Научная статья на тему 'Фортепианное творчество Н.С. Берестова – якутского композитора'

Фортепианное творчество Н.С. Берестова – якутского композитора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фортепианное творчество Н.С. Берестова – якутского композитора»

DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-260-262 Слепцов Алексей Николаевич

v. a. Bosikova -rnrnrnrnirnn^

Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова, старший преподаватель/аспирант

ы.з.шшя^Йш^Й - тштътж

Фортепианное творчество Н.С. Берестова - якутского композитора

Николай Савельевич Берестов - одна из ярких личностей в музыкальной культуре.

Республики Саха (Якутия). Как композитор он известен песнями, фортепианными и хоровыми сочинениями, инструментальными концертами и другими симфоническими жанрами, балетами, оперой, за которую был удостоен премии им.Ойунского. Он расширил сферу уже существовавших жанров якутской музыки и создал новые, приоткрыв еще не тронутые пласты традиционного искусства в качестве источника профессионального творчества. Как педагог он воспитал многих музыкантов, успешно работающих сегодня в учебных заведениях, концертных организациях, исполнительских коллективах. Берестов - фольклорист с «музыкальными» экспедициями объездил все улусы и районы республики, записал не одну сотню мелодий народов Якутии. Благодаря его труду редактора опубликованы многие сочинения якутских композиторов.

Н.С. Берестов родился 09.07.1932 г. В посёлке Кабанское, Бурят - Монгольской АССР, в 1958 году с отличием закончил Алма-Атинское музыкальное училище им. П.И. Чайковского, а затем в 1964 году Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского по классу композиции Г.Н.Белоглазова, О.А. Моралёва. С 1964 года по приглашению Министерства Культуры Якутской АССР композитор жил и работал в городе Якутске.

Фортепианная музыка занимает одно из центральных мест в творчестве Н.С. Берестова. Однако надо отметить, что знакомство с фортепиано произошло не в детские годы, как у большинства композиторов, а в годы студенчества в Алма-Атинском музыкальном училище. С первого же курса музыкального училища Берестов влюбился в фортепиано, и до конца жизни Рояль оставался близким «другом» композитора.

Н. Берестов и якутская полифония - еще одна интересная тема. Полифонические сочинения обогащают жанры инструментальной музыки. Появление подобного рода произведений на национальном интонационном материале, ставшее серьезным достижением якутской фортепианной литературы, оказалось возможным лишь в середине 70-х гг. И это имело для якутской фортепианной музыки особое, принципиальное значение, поскольку многие века национальная музыкальная культура Якутии существовала как культура чисто чисто монодийная. Этот факт, в свою очередь, несколько замедлял развитие многоголосной по своей природе фортепианной фактуры. Специально к полифоническим формам (преимущественно в детской музыке) обращаются пока немногие композиторы. Н. Берестов работал в этой области наиболее плодотворно. Двухчастный цикл «Прелюдия и фуга» G-Dur Николая Берестова стал первым произведением такого рода (1975 г.). Прелюдия этого цикла носит светлый, умиротворенный характер, терпкое звучание секунд должно восприниматься, по словам автора, как звучание колокольчиков. По характеру части цикла контрастны. Созерцательной прелюдии противостоит напористая, скерцозная тема Фуги, состоящая из двух тематических элементов. Первый - напевного характера с

фанфарными интонациями, а второй - ярко инструментальный, упругий мотив шестнадцатыми. Фуга даёт достаточно полное представление о возможностях написания якутской фортепианной музыки в фигурированной форме. Отметим, прежде всего, что основным отличительным свойством фуги является при классической ясности ее трехчастной формы ярко выраженный национальный колорит тематического материала. Экспозиция фуги включает три проведения темы (Т-Д-Т), причем между вторым и третьим ее проведением помещена интермедия. Классическая структура и стройность экспозиции создают определенный выразительный эффект в динамике драматургии, так как за очень традиционным началом Берестов вводит сложную разработку, где тема развивается стреттно в различных тональностях.

