Научная статья на тему 'Франкистская Испания и Советский Союз: зарождение и эволюция двусторонних отношений'

Франкистская Испания и Советский Союз: зарождение и эволюция двусторонних отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2750
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чечкин Дмитрий Александрович

В настоящей статье даётся подробный анализ двухсторонних испано-советских отношений в различных сферах на протяжении длительного периода официального непризнания. Автор утверждает, что предпосылки для восстановления отношений имелись с начала 60-х годов, когда политические отношения начинали основываться на системе "жестов контржестов". Данная работа доказывает, что сложившейся системы оказалось недостаточно, лишь только после смерти диктатора и ревизии франкистского режима, полноценные дипломатические отношения были восстановлены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Francoist Spain and the Soviet Union: the rise and evolution of the bilateral relations

The article gives detailed analysis of the bilateral Spanish-Soviet relations in different spheres during the long period of official non-recognition. Author asserts that the prerequisites for the reestablishment of the relations appeared from the beginnings of the 1960s, when political relations began to be based on the "gesture -counter-gesture" system. This work proves that the existing system wasn't enough, just after the dictator's death and the revision of the francoist regime, the full value diplomatic relations were established.

Текст научной работы на тему «Франкистская Испания и Советский Союз: зарождение и эволюция двусторонних отношений»

УДК 327(460+470) Д. А. Чечкин

ФРАНКИСТСКАЯ ИСПАНИЯ И СОВЕТСКИЙ СОЮЗ: ЗАРОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ

После полного разрыва отношений между франкистской Испанией и Советским Союзом, ставшим закономерным итогом гражданской войны на Пиренеях, странам потребовалось около сорока лет, чтобы полностью восстановить дипломатический статус-кво 9 февраля 1977 года. На пути дальнейшего сближения стояли некоторые обстоятельства, самое главное из которых, как нам представляется, было обозначено западным исследователем Дж. Ли Шнейдманом. Автор считает, что Испания и СССР в массовом сознании воспринимались как своеобразные символы, когда «идеологическая аура каждого государства создавала сложности с установлением официальных дипломатических отношений»1.

Истоки этого явления можно обнаружить в начале 40-х гг., когда Ф. Франко предпринял ряд действий, направленных против вступившего в войну Советского Союза. В июне 1941 г. была сформирована так называемая «Голубая дивизия», которая спустя некоторое время была переброшена в Германию, а затем на восточный фронт. Испанцы участвовали в боях под Новгородом, активно проявили себя при осаде Ленинграда. Только 10 октября 1943 г. каудильо уступил сильнейшему международному давлению и принял решение вывести и расформировать это соединение. Отметим, что решение о создании «Голубой дивизии» было принято, скорее, на волне антикоммунистических взглядов, нежели было основано на подлинном стремлении оказать помощь фашисткой Германии. В июне 1942 г. при беседе с новым американским послом, Франко заявил, что «опасность для Европы и Испании исходит не столько от нацистской Германии, сколько от русского коммунизма. Испания не столько желает победы оси, сколько поражения России»2. Об этом также упоминает командующий дивизией Э. Эстебан-Инфантеса, который утверждает, что испанцы горячо желали крушения русского режима, что отвечало их антикоммунистическим идеям3. Участие испанских солдат в войне имело и другое долголетнее последствие: многие из них попали в плен на советской территории. В дальнейшем с вопроса об их экстрадиции начнутся первые испано-советские переговоры.

Одновременно каудильо предпринимает очередную попытку вбить клин между союзниками, на дипломатическом фронте. 18 октября 1944 г. Франко отправляет письмо Черчиллю с предложением создать общий антикоммунистический союз. Ответное послание британского премьера содержало категоричный отказ. Впоследствии подобное письмо было отправлено в Вашингтон, откуда последовала схожая реакция, — союзнические обязательства в тот момент были еще непоколебимы.

Ответным жестом со стороны Советского Союза стала поддержка антифранкистского партизанского движения на испано-французской границе. После того, как Франция была освобождена осенью 1944 г., сталинское руководство стремилось действовать следующим образом: «во-первых, постараться

1 Shneidman, J. Lee. Eastern Europe and the Soviet Union // Spain in the twentieth century world Essays on Spanish Diplomacy 1898-1978. Westport. Connecticut. 1980. P. 155.

2 Hayes, J. H. Wartime mission in Spain 1942-1945. N.-Y., 1976. P. 31.

3 Esteban-lnfantes, E. La Division Azul (donde Asia empieza). Barcelona, 1956.

консолидировать оппозиционные силы и сформировать правительство "народного доверия"; во-вторых, обеспечить поддержку этого правительства "народным движением", т. е. партизанской борьбой» . Итогом данного политического решения стала операция в долине Аран, активное участие в которой приняли различные антифранкистские силы с заметным преобладанием испанских коммунистов. Помощь Советского Союза сводилась к поставкам оружия и международной поддержке этого замысла.

Советское правительство продолжало попытки торпедировать франкистский режим дипломатическими способами. В только что созданной Организации Объединенных Наций представители СССР, а также многих других стран, делали заявления, резко осуждавшие испанский режим. Первоначально «испанский вопрос» широко обсуждался на заседаниях 1-й сессии Генеральной Ассамблеи, а затем на заседаниях Совета Безопасности ООН. По инициативе польской делегации в октябре 1946 г. вопрос был повторно передан на рассмотрение Ген. Ассамблеи. В результате 12 декабря того же года была принята резолюция, не только осуждавшая франкистский режим, но и вводившая определенные способы давления на Мадрид, в ней содержался призыв к странам-участницам отозвать из Испании своих послов, при этом, не доходя до стадии разрыва дипломатических отношений. Параллельно в Совете Безопасности советские представители использовали право вето, чтобы заблокировать принятие Испании в члены ООН.

