Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПРЕИМУЩЕСТВО ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПРЕИМУЩЕСТВО ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА РОССИИ / РАБОЧИЕ МЕСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова А.В.

В последние годы количество предприятий малого бизнеса значительно сократилось в России. Один из способов поддержания малого бизнеса и увеличения его количества - укоренение франчайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПРЕИМУЩЕСТВО ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ПРЕИМУЩЕСТВО ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

© Герасимова А.В.1

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В последние годы количество предприятий малого бизнеса значительно сократилось в России. Один из способов поддержания малого бизнеса и увеличения его количества - укоренение франчайзинга.

Ключевые слова: франчайзинг, малый бизнес, экономика России, рабочие места.

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы [2]. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзер и франчайзи образуют тандем, усилия которого приводят к взаимовыгодным результатам. Франчайзер выдает лицензию или передает право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый - брэнднейминг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

1 Студент.

Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене, и это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера.

Таким образом, на растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса [4].

В Российской Федерации закрепилась тенденция отмирания предприятий малого бизнеса. На 1 января 2015 года зарегистрировало свою деятельность около 4000 тыс. человек, а прекратило около 8000 тыс. человек. Доля малого и среднего бизнеса за рубежом достигает 50 %, а в нашей стране только 20 %. Согласно статистике только 3,4 % малых предприятий доживают до 3 лет, остальные прекращают своё существование раньше.

Рис. 1. Основные причины сокращения малого бизнеса в России

В законодательстве Российской Федерации предусмотрены нормативные акты, стимулирующие развитие малого и среднего бизнеса. Одной из форм поддержки является франчайзинг [3].

Франчайзинг это такой способ организации бизнес-отношений, в котором одна сторона предоставляет другой официальное разрешение на использование бренда за роялти. Этот способ дает начинающим предпринимателям возможность организовать новый бизнес без решения вопросов с оборудованием, поставщиками, клиентов и т.д. Франчайзер занимается разработкой логистики, обучением персонала, созданием рекламной компании [6]. В экономически развитых странах существует всесторонняя поддержка фран-

чайзинга, так как эти организации создают новые рабочие места, платят налоги, гарантируют соблюдение стандартов и качественного сервиса. Кроме того, зачастую владельцы франшиз создают инновационные решения, а франчайзи тестируют их. Франчайзинг повышает эффективность малого бизнеса и доверие к нему.

За последние несколько лет процент прироста франшиз составил почти 98 %. В Российской Федерации существует более 20 тысяч франчайзинго-вых компаний, объединившихся в Российскую ассоциацию франчайзинга. К особенностям развития франчайзинга в России относятся:

1. Наиболее популярными отраслями открытия франшиз являются питание, розничной торговли и бытового обслуживания.

Рис. 2. Наиболее популярные отрасли франшиз в РФ

2. Российские предприятия развивают франчайзинг самостоятельно.

3. Законодательная база России относительно интересов обеих сторон сделки несовершенна, отсутствует единая система стандартов ведения франчайзинговой деятельность, слабая поддержка банков.

4. В Российской Федерации франчайзинг укрепляется во многих сферах. Лидирующей среди франшиз занимает сфера торговли, однако за последние 5 лет начали активно развиваться и другие сферы -предприятия общественного питания и фаст-фуды, область бытового обслуживания, ремонт автомобилей, сфера услуг и здравоохранение. По прогнозам специалистов, в ближайшие несколько лет произойдет скачок на спрос в области сервиса и B2B.

Кроме особенностей франчайзинг в России имеет негативные и позитивные факторы.

Франчайзинг имеет отрицательные стороны только для тех, кто планирует работать в качестве франчайзи:

- человек не обладает необходимыми личностными и деловыми качествами;

- основывает деятельность своей организации не на личных возможностях, а на ожидание помощи франчайзора;

и Общественное питание (22%) f Сфера услуг (18%)

Розничная торговля (53%)

Производство (7%)

- излишнее вмешательство в дела организации со стороны посторонних людей, членов семьи, друзей и т.д.;

- переоценивание своих возможностей;

- недооценка вклада франчайзора [ 1].

