ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО И МЕТОДИКА
© Финкельштейн, Е.Ю., Старкова, А.Е., 2023 УДК 787.61
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-193-202
ЭТЮДЫ-КАРТИНЫ ДЛЯ ГИТАРЫ ДМИТРИЯ БОРОДАЕВА Е.Ю. Финкельштейн1, А.Е. Старкова2
1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, 115035, Российская Федерация
2 Детская музыкальная школа имени А.М. Иванова-Крамского, Москва, 117133, Российская Федерация
Аннотация. В отечественном репертуаре для шестиструнной гитары особое внимание привлекают произведения, написанные композиторами, обладающими искусством исполнительства на этом инструменте. Владение автором музыки техническими средствами инструмента становится важным фактором для улучшения гитарного исполнительства и роста уровня качества его репертуара. Рассмотрен вопрос создания композиций для гитары виртуозами и профессиональными композиторами, не играющими на гитаре. Обозначена проблема сложности шестиструнной гитары, обусловленной ее имманентными свойствами. Приведены примеры творчества гитаристов, пишущих музыку для своего инструмента: Александра Иванова-Крамского, Никиты Кошкина. Дан краткий обзор творческой биографии Дмитрия Бородаева. Исследованы четыре миниатюры автора в контексте литературы для гитары, их содержание, выразительные и технические средства. Выявлено, что осмысление композитором библейских образов и сюжетов происходит в современном ключе. Определено, что в цикле без участия возможностей русской песни формируется музыкальная ткань с ярко выраженными чертами национальной традиции, для чего использованы выразительные средства инструмента. Показано, что Этюды-картины Бородаева воплощают приметы эстетики постмодернизма. Исполнительские особенности цикла, не содержащего неразрешимых технических сложностей, во многом определяются высоким уровнем мастерства его творца. Ключевые слова: шестиструнная гитара, репертуар для шестиструнной гитары, отечественная гитарная музыка, инструментоведение, композитор, исполнительство на гитаре, Борода-ев, Этюды-картины
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Финкельштейн Е.Ю., Старкова А.Е. Этюды-картины для гитары Дмитрия Бородаева // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 193-202. DOI: 10.24412/23081031-2023-3-193-202.
ÉTUDES-TABLEAUX FOR GUITAR BY DMITRY BORODAEV
E.Yu. Finkelstein1, A.E. Starkova2
1 A.N. Kosygin Russian State University, Moscow, 115035, Russian Federation
2 A.M. Ivanov-Kramskoy Children's Music School, Moscow, 117133, Russian Federation
Abstract. In the Russian repertoire for the six-string guitar, special attention is drawn to works written by composers who have the art of performing on this instrument. Possession by the author of the music of the technical means of the instrument becomes an important factor for improving guitar performance and increasing the level of quality of his repertoire. The question of creating compositions for guitar by virtuosos and professional composers who do not play the guitar is considered. The problem of complexity of a six-string guitar due to its immanent properties is indicated. Examples of creativity of guitarists writing music for
their instrument are given: Alexander Ivanov-Kramskoy, Nikita Koshkin. A brief overview of Dmitry Borodaev's creative biography is given. Four miniatures of the author in the context of guitar literature, their content, expressive and technical means are studied. It is revealed that the composer's comprehension of biblical images and plots takes place in a modern way. It is determined that in the cycle, without the participation of the possibilities of the Russian song, a musical works with pronounced features of the national tradition is formed, for which the expressive means of the instrument are used. It is shown that Borodaev's Études-Tableaux embody the signs of postmodernism aesthetics. The performance features of the cycle, which does not contain unsolvable technical difficulties, are largely determined by the high level of skill of its creator.
Keywords: six-string guitar, repertoire for six-string guitar, domestic guitar music, instrumentation, composer, guitar performance, Borodaev, Études-Tableaux Conflict of interest. The authors declare the absence of conflict of interests. For citation: Finkelshtein, E.Yu., Starkova, A.E. (2023), "Études-Tableaux for guitar by Dmitry Borodaev", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 193-202. DOI: 10.24412/2308-10312023-3-193-202.
