Научная статья на тему 'Франчайзинг как форма развития предпринимательства в Узбекистане'

Франчайзинг как форма развития предпринимательства в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
франчайзинг / дистрибьютор / сетевые / паушальный взнос / фиксированная сумма / концепция бизнеса / бренды / монополизм. / franchising / distributor / sets / firths pay / fiscation sums bisness conception / modern brand / monopolistic.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саманов Абдурашид Андамович

В статье изложены основные понятия по франчайзингу как смешанной формы крупного и мел­ кого предпринимательства. приведены основные виды и формы франчайзинга. Выделены основные научные моменты франчайзинга по исследованиям основателей этой формы предпринимательства, а также отмечены преимущества и недостатки франчайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING IS AS FORM ADVENSED BISNESS IN UZBEKISTAN

There is described in the article the basic concepts of franchising as a mixed form of large and small businesses. The main types and forms of franchising are given. The main scientific points of franchising by the founders of this form of entrepreneurship are highlighted, and the advantages and disadvantages of franchising are noted.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как форма развития предпринимательства в Узбекистане»

Саманов Абдурашид Андамович,

старший преподаватель кафедры «Корпоративное управление» Ташкентского государственного технического университета

ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

УДК: 373.61

САМАНОВ А.А. ФРАНЧАЙЗИНГ УЗБЕКИСТОНДА ТАДБИРКОРЛИКНИНГ РИВОЖЛАНИШИ ШАКЛИ КУРИНИШИДА

Маколада йирик ва кичик тадбиркорлик фаолиятида франчайзингнинг асосий тушунчаси ёритил-ган. Шунингдек, франчайзингнинг асосий куриниши ва шакллари келтирилган. Тадбиркорликнинг бу шакли асосчилари тадкикотларига кура франчайзингнинг асосий илмий асослари ажратиб берилган х,амда ютук ва камчиликлари курсатилган.

Таянч иборалар: франчайзинг, дистрибьютор, тармокли, паушаль бадали, чекланган сумма, бизнес концепцияси, брендлар, монополизм.

САМАНОВ А.А. ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

В статье изложены основные понятия по франчайзингу как смешанной формы крупного и мелкого предпринимательства. Приведены основные виды и формы франчайзинга. Выделены основные научные моменты франчайзинга по исследованиям основателей этой формы предпринимательства, а также отмечены преимущества и недостатки франчайзинга.

Ключевые слова: франчайзинг, дистрибьютор, сетевые, паушальный взнос, фиксированная сумма, концепция бизнеса, бренды, монополизм.

SAMANOV A.A. FRANCHISING IS AS FORM ADVENSED BISNESS IN UZBEKISTAN

There is described in the article the basic concepts of franchising as a mixed form of large and small businesses. The main types and forms of franchising are given. The main scientific points of franchising by the founders of this form of entrepreneurship are highlighted, and the advantages and disadvantages of franchising are noted.

Keywords: franchising, distributor, sets, firths pay, fiscation sums bisness conception, modern brand, monopolistic.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)

Введение. Постепенная либерализация экономики и внедрение рыночных инструментов будут помогать росту предпринимательства в Узбекистане.

Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, система взаимовыгодных партнёрских отношений. Он объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, предпринимательства, но в целом остается самостоятельной формой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Взаимодействие крупного и мелкого предпринимательство осуществляться на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием-франчайзером и мелким-франчайзом. предметом договора должна быть обязанность франчайзера снабжать франчайзи или бизнесмена, работающего в рамках оговоренной территории за денежное вознаграждение своими товарами, апробированными технологиями бизнеса, передать ему исключительное право на производство и сбыт под торговой маркой и от имени франчайзера оговоренных товаров и услуг. Почти всегда фран-чайзи выплачивают единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой (брендом). Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярною плату за рекламу торговой марки, используемую франчайзи.

Основателем современной формы франчайзинга в мире стала всемирно известная компания Singer Sewing machine Company Иссак Зингер. Именно она в 1851 году заключила с дистрибьюторами своей продукции первый в мире письменный договор о передаче права на продажу и ремонт швейных машинок Зингер на определенной территории США, то есть, согласно современным нормам - заключила договор франшизы.

Опыт Зингера оказался очень удачным, и в 1898 году его идеей воспользовалась компания «General Motors», которая предложила своим партнерам дилерство. У компании «General Motors» не было средств для развития собственной розничной сети, поэтому компания обратилась за помощью к региональным посредникам. После чего франчайзинговую систему начали внедрять другие автопроизводители как Генри Форд (Henry Ford).

