестве единственного легитимного представителя народа, будущего правительства в демократическом режиме, аккредитировав
1 Readout of the President's Video Teleconference with President Sarkozy of France. April 12, 2012 URL: http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2012/04/12/ (дата обращения: 16.04.2013).
2 Discours de M. le Président de la République. XXème Conférence des Ambassadeurs. Palais de l'Élysée. 27 août 2012. URL: http://www.elysee.fr/president-les-actualites/discours/2012/discours-de-m-le-president-de-la-republique-13809.html (дата обращения: 14.10.2012).
посла М. Макхуса 17 ноября 2012 года. Усугубило ситуацию предоставление ЛАГ членства НКОРС 28 марта 2013 года.
Париж, делая ставку на неправительственных акторов, содействуя им в разрушении прежних режимов путём предоставления военной или политической поддержки, фактически уничтожает государственность в странах, намеченных в качестве цели. Операция в Ливии и действия на сирийском направлении показали, что французская дипломатия восприняла апробированную администрациями США в Югославии, Афганистане, Ираке и странах Африки концепцию управляемого хаоса, подразумевающую создание государств без государственности, перманентной опасности.
По-видимому, Париж будет и дальше принимать активное участие в урегулировании конфликта в Сирии в соответствии со своими представлениями, выжидая удобный момент для проявления инициативы в случае получения разрешения СБ ООН и международной легитимности. В сложившейся ситуации положительным моментом является всё-таки признание Парижем важности политического диалога Б. Асада и оппозиции, необходимости не допустить распада Сирии. Наиболее приемлемым было бы разъединение сторон миротворцами ООН, в том числе на сирийско-турецкой границе.
Ещё одно направление деятельности Ф. Олланда, где он придерживается прежних установок Н. Саркози, — урегулирование израильско-палестинского конфликта на основе существования двух государств, живущих бок о бок. Во время встреч с М. Аббасом, председателем Палестинской национальной автономии (ПНА), 8 июня и 6 июля 2012 года Ф. Олланд высказался в пользу возобновления диалога, необходимого для начала переговоров, которые должны привести к миру, признанию палестинского государства в границах 1967 года и гарантиям безопасности. ПНА также была предоставлена финансовая помощь и поддержано её обращение в ГА ООН о статусе государства-наблюдателя, которое было удовлетворено 31 октября 2012 года.
С целью добиться перемирия французское руководство активно сотрудничало с президентами Италии и Египта, поддерживало генсекретаря ООН Пан Ги Муна, Высокого представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности К. Эштона и администрацию США, когда в ноябре 2012 года Израиль провёл масштабную военную операцию "Облачный столп" против ХАМАС, палестинской исламистской политической партии, признанной террористической на Западе, действующей в Секторе Газа. Соглашение о прекращении огня было заключено при посредничестве Египта и США и Франция не смогла в полной мере проявить медиаторские способности, имея слабые рычаги контроля. Тем не менее Париж оценил очередную эскалацию насилия как повод для возобновления переговоров между Израилем и Палестинской автономией, выступив за развитие экономических связей, за диалог между гражданскими обществами1. Встреча Ф. Олланда с Ш. Пересом, президентом Израиля 8 марта 2013 года свидетельствовала о том, что Франция не намерена снижать свои дипломатические усилия в урегулировании израильско-палестинского конфликта.
Болевая точка Ближнего Востока - иранская ядерная программа - не вызвала всплеска активности Франции, которая оставалась на позициях использования ядер-
1 Point de presse conjoint du président de la République et de M. Shimon PERES, président de l'Etat d'Israël. Publié le 08 Mars 2013. uRL: http://www.elysee.fr/conferences-de-presse/article/point-de-presse-conjoint-du-president-de-la-republique-et-de-m-shimon-peres-president-de-l-etat-d-israel/ (дата обращения: 16.04.2013).
ной энергетики исключительно в мирных целях, не выходя за рамки двойного подхода, то есть ужесточение санкций и возобновление переговоров с Ираном в рамках созданной в 2006 году "шестёрки" — Франции, Великобритании, Германии, России, Китая и США. В выступлении перед ГА ООН 27 августа 2012 года Ф. Олланд заявил о недопустимости создания ядерного оружия Ираном, введении новых санкций, разработке конкретных этапов переговоров1.
