Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ СЕТИ КАК ФОРМА РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ СЕТИ КАК ФОРМА РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
франчайзинг / туризм / франшиза / franchising / tourism / franchise

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жемуляева Анна Андреевна

В статье изучаются франчайзинговые сети в туристической отрасли России. Приведены различные определения понятия, дан их сравнительный анализ. Проанализирован опыт развития франчайзинга за рубежом. Выделены положительные аспекты и барьеры. Автором сделан вывод о том, что за последние три десятилетия указанная сфера не получила должного развития в стране по сравнению с другими государствами мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING NETWORKS AS A FORM OF WORK FOR TRAVEL ENTERPRISES

The article examines franchise networks in the tourism industry in Russia. The main emphasis of the author is made on the fact that over the past three decades this area has not received proper development in the country in comparison with other states of the world.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ СЕТИ КАК ФОРМА РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Научная статья УДК 327

Политические науки

ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ СЕТИ КАК ФОРМА РАБОТЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А.А. Жемуляева

karenina.5@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В статье изучаются франчайзинговые сети в туристической отрасли России. Приведены различные определения понятия, дан их сравнительный анализ. Проанализирован опыт развития франчайзинга за рубежом. Выделены положительные аспекты и барьеры. Автором сделан вывод о том, что за последние три десятилетия указанная сфера не получила должного развития в стране по сравнению с другими государствами мира.

Ключевые слова: франчайзинг, туризм, франшиза

Для цитирования: Жемуляева А.А. Франчайзинговые сети как форма работы туристических предприятий // Казанский вестник молодых учёных. 2021. Т. 5. № 5. С. 73-76.

Введение. Во второй половине ХХ века стала отчетливо проявляться тенденция глобализации мировых процессов, которая накладывает свой отпечаток на все сферы общественной жизни. Проявления глобальных процессов можно наблюдать в политике, социальной сфере, культуре, экономике, а также в экономике туризма. Усиление финансово-экономических отношений в мире способствовало появлению крупных игроков на мировом рынке, которые постепенно стали диктовать свои условия. Туристический рынок в указанном аспекте также подвергся воздействию гло-бализационных процессов, поскольку в рамках его функционирования оформились, как крупные игроки в отрасли, так и мелкие, а также средние предприятия. Закономерным итогом рассматриваемого процесса стали серьезные риски низкой рентабельности при открытии собственного туристического бизнеса, туристического предприятия. В этой связи многие начинающие и опытные предприниматели обращаются к опыту использования франшизы, поскольку именно франчайзин-говые сети как форма работы туристических предприятий представляются наиболее рациональными и востребованными в отечественной туристической отрасли.

Основные результаты. Под франчайзингом следует понимать определенный инструмент бизнеса, который показал свою эффективность, поскольку синтезирует в себе обоюдный интерес для обладателя торговой марки (получение доступа к капиталу инвестора на льготных условиях), а также начинающего бизнесмена (получение доступа к раскрученному бренду и отработанным логистическим цепочкам продаж) [1, с. 180].

В. М. Кицис и И. М. Калабкина отмечают высокие риски открытия собственного бренда в индустрии туризма. Указанные авторы пишут о том, что в современных непростых условиях деятельности туристической отрасли, которая существенно пострадала от ограничительных мер из-за пандемии ко-ронавируса, снижение рисков может быть достигнуто за счет создания туристических предприятий, которые будут объединены в рамках сети франчайзинга. Указанная форма работы, которая связана с аккумулированием денежных средств, профессионалов в области туризма, а также использования известного бренда, представляется наиболее востребованной и доказавшей состоятельность за долгое время ее использования, как в нашей стране, так и за ее пределами [2, с. 46-47].

Франчайзинг в туристической отрасли основывается на использовании франшизы, которую А. А. Силаева и Е. Е. Коновалова определяют как готовую бизнес-модель, продаваему франчайзи со стороны франчайзера в отношении индустрии отдыха и развлечений, путешествий и т.д. Она может включать в себя разнообразные компоненты, которые дают реальные механизмы полноценного использования франшизы в предпринимательской деятельности для получения прибыли [3, с. 79].

Казанский вестник молодых ученых. 2021. Т. 5. № 5.

Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(5). (In Russ.)

