Научная статья на тему 'Франция'

Франция Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
583
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / ИММИГРАЦИЯ / Ф. ОЛЛАНД / "ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ" / ФРАНЦУЗСКИЕ СОЦИАЛИСТЫ / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЕС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фёдоров Сергей Матвеевич

В статье рассматриваются особенности современной политики Франции в области иммиграции и интеграции мигрантов в свете европейского иммиграционного кризиса. Исследовано влияние иммиграционных проблем и террористических атак в Париже на общественное мнение и рост популярности крайне правых политических сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франция»

Netherlands

Author. Shveytser V.Ya. Doctor of Science (History), Head of Department of Social and Political Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Vice-Chairman of the Scientific Council of "Par-partisan political system of the XXI century". Address: 11/3 Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. Email: partsist@list.ru

Abstract. The author explores the policy of the Netherlands with regard to refugees in late 2015 and early 2016. He assesses positions of different political parties and results of public opinion polls, undertakes comparative analysis of the Netherland government's projects and possibilities of their realization.

Key words: Netherlands, European Union, refugees, immigration, political parties.

УДК 323; 325; 329; 325.14;32.019.51 Сергей ФЁДОРОВ

ФРАНЦИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современной политики Франции в области иммиграции и интеграции мигрантов в свете европейского иммиграционного кризиса. Исследовано влияние иммиграционных проблем и террористических атак в Париже на общественное мнение и рост популярности крайне правых политических сил.

Ключевые слова: Франция, иммиграция, Ф. Олланд, "французская республиканская модель интеграции", французские социалисты, миграционный кризис в ЕС.

Миграционный кризис в Европе существенно меньше затронул Францию, нежели Германию и страны Южной и Северной Европы. Это объясняется не только географическим положением страны, происхождением беженцев (в основном из Сирии, Ливии, Ирака, то есть нефранкоязычных государств Северной Африки -традиционных поставщиков мигрантов в страну), но также и меньшей привлекательностью страны для мигрантов - в последнее десятилетие Париж ужесточил свою миграционную политику. К тому же беспрецедентные террористические атаки, которым подверглась Франция в 2015 г., заставили власти принять экстренные меры безопасности - со второй половины ноября прошлого года в стране действует чрезвычайное положение, усилен контроль на границах.

© Фёдоров Сергей Матвеевич - кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАИ. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: smfedorov@list.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22016126129

В целом французские власти до последнего времени ситуацию с беженцами контролировали. Исключением стала экстремальная ситуация в г. Кале, где порядка 5 тыс. нелегалов проживали в самодельных лачугах, пытаясь всеми правдами и неправдами добраться до Великобритании.

Беспрецедентный наплыв беженцев в Европу с весны 2015 г. вызвал беспокойство Парижа, который призвал коллег по ЕС найти европейское совместное решение миграционного кризиса, в первую очередь в Италии и Греции. В частности, французы поддержали идею создания Ьо18ро18 - своего рода фильтрационных лагерей для мигрантов. Однако первоначальные заявления президента Олланда, прозвучавшие в ходе пресс-конференции 7 сентября 2015 г., о готовности французского государства по согласованию с Германией участвовать в размещении 120 тыс. беженцев, затем были заметно скорректированы в сторону уменьшения контингента. В итоге Франция согласилась на размещение на своей территории всего 30 тыс. беженцев в течение двух лет.

Следует отметить, что позиция французских властей и общества в целом по отношению к иммигрантам и потоку беженцев, захлестнувших ЕС, заметно отличалась от первоначального курса своих соседей по другую сторону Рейна. Суть её выразил премьер-министр М. Вальс в своём выступлении в парламенте 16 сентября 2015 г.: "Мы должны действовать исходя из следующих принципов: гуманность, солидарность, но одновременно - серьёзность и контроль".

