Фрактальная природа организационной культуры Fractal nature of organizational culture
Исопескуль Ольга Юрьевна, к.э.н., доцент Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики - Пермь Кафедра стратегического менеджмента e-mail: isopeskul@gmail. com IsopeskulOU@hse.perm.ru
Isopeskul Olga Ur’evna/ O.U. Isopeskul Candidate of Economics, Associate Professor of Strategic Management in High School of
Economics in Perm e-mail: isopeskul@gmail.com. IsopeskulOU@hse.perm.ru
Аннотация: В статье представлена фрактальная концепция организационной культуры предприятия. Данный феномен рассматривается в контексте функционирования фрактальной структуры «Глобальная культура человечества», объединяющей родовые и производные фракталы на принципах иерархической амбивалентности. В работе осуществлена декомпозиция основных фракталов фрактальной структуры, представлены механизмы их формирования и взаимовлияния.
Abstract: The article presents the organizational culture using fractal approach. This phenomenon is considered in the context of “Global human culture” which combines primary and derivative fractals using a principal of hierarchical ambivalence. In the paper the main fractals of fractal structure are decomposed and the mechanisms of their development are presented.
Ключевые слова: фракталы, организационная культура, национальная культура, индивидуальная культура личности, региональная культура, аттрактор, фрактальный тезаурус, сегментарный тезаурус.
Keywords: fractals, organizational culture, national culture, individual culture of personality, regional culture, attractor, fractal thesaurus, segment thesaurus.
Введение
В настоящее время методологические доминанты системных исследований смещаются в область изучения эволюции сложных изменяющихся систем, предполагающей богатство возможных форм, большую степенью неопределенности и сложности, а также разнообразие внутренних импульсов. Данные тенденции сконцентрированы в рамках системносинергетического подхода, который ученые трактуют как актуальный этап развития системной методологии. Системно-синергетический подход открывает дополнительные возможности в развитии методологии исследований
и фокусируется на специальных видах систем, позволяя выделить и исследовать особенности строения, функционирования и развития, свойства и характеристики данного вида систем в противовес изучения систем вообще [3, с.5].
Применение методологических инструментов системно-синергетического подхода к исследованию проблем управления предприятием может стать чрезвычайно продуктивным и перспективным намерением, поскольку организация выступает в качестве сложной системы, в которой эффект управляющего воздействия традиционно не прямопропорционален приложенным усилиям.
Одним из современных направлений системно-синергетического подхода является фрактальная теория.
Родоначальник фрактального подхода Б. Мандельброт отмечает: «...Природа демонстрирует нам не просто высокую степень, а совершенно другой уровень сложности. Описание многих нерегулярных и фрагментированных структур вокруг нас ведет к полноценным теориям, идентифицируемым с семейством форм, которые я назвал фракталами. Фрактал
- это структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому» [9, с.4].
В конце XX века все больше стала распространяться идея о том, что фрактальная теория может стать новым общенаучным походом. Х.Ю. Варнеке отмечает: «Поскольку между фракталами, с одной стороны, и структурой многих природных явлений, с другой, существует тесная связь, неудивительно, что фрактальная геометрия проникла уже во многие области науки. К ним относятся: физика, химия, биология, статистика, астрономия, метеорология и экономика» [1, с.154] . В.В. Тарасенко считает, что «.если у нас есть возможность обсудить свои прикладные проблемы с помощью понятия «фрактал», не пускаясь в дискуссии о его генезисе и онтологическом смысле, то у нас есть возможность создать механизмы употребления этого понятия и конституировать его в научном дискурсе, элиминировать метафизические
проблемы, связанные с уточнением и определением фундаментальных категорий» [6].
М.В. Чекулаев предположил, что «термин «фрактал», используемый в бизнесе имеет мало общего с тем, что он означает в математическом моделировании. Общее одно: принцип функционирования рекурсивных
моделей, в которых предполагается, что по известному историческому ряду можно выяснить будущее значение последовательности» [8].
Действительно, если говорить об общенаучном подходе к фракталам, все его дефиниции акцентируют свое внимание, прежде всего, на одном, главном признаке данного конструкта - его самоподобии (аффинности), предполагающем наличие некоего инварианта, сохраняющегося при преобразованиях.
