Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГ В ТУРИЗМЕ'

ФРАНЧАЙЗИНГ В ТУРИЗМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
франчайзинг / туризм / франшиза / franchising / tourism / franchise

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жемуляева Анна, Панченко Ольга Львовна

В статье представлены основные направления сотрудничества крупного бизнеса с малым и средним предпринимательством на право действовать от имени франчайзера в туристической отрасли экономики. Раскрыт потенциал франчайзинга как средства развития туризма в современном мире. Обозначены сложности и пути применения франчайзинговых инструментов в российской практике туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING IN TOURISM

The article presents the main areas of cooperation between large business and small and medium-sized businesses for the right to act on behalf of the franchisor in the tourism industry. The potential of franchising as a means of developing tourism in the modern world is revealed. The difficulties and ways of using franchising instruments in Russian tourism practice are outlined.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГ В ТУРИЗМЕ»

УДК 327

ФРАНЧАЙЗИНГ В ТУРИЗМЕ

А.А. Жемуляева, О.Л. Панченко

karenina. 5 @mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В статье представлены основные направления сотрудничества крупного бизнеса с малым и средним предпринимательством на право действовать от имени франчайзера в туристической отрасли экономики. Раскрыт потенциал франчайзинга как средства развития туризма в современном мире. Обозначены сложности и пути применения франчайзинго-вых инструментов в российской практике туризма.

Ключевые слова: франчайзинг, туризм, франшиза.

Для цитирования: Жемуляева А.А., Панченко О.Л. Франчайзинг в туризме. Казанский вестник молодых учёных. 2020;4(5 ):115—120.

Введение. Трансформационные процессы, которые происходили в России на рубеже третьего тысячелетия и сопровождались переходом от плановой экономики с жестким директивным управлением к экономике рыночной, построению демократических основ, позволили научной общественности и рядовым обывателям понять, что успешное развитие бизнеса может быть построено не только на собственных предпринимательских идеях и представлениях, но и с использованием уже раскрученного бренда. Одним из наиболее оптимальных инструментов подобного формата взаимодействия является франчайзинг.

Обзор литературы. Франчайзинг как инструмент современного рынка рассматривается в статьях М.А. Борисовой, Н.С. Удальцовой [1; 10]. Специфика франчайзинга в России изучена авторами Д.С. Камолкиным, А.А. Устюжаниным [5; 11]. Франчайзинг в туризме исследован в статьях А.В. Соловьянчик, А.А. Силаевой и Е.Е. Коноваловой [8; 9].

Методы. Исследование проведено на основании комплекса методов, в основе которых лежит системный подход. Основной метод исследования -аналитический: авторами осуществлён теоретический анализ исследуемого понятия. Использованы методы теоретического проектирования и прогнозирования. На основе проведённого анализа составлен прогноз возможностей развития франчайзинга в российской практике туристической индустрии.

Результаты и обсуждения. Под франчайзингом следует понимать определённый инструмент бизнеса, который показал свою эффективность, поскольку синтезирует в себе обоюдный интерес для обладателя торговой

марки (получение доступа к капиталу инвестора на льготных условиях), а также начинающего бизнесмена (получение доступа к раскрученному бренду и отработанным логистическим цепочкам продаж).

Франчайзинг основывается на использовании франшизы, которую авторы А.А. Силаева и Е.Е. Коновалова определяют как готовую бизнес-модель, продаваемую франчайзи со стороны франчайзера. Она может включать в себя разнообразные компоненты, которые дают реальные механизмы полноценного использования франшизы в предпринимательской деятельности для получения прибыли [6, с. 79].

В указанном контексте приведем основные составляющие франчайзинга, которые выделяет в своей статье Д.О. Грехова:

- обязательное наличие договорных отношений, при которых есть две стороны - франчайзи (получатель франшизы) и франчайзер (владелец франшизы);

- владелец франшизы предоставляет получателю франшизы фирменное название, возможность развивать бренд, коммерческую информацию о деятельности фирмы, а также методы продаж, стилистическое оформление и т.д. [2, с. 587].

Франчайзинг является относительно новым явлением в России, которое стало активно развиваться на рубеже ХХ и XXI столетий. На данный момент предпринимательское сообщество нашей страны прекрасно понимает, что франшиза представляет собой безопасную и эффективную модель бизнес-стратегии, которая позволяет пропустить этап запуска и раскручивания бренда за счёт использования уже готовой и известной марки товара и предоставляемой услуги [3, с. 22].

