УДК 37.015:008:1/14 (07)
ВЗАИМОСВЯЗЬ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ, КАМЕРТОННОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ: ФРАКТАЛЬНО РЕЗОНАНСНЫЙ
ПОДХОД
Анатолий Геннадьевич Маджуга, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, Ирина Анатольевна Синицина, старший преподаватель, Расуль Ринатович Гильванов, кандидат педагогических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета; Валерий Александрович Мельников, кандидат педагогических наук, профессор, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа
Аннотация
На современном этапе развития особую актуальность в науке приобретает синергетическая методология, определяющая практику моделирования саморазвивающихся систем, при этом преобладающей в исследовании становится интеграция научных подходов и синтез научных знаний, снимающие противоречия и образующие новое теоретическое единство. В статье представлены дефиниции понятий «фрактал», «резонанс», «родовой фрактал», «производный фрактал», «глобальная культура», раскрыта сущность фрактального и резонансного подходов и дано научное обоснование принципиально нового методологического подхода - фрактально-резонансного. Впервые авторы описывают взаимосвязь между синергетической, камертонной и эмоциональными культурами и обосновывают их закономерности с позиций постнеклассической научной парадигмы и фрактально-резонансного подхода. Особое внимание они уделяют рассмотрению базовых и дополнительных компонентов синергетической, камертонной и эмоциональной культур, которые выступают в качестве их системообразующих единиц.
Ключевые слова: синергетическая культура, камертонная культура, эмоциональная культура, глобальная культура, родовой фрактал, производный фрактал, постнеклассическая наука, фазовое пространство, фрактальный подход, резонансный подход, фрактально-резонансный подход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p114-120
INTERRELATION OF THE SYNERGISTIC, TUNING FORK AND EMOTIONAL CULTURE OF THE PERSONALITY: FRACTAL RESONANCE APPROACH
Anatoly Gennadievich Madzhuga, the doctor of psychological sciences, Department chair, Irina Anatolyevna Sinitsina, the senior lecturer, Rasul Rinatovich Gilvanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sterlitamak branch of Bashkir State University; Valery Alexandrovich Melnikov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ufa State Petroleum Technological University
Annotation
At the present stage of development the synergetic methodology is of particular relevance in science defining the practice of modeling of the self-developing systems, at that in the study the integration of the scientific approaches and synthesis of the scientific knowledge becomes the predominant, eliminating the contradictions and forming the new theoretical unity. The article presents the definition of the concepts of “fractal”, “resonance”, “generic fractal”, “derived fractal”, “global culture”, and reveals the essence of the fractal resonance approaches providing the scientific substantiation of the fundamentally new methodological approach - fractal resonance. For the first time we describe the relationship between synergistic, tuning fork and emotional cultures and justify their regularity from the standpoint of the scientific paradigms and postclassical fractal resonance approach. Particular attention is paid on the basic and additional components of the synergistic, tuning fork and emotional cultures, which serve as the backbone of their units.
Keywords: synergetic culture, tuning culture, emotional culture, global culture, tribal fractal, derived fractal, postclassical science, phase space, fractal approach, resonant approach, fractal-resonant ap-
ргоаск
Интенсивное развитие идей синергетики ведет к радикальной смене парадигм, «переключению гештальта» от образов порядка к образам хаоса, генерирующим новые упорядоченные структуры, от размерности к соразмерности, фрактальному самоподобию образований и структур мира. Развивающиеся процессы глобализации, появление новых информационных технологий обусловливают развитие у человека способности меняться в целях успешной адаптации к новым условиям, теоретически и практически расширять проникновение и вживание в новое пространство. Эта способность требует владения навыками «перенастройки» мышления, сопровождается интеллектуализацией поиска этических норм, эстетических и нравственных ценностей, формированием умения встраиваться в социокультурную среду, оттеснением эмоциональных способов принятия решения на задний план рефлексии. В поиске социокультурных смыслов, личности необходимо осуществлять самопознание, саморефлексию и самодостраивание визуальных и мысленных образов, идей и представлений, что возможно в условиях взаимосвязи синергетической, камертонной и эмоциональной культур. При этом рефлексия целостности и гармоничного взаимодействия этих культур возможна на основе когнитивных моделей постнеклассической науки, которые в последние десятилетия начинают использоваться для исследования закономерностей динамики развития социокультурных процессов (В.И. Аршинов, Е.Н. Князева, Н.Н. Моисеева, К. Майнцер и др.). В данной статье мы предпримем попытку впервые представить взаимосвязь между синергетической, камертонной и эмоциональной культурами, которые обладают свойством структурного самоподобия и рассмотрим их роль в процессе развития личности.