Актуальность темы исследования. В условиях трансформации экономики Узбекистана именно франчайзинг выступает безопасной формой предпринимательства для малого и микро бизнеса. Основные преимущества такой бизнес-модели для франчайзи (того, кто покупает франшизу):

- отлаженный механизм работы - проверенные технологии производства и управления;

- снижение рисков, так как партнер становится частью глобальной сети;

- доступ к базе знаний, сформированной на основе многолетнего опыта работы;

- сопровождение и поддержка на всех этапах развития;

- возможность масштабирования - выхода на новые рынки и регионы.

Во многих странах франчайзинг является успешной моделью ведения бизнеса. США, Франция, Великобритания, Германия, Испания, Италия - лидеры мирового франчайзинга.

Узбекистан тоже развивает этот формат бизнеса. По сравнению с такими странами как Украина, Россия, Белоруссия, Казахстан, фран-чайзинговый бизнес в Узбекистане находится на стартовых позициях.

В 2018 году в Узбекистан вошла крупнейшая российская сеть кофейни «Шоколадница» и всемирно известная сеть ресторанов общепита «KFC».

Постановка научной проблемы. Из истории развития франчайзинга в мире, можно отметить, что 1920-х годах в США начал развиваться стандартный товарный франчайзинг. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные снижения цены, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

После кризиса в экономике США 1930 года франчайзинг начали осваивать нефтеперерабатывающие компании. Так появились первые сетевые бензоколонки, принадлежавшие независимым франчайзи. Как правило, заправочные станции передавались мелким местным бизнесменам на условиях аренды.

Классический товарный франчайзинг, распределяющий в системе франчайзер - франчайзер

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)

товары, и услуги начал видоизменяться только в 1950-х годах.

- Франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака, ноу-хау, часто обеспечивает поставки сырья, компонентов, обучение персонала.

- Франчайзи покупает (выплачивает взносы) право ведения бизнеса по схеме, разработанной франчайзером. Франчайзи сам несёт затраты на подготовку, запуск и работу своего участка.

- Франшиза — система, описывающая все аспекты и условия ведения бизнеса, чтобы он соответствовал требованиям франчайзера.

- Паушальный взнос (с нем. die Pauschale «толстый кусок») — стоимость франшизы, фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе. Составляет: 9-11 % от общих стартовых затрат. Включает: бизнес-бук (регламент организации деятельности), бренд-бук (правила построения и использования элементов фирменного стиля, рекламы), управление и обучение персонала, методики продаж, рецептуры и технологии, формы учёта, отчётности, инструкции и т. д.

- Роялти — ежемесячный платёж за использование товарных знаков, патентов или иных авторских прав, принадлежащих франчайзеру. Может составлять 2-6 % от оборота/выручки или быть фиксированной суммой.

- Рекламный взнос — ежемесячный платёж для проведения глобальных рекламных и маркетинговых кампаний. Может составлять 1-3% от оборота/выручки или быть фиксированной суммой.

Цели исследования. Целью данного исследования является изучение франчайзинга как формы развития предпринимательства в Узбекистане, а также анализ различных видов франчайзинга.

Методы исследования. В процессе исследования использованы абстрактно-логические методы, аналитический, диагностический, сравнительного анализа, системный подход.

Научная значимость статьи. Исследование показало, что в настоящее время применяются такие виды франчайзинга

- Товарный. В основном в сфере торговли. Имея право, франчайзи может реализовывать товар выпущенный франчайзером. Франчай-зинговый договор регламентирует технологию продаж, ассортимент услуг и товаров и четкие

правила использования торговой марки производителя.

- Производственный (промышленный). С получением права он может производить и продавать продукцию под фирменным знаком франчайзера еще получает сырье и технологию, между ними оговаривается требования к процессу производства.

- Сервисный франчайзинг дается право заниматься услугами под фирменной маркой франчайзера, обеспечивающего партнера оборудованием, рекламной и маркетинговой технологией. Кроме этого, франчайзер контролирует процесс работы.

- Бизнес-формат. Франчайзер передает партнеру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида бизнеса. В документах четко оговаривается концепция бизнеса, даются подробные инструкции по обучению сотрудников, требования к оформлению интерьера, к униформе персонала. Регламентируется рекламная политика, ведение отчетности, взаимоотношения с поставщиками товара.

- Обратный. Франчайзер передаёт права франчайзи на ведение бизнеса под своим брендом. После чего франчайзер обеспечивается полным ассортиментом товаров согласно договору. Исключение составляет алкогольная продукция — она должна поставляться согласно договорам поставки. По итогам продаж франчайзер выплачивает (вознаграждение) франчайзи составляющий процент по договору.

Используются следующие формы франчайзинга:

- Прямой франчайзинг - это передача прав одному лицу по ведению бизнеса с ограничением территории.

- Субфранчайзинг - в этой форме франчайзер передает большую часть своих прав на закрепленной территории субфранчайзеру, включая право открывать свои предприятия и продавать франшизы третьим лицам.

