Научная статья на тему 'Франчайзинг как действенная структура инновационного развития сферы услуг'

Франчайзинг как действенная структура инновационного развития сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
франчайзинг / франчайзер / франчайзи / франшиза / franchising / franchisor / franchisee / franchise.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — З. М. Погорова, М. И. Китиева, Ф. К. Зязикова

Современное состояние сферы услуг характеризуется постоянным ужесточением конкуренции, тенденциями специализации и диверсификации сервисной деятельности, а также внедрением новых организационных форм партнерства с целью адекватного приспособления к спросу населения. В статье исследуется франчайзинг как одна из инновационных форм развития бизнеса в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING AS AN EFFECTIVE STRUCTURE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SERVICE SECTOR

The current state of the service sector is characterized by a constant tightening of competition, trends in specialization and diversification of service activities, as well as the introduction of new organizational forms of partnership in order to adequately adapt to the demand of the population. The article examines franchising as one of the innovative forms of business development in the service sector.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как действенная структура инновационного развития сферы услуг»

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ДЕЙСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

З.М. Погорова, старший преподаватель М.И. Китиева, канд. экон. наук, доцент Ф.К. Зязикова, студент Ингушский государственный университет (Россия, г. Магас)

DOI:10.24411/2411-0450-2020-10579

Аннотация. Современное состояние сферы услуг характеризуется постоянным ужесточением конкуренции, тенденциями специализации и диверсификации сервисной деятельности, а также внедрением новых организационных форм партнерства с целью адекватного приспособления к спросу населения. В статье исследуется франчайзинг как одна из инновационных форм развития бизнеса в сфере услуг.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза.

Экономика наших дней демонстрирует, с одной стороны, обострение конкуренции, появление новых, все более изощренных форм и методов борьбы за клиентов и прибыль, с другой стороны, развитие интеграционных процессов в виде разнообразных форм сотрудничества и объединений компаний.

Рост межфирменной кооперации является очевидной тенденцией эволюции современного рынка. Отражением данной тенденции в науке явилось становление теории сетевого маркетинга. На практике сетевой маркетинг принимает разнообразные формы, одной из которых служит франчайзинг [1].

Франчайзинг - это бизнес-модель, которая родилась в США вместе с компанией Singer Sewing Machine Company в 1851 году, представляет собой организационно - экономический инструмент стимулирования развития сферы услуг, при котором крупная компания, оказывающая услуги (франчайзер), передает за определенную плату другой фирме или индивидуальному предпринимателю (франчайзи) на временное пользование средства индивидуализации выполняемых работ и оказываемых услуг (товарного знака, знака обслуживания, фирменного стиля, технической и консультативной помощи), технологию ведения бизнеса и другую коммерческую информацию, использование которой позволит занять готовую «нишу» на рынке с

целью получения прибыли и расширения бизнеса [3].

Следует отметить, что в состав терминологической базы франчайзинга входят следующие понятия.

1. Франчайзинг - непосредственно форма организации бизнеса.

2. Франчайзер (правообладатель) - компания, являющаяся собственником исключительных прав и передающая права на его исполнение.

3. Франчайзи (пользователь) - компания, которой франчайзер передает на возмездной основе во временное пользование комплекс исключительных прав.

4. Франшиза - комплекс исключительных прав, представляемый франчайзером во временное и возмездное пользование франчайзи [3].

Франчайзер определяет своему фран-чайзи акваторию ведения бизнеса. Границы этой акватории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес, не ощущая конкуренции на ней со стороны других хозяев этой же франшизы. Наиболее трудным элементом партнерства франчайзера и франчайзи является психофизиологическое взаимодействие. Франчайзеру нужно помнить, что франчайзи - это не его наёмный работник, а бизнесмен, обладающий полнейшей юридической и социально-экономической самостоятельностью. В то

же время франчайзи должен уяснить, что после вступления во франчайзинговую систему его решения должны строго подчиняться контракту франчайзинга, так как любое его действие воздействует не только на его собственное экономическое положение, но и на все предприятия франчайзера и других франчайзи.

В свою очередь, франчайзи получает продуманную и, как правило, проверенную схему бизнеса. После открытия фран-чайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Во всем мире франчайзинг считается одной из самых надежных систем бизнеса.

Франшиза - простой способ открытия востребованного и рабочего бизнеса для начинающих предпринимателей, а для состоявшихся - удобный вариант расширения предприятия. Чаще всего франшиза уже авторитетна на рынке и предприниматель экономит на рекламе, маркетинге и т.д. коме того, фирма - владелец франшиз имеет хорошие скидки от поставщиков.

Франшиза является одной из самых выгодных и перспективных моделей бизнеса. Она представляет собой сотрудничество по готовому, четко сформулированному бизнесу под большим и сильным брендом. Однако, в связи с тем, что все чаще появляются франшизы-фальшивки и непрофессиональные предложения, бывает сложно выбрать подходящую франшизу для бизнеса.