При анализе вышеперечисленных видов культур, считаем целесообразным, обратиться к теории фракталов (Б. Мандельброт), которая разрабатывает образы комплексных социодинамических систем и включает в критерий истины такие понятия, как прогноз, динамика, нелинейность, возможность дальнейшего развития и совершенствования.
Обобщение и систематизация различных точек зрения на исследуемую проблему показали, что фрактал (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) - это нерегулярная, но самоподобная структура, в которой один и тот же мотив повторяется в последовательно уменьшающемся масштабе. Про такие фигуры говорят, что они моделируют сами себя и представляют собой множество, части которого подобны целому. «Некоторые из фракталов непрерывно меняются, подобно движущимся облакам или мерцающему пламени, в то время как другие, подобно деревьям или нашим сосудистым системам, сохраняют структуру, приобретенную в процессе эволюции», - утверждает Б. Мандельброт [10]. Следовательно, похожесть структур целого и части не сводится только к их тождественности, а предполагает большой спектр вариаций от идентичности до нечеткости и изменчивости, при этом свойство фрактальности распространяется и на функциональное содержание фракталов.
Для введения понятия «фрактал», Б. Мандельброт не изобретал каких-то абсолютно новых теорий, его работа заключалась в перестройке перцептивных схем и создании языка объяснения новых предметностей: «он ввел цельность представления в разрозненные нагромождения фактов и моделей, создав (предустановив) фрактальную гармонию -фрактальный порядок интерпретируемого мира, точнее запустив интерсубъективный механизм самодостраивания, самоорганизации этого порядка» [7].
В.Э. Войцеховичем были впервые описаны свойства фрактала как общенаучного понятия. По его мнению, фрактал представляет собой сетевое образование, существующее среди себе подобных объектов и связанное с ними. Автор считает, что фрактал это неустойчивая система, постоянно находящаяся в процессе эволюции. Он самоподобен и бесконечно повторяет себя, при этом крайние состояния фрактала - устойчивые и неизменные [2]. Действительно, если говорить об общенаучном подходе к фракталам, все его дефиниции акцентируют свое внимание, прежде всего, на одном, главном признаке дан-
ного конструкта - его самоподобии, предполагающем наличие некоего инварианта, сохраняющегося при преобразованиях.
В настоящее время, понятие «фрактал» широко используется в естественных науках, в компьютерной графике, при анализе биржевых котировок. Кроме геометрии и архитектуры, идея фрактала используется для описания упорядочивания процессов «из хаоса» в сложных социальных системах на уровне сообществ, организаций, например, в научной литературе представлены такие понятия, как «социальный фрактал», «культурный фрактал», «компетентностный фрактал» и др. Следовательно, понятие «фрактал», выступает емким и содержательным понятием и его применение в современной педагогике и психологии является закономерным и естественным, поскольку человека можно рассматривать как информационную самоподобную структуру, пронизывающую физическое тело и выступающую как источник нелинейных фракталов. Таким образом, в ракурсе фрактального подхода, находят свое объяснение особенности функционирования сложных многомерных систем, примером которой является человек.
Трактуя эмоциональную, камертонную и синергетическую культуру как фрактальную конструкцию, необходимо проанализировать пространство, в котором она существует. Таким пространством является глобальная культура человечества - метакультура, посткультура, которая обладает признаками фрактальной структуры и объединяет в себе фракталы более частных культур, содержит в себе все возможные траектории развития составляющих ее фракталов, их проявлений и базовых доминант [6]. Именно поэтому, глобальная культура, выступает в качестве глобального тезауруса, который обладает всеми возможными смыслами, сценариями поведения и предикатами составляющих ее культурных фракталов. С позиций синергетического подхода, глобальная культура предстает как сложная динамическая система, с присущей ей мозаичностью, неустойчивостью, но при этом, обладающая внутренним единством и целостностью. В периоды неустойчивости и состояния хаоса, которое, по сути, является креативной фазой выбора пути дальнейшего развития, складывается новое смысловое единство культуры и таких структур, траекторий развития, бифуркаций может быть большое количество.
На наш взгляд, в границах глобальной культуры (фрактальной структуры) целесообразно выделить: фрактал синергетической культуры; фрактал камертонной культуры; фрактал эмоциональной культуры.