В наше время корпус произведений для шестиструнной гитары обогащается сочинениями отечественных композиторов. Среди авторов нового поколения выделяется Д. Бородаев - молодой современный композитор, который является достойным продолжателем традиций русской академической школы. Будучи учеником В.Г. Агафоннико-ва, он развивает линию, ведущую свое происхождение от композиторов, которые начали преподавать в русской консерватории в период ее создания (А.К. Лядов и Н.А. Рим-ский-Корсаков - Н.Я. Мясковский -В.Я. Шебалин - В.Г. Агафонни-ков). Его творчество становится очередной ступенью в эволюции отечественной гитарной школы после А.М. Иванова-Крамского, П.И. Панина, Ю.А. Смирнова, С.И. Руднева, Н.А. Кошкина, В.В. Козлова, К. Васильева и других гитаристов старших поколений, уделивших особое внимание композиции.
Дмитрий Владиславович Борода-ев (род. 1985 г.) - один из ведущих молодых гитаристов и композиторов современности. Он прекрасно владеет инструментом и техникой композиции, что определяет характер 194
музыкальной ткани его сочинений. Его произведения создаются в опоре на композиторский талант и опыт исполнителя на шестиструнной гитаре.
В современной литературе пока не существует трудов, связанных непосредственно с творчеством Дмитрия Бородаева. В силу того, что музыкант очень молод и его произведения пока не становились объектом исследования музыковедов, информация о нем и его творческом пути не структурирована и ограничивается лишь несколькими статьями и методическими работами, посвященными отдельным его сочинениям и исполнительству. Для исполнителей-гитаристов очень важно появление аналитического материала на эту тему.
Сочинения Дмитрия Бородаева рассматриваются в контексте гитарного искусства и репертуара для инструмента в опоре на опыт исполнения цикла автором статьи. Для исследования выбраны Этюды-картины для гитары соло.
Цель данной статьи - охарактеризовать творчество композитора Дмитрия Бородаева, обозначить выразительные средства и испол-
нительские особенности его цикла Этюды-картины для гитары.
Шестиструнная гитара сегодня является академическим инструментом с достаточно высоким уровнем исполнительского искусства и огромным репертуаром. В более раннее время обогащением репертуара для инструмента занимались музыканты, считавшиеся виртуозами на нем. Позже сочинение для гитары привлекает профессиональных композиторов, не владеющих исполнительством на гитаре.
Вопрос профессионализма авторов, творящих для инструмента, чрезвычайно важен. Э. Шарнас-се, описывая начало ХХ столетия в гитарном искусстве, констатирует: «Эра композиторов-виртуозов закончена» (1991, с. 46). Отход от привычных приемов композиторского письма связан с тем, что произведения для гитары начинают создавать композиторы, не играющие на ней, и это оказалось полезным для обогащения музыкального языка. Вместе с тем сочинениям требовалась посткомпозиторская работа редактора, гитариста, который бы адаптировал их для успешной репертуарной жизни. Необходимость редактирования обусловлена тем, что гитара является сложным инструментом для композитора, не имеющего навыков исполнительства на ней. Как известно, авторов, обратившихся к гитаре, не так много, а те, кто создавали сочинения для нее, посвятили не так много времени этому замечательному инструменту.
Исследователи считают, что гитара обладает собственными возможностями и богатым ресурсом, однако композитору приходится приспосабливаться к ней, а не на-
оборот воплощать уже готовый замысел в гитарной партитуре. «Свойства гитары, ее конструкция, строй влияют на выразительность, тесно связаны с возникающим музыкальным материалом», - пишет Ю. Финкельштейн (2023, с. 10). Н.А. Иванова-Крамская утверждает, что «гитара не прощает абстрактно-теоретического, "головного" освоения ее природы» (1995, с. 54). Композитор Игорь Рехин, наследие для гитары которого представляет собой обширное количество сочинений, описывая творческий процесс, отмечает, что первоначально он должен был сочинить музыкальный фрагмент на фортепиано и затем обязательно самостоятельно апробировать его на гитаре.
