Научная статья на тему 'Фрагменты истории средневекового татарского декоративно-прикладного искусства: преемственность и мастера'

Фрагменты истории средневекового татарского декоративно-прикладного искусства: преемственность и мастера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство / народное творче-ство и промыслы / эпоха Волжской Булгарии / Золотая Орда / Казанское ханство / преемственность традиций / мастера-художники / arts and crafts / folk art and crafts / the era of the Volga Bulgaria / the Golden Horde / the Khanate of Kazan / the continuity of traditions / craftsmen

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Юсупов Ривкат Рашидович, Зиннурова Альфия Фидаиловна

В статье рассматриваются истоки древнебулгарского деко-ративно-прикладного искусства и преемственности эстетики и традиций в три периода развития татарской государственности в X–XVI веках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAGMENTS OF MEDIEVAL TATAR DECORATIVE AND APPLIED ART HISTORY: CONTINUITY AND MASTERS

This article considers the origins of ancient Bulgarian decorative and applied art and the continuity of aesthetics and traditions during three periods of the Tatar statehood development in the X–XVI centuries.

Текст научной работы на тему «Фрагменты истории средневекового татарского декоративно-прикладного искусства: преемственность и мастера»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7.033

ФРАГМЕНТЫ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТАТАРСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И МАСТЕРА

Р.Р. Юсупов1, А.Ф. Зиннурова2

iyali.anrt@mail.ru

'Институт языка, искусства и литературы им. Г. Ибрагимова АН РТ 2Казанский государственный архитектурно-строительный университет

г. Казань, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются истоки древнебулгарского декоративно-прикладного искусства и преемственности эстетики и традиций в три периода развития татарской государственности в Х-ХУ1 веках.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народное творчество и промыслы, эпоха Волжской Булгарии, .Золотая Орда, Казанское ханство, преемственность традиций, мастера-художники.

Для цитирования: Юсупов Р.Р., Зиннурова А.Ф. Фрагменты истории средневекового татарского декоративно-прикладного искусства: преемственность и мастера. Наследие и современность. 2020;з(2):74-79.

В широкий спектр художественной культуры и художественного процесса булгаро-татарского народа периодов Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства безусловно входили и яркие страницы истории декоративно-прикладного искусства, народного творчества и промыслов. Эпоха Волжской Булгарии - первого раннефеодального государства на территории современного Татарстана и соседних земель ведёт начало с VIII века и заканчивается в конце первой трети XIII столетия.

Привнесённые тюрками-булгарами великой Булгарии из Причерноморья и Северного Кавказа навыки ремесла, строительства, кузнечного и оружейного дела, ткачества, резьбы по камню, ювелирного искусства, кожаной мозаики, керамики и многих других видов декора-

74

тивно-прикладного творчества органично соединились с промысловыми традициями местных угро-финских и славянских племён. Принятие ислама в 922 году и воздействие арабо-мусульманской, восточной культуры внесло в булгарское искусство новые эстетические традиции. Высокий уровень цивилизационного развития Волжской Булгарии отмечен расцветом городской культуры и ремёсел. Археологам известны около 100 городищ до монгольского завоевания, среди которых выделялись Биляры, Булгар и Сувар с многотысячным населением, известные в странах Востока, Европы и Руси [1, с. 170].

Исследователи декоративно-прикладного искусства волжской Булгарии, внесшие значительный научный вклад в искусствоведение данной проблемы, Ф.Х. Валеев и Г.Ф. Валеева-Сулейманова отмечали: «У булгар формируется собственная литература, поэзия, просвещение, искусства, наука. Расширяется сеть начальных учебных заведений типа мэктебов и духовных семинарий-медресе, появляется немало пресвященных людей. Круг представителей бул-гарской культуры можно дополнить и профессиональными зодчими, строителями, художниками и искусными ремесленниками, творения которых создали самобытность художественной культуры средневековой Булгарии» [2, с. 42-43].