На турецком направлении Ф. Олланд, хотя и высказался за улучшение отношений с Анкарой, тем не менее предложил внести некоторые изменения в трактовку закона 2011 года - о наказании за непризнание геноцида армян 1915 года. Как и предшественник, Ф. Олланд не стремится ускорять переговоры Турции и ЕС о присоединении.
Другие встречи Ф. Олланда - с руководством Катара, Королевства Саудовской Аравии, Египта, ОАЭ, Иордании в июне — августе 2012 года свидетельствовали об устойчивом интересе Парижа к развитию экономического и политического сотрудничества. Пытаясь реанимировать Союз для Средиземноморья, переставший de facto функционировать во время "арабской весны" в 2011—2012 годах, французский лидер высказал намерение создать совместно с руководством Египта, Алжира, Марокко, Ливана, евросредиземноморское сообщество (une communauté de destin), объединённое общей историей и ценностями.
Таким образом, ближневосточная политика Ф. Олланда отличалась преемственностью и обозначила его стремление сформировать собственную линию во внешней политике в регионе. Сколь успешной она будет, покажет только время.
Африка неизменно в фокусе внимания
Политика Ф. Олланда на африканском континенте прояснилась благодаря встрече с Т. Бони Яаяи, президентом Бенина и Африканского Союза (АС) 29 мая 2012 года, во время которой обсуждалось равноправное и транспарентное партнёрство, основанное на исторических, военных, экономических и языковых связях, принципах солидарности, хорошей управляемости, развития экономики, обеспечения безопасности и стабильности в регионе Сахель. Его речь на встрече с Т. Бони Яаяи отличалась от резкого выступления Н. Саркози в Дакаре в 2007 году, в котором он заявил, что африканцы никогда не были творцами истории, не участвовали в международных отношениях.
Во время саммита АС в Аддис-Абебе 15—16 июля было объявлено о прекращении политики патронажа (Françafrique) и о поддержке предоставления Африке места постоянного члена в СБ ООН и возможности присоединиться к G202. В свете усиления активности Парижа симптоматично появление американской стратегии партнёрства с регионом южнее Сахары 14 июня 2012 года.
Преемственность африканской политики Ф. Олланда обнаружилась в поддержке демократии и списании коммерческих долгов в Гвинее, Сенегале, Кот д'Ивуаре. Од-
1 67ème Assemblée Générale des Nations Unies. Discours de M. le President de la République-New York, 26 september 2012. URL: http:// fr.ambafrance-us.org/spip.php?article3908/ (дата обращения: 16.04.2013).
2 Sommet de l'Union africaine à Addis Abeba (15- 16 juillet 2012) URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/pays-zones-geo/afrique/ (дата обращения: 16.11.2012).
нако на первый план вышел конфликт в Республике Мали: действия правительства, сформированного после переворота военной хунтой 22 марта 2012 года, были безоговорочно одобрены Францией, причины кризиса были связаны с дестабилизацией севера страны действиями сепаратистов — племени туарегов и исламистов, прибывших из Ливии, эпицентра экстремизма, получением оружия и наркотиков и провозглашением государства Азавад в апреле 2012 года.
Выступая за конституционный порядок, демократию, территориальную целостность, борьбу с терроризмом в Мали, Ф. Олланд назначил специального представителя Ж. Фельса и расценил конфликт вместе с главами Кот д'Ивуара, Мавритании, Гвинеи, Сенегала, Нигерии, выступившими против "балканизации" Африки, как международную угрозу, требующую немедленной интервенции африканских сил.
Опередив другие страны, Париж предложил 26 сентября 2012 года проведение операции международным военным контингентом при ведущей роли африканских сил, АС и ЭКОВАС, санкционированной СБ ООН. Учтя уроки операции в Ливии в 2011 году и не желая идти на необдуманный риск, требующий материальных затрат, Ф. Олланд первоначально исключил французское военное вмешательство в конфликт, предложив содействие политического и материально-технического характера.
В октябре 2012 года администрация США заявила о поддержке Парижа в случае его решения о вторжении, тем самым подталкивая его на решительные действия. В это же время проект Франции лёг в основу резолюции СБ ООН, допускающей возможность проведения операции после получения отчёта от генсекретаря ООН, АС и ЭКОВАС о подготовке к ней.
