Научная статья на тему 'Франчайзинговый бизнес в сфере услуг питания'

Франчайзинговый бизнес в сфере услуг питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
527
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / FRANCHISING / FRANCHISOR / FRANCHISEE / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безрукова Дарья Сергеевна

В данной статье приведены результаты исследования франчайзинга в России и за рубежом. Рассмотрены особенности применения франчайзинговой схемы ведения бизнеса в сфере услуг общественного питания. Изучены основные понятия, связанные с использованием франчайзинга, выявлены тенденции его развития в мировой практике ведения бизнеса и в условиях российского рынка. Проанализированы взаимоотношения между франчайзером и франчайзи. Приведены примеры наиболее успешных российских и мировых франшиз. Рассмотрены преимущества и недостатки франчайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchising business in the field of food services

This article presents the results of franchising studies in Russia and abroad. The features of the application of a franchised business scheme in the field of catering services are considered. The basic concepts associated with the use of franchising are studied, trends in its development in the world practice of doing business and on the conditions of the Russian market are identified. The relationship between the franchisor and the franchisee is analyzed. Examples of the most successful Russian and world franchises are given. The advantages and disadvantages of franchising are considered.

Текст научной работы на тему «Франчайзинговый бизнес в сфере услуг питания»

Франчайзинговый бизнес в сфере услуг питания Franchising business in the field of food services

Безрукова Дарья Сергеевна

магистрант 2 курса,

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: makfl55@mail.ru

Bezrukova Daria Sergeevna

second year master student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Russia, St. Petersburg e-mail: makfl55@mail.ru

Научный руководитель Асатурова Юлия Михайловна

Доцент Высшей инженерно-экономической школы, кандидат экономических наук Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Россия, г. Санкт-Петербург

Scientific adviser Asaturova Yulia Mikhailovna

Associate Professor of the Higher School of Engineering, Candidate of Economic Sciences

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Russia, St. Petersburg

Аннотация.

В данной статье приведены результаты исследования франчайзинга в России и за рубежом. Рассмотрены особенности применения франчайзинговой схемы ведения бизнеса в сфере услуг общественного питания. Изучены основные понятия, связанные с использованием франчайзинга, выявлены тенденции его развития в мировой практике ведения бизнеса и в условиях российского рынка. Проанализированы взаимоотношения между франчайзером и франчайзи. Приведены примеры наиболее успешных российских и мировых франшиз. Рассмотрены преимущества и недостатки франчайзинга.

Annotation.

This article presents the results of franchising studies in Russia and abroad. The features of the application of a franchised business scheme in the field of catering services are considered. The basic concepts associated with the use of franchising are studied, trends in its development in the world practice of doing business and on the conditions of the Russian market are identified. The relationship between the franchisor and the franchisee is analyzed. Examples of the most successful Russian and world franchises are given. The advantages and disadvantages of franchising are considered.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, предпринимательство, бизнес.

Key words: franchising, franchisor, franchisee, entrepreneurship, business.

Актуальность выбранной темы статьи состоит в следующем. Во-первых, франчайзинг очень популярен, в особенности у начинающих предпринимателей. Во-вторых, он применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Данный вид бизнеса сейчас стремительно стал развиваться в России. А наиболее распространенная отрасль для франчайзинга во всем мире - это рестораны и кафе, то есть услуги питания.

Цель данной статьи заключается в исследовании российского и зарубежного франчайзинга в сфере услуг питания.

Необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные понятия франчайзинга;

- изучить франчайзинг в России в сфере общественного питания;

- аналогично изучить развитие франчайзинга в мире;

- рассмотреть преимущества и недостатки;

- сделать выводы.

Предмет научной статьи: франчайзинг в сфере услуг питания в России и в зарубежных странах.

Франчайзинг - это система передачи лицензий (франшизы) на технологию или товарный знак. Франчайзер - тот, кто продает франшизу, а франчайзи - тот, кто ее покупает [1].

Рассмотрим подробнее, кто такие франчайзер и франчайзи.

Франчайзер (правообладатель) - владлец прав на франшизу. Обычно права предоставляются на торговую марку, инновацию или производственную систему. Франчайзинг для франчайзера дает возможность быстрого развития без использования огромных вложений.

Понятно, что сразу стать франчайзером невозможно: необходимо потратить много усилий. Человек, стремящийся стать франчайзером, должен исследовать бизнес, развивать, продвигать его, инвестировать, создать узнаваемый имидж. Необходимо зарегистрировать бренд. Только после создания успешного бизнеса его можно начать предлагать другим предпринимателям в качестве франшизы.

Франчайзи (пользователь) - человек, приобретающий право на использование франшизы [1]. Он заключает договор, одним из пунктов которого является - оплата за использование франшизы. Оплата может быть разной: это может быть роялти - плата за лицензию и периодические последующие платежи в процентах от объема продаж или от объема прибыли, а может быть паушальный (единовременный) вступительный взнос.

Франчайзи должен работать по правилам, установленным франчайзером. Для того чтобы приобрести права, франчайзи оплачивает первоначальный взнос, а затем перечисляет франчайзеру ежемесячные взносы. Получается, что франчайзи некоторым образом арендует франшизу, т.к. он получает только временное право использовать товарный знак, а не становится его полным владельцем.

На рисунке 1 подробно показаны взаимоотношения между правообладателем и пользователем [2].

Франчайзер (п ра вообл адател ь)

Комплекс прав:

* Оредствэ ицдивидоел«эц*и и другие -охраняемые результаты интеллектуальной

деятельности

* Фирменный стиль ■ Ноу-хау

• Услуги, обеспечивающие поддержку

* Обучение

Франчайзи (пользователь)

Передача прав

Оказание услуг, поддержка

Рисунок 1. Схема отношений в системе франчайзинга Теперь рассмотрим, какие бывают сферы франчайзингового бизнеса, и какая сфера является ведущей в России и в мире.