Подходы Парижа к нынешнему миграционному кризису в Европе и его разрешению во многом созвучны внутренней политике в области иммиграции и интеграции мигрантов, проводимой в настоящее время правительством социалистов. Нельзя не обратить внимание на следующее обстоятельство. На словах французские левые критиковали иммиграционную политику своих предшественников-правоцентристов за излишнюю жёсткость, грозящую конфликтами на этнической почве. Однако на деле курс Н. Саркози на "переход от массовой к выборочной иммиграции" и сохранение базовых принципов т.н. "республиканской модели интеграции" не получил заметной коррекции за время президентства Фр. Олланда. Хотя такая попытка предпринималась. Так, в начале 2013 г. правительство Ж.-М. Эйро объявило о масштабной реформе французской системы интеграции мигрантов. Предполагалось найти новые концептуальные подходы к этой чувствительной сфере французского общества. Однако опубликование открытого доклада, подготовленного под руководством государственного советника Т. Тюо "Великая нация за инклюзивное общество", в котором авторы фактически выступили за трансформацию французской модели интеграции в направлении её антипода - мультикультур-ной модели с элементами коммунитаризма, вызвали такой шквал критики, что власти решили отложить задуманную реформу до лучших дней. Материалы по реформе, подготовленные несколькими рабочими группами, также оказались невостребованными.

Задуманная перестройка французской системы интеграции мигрантов на деле вылилась в разработку правительством двух законопроектов о реформировании правил предоставления убежища и о правах иностранцев во Франции, которые были вынесены на обсуждение парламента в декабре 2014 г.

Первый закон был принят в окончательном чтении 29 июля 2015 г. и вступил в силу 2 ноября того же года. В него французские законодатели включили правовые нормы, принятые ЕС в директиве от 13 июня 2013 г. Закон предусматривает меры

по существенному сокращению сроков рассмотрения прошений о предоставлении убежища - с нынешних двух лет до девяти месяцев к началу 2017 г., а также улучшению качества рассмотрения прошений, в частности уделяется большее внимание индивидуальным проблемам просителей. В целях предотвращения концентрации просителей убежища в отдельных районах страны ("проблема Кале"), отныне предполагается их добровольно-принудительно распределять в специальные "центры приёма и размещения просителей убежища" (CADA), расположенные в разных районах страны. За 2016 год планируется создать 11 тыс. дополнительных мест в этих центрах, доведя их общее число к концу года до 18,5 тыс. Принятый закон предусматривает существенное усиление двух главных государственных организаций в сфере миграций и предоставления убежища - Французской службы по защите беженцев и лиц, не имеющих гражданства (OFPRA), и Французской службы по миграции и интеграции (OFII), являющейся структурой МВД страны.

Отметим, что за последние семь лет число лиц, обратившихся за предоставлением убежища во Франции, увеличилось в два раза. В 2014 г. зарегистрировано 65 тыс. обращений. В 2015 г. их количество предположительно возросло на 20%. При этом OFPRA одобряет только порядка 15% прошений. После вмешательства Национального суда по правам предоставления убежища (CNDA) число положительных решений в среднем увеличилось до четверти.

В первом чтении принят Закон о правах иностранцев. Его разработчики ставят целью решение трёх задач: улучшение приёма и интеграции мигрантов; повышение привлекательности страны для "мобильных международных талантов"; усиление эффективности борьбы с незаконной миграцией при соблюдении фундаментальных прав человека.

Предлагается упростить права пребывания в стране иммигрантов, что должно способствовать их лучшей интеграции. В частности, намечено по истечении первого года проживания мигранта во Франции выдавать ему четырёхлетнее разрешение на проживание в стране, после чего можно будет получить десятилетнюю карточку резидента. Эти меры по избавлению от излишней бюрократизации сочетаются с усилением требований к знанию языка и более тесным контактам с OFII.

Террористические акты, совершённые в стране в 2015 г., вынудили руководство страны предложить на рассмотрение парламента проект Закона о лишении французского гражданства. Он распространяется на лиц, обвиняемых в террористической деятельности, имеющих двойное гражданство или получивших его в течение последних 15 лет. Хотя законопроект, вызвавший немало дискуссий, был одобрен в окончательном чтении Национальным собранием Франции в феврале 2016 г., перспективы его окончательного принятия неоднозначны, так как для этого требуется внесение изменений в конституцию, что предполагает сложную процедуру совместного заседания обеих палат парламента.

Миграционный кризис в Европе и шок террористических атак 2015 г. оказали заметное влияние на общественные настроения во Франции. Опросы общественного мнения свидетельствуют об их существенном поправении. Так, французы лидируют среди европейцев по неприятию идеи об обязанности принять у себя в стране мигрантов, убегающих от войны и нищеты (46% - против). Растёт число тех, кто одобряет принудительную высылку из страны лиц, которым отказано в предоставлении убежища: 70% в мае 2015 г., 73% - в ноябре и 77% в январе 2016 г. При этом, 3/4 опрошенных выступают за привлечение армии для урегулирования ситуации в Кале.