Мастер-франшиза - очень близок к субфранчайзингу и используется, в деятельности крупных международных сетей. В отличие от предыдущей формы, при которой среднему звену делегируется только часть прав и обязанностей головной компании, в этом случае предполагается полная и эксклюзивная передача полномочий франчайзера мастер-франчайзи.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)

Основные результаты, выводы, предложения. Проведённый анализ позволил выявить преимущества и недостатки франчайзинга.

К преимуществам франчайзинга можно отнести следующие особенности:

- Использование проверенной бизнес -системы. Перед тем как франчайзер предложит свою франшизу, он должен «довести до ума» свою бизнес-систему, додумать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Чтобы эффективно развивать франчайзинговую сеть франчайзер должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

- Возможность выбора отрасли. У франчайзи есть возможность поближе ознакомиться с бизнесом франчайзера до того как инвестировать собственные средства. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.

- Возможность снизить риски. При открытии партнёрского предприятия и хорошо проработанной франчайзинговой программы, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого бизнеса, при франчайзинговом предприятии, франчайзер не оставляет партнёров одного с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.

- Удачный выход на рынок обеспечен. Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу это востребованность предоставляемых компанией - франчайзером товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.

- Минимальные затраты на рекламу и маркетинг. В связи с тем, что франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзин-гового предприятия на локальном рынке. Так же дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.

- Получение доступа к базе знаний франчайзера. Предоставляя партнёрам свою бизнес-систему франчайзер, передаёт не только отлаженный механизм, но и инструкцию по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих франчайзи тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.

- Гарантированная система поставок. Так как франчайзинг, для компаний является одним из приоритетных направлений деятельности, партнёры - франчайзи имеют самые лучшие условия, франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, и по вопросу поставки.

- Диверсификация бизнеса. Покупка франшизы может быть вариантом диверсификации в смежную отрасль, что позволяет снизить затраты и время на расширение бизнеса.

К недостаткам можно отнести следующие особенности франчайзинга:

- Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.

- Франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырьё и продукцию по завышенным ценам.

- Для франчайзи могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определённого срока или на определённой территории.

- Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.

В процессе проведенного исследования выявлено, что в настоящее время в Узбекистане имеются действующие франчайзинги, такие как известные гостиничные бренды, как Intercontinental, Radisson, Hyatt и т. д. Еще есть брендовые одежды как — Adidas, Giovanni Gentile, MEXX, Tommy Hilfiger, Morgan. Самыми старыми и первыми, присутствующими на рынке Узбекистана франшиз, - это торговые марки «1С: Бухгалтерия», система Paynet, всемирно известная

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)

«Coca-Cola». Также на рынке Узбекистана представлен сеть АЗС «Лукойл».

В Таджикистане ситуация похожа на нашу — франшизный формат бизнеса не так развит. На данный момент в Таджикистане оперируют франшизы Burger King, «Ашан», MEXX, Coca-Cola и др. Большинство крупных иностранных сетей открывается большими инвестиционными компаниями или при поддержке государства.

В Казахстане много интернациональных фран-чайзинговых сетей в довольно широком ассортименте. Даже McDonalds был открыт в Казахстане в марте 2016 года, и планирует открыть еще 15 ресторанов в последующие годы. Часто компании начинают расширение именно с Казакстана из-за быстрой окупаемости (Coca-Cola, Burger King, Adidas, KFC, Marriott, Intercontinental и т. д.).

Алуа Маулен, генеральный директор «East Star Capital Kyrgyz Republic» отмечает, что Центральная Азия не способна принять дорогостоящие франшизы. Цена франшизы должна находиться

в пределе 2 миллионов долларов США. При том, что партнер в Центральной Азии, как правило, выплачивает франчайзеру всего 7% от годового дохода. Таким образом, местные предприниматели не потянут жесткие условия крупных мировых игроков как, например, Макдоналдс, который предъявляет своим франчайзи ряд требований.

Например McDonalds, франчайзи в течение 5 лет должен построить 15 ресторанов с товарооборотом в 1,5 млн. долларов, и еще вся продукция должна быть вывезена из США, что значит не все частные лица могут вложиться в крупные проекты.

В заключении можно отметить, что развитие франчайзинга наряду с лизингом позволит быстрее решать проблему занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции, а значит и предпринимательства в стране.

Список литературы:

1. Указ Президента Узбекистана от 7 февраля 2017 года №УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».

2. Kotler, Ph. & Keller, K.L. Marketing Management. Global Edition 2015г.

3. Grant R. Contemporary Strategy Analysis (text only, without cases), 9th Edition, Wiley, 2016.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ I ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 10(130)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.