В таких сложных условиях начинались первые неофициальные контакты. По некоторым данным, их начало можно датировать концом 1946 - началом 1947 гг. Об этих встречах упоминают некоторые российские исследователи. В частности, А. А. Сагомонян указывает, что секретные встречи состоялись «между испанским дипломатом (секретарем испанского посольства во Франции) и неким коммерсантом, швейцарским подданным, который являлся доверенным лицом советской стороны»2. Испанские дипломаты получили санкцию на проведение этих переговоров у высшего руководства страны. Именно тогда впервые начинается рассмотрение вопроса по обмену военнопленными. Интересно, что инициатива принадлежала советской стороне, которая «проявляла особую заинтересованность в "репатриации русских

,, 3

дезертиров » , взамен предлагая испанцам определенные уступки.

С. П. Пожарская также упоминает об этих событиях: «10 февраля 1947 г. в Женеве состоялась встреча между капитаном Шеррером и дипломатом, состоящим на службе в посольстве в Париже — господином Терраса»4. Суммируя требования испанской стороны, можно выделить несколько основных моментов: прекращение покровительства всем антифранкистским силам, гарантия территориальной целостности страны, прекращение антииспанской деятельности в ООН, а также возвращение на родину всех испанцев, находившихся в Советском Союзе против своей воли.

Примечательно, что отечественные испанисты обращаются к работе испанского специалиста Л. Суареса Фернандеса «Франко и СССР», а сам он ссылается на документы из личного архива Ф. Франко. Отечественные архивы не раскрывают всю полноту картины тех переговоров, что обусловлено понятным желанием скрыть факт их проведения от общественности: встречи были организованы в третьих странах, а участие в них принимали дипломаты не самого высокого уровня, коммерсанты, журналисты, а подчас и иностранные посредники.

Никаких конкретных договорённостей достигнуто не было, однако, нельзя сказать, что переговоры закончились безрезультатно. В какой-то степени они повлияли на ревизию кремлёвской политики по отношению к франкистскому режиму. Постепенно

1 Сагомонян, А. А. Испанский узел "холодной войны" / А. А. Сагомонян. М., 2004. С. 209.

2 Сагомонян, А. А. Испанский вопрос в политике СССР в преддверии холодной войны / А.А. Сагомонян // Испанский альманах. Вып. 1. М., 2008. С. 290-291.

3 Там же.

4 Пожарская, С. П. Франсиско Франко и его время / С. П. Пожарская. М., 2007. С. 226.

советское руководство осознаёт, что режим Франко невозможно свергнуть насильственным методом. 5 августа 1948 г. Москва окончательно отказывается от вторжения в Испанию, когда на встрече Сталина и лидеров КПИ, «им было однозначно указано, что партизанское движение необходимо сворачивать и искать новую тактику»1. Подобный поворот создал дополнительные предпосылки для дальнейшего развития двухсторонних отношений. Другой важный результат заключается в том, что в ходе этих встреч был наработан определенный переговорный багаж, который и будет использован в дальнейшем. В повестку дня были внесены значимые для двух государств вопросы, требовавшие немедленного разрешения. Одним из таких вопросов оставался обмен военнопленными. Испанское правительство, не добившись прогресса на прямых переговорах с советской стороной, начинает зондаж возможного решения этой проблемы по другим официальным каналам. В 1948 г. испанский представитель в международном Красном Кресте поднимает этот вопрос, обратившись к Советскому Союзу с просьбой обнародовать условия для выдачи пленных испанских солдат.

С начала 50-х гг. испано-советские отношения вступают в совершенно иную фазу. С одной стороны, перемены в Советском Союзе, связанные со смертью И. Сталина в марте 1953 г. и хрущёвской «оттепелью», меняют видение внешней политики в Кремле. С другой стороны, с начала 50-х гг. «Мадриду удалось несколько подправить свой "международный профиль" и выбраться из "политического гетто", в котором он оказался во второй половине 40-х годов»2, не без помощи Советского Союза.

Большинство исследователей сходятся на том, что вышеупомянутые события в СССР коренным образом повлияли на дальнейшее развитие отношений. Однако это не исключает различных подходов в трактовке силы воздействия происходящего на двухсторонние связи. К примеру, исследовательница из университета Мурсии М. М. Гарридо Кабальеро считает, что происходящее в СССР «обозначило этапы "до" и "после" в испано-советских отношениях»3. Дж. Ли Шнейдман, напротив, включает эти события в другой, более крупный этап, который ограничивается 1948-1959 гг. Одновременно автор указывает, что только «к 1953 г. со смертью Сталина и строительством баз США в Испании, Советский Союз оценил реальное положение дел и стал предлагать Мадриду непрямые попытки примирения»4.

Между тем испанское руководство делает ставку на дальнейшее расширение и углубление сотрудничества с США. 26 сентября 1953 г. между Мадридом и Вашингтоном был подписан договор, который сделал возможным строительство и дальнейшую эксплуатацию американских военных баз на территории Испании. Де-факто подписание этого договора окончательно закрепило движение Испании в фарватере политики США.

Таким образом, внутриполитические события в СССР, а также внешнеполитический крен испанской дипломатии в сторону атлантизма, поставили её перед необходимостью правильного балансирования между желанием еще больше интегрироваться с Западом и пришедшим пониманием того, что без стабильных отношений со странами Восточной Европы и, прежде всего, Советским Союзом, страна не могла играть сколько-нибудь значимую роль на европейском континенте.