Преимущества франчайзинга относительно открытия дела с «нуля»:

- малый бизнес начинает свою работу под уже известным именем с готовой клиентской базой, не тратя времени на раскрутку (согласно статистике, в течение первых пяти лет закрываются 85 % традиционных образований и только около 10 % франшиз);

- молодому предпринимателю доступны уже разработанные и опробованные методики ведения бизнеса;

- малое предприятие является частью рекламной и маркетинговой стратегии федерального уровня;

- франчайзор оказывает систематическую помощь;

- малому предприятию не нужно самостоятельно разрабатывать систему адаптации к нововведениям и улучшениям;

- франчайзор помогает при выборе месторасположения и оценке эффективности бизнеса.

Использование франчайзинга стимулирует развитие малого и среднего бизнеса в стране:

- стимулирует развитие общей культуры предпринимательских отношений;

- создает новые рабочие места;

- облегчает введение в бизнес инновационных технологий;

- побуждает предприятия к добросовестной конкуренции;

- создает комплексную систему практического обучения предпринимательству без создания специальных учебных структур и программ;

- способствует привлечению инвестиций в российскую экономику;

- способствует улучшению прозрачности бизнеса и собираемости налогов.

При рассмотрении регионов отдельно франчайзинг дает им:

- новые рабочие места;

- вовлекает более широкие слои населения в современные экономические процессы;

- развивает третичный сектор экономики;

- повышает уровень жизни и экономической грамотности населения;

- улучшает потребительский спрос на качественные товары и услуги;

- симулирует снижение различий экономического развития между регионом и центром;

- повышает инвестиционную привлекательность.

Несмотря на такое количество положительных факторов, существуют проблемы, которые мешают выйти этой отрасли бизнеса на более высокий

уровень. Не хватает персонала, который смог бы стать посредником между компанией и будущим франчайзи. Нехватка специалистов, способных помочь с приобретением и обслуживанием франшизы. Данные проблем значительно замедляют развитие франчайзинга.

Для решения данных проблем по развитию в России уже создан инвестиционный фонт «Лайф Франчайзинг», который предлагает помощь с инвестициями из своего портфеля акций, делает возможным обмен опытом состоявшихся бизнесменов с начинающими [5].

Необходимо решать проблему некомпетентности начинающих предпринимателей, создав обучающую программу. Упростить законодательство в сфере франчайзинга. Снизить ставки по кредитам начинающим предпринимателям. Необходимо браться за внедрение франчайзинга в небольших, но перспективных городах России - в Перми, Ростове-на-Дону, Омске, Нижнем Новгороде и других. В России существует очень благодатная основа для франчайзинга, главное, направить этот бизнес в нужное русло и заручиться государственной поддержкой. Это может значительно поднять экономическое состояние страны, а так же увеличить в разы уровень жизни людей.

Список литературы:

1. Гунько Т.И., Гунько А.Ю. Развитие малого бизнеса на уровне региона // Развитие предпринимательства: новые горизонты: матер. Междунар. науч.-практ. конф., посвященной Дню российского предпринимательства, 85-летию Ставропольского государственного аграрного университета, 70-летию победы в Великой Отечественной войне. - 2015. - С. 95-99.

2. Гунько Т.И., Гунько А.Ю. Особенности организации и функционирования малого бизнеса в регионе // Современные проблемы развития национальной экономики: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. - Ставрополь, 2014. - С. 102-109.

3. Бобрышев А.Н., Гунько А.Ю. Диагностика кризисных явлений финансового состояния сельскохозяйственных предприятий // Экономика регионов России: состояние и перспективы развития: сб. науч. ст. по матер. 72-й науч.-практ. конф. - 2008. - С. 75-80.

4. Гунько А.Ю. Особенности инфраструктуры региональных монопродуктовых подкомплексов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 25. - С. 114-117.

5. Карданова Л.И., Гунько А.Ю., Ширшова И.Ю. Инновационные тенденции в инфраструктурном обеспечении продовольственного рынка региона: монография. - Ставрополь, 2011. - 120 с.

6. Гунько А.Ю. Инфраструктурное обеспечение региона / отв. ред. Н.В. Уварина // Россия и Европа: связь культуры и экономики: матер. XI междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. - 2015. - С. 80-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.