УДК [114:167:61]:530.191
А.Г. Маджуга, И.А. Синицина, Л.Б. Абдуллина,
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
Фрактально-резонансный подход как методология постнеклассического гуманитарного знания
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
Методология поиска путей оптимизации современного педагогического образования основывается на концептуальных положениях системного (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эль-конин, В.В. Давыдов и др.), ком-петентностного (А. А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев,
A.В. Хуторской и др.) и личност-но ориентированного(Е.В. Бонда-ревская, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, Н.Л. Селиванова, В.В. Сериков,
B.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.) подходов.
Вместе с тем в современной науке проявляется тенденция к интеграции нескольких подходов, которые необходимо рассматривать в контексте синергетической картины мира, несущей концептуальные идеи, отражающие качества и тенденции социальной действительности XXI века. В числе этих идей выделим следующие:
- мир представляет суперсистему, состоящую из иерархии взаимосвязанных подсистем разного уровня сложности, в которой системы более низкого иерархического уровня являются элементами систем более высокого уровня;
- мир находится в постоянном изменении. Этот глобальный процесс представляет периодическую смену разрушений старого и созиданий нового на пути самоорганизации и усложнения;
- самоорганизация и усложнение возможны лишь в открытых
диссипативных системах, которые обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией и далеки от термодинамического равновесия;
- закономерности развития систем носят вероятностный стохастический характер; случайность и неопределенность выступают как фундаментальное свойство всего сущего. Случайное изменение отдельных внешних или внутренних параметров системы, отклонение их от равновесного значения (флуктуации) могут вызвать неустойчивость состояния всей системы или ее частей и послужить конструктивным началом для усложнения и перехода системы на качественно новую ступень развития;
- процесс самоорганизации совершается в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости более высокого порядка;
- самоорганизация обусловлена кооперативными процессами, коллективным согласованным резонансным взаимодействием элементов системы, интеграцией их совместных усилий на пути развития системы. Именно благодаря им зарождаются новообразования, которые при благоприятных условиях могут перерасти в новую макроструктуру;
- развитие происходит по нелинейным законам [4].
Идея нелинейности может быть выражена в виде ряда теоретических положений: многовариантности, выбора альтернатив, темпа эволюции (скорости развития процессов в среде), необратимости эволюции. В этом контексте систему образования можно считать:
- открытой - в ней постоянно идет процесс обмена информацией между субъектами (интеракция, обратная связь);
© Маджуга А.Г, Синицина И.А., Абдуллина Л.Б., 2014
АНАТОЛИИ ГЕННАДЬЕВИЧ МАДЖУГА
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Стерли-тамакского филиала Башкирского государственного университета. Сфера научных интересов: психология здоровья, акмеовалеологический подход в образовании, педагогика здоровья, инновационные образовательные технологии в здоровьесбережении, здоровьесози-дающий подход в образовании. Автор более 320 публикаций
[<* S3I
ИРИНА
АНАТОЛЬЕВНА СИНИЦИНА
■«г
старший преподаватель кафедры психологии Стерлита-макского филиала Башкирского государственного университета. Сфера научных интересов: психология здоровья, музыкальная психология, здоровьесозидающий подход в образовании, арт-терапевтическое сопровождение образовательного процесса, профессиональная акмеология. Автор 85 публикаций
ЛИЛИЯ БАКИРОВНА АБДУЛЛИНА
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. Сфера научных интересов: психология учебно-познавательной активности, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе и вузе, управленческое консультирование в сфере образования. Автор более 100 публикаций
Рассматривается методология нового интегративного подхода - фрактально-резонансного, который является одним из концептуальных подходов постнеклассиче-ского научного знания. Впервые представляются и теоретически обосновываются принципы фрактально-резонансного подхода. Освещается взаимосвязь между феноменами «фрактал» и «резонанс», которая дает возможность выявить систему детерминант, оказывающих влияние на процесс формирования активной творческой позиции субъектов образовательного процесса. Раскрываются возможности фрактально-резонансного подхода в образовательном процессе школы и вуза.
