А.Н. Максимова,
аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
ФРАНЧАЙЗИНГ МЕДИЦИНСКИХ ЦЕНТРОВ В РОССИИ: ОБЗОР РЫНКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
УДК 614.2
Максимова А.Н. Франчайзинг медицинских центров в России: обзор рынка, проблемы и перспективы развития (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, г. Санкт-Петербург, Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития медицинских организаций частной системы здравоохранения с помощью инструмента франчайзинга. Проанализировано положение отрасли здравоохранения на рынке франчайзинга в России, обозначены проблемы и перспективы его развития. Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, коммерческие медицинские центры/, сетевые клиники.
В рамках «Петербургского международного экономического форума» 201 1 года состоялось обсуждение темы «Франчайзинг: национальный приоритет в глобальном контексте». Было отмечено, что значимость франчайзинга в развитии экономик большинства стран мира в последнее время увеличивается. Предприятия, открытые по франшизе, получают успешные модели бизнеса, лояльность клиентов, доступ к современным технологиям и оборудованию, повышение конкурентоспособности, сохраняя при этом свою экономическую независимость. В ходе дискуссии был сделан акцент на роль франчайзинга в формировании современной инфраструктуры здравоохранения [1].
Франчайзинг — предпринимательская деятельность, согласно которой на договорной основе одна сторона (франчайзер) передает второй (франчайзи) за вознаграждение на определенный срок или без указания такого право использования торговой марки; фирменного наименования; технологического процесса; ноу-хау; коммерческой информации, охраняемой законом; других предусмотренных договором объектов
права интеллектуальной собственности [2].
По информации Российской ассоциации франчайзинга, по темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров, но отстает от развитых стран по общему количеству франчайзинговых компаний. В 2011 г. на российском рынке насчитывалось 485 франчайзеров и более 20 000 франшизных точек. Среди отраслей экономики преобладает розничная торговля, где действуют более 200 франчайзеров [2].
В отрасли здравоохранения количество франчайзеров существенно ниже. Проведенный нами Интернет-поиск предложений франшиз на порталах франчайзинга [3-6] выявил на начало 2012 года 18 предложений франшиз в сфере здравоохранения, что составляет около 3,5% от обще-
А.Н. Максимова, 2012 г.
енеджер №5
здравоохранения 2013
го числа франчайзеров на российском рынке.
На сегодняшний день на российском рынке отсутствуют зарубежные франшизы в сфере здравоохранения. Чем же это может быть обусловлено?
Качество оказания услуг в каждом франшизном предприятии напрямую влияет на репутацию сети. Для обеспечения высокого уровня качества в случае международного франчайзинга медицинские услуги в стране потенциальных франчайзи должны предоставляться в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи в стране франчайзера. Различия российской и зарубежных образовательных систем в здравоохранении вызывают необходимость длительного обучения и переподготовки медицинского персонала в России, что существенно повышает затраты франчайзера. Возникает также проблема недостатка кадров, владеющих английским или другими иностранными языками.
Для зарубежных инвесторов здравоохранение является не самой привлекательной сферой деятельности, в частности, из-за высоких рисков. Для привлечения иностранного капитала в отечественную систему здравоохранения, во-первых, требуется высокий кадровый потенциал. Во-вторых, необходимо создать условия правового обеспечения возвратности прибыли инвесторам [7].
Таким образом, выход зарубежных франчайзеров в здравоохранении на российский рынок связан с экономическими рисками и опасениями ухудшения репутации сети.
Перейдем к экономическим аспектам франчайзинговой деятельности: платежам по договору франчайзинга и инвестициям.
В рамках договора франчайзинга существуют два вида платежей в пользу франчайзера: вступительный (паушальный) взнос за право пользования торговой маркой и ноу-хау, а также периодические платежи (роялти), являющиеся оплатой обучения, консультационной и рекламной поддержки франчайзи. Несмотря на то, что стоимость франшизы
увеличивает инвестиции по сравнению с самостоятельным открытием предприятия, опыт франчайзера зачастую позволяет избежать ошибок и, следовательно, экономических потерь.
Периодические платежи могут исчисляться в процентах от выручки/прибыли франчайзи или быть фиксированной суммой. Для франчайзера выгоднее устанавливать роялти в процентах от выручки (оборота), а не от прибыли, поскольку в этом случае отсутствует риск недополучения отчислений. По сравнению с фиксированной суммой исчислять роялти в процентах выгоднее, если у франчайзера есть уверенность в том, что объемы продаж/прибыль франчайзи будут увеличиваться. Применительно к франчайзи уплата периодических платежей в процентах от прибыли снижает риски, а при стабильно высокой прибыли фиксированная сумма роялти будет наиболее выгодна.
Анализ информации о франшизах в здравоохранении, размещенной на сайтах франчайзеров и на порталах франчайзинга [3, 4, 5, 6], позволил сделать следующие выводы.