Названные фракталы, входящие в состав фрактальной структуры, могут обладать свойством иерархической амбивалентности, предполагающим одновременную реализацию ими характеристик, как исходного целого (родового фрактала), так и зависимой части (производного фрактала). Так, например, фрактал синергетической культуры является родовым для фрактала камертонной культуры личности и производным для фрактала эмоциональной культуры. Влияние родового фрактала на характер производного фрактала осуществляется посредством фрактального тезауруса, который представляет собой структурно-содержательную конструкцию, выступающую арсеналом всех потенциально возможных сценариев, смыслов, тенденций и предикатов.
В общем случае фрактал синергетической культуры личности включает, прежде всего, комплекс синергетических знаний и умений, идей, ценностей, мировоззренческих установок, способов познания, мышления, опыт творческой и практической деятельности. В основе формирования синергетической культуры личности лежит учение о самоорганизации, которое является универсальной теорией, отражающей принципы и закономерности эволюции социоприродного и духовного мира в их взаимосвязи. В целом, синергетическая культура представляет собой синтез всех компонентов общечеловеческой культуры (естественнонаучной, гуманитарной, религиозной, восточной и западной и др.), является основой общей культуры, выражающей характер и новый качественный уровень отношений между человеком, обществом и природой. Синергетическая культура рассматривается как целостное проявление духовных, материальных и природных цен-
ностей, созданных и сохраненных в процессе социокультурного развития цивилизации. Она определяет механизм функционирования и развития взаимоотношений в системе «человек-природа-общество-культура», которая эволюционирует, благодаря законам самоорганизации материи. На уровне общества синергетическая культура - совокупность социально принятых ценностей, норм, технологий, природосообразных практик, реализуемых обществом через создание экономических, мировоззренческих, моральных и других условий, соблюдение которых обеспечит устойчивое развитие нынешней социопри-родной среды, т.е. она является гуманитарным императивом постнеклассической науки
[5].
Следует отметить, что фрактал камертонной культуры - это строгая система мировоззренческих, религиозных представлений, этических норм, эстетических и нравственных ценностей, органичных национальной культуре, составляющих ее идеальное ядро [4]. Она формируется в процессе развития общества в зависимости от психологических, климатических, географических, исторических условий существования людей данной общности и выполняет, в частности, функцию их социальной и психологической защиты, обеспечивая условия для продуктивной коммуникации и общественного развития. По мнению С. Л. Рубинштейна, камертонная культура выполняет функцию «резервуара», в который человек на протяжении истории откладывает, сохраняя, все лучшее. Она выступает наиболее стабильным и психически созидательным образованием сложной иерархической системы. Отражая ценности камертонной культуры, пространство глобальной культуры заполняют различные виды субкультур. Более того, определенные сегменты глобальной культуры заполняются культурой неорганичной - представляющей ценности иной, национальной, исторической, географической среды. Следовательно, камертонная культура транслирует свое содержание посредством художественных произведений, различных текстов и артефактов. Камертонная культура содержит установки мировоззренческих смысловых уровней, в частности, социального, бытового, национально-культурного и духовного. При этом, чем полнее интериоризация ценностей камертонной культуры, тем больше смысловых альтернатив, вариантов индивидуального выбора форм свободного поведения в контексте глобальной культуры.
Фрактал эмоциональной культуры представляет собой совокупность средств повышения степени рефлексивной саморегуляции субъектом эмоционально-аффективной сферы собственной психики, а также партнеров по общению [3]. С точки зрения П.М. Якобсона, эмоциональная культура включает отзывчивость на достаточно широкий круг объектов; способность ценить и уважать чувства другого человека; способность к сопереживанию с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и умение делить свои переживания с другими людьми [9].
Взаимосвязь между обозначенными фракталами отражается через ряд базовых компонентов, в роли которых выступают нравственный, творческий и коммуникативный компоненты. Нравственный компонент - включает в себя общечеловеческие ценности, нравственные чувства, эмоционально-ценностные отношения. Творческий компонент включает потребность в творчестве, опыт творческой деятельности, преобразовательную деятельность. Коммуникативный компонент заключается в потребности в общении, грамотности построения различных коммуникаций, умении взаимодействовать с группой.