В истории музыкальной культуры существует достаточно произведений для гитары, написанных исполнителями на ней. Почти каждый играющий музыкант пробует свои силы в композиции и среди этих попыток есть как удачные, приведшие к созданию жизнеспособных образцов, так и не совсем. Как справедливо замечает Д. Бородаев, «одного лишь владения инструментом недостаточно для того, чтобы написать произведение, представляющее художественную ценность» (2013, с. 46). Б. Вольман комментирует: «Гитаристы, хорошо владеющие инструментом и сами сочиняющие гитарные пьесы (а пытающихся сочинять великое множество), не имеют специального композиторского образования. Даже записывая сделанные ими переложения для гитары из фортепианного или скрипичного репертуара, они допускают ошибки в музыкальной орфографии. Их собственные сочинения, в лучшем слу-
чае, музыкально грамотны и удобны для исполнения, но не удовлетворяют исполнителей с развитым художественным вкусом» (1968, с. 187188).
Одним из гитаристов, которые внесли огромный вклад в развитие шестиструнной гитары и ее репертуара, является Александр Михайлович Иванов-Крамской. Концертирующий гитарист, педагог, дирижер и композитор, он всю жизнь и творчество посвятил шестиструнной гитаре, пропаганде инструмента в нашей стране. Помимо исполнительства, Александр Михайлович обучался композиции в консерватории у Н.С. Речменского. Его перу принадлежат около 500 миниатюр и два концерта для гитары с оркестром, ставшие основой отечественного педагогического и концертного репертуара. Гитарист П. Панин утверждает, что для него в приоритете оказываются произведения Иванова-Крамского в силу их гитарной природы: «Для гитары должен писать человек, который сам виртуозно на ней играет. Это древний загадочный инструмент, и невозможно писать для нее, если прикоснулся к гитаре случайно» (цит. по: (Попов В., 2009, с. 107)).
Важной фигурой в формировании искусства классической гитары в России является Никита Арнольдович Кошкин, отечественный исполнитель и композитор, известный не только в нашей стране. Его композиторский талант высоко оценивается известными музыкантами. Автор начинал творческую деятельность как гитарист. В период учебы в РАМ имени Гнесиных он регулярно посещал классы композиции. В своем творчестве музыкант опи-
рается на имманентные свойства гитары: «В создании современного гитарного репертуара Н. Кошкин-композитор руководствовался первоначально именно исполнительскими задачами» (Ткаченко В., 2013, с. 137). Уже несколько десятилетий композитор пишет музыку исключительно для гитары и с ее участием. Его перу принадлежат миниатюры, концерты для гитары с оркестром, сюиты, сонаты для гитары соло и в ансамбле, 24 прелюдии и фуги для гитары.
Композитор и гитарист Дмитрий Бородаев является одним из представителей молодого поколения музыкантов российской гитарной школы. Его творческая деятельность развивается с 1995 г., когда он начал обучение игре на классической гитаре в десять лет в классе у известного гитариста, профессора Харьковского государственного университета искусств - Владимира Доценко, ученика Александра Фраучи. Свое образование Дмитрий продолжил в Москве у Н.А. Ивановой-Крамской. Помимо исполнительства музыкант обращается к композиции. Первые его сочинения были написаны в 1999 г. В 2009 г. Д.В. Бородаев поступает на композиторский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в класс профессора В.Г. Агафонникова. Таким образом, музыкант получил блестящее академическое образование как гитарист и композитор.
Музыкант, прекрасно соединяющий в себе способности исполнителя-гитариста и профессионального композитора, является редкостью в наше время. Во время обучения в консерватории Дмитрий Бородаев
начинает все чаще выходить на сцену с собственными пьесами. Помимо произведений для гитары соло композитор пишет для малых составов (дуэт, трио, квартет), для гитары с органом и для гитары с оркестром, обращается к различным жанрам, вдохновляется разными инструментами. Ему принадлежит огромный вклад в оригинальный репертуар не только для гитаристов. Например, его «Арабески» для гитары и органа обогащают репертуар ансамбля, корпус произведений для которого не так велик, несмотря на яркое тембровое сочетание.
С 1999 г. Бородаев написал Концерт для гитары с оркестром, Сонату для скрипки и гитары, Прелюдию и токкатину для гитары и флейты, с 2009 по 2019 г. - четыре характерные пьесы для фортепиано, «Русское скерцо» для скрипки, виолончели и фортепиано, вокальный цикл на стихи Ирины Ратушинской, «Псалмы Давида» для мужского хора, произведения для камерного и симфонического оркестров. Многие из этих произведений уже были исполнены в самых известных залах России.