Сумма вступительного платежа в сфере здравоохранения колеблется от 70 тыс. до 2 млн. руб. Прослеживается тенденция более высоких темпов роста у компаний-франчайзеров с низким вступительным взносом. Роялти же устанавливаются в основном в виде фиксированной суммы, процента от оборота, а не от прибыли, или вовсе отсутствуют. Это свидетельствует о том, что франчайзеры в здравоохранении предпочитают стабильность денежных потоков от франчайзи или заменяют отсутствие роялти высоким вступительным взносом, что характерно для сфер деятельности со значительным уровнем риска.
Инвестиции во франшизные предприятия варьируются от 1 до 30 млн. руб. в зависимости от сферы деятельности. Минимальные инвестиции характерны для оказания услуг по лабораторной диагностике, а наиболее высокие — для многопрофильных клиник и центров эстетической косметологии.
№5 Менеджер
3013
здравоохранения
Среди франшиз в отрасли здравоохранения в России представлены следующие сферы деятельности: лабораторные исследования (6 предложений), стоматологические услуги (4 предложения), медицинские центры (4 предложения), диетология (2 предложения) и по одному предложению в сфере трихоло-гии и эстетической косметологии.
Стоит отметить, что из 18 франчайзеров только половина имеет действующие франшизные предприятия: 3 лабораторных центра, 2 медицинских центра, 2 диетологических клиники, клиника по лечению волос и кожи головы и центр эстетической косметологии. Всего в сфере здравоохранения насчитывается 259 франшизных точек, что свидетельствует о наличии спроса на медицинские франшизы. Однако отсутствуют данные о количестве обанкротившихся и вышедших из франшизных сетей предприятий.
Самыми быстрыми темпами развиваются медицинские лабораторные центры, реализующие право франчайзи на открытие собственного медицинского офиса по забору биологического материала пациентов и проведения анализов в лаборатории франчайзера. Их число составляет 70% от общего количества проданных франшиз в здравоохранении. Преобладание франчайзинга услуг по лабораторной диагностике обусловлено тремя причинами. Во-первых, для франчайзи не требуется опыт работы в здравоохранении. Во-вторых, для персонала, осуществляющего прием анализов, достаточно среднего медицинского образования, что упрощает подбор сотрудников. В-третьих, услуги лабораторного офиса легко стандартизируемы.
В настоящее время на российском рынке франчайзинга в здравоохранении наблюдается нехватка «крупных игроков» и высокотехнологичных услуг. Данный факт свидетельствует о начальной стадии развития франчайзинга в данной отрасли.
Похожая ситуация прослеживается не только в России, но и в экономиках развитых стран, где франчайзинг в здравоохранении
охватывает в основном лабораторные исследования, сестринское дело, диетологию и медицинский массаж. Ненасыщенность рынка высокотехнологичными услугами здравоохранения обусловлена в основном их капиталоемкостью из-за высокой стоимости медицинского оборудования, а также повышенными требованиями к подготовке персонала.
С другой стороны, в развивающихся странах, например, в Индии, франчайзинг как альтернативная модель привлечения инвестиций используется сетью частных госпиталей для построения необходимой инфраструктуры здравоохранения в стране [8]. Опыт использования данной модели может быть актуален для России, поскольку в настоящее время государственная сектор здравоохранения не способен полностью удовлетворить потребности населения в качественных медицинских услугах, что вызывает необходимость создания сети многопрофильных медицинских центров по всей территории страны.
Что касается присутствия франшизных предприятий здравоохранения в регионах России, наблюдается тенденция экстенсивного роста опять же у лабораторных центров. Самая крупная сеть лабораторий «ИНВИТРО» представлена в 140 городах. Также можно выделить клинику по лечению волос и кожи головы «АМД Лаборатории», имеющую 24 франшизных предприятия по всей территории России. Системы франчайзинга в других сферах деятельности представлены, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, только в семи городах России (Ижевск, Саратов, Элиста, Омск, Челябинск, Кировск и Рязань). Таким образом, помимо центров лабораторной диагностики, присутствие франшизных медицинских предприятий в регионах ограничено.
Другой проблемой развития отечественного франчайзинга в здравоохранении является недостаток кадров, выраженный в дефиците даже не столько медицинских работников, сколько квалифицированных менеджеров. Управление предприятием здравоохранения требует от руководителя,
1енеджер №5
здравоохранения 2013
помимо выполнения функций менеджера, знания специфики оказания медицинских услуг. Применительно к франчайзингу в здравоохранении данное требование влечет за собой недостаток потенциальных франчайзи, способных эффективно управлять оказанием медицинских услуг.
Каковы же перспективы развития франчайзинга в здравоохранении?
Согласно информации Международной ассоциации франчайзинга, здравоохранение является одной из перспективных отраслей для развития франчайзинга [9].
Франчайзинг позволяет минимизировать риски для всех участников. В этой схеме головная клиника не вкладывает в создание региональных клиник собственные средства, поиском инвестиций и привлечением клиентуры занимается местный предприниматель. В свою очередь для франчайзи решены многие организационные и маркетинговые вопросы, так как франшиза включает рекламу, производственные технологии, централизованную закупку оборудования, оформление помещений и обучение персонала. Новичок получает продуманную и проверенную модель бизнеса, где доля банкротств меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку крупная клиника защищает франчайзи, помогает ему стартовать, предостав-ляя консалтинг и устанавливая стандарты.