Наряду с обозначенными базовыми компонентами существуют дополнительные компоненты, которые учитывают особенности, характеризующие расово-этническую принадлежность и механизмы личностной рефлексии. К этим компонентам мы относим национальный компонент, который включает этнические ценности, историко-этническое сознание и национальное самосознание; диалогический компонент, который определяется стремлением личности к самопознанию; возможностями самосовершенствования и отношениями к возрастающей ответственности. Важно подчеркнуть, что диалогический компонент заключается в особом уровне коммуникативного процесса, где суть диалога
представлена обращением к самому себе и взаимодействием сознания с миром культуры. Основанием поступков, действий человека как личности, направленных на себя, является свобода, определяющая самодетерминацию личности, реализующая ее жизнедеятельность, помогающая человеку выработать идею о самом себе. Диалог рассматривается в русле самодетерминации, понимается и принимается как возможность изменения себя, где выступает как структурообразующее начало самоактуализации личности. Внутренний диалог является основой самосознания и самопознания, способности к проблемати-зации общения, к лабильности его способов и легкости смены позиций. В процессе внутреннего диалога личность приобретает широкий спектр мотивов, стимулирующих ее созидательную деятельность. Важное новообразование на основе диалога с собой, присущее самоактуализирующейся личности - это способность к созданию новой позиции в отношении к миру, к людям, к природе, к себе.
Резюмируя сказанное, отметим, что взаимосвязи, существующие между фракталами синергетической, камертонной и эмоциональной культуры определяются через признание права личности на индивидуальный творческий вклад, личностную инициативу, свободу самовыражения и саморазвития.
По мнению ученых, эволюцию динамических систем во времени, чем является глобальная культура удобно анализировать с помощью фазового пространства системы, которое представляет собой совокупность всех ее возможных состояний и чем больше переменных требуется для описания состояния системы, тем больше его «мерность» [1; 8].
В результате обмена ресурсами с другими системами, а также случайных флуктуаций с течением времени параметры системы изменяются, постепенно происходит последовательная смена состояний и здесь значимую роль играют кооперативные процессы внутри самой системы, основывающиеся на когерентном (согласованном), взаимопод-держивающем соразвитии элементов зарождающейся фрактальной структуры. Чем разнообразнее состав системы, чем выше способность ее элементов к кооперации, тем больше возможностей для образования новых типов внутренних взаимосвязей, тем выше адаптивные возможности системы, а значит, и стабильнее ее функционирование. При благоприятных условиях происходит перерождение фрактала в новую макроструктуру, в результате которого, система переходит в новое качественное состояние. На рис.1 представлена концептуальная модель взаимосвязи между фракталами синергетической, камертонной и эмоциональной культур в фазовом пространстве глобальной культуры.
Для установления обозначенной взаимосвязи, наряду с фрактальным подходом, целесообразно применить резонансный подход. Явление резонанса (франц. resonance, от лат. resono - звучу в ответ, откликаюсь) впервые было описано Галилео Галилеем в 1602 г в работах, посвященных исследованию маятников и музыкальных струн. В физике данное понятие рассматривается как частотно-избирательный отклик колебательной системы на периодическое внешнее воздействие, при котором происходит резкое возрастание амплитуды стационарных колебаний.
Ключевая идея резонансного подхода в гуманитарных науках состоит в том, что правильнее и быстрее воспринимаются те стимулы, которые соответствуют потребностям, ценностям личности (К.Я. Вазина, О.С. Петров). У человека отклик на внешнее воздействие обеспечивается единством психофизиологических процессов - его индивидуальными ритмами, главными качествами которых являются сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов. При резонансном воздействии важна не его сила и интенсивность, а правильная пространственная организация влияния, в результате чего возникает целостное рефлексивно-диалогическое пространство, объединяющее субъектов общения.
Не отрицая достоинств и преимуществ резонансного и фрактального подхода, отметим, что для постижения взаимосвязи между эмоциональной, камертонной и синерге-
тической культурами, важным является сочетание нескольких подходов, отражающих различные их аспекты. В этой связи целесообразно использовать принципиально новый
методологический подход - фрактально-резонансный.
Рис. 1. Концептуальная модель взаимосвязи между фракталами синергетической, камертонной и эмоциональной культур в фазовом пространстве глобальной культуры
Фрактально-резонансный подход предполагает учет био-психо-социо-культурно-экзистенциальной природы человека с присущими ему системными качествами: многомерностью, многоуровневостью, иерархичностью, полидетерминированностью, динамизмом и самоорганизацией в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью и разработку на этой основе образовательных технологий, предполагающих реализацию синтонической модели взаимодействия (от ^уМвпу созвучность с окружением, направленность к окружению). Данная модель строится на идее на том, что у каждого человека есть «свое окно восприятия», свой способ репрезентации собственного взаимодействия с миром, вектор соприкосновения с действительностью и рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления и выделяет основные умения общения - определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, ресурсное состояние, позволяющих изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера, видеть в поведении партнера особенности его восприятия, мышления.