Ключевые слова: синергетическая картина мира, нелинейность, многовариантность, синтоническая модель взаимодействия, фрактал, резонанс, фрактально-резонансный подход, принципы фрактально-резонансного подхода.
The article the methodology of the new integrative approach - fractal resonance, which is one of the conceptual approaches of the post-non-classical science considered. For the first time presented and theoretically grounded principles of fractal resonance approach. Highlights the relationship between the phenomena of «fractal» and «resonance», which makes it possible to identify the system of determinants influencing the process of forming the active creative position of subjects of educational process. Opportunities fractal resonance approach in the educational process of the school and university.
Key words: synergetic picture of the world, non-linearity, multivariate, syntonic interaction model, fractal resonance fractal-resonance approach principles of fractal resonance approach.
- нелинейной - меняется содержание образования, нелинейно соотношение процесса и результата, последний всегда отличен от замыслов участников образовательного процесса;
- неравновесной - постоянно увеличивается информационное пространство и выводит систему из равновесия;
- многовариантной - в образовательной системе создаются условия выбора, каждому субъекту предоставляется шанс индивидуального движения к успеху, стимулируются самостоятельный выбор и принятие ответственного решения;
- самоорганизующейся - предоставляется возможность взаимодействия между субъектами.
Важно подчеркнуть, что в условиях нелинейного образовательного процесса обучающимся предоставляется возможность самостоятельно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, реально участвовать в учении при поддерживающей роли педагога, что способствует сознательному отбору и аккумулированию значимых сведений и знаний о мире. Нелинейные образовательные технологии требуют нелинейных инструментов: адаптивных сетевых и виртуальных учебников, учебных и методических пособий, практикумов, тестов и комплексов оценки компетентности. При их разработке следует обеспечить дружественный и эргономич-
ный интерфейс, включить элементы психологического тестирования и психологической разгрузки.
В то же время современная синергетика и весь комплекс наук о самоорганизации показывают, что в образовательном процессе необходимо учитывать обратные связи, вовлеченность действий субъекта в сам объект, создание условий для формирования готовности участников образовательного процесса к совместной продуктивной деятельности. В этой связи необходимы разработка и теоретическое обоснование ин-тегративного подхода - фрактально-резонансного, объединяющего в одно логико-смысловое пространство несколько структур, цели которых подразумевают развитие у субъектов образовательного процесса рефлексивных свойств, эмоциональной отзывчивости и эмпатических способностей, необходимых для конструктивного взаимодействия.
В ракурсе рассматриваемой проблемы следует уточнить, что фрактал (от лат. fractus - дробленый, сломанный, разбитый) - это нерегулярная, но самоподобная структура, в которой один и тот же мотив повторяется в последовательно уменьшающемся масштабе. Про такие фигуры говорят, что они моделируют сами себя и представляют собой множество, части которого подобны целому. Как утверждает Б. Мандельброт, некоторые из фракталов непрерывно меняются, подобно движущимся облакам или мерцающему пламени, в то время как другие, подобно деревьям или нашим сосудистым системам, сохраняют структуру, приобретенную в процессе эволюции [10]. Следовательно, похожесть структур целого и части не сводится только к их тождественности, а предполагает большой спектр вариаций от идентичности до нечеткости и изменчивости, при этом свойство фрактальности распространяется и на функциональное содержание фракталов. На рис.
1-3 представлены различные виды фракталов.
Для введения понятия «фрактал» Б. Мандельброт не изобретал каких-то абсолютно новых теорий. Его работа заключалась в перестройке перцептивных схем и создании языка объяснения новых предметностей. Он ввел цельность представления в разрозненные нагромождения фактов и моделей, создав (предустановив) фрактальную гармонию - фрактальный порядок интерпретируемого мира, точнее, запустив интерсубъективный механизм самодостраивания, самоорганизации этого порядка [9].