Идея цикла из нескольких миниатюр возникла в марте 2018 г. Целью композитора было создание ярких виртуозных пьес, каждая из которых передает собственный художественный образ и направлена на отработку определенных видов гитарной техники. Цикл состоит из четырех частей: «День гнева» (Allegro), «Лобное место» (Presto), «Отречение» (Adagio), «Непокоренный» (Vivo). Автор обращается к библейской тематике, осмысливая ее в современном ключе.
Понимание особенностей жанра этюда-картины складывается из ос-
мысления черт двух жанров. Поначалу этюд в представлении композиторов подразумевал упражнение для развития виртуозности игры. Как отдельный жанр он был признан только лишь в XIX в., что связывается с расцветом исполнительства, возрастанием мастерства музыкантов и изменившимися в лучшую сторону строениями музыкальных инструментов.
В начале XX в. в творчестве Сергея Рахманинова появляется жанр этюда-картины. Любопытно, что оба термина - и этюд, и картина - тесно связаны с визуальным искусством. «Само определение "этюды-картины", которое Рахманинов дал пьесам своего нового цикла, указывает на соединение виртуозно-пианистических задач с осознанным стремлением к красочному "живописанию в звуках" и конкретной характеристичности образов», - пишет Ю. Келдыш о миниатюрах Рахманинова1. Хочется отметить возрастающее значение живописи в эпоху модерна, повышение уровня визуальной составляющей балетных спектаклей. Как отмечают исследователи музыкального модерна, мелодическая линия, в которой обостряется ее графический характер, становится одним из главных выразительных средств этого стиля (Скворцова, И., 2009). Пластический образ линии, ее направленность, движение заимствованы из визуальных искусств и начинают проявляться в музыкальной ткани.
Первая миниатюра Бородаева «День гнева» рисует образ судного дня. Автор использует широко известный григорианский мотив «Dies Irae», возникший в музыке в XIII в. и впоследствии вошедший в состав
католической мессы и Реквиема. Начиная с эпохи романтизма, композиторы неоднократно обращаются к этому напеву для создания неотвратимого образа «рока» (Г. Берлиоз, Ф. Лист). Цитирование мотива становится частым в позднем творчестве Сергея Рахманинова: «Рапсодия на тему Н. Паганини, Третья симфония (1937), Симфонические танцы (1941), Вариации на тему А. Корелли для фортепиано (1931).
В гитарной музыке к этой теме обращается К. Волков в третьей части («Русская часовня») сюиты для гитары и мандолины «Флоренция». Мотив «Dies Irae» включен композитором в ткань пьесы для создания ассоциаций с эстетикой Средневековья. Кроме того, Волков выявляет в природе напева черты, общие с русской традицией. Во второй части сюиты Н. Кошкина «Oratorium Lacrimae» для гитары и флейты, носящей название «Dies Irae», также эксплуатируется этот мотив. Аллюзии на него присутствуют в Этюде для гитары А. Мосолова.
Понимание образов, сюжетов прошлого, их новое осмысление с точки зрения современности типично для музыкального искусства нашего времени. «На рубеже XX-XXI веков вся мировая культура мыслится как единый большой Текст (Р. Барт), открытый для интерпретаций и вариаций любого рода. Текст, фрагменты которого самодостаточны и чреваты образованием иных сочетаний, новых малых Текстов», - отмечают исследователи (Высоцкая М., 2011, с. 9).
Этюд-картина имеет яркий характер, это подчеркнуто виртуозная пьеса. В основе фактуры лежит технический прием arpegio, аккорды
взлетают и низвергаются, композитор задействует все струны грифа.
Мотив «Dies Irae» появляется в т. 8 в нижнем голосе. Тема звучит достаточно отчужденно, статично. Хорал проводится троекратно, сначала одноголосно, затем уплотняется параллельными квинтами. Он поднимается все выше, усиливая напряжение. Изложение тематизма параллельными квинтами ассоциируется со средневековой музыкой и ранними видами многоголосия (Евдокимова Ю., 1983, с. 16), приводит к формированию ассоциаций с эстетическими особенностями средневекового церковного пения.