В целом социологические опросы последних лет показывают, что не менее 70% французов считают, что в стране слишком много мигрантов, порядка 2/3 испытывают боязнь по отношению к мигрантам и считают их интеграцию в принимающее сообщество маловероятным.

Индикатором отмеченных настроений стало более терпимое отношение французов к Национальному фронту (НФ), считавшемуся ещё несколько лет назад "нерукопожатным". Характерно, что после террористических атак 13 ноября 2015 г. впервые количество французов, не видящих опасности в гипотетическом приходе к власти крайне правых, приблизилось к 50%. Результаты прошедших в первой половине декабря 2015 г. региональных выборов лишний раз подтвердили тенденцию к заметному смещению политического маятника страны вправо. Крайне правые, хотя и не смогли завоевать ни одного из 13 регионов страны, тем не менее стали лидерами первого тура и получили почётное третье место по итогам второго тура, собрав рекордное для себя количество голосов. Следует отметить, что это уже третий подряд электоральный успех НФ после победы на европейских выборах в мае 2014 г. и хороших результатов на департаментских выборах марта 2015 г., что позволяет сделать выводы о трансформации французской партийно-политической системы от биполярности к трёхпартийности.

Вместе с тем следует отметить, что перспективы НФ на главных французских выборах 2017 г. весьма сомнительны. Существующая мажоритарная система голосования в два тура на президентских и парламентских выборах обеспечивает возможность оппонентам крайне правых надёжно блокировать претензии Марин Ле Пен на победу в президентской гонке, равно как и минимизировать шансы на прохождение её партии в парламент.

France

Author. Fedorov S.M., Ph.D., Senior research fellow, Center of the problems of social development of Europe, Institute of Europe. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: sfedo-rov@ieras.ru

Abstract. The article is focused on France's immigration and migrant integration policy in the light of the immigration crisis that Europe is confronted with. In particular, the author analyses how immigration problems and Paris terror attacks have influenced public opinion, leading to future rise of the far-right political parties.

Key words: France, immigration, "French republican model of integration", Fr. Hollande, French socialists, FN, migration crisis in the EU.

УДК 327: 325.1 Наталия ПЛЕВАКО

ШВЕЦИЯ

Аннотация. Швеция является страной, которая принимает большое число иммигрантов и ищущих убежища людей из горячих точек. В последнее время происходит увеличение масштабов иммиграции и изменений её характера. Это оказывает воздействие на сознание коренного населения, которое высказывает тревогу по поводу роста мигрантов из мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки. В стране растут ксенофобские настроения, успехов добивается националистическая партия Шведских демократов. В последнее время руководство страны ужесточало правила приёма беженцев. Из национальной проблемы каждой страны вопрос приёма, расселения и интеграции беженцев перерастает в международную проблему.

Ключевые слова: иммиграция, беженцы, иммиграционная политика, партия Шведские демократы, интеграция иммигрантов, ксенофобия, национализм.

Швеция - страна с большим опытом решения миграционных проблем, который вызывает интерес во всём мире. Здесь опробованы различные проекты вовлечения иммигрантов в национальную жизнь. Швеция слывет страной, в которой иммиграционная политика отличается гуманизмом и исключительной толерантностью. В то же время данные статистики и научных исследований говорят о том, что интеграция иммигрантов происходит в стране медленно и трудно. Налицо противоречие, с которым непросто справиться политикам, и оно особенно опасно при том увеличении числа беженцев, которое наблюдается в последнее время. Такое положение сравнивают с бомбой замедленного действия, ожидание взрыва которой заставляет политиков искать новые пути интеграции. Дело осложняется огромным для малой страны числом беженцев, которые предпочитают воспользоваться социальными благами этой скандинавской страны. В 2015 г. границу страны1 пересекли 162 тыс. 560 человек (66,4% от числа ищущих убежища в остальных северных странах),

1 Для сравнения: эта цифра для Норвегии - 31 тыс.145 человек (12,7%), для Дании - 18 тыс. 300 человек (7,5%), для Финлядии - 32 тыс.476 человек (13,3%), для Исландии - 345 человек (0,1%). (данные Eurostat, опубликованы в http://www.dn.se/nyheter/varlden/flyktingkrisen-satter-nordiska-samarbetet-pa-prov/ 1.02 2016).

© Плевако Наталия Сергеевна - к.и.н., ведущий научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: natalia_plevako@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22016130133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.