Предполагается, что тогда в некоторых медресе появляются зачатки художественного образования, особенно в каллиграфии, книжной миниатюре, эпиграфике. Сложные процессы этногенеза татарской народности, происходившие на древнебулгарской основе, включая в себя родственные тюркские кыпчакские племена, ассимилируя часть угро-финских народов, находили отражение в искусстве. Оно уже выступало, - определяла известный искусствовед С.М. Червонная, - как новое явление, порождённое иными условиями жизни, иным, более высокими уровнем этнической консолидации и даже укреплением мусульманской ментальности. Это выражалось и в особой поэтике мемориально-надгробных сооружений. Скульптур-резчик должен быть высокообразованным человеком, не просто грамотным, но эрудированным, не только художником, но и немного поэтом [3, с. 107-109].

Преемственность и взаимопроникновение эстетических концепций были характерными для керамики, ювелирного искусства, резьбы по камню. Сравнительное изучение рецептов и технологий производства в стеклоделии позволяют установить тесную связь с крупнейшими мусульманскими ремесленными центрами средневековья. В мастерских работали ремесленники разной квалификации, что предполагало цикл цехового ремесленного обучения. В булгарских городах археологи обнаружили мастерские армянских, русских мастеров. Так, в Биляре XII века были найдены остатки мастерской русских мастеров по янтарю, работавших по заказам булгарской знати [4].

Йя?) НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2020;з(2):74-79

И, наоборот, при строительстве храма Покрова на Нерли, великий князь Владимирский Андрей Боголюбский, женатый на знатной бул-гарке, приглашал и булгарских мастеров каменного дела, привнёсших булгарские мотивы в декоре церкви [5, с. 109-110].

Творческую фантазию булгарских мастеров отмечал Ф.В. Баллод в книге «Приволжские Помпеи», описывая мозаику в архитектуре как творения художников-поэтов. Говоря о преемственности и одновременно творческой свободе художественного процесса того времени, С.М. Червонная отмечала, что искусство керамики передавалось по наследству, и в это наследство входило не только мастерская и сумма рецептов и навыков обращения с огнём и глиной, но и определённая художественная концепция. При этом керамика не была унифицирована, была достаточно разнообразной. Это касалось, в том числе, и ювелирного мастерства, когда булгарские мастера-ювелиры, передавая из поколения в поколение свои навыки и творческий опыт, создали уникальные изделия декоративно-прикладного искусства [3, с. 59-60].

Для булгарской керамики были характерны симметричность, устойчивость, изящная простота, резкая орнаментация и собственная технология полива. Строго говоря, к XI веку во многих видах ремёсел декоративно-прикладного творчества становится заметной разница между простой, далёкой от искусства, бытовой продукций сельских ремесленников и совершенным в эстетическом отношении искусством городских мастеров, у которых уже получила развитие система строгой профессиональной учёбы - подготовка подмастерьев при опытных художниках-творцах.

Булгарские традиции декоративно-прикладного искусства сохранились и в период Золотой Орды, в состав которой в 40-е годы XIII века вошла Волжская Булгария в статусе вассальной зависимости, а город Булгар даже на время стал первой временной столицей хана Батыя. Позднее началось строительство столицы империи джугидов, которой стал Сарай ал-Махруса, т.е. Богохранимый Сарай с населением в 75 тыс. человек, он располагался у села Селитренного нынешней Астраханской области. С XIV века новой столицей становится Сарай ал-Джадид (Волгоградская область). Города Золотой Орды стали центрами новой золото-ордынской цивилизации, включившей в себя культуры восточного (исламского), тюркско-булгарского, европейского и славянского миров. Нельзя не согласится с утверждением Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой и многих других исследователей, что на «территории Волжской Булгарии преемственная культура булгарской народности вошла в симбиоз с золо-тоордынской имперской культурой, в результате чего возник местный булгаро-татарский вариант со своей художественной спецификой... Бул-гарские мастера сыграли значительную роль в развитии культуры, архитектуры и ремесел в Золотой Орде. Однако и булгарская культура оказалась в новой системе эстетических ценностей» [6; 7].

Завершающим этапом в развитии татарской феодальной культуры стал период Казанского ханства (XV - середина XVI вв.). Территория ханства охватывала около 300 тыс. кв. вёрст (больше, чем Франция) с населением, примерно, 2,5 млн человек [1, с. 230]. «Не приходится сомневаться в том, - пишет известный истории И.Р. Тагиров, -что, с одной стороны, оно являлось осколком Золотой Орды и во многом было ее продолжением, а с другой стороны - продолжением Бул-гарского государства» [8, с. 108].

Художественная культура, эстетические концепции, традиции предыдущих веков на этих землях, обогатившись синкретизмом и гармонией взаимопроникновения, стали основой нового взлёта декоративно-прикладного искусства. Прогресс касался всех проявлений культуры татарского народа - уровня образования, распространения письменности, литературы, поэзии, науки, градостроительства, ремёсел. Городские мастера-ремесленники имели высокую профессиональную квалификацию, о чем свидетельствуют археологические находки на территории Татарстана и коллекции многих известных музеев мира.

К сожалению, об уровне декоративно-прикладного искусства казанских татар до присоединения к русскому государству в 1552 году, о зрелом творчестве местной художественной школы, подготовке новых поколений мастеров приходится судить, прежде всего, по археологическим находкам. Найденные надгробия говорят о вершине мастерства резьбы по камню, свидетельствуют о высоком профессионализме и художественном вкусе создателей. «Тексты татарских надгробий, - замечает С.М. Червонная, - вообще неотделимы от их целостной художественно-образной структуры. В самой виртуозности эпиграфики проявлялись и образованность, и чувство декоративности мастера-резчика, и поэтическое содержание». Такова, например, надпись н памятнике Джиханши сына Сейдтека с Кладбища села Нократ 1522 года: «Для смерти радость настала, наша радость ушла, как будто коварным соколом улетела. О юноша, душа моя не радуется, отними мою душу.» [3, с. 151].

Развитие татарской культуры, её духовного и материального расцвета, было прервано трагедией завоевания Казани 1552 года. Разрушение столицы, уничтожение мечетей, переселение татар, русификация и христианизация феодальной элиты, многие запреты царской администрации практически уничтожили городскую культуру татар на ряд столетий. Из Казани в 1552 году шло полное изгнание татар, лишь в болотистой местности за Булаком позволено было поселиться около 1 тыс. человек, лояльных к новой московской власти. Выселение татар из деревень, расположенных в 20-30 километровой зоне крупных рек, где располагались основные запасы специальной глины для керамики, сузило гончарное дело. Из опасения производства оружия было запрещено и кузнечное ремесло, что парализовало оружейное искусство [2, стр. 42].

(g) НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2020;з(2):74"79

Гибельным для духовной и материальной культуры татар, образования, науки, искусства, в том числе декоративно-прикладного, стало практически полное исчезновение феодальной элиты, выступавшей основным заказчиком творений мастеров-ремесленников. Исчезли зодчество, монументально-декоративные искусство, с разрушением мечетей пришли в упадок каллиграфия, миниатюры, а прекращение собственной торговли привело к падению ювелирного искусства, кожаной мозаики, золотошвейного дела и других видов ремёсел. По сути дела, была уничтожена городская татарская цивилизация (в XVIII веке 99% татар проживали в сельской местности) [3, с. 238].

Пожалуй, наиболее образно и ярко оценила трагические последствия для средневекового татарского искусства С.М. Червонная: «Творения, вызывавшие восторженное изумление самых просвещённых европейцев, которых нелегко было чем-либо поразить в эту эпоху рассвета ренессансной культуры на Западе и русского искусства в Московском государстве, произведения, воплощавшие в себе талант, мастерство, высочайший взлёт народа, ощутившего своё национальное единение, оказалось бесследно исчезнувшими с татарской земли...» [3, с. 133]. К сожалению, исчезли не только плоды рук мастеров-художников, но и сами мастера сходили с исторической и социальной сцены на многие столетия, оставив о себе прекрасную память, эстетику, навыки для возрождения в будущем. Сохранившиеся народные промыслы, декоративно-прикладное творчество оставшихся искусных мастеров продолжили преемственность для талантливых потомков.