В.Э. Войцеховичем были впервые описаны свойства фрактала как общенаучного понятия. По его мнению, фрактал представляет собой сетевое образование, существующее среди себе подобных объектов и связанное с ними. Автор считает, что фрактал - это неустойчивая система, постоянно находящаяся в процессе эволюции. Он самоподобен и бесконечно повторяет себя, при этом крайние состояния фрактала - устойчивые и неизменные [2].
Действительно, если говорить об общенаучном подходе к фракталам, все его дефиниции акцентируют свое внимание прежде всего на одном, главном признаке этого конструкта - его самоподобии, предполагающем наличие некоего инварианта, сохраняющегося при преобразованиях.
В настоящее время понятие «фрактал» широко используется в естественных науках, компьютерной графике, при анализе биржевых котировок. Кроме геометрии и архитектуры, идея фрактала используется для описания упорядочивания процессов из хаоса в сложных социальных системах на уровне сообществ, организаций. Например, в научной литературе представлены такие понятия, как «социальный фрактал», «культурный фрактал», «компетентностный фрактал» и др. Следовательно,
термин «фрактал» выступает емким и содержательным понятием, и его применение в современной педагогике и психологии является закономерным и естественным, поскольку человека можно рассматривать как информационную самоподобную структуру, пронизывающую физическое тело и выступающую как источник нелинейных фракталов. Таким образом, в ракурсе фрактального подхода находят свое объяснение особенности функционирования сложных многомерных систем, примером которых является человек.
Явление резонанса (от фр. resonance, лат. resono - звучу в ответ, откликаюсь) впервые было описано Галилео Галилеем в 1602 году в работах, посвященных исследованию маятников и музыкальных струн. В физике это понятие рассматривается как частотно-избирательный отклик колебательной системы на периодическое внешнее воздействие, при котором происходит резкое возрастание амплитуды стационарных колебаний.
Ключевая идея резонансного подхода в гуманитарных науках состоит в том, что правильнее и быстрее воспринимаются те стимулы, которые соответствуют потребностям, ценностям личности (К.Я. Вазина, О.С. Петров). У человека отклик на внешнее воздействие обеспечивается единством психофизиологических процессов - его индивидуальными ритмами, главными качествами которых являются сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов. При резонансном воздействии важна не его сила и интенсивность, а правильная пространственная организация влияния, в результате чего возникает целостное рефлексивно-диалогическое пространство, объединяющее субъектов общения.
Не отрицая достоинств и преимуществ резонансного и фрактального подхода, отметим, что для изучения многомерных нели-
Рис. 1. Фрактал в архитектуре
Рис. 2. Фрактал в природе
Рис. 3. Фрактал, созданный человеком
нейных феноменов, к которым может быть отнесено, в первую очередь, современное образование, важным является сочетание нескольких подходов, отражающих различные его аспекты. Важно подчеркнуть, что в свете представлений постнеклассического гуманитарного знания человек включается в контекст науки не только в качестве объекта исследования, а в качестве особого параметра по-
рядка, влияющего на результат научного знания. Кроме того, в построении научной картины мира должна быть учтена квинтэссенция естественно научного и метафизического знания, в которой человек выступает как многомерное существо в единстве иерархий телесной и духовной организации. Именно поэтому в методологии гуманитарного познания определяющую роль играет принципиально новый методологический подход - фрактально-резонансный, сущность и принципы которого представляют авторы.
Фрактально-резонансный подход предполагает учет биопси-хосоциокультурноэкзистенциаль-ной природы человека с присущими ему системными качествами (многомерностью, многоуровнево-стью, иерархичностью, полидетерминированностью, динамизмом и самоорганизацией в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью) и разработку на этой основе образовательных технологий, предполагающих реализацию синтонической модели взаимодействия (от англ. syntony -созвучность с окружением, направленность к окружению). Эта модель строится на идее, согласно которой у каждого человека есть «свое окно восприятия», свой способ репрезентации собственного взаимодействия с миром, вектор соприкосновения с действительностью. Она рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления и выделяет основные умения общения - определение желаемых целей, сенсорную остроту, гибкость, конгруэнтность, ресурсное состояние, позволяющие изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера, видеть в его поведении особенности его восприятия, мышления.