11 января 2013 года Франция внезапно начала операцию Serval, отправив в Мали 2,5 тыс. военных, затем увеличив их число до 4 тыс., с целью восстановить территориальную целостность страны, борьбы с террористами и обеспечения безопасности французских граждан. С 14 января США стали предоставлять разведывательную информацию, оказывать помощь в авиадоставке техники. Начав миссию Густав по зачистке Мали от террористов и участвуя в миссии военных инструкторов ЕС (EUTM Mali), Ф. Олланд выступил вместе с главой Кот д'Ивуара о начале операции ООН по стабилизации мира с 1 июля 2013 года.
Проявив инициативность, Ф. Олланд пытался воплотить в отношении Мали другую схему: Франция инициирует обсуждение о путях урегулирования конфликта и поддерживает дипломатически и материально-технически операции АС и ЭКОВАС. Однако убедившись в неспособности африканских организаций решить проблему, Франция осуществила операцию Serval.
Из всего этого следует, что новое руководство Франции, обеспокоенное нестабильностью в регионе Сахель, стратегически важном для её внешней и военной политики, и пытающееся не потерять рычаги контроля, равно как и избежать возможной конкуренции с США и КНР, внимательно следит и синхронно реагирует на происходящее, поскольку Африка — новый полюс влияния, несомненно, остаётся одним из её внешнеполитических приоритетов.
Вопросы устойчивого развития, соблюдения прав человека и франкофонии
Первый этап становления внешнеполитического курса Ф. Олланда связан с участием в саммитах G8, НАТО, G20 и в конференции ООН по устойчивому развитию
(РИО+20). Две последние встречи состоялись 19-20 июня в Лос-Кабосе и 20-22 июня в Рио-де-Жанейро.
Первая задача, нацеленная на то, чтобы вопрос стимулирования роста экономики - абсолютный приоритет политики Парижа - вошёл в повестку встреч на высшем уровне, была выполнена. Но глава Франции в полной мере использовал высокие трибуны, выступив за регулирование международной финансовой системы, создание Совета по финансовой стабильности, введение налога в 0,1% ВВП не только странами еврозоны, но и членами G20, за борьбу против деятельности оффшоров, коррупции и форм протекционизма1.
К другим задачам, озвученным французским президентом на саммите G20 и Конференции ООН по устойчивому развитию, требующим многосторонних усилий, относились вопросы обеспечения устойчивого развития, защиты окружающей среды (предложение провести Конференцию в 2015 г.), изыскания источников финансирования борьбы с бедностью и пандемиями. В этих вопросах Ф. Олланд придерживается линии Ж. Ширака и Н. Саркози, поддерживая налог на авиабилеты, благодаря которому с 2006 года действует UNITAID, международная организация покупки медикаментов, и пытаясь достичь цели - выделить 0,7% ВВП на помощь развитию к 2015 году.
Такая активность Ф. Олланда и широта поднимаемых проблем позволяют связывать воедино вопросы преодоления экономического и экологического кризиса, социального развития.
Особый подход Франции, образцовой страны в деле защиты окружающей среды, проявился в постановке вопроса о том, что для решения экологического кризиса необходимы переход к новому, зелёному виду экономики (l'economie verte), смена модели развития и восприятия мира. Эта концепция коррелирует с идеями создания ООН по окружающей среде в Найроби, элиминации противостояния Севера и Юга, объединения государств с целью реализации концепции гуманности, обеспечения продовольственной безопасности и диверсификации возобновляемых источников энергии2. Выступив против расхищения природных ресурсов, покупки пахотных земель в ущерб национальному суверенитету, который всё чаще представляется расщеплённым и фрагментарным, Ф. Олланд опроверг обвинения в стремлении получить доступ к месторождениям нефти и газа в странах Африки.