Во многом по этой причине правительство Испании начинает занимать двойственную позицию по отношению к СССР и его союзникам. Приведем такой пример: «6 июля 1954 года Франко призвал к международному бойкоту коммунистических товаров». А уже «19 июля "New York Times" сообщила, что Испания

1 Сагомонян, А. А. Испанский вопрос в политике СССР в преддверии холодной войны / А.А. Сагомонян // Испанский альманах. Вып. 1. М., 2008. С. 291.

2 Орлов, А. А. Испания в системе военно-политических организаций и союзов Запада: Обретение нового лица / А.А. Орлов. М., 2000. С.43.

3 Garrido Caballero, M.M. Las relaciones entre España y la Union Soviética a travé_s de las Asociaciones de Amistad en el siglo XX. [URL] http://www.tesisenred.net/TDR-1215106-121642.

4 Shneidman, J. Lee. Op. cit. P. 161.

с помощью третьей стороны произвела обмен 300 тысяч тонн испанской стали на 178 тысяч тонн польского угля»1. Спустя три года 5 июля 1957 г. было заключено первое соглашение между I.E.M.E. (Испанским институтом иностранных миссий) и Narodowy Bank Polski. Этими примерами испанская дипломатия впервые столь ярко демонстрировала несоответствие между принятым решением и пропагандистским демаршем по отношению к советской системе.

Схожие процессы происходили в Советском Союзе, где было принято решение удовлетворить ряд требований испанской стороны, которые касались возвращения в Испанию бывших бойцов «Голубой дивизии». В апреле 1954 г. 248 человек вернулись на борту греческого корабля «Семирамида», зафрахтованного французским Красным Крестом. Испанское внешнеполитическое ведомство не располагало точной информацией относительно истинного количества и имён испанцев, насильно удерживаемых в Советском Союзе, а к тому моменту сам «Франко полагал, что вопрос о возвращении испанских военнопленных практически был разрешен»2. Это, впрочем, не помешало советскому руководству сделать еще один жест доброй воли, выслать из страны в сентябре 1956 г. еще 557 человек, причём на этот раз транспортировка испанцев была выполнена советским судном «Крым». В качестве ответного жеста испанские власти приняли решение освободить из тюрем некоторых арестованных коммунистов.

Другой важный шаг советского правительства, направленный на нормализацию отношений с Мадридом — принятие более умеренной позиции по отношению к Испании в ООН. 5 ноября 1950 г. решением Генеральной Ассамблеи была отменена антииспанская резолюция от 12 декабря 1946 г. Немногим позже страна вступила в ЮНЕСКО, ВОЗ и другие подведомственные организации. А уже в 1955 г. советское руководство решило не препятствовать дальнейшему вступлению Испании в ряды ООН.

Советский Союз, однако, не прекратил совершать пропагандистские акции против франкистского режима в стенах организации. Например, ставший известным во всем мире, скандал с ботинком в сентябре 1960 г. на заседании Генеральной Ассамблеи, на которой присутствовал Н. С. Хрущев, произошел как раз после напряженных баталий с представителем Испании. В своих воспоминаниях глава советской делегации дает следующую оценку испано-советским отношениям: «Перед нами сидела испанская делегация. Её глава — немолодой худой седой человек с приличной лысиной и сморщенным лицом, не плоским, а вытянутым вперед. Если бы у нас с Испанией были нормальные отношения, я бы сказал: "ничего, вполне приличный человек". Но у нас тогда отношения были хуже некуда, натянутые, даже враждебные, поэтому сей человек

3

действовал на меня отталкивающе» .

Таким образом, как Советский Союз, так и Испания, своими фактическими действиями демонстрировали несоответствие между истинными намерениями и пропагандистскими выпадами. Поэтому двухсторонние отношения всё чаще строились на системе жестов - контржестов, когда одна из сторон предпринимала определённые действия, в той или иной форме выгодные партнёру, взамен ожидая аналогичных решений

в свою сторону. При этом идеологическое противостояние существовало параллельно, испытывало то спад, то подъём, впоследствии став одним из атрибутов сложившейся системы.

Данная система позволила не только поддерживать на плаву испано-советские отношения на определённом уровне, но и пойти по пути их дальнейшего развития. Испанские архивы свидетельствуют, что, начиная с весны 1956 г., в двухсторонних переговорах впервые участие принимают дипломаты в ранге послов. 11 мая 1956 г.

1 Ibid. P.162.

2 Пожарская, С. П. Указ. соч. С. 224.

3Хрущев, Н. С. Время. Люди. Власть: воспоминания: в 4 т. / Н. С. Хрущев. М., 1999.

состоялась встреча между послом СССР во Франции Виноградовым и его испанским коллегой. Советская сторона выступила со следующими инициативами: во-первых, «авторизовать представителя информационного агентства ТАСС на постоянном праве для работы в Мадриде, в то же время разместить в Москве представителя агентства ЭФЕ», во-вторых, «возможность заключить соглашение с российским министерством культуры для того, чтобы производить гастроли различных испанских артистов по России». Наконец, советские дипломаты выступили за назначение соответствующей испанской делегации, «состоящей из 4-5 человек, которые бы посетили Москву в июне или сентябре... для того, чтобы детально посетить ежегодную сельскохозяйственную выставку»1. Впрочем, не все исследователи согласны с такой точкой зрения, в частности Х. К. Перейра Кастаньярес считает, что только в 1958 г. послы СССР и Испании в Париже, Александрович и граф де Касас Рохас начали первые секретные и пробные переговоры2.