Резюмируя сказанное, отметим, что фрактально-резонансный подход рассматривает особенности возникновения сложных
целостных образований, к изучению которых нельзя подходить с позиций жесткого детерминизма и линейности. Вследствие этого определяющим началом в рамках этого подхода выступают возможность формирования дополнительного тезауруса, характеристик, параметров и величин, применяемых в границах синергетики (нелинейность, неравновесность, хаос, фрактальное блуждание, многомерность и др.), и объяснение фрактальной структуры многомерных феноменов (например, культуры), которая возникает на основе резонансных взаимодействий в открытом социодинами-ческом пространстве.
Рассмотрим особенности принципов, которые являются ведущими в процессе реализации фрактально-резонансного подхода.
Принцип иерархической упорядоченности. Предполагает необходимость учета не только внешней стороны иерархии, но и функциональных отношений между уровнями иерархии. В этой связи образовательное пространство рассматривается как множество образовательных систем, причем каждой из них отводится определенное место, где система не изолирована от других систем, а связана множеством коммуникаций со средой. При этом обеспечивается динамическое единство субъектов образовательного процесса и их отношений. В зависимости от условий, в которых находятся субъекты образовательного процесса, деятельность протекает на различных уровнях ее иерархии: операционном (человек-исполнитель), тактическом (человек-деятель), стратегическом (человек-творец).
Принцип резонанса. Его особенность состоит в использовании в образовательном процессе стимулов, релевантных потребностям или ценностям личности, при этом они воспринимаются правильнее и быстрее, чем не соответствующие им. Этот принцип
выражается в способности педагога создавать определенный внутренний настрой обучающегося в ходе трансляции социокультурного опыта, неотъемлемыми атрибутами которого являются познавательный интерес, ориентация человека на другого, умение услышать его «внутреннее звучание».
Принцип самоподобия (афин-ности). Позволяет вскрыть фрактальную природу организации человека как открытой системы, далекой от равновесия, в которой внутренняя динамика развития, соответствующая возрасту, существенно уступает интервалам изменений внешних условий. Принцип самоподобия позволяет гибко адаптировать процессы диверсификации, происходящие в сфере образования в условиях глобализации и интеграции, оптимизировать процессы управления человеческим капиталом и педагогическими инновациями. Важно подчеркнуть, что снижение степени самоподобия выражается в широкой диверсификации подходов, используемых для объяснения педагогических феноменов и образовательных технологий, позволяющих максимально актуализировать ресурсный потенциал участников образовательного процесса. Под этим принципом понимается как бы «голографич-ность» всякой органической формы, когда любой ее фрагмент содержит в себе потенцию целого. В этой связи целесообразно рассматривать его во взаимосвязи и взаимообусловленности с принципом природосообразности.