Курс Ф. Олланда, направленный на реализацию концепции солидарности и социальной справедливости (une conception de la solidarité et de la justice sociale), содержит положения программы Социалистической партии: помимо внимания сохранению окружающей среды, характерным для неё является фокус на соблюдении прав человека и демократии, распространении французского влияния, культуры и языка в мире. Во время саммита глав государств и правительств в Киншасе 1546 октября 2012 года была высказана поддержка Международной организации франкофонии (МОФ), созданной в 2005 году и состоящей из 56 государств-членов, использующих фран-
1 Conférence de presse de M. le Président de la République à Los Cabos URL: http://www.elysee.fr/president/les-actualites/conferences-de-presse/2012/conference-de-presse-de-m-le-president-de-la.13499.html (дата обращения: 16.11.2012).
2 Discours de M. le Président de la République RI0+20. Conférence des Nations Unies sur le développement durable URL: http://www.elysee.fr/president/les-actualites/discours/2012/discours-de-m-le-president-de-la-republique.13465.html (дата обращения: 25.11.2012).
цузский язык. С точки зрения Ф. Олланда, франкофония — символ общечеловеческой солидарности на основе языковой связи, симбиоз пяти составляющих:
—политической (проект мироустройства, основанный на общечеловеческих ценностях, равенстве и справедливости);
—гуманитарной (помощь развивающимся странам, распространение демократии, соблюдение прав человека);
— культурной (сообщество носителей французского языка — воплощения нравственного идеала, послание свободы, un message de liberté);
— военной (вклад в урегулирование кризисов в Африке);
— экономической (сохранение, развитие и процветание планеты).
Сущность французской политики в области культуры сводится к утверждению значимости национальной идентичности, распространению ценностей и языка. Преподнося владение ими как "подарок" западной цивилизации и приобщение развивающихся стран к духовному наследию, Париж усиливает своё влияние, перекладывая часть ответственности по выполнению своих внешнеполитических задач на партнёров. В то же время нельзя нивелировать положительный потенциал франкофонии, средства познания и взаимообогащения культур.
Действуя подобным образом, Ф. Олланд заложил во внешнеполитическую повестку продвижение на международной арене установок на экономический рост, социальную справедливость, устойчивое развитие, обновление франкофонии.
Новая Белая книга по обороне и военно-политические задачи
Доказательством переоценки внешней политики Н. Саркози является принятие доклада бывшего министра иностранных дел Ю. Ведрина от 14 ноября 2012 года, содержащего оценку последствий возвращения Франции в интегрированное военное командование НАТО в 2009 году, перспектив развития трансатлантических отношений и обороны Европы. В нём анализируются последствия реинтеграции Франции в НАТО под углом получения одного из верховных постов в Высшем союзническом командовании по трансформации (SACT) и 14 контрактов на поставку оборудования, увеличения численности французских войск до 925 единиц и общих затрат (325,86 млрд евро в 2011 г.), а также реформирования НАТО, участия в операциях в Афганистане и Ливии, потери самостоятельности по отношению к США в глазах неевропейских партнёров1.
В целом итог реинтеграции представляется противоречивым. Важным является увеличение способности Франции влиять на процесс принятия решений НАТО, проведение осмотрительной и требовательной политики, военно-техническое сотрудничество, доступ французских промышленников к рынкам партнёров. Для усиления европейской обороны предполагается осуществление влияния Франции посредством не только участия в рамках ЕС, НАТО, но и благодаря двустороннему, многостороннему, ad hoc сотрудничеству. Положения доклада согласуются с новой генеральной
1 Védrine H. Rapport pour le Président de la République Française sur les consequences du retour de la France dans le commandement integré de l'OTAN, sur l'avenir de la relation transatlantique et les perspectives de l'Europe de la defense URL:http://www.elysee.fr/president/root/bank_objects/Rapport_Vedrine_1352917022.pdf (дата обращения: 25.11.2012).
линией: участие в НАТО — лишь один из способов увеличения военно-политических способностей Франции и ЕПОБ/ ОПОБ.