Определенным рубежом проверки прочности франчайзинговых сетей, как формы работы туристических предприятий, стал 2020 год, который обнажил латентные риски отрасли. Однако, даже не смотря на проявившиеся сложности, в рамках франчайзинговых сетей работа была организована существенно централизованнее, чему способствовали взаимопомощь и консультации со стороны проверенных туристических фирм (туроператоров), опытных игроков туристической отрасли. В непростое время закрытых границ и самоизоляции раскручивать собственный туристический бренд является нерациональным ходом и достаточно рискованным действием. Использование франчайзинговых сетей в этом случае представляется оптимальной стратегией действий.

При этом не следует руководствоваться шаблонными шагами и стратегиями, поскольку даже в условиях развития туристического предприятия в рамках франчайзинговых сетей необходимо учитывать потребности потенциальных покупателей и постоянных клиентов, снижая непредвиденные издержки, минимизируя ошибки, которые могут привести к потере части прибыли [4, с. 20].

Сетевое взаимодействие туристических предприятий в России берет свое начало в конце ХХ столетия, когда обособляется первая франчайзинговая сеть под названием «Магазин горящих путевок». Особенностью данной сети были «низкие» цены на путевки, которые у туристических операторов назывались «горячими» - требовали срочной реализации. Успех сети был обусловлен сарафанным радио о низкой стоимости путевок, которые срочно нужно было продать, чтобы туристическая фирма не потеряла часть прибыли. Успешность маркетинговой стратегии заключалась в том, что на самом деле никаких дешевых путевок не было, а некоторые участники франчайзинговой сети даже продавали путевки по завышенной стоимости, получая сверхприбыль. Закономерным результатом этого стало то, что обман достаточно быстро вскрылся, что негативно повлияло на имидж сети, а клиенты стали выбирать другие туристические предприятия. В итоге, «Магазин горящих путевок» был продан своей же дочерней компании по минимально возможной цене [5, с. 87].

В начале третьего тысячелетия франчайзинговые сети, как форма работы туристических предприятий, не прекратили свое существование. Более того, на рынке туристических услуг появляется новый игрок - франчайзинговая сеть «Куда.ру», которая стала конкурировать с «Магазином горящих путевок». В каждую сеть входили в общей сложности порядка ста предприятий туристической отрасли, а закономерным итогом стало слияние двух сетей в одну мощную организацию в туристической индустрии.

На современном этапе достаточно известной стала новая франчайзинговая сеть - «Путевочка». Основным отличием указанной сети от других, аналогичных туристических организаций является то обстоятельство, что помещения фирме выделяет «Х5 ритейл групп» (магазины «Пятерочка», «Перекресток» и др.). Многие офисы расположены на входе в магазины продуктового ри-тейлера, а посетители помимо продуктов первой необходимости могут оформить путевку по интересующему их маршруту [6, с. 27].

Среди лидеров по числу выданных и внедренных франшиз в последние годы лидирует франчайзинговая сеть «Слетать.ру», которая предлагает адекватные условия сотрудничества и предъявляет минимальные требования к помещению, дресс-коду сотрудников и т.д. Указанная франчайзинговая сеть успешно функционировала до 2020 года, однако, как и конкуренты, с прошлого года стала испытывать определенные объективные трудности в реализации своих путевок.

Сложности в работе туристических предприятий заключаются в том, что в 2020 году на 79% сократился поток туристов (3,7 млн. чел. посетили с целью туризма иностранные государства) [7]. В новых условиях работы франчайзинговых сетей, как формы работы туристических предприятий, необходимо в обязательном порядке учитывать следующие обстоятельства:

- клиенты туристических предприятий пересмотрели свои взгляды на выбор направления отдыха. На сегодняшний день определяющими факторами являются не цена тура или симпатии отдыхающих к курортам той или иной страны, а требования, которые страны предъявляют к приезжающим гражданам в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции;

- многие туристические операторы кардинально пересмотрели маршруты путешествий.

Этот необычный, но эффективный опыт следует перенимать и развивать. В качестве примера приведем данные Единой межведомственной информационно-статистической системы за 2020 год, согласно которым Танзания смогла за год увеличить туристический поток из России в двенадцать раз, став вторым государством (после Турции), которое посетили наши соотечественники [7]. Мальдивы также быстро трансформировали требования к туристам, существенно смягчив их, что позволило несущественным образом снизить турпоток из России.

Таким образом, развитие франчайзинговых сетей в туризме в России является достаточно перспективной отраслью, даже с учетом неблагоприятных тенденций, который проявились в период пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году. В настоящий момент наиболее известными и прибыльными являются франчайзинговые сети «Путевочка» и «Слетать.ру», которые пытаются в минимально возможные сроки преодолеть определенные объективные трудности в реализации своих путевок из-за ограничительных мер в связи с пандемией. После стабилизации мировой экономики произойдет оживление спроса на услуги туристических форм, что приведет к покупке новых франшиз и возрастанию конкуренции в этой сфере. Даже с учетом того, что на рынке туристических услуг в России существует определенная конкуренция франчайзинговых сетей, указанный рынок существенно недооценен и на данный момент активно формируется и развивается.

Список источников

1. Кузнецов В. И. Франчайзинг как механизм формирования стратегии развития туризма в современной России / В. И. Кузнецов, Н. А. Землянская // Международный студенческий научный вестник. - 2016. № 2. С. 180.

2. Кицис В. М. Франчайзинговые сети в туризме России / В.М. Кицис, И. М. Калабкина // Сервис в России и за рубежом. 2020. № 4. С. 44-56.

3. Силаева А. А. Развитие франчайзинга в сфере туризма / А. А. Силаева, Е. Е. Коновалова // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 7. С. 79-89.

4. Егорова Е. Н. Франчайзинг как метод управления предприятиями индустрии туризма / Е. Н. Егорова // Курорты. Сервис. Туризм. 2013. № 2. С. 19-23.

5. Егорова Е. Н. Франчайзинг в российском туризме: особенности функционирования и направления развития / Е. Н. Егорова, Е. О. Лантух // Курорты. Сервис. Туризм. 2014. № 1. С. 87-92.

6. Ползикова Е. В. Применение франчайзинга как действенного способа организации деятельности в сфере туризма / Е. В. Ползикова, М. В. Коренева, М. А. Котлярова // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. № 3. С. 27-29.

7. Динамика турпотока в 2020 году. Текст : электронный. URL : https://ru.russia-promo.com/rmaa-group/blog/2020-russian-travel-market-development-results (дата обращения 25.09.2021).

Original article Political Science

FRANCHISING NETWORKS AS A FORM OF WORK FOR TRAVEL ENTERPRISES

A. Zhemulaeva

Kazan Federal University Kazan, Russia

Abstract. The article examines franchise networks in the tourism industry in Russia. The main emphasis of the author is made on the fact that over the past three decades this area has not received proper development in the country in comparison with other states of the world.

Keywords: franchising, tourism, franchise

For citation: Zhemulaeva A. Franchising networks as a form of work for travel enterprises. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(5):73-76. (In Russ.)

References

1. Kuznetsov V. I. Franchaizing kak mekhanizm formirovaniya strategii razvitiya turizma v sovremennoi Rossii / V. I. Kuznetsov, N. A. Zemlyanskaya // Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik. - 2016. № 2. S. 180.

Казанский вестник молодых ученых. 2021. Т. 5. N° 5.

Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(5). (In Russ.)

2. Kitsis V. M. Franchaizingovye seti v turizme Rossii / V.M. Kitsis, I. M. Kalabkina // Servis v Rossii i za rubezhom. 2020. N 4. S. 44-56.

3. Silaeva A. A. Razvitie franchaizinga v sfere turizma / A. A. Silaeva, E. E. Konovalova // Servis v Rossii i za rubezhom. 2013. N 7. S. 79-89.

4. Egorova E. N. Franchaizing kak metod upravleniya predpriyatiyami industrii turizma / E. N. Egorova // Kurorty. Servis. Turizm. 2013. N 2. S. 19-23.

5. Egorova E. N. Franchaizing v rossiiskom turizme: osobennosti funktsionirovaniya i napravleniya razvitiya / E. N. Egorova, E. O. Lantukh // Kurorty. Servis. Turizm. 2014. N 1. S. 87-92.

6. Polzikova E. V. Primenenie franchaizinga kak deistvennogo sposoba organizatsii deya-tel'nosti v sfere turizma / E. V. Polzikova, M. V. Koreneva, M. A. Kotlyarova // Integrirovannye kommunikatsii v sporte i turizme: obrazovanie, tendentsii, mezhdunarodnyi opyt. 2018. N 3. S. 27-29.

7. Dinamika turpotoka v 2020 godu. Tekst : elektronnyi. URL : https://ru.russia-promo.com/rmaa-group/blog/2020-russian-travel-market-development-results (data obrashcheniya 25.09.2021).

Автор публикации Author of the publication

Жемуляева Анна Андреевна, магистрант 2 курса Институ- Anna A. Zhemulaeva, 2nd year master's student of the Institute та международных отношений Казанского (Приволжского) of international relations of the Kazan Federal University. федерального университета.

Статья поступила в редакцию 21.09.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 04.11.2021. The article was submitted 21.09.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 04.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.