Резюмируя сказанное, отметим, что фрактально-резонансный подход рассматривает особенности возникновения сложных целостных образований, к изучению которых нельзя подходить с позиций жесткого детерминизма и линейности. Определяющим началом в рамках обозначенного подхода выступает возможность формирования дополнительного тезауруса, характеристик, параметров и величин, применяемых в границах синергетики (нелинейность, неравновесность, хаос, фрактальное блуждание, многомерность и др.) и объяснение фрактальной структуры многомерных феноменов (например, культура), которая возникает на основе резонансных взаимодействий в открытом социо-динамическом пространстве. Основополагающим принципом в рамках резонанснофрактального подхода является принцип иерархической упорядоченности. При этом, можно выделить категории родового и производного фракталов, которые соотносятся
друг с другом как «фазовое пространство» и точка в этом пространстве. Иными словами, родовой фрактал представляет собой некий контур, который содержит совокупность всех возможных сценариев развития производного фрактала. Родовой фрактал уменьшает степень свободы производного фрактала, что снижает деструктивный и конструктивный потенциал последнего. Протородовым фракталом, содержащим в себе вариации развития всех сегментов, всех составляющих его фракталов является сама фрактальная структура
- глобальная культура человечества и любой фрактальный сегмент выступает в его границах точкой в фазовом пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буданов, В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании / В.Г. Буданов. - М. : Книжный дом «Либроком», 2009.- 240 с.
2. Войцекович, В.Э. Фракталы и аттракторы социальной эволюции [Электронный ресурс] / В.Э. Войцекович // URL: http://www.inauka.ru/blogs/article. - Дата обращения 30.06.2014.
3. Казанцева, Г.Н. Формирование и развитие эмоциональной культуры студентов / Г.Н. Казанцева ; Стерлитамак. филиал Башкирского гос. ун-та. - Стерлитамак : [б.и.], 2014. - 193 с.
4. Кыштымова, И.М. Психосемиотика креативности / И.М. Каштамова. - Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2008. - 579 с.
5. Маджуга, А.Г. Синергетика и образование. Основные положения концептуальной
модели : монография / А.Г. Маджуга, Э.Ф. Асадуллин, С.Х. Асадуллина. - Saarbrucken: LAB
LAMBERT Academic Publishing GmbH, 2013. - 405 c.
6. Стёпин, В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая реальность /
В.С. Степин // Вопросы философии. - 2003. - № 6. - С. 5-17.
7. Тарасенко, В.В. Метафизика фрактала [Электронный ресурс] // URL:
http://filosof.historic.ru/books. - Дата обращения 12.08.2014.
8. Хакен, Г. Основные понятия синергетики / Г. Хакен // Синергетическая парадигма. - М.
: Мир, 2000. - С. 28-57.
9. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П.М. Якобсон. - М. : Знание, 1976.
- 64 c.
10. Mandelbrot, B.B. The Fractal Geometry of Nature / B.B. Mandelbrot. - Sun-Francisco : W.H. Freeman and Company, 1982. - 470 p.
REFERENCES
1. Budanov, V.G. (2009), Methodology synergy postnonclassical in science and education, Book House "Librokom", Moscow.
2. Voytsekovich, V.E., Fractals and attractors of social evolution, available at: http://www.inauka.ru/blogs/article
3. Kazantseva, G.N. (2014), Formation and development of the emotional culture of the students, publishing house Sterlitamakski branch BSU, Sterlitamak.
4. Kyshtymova, I.M. (2008), Psycho-semiotics creativity, publishing house Irkutsk State University, Irkutsk.
5. Madzhuga, A.G. Asadullin E.F. and Asadullina S.H. (2013), Synergetics and education. The main provisions of the conceptual model: monograph, LAB LAMBERT Academic Publishing GmbH.
6. Stepin, V.S. (2003), “Self-developing systems and postnonclassical reality”, Problems of Philosophy, No. 6, pp. 5-17.
7. Tarasenko, V.V., Metaphysics fractal, available at: http://filosof.historic.ru/books.
8. Haken, H. (2000), “Basic concepts of synergy”, Synergetic Paradigm, publishing house “Peace”, Moscow, pp. 28-57.
9. Jacobson, P. (1976), Emotion, their development and education, Knowledge, Moscow
10. Mandelbrot, B.B. (1982), The Fractal Geometry of Nature, W.H. Freeman and Company, Sun-Francisco.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.08.2014.