Что касается Белой книги по обороне, принятой 29 апреля 2013 года, то решение о её создании, а также о принятии Закона о военной программе говорит о необходимости учесть сложно прогнозируемую эволюцию нестабильного многополярного мира, находящегося в точке бифуркации. Этот основополагающий документ, заменившей аналогичный от 2008 года, содержит долгосрочную, последовательную стратегию по защите национальных интересов, адаптированную к новым реалиям благодаря укреплению военно-промышленной базы, модернизации и сокращению вооружённых сил (на 66 тыс.), улучшению возможностей поддерживать информационную безопасность и проводить операции самостоятельно или в рамках ООН, НАТО, ЕС. Расходы на оборону составят 364 млрд евро на период 2014—2025 годов. Стратегия обороны и национальной безопасности Франции, предполагающая, как и прежде, пять принципов — разведку и предупреждение, сдерживание, защиту, предупреждение и интервенцию, строится на основе принадлежности к НАТО, политико-военному альянсу, и ЕС, представляющих собой глобальный проект1. Эти институты евроатлантической безопасности - разные, не соотносимые по своей природе, задачам, однако их действия и способности должны быть совместимы.
Преемственность этого документа с предыдущим выразилась в оценке военно-политических угроз и в расстановке стратегических геополитических приоритетов. На первом месте стоит строительство объединённой Европы, укрепление связей с Великобританией и Германией, усиление европейской обороны, создание экономического, финансового и политического союзов. Партнёрские отношения с США — необходимое звено во французской политике поддержания влияния, кризисного реагирования. Они помещены в подсистему трансатлантических связей США и ЕС, НАТО и ЕС, в рамки НАТО.
На втором —поддержание стабильности и безопасности в Средиземноморье, пространство добрососедства и сотрудничества с ЕС, осуществляемого через конкретные проекты, в рамках Довилльского партнёрства G8, Группы 5+5, неформальных саммитов, посредством назначенного уполномоченного и созданного секретариата Союза для Средиземноморья. В фокусе внимания - транспарентное сотрудничество с африканским континентом, поддержка франкофонии, лингвокультурного сообщества, укрепление отношений с Бразилией, Россией, Индией, Китаем, Южной Африкой (БРИКС), Японией, Турцией и другими развивающимися странами — новый приоритет Парижа, стремящегося к извлечению преимуществ от их интеграции в международные институты. Визиты Ф. Олланда в Индию и КНР 15 февраля и 25—26 апреля 2013 года подтверждают намерение вывести отношения с азиатскими странами на стратегический уровень.
Французская стратегия учитывает смещение центра тяжести в АТР, изменения во внешней политики США, сокращения ими бюджетных расходов, реализацию их концепции создания глобальных партнёрств, последствия мирового экономического кризиса и арабские революции - стратегические революции2. Дуга кризиса (un arc de crise), включающая страны Персидского залива, Африки и простирающаяся
1 Livre Blanc. Défense et sécurité nationale - 2013. URL: http://www.elysee.fr/assets/pdf/Livre-Blanc.pdf (дата обращения: 14.05.2013).
2 Ibid.
вплоть до Индийского океана, будет расширена за счёт территорий Южной и Юго-Восточной Азии. Париж присматривается к новым регионам для приложения сил и доступа к природным ресурсам.
В Белой книге отразилась парадигмальная смена внешнеполитического мышления руководства Французской Республики. Так, в речи Ф. Олланда от 27 августа 2012 года уже наблюдается иной взгляд на нестабильную, трудно предсказуемую международную обстановку, осложнённую увеличением веса новых развивающихся стран, деструктивным потенциалом глобальных угроз, "арабской весной", последствиями мирового экономического кризиса, колебаниями цен на энергоносители1. Впервые констатировалось, что хотя новый миропорядок ещё не сложился, уже формируются несвязанные региональные (локальные) структуры — интегрии, объединённые географической, культурной близостью и общностью интересов (сценарий глокализации). Во-вторых, особое внимание уделено реформе глобального управления: расширению СБ ООН за счёт Германии, Индии, Японии, Бразилии, Африки, МВФ, созданию постоянного секретариата для G20, Совета по экономической безопасности и безопасности окружающей среды2. В-третьих, Ф. Олланд считает, что на Франции лежит главная ответственность по интегрированию развивающихся стран в международную систему. Она глобальная держава (une puissance mondiale), несущая концепцию установления доверительных отношений со странами, посредник в диалоге цивилизаций.
В целом, пересматривая внешнюю политику, французское руководство, продолжит полагаться на концепции демократического миропорядка, основанного на коллективных началах при лидерстве Запада, многополярной СМО и эффективной многосторонности, декларируя приверженность международному праву и ООН, главному институциональному механизму глобального управления.