Тема фуги носит явно выраженный жанровый характер. После фанфарного хода в теме мелодия движется поступенно, развивается в узком диапазоне, что позволяет говорить о близости темы фуги к народным песням - дэгэрэн. Однако не только эти качества дают основание утверждать о близости темы к народной музыке: к таким признакам надо отнести и использование форшлагов (кысылах), неоднократное подчеркивание тритоновой интонации. Подробно проставленные артикуляционные указания способствуют ясной расчлененности музыкальной речи и в большой степени обуславливают речитативно - декламационный характер темы. В образном строе данной темы, помимо мелодического и звукового (артикуляционного) своеобразия, существенную роль играет ритмика. Именно ритм является здесь определяющим моментом выразительности: размер, в котором изложена тема, и ритмическая организация второго тематического элемента придают ей игриво - танцевальный характер. Противосложения в фугах удержанные, обладающие при этом мелодической близостью с темой. В интермедиях разрабатывается основной материал, который в тональном плане развивается модуляционно. Так, например, вторая интермедия, предшествующая разработке, имеет такой тональный план: a-moll, f-moll, Ges-Dur и, наконец, As-Dur, который приводит к тональности минорной субдоминанты. Интермедии строятся на интонационном и ритмическом рисунке предшествующего развития, что органически связывает их с только что прозвучавшим противосложением. Для разработки и репризы фуги характерны настойчивость динамического развития, яркость точно намеченных кульминаций. Среди полифонических приемов выбрано наиболее динамичное и активное средство развития - стретто. Интересно отметить, что в разработке тема вступает в тональности минорной субдоминанты. В стреттах фуги Берестова обычно тема используется не полностью, а частично. Так, после первого проведения темы в разработке второе ее проведение представляет собой стреттное изложение в интервал квинты. Далее интервал между вступлениями тем еще короче - полтакта в интервале примы. Кульминация фуги звучит в конце разработки - автор усиливает её гомофонно - гармоническое изложение, что придает сочинению эпический характер.

Начало репризы последовательно отмечено яркими стретными вступлениями тем в среднем, басовом и сопрановом голосах. Такое построение продлевает звучание тематического материала, состоящего из коротких мотивов, и поддерживает постоянное движение музыкальной ткани.

Фуга Берестова ставит перед пианистом определенные трудности выявления мелодической красоты каждого голоса. Тема - лишь первый из равных голосов. По-этомму при ее исполнении требуется хорошо продуманная динамика их соотношения. Преобладающая роль темы не означает безусловного подчинения ей остальных полифонических линий. Не меньшее значение приобретают довольно самостоятельные по своему развитию второстепенные голоса, которым свойственна различная степень активности. В одном случае они служат лишь фоном для изложения основного голоса, в другом - энергично дополняют звучание и объединяются в едином мощном потоке звукового развития.

Исполнитель должен концентрировать свое внимание прежде всего на выявлении полифонической логики. Особые трудности возникают в разработочной и ре-призных разделах фуги, где соединяются в единовременном звучании основной темы, причем этим соединениям часто сопутствуют всевозможные стреттные изложения. От пианиста в этом случае требуется очень детализированный подход к фактуре. Также нужно отметить, что в фуге Берестова подробно выставлены обозначения артикуляции и различные виды акцентов. Это помогает ярче раскрыть образные характеристики, включиться в общий драматургический план действия.

Таким образом фуга, при всей специфичности ее полифонической ткани, написана так, что пианист, владеющий навыками исполнения, скажем, инвенций Вишка-рева, вполне может справиться с трёхголосной фугой Берестова. Это произведение весьма устойчиво заняло свое место в процессе разностороннего воспитания молодых якутских пианистов и с особой убедительностью подтвердило жизненность такой высшей полифонической формы как фуга, ее способность к передаче новых и самобытных художественных концепций.

Одним из самых сложных в техническом отношении сочинений является трёхголосная фуга C-Dur. В тематическом ядре фуги угадываются интоанции русской народной песни «Из-под дуба, да из-под вяза». Во втором элементе темы происходит мотивное вычленение и секвентное развитие напева. В интермедиях фуга пронизана параллельным движением трезвучиями и септаккордами, имитирующими «гармошечный» наигрыш. Фуга масштабна, плотна по звучанию, в ней яркая кульминационная зона, интерсным фактором развития фуги является использование модальной техники.

Три фуги для левой руки: взволнованная, порывистая фуга с- moll, энергичная, обладающая характерной, «раскрывающейся» темой с синкопами фуга F-Dur и фуга C-Dur с характерным дробным мотивом. Все три фуги достаточно сложны в пианистическом отношении. Увлекательны они и в смысле прочтения текста, так как обладают современной структурой аккордов, мобильными шкалами ладозвукорядного материала, непростым ритмом. Соблюдая ладотональные соотношения в процессе введения тем и следуя классическому строению фуги, композитор, в то же время, вводит в данные полифонические произведения сложные гармонические образования, например, соноры, быстрые пассажи и мощный эмоциональный накал. Учитывая, что произведения исполняются только левой рукой, можно предположить, что исполнителю придётся потрудиться. Также непростые задачи поставит перед пианистом исполнение инвенции для левой руки с-moll. Вязкая, вращающаяся тема инвенции, построенная на интонациях уменьшенного лада и хроматического звукоряда потребует от исполнителя прежде всего активизации слухового восприятия, плавной, связной игры движения голосов, технической свободы в исполнении аккордов. Таким образом, Н. Берестов весьма существенно обогатил якутский фортепианный репертуар полифоническими сочинениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.