В любом случае, очевидно, что сложившаяся в конце 40-50-х гг. система двусторонних отношений смогла не только внести предсказуемость и даже некоторую стабильность в двухсторонний диалог, но также привлечь в него высокопоставленных дипломатов, которые имели полномочия для принятия важных политических решений. В перспективе это также позволило существенно расширить сферу взаимодействия Испании и Советского Союза, сделать акцент на дальнейшем развитие торгово-экономических и культурных связей.

Формирование прочной основы двусторонних отношений в 60-гг.

С начала 60-х гг. в высшем франкистском руководстве еще сильнее обозначилась необходимость выбора между атлантизмом и европеизмом. На практике эта дилемма проявилась, когда дальнейшее развитие испано-американского сотрудничества, закреплённое в сентябрьском соглашении 1963 г., продлевавшее срок эксплуатации американских баз на территории Испании еще на пять лет, перекликалось с поддержкой «особой позиции» Франции, которая привела в итоге к выходу страны из НАТО. Это происходило на фоне увеличения значимости Испании для Альянса, когда была принята новая концепция гибкого реагирования, которая предполагала создание многосторонних ядерных сил в западноевропейских странах.

Для испанской дипломатии сложившаяся ситуация позволила обрести некую самостоятельность в действиях. «Франко, несмотря на нажим американцев, не прервал дипломатических и торгово-экономических отношений с Гаваной после победы на острове революции, весьма критично отзывался о действиях США во время Карибского кризиса»3. Позднее каудильо поддержал требования Панамы о возвращении канала, резко осудил американское вторжение в Доминиканскую республику и т. п.

Очевидно, что «обретение нового лица» у испанской внешней политики имело положительное влияние и на развитие испано-советских отношений, которые, правда, продолжали характеризоваться напряженностью. В первой половине 1962 г. по многим испанским городам прокатилась волна забастовок. Хотя в организации и исполнении этих акций активное участие принимали различные антифранкистские силы, в том числе члены ИСРП, анархисты и другие, основная ответственность была возложена на членов Коммунистической партии Испании (КПИ). В 1963-1964 гг. официальный Мадрид продолжал делать заявления в том ключе, что не может идти речи о нормальных двухсторонних отношениях, «пока Москва остаётся центром свержения»4 режима.

1 Garrido Caballero, M.M. Las relaciones entre España y la Union Soviética a travé_s de las Asociaciones de Amistad en el siglo XX. [URL] http://www.tesisenred.net/TDR-1215106-121642.

2Pereira Castañares, J. C. España y la U.R.S.S. en una Europa en transformación // Cuadernos de historia contemporánea. 1993. № 15. P. 194.

3 Орлов, А.А. Указ. соч. С. 46.

4 Цит. по: Shneidman J. Lee. Op. cit. Crist und Welt (Stuttgart). 1964, May 15. P.166.

И опять громкие заявления испанского правительства не соответствовали его фактическим намерениям. Мадрид не только не препятствует, но даже поощряет официальные переговоры, на которых впервые обсуждался вопрос о возможном установлении дипломатических отношений.

Отметим, что среди специалистов не существует единства в определении той стороны, которая выступила инициатором этого предложения. Так, второй посол в Мадриде Ю. В. Дубинин считает, что уже с начала 60-х гг. испанская сторона искала возможности наладить отношения с СССР 1. Ему вторит испанская исследовательница М. М. Гарридо Кабальеро, которая, опираясь на документы испанского МИДа, утверждает, что, начиная со смерти Сталина, Советский Союз имел большую заинтересованность в установление испано-советских связей. Дж. Ли Шнейдман лишь констатирует, что «в Париже советский посол Сергей Виноградов встретился с испанским послом Хосе Мария де Ареильса, Графом Мотрико и выразил надежду, что "в этом году (в 1964 - прим. авт.) могут быть основаны дипломатические отношения»2.

Камнем преткновения, не позволившим воплотить данную идею, стала деятельность испанских коммунистов, которые отрицательно отнеслись к идее официального признания режима Франко. КПИ выступала за фактическое сдерживание отношений, а также за «прогрессивное и демократическое» влияние на франкистский режим со стороны Советского Союза. В конечном итоге, все стороны заняли выжидательную позицию, а дальнейшие движение в сторону установления дипломатических отношений между Москвой и Мадридом было «заморожено».

Испанский специалист Л. Суарес Фернандес считает, что между июнем и ноябрём 1964 г. практика секретных встреч между Мадридом и Москвой сменилась на работу официальных делегаций3. В 1964 г. в советском посольстве в Париже было подписано соглашение, которое открывало право для советских судов заходить в территориальные воды и порты Испании, аналогичным правом пользовались испанцы по отношению к советским портам. Значимость этого документа заключается не только в том, что Советский Союз прорвал длительную морскую блокаду и получил желанный выход к Средиземному морю, но также и в том, что между сторонами впервые был подписан официальный документ, ставший прообразом более поздних соглашений. В мае 1966 г. стороны расширили существующие договоренности, что привело к открытию в Мадриде первого учреждения, принадлежащего Советскому Союзу — представительства Министерства морского флота СССР. А уже в феврале 1967 г. стороны обменялись нотами, которые сделали возможным регулярное взаимное обслуживание кораблей двух государств.