* * *
Конечно, время, прошедшее с момента начала президентства Ф. Олланда, ещё невелико. За этот период, в основном с мая по декабрь 2012 года, происходило лишь становление его внешней политики, во время которого достижение экономического роста подавалось как способ решения кризиса во Франции, в странах еврозоны. Были установлены на приемлемом уровне отношения с лидерами США, РФ, Ближнего Востока и Африки. В активе у нового лидера также вывод войск из Афганистана к концу 2012 года, поддержка перехода к новому виду экономики, устойчивого развития, сохранения биоразнообразия и Франкофонии.
В последующем, выступая за социальную справедливость, солидарность и равенство, Ф. Олланд будет придерживаться идей Ф. Миттерана, не отступая ни на йоту от императива французской дипломатии — соблюдение национальных интересов и распространение общечеловеческих ценностей. К новым чертам внешней политики Ф. Олланда относится изменение тактики — более последовательные, продуманные, осторожные шаги, адаптивность, объяснение защиты национальных интересов и ценностей не с точки зрения полезности, а исходя из рациональности, морально-нравственных критериев.
1 Discours de M. le Président de la République. XXème Conférence des Ambassadeurs. Ibid.
2 67ème Assemblée Générale des Nations Unies. Discours de M. le President de la République. Ibid.
Помимо реанимации ЕС и обновления трансатлантических отношений в военно-политической области, в сферах экономики, энергетики, среди новых внешнеполитических задач — усиление взаимодействия со странами БРИКС при сохранении влияния Запада.
Приход к власти Ф. Олланда, апологета умеренных социал-демократических взглядов, открывает возможность для диалога с руководством Китая, стран Латинской Америкой, Африки, Ближнего и Среднего Востока, в последнем случае важно выйти за рамки конфронтационной парадигмы — демократизация или исламизация и развивать отношения, в основе которых — поддержка социальных ценностей и развития, преодоление безработицы и рецессии экономики. Новый подход Франции мог бы включать акцент на дипломатию и взаимовыгодные экономические, культурные проекты, прекращение помощи радикальным исламистам, называемым оппозицией, соблюдение национального суверенитета, территориальной целостности, отход от тактики разжигания конфликтов, поиска ресурсов, чреватого обоюдным истощением сил.
Насколько будет отличаться внешняя политика Ф. Олланда от политики его предшественника, требующая переосмысления, поиска ненасильственных подходов к многочисленным международным проблемам, чёткого определения задач и соотнесения их с имеющимися средствами Франции и Евросоюза, покажет время.
Но показателем влияния и роли Парижа является активное участие Франции в решении европейского кризиса, в урегулировании региональных кризисов в период 2012-2013 годов.
Как бы ни менялись представления руководства страны, константой является идея о том, что Франция — европейская страна, обладающая глобальной ответственностью, особой культурной миссией, собственным проектом управляемой, гуманной глобализации/мондиализации, предполагающей не подчинение, а преодоление неравномерности развития. Париж способен быть одним из созидателей более справедливого, многополярного, мультикультурного миропорядка. Не уничтожая на своём пути прежние порядки и устои и не насаждая свою политическую и социально-экономическую модель, Франция могла бы стать реформатором международных институтов, лидером, выдвигающим конструктивные решения для преодоления кризиса управления при тесном сотрудничестве с партнёрами по ЕС, с США, с развивающимися странами, с Россией, которой следует позитивно реагировать на возможность взаимодействия, не наносящего вред репутации, умело избегая негативного фона со стороны Запада, укрепляя свои позиции благодаря действиям, направленным на улучшение социально-экономического, военно-политического и социально-культурного положения.
Ближайшим поприщем, где Париж может задействовать креативные, организаторские возможности культурной многосторонней дипломатии, мог бы стать диалог культур и цивилизаций, являющийся взаимоприемлемым modus vivendi на основе доброй воли, взаимоуважения и эквилибриума, ключом к решению глобальных проблем, всестороннему развитию, формированию гуманистического типа мышления, этике ненасилия.
В целом всё сказанное, то, к чему призывает, стремится и что делает Франсуа Олланд, новый президент Франции, без сомнения, говорит об обновлении французской внешней политики, сохраняющей черты преемственности.