Как выбрать франшизу? В первую очередь необходимо ознакомиться с каталогом франшиз. У каждого направления есть свои плюсы и минусы. Необходимо знать потребности своего региона и понимать свои собственные возможности для развития бизнеса. Для объективной оценки бренда требуется познакомиться с положительным и отрицательным опытом развития франчайзинговой сети. Помимо этого необходимо поинтересоваться о первоначальном взносе и периодических выплатах, так как в некоторых компаниях они значительно завышены.

Оформление договора франчайзинга требует ознакомления с документацией

компании. Квалифицированный юрист должен удостовериться, что у франчайзера есть все установленные правовые полномочия на товарный знак, и он имеет право передавать франчайзи.

На конец 2019 года в нашей стране насчитываются сотни привлекательных предложений франшиз в любой отрасли экономики, которые охватывают, прежде всего, многочисленные предприятия питания, розничной торговли, предоставления услуг разного характера и иные известные виды предпринимательской деятельности.

Среди всех компаний с разрекламированным наименованием можно обозначить несколько весьма результативных, которые предлагают хорошие условия для своих партнёров:

1. Kentucky Fried Chicken (с англ. -«Жареный цыплёнок из Кентукки»), сокращённо KFC — международная сеть ресторанов общественного питания, специализирующаяся на блюдах из курицы. KFC является дочерней компанией корпорации Yum! Brands, также владеющей торговыми сетями Pizza Hut и Taco Bell. В России KFC является лидером в сегменте быстрого обслуживания по количеству ресторанов - на текущий момент открыто более 800 заведений, ежегодно открывают более 100 новых точек (более 140 в 2019 году) [4].

2. «McDonald's» - американская корпорация, работающая в сфере общественного питания, по системе франчайзинга. На конец 2019 года под торговой маркой McDonald's работало 37855 ресторанов, из них 35085 на правах франчайзинга. Корпорация входит в список крупнейших компаний США Fortune 500.

3. «Додо Пицца» — российская сеть ресторанов быстрого питания, специализирующаяся на пицце. Год основания компании - 2011, а год старта франшизы -2013. По состоянию на ноябрь 2019 года сеть включает 602 заведений в 13 странах, включая Россию, США, Китай и страны Европы.

4. «Пятёрочка» — российская сеть продовольственных магазинов, которой управляет X5 Retail Group. Год основания - 1999. В декабре 2019 года открылся 15

000-й универсам сети. По состоянию на 31 декабря 2019 года торговая сеть «Пятёрочка» насчитывает 15354 магазина [4].

В целом франчайзинг позволяет бизнесУ:

- повысить общую культуру предпринимательства;

- усилить юридическую обеспеченность и защиту малого бизнеса;

- усилить инновационную составляющую в сегменте малого и среднего бизнеса;

- построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;

- привлечь значительные иностранные инвестиции в отечественную экономику [2].

Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но чтобы реализовать эти возможности, нужно создать определенные условия. Необходима законодательная инициатива

для разработки закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в законодательство и нормативные акты. Необходимо включить систему развития франчайзинга в правительственную программу поддержки малого бизнеса. Очень важно создать систему налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития системы франчайзинга. Желательно предоставить франчайзи упрощенную систему бухгалтерского учета. Целесообразно создать сеть образовательных и консалтинговых центров по франчайзингу во всех регионах России. Содействуя развитию франчайзинговых систем, с одной стороны, и контролируя и управляя этим процессом в рамках единой политики, с другой, государство может значительно ускорить формирование общей экономической инфраструктуры. Можно надеяться, что франчайзинг поможет увеличить долю малых и средних предприятий в его создании и уменьшить долю компаний, ориентированных на экспорт сырья.

Библиографический список

1. Малькова И.В. Франчайзинговые соглашения и их роль в обеспечении конкурентоспособности участников // Современная конкуренция. - 2007. - № 4. - С. 1-10.

2. Васильева О.С. Специфика реализации франчайзинга в крупных торговых сетях на отечественном потребительском рынке // Актуальные проблемы экономики и права. -

2015. - № 2. - С. 80-86.

3. Вахитов Д.Р. Франчайзинг как инструмент стимулирования развития сферы услуг. -

2016. - С. 18.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

FRANCHISING AS AN EFFECTIVE STRUCTURE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SERVICE SECTOR

Z.M. Pogorova, Senior Lecturer

M.I. Kitieva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor F.K. Zyazikova, Student Ingush State University (Russia, Magas)

Abstract. The current state of the service sector is characterized by a constant tightening of competition, trends in specialization and diversification of service activities, as well as the introduction of new organizational forms of partnership in order to adequately adapt to the demand of the population. The article examines franchising as one of the innovative forms of business development in the service sector.

Keywords: franchising, franchisor, franchisee, franchise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.