Тогда же в середине 60-х гг. происходили «другие разговоры о персональных лицензиях, визах и разрешений на проживание для журналистов, отношений между

- 4

различными специалистами двух стран, представительстве судовых компаний» и т. п. Эти контакты стали мощным импульсом для двустороннего развития отношений в области экономики, культуры и спорта.

Согласно советским статистическим данным, торгово-экономические отношения между Испанией и Советским Союзом зародились в конце 50-х гг. На первых порах они характеризовались нестабильностью и даже хаотичностью. Среди периодичных сделок лидирующее место занимали две категории товаров: алюминий и целлюлоза, доля остальных наименований, таких как тракторы, каменный уголь, крабовые консервы оставалась незначительной.

В начале 60-х гг. двухсторонние торгово-экономические операции продолжали характеризоваться отсутствием системности и предсказуемости. Подтверждением тому служат колебания товарооборота Испании и Советского Союза (табл.1). Однако

1 Дубинин, Ю. В. Амбахадор! Амбахадор! Записки посла в Испании Ю.В. Дубинин. 1999.

2 Shneidman J. Lee Op. cit. P.166.

3 Suares Fernandes L. Franco y la URSS. Madrid.,1987. P. 261.

4 Garrido Caballero, M.M. Las relaciones entre España y la Union Soviética a travé_s de las Asociaciones de Amistad en el siglo XX. [URL] http://www.tesisenred.net/TDR-1215106-121642.

постепенно проявляются некоторые положительные тенденции, свидетельствующие об улучшении торговли. В частности, это выразилось в качественном изменении импортно-экспортных показателей, расширения наименований товаров, увеличение товарного оборота, например, в 1963 г. по отношению к 1962 г. почти в 10 раз, что стало возможным благодаря резкому повышению экспортной доли Советского Союза.

Статистический сборник «Внешняя торговля СССР за 1959-1963 годы» продолжает отдавать лидирующие позиции в советском экспорте в первой половине 60-х гг. целлюлозе. Новыми статьями стали подшипники, цемент, дизельное топливо, некоторые продукты питания. Что касается испанского экспорта в СССР, то в качестве основных товаров здесь можно выделить апельсины и шафран. Однако отметим, большим спросом в Советском Союзе пользовались лимоны, миндаль, коньяк и другие сельскохозяйственные продукты. Из промышленных товаров лидирующие позиции занимали медь и штапельное волокно.

Таблица 1

Динамика товарооборота Испании и СССР в 1958-1963 гг. (млн руб.)1

1958 1959 1960 1961 1962 1963

Оборот 9,5 7,1 13,6 3,6 1,4 14,6

Экспорт СССР 5,0 2,6 3,0 1,7 0,5 13,4

Импорт СССР 4,5 4,5 10,6 1,9 0,9 1.2

В годы, когда испано-советские торговые отношения развивались без должной государственной поддержки, особое значение получили бартерные сделки. К примеру, лидирующие позиции такого товара как апельсины на советском рынке можно связать с деятельностью специализированной фирмы «Продаг», которая в обмен на апельсины получала из СССР необходимые для Испании товары.

Во второй половине 60-х гг. товарный оборот (табл. 2) значительно возрастает по сравнению с предыдущим периодом. Однако продолжающиеся колебания этого показателя свидетельствовали о недостаточной развитости отношений. Положительной тенденцией стало фиксированное преобладание советского экспорта над импортом, правда, и здесь скачкообразное развитие было обычным делом.

Таблица 2

Динамика товарооборота Испании и СССР в 1965-1971 гг. (млн руб.)2

1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971

Оборот 20,2 11,5 17,3 30,7 25,4 13,2 19,0

Экспорт СССР 18,2 5,6 14,0 18,4 22,0 7,5 10,0

Импорт СССР 2,0 5,9 3,3 12,3 3,4 5,7 9,0

Положительное сальдо советского экспорта было обусловлено постепенным введением в двухстороннюю торговлю нефти, которая стала основополагающим товаром на долгие годы вперед. Вот только некоторые цифры: в 1966 гг. из Советского Союза было поставлено 163,6 тыс. тонн нефти на сумму 1,64 млн рублей, а уже с 1967 г. показатель вырос до 457 тыс. тонн и 6,34 млн рублей. Помимо нефти наибольшим спросом в Испании пользовались поставки заготовок для проката, пиломатериалы, некоторые машины, например, экскаваторы, бульдозеры, станки, а также продовольственные товары.

Испанский экспорт, напротив, продолжал развиваться не за счёт введения новых групп товаров, а прежде всего с помощью увеличения объёмов поставок уже существующих. На практике это выразилось в дальнейшем увеличении ввоза в СССР сельскохозяйственных продуктов. К имевшимся цитрусовым, миндалю добавились оливковое масло, бананы, рис, какао и др.

1 Внешняя торговля СССР за 1959-1963 годы: стат. обзор. М., 1965.

2 Внешняя торговля СССР за 1965-1971 годы: стат. обзор. М., 1971.

Таким образом, на протяжении конца 50-60-х гг. торгово-экономические отношения во многом зависели от уровня внешнеполитического диалога двух государств, сохраняя такие черты как бессистемность, непредсказуемость, а также отсутствие поступательного развития. При этом важно отметить, что в силу некоторых обстоятельств, таких как фиксированное положительное сальдо и постоянное увеличение наименований товаров советского экспорта, Москва получала львиную долю выгоды в торговле с Мадридом.

Другим важным аспектом двухстороннего сотрудничества стали контакты в сфере культуры, науки и спорта. Двухсторонние переговоры и здесь открыли абсолютно новые, благодатные почвы для сближения двух государств.