Литература

1. Тагиров Э.Р. Татары в оптике большой истории человечества: миротворческий аспект. Казань, 2019. 328 с.

2. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. Казань, 2002. 104 с.

3. Червонная С.М. Искусство Татарии. Москва, «Искусство», 1987. 352 с.

4. Валеев Р.М. Промыслы в экономике Волжской Булгарии домонгольского периода (X-XIII вв.). Сб. Сохранение и развитие народных художественных промыслов в едином культурно-образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 24-25 ноября 2013 г. Казань, 2013. С. 19.

5. Федоров В. Нижегородская домовая резьба. Нижний Новгород, 2008. С. 109-110.

6. Татары. М., Наука, 2001. C. 74, 449.

7. Аблязов К.А. Историческая судьба татар от племени к нации. Т. 1. Саратов, 2019. С. 408.

8. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань, 2008. С. 108.

FRAGMENTS OF MEDIEVAL TATAR DECORATIVE AND APPLIED ART HISTORY: CONTINUITY AND MASTERS

R. Yusupov1, A. Zinnurova2

iyali.anrt@mail.ru

'G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art 2Kazan State University of Architecture and Engineering Kazan, Russia

Abstract. This article considers the origins of ancient Bulgarian decorative and applied art and the continuity of aesthetics and traditions during three periods of the Tatar statehood development in the X—XVI centuries.

Keywords: arts and crafts, folk art and crafts, the era of the Volga Bulgaria, the Golden Horde, the Khanate of Kazan, the continuity of traditions, craftsmen.

For citation: Yusupov R., Zinnurova A. Fragments of medieval Tatar decorative and applied art history: continuity and masters. Heritage and Modern Times. 2020;з(2):74-79.

References

1. Tagirov E\R. Tataryv v optike boFshoj istorii chelovechestva: mirotvorcheskij aspekt. Kazan4, 2019. 328 s.

2. Valeev F.X., Valeeva-Sulejmanova G.F. Drevnee iskusstvo Tatarstana. Kazan4, 2002. 104 s.

3. Chervonnaya S.M. Iskusstvo Tatarii. Moskva, «Iskusstvo», 1987. 352 s.

4. Valeev R.M. Promyvslyv v evkonomike Volzhskoj Bulgarii domongoFskogo perio-da (X XIII vv.). Sb. Soxranenie i razvitie narodnyvx xudozhestvennyvx promyvslov v edinom kulvturno-obrazovatelvnom prostranstve. Materialyv Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 24 - 25 noyabrya 2013 g. Kazan4, 2013. S. 19.

5. Fedorov V. Nizhegorodskaya domovaya rezvba. Nizhnij Novgorod, 2008. S. 109-110.

6. Tatary\ M., Nauka, 2001. s. 74, 449.

7. Ablyazov KA. Istoricheskaya sudvba tatar ot plemeni k nacii. T.1. Saratov, 2019. s. 408.

8. Tagirov I.R. Istoriya nacionaFnoj gosudarstvennosti tatarskogo naroda i Tatarstana. Kazan4, 2008. s. 108.

Сведения об авторах

Юсупов Ривкат Рашидович, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, г. Казань, Республика Татарстан, Россия. E-mail: iyali.anrt@mail.ru

Зиннурова Альфия Фидаиловна, преподаватель Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань, Республика Татарстан, Россия. E-mail: iyali.anrt@mail.ru

Authors of the publication

Rivkat Yusupov, Doctor of History, Professor, Chief Researcher of G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, Kazan, the Republic of Tatarstan, Russia. E-mail: iyali.anrt@mail.ru

Alfiya Zinnurova, teacher of the Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, the Republic of Tatarstan, Russia.

E-mail: iyali.anrt@mail.ru

Дата поступления 28.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.