Указанный факт в полной мере относится к туристической отрасли страны, поскольку именно туризм представляет широкий круг направлений взаимодействия и активно развивался до пандемии коронавируса. Новые реалии международных экономических отношений 2020 года показали, что указанная форма ведения бизнеса является достаточно рискованной, если не оказывается помощь и консультация со стороны проверенных туристических фирм (туроператоров), опытных игроков туристической отрасли. В непростое время закрытых границ и самоизоляции раскручивать собственный туристический бренд является нерациональным ходом и достаточно рискованным действием. Использование франшизы в этом случае представляется оптимальной стратегией действий. При этом не следует руководствоваться шаблонными действиями, поскольку к каждому франчайзи нужно найти индивидуальный подход и подсказать эффективные способы увеличения продаж.

По мнению В. И. Кузнецова и Н.А. Землянской, франчайзинг как способ управления собственным бизнесом представляет для франчайзи определённые преимущества. Они проявляются в виде узнаваемого бренда, опыта компании в туристической отрасли (в том числе и в период кризиса), поддержки в виде рекламного продвижения (в том числе в социальных сетях, мессенджерах и иных каналах виртуального взаимодействия с потенциальными клиентами туристической фирмы), организации «горячей линии» и т.д. Покупая франшизу, предпри-

ниматель получает готовое дело, которое может развивать при активной консультативной поддержке со стороны франчайзера [6, а 180].

Франчайзинг в туризме имеет определённую специфику, которая проявляется в следующем:

- получая доступ к франшизе по организации собственного туристического бизнеса, франчайзи получает раскрученный бренд и наработанную базу клиентов;

- формируется единое информационное пространство, где взаимодействуют франчайзер и франчайзи, происходят консультации об особенностях туристической отрасли, работе с клиентами, их возражениями и т.д.;

- проводится согласованная и консолидированная ценовая политика, согласовываются рекламные компании;

- происходит обучение персонала основам продаж и работе с клиентами с привлечением бизнес-тренеров и преподавателей по страноведению (в рамках данного направления взаимодействия отрабатываются техники продаж, даются основные факты о зарубежных странах по наиболее популярным у российских туристов направлениям, а также рассказывается о ведении документооборота и т.д.);

- предоставляется доступ к Интернет-ресурсам франчайзера с поисковой системой. На сайте также размещается информация о новом владельце франшизы для привлечения клиентов из разных населённых пунктов страны;

- происходит обучение основам взаимодействия с российскими туристами за рубежом, рассказывается специфика законодательства зарубежных стран, работа посольств и консульств. Многие туристические операторы имеют собственных гидов, аниматоров в отелях, переводчиков, услугами которых могут пользоваться клиенты и владельцы франшизы;

- даётся доступ к многоканальному центру поддержки клиентов, где можно получить всю необходимую информацию о стране, отеле размещения, условиях проживания, перелёта, визе и т.д.;

- можно получить юридическую поддержку в случае конфликтной ситуации с местными органами власти, полицией и т.п.;

- существует возможность обратиться к корпоративному дизайнера, чтобы сделать заказ сувенирной продукции с логотипом фирмы, рекламных буклетов в единой стилистике бренда и т.д.

Определённым плюсом франшизы в сфере туризма является возможность для сетевой точки быть единственным представителем бренда на определённой территории (например, небольшого города), где, согласно условиям договора, будет только одно туристического агентство определённого бренда. Если же развивать собственное туристическое агентство присутствуют риски появления представителя крупного сетевого конкурента, с которым можно проиграть конкурентную борьбу и прекратить свою туристическую деятельность [4, ^ 87].

Помимо обозначенных достоинств, франчайзинг в туризме имеет определённые недостатки, основными из которых являются следующие:

- достаточно медленное развитие информационных сетей из-за отсут-

ствия помещений с высокоскоростным Интернетом, что может способствовать снижению доли продаж;

- отсутствие поддержки со стороны франчайзера франчайзи в аспекте офисного управления;

- не всегда прозрачная и системная работа с франчайзи, когда определённые «подводные камни» не рассказываются франчайзером при заключении договора, а затем проявляются в практической деятельности;

- большие материальные вложения при ремонте и открытии офиса продаж;

- нередкий отказ от работы с начинающими предпринимателями без опыта успешной коммерческой деятельности;

- высокие требования к корпоративным требованиям, исполнению стандартов франчайзера, несоблюдение которых чревато высокими неустойками и штрафами. Определённая опасность заключается в том, что франчайзи в первые месяцы работы достаточно сложно соблюдать все стандарты и нормы, поэтому штрафы начисляют достаточно регулярно;

- потеря качества в сфере предоставления услуг туроператора из-за недостаточного контроля над деятельностью франчайзи, снижение качества корпоративной работы с клиентами;

- низкая финансовая рентабельность определённых офисов продаж из-за невысокой проходимости, низкой квалификации персонала и т.д. [7, с. 28].

