Научная статья на тему 'Фортепианные миниатюры Фикрета Амирова: специфика переложения для гитары'

Фортепианные миниатюры Фикрета Амирова: специфика переложения для гитары Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фортепианные миниатюры Фикрета Амирова: специфика переложения для гитары»

Фортепианные миниатюры Фикрета Амирова: специфика

переложения для гитары

Мамедкулиев Ровшан Шахбаз оглы

Доцент кафедры струнных народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных E-mail: rovshan-m@yandex.ru

Репертуар для классической гитары имеет свои особенности. Во-первых, он охватывает не все исторические музыкальные стили. По мнению исследователей, «произведений Возрождения и Барокко для нее [гитары — Р. М.] не создано по причине того, что данного вида гитары в то время еще не существовало» [4, с. 73]. Также в сочинениях для гитары почти отсутствуют черты музыкальной культуры некоторых национальных школ в силу того, что профессиональные композиторы не писали для этого инструмента. Стилистическую лакуну во многом заполняют транскрипции пьес, написанных для других инструментов, обогащающие корпус литературы для гитары, выявляющие и расширяющие границы ее уникальных свойств.

Музыкальное наследие советских композиторов лучше всего подходит для привнесения в репертуар образцов, имеющих яркий национальный колорит. Искусство авторов этого периода отмечено глубоким воздействием на него идеологии государства, диктовавшего им свои правила в создании музыкальной ткани. Это время оказалось чрезвычайно плодотворным для возникновения произведений, стиль которых сформировался под влиянием фольклора.

Творчество одного из ведущих азербайджанских композиторов Фикрета Амирова (1922-1984) привлекает, прежде всего, своим глубоким проникновением в него национальных традиций. Советский композитор, музыкальный педагог, автор музыкальных произведений практически во всех известных жанрах, автор музыки к кинофильмам, Амиров был высоко оценен администрацией страны — удостоен почетных званий Народного артиста СССР (1965), Лауреата Сталинской премии второй степени (1949) и Государственной премии СССР (1980), Героя Социалистического Труда (1982). Музыкант получил консерваторское образование, работал руководителем филармонии, пережил Великую отечественную войну, был ранен на фронте.

Композитор разрабатывает тему Востока в ее широком осмыслении. Его произведения адаптируют арабский, албанский, азербайджанский фольклор, литературное искусство Азербайджана. Он использует в академических сочинениях жанр мугама, его перу принадлежат обработки азербайджанских народных песен. Стиль автора сформировался на основе национальной идеи, определяющей содержание каждого сочинения, черты лексикона и выразительные средства. Азербайджанский фольклор ярко проявляется в музыкальном языке Амирова в виде обширного применения народных мелодий, ритмов, ладов, жанров, свободной импровизационности, свойственной народной музыкальной культуре. Внедрение этих черт композитором в структуру его пьес происходит в опоре на достижения современной музыки. Так, К. Караев пишет, что «в „Симфонических мугамах" Амирова прекрасно сочетались богатейшие народные мелодии с настоящим мастерством, ясность и изящество музыкального почерка с глубоким содержанием» [3, с. 41]. Камерные сочинения музыканта расширяют корпус литературы для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, ансамблей этих инструментов, симфонического оркестра, хора. А. Заманова пишет об оркестровости мышления, присущей фактуре фортепианных опусов композитора [2].

12 миниатюр для фортепиано (1955 год создания) представляют собой череду жанровых зарисовок. В них силен восточный колорит, типичный для фольклорных традиций Азербайджана.

Для гитарного переложения были выбраны части сюиты, фактура и облик которых соответствуют имманентным свойствам шестиструнной гитары: «Баллада», «Ашугская песня», «Лирический танец», «На охоте», «Ноктюрн», «Токката». Пьесы чередуются по темповому признаку — за медленной следует более подвижная. Каждая из миниатюр представляет собой очень небольшую и ярко образную композицию, звучащую приблизительно чуть больше минуты. В целом пьесы выстраиваются в единый смысловой ряд, который можно представить в виде трехчастной композиции с медленным началом, жанровой серединой и стремительным финалом.

Для адаптации к исполнению на гитаре тональность «Баллады» (фа-минор) сменена на удобный для инструмента ми-минор. Содержанием пьесы становится повествование о глубокой древности, формирование музыкального облика которого происходит с помощью соответствующих выразительных средств. В медленном темпе на фоне тяжелых бурдонных квинт звучит колоритная прихотливая мелодия, которая впоследствии переходит в нижний регистр. Тревожный напев вторгается в спокойное развитие этого эпизода, внося эмоциональный контраст, однако он длится всего три такта, после чего следует краткая реприза.

Танцевальная «Ашугская» перенесена из си-минора в ми-минор; таким образом, напев поднимается на кварту выше. Транспонирование «Лирического танца» из си-минора в ми-минор, наоборот, приводит к переносу основной мелодии на квинту вниз. Пьеса «На охоте» кроме транспозиции на квинту вниз демонстрирует применение глиссандо и арпеджиато, типичной гитарной фактуры в кульминации. Две последние пьесы используют скордатуру — нижняя струна перестраивается на большую секунду вниз. Это облегчает исполнение «Ноктюрна» за счет образующейся органной квинты в басу, на фоне которой в верхнем регистре парит пряная орнаментальная мелодия. Блестящая «Токката» замыкает цикл. Особенностью этой миниатюры становится переменность метра, придающая черты импровизационности: внутри размера 6/8 появляются такты, в которых ритм организован на 3/4.

Сюита Амирова в версии для шестиструнной гитары звучит гармонично. В основном удается сохранить весь текст за исключением тех фрагментов, в которых это представляется сложным и в этом нет большой необходимости. Например, в кульминации «Лирического танца» октавное проведение мелодии заменено на одноголосное. При переложении миниатюр для гитары были применены транспонирование в удобную тональность, смены регистров, флажолеты и другие красочные приемы нетрадиционного звукоизвлечения, смена фактуры при сохранении голосоведения. Для придания тембру гитары черт звучания восточных инструментов, например уда или саза, используются игра у подставки, pizzicato, формирующие более жесткий тон. В силу меньшего, чем у фортепиано, диапазона гитары транскрипции эксплуатируют плотную фактуру без отдаления пластов друг от друга.

Этот цикл может стать украшением репертуара, неповторимой, самобытной страницей в списке концертных произведений гитариста. Он демонстрирует потенции гитары как «маленького оркестра», выявляя ее богатые мелодико-ритмические и ладовые возможности.

Литература

1. Данилов Д. Фикрет Амиров. Баку, 1956. 68 с.

2. Заманова А. А. Фортепианное творчество Фикрета Амирова : дис. ... канд. искусствоведения. Баку, 1985. 211 с.

3. Караев К. Симфонические мугамы Фикрета Амирова // Советская музыка. — 1949. — № 3. С. 40-43.

4. Финкельштейн Ю. А. Стилистические и композиционные особенности отечественных произведений для гитары XX века: Учебное пособие — М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2023. 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.