Как нам представляется, именно в этой сфере с наибольшей силой ощущалось влияние идеологического противостояния двух режимов. Однако не все исследователи согласны с такой точкой зрения, например, М. М. Гарридо Кабальеро считает, что, начиная с ранних попыток развить культурные отношения, проблемы заключались, скорее, не в политических условиях, а в нехватке предпринимательского интереса к артистической продукции из Советского Союза1. Следующим значимым препятствием для развития контактов в сфере культуры стали административные преграды. В частности, процесс получения въездных документов ввиду отсутствия консульства или посольства должен был происходить в третьих странах, что значительно увеличивало сроки и усложняло процедуру их получения.

Поэтому двухсторонних испано-советских контактов было не так много. В своей работе Дж. Ли Шнейдман перечисляет некоторые из них. «В течение 1966 года испанские гитаристы Ильз и Николас Альфонсо гастролировали по России», одновременно «балет Моисеева гастролировал по Испании» . Помимо балета большой популярностью в Испании пользовалось советское кино.

Середина 60-х гг. была отмечена научными контактами. 10-15 октября 1966 г. советские специалисты по космосу приняли участие в научной конференции, которая прошла в Мадриде3. Годом ранее в сентябре 1965 г. испанские историки получили возможность посетить Москву. Первоначально все они были участниками научного симпозиума в Вене, откуда «Интуристом» был организован их краткосрочный визит в советскую столицу. Специально для них были проведены дискуссии на философском факультете МГУ, в которых они приняли активное участие4.

Наконец, именно в 60 - х гг. участились спортивные мероприятия между представителями двух стран. Открыл десятилетие запрет Ф. Франко на проведение футбольного матча между сборными, который произошёл в мае 1960 г., что, кстати, вызвало логичные негодования испанских болельщиков. Спустя четыре года 21 июня 1964 г. каудильо не только позволил провести матч, но даже почтил стадион своим присутствием, что в случае проигрыша сборной Испании обязало бы его вручить приз капитану советской команды.

Последний пример еще раз демонстрирует, что рассматриваемая сфера двустороннего взаимодействия, в силу специфики, притягивающая большое количество зрителей или наблюдателей, испытывала наибольшее влияние со стороны идеологической конъюнктуры, а поэтому развивалась гораздо менее заметно.

Испания и СССР на пути установления дипломатических отношений

Авторы коллективной монографии «Испания: траектория модернизация на исходе двадцатого века» считают, что 1969-1970 гг. можно назвать поворотными в

1 Garrido Caballero, M.M. Las relaciones entre España y la Union Soviética a través de las Asociaciones de Amistad en el siglo XX. [URL] http://www.tesisenred.net/TDR-1215106-121642.

2 Shneidman, J. Lee Op. cit. P. 167.

3 Там же.

4 Serer, R. C. España ante la libertad, la democracia, y el progreso. Madrid, 1981. P.51.

1

развитии отношений между двумя странами . Пришедшая на европейский континент разрядка сделала возможными тесные связи Испании, как с США, так и с противоположным полюсом - СССР. Новый министр иностранных дел Испании Г. Лопес Браво, с одной стороны, придал новый импульс испано-американским отношениям, инициировав продолжение переговоров по вопросу пролонгирования срока эксплуатации американских военных баз, результатом чего стало заключение с Вашингтоном 6 августа 1970 г. Договора о дружбе и сотрудничестве; с другой стороны, выступал за дальнейшееразвития отношений с Восточной Европой и Советским Союзом. Причём испанское руководство во время подготовки договора довольно успешно использовало Москву в качестве нажима на американскую администрацию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начало десятилетия открыло новый этап в двустороннем взаимодействии на различных международных форумах. К примеру, Испания, приняв весьма активное участие в работе по подготовке Заключительного акта СБСЕ, внесла большое количество поправок и предложений, которые были приняты, в том числе с помощью согласования различных вопросов с делегацией СССР. На протяжении 1973-1975 гг. между дипломатами происходили постоянные контакты, что дало возможность государствам обсудить не только общеевропейские дела, но и различные вопросы двухстороннего взаимодействия.

Другим важным форумом, где активно сотрудничали Москва и Мадрид, стала Организации Объединенных Наций. Сторонам удалось избавиться от былой напряженности и настроиться на конструктивный диалог. Дополнительные возможности открылись в 1969-1970 гг., когда Испания впервые была выбрана членом Совета Безопасности. 24 января 1969 г. двум делегациям удалось согласовать с остальными странами включение русского и испанского в число рабочих языков ООН. Кроме того, начиная с 1970 г., на ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи стали организовываться постоянные двухсторонние контакты на уровне министров иностранных дел.

В 1970 г. произошло открытие корреспондентских пунктов ТАСС в Мадриде и ЭФЕ в Москве. Как указывает журналист А. Красиков, «до этого наше агентство уже пыталось однажды получить согласие испанцев на аккредитацию своего корреспондента в Мадриде, но натолкнулось на отказ, против допуска советского журналиста возражал генерал Франко»2. И на этот раз каудильо сообщил, что не видит основания решать вопрос в положительном ключе, но когда министр иностранных дел заявил, что Испания сама в этом сильно заинтересована, согласие правителя было получено.

Следующим важным показателем уровня развития двусторонних отношений в конце 60-х - начале 70-х гг. является развитие дальнейших отношений в сфере транспорта. Уже в 1969 г. была подписана договорённость об открытии в Мадриде представительства судоходной компании Черноморского морского пароходства, которое обслуживало большинство пассажирских транспортировок между странами. Весной 1971 г. Испания и Советский Союз объявили об установлении между двумя столицами постоянного воздушного сообщения.

В декабре 1969 г. испанский министр иностранных дел Г. Лопес Браво посетил Москву, где встретился с высшим советским руководством. Это был первый визит такого уровня. Значительное внимание стороны уделили двухсторонней торговле, в этой связи состоялась встреча дипломата с министром внешней торговли СССР. Испанский историк Х. К. Перейра Кастаньярес считает, что «эта "остполитика" испанского министра привела к подписанию 15 сентября 1972 года Торгового соглашения»3.

1 Испания: траектория модернизации на исходе двадцатого века. М., 2006. С. 443.

2 Красиков, А. Испанский репортаж / А. Красиков. М., 1981. С. 15-16.

3 Pereira Castañares J. C. Op. cit. P. 195.

Автор настоящей статьи считает, что к моменту подписания документа, основная цель Испании заключалась в выравнивании торгово-экономических показателей по отношению к СССР, в то время как Советский Союз больше был заинтересован в открытии торгового представительства на территории страны. Именно поэтому подписанное соглашение носило компромиссный характер, о чём достоверно свидетельствует его содержание.

Итак, согласно ст. 1 Торгового соглашения, стороны договорились, чтобы товарооборот носил «по возможности, постоянный и регулярный характер и осуществлялся в гармоничной форме и на разумно сбалансированной основе с тем, чтобы в наиболее полной мере были использованы возможности, вытекающие из прогресса экономики их стран». Для этого по отношению к другой стороне действовал наиболее благоприятный режим в деле взимания таможенных пошлин, сборов и налогов на импорт и экспорт. Ст. 13 оговаривала правила работы смешанной комиссии, которая должна была поочередно собираться то в Москве, то в Мадриде. Основные задачи этой комиссии заключались в проверке хода выполнения подписанного соглашения, а также в разработке необходимых рекомендаций и мер, направленных на дальнейшее развитие двустороннего товарооборота.

В дополнение к торговому соглашению был подписан протокол, который учредил торговые представительства в двух столицах. Ст. 5 этого документа определила функции Торговых Делегаций таким образом: «а) содействовать и способствовать развитию торговых и экономических отношений между Испанией и СССР; б) представлять торговые и экономические интересы направляющей стороны». Ст. 8 определяла механизм работы членов Торговой Делегации, которые могли «сноситься с властями страны, компетентными в области внешней торговли, а также с физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в этой сфере». В состав членов делегации могло входить до двенадцати человек (ст. 2), также за ними оставалось право нанимать на работу граждан страны пребывания (ст. 3).

Практическое выполнение двухсторонних соглашений произошло в рекордно короткие сроки. 28 февраля 1973 г. после прохождения процедуры ратификации соглашение вступило в законную силу. А уже с осени 1973 г. начали функционировать Торговые делегации в Москве и Мадриде, а затем и смешанная советско-испанская комиссия.

Появление правовой базы разделило два этапа в двухсторонних торгово-экономических отношениях. Подтверждением тому служит увеличение большинства макроэкономических показателей. Табл. 3 показывает рост товарооборота в 3,7 раз в 1974 г. по отношению к 1973 г. Такой результат стал возможен благодаря увеличению доли советского экспорта. Совокупность этих показателей достоверно определяет тот временной промежуток, когда двухсторонние договорные механизмы, предусмотренные Торговым соглашением, заработали полным ходом.

Таблица 3

Динамика товарооборота Советского Союза и Испании в 1972-1976 гг. (млн руб.)1

1972

1973

1974

1975

1976

Оборот Экспорт СССР Импорт СССР

43.8

20.9 22.9

40,6 30,0 10,6

149,4 122,0 27,4

189,1 143,6 45.5

226,0 164,7 61,3

В приложении к торговому соглашению в списке «А» был указан перечень товаров для экспорта из СССР в Испанию: товары промышленного производства (оборудование, машины, станки, прессы и т. д.). Из продуктов сельского хозяйства лидирующие позиции продолжали занимать поставки крабовых консервов, водки и т. д.

1 Внешняя торговля СССР: стат. сб. М., 1973-1978.

В списке «Б», отобразившем испанский экспорт, лидирующие позиции были отданы сельскохозяйственной продукции, а также товарам легкой промышленности. Испанский экспорт продолжал увеличивать поставки цитрусовых, оливкового масла и т. д. Новые позиции стали занимать вина, коньячный спирт и обувь.

Таким образом, после создания 15 сентября 1972 г. прочной базы в сфере торговли первоочередная задача, стоявшая перед Испанией, — выровнять торгово-экономические показатели не была выполнена, в то время как Советский Союз своей цели достиг. С этого момента Москва значительно опережала Мадрид в двусторонних торговых отношениях.

В конце 1973 г. представитель испанского МИДа в ходе неофициальной встречи с советскими коллегами выступил за расширение функций торгпредства до уровня консульства. Уже в апреле 1974 г. состоялась официальная беседа торгпреда Испании Э. Ибаньеса-и-Гарсиа де Веласко с заместителем министра иностранных дел Советского Союза И. Н. Земсковым, на которой было принято решение командировать высокопоставленных дипломатов для курирования этого вопроса. Окончательно решение было принято летом 1974 г., когда впервые начали свою деятельность консульства в двух столицах.

