Denmark
Author. Babynina L.O., PhD in Political Science, Head of the Center for Political Integration studies, Institute of Europe RAS. Docent at the Faculty of the World Politics Lomonosov Moscow State University. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected]
Abstract. The article is dedicated to the analysis of problems and norms of immigrants integration in the Denmark society, and to steps the right-liberal Danish government takes in the condition of the EU immigration crisis.
Key words: Denmark, integration policy, immigrants, Integration Act, Danish People's Party, immigration crisis in the EU.
УДК 323; 325; 329; 32.019.5 Владимир ШВЕЙЦЕР
НИДЕРЛАНДЫ
Аннотация. В статье анализируется политика Нидерландов в отношении беженцев в конце 2015 - начале 2016 г. Оцениваются позиции различных политических партий и опросов общественного мнения. Даётся сопоставительный анализ проектов нидерландского правительства и возможности их реализации.
Ключевые слова: Нидерланды, Европейский Союз, беженцы, иммиграция, политические партии.
Нидерланды, став с 1 января 2016 г. сроком на полгода страной-председателем Совета Евросоюза, объявили преодоление иммиграционного кризиса главным приоритетом своей политики. По словам голландского премьер-министра либерала М. Рютте, необходимы "быстрые совместные решения, - предпочтительно на европейском уровне, - чтобы честно разделить ответственность и более честно распределить потоки беженцев". По его словам, "Нидерланды не собираются организовывать дискуссию о том, что лучше - общеевропейская или национальная охрана границ". Официальные представители государства поддержали ранее высказанную в ЕС идею продления после 26 мая 2016 г. уже введённого рядом стран усиленного пограничного контроля вне временных рамок, зафиксированных Шенгенскими соглашениями.
Ещё в ноябре прошлого года голландские власти зондировали с рядом членов ЕС (Бельгия, Люксембург, Германия, Австрия) тему создания мини-шенгенской зоны, где внешние границы будут охраняться, а внутри неё, для противодействия нелегалам, будет введён паспортный контроль. Отметим и ещё один поисковый
© Швейцер Владимир Яковлевич - доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заместитель председателя научного совета "Партийно-политические системы XXI века", Институт Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул. 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22016123125
вариант голландского происхождения. В январе нынешнего года лидер входящей в правительственную коалицию Партии труда Д. Самсом предложил некий общеевропейский план транспортировки беженцев из Турции в Грецию. Речь идёт о постоянном паромном сообщении между двумя странами. Желающих иммигрировать будут доставлять на паромах в Грецию. Там они пройдут соответствующие фильтрационные процедуры и либо продолжат свой путь на законных основаниях (естественно с учётом страновых возможностей ЕС), либо на тех же паромах будут отправляться обратно. Это, по мнению нидерландского политика, поможет избежать ненужных жертв при переправе на недостаточно подготовленных для такого путешествия плавсредствах. Кроме того, будут ограничены возможности криминализированных перевозчиков - беженцев из стран Ближнего и Среднего Востока.
"План Самсома", помимо его общеевропейской значимости, имеет и вполне очевидный национальный подтекст. Его автор, называя число соискателей убежища в собственной стране за 2015 г. в 58 тысяч человек, предполагает, что в нынешнем году она даже при неблагоприятных условиях не превысит 200 тыс. беженцев. План социал-демократа будет способствовать, считает его автор, более эффективному контролю над столь многочисленным потоком беженцев. Отметим, что Нидерланды постоянно демонстрируют заинтересованность в сохранении и развитии контактов с потенциальными и реальными беженцами. Ещё в октябре минувшего года правительство опубликовало открытое письмо на английском языке, адресованное вновь прибывшим в страну. В нём достаточно откровенно говорилось о спартанских условиях для проживания этих людей, об ограниченных возможностях для получения ими пищи и медицинских услуг. Также акцентировалась тема длительного (до полугода) рассмотрения заявок на получение статуса беженца. Те, кому в этом было бы отказано, незамедлительно выдворялись бы с территории страны. Ещё более длительное время отводилось на рассмотрение ходатайств о воссоединении семей. Наконец, никому из вновь прибывших не гарантировались ни постоянное социальное пособие, ни трудоустройство, ни получение какого-либо, кроме начального, образования. Для ассимиляции в Нидерландах требуется сносное знание голландского языка и изучение местного законодательства.
Следует обратить внимание на то, что уже в конце ноября 2015 г. Государственный совет Нидерландов, выполняющий роль верховного административного суда страны, вынес решение об отказе в питании и жилище тем, кто лишён статуса беженца. В их числе оказались люди без документов, удостоверяющих их личность и принадлежность к какому-либо государству.
Перспектива значительного увеличения числа беженцев заставляет правительство Нидерландов экстренно вносить коррективы в бюджет страны. Если в 2015 г. на ищущих убежище было потрачено 1,4 млрд евро, то в нынешнем году только на центры временного размещения этих людей предусмотрено около 800 млн евро, прочие расходы по данным статьям превышают эти цифры в разы. Кроме того, бюджет выделяет на помощь беженцам в пограничных с Сирией странах более 100 млн евро. Более 50 млн евро должна получить служба иммиграции и натурализации. Значительные суммы заложены в бюджете на 2016 г. для реализации плана депортации тех, кому отказано в праве пребывания на территории Нидерландов.