Помимо новичков, вхождение во франшизную сеть может быть интересно и действующим предприятиям (конверсионный франчайзинг). Переход под известный бренд увеличивает клиентскую базу и повышает доверие к организации, что особенно важно для медицинских услуг.
С одной стороны, франчайзинг облегчает крупным клиникам путь в регионы, с другой, помогает регионалам защитить свой бизнес от поглощения [10]. С помощью франчайзинга новички могут входить на рынок с минимальными рисками, а действующие предприятия — заручиться поддержкой крупных клиник. Таким образом, имеется большой
потенциал для развития франшизных сетей в сфере здравоохранения в регионах.
По нашему мнению, для успешного движения в регионы головной клинике не обязательно быть сетевой, но необходимо соответствовать некоторым критериям:
— наличие положительной репутации;
— узнаваемость торговой марки;
— стабильная доходность бизнеса;
— наличие документально описанных бизнес-процессов и технологий;
— юридическая защищенность интеллектуальной собственности;
— наличие разработанных стандартов оказания медицинской помощи;
— высокая квалификация персонала.
Кроме того, для начала франчайзинговой
деятельности компания должна разработать системы обучения, контроля и поддержки франчайзи, а также нанять менеджеров, подготовленных к работе с регионами по программе франчайзинга.
По мнению экспертов, одним из перспективных направлений франчайзинга является стоматология. Франчайзинг может стать эффективным способом запуска бизнеса как для новых в этой сфере предпринимателей, так и для тех, кто из малого (стоматологический кабинет) намерен переходить в большой бизнес (клиника на пять—десять кресел и больше) [10].
Подводя итоги, можно отметить, что рынок франчайзинга в здравоохранении в России пока не насыщен. О начальной стадии его развития свидетельствуют: низкая доля франчайзеров в сфере здравоохранения в отраслевой структуре франчайзинга в России; отсутствие зарубежных франчайзеров; преобладание франшиз с низкими инвестициями; структура франшизных платежей, снижающая риски франчайзера, а не франчайзи; слабая диверсификация по сферам деятельности.
Для России перспективными тенденциями развития франчайзинга в здравоохранении являются: увеличение предприятий, применяющих стратегию франчайзинга, и их региональная экспансия, диверсификация сфер
№5 Менеджер
3013 здравоохранения /
медицинском деятельности внутри отрасли, переход действующих предприятий во франшизную сеть (конверсионный франчайзинг), а также использование зарубежного опыта франчайзинга в здравоохранении с учетом российской специфики.
В настоящее время функционирование такой социально важной отрасли экономики, как здравоохранение без участия частного
капитала невозможно. В целом медицинские услуги характеризуются внесезонным, устойчивым спросом, а также имеют широкий сегмент потребителей услуг, что создает благоприятные условия для развития частной системы здравоохранения. Для реализации данной цели может быть использован франчайзинг как эффективный инструмент передачи технологий и ведения бизнеса.
1. Франчайзинг. Анонс проведения «Петербургского международного экономического форума»//SHOPANDMALL.RU. — 10.06.2011. http://www.shopandmall.ru/ new.php?news=7269 (дата обращения: 03.12.2011).
2. Российская Ассоциация Франчайзинга. http://ru.rusfranch.ru (дата обращения: 01.11.2011).
3. Интернет-справочник «Вселенная Франчайзинга». http://www.franchisinguniver-se.ru (дата обращения: 15.01.2012).
4. Каталог франшиз «БиБосс.ру». http://www.beboss.ru (дата обращения: 15.01.2012).
5. «Магазин готового бизнеса». http://www.frshop.ru (дата обращения: 15.01.2012).
6. Портал франчайзинга. http://www.franchisees.ru (дата обращения: 16.01.2012).
7. Гагальстром А. Роль и значение зарубежных инвестиций на российском рынке здравоохранения//Инвестиции в России. — 2010. — №8. — C.12-14.
8. Sangeetha G. Hospitals takes to franchising. — 08.03.2010. http://www.mydigi-talfc.com/opportunities/hospitals-takes-franchising-412 (дата обращения: 01.11.2011).
9. International Franchise Association. http://www.franchise.org (дата обращения: 18.01.2012).
10. Ходаков А. Сетевые стоматологические клиники: каким будет путь в регионы?// Русский Стоматологический Сервер.— 14.02.2005. http://www.rusdent.com/modu-les.php?name=Pages&go=page&pid=149 (дата обращения: 17.01.2012).
UDC 614.2
Maksimova A.N. Franchising of medical centers in Russia: market survey, problems and prospects of development (Saint-Petersburg State University of economics and finance, Saint-Petersburg, Russia) Annotation: The article is devoted to development of commercial medical centers by means of franchising. The state of health care sector in the market of franchising in Russia is analyzed as well as the problems and prospects of its development.
Keywords: franchising, franchise, commercial medical centers, health care enterprises, clinic chains.
1енеджер l\F5
здравоохранения SCD13