В современной науке принято разделять жесткое самоподобие, связанное с инвариантностью относительно масштабных преобразований и нежесткое (ковариантное) самоподобие. Иными словами можно говорить о линейных и нелинейных фракталах. Для первых характерно абсолютно точное соблюдение принципа самоподобия. В нелинейных фракталах аффинный принцип выдержан с меньше точностью. А.И. Тишин и Т.Н. Эгембердиев замечают, что «во фрактальной интерпретации. подобность, похожесть структур целого и части не сводится лишь к их идентичности, а предполагает широчайший спектр вариаций от тождественности до «размытости», граничащей с неподобием» [7].
В.Э. Войцехович сформулировал следующие свойства фрактала как общенаучного понятия:
1. Фрактал - это сетевое образование, существующее среди себе подобных объектов и связанное с ними. Это «мягкая» неустойчивая система, постоянно находящаяся в процессе эволюции.
2. Фрактал самоподобен и бесконечно повторяет себя.
3. Крайние состояния фрактала - устойчивые и неизменные. [2].
Подобные же характеристики определил в качестве доминирующих и
Х.Ю. Варнеке [1, с. 158-165].
Организационная культура является сложным, целостным образованием, к изучению которого нельзя подходить с позиции жесткого детерминизма и линейности. И это закономерно, учитывая, что носителем культуры является человек, обладающий свободой выбора. Ограниченность трендов развития организационной культуры и ее предопределенность, обусловленная тесной взаимосвязью с национальной культурой в сочетании с нелинейностью и многовариантностью данного организационного феномена свидетельствуют о его фрактальной природе.
Фрактальная структура
Трактуя организационную культуру как фрактальную конструкцию необходимо проанализировать пространство, в котором она существует. Таким пространством является глобальная культура человечества, которая обладает признаками фрактальной структуры и объединяет в себе фракталы более частных культур.
Фрактальная структура (глобальная культура человечества) - это некоторое сложное соционормативное целое, имплицитно содержащее в себе все возможные траектории развития составляющих ее фракталов, их проявлений и базовых доминант. Глобальная культура, таким образом, выступает в качестве глобального тезауруса, который обладает всеми возможными смыслами, сценариями поведения и предикатами составляющих ее культурных фракталов. Культура предстает как система, обладающая внутренним единством, целостностью, несмотря на внешнюю мозаичность.
В границах фрактальной структуры целесообразно выделить:
- фрактал национальной культуры (ФНК) - явление соционормативного порядка, обеспечивающее координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках конкретной популяции, которое предохраняет ее от распада и способствует адаптации членов популяции к внешним и внутренним условиям. При этом в нашей модели границы национальной культуры определяются границами государств.
- фрактал региональной культуры (ФРК), то есть культуры обособленной популяции в рамках национальной культуры, которая имеет характерные специфические черты, влияющие на характер поведения индивидов.
- фрактал индивидуальной культуры отдельной личности (ФКЛ) -субъективная полифоничная выборка содержательных элементов тех фракталов, членом которого является индивид, обладающая многообразием и глубиной проявления.
- фрактал организационной культуры (ФОК) - культура отдельной бизнес-единицы, как синергетической совокупности уникальных индивидуальных культур, формируемой в процессе общей целеориентированной профессиональной деятельности.
Каждый из фракталов включает в себя совокупность сегментов. Например, фрактал национальной культуры (ФНК) состоит из национальной культуры 1(НКл), национальной культуры 2(НК2), национальной культуры 3 (НКз), национальной культуры 4 (НК4) и т.д. Подобная же структура наблюдается и в фракталах региональной, организационной культуры и культуры отдельного индивида.
Конфигурация анализируемой фрактальной структуры определяется принципом иерархической упорядоченности. При этом мы выделяем категории родового и производного фракталов, которые соотносятся друг с другом как «фазовое пространство» и точка в этом пространстве. Иными словами, родовой фрактал представляет собой некий контур, который содержит совокупность всех возможных сценариев развития производного фрактала. Родовой фрактал уменьшает степень свободы производного фрактала, что снижает деструктивный или конструктивный потенциал последнего. Протородовым фракталом, содержащим в себе вариации развития всех сегментов всех составляющих его фракталов, является сама фрактальная структура -глобальная культура человечества и любой фрактальный сегмент выступает в его границах «точкой в фазовом пространстве» (рис.1.2.1)
Рис. 1.Фрактальная структура «Глобальная культура человечества»
На рис. 1. представлена визуализация отношений взаимозависимости между различными культурными фракталами (ФГКЧ - ФНК - ФРК - ФКЛ -ФОК). При этом отметим, что вид данной фрактальной структуры имеет абстрактный характер и может быть изменен. Очевидно, что в реальности конфигурация фрактала должна характеризоваться огромным числом вершин, обусловленным количеством входящих в его состав фрактальных сегментов, однако иная форма визуализации не окажет влияния на понимание взаимосвязи между соподчиненными элементами фрактальной структуры.
Фракталы, входящие в состав фрактальной структуры могут обладать свойством иерархической амбивалентности, предполагающим одновременную реализацию ими характеристик как исходного целого (родового фрактала), так и зависимой части (производного фрактала). Например, фрактал региональной культуры является родовым для фрактала индивидуальной культуры личности и производным для фрактала национальной культуры.
Влияние родового фрактала на характер производного фрактала осуществляется посредством фрактального тезауруса, который представляет собой структурно-содержательную конструкцию, выступающую арсеналом всех потенциально возможных сценариев, смыслов, тенденций и предикатов.
Фрактальный тезаурус всегда находится в состоянии обновления вследствие интенсивного взаимообмена информацией внутри фрактала - между тезаурусами отдельных сегментов (сегментарных тезаурусов). При этом поскольку конструкт фрактального тезауруса обладает характеристиками динамичности, его контуры являются нечеткими, подвижными и малоустойчивыми. Поэтому фрактальный тезаурус родового фрактала для производного фрактала выступает в качестве нечеткой сферы, ограничивая, особенно на начальных этапах его формирования, горизонт возможных альтернатив развития и снижая степень стихийности данного процесса. Нечеткая сфера способствует появлению в сегментарных тезаурусах новых предикатов, отсутствующих у них в изолированном состоянии.
Осуществим поэтапную декомпозицию фрактальной структуры и рассмотрим каждый из составляющих его фракталов.
Фракталы национальной и региональной культуры
Фрактал национальной культуры существует в границах нечеткой сферы глобальной культуры (рис.2)
Рис. 2. Фрактал национальной культуры
Как видно из рис.2, национальные культуры (сегмент НК1, сегмент НК2, сегмент НКз, сегмент НК...п) развиваются в рамках нечеткой сферы глобальной
культуры человечества. Нечеткая сфера характеризуется периодическим нарушением относительной симметрии, обусловленным повышением энтропии в одном из фрактальных сегментов - диссипативных структурах. Локальное повышение энтропии может быть вызвано экономическими, политическими, религиозными, экологическими, научными и другими факторами. Накопление отдельным сегментом «нового качества» способствует обогащению его внутреннего (сегментарного) тезауруса и экспансии этого тезауруса в нечеткую сферу, которая получает и аккумулирует, а далее и транслирует тезаурусам других сегментов новое качество.
Локальное повышение энтропии внутри фрактала имеет временные ограничения, обусловленные скоростью процессов аккумулирования и перераспределения «нового качества» его сегментам на основе фрактального самоподобия (синхронизации). Результатами такого перераспределения являются: во-первых, изменение нечеткой сферы и, как следствие,
сегментарных тезаурусов и, во-вторых, восстановление относительной симметрии нечеткой сферы, но уже на другом качественном уровне.
Сегментарный взаимообмен происходит как через непосредственное взаимодействие сегментов в рамках локальных информационных полей (на рис. 1 - ИПі, ИП2, ИП...п), так и опосредовано, через импортирование «нового качества» из нечеткой сферы, синтезирующей его на основе интеграции текущих доминирующих тенденций нечеткой сферы и новых тенденций из сегментарных тезаурусов, как результата повышения внутрисегментарной энтропии. Итогом синхронизации внутри фрактала национальной культуры может стать сближение содержания его отдельных сегментов.
Однако следует отметить, что восприятие фрактальным сегментом новых элементов не является случайным процессом. Любой сегмент любого фрактала в рамках анализируемой фрактальной структуры демонстрирует избирательность и присваивает только те новые для себя элементы, к восприятию которых он готов. В последующем, импортированные элементы
интегрируются с автохонными, способствуя появлению синергетического эффекта и нового качества.
В рамках нечеткой сферы национальной культуры существует фрактал региональной культуры (рис.3).
Рис. 3. Фрактал региональной культуры
Отметим, что нечеткая сфера для фрактала региональной культуры имеет, в отличие от предшествующего уровня, признаки сегментарной многосоставности, обусловленные наличием большого количества сегментов в родовом фрактале. Такой многосоставности не присущи характеристики абсолютного слияния сегментарных тезаурусов в некое интегрированное единство. Нечеткая сфера их не блендирует, а создает легко идентифицируемые специфические вектора. Динамика связей и развитие фрактала региональной культуры в целом осуществляется по аналогичной с фракталом национальной культуры схеме.
Фрактал индивидуальной культуры личности
Игнорирование содержательно-специфических свойств региональной культуры может привести к утрате важного звена в обосновании характера пограничных фракталов: национальной культуры и индивидуальной культуры отдельной личности. Последняя формируется в границах нечеткой сферы региональной культуры (рис. 4)
Рис. 4. Фрактал индивидуальной культуры личности
Как следует из рис. 4. фрактал индивидуальной культуры личности является совокупностью сегментов индивидуальных культур членов популяции. При этом региональный тезаурус в начальный период формирования сегментов во многом детерминирует направления их будущего развития, уменьшая, с одной стороны, степень их свободы в выборе сценариев поведения и траекторий развития, а с другой - разрушая стихийность действующих тенденций.
Несколько перефразируя мысль Ю.М. Лотмана об изоморфизме культуры как коллективного интеллекта и индивидуального интеллекта [4, с. 557], отметим, что существует подобный же изоморфизм в фракталах региональной культуры и культуры индивида.
В.А. Мединцев, анализируя модель культурного пространства индивида, выделяет его субкультурную и паракультурную сферы [5, с. 77].
Субкультурную сферу образует многоуровневый внутренний социум, обладающий уникальной для конкретного индивида структурой и характером культурного творчества.
Паракультурную сферу образуют различные формы представленности субкультурного пространства во внутренних культурных пространствах других людей (квазисубъектов). Таким образом, происходит взаимообмен индивидуальными тезаурусами. «.Содержание паракультурной части моего
пространства лишь отчасти зависит от меня самого, являясь одновременно «продуктом» внутреннего мира Других.», пишет В.А. Мединцев [5, с. 77].
Таким образом, нечеткая сфера региональной культуры (родового фрактала) выступает в качестве накопителя, интегратора и транслятора паракультур, которые репрезентуют культуру конкретного индивида в культуру других индивидов. Данный процесс является сопутствующим процессу непосредственного, прямого взаимодействия квазисубъектов, их индивидуальных тезаурусов в рамках локальных информационных полей.
Фрактал организационной культуры
Особое место в фрактальной структуре занимает фрактал организационной культуры. Он является производным от родового фрактала индивидуальной культуры отдельной личности, что обусловливает очень высокую степень сегментарной многосоставности нечеткой сферы (рис.6)
Рис.6. Фрактал организационной культуры
Полифоничность нечеткой сферы организационной культуры, способствует формированию множества разнообразных организационных
культур, которые, тем не менее, имеют в границах одного фрактального вектора (например в границах национальной культуры НКі), близкие характеристики. В каждом из фрактальных сегментов, лежащих в одном векторе, формируется относительно единая картина мира, позволяющая осуществлять эффективные трансакции.
Анализируя фрактал организационной культуры необходимо отметить доминирующее влияние индивидуальной культуры личности руководителей предприятия, тезаурус которых имеет приоритетные для любого сегмента анализируемого фрактала характеристики.
Опосредованное фракталом индивидуальной культуры личности национально-региональное влияние на характер организационной культуры, как правило, обогащено дополнительным качеством, культивируемым отраслевыми особенностями деятельности предприятия. Такие особенности ряд ученых называют отраслевой культурой (Г. Ховстеде, Л.С. Леонтьева и др.). Мы считаем, что отраслевую культуру сложно отнести к культуре в прямом смысле этого слова. Скорее речь идет об специфических особенностях реализации того или иного вида деятельности, больше технологических, что накладывает определенный отпечаток на организационную культуру предприятия.
Таким образом, любой сегмент фрактала организационной культуры можно представить как множество следующих составляющих:
Сог§ - организационная культура;
С1 - индивидуальная культура лидера;
С18 - индивидуальная культура сотрудников предприятия;
Св - отраслевая культура.
Иными словами, каждый сегмент фрактала организационной культуры демонстрирует синергетический эффект от составляющих его элементов. Региональная культура, проявляющаяся в культуре сотрудников, и отраслевые
особенности деятельности влияют на количество альтернатив в организационном сегменте, на состав этих альтернатив, а также на конечный выбор из перечня альтернатив в рамках данного уровня.
Структура фракталов фрактальной структуры
Представляя фрактальную структуру как стохастическую конструкцию, мы акцентируем внимание на отсутствии жесткого содержательного самоподобия в его сегментах. Однако, как нам представляется, мы все же можем говорить о наличии инвариантного ядра, которое, однако, имеет исключительно структурный характер. К такому ядру следует отнести часть фрактального рисунка, точно повторяющаяся при рекурсии. Этот устойчивый элемент каркаса включает в себя структуру, образованную тремя базовыми элементами: ценностями; нормами и правилами поведения; а также
механизмами обеспечения выполнения этих правил и норм. Перечень данных элементов может дополняться другими составляющими, но присутствует в качестве структурного ядра во всех сегментах фрактальной конструкции.
Таким образом, в рассматриваемой фрактальной структуре скейлинг не носит строго инвариантного характера: структурные элементы устойчивого
ядра присутствуют, но могут быть видоизменены или дополнены с учетом дискурса фрактального сегмента.
Содержательное наполнение элементов инвариантного каркаса имеет квазиаффинный характер, поскольку воспроизводится во всех сегментах фрактала с определенными, иногда существенными вариациями. Содержательный смысл инвариантной структуры способствует формированию идентичного поведения индивидов и критериев их оценочных суждений в рамках определенного фрактального вектора.
Кроме того, следует отметить, что в фрактальной структуре присутствует и содержательно-вариативная составляющая, которая может проявляться в одном или нескольких (но не во всех) фракталах и не имеет свойства самоподобия.
В связи с тем, что инвариантное ядро не имеет содержательных характеристик, мы можем игнорировать его при математическом выражении качественного наполнения фрактальной структуры, которая представляет собой множество, отражающее квазиаффинное содержание сегментов и их вариативную часть:
I п - вариативная часть сегмента.
Таким образом, анализируемая фрактальная структура характеризуется сложностью, многомерностью, многосоставностью и динамичностью.
Фрактальная структура «Глобальная культура человечества» обладает рядом признаков, отличающих ее от других аналогичных образований. К ним, на наш взгляд, следует отнести:
- ковариантный характер самоподобия составляющих ее фракталов: исследуемая фрактальная структура не линейна и не собрана из строго повторяющихся форм. На различных масштабных уровнях характеристики проявляются с определенными деформациями, отражающими наличие в каждом фрактале некой самостоятельной сущности. Однако, несмотря на это, под наружными различиями, внутри фрактальной структуры существуют глубокие связи, что позволяет говорить о ее системном единстве;
- отсутствие в ней признака самодостаточности. В отличие от традиционного фрактала, процессуальность которого рефлексивна, культурный фрактал, помимо движения информации по внутренним каналам, для своего развития должен воспринимать сигналы из внешнего по отношению к нему информационного поля;
- способность анализируемой фрактальной структуры прекращать рекурсию на некотором малом масштабе - уровне индивида, что является
FC - фрактальная структура;
П - количество сегментов фрактала; Ц - квазиаффинная часть сегмента;
основанием интерпретировать ее в качестве квазифрактала. Однако если этот малый масштаб бесконечно самовоспроизводится, то он поддерживает жизнеспособность всей фрактальной структуры, ее эволюцию и развитие в течение длительного времени. Очевидно данная структура относится к той разновидности фрактала, которая может существовать вечно, не расширяясь, но и не распадаясь, а лишь постоянно видоизменяясь.
Заключение
Применение системно-синергетической парадигмы к исследованию организационной культуры формирует возможности создания новых моделей, технологий и инструментов как изучения, так и управления анализируемым организационным конструктом.
Потенциал системно-синергетического теоретического комплекса как области актуального научного знания, расширяющей методологические горизонты менеджмента чрезвычайно, на наш взгляд, велик. Он позволит:
- базироваться в исследовании организаций на новых моделях, отрицающих доминирование в них заданного порядка и обосновывающих движущую силу хаоса;
- изучать общие свойства, присущие как системе-организации, так и организационным системам в этой системе;
- формировать дополнительный тезаурус характеристик, параметров и величин, применяемых в границах синергетики (нелинейность, неравновесность, хаос, фрактальное блуждание и т.д.).
Таким образом, данная методология может существенно актуализировать теоретико-методологические основы изучения и управления организационной культурой в соответствии с текущим этапом развития научного знания.
Библиографический список:
1. Варнеке Х.Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное
предприятие: Пер. с нем.яз. - М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 1999.
- 280 с.
2. Войцехович В.Э. Фракталы и аттракторы социальной эволюции.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http//www.inauka.ru/blogs/article54813
3. Катунина И.В. Развитие методологии управления человеческими ресурсами на основе системно-синергетического подхода//Менеджмент в России и за рубежом.- 2010. -№2. - C. 3-10
4. Лотман Ю.М. Семиосфера/ Ю.М.Лотман.- СПб.: Искусство-СПб., 2000. -704 с.
5. Мединцев В.А. Модель культурного пространства лица// Горизонты образования. 2010. - №2. - С.75-83
6. ТарасенкоВ.В. Метафизика фрактала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/fm/taras.html
7. Тишин А.И., Эгембердиев Т.М. Фрактальность человека/Материалы V
Всероссийского постоянно действующего научного семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://sins.xaoc.ru/articles/articles_r017.html
8. Чекулаев М.В. Фрактальное предприятие - новое измерение менеджмента / Материалы конференции «Менеджмент сегодня». 5 июня 2002 г. Издательский дом Гребенникова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. grebennikov.ru
9. MandelbrotB. TheFractalGeometryofNature, Freeman, NY,1983.
Bibliography
1. Varneke Kh.Y. Revolution in Business Culture. Fractal Enterprise: Translated from German. - М.: MAIK «Science/Interperiodica», 1999. - 280 p.
2. Voitsehovich V.E. Fractals and Attractors of the Social Evolution. [Electronic resource]. Access mode: http//www.inauka.ru/blogs/article54813
3. Katunina I.V. Development of Human Resources Management Methodology Based on the System and Synergy Approach/Management in Russia and Abroad.- 2010. -№2. - P. 3-10
4. Lotman YM. Semiosphere/ YM.Lotman.- SPb.: Art-SPb., 2000. - 704 p.
5. Medintsev V.A. Model of the Individual Cultural Space // Education Horizons. 2010. - №2. - Pp.75-83
6. Tarasenko V.V. Metaphysics of the Fractal. [Electronic resource]. Access mode: http://www.philosophy.ru/library/fm/taras.html
7. Tishin A.I., Egemberdiev Т.М. Human Fractality/ Proceedings of V All-Russian on-going research workshop «Self-organization of natural and social resistant integrities» [Electronic resource]. Access mode: http://sins.xaoc.ru/articles/articles_r017.html
8. Chekulayev М^. Fractal Enterprise - New Management Dimension/ “Management Today” Conference Proceedings. 5 July 2002. Grebennikov’s Publishing [Electronic resource]. Access mode: http ://www. grebennikov.ru
9. MandelbrotB. The Fractal Geometry of Nature, Freeman, NY,1983