Отчасти подобное положение дел обусловлено статусом туристического агентства, который в юридической плоскости независим от франчайзера. Указанное обстоятельство позволяет вести франчайзи относительно свободную политику, а франчайзинговые сети достаточно аморфно адаптируются к новым условиям рынка, что особенно чётко показали события 2020 года. В указанном аспекте структурированным компаниям по типу международных корпораций адаптироваться к новым условиям проще, чем сети разрозненных франшиз.

Наряду с перечисленными, от себя можем добавить ещё одно специфическое свойство российских туркомпаний: отсутствие доверия как ресурса между потенциальными партнёрами. Это довольно распространённое явление, и оно значительно снижает потенциал развития франчайзинга в России.

Выводы. Новые реалии показывают, что основными методами эффективного развития франчайзинга является индивидуальный подход к фран-чайзи и полная клиентоориентированность обладателей франшиз. Условия успешной конкурентной борьбы на рынке даже в условиях пандемии остаются классическими - знание и учёт потребительских предпочтений, умение грамотно реагировать на изменения рынка, мониторинг спроса на новые направления туристического траффика, возможность гибкого подхода в ценовой политике (рассрочка оплаты тура, возможность взять туристическую путевку в кредит) и т.д. Дополнительно можно снизить издержки при организации работы в режиме онлайн, т.е. дистанционное оказание услуг потенциальным клиентам.

Таким образом, развитие франчайзинга в туризме в России является достаточно перспективной отраслью, даже с учётом неблагоприятных тенден-

ций, который проявились в период пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году. После стабилизации мировой экономики произойдет оживление спроса на услуги туристических форм, что приведёт к покупке новых франшиз и возрастанию конкуренции в этой сфере. Указанное обстоятельство сделает возможным для клиента получить нужный ему тур по привлекательной цене, а владельцу франшизы - дополнительную прибыль.

Литература

1. Борисова М. А. Франчайзинг // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2011. №12-1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/franchayzing (дата обращения: 19.10.2020).

2. Грехова Д. О. Теоретические аспекты формирования франчайзинга в туризме // Аллея науки. 2017. № 16. С. 586-591.

3. Егорова Е. Н. Франчайзинг как метод управления предприятиями индустрии туризма // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. № 2. С. 19-23.

4. Егорова Е. Н., Лантух Е. О. Франчайзинг в российском туризме: особенности функционирования и направления развития // Курорты. Сервис. Туризм. 2014. № 1. С. 87-92.

5. Камолкин Д. С. Франчайзинг в России // Наука и образование сегодня. 2019. №6-1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/franchayzing-v-rossii-2 (дата обращения: 19.09.2020).

6. Кузнецов В. И., Землянская Н. А. Франчайзинг как механизм формирования стратегии развития туризма в современной России // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 2. С. 180-185.

7. Ползикова Е. В., Коренева М. В., Котлярова М. А. Применение франчайзинга как действенного способа организации деятельности в сфере туризма // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. № 3. С. 27-29.

8. Силаева А. А., Коновалова Е. Е. Развитие франчайзинга в сфере туризма // Сервис в России и за рубежом. 2013. №7. С. 79-89.

9. Соловьянчик А. В. Развитие франчайзинговых отношений в рамках туристической индустрии // БИ. 2015. №9 (452). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-franchayzingovyh-otnosheniy-v-ramkah-turisticheskoy-industrii (дата обращения: 10.10.2020).

10. Удальцова Н. С. Эволюция франчайзинга // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. №5-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-franchayzinga (дата обращения: 2.10.2020).

11. Устюжанин А. А. Франчайзинг в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/franchayzing-v-rossii (дата обращения: 19.09.2020).

12. Khairutdinov R.R., Mukhametzyanova F.G., Yarullina A.S., Karimova L.K., Antropova T.G., Golland O.N. Comparative perspectives on innovative development of russian economy: influence of sustainable factors? // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Т. 21. № 3. P. 38-45.

Политические науки FRANCHISING IN TOURISM A.A. Zhemulyaeva, O.L. Panchenko

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract. The article presents the main areas of cooperation between large business and small and medium-sized businesses for the right to act on behalf of the franchisor in the tourism industry. The potential of franchising as a means of developing tourism in the modern world is revealed. The difficulties and ways of using franchising instruments in Russian tourism practice are outlined.

Keywords: franchising, tourism, franchise.

Авторы публикации

Жемуляева Анна, магистрант 2 курса Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: karenina.5@mail.ru

Панченко Ольга Львовна, канд. соц. наук, доцент кафедры всемирного культурного наследия Казанского (Приволжского) федерального университета. E-mail: kadri@bk.ru

Authors oa the publication

Anna Zhemulyaeva, 2nd year master's student of the Institute of international relations of the Kazan Federal University. E-mail: karenina. 5 @mail.ru

Olga L. Panchenko, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of world cultural heritage of Kazan Federal University. E-mail: kadri@bk.ru

Дата поступления: 14.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.