Принцип природосообразности. Ориентирован на раскрытие внутренних ресурсов личности учащегося, выявление уже заложенных в ней возможностей и воспроизводство человечества, обладающего высоким уровнем интеллектуально-творческого и физического потенциала. Критерием эффективности образовательного процесса выступает при этом его экологическое соответствие. Основными ха-
рактеристиками рассматриваемого принципа являются соответствие образования природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и учащегося через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия. Принцип природосообразности предусматривает обращение к личному опыту учащегося и естественным биоритмам человеческого организма, высвобождает ресурсы здоровья обучающегося, позволяет повысить эффективность приобретения им знаний и умений;
Принцип конгруэнтности (соответствия, согласованности, гармонии). Предполагает учет определенной соразмерности (конгруэнтности) между соответствующими показателями, определяющими эффективность образовательного процесса. Исходя из положений теории социальной установки, разработанной Д.Н. Узнадзе, можно констатировать, что любая готовность представляет собой установку, интегрирующую в себе когнитивный, аффективный и конативный компоненты. При этом в рамках фрактально-резонансного подхода каждый вид готовности может быть обозначен как фрактал. Принцип конгруэнтности предполагает согласованность всех видов готовности педагога к осуществлению своих профессиональных функций:
1)когнитивная готовность представляет собой определенный уровень познавательных интересов и эрудиции человека, осознание себя как индивидуальности, носителем культуры здоровья;
2) коммуникативная готовность характеризуется желанием и стремлением, способностями человека к взаимодействию с другими людьми, содружеству и сотворчеству в реализации образовательных программ;
3) нравственная готовность включает нравственные качества личности (ответственность, от-
зывчивость и др.), а также способности к самоуправлению;
4)потребностно-мотивацион-ная готовность предполагает активную позицию личности в самосозидании и созидании экологически здоровой среды, решении конкретных задач образования;
5) операционально-деятель-ностная готовность включает владение способами и приемами инновационной деятельности, позволяющими выделить проблему, проникнуть в ее суть и на этой основе конструировать и продуктивно решать инновационные профессионально-педагогические задачи;
6) эмоционально-волевая готовность включает положительное эмоциональное отношение и волевые усилия человека к самосовершенствованию в физическом, психическом и нравственном плане, отражает культуру чувств личности;
Принцип сетевого взаимодействия. Предполагает возникновение новой культуры совместной деятельности, обеспечивающей формирование готовности к партнерству участников образовательного процесса при сохранении своей уникальности. Сетевое взаимодействие представляет собой совместную деятельность участников образовательного процесса, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать индивидуальную траекторию в предметном содержании с использованием ресурсов открытой информационно-образовательной среды. Для сетевого взаимодействия как вида совместной деятельности характерны признаки высокого уровня культуры отношений, которые выражаются в доверии между партнерами, наличии общих целей и ценностей, а также признание взаимной ответственности субъектов взаимодействия за результат их совместной деятельности. В сетевом взаимодействии субъекты могут удовлетворять разные интересы, однако каждый из них заинтересован в
партнерских отношениях (синер-гетический эффект).
По мнению Н.Н. Моисеева, «единственный путь человека в составе биосферы - это путь коэволюции, т.е. такого изменения образа жизни людей, который улаживал бы их потребности с возможностями биосферы в том канале эволюции, который породил феномен человека и не вел бы ее к дальнейшей деградации» [8]. В этой связи принцип коэволюции (от лат. со -совместно и evolutio - развертывание) предусматривает соразвитие взаимодействующих систем (человека, культуры, здоровья, образования, природы), обеспечивающих их общий прогресс.
Принцип фрактальной гармонии. Утверждает идею о необходимости целостного развития человека - эмоционального, эстетического, интеллектуального, физического как системы, где каждый элемент находится во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Любой из экзистенциальных феноменов психики человека (разум, сознание, самосознание, нравственность, воля и другие) является интегральной характеристикой его сущности как целого, согласованным, кооперативным свойством системы. В то же время под принципом фрактальной гармонии следует понимать присутствие в образовательном процессе золотого сечения и сочетаний консонансов (созвучий) и диссонансов (несозвучий), построенных по октавному правилу. В ходе такого совместно диалогического взаимодействия участников образовательного процесса обеспечивается гармония трех способов освоения действительности - познавательного, эмоционального и действенного. Основными максимами в реализации принципа фрактальной гармонии в образовательном процессе современной школы можно обозначить следующие принципы здоровье-созидающей педагогики:
- «познай себя!» - изучив свои индивидуальные качества и особенности, определив характеристики среды, человек способен разумно соотнести «субъективного себя» с объективным миром вокруг, чтобы наилучшим образом войти в него;
- «прими себя!» - приспособиться к среде и своим собственным возможностям, принять все свои недостатки (а некоторые превратить в достоинства), неудачи, беды и несовершенства, поверить в собственные возможности преодоления трудностей и развития;
- «полюби себя!» - любовь дает силы для положительных измене-ний:позволяет развить свою индивидуальную неповторимую человеческую целостность, справляясь со своими слабостями, достигая самоодобрения и самоуважения;
- «будь собой!» - жить не вредя своему организму, определять себя и свою жизнь, стремиться к ее осуществлению в пределах возможного, сохранять себя, естественную и искусственную среду своего обитания, противостоять болезням, старению и другим формам деградации, увеличивать длительность полноценной работоспособности и жизнедеятельности;
- «владей собой!» - контроль человека за своим поведением, ответными реакциями на воздействие окружающей среды;
- «преобразуй себя!» - деятельность человека по преобразованию своего микросоциума и природной среды в позитивном плане: улучшение возможностей, свойств и способностей своего организма, качества жизни и среды обитания;
- «сотвори себя!» - самодеятельность личности в плане здо-ровьетворения - «твое здоровье -в твоих руках», познавая, развивая, совершенствуя, творя себя, человек осознает собственную ценность и индивидуальность, определяет себя творцом собственного здоровья и окружающей действительности;
Принцип самоорганизации и самодостраивания. В соответствии с ним в центре образовательного процесса находится самоопределяющаяся личность, обучающийся как субъект обучения, воспитания и развития, который занимает активно-творческую позицию, проявляет свободу самовыражения и самореализацию собственного «Я», осуществляет поиск индивидуальной стратегии в обучении и дальнейшем жизненном и профессиональном самоопределении. В рамках этого принципа обеспечивается ориентация на механизмы управления, поддерживающие активность, оптимизм, самостоятельность, способность к самодостраиванию и формированию гуманистических идеалов в экзистенциально-духовной сфере, где существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий, необходимых для решения поставленных целей;
Принцип самодетерминации. Учитывает не только воздействия, оказываемые на человека окружающей средой, но и его собственные стремления и способность согласовывать внешние требования с имеющимся у него потенциалом для достижения поставленной цели. Этот принцип учитывает значение активности самого человека, а также связь процессов социализации с процессами индивидуализации. Тем самым принцип самодетерминации направлен на развитие способности человека делать выбор, чувствовать в себе стимулы или какие-то иные силы, которые могут выступать в качестве детерминант его поведения.
Таким образом, теоретико-методологической основой для предпринятого в настоящей статье объяснения сущности многомерных феноменов, имеющих отношение к образовательной деятельности, послужили представления о категориях «фрактал», «резонанс» и их интеграция в теории и практике образования. Фрактально-резонансный подход,
определяя соотношение между феноменами «фрактал» и «резонанс», позволяет методологически усилить значимость процесса самоопределения и развития личности как субъекта деятельности, обеспечить равновесие образовательного процесса и его соответствие природе человеческого восприятия, а также экологическую чистоту, нацеленность на раскрытие личностного потенциала участников образовательного процесса в контексте синтониче-ской модели взаимодействия.
Литература
1. Вазина К.Я. Саморазвитие человека: резонансное взаимодействие с миром и с собой (концепция, опыт). М.: Изд-во ГУП, 2005. 123 с.
2. Войцехович В.Э. Фракталы и аттракторы социальной эволюции. URL: http://www.inauka.ru/ (дата обращения: 30.06.2014).
3. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП / пер. с англ. А.А. Ани-стратенко. СПб: Питер, 2008. 276 с.
4. Игнатова В. Концепции современного естествознания. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. 208 с.
5. Князева Е.Н. Основания синергетики. М., 2002. 414 с.
6. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития: монография. М.: Логос, 2014. 508 с.
7. Маджуга А. Г., Синицина И.А., Гильванов Р.Р., Мельников В.А. Взаимосвязь синергетической, камертонной и эмоциональной культуры личности: фрактально-резонансный подход // Ученые записки университета. 2014. № 8 (114). С.114-120.
8. Моисеев Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998 . № 8. С. 26-32 .
9. Тарасенко В.В. Метафизика фрактала. URL: http: // filosof. historic.ru/books (дата обращения: 12.08.2014).
10. Mandelbrot B.B. The Fractal Geometry of Nature. W.H. Freeman and Company. Sun Francisco, 1982.