Сталкиваясь с определёнными трудностями в практическом решении проблемы беженцев на общенациональном уровне, правительство не имеет полной поддержки в этом вопросе на уровне местного самоуправления. Власти на местах отнюдь не
в восторге от постоянного увеличения численности населения управляемых ими территорий за счёт беженцев с Ближнего Востока. Весьма показательна история с лагерем беженцев в городе Гелдермалсен, который был взят в осаду коренными жителями. В результате власти отказали в приюте 1,5 тыс. беженцев, считая, что для города с населением в 10 тыс. человек такое число новых жителей является явно чрезмерным. Сходная ситуация, когда коренное население выступает против планов властей, подтверждается и опросами общественного мнения. Согласно опубликованному в канун нового года опросу Управления социального и культурного планирования Нидерландов, только 13% респондентов поддерживают планы увеличения числа беженцев в стране, а 56% выступают категорически против наплыва иммигрантов. Мотивация коренного населения основывается не только на, по их мнению, чрезмерных материальных и социальных тратах ради беженцев, но и на возможных криминальных и даже террористических действиях со стороны части людей с Ближнего Востока.
Тему неприемлемости для Нидерландов резкого увеличения числа "чужаков" во всю эксплуатирует радикал-националистическая Партия свободы. Её лидер Г. Вилдерс призывает закрыть въезд жителям мусульманских стран или как минимум изолировать мужчин-беженцев, дабы избежать повторения в Нидерландах кёльнских новогодних событий. В то же время Вилдерс вместе с лидерами других парламентских партий Нидерландов подписал в конце октября 2015 г. специальное письмо к гражданам страны с призывом проявить "взаимопонимание и терпимость в ходе дебатов по вопросу о беженцах". Король Нидерландов Виллем-Александер также призывает к дискуссиям по теме беженцев, ибо силовые методы в этом вопросе "разъедают ценности, на которых основано наше общество". Мнение монарха разделяет партия "Зелёные левые", акцентируя гуманистическую составляющую в иммиграционном вопросе. Что касается либералов и социал-демократов, входящих в правящую коалицию, то первые делают упор на чисто экономических компонентах данной проблемы, тогда как вторые отстаивают социальные аспекты темы беженцев. В результате совместные решения коалиционного правительства достигаются в процессе сложной полемики и постоянно ставят судьбу нынешнего кабинета министров на грань разрыва коалиции.
В целом же нидерландская политическая специфика отношения к беженцам вполне вписывается в мозаичный расклад по данному вопросу, характерный и для других экспонентов европейского партийного поля. Время покажет, насколько благие пожелания лидеров страны - председателя Совета ЕС в сочетании с их конкретизацией найдут понимание у других евросоюзовцев.
Список литературы
Нидерланды в европейском и национальном измерениях в кн. "Государства альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе". (2009) М. "Весь Мир". (В.Я. Швейцер в соавт.) с. 375-472.
References
Niderlandy v evropejskom i nacional'nom izmerenijah v kn. "Gosudarstva al'pijskogo regiona i strany Beniljuks v menjajushhejsja Evrope". (2009) M. "Ves' Mir". (V.Ja. Shvejcer v soavt.) s. 375-472.
Netherlands
Author. Shveytser V.Ya. Doctor of Science (History), Head of Department of Social and Political Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Vice-Chairman of the Scientific Council of "Par-partisan political system of the XXI century". Address: 11/3 Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. Email: [email protected]
Abstract. The author explores the policy of the Netherlands with regard to refugees in late 2015 and early 2016. He assesses positions of different political parties and results of public opinion polls, undertakes comparative analysis of the Netherland government's projects and possibilities of their realization.
Key words: Netherlands, European Union, refugees, immigration, political parties.
УДК 323; 325; 329; 325.14;32.019.51 Сергей ФЁДОРОВ
ФРАНЦИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности современной политики Франции в области иммиграции и интеграции мигрантов в свете европейского иммиграционного кризиса. Исследовано влияние иммиграционных проблем и террористических атак в Париже на общественное мнение и рост популярности крайне правых политических сил.
Ключевые слова: Франция, иммиграция, Ф. Олланд, "французская республиканская модель интеграции", французские социалисты, миграционный кризис в ЕС.
Миграционный кризис в Европе существенно меньше затронул Францию, нежели Германию и страны Южной и Северной Европы. Это объясняется не только географическим положением страны, происхождением беженцев (в основном из Сирии, Ливии, Ирака, то есть нефранкоязычных государств Северной Африки -традиционных поставщиков мигрантов в страну), но также и меньшей привлекательностью страны для мигрантов - в последнее десятилетне Париж ужесточил свою миграционную политику. К тому же беспрецедентные террористические атаки, которым подверглась Франция в 2015 г., заставили власти принять экстренные меры безопасности - со второй половины ноября прошлого года в стране действует чрезвычайное положение, усилен контроль на границах.
© Фёдоров Сергей Матвеевич - кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института Европы РАИ. Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая ул., 11-3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22016126129