В кульминациях этюда используется прием rasgueado для динамического и фактурного усиления произведения. Во втором этюде («Лобное место») продолжается развитие сюжетной линии первой миниатюры. Образ страдания Христа и неумолимого приближения беды композитор создает с помощью темпа presto и определенных метроритмических и мелодико-гармонических средств. Частая смена размера (пять восьмых - семь восьмых) создает ощущение неустойчивости, страдания, болезненности. Крайние части миниатюры написаны с использованием большого количества резких форшлагов, скачков, ломаных мотивов, диссонирующих терпких гармоний.
В средней части появляется контрастный образ, характеризующий, по словам композитора, «воспоминания о счастливых моментах жизни», формирующийся за счет использования более медленного темпа (moderato), певучей мелодии, смены фактуры. Композитор создает ощущение вальсообразности. В кульминации применены натуральные
флажолеты, в силу чего формирует- что способствует возникновению
ся эффект колокольных перезвонов ощущения нервозности. Также
и остановки времени. Композитор в этой части можно отметить обилие
активно применяет штрих staccato, форшлагов (пример 1).
Пример 1. Д. Бородаев. Этюд-картина № 2. «Лобное место», тт. 1-6 Presto
* i\> к №
£
Ш
р
Музыкальной ткани свойственна дискретность, линии голосов образуются из кратких, рваных мотивов.
В третьем этюде («Отречение») автор использует сюжет эпизода из Библии, в котором апостол Петр отрекается от Иисуса. Здесь интерпретируется символика числа «3» как аллюзия на троекратное отречение Петра. Эта троекратность проявляется в выборе размера музыкальной ткани и форме пьесы (3 части). Миниатюра строится по принципу проведения основного материала с разными окончаниями.
Эта миниатюра - медленный философский центр цикла. Долгое погружение в состояние находит выражение в применении остинат-ности, что придает музыке черты медитативности. М.В. Кузнецова пишет: «Духом религиозной медитации проникнута профессиональная музыкальная традиция Средневековья. Внеличностный, этически-возвышенный характер музыки инспирирован сакрально-стью, воцерквленностью бытия. Созерцание, размышление, самоуглубление понимаются как формы истинной - духовной - жизни, что накладывает отпечаток и на искусство. Музыка возникает как форма подобия, как попытка отразить видимое лишь взором духовным. Это
> — >
£
ш
соответствует средневековой тяге к символичности, иносказанию, аллегории - как сокровенным формам языка, способным в условной форме передать нерационализируемый опыт духовно-мистических откровений» (2011, с. 29).
В миниатюре композитор использует скордатуру - он перестраивает шестую струну на d. Это создает эффект более насыщенного звучания в низком регистре. В основе Этюда лежит принцип применения искусственных и натуральных флажолетов.
Завершает цикл этюд «Непокоренный». В нем также использована скордатура, перестраивается пятая струна из а в g (шестая была перестроена в предыдущей пьесе). Миниатюра представляет собой стремительный финал, завершающий цикл. Образ, возникающий в ней, обозначает личное понимание композитором персонажа, несломленного внешними событиями. Композитор проецирует библейскую историю в современном ракурсе, интерпретируя ее субъективно.
В финале присутствуют черты жанра токкаты - импровизацион-ность, свобода интерпретации, подвижный темп. Фактура основана на использовании общих форм движе-
ния, чередовании гармонических ские сложности ее исполнения. По-пятен. Это самая виртуозная часть следняя миниатюра соединяет при-цикла, с этим и связаны техниче- емы legato и rasgueado (пример 2).
Пример 2. Д. Бородаев. Этюд-картина № 4. «Непокоренный», тт. 13-18 СУП
13
7
Г
иJ i«KJ J iinJT"3 ¡.TI
tt.UJ|»rbJ:lp.l).|.J .«.ВiiuJ.'Srrn-yw
r=?
г
7
Исполнение этих приемов требует отличной технической оснащенности исполнителя. Все аккорды написаны с использованием баррэ.
На данный момент единственным интерпретатором цикла является сам композитор. Исполнителями отдельных миниатюр становятся студенты. Миниатюра «Непокоренный» стала обязательной пьесой на конкурсе «Гитара в России» в Воронеже в 2021 г.