Наиболее популярны 4 направления, среди которых открывают франшизу: розничная торговля, общественное питание, услуги и производство.

В России сфера общественного питания занимает второе место (20%) по франчайзингу, первое место пока что отдается розничной торговле (55%). Наименее популярными являются сферы услуг (15%) и производства (10%). За рубежом немного другая ситуация. На первом месте сфера общественного питания, далее идет розничная торговля.

В данной статье рассматривается сфера общественного питания, поскольку она является ведущей за рубежом, кроме того, в России ее популярность стремительно растет. Хорошо известные российские бренды, которые набирают популярность не только в России, но и во всем мире, открыты в сфере питания. Рассмотрим понятие общественного питания.

Услуга общественного питания - деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах [3].

Перейдем к рассмотрению наиболее известных, а также самых первых франшиз в ресторанной области как в России, так и за рубежом.

Сегодня в России около 1450 брендов франшиз и более 50 000 франчайзи.

История российского франчайзинга берет свое начало из 90-х годов прошлого столетия. Считается, что одним из первых в российской индустрии был бизнесмен Владимир Довгань, открывший 2 франшизные компании: «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб». Владимир Довгань также стал первым российским предпринимателем, вошедшим в состав Международной Ассоциации Франчайзинга.

Одна из наиболее известных франшиз в России - это кофейни «Coffee like». Их история началась с 2013 года и за 6 лет приобрела огромный успех. Они открывались как маленький кофе-бар в Ижевске, и в том же 2013 году уже продали первую франшизу. В июле 2018 года данная сеть получила сертификат Российской Ассоциации Франчайзинга. А к 2019 году уже открыто более 600 кофе-баров не только в России, но и в таких странах, как Коста-Рика, Казахстан и другие.

Из мировых тенденций рассмотрим наиболее известные франшизы в сфере услуг питания: McDonald's, который является первой мировой франшизой, и, одну из известных сетей - пиццерию Papa John's Int'l. Inc.

Первый ресторан McDonald's открылся в 1940 году в Калифорнии братьями Диком и Маком Макдоналдами. Однако развивать сеть по франчайзингу стал Рэй Крок в 1952 году, и с того времени McDonald's набрал огромную популярность. На данный момент у сети огромное количество точек (более 30 тысяч), в том числе и в России (более 600).

Пиццерия Papa John's Int'l. Inc. открылась позднее, в 1984 году Джоном Шнаттером в США (Луисвилл). Уже меньше чем через год пиццерия набрала огромную популярность и стала открывать новые точки, в том числе и по франчайзингу. На данный момент сеть имеет более 5000 ресторанов в 43 странах мира, в том числе и в России из них более 85% ресторанов - открытых по франчайзингу.

Выше описаны наиболее известные ресторанные сети, их успех растет с каждым днём, но необходимо понимать, что франчайзинг имеет как свои плюсы, так и минусы.

Преимущества франчайзинга:

1) Нет необходимости тратить время на завоевание доверия своих потребителей, это уже сделал франчайзер, необходимо только поддерживать ситуацию на должном уровне;

2) Франчайзер предоставит множество учебных курсов по повышению уровня знаний и пониманию необходимых основ, также в любой момент предоставляется консультация по бизнес-вопросам;

3) Нет необходимости задумываться о размере помещения, дизайне, слоганах - вся информация будет предоставлена франчайзером;

4) Отсутствие конкуренции в городе/регионе со стороны одного и того же франчайзера;

5) Оптовые закупки. Обычно для сети все покупается централизованно, а затем разводится по отдельным городам;

6) Еще одним из плюсов является жизнеспособность франчайзингового бизнеса.

Недостатки:

1) Внесение паушального взноса, т.е. внесение единовременного взноса за покупку франшизы. Обычно взнос очень большой;

2) Уплата регулярных платежей - роялти;

3) Следование строгим инструкциям и правилам, за несоблюдением которых возможен штраф или отзыв франшизы;

4) Дополнительные расходы, связанные с покупкой/арендой помещения, приобретения оборудования, найма персонала;

5) При расторжении договора бренд возвращается обратно франчайзеру.

Таким образом, преимуществ франчайзинга больше, чем недостатков. Однако не следует забывать про минусы этого вида деятельности, их необходимо учитывать при выборе между франчайзингом и открытием дела самостоятельно.

В ходе проведенного исследования на основе рассмотренной схемы ведения бизнеса, тенденций, плюсах и минусах франчайзинга, можно сделать следующие выводы:

- франчайзинг безопаснее собственного бизнеса, здесь меньше рисков, покупаемый бренд, как правило, уже известен, и можно полагаться на всевозможную поддержку от франчайзера;

- популярность франчайзинга в России стремительно растет, российские кафе и рестораны, благодаря франчайзингу, выходят на мировой уровень;

- однако использование франчайзинга в России может привести к ряду проблем, поскольку в настоящее время франчайзинг является относительно новым и недостаточно изученным по сравнению с другими странами.

Список используемой литературы:

1. Франчайзинг как форма начала бизнеса - Санкт-Петербург: АИБ, 2014. - С. 9-19.

2.Российская ассоциация франчайзинга. [Электронный ресурс] URL: https://rusfranch.ru/u/www/images/brands/16eb7e07dcc5033fe25d564802ded9ab.png (дата обращения 02.05.2019).

3. ГОСТ Р 50764-2009. Услуги общественного питания. Общие требования. Группа: Г70. Дата введения 01-01-2011 - М.: Стандартинформ, 2010. - С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.