В свете последних событий в рамках испано-советского диалога, а также произошедшего 10 января 1973 г. обоюдного признания Испании и ГДР, всем стало очевидно, что следующим шагом должно было произойти установление полноценных дипломатических отношений. Однако почему странам потребовалось еще три года, чтобы решиться на такой шаг? Как нам представляется, основная причина заключалась в том, что во франкистской Испании, несмотря на несомненную заинтересованность в дальнейшем развитии связей, в правящей элите, также как и во всём обществе, не было единства относительно целесообразности этого шага. Испания разделилась во мнении. По одну сторону «баррикады» стояли промышленные и торговые круги, которые были заинтересованы в развитии уже имевшихся рынков сбыта за счет Советского Союза. По другую — та часть окружения Ф.Франко, которая ожидала увеличения роли реакционной КПИ и поэтому считала такую инициативу неприемлемой. Следовательно, в самый ответственный момент решение об очередном замораживании отношений было принято именно испанской стороной.

Кроме того, в середине 70-х гг. у двух правительств обозначились расхождения по некоторым важным международным вопросам, которые в перспективе могли привести к осложнению двусторонних отношений. Приведем такой сюжет, указанный в кандидатской диссертации Е. А. Грозной1. Как известно, политика Кремля была направлена на дальнейшую деколонизацию стран Африки, где у Испании находись последние крупные колониальные владения на спорной с Марокко территории Западной Сахары. На встрече в Москве «испанский представитель заявил, что его правительство внимательно следит за развитием советско-марокканских отношений и выражает надежду на то, что Советский Союз окажет умиротворяющее влияние на марокканскую внешнюю политику, приобретающую все более антииспанскую направленность»2. Затем испанец подчеркнул, что его страна уже сделала ряд дружеских жестов в сторону Советского Союза3. Далее конкретизировалось: страна предоставила советским судам базу на Канарских островах, сделала всё возможное для развития двусторонней торговли, культурных и научных связей, способствовала развитию туризма и т. д. По его мнению, советское правительство воздержалось от ответных жестов. В дальнейшем, Москва согласилась с доводами испанских коллег, предоставив через Совет Безопасности ООН право на самоопределение народу Западной Сахары. Такое решение СССР было воспринято с пониманием и даже с

1 Грозная, Е. А. Политика Советского Союза в отношении Испании в 1963-1991 гг.: Дис. ... к.и.н. Екатеринбург, 2004. С. 71.

2 Там же.

3 АВП СССР. Ф. 97. Оп. 47. Д.1. Папка 18. С.1 Цит. по: Грозная? Е.А. Указ. соч. С. 69.

благодарностью, поскольку его принятие исключило дальнейшую эскалацию конфликта. В дополнение Кремль поддержал кандидатуру Мадрида в качестве штаб-квартиры Всемирной туристической организации.

Таким образом, к середине 70-х гг. сложившаяся система «жест - контржест» доказала свою состоятельность в сглаживании возможных противоречий и в нейтрализации уже сложившихся конфликтных ситуаций.

Казалось, что со смертью Ф. Франко 20 ноября 1975 г., исчезнет последнее препятствие на пути желанного восстановления отношений, однако и на этот раз этого не произошло, поскольку позиции ортодоксальных франкистов, так называемого «бункера», были сильны. Испании предстояло пройти процесс демократического перехода, в ходе которого было необходимо «сломать основополагающую идею франкизма - антикоммунизм, как на внутреннем уровне, легализуя в апреле 1977 года КПИ, так и на международном уровне, начиная с признания и восстановления отношений с СССР»1.

Другой важный фактор заключался в необходимости смены политической элиты, свободной от пут франкизма. Лишь только после ухода в отставку убежденного франкиста К. Ариаса Наварро вновь сформированному правительству во главе с А. Суаресом удалось инициировать в начале 1977 г. проведение официальных переговоров, итогом которых стал обмен нотами от 9 февраля 1977 г., положивший начало восстановлению полноценных дипломатических отношений.

Установлением двухсторонних связей Москвы и Мадрида закончился один этап советско-испанских отношений и начался следующий, который будет развиваться совсем по другому сценарию, но во многом благодаря тем достижениям, который были сделаны в период официального непризнания.

Очевидно, что с самого начала зарождения отношений, Советский Союз выступал инициатором большинства мероприятий. Москва мыслила глобальными геополитическими категориями в условиях холодной войны. Основополагающими стали задачи оттеснения вооруженных сил США с территории Испании, а также выход к Средиземному морю. Что касается торгово-экономического взаимодействия, то отметим, что, несмотря на заинтересованность всех сторон в дальнейшем развитии этой сферы, СССР был больше заинтересован в Испании, чем она в Советском Союзе. Причем подписание Торгового соглашения не только не изменило, но и усилило эту тенденцию.

Интенсификация контактов в сфере экономики, а также культуры и науки стала одним из ключевых факторов, повлиявших на ускорение процесса установления дипломатических отношений. Однако чтобы добраться до него, Испании и СССР было необходимо преодолеть идеологические разногласия, которые и сковывали двусторонние внешнеполитические отношения. Сформировавшаяся система "жест -контржест" позволила поддерживать двусторонние отношения на протяжении многих лет, однако и её оказалось недостаточно. Лишь только после смерти диктатора и ревизии франкистского режима, а также прохождения всех организационных этапов дипломатические отношения были восстановлены.

© Д. А. Чечкин, 2009

Чечкин Дмитрий Александрович — студент исторического Дата поступления факультета статьи

Уральского государственного университета им. А. М. Горького в редакцию:

23.12.2009 г.

1 Реге1га СавйпагеБ 1 С. Ор. 01!. Р. 196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.