В понимании автора пьесы представляют собой этюды как технические произведения, которые изучаются для совершенствования исполнительского мастерства. Исполнение миниатюр композитором демонстрирует высокий уровень мастерства, артистизм, погружение в образ, прекрасное качество звука. Его трактовка становится ценным материалом для изучения и анализа, а также основой интерпретации исполнителя. Композитор мыслит цикл свободно, в нем отсутствуют тематические связи, части объединены сюжетом, однако они взаимозаменяемы и представляют совершенно самостоятельные пьесы, которые можно исполнять отдельно.
Миниатюры представляют собой образец программной музыки в ре-200
пертуаре для гитары. Композитор трактует жанр сюиты в современном ключе, используя романтическое, рахманиновское ее прочтение. Содержание цикла Д. Бородаева основано на переплетении известных художественных образов и их современном понимании. Он использует библейские образы, которые пропускает через личное мироощущение и собственное видение. Бородаев применяет новые исполнительские средства, трактуя их в ракурсе постмодерна.
В содержании сюиты отражено влияние творчества С. Рахманинова -в использовании изобретенного им жанра этюда-картины, черт музыки Средневековья, выражающихся в применении мотива «Dies Irae», религиозной семантики. Музыкальный текст сюиты во многом определяется гитарным строем и фактурой. Произведения Бородаева неповторимы и вместе с тем включают все гитарные традиции и техники, сформированные его предшественниками гитаристами. Композитор вдохновляется сочинениями Лео Брауэра, Никиты Кошкина.
Дмитрий Бородаев является не только прекрасным композитором, но и концертирующим исполните-
лем, что оставило след в его сочинениях. Его виртуозность позволяет создавать репертуар, в полной мере раскрывающий все возможности инструмента. По этой причине некоторым фрагментам его музыки свойственно позиционное мышление. Так, фраза становится не только грамотно выстроенной, но и технически доступной, что придает этюдам естественность. Ставя перед собой задачи, Д. Бородаев решает их, не абстрагируясь от инструмента и не создавая музыку, трудноисполнимую на гитаре, а наоборот формирует музыкальный материал, который легко ложится на гриф.
Цикл этюдов-картин Дмитрия Бородаева представляет большую
ценность, обогащает гитарный репертуар новым содержанием благодаря обращению к архетипическим сюжетам. В произведениях для гитары композитора формируется новый музыкальный язык инструмента, основанный на применении и углублении его специфических свойств, происходит вызревание оригинальных видов фактуры и зву-коизобразительных приемов. Композитор привносит в музыкальную ткань сочинений образность и дух русской ментальности не путем явного внедрения черт народной песни, а с помощью других средств, например, воспроизводя эффект ко-локольности, используя особенный тип драматургии.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Келдыш Ю. Рахманинов. Этюды-кар- www.belcanto.ru/rachmaninov_op33.html тины, Ор. 33 // Belcanto.ru. URL: https:// (дата обращения: 10.05.2022).
ЛИТЕРАТУРА
Бородаев Д.В. К вопросу о качестве репертуара в современной российской гитарной школе // Классическая гитара в Ярославле. Традиции и инновации: Материалы науч.-практ. конф., 25-26 нояб. 2013 г. / ред.-сост. А.А. Харчев; ЯМУ (колледж) им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2013. С. 45-47.
Вольман Б. Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары. Л.: Музыка, 1968. 188 с.
Высоцкая М., Григорьева Г. Музыка XX века: От авангарда к постмодерну. М.: Моск. консерватория, 2011. 440 с.
Евдокимова Ю.К. Многоголосие средневековья. Х-Х1У века. М.: Музыка, 1983. 454 с.
Иванова-Крамская Н.А. Жизнь посвятил гитаре: Воспоминания об отце. М.: Тепломех, 1995. 109 с.
Кузнецова М.В. Медленная музыка отечественного постмодерна. М.: Маска, 2011. 272 с.
Попов В.И. Московский гитарист и композитор Петр Панин: Интервью в Москве, 29 июля 1984 // Попов В.И. Диалоги о гитаре. И не только о ней. Кн. 1. СПб.: Петрополис, 2009. 501 с.
REFERENCES
Borodaev, D.V. (2013), "On the question of the quality of the repertoire at the modern Russian guitar school", Klassicheskaya gitara v Yaroslavle. Traditsii i innovatsii [Classical guitar in Yaroslavl. Traditions and Innovations], in A.A. Kharchev (ed.), Yaroslavl', pp. 45-47. (in Russ.)
Evdokimova, Yu.K. (1983), Mnogogolosie srednevekov'ya. X-XIV veka [The polyphony of the Middle Ages. X-XIV centuries], Muzyka, Moscow, 454 p. (in Russ.)
Finkel'shtein, Yu.A. (2023), Proizvedeniya dlya shestistrunnoi gitary otechestvennyh kompozitorov XX veka [Works for six-string guitar by Russian composers of the twentieth century], Moscow, 301 p. (in Russ.)
Ivanova-Kramskaya, N.A. (1995), Zhizn' posvyatil gitare: vospominaniya ob otce [He devoted his life to the guitar: memories of the father], Teplomekh, Moscow, 109 p. (in Russ.)
Kuznetsova, M.V. (2011), Medlennaya muzyka otechestvennogo postmoderna [Slow music of the Russian postmodern], Maska, Moscow, 272 p. (in Russ.)
Popov, V.I. (2009), "Moscow guitarist and composer Peter Panin. Interview in Moscow, July 29, 1984", Popov V.I. Dialogi o gitare.
Скворцова И.А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа Х1Х-ХХ веков. М.: Композитор, 2009. 354 с.
Ткаченко В.Н. Универсализм и специфика музыкального мышления в стилях гитарного творчества 1880-1990 годов: Дис. ... канд. искусствоведения. Харьков, 2013. 211 с.
Финкельштейн Ю.А. Произведения для шестиструнной гитары отечественных композиторов ХХ века: монография. - М.: РГУ им. А.Н.Косыгина, 2023. 301 с.
Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней: Моногр. М., 1991. 87 с.
I ne tol'ko o nei [Popov V.I. Dialogues about the guitar. And not only about her], Book 1, Petropolis, Saint Petersburg, 501 p. (in Russ.)
Sharnasse, E. (1991), Shestistrunnaya gitara: Ot istokov do nashikh dnei [Six-string guitar: From the origins to the present day], Moscow, 87 p. (in Russ.)
Skvortsova, I.A. (2009), Stil' modern v russkom muzykal'nom iskusstve rubezha XIX-XX vekov [Art Nouveau style in Russian musical art of the turn of the XIX-XX centuries], Kompozitor, Moscow, 354 p. (in Russ.)
Tkachenko, V.N. (2013), Universalizm i spetsifika muzykal'nogo myshleniya v stilyakh gitarnogo tvorchestva 1880-1990 godov [Universalism and specificity of musical thinking in the styles of guitar creativity of 1880-1990], Cand. Sc. Thesis, Har'kov, 211 p. (in Russ.)
Vol'man, B. (1968), Gitara i gitaristy. Ocherk istorii shestistrunnoi gitary [Guitar and guitarists. An essay on the history of the six-string guitar], Muzyka, Leningrad, 188 p. (in Russ.)
Vysotskaya, M., Grigor'eva, G. (2011), Muzyka XX veka: Ot avangarda k postmodernu [Music of the XX century: from avant-garde to Postmodern], Moskovskaya konservatoriya, Moscow, 440 p. (in Russ.)
Сведения об авторах
Финкельштейн Евгений Юльевич, профессор кафедры симфонического дирижирования и струнных инструментов института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (Москва) E-mail: [email protected]
Старкова Анастасия Евгеньевна, преподаватель Детской музыкальной школы им. А.М. Иванова-Крамского (Москва) E-mail: [email protected]
Authors Information
Evgeny Yu. Finkelshtein, Professor of the Department of Symphonic Conducting and String Instruments at the Institute Maimonides Academy A.N. Kosygin Russian State University (Moscow)
E-mail: [email protected]
Anastasia E. Starkova, teacher at the A.M. Ivanov-Kramskoy Children's Music School (Moscow) E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 20.04.2023 Received 20.04.2023
После доработки 20.08.2023 Revised 20.08.2023
Принята к публикации 24.08.2023 Accepted for publication 24.08.2023