Научная статья на тему 'ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО КРЫМСКОТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ'

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО КРЫМСКОТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ / ЖАНР / РИТМ / ХАЙТАРМА / СОНАТА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куртбединова Лейля Тахировна

В исторически сложившейся многонациональной культуре Крыма, недостаточно изученным является творчество крымскотатарских композиторов, творческий потенциал которых значительно определяет лицо современного музыкального искусства региона. Значительное место в музыкальном искусстве занимает жанр фортепианной музыки. Современное академическое искусство представляет имена талантливых крымскотатарских композиторов Мерзие Халитоовй, Эльвиры Эмир, Джемиля Карикова, Назима Амедова и др. Музыкальные произведения крымскотатарских композиторов звучат на международных фестивалях форумах и конгрессах, проводимых в России и за рубежом. Показательным жанром их творчества является фортепианная музыка.Фортепианное творчество Назима Амедова, Эльвиры Эмир, Мерзие Халитовой, Джемиля Карикова, ориентируясь на национальные традиции, дает новое прочтение народной музыки, одновременно оно отражает характерное для данного времени стремление синтезировать утонченную сферу камерной музыки и фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIANO OEUVRE OF CRIMEAN TATAR COMPOSERS

In the historically formed multinational culture of the Crimea, the oeuvre of the Crimean Tatar composers is insufficiently studied, although their creative potential in a great measure shapes the look of the contemporary musical art of the region. A significant place in the musical art is occupied by the genre of piano music. Contemporary academic art is represented by the names of talented Crimean Tatar composers Merzie Khalitova, Elvira Emir, Cemil Karikov, Nazim Amedov and others. Musical works of Crimean Tatar composers sound at international festivals, forums and congresses held in Russia and abroad. Piano music is an indicative genre of their work. The piano oeuvre of Amedov, Emir, Khalitova, Karikov, focusing on national traditions, give a new interpretation of folk music. At the same time, it reflects the striving characteristic of this time to synthesize refined chamber music and folklore.

Текст научной работы на тему «ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО КРЫМСКОТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

Л.Т. Куртбединова.

E-Mail: lilya.kurtbedinova@mail.ru

Фортепианное творчество

крымскотатарских композиторов

УДК: 7.071.2(=512.1)

Лейля Тахировна Куртбединова.

Фортепианное творчество крымскотатарских композиторов

В исторически сложившейся многонациональной культуре Крыма, недостаточно изученным является творчество крымскотатарских композиторов, творческий потенциал которых значительно определяет лицо современного музыкального искусства региона. Значительное место в музыкальном искусстве занимает жанр фортепианной музыки. Современное академическое искусство представляет имена талантливых крымскотатарских композиторов Мерзие Халитоовй, Эльвиры Эмир, Джемиля Карикова, Назима Амедова и др. Музыкальные произведения крымскотатарских композиторов звучат на международных фестивалях форумах и конгрессах, проводимых в России и за рубежом. Показательным жанром их творчества является фортепианная музыка.

Фортепианное творчество Назима Амедова, Эльвиры Эмир, Мерзие Халитовой, Джемиля Ка-рикова, ориентируясь на национальные традиции, дает новое прочтение народной музыки, одновременно оно отражает характерное для данного времени стремление синтезировать утонченную сферу камерной музыки и фольклора.

Ключевые слова: фортепианная музыка, национальные мелодии, жанр, ритм, хайтарма, соната.

Leila Takhirovna Kurtbedinova.

Piano oeuvre of Crimean Tatar composers

In the historically formed multinational culture of the Crimea, the oeuvre of the Crimean Tatar composers is insufficiently studied, although their creative potential in a great measure shapes the look of the contemporary musical art of the region. A significant place in the musical art is occupied by the genre of piano music. Contemporary academic art is represented by the names of talented Crimean Tatar composers Merzie Khalitova, Elvira Emir, Cemil Karikov, Nazim Amedov and others. Musical works of Crimean Tatar composers sound at international festivals, forums and congresses held in Russia and abroad. Piano music is an indicative genre of their work.

The piano oeuvre of Amedov, Emir, Khalitova, Karikov, focusing on national traditions, give a new interpretation of folk music. At the same time, it reflects the striving characteristic of this time to synthesize refined chamber music and folklore.

Keywords: Piano Music, National Melodies, Genre, Rhythm, Haitarma, Sonata.

Перед нами четыре ярко индивидуальных стиля, в каждом из которых по-разному взаимодействуют параметры современного и классического, каждому свойственен свой интонационный словарь. Но объединяет всех их глубокая связь с крымскотатарской народной музыкой и являет собой яркую страницу в многообразии современного музыкального творчества. В рассматриваемых сочинениях наблюдается стремление полнее и глубже отразить музыкальные традиции крымскотатарского народа. Композитор и пианист Зигмунд Краузе подчеркивает, что «творчество художника должны питать национальные корни».

Задача Современного композитора - утверждает он как раз и заключается в умелом использовании собственно музыки элементов национального наследия [Краузе, 1991, с. 102]. Все четыре композитора мыслят национальными категориями, проявляющимися в ладо-интонационной сфере, ритмике, формообразовании. Специфичность стиля национальных композиторских школ по В. Медушевскому «определяется связью с национальным мироощущением и опорой на характернейшие особенности языка народной музыки» [Медушев-ский, 1984, с. 7].

Например, индивидуальность стиля Назима Амедова проявляется в сочетании национального компонента с простотой, ясностью, классичностью конструкций во взаимодействии терпкостью и усложненностью гармонического языка, а также высокой виртуозностью. Авторский почерк Назима Амедова легко узнаваем, стиль его произведений глубоко современен, что находит отражение в прихотливой смене акцентов, нечетных размеров, огненном ритме, ладоинтонационном строении, обращении к национальным традициям, о чем свидетельствуют названия его фортепианных произведений - «Хайтарма-макам», «Аллегро», «Граве», «Прелюдия», а детям он адресовал сборник пьес «Детская галактика».

Пьеса «Хайтарма-макам» - эмоционально насыщенная и виртуозная требует от исполнителя большого мастерства. В ней интерпретируются в современном ключе жанры национальной музыки. В «прелюдии», выдержанной в современном стиле, автор обращается к серийному письму. Юным исполнителям композитор адресовал сборник «Детская галактика», многие образы которого навеяны крымскотатарскими народными мелодиями.

В многожанровой палитре творчества Мерзие Ибрагимовны Халитовой определенное место занимают фортепианные сочинения, представленные сборником «Картины Бешуя». В пьесах этого сборника композитор престает новатором, в творчестве которого национальные традиции преломляются через стилевое многообразие современной музыки, вплоть до применения радикальных приемов композиторского письма. Арановский М. констатирует, что «...свободное оперирование стилями и техниками является сегодня едва ли не важнейшим укритерием высокого профессионализма» [Арановский, 1983, с. 39]. Сборник включает 22 пьесы, композиционная сложность в которых идет по нарастающей. 13 пьес - более простые в фактуре, техническом плане и музыкально-выразительных средствах. Среди которых «Шуточная» (в основе мелодия - Халайли хазан), «Утрення звезда» (в основе мелодия - Танг йылдызы - Утренняя звезда), «Рассвет», «Танец кукол», «Скерцо» и др. В каждой пьесе автор находит индивидуально-самобытные механизