А Н. МАКСИМОВА
Анна Николаевна МАКСИМОВА — аспирантка кафедры экономики и управления социальной с ферой С По ГУ ЭФ.
В 2009 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — франчайзинг, сфера услуг, экономика здравоохранения.
Ъ Ъ >
РОЛЬ ФРАНЧАЙЗИНГА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ*
В условиях невысокого уровня государственного финансирования здравоохранения в России, низкой восприимчивости отечественного менеджмента в данной отрасли к социальным и управленческим инновациям возникает необходимость развития коммерческого сектора предприятий здравоохранения, предоставляющих населению высокотехнологичные и качественные медицинские услуги. Основной проблемой для создания в России сети коммерческих медицинских центров, диверсифицированных регионально и по сферам деятельности, является недостаток инвестиций и отсутствие действенной модели трансфера технологий. В таких условиях одной из эффективных стратегий развития посредством передачи управленческих и профессиональных технологий выступает франчайзинг.
Франчайзинг — предпринимательская деятельность, согласно которой на договорной основе одна сторона (франчайзер) передает второй (франчайзи) за вознаграждение на определенный срок или без указания такового право использования торговой марки, фирменного наименования, технологического процесса, ноу-хау, коммерческой информации, охраняемой законом, других предусмотренных договором объектов права интеллектуальной собственности [4].
Создание и защита интеллектуальной собственности связаны с определенными затратами, которые должны быть оправданы рядом возможностей по генерированию дохода для ее владельцев. Коммерциализация интеллектуальной собственности позволяет вовлечь ее объекты в экономический оборот и использовать их в хозяйственной деятельности предприятий. Важная функция франчайзинга состоит в том, что он выступает механизмом трансфера интеллектуальной собственности от ее владельца (франчайзера) к получателю (франчайзи), а также ее коммерциализации.
В настоящее время в России остро стоят проблемы, связанные с патентованием, финансированием, созданием необходимой инфраструктуры, оценкой рыночного спроса на научно-технические новшества и внедрением инновационных разработок в систему здравоохранения в целом [1]. Передача прав на интеллектуальную собственность в виде новых технологий диагностики и лечения, защищенных патентами, способствует развитию медицинского обслуживания.
Франчайзинг позволяет передавать права на использование современных медицинских технологий, что способствует территориальному распространению оказания качественных медицинских услуг. Кроме того, франчайзинг является организационно-экономическим инструментом, позволяющим открывать медицинские предприятия с минимальными рисками.
ШЛИ 06.71.47 © А.Н. Максимова, 2012
* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. H.H. Иванова.
Для франчайзи решаются многие организационные и маркетинговые вопросы, так как франшиза включает рекламу, производственные технологии, централизованную закупку оборудования, оформление помещений и обучение персонала. Новичок получает продуманную и проверенную схему бизнеса, где доля банкротств меньше, чем в других партнерских схемах, поскольку крупная клиника защищает франчайзи, помогает ему стартовать, предоставляя консалтинг и устанавливая стандарты.
Помимо новичков, вхождение во франшизную сеть может быть интересно и действующим предприятиям (конверсионный франчайзинг). Переход под известную торговую марку увеличивает клиентскую базу и повышает доверие к предприятию, что особенно важно для медицинских услуг.
Таким образом, передача прав интеллектуальной собственности в рамках договора франчайзинга выгодна всем сторонам. Владелец интеллектуальной собственности посредством продажи франшиз окупает затраты и получает прибыль. Франчайзи пользуется преимуществами апробированных методов диагностики и лечения, положительной репутации торговой марки, а также модели ведения бизнеса. В конечном итоге, благодаря франчайзингу предприятий здравоохранения, у пациентов в регионах появляется возможность получать качественную медицинскую помощь.
Большинство медицинских услуг предполагает использование специализированного оборудования. Франчайзеры, как правило, выступают дилерами медицинского оборудования и осуществляют его централизованную закупку для сети. Это позволяет франчайзи приобретать оборудование по сниженным ценам, что было бы невозможно без помощи франчайзера.
России необходим кадровый потенциал, который будет изобретать и внедрять технику и технологии, востребованные здравоохранением [2]. В задачи франчайзера входит организация повышения квалификации персонала франчайзи, заключающаяся в обучении современным методам диагностики и лечения, работе с новым медицинским оборудованием. Следовательно, одна из функций франчайзинга в развитии системы здравоохранения заключается в повышении профессионального уровня медицинского персонала.
Франчайзинг предоставляет возможности для быстрого расширения сети благодаря диверсифицированным источникам инвестирования в открытие предприятий со стороны различных франчайзи. Франчайзи, являясь независимым юридическим лицом, вкладывает собственные средства в создание франшизного предприятия, т. е. выступает инвестором. Франчайзер, в свою очередь, содействует франчайзи в привлечении заемных средств, например, может выступать поручителем по кредиту. Таким образом, франчайзинг является альтернативным бюджетному способом привлечения частных инвестиций в здравоохранение.
В условиях недостатка бюджетных средств целесообразно участие частного капитала в финансировании инфраструктуры здравоохранения. В настоящее время государственная система здравоохранения не способна полностью удовлетворить возрастающие потребности населения в качественных медицинских услугах, что вызывает необходимость создания сети многопрофильных медицинских центров по всей территории страны.
Франчайзинг может играть определенную роль в формировании современной инфраструктуры здравоохранения, что было отмечено в рамках обсуждения темы «Франчайзинг: национальный приоритет в глобальном контексте» на Петербургском международном экономическом форуме 2011 г. [5]. Наряду с государственно-частным партнерством, франчайзинг выступает одним из путей модернизации медицинской инфраструктуры.
В настоящее время в России действует около 260 франшизных предприятий в области здравоохранения. Большинство из них являются центрами лабораторной диагностики, которые лишь производят забор биологического материала у пациентов, а проведение анализов происходит в лаборатории франчайзера. Также представлены специализированные медицинские центры в области диетологии, лечения волос и кожи головы, косметологии. Однако среди франчайзинговых предприятий в России отсутствуют крупные многопрофильные медицинские центры.
Функционирование частных клиник и центров профилактики расширяет сферу медицинских услуг [3]. Многопрофильные медицинские центры играют значимую роль в развитии инфраструктуры здравоохранения страны. Благодаря им пациенты могут получить широкий спектр услуг в пределах одной клиники.
В данном контексте заслуживает внимания опыт Индии, где франчайзинг как альтернативная модель привлечения инвестиций используется сетью частных госпиталей для построения необходимой инфраструктуры здравоохранения в стране [6].
В настоящее время повышение конкурентоспособности отечественной системы здравоохранения невозможно без использования зарубежного опыта [2]. Привлечение иностранных менеджеров, специализирующихся в области организации оказания медицинской помощи, и высококвалифицированных врачей возможно посредством франчайзинга зарубежных медицинских центров. Тем не менее в России в отрасли здравоохранения пока не открыто ни одно предприятие по иностранной франшизе.
Внедрение передовых зарубежных технологий в здравоохранение посредством франчайзинга повысит качество оказываемой медицинской помощи в России. Кроме того, предприятия здравоохранения, открытые по франшизам зарубежных медицинских центров, уже завоевавших лояльность пациентов, будут вызывать доверие у иностранных граждан, находящихся на территории России, и способствовать улучшению имиджа нашей страны на международной арене.
Таким образом, положительная роль франчайзинга в развитии коммерческого сектора здравоохранения заключается в следующем:
— трансфер и коммерциализация интеллектуальной собственности;
— повышение кадрового потенциала посредством обучения медицинского персонала и менеджеров франчайзи;
— альтернативный бюджетному способ привлечения инвестиций;
— доступ к современным технологиям и медицинскому оборудованию;
— формирование современной инфраструктуры здравоохранения;
— повышение конкурентоспособности системы здравоохранения;
— использование передового, в том числе зарубежного, опыта.
Особая значимость в экономике страны социальной сферы, и в особенности отрасли здравоохранения, обусловливает необходимость разработки и внедрения новых стратегий развития в деятельность предприятий. Франчайзинг является эффективным инструментом передачи опыта, способствующим экстенсивному и интенсивному развитию предприятий здравоохранения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быкова О., Криницына Л. Опыт и проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности в системе здравоохранения в России // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2010. № 3. С. 284-286.
2. Гагалъстром А. Роль и значение зарубежных инвестиций на российском рынке здравоохранения // Инвестиции в России. 2010. № 8. С. 12-14.
3. Климин В.Г. Государственно-частное партнерство в здравоохранении // Финансы и кредит. 2010. № 27. С. 32-35.
4. Российская ассоциация франчайзинга. URL: http://ra.rasfranch.ra (дата обращения: 01.11.2011).
5. Франчайзинг. Анонс проведения «Петербургского международного экономического форума» // SHOPANDMALL.RU. 2011. 10 июня. URL: http://www.shopandmall.ru/new.php?news=7269 (дата обращения: 15.11.2011).
6. Sangeetha G. Hospitals takes to franchising. 08.03.2010. URL: http://www.mydigitalfc.com/opportunities/hospitals -takes-franchising-412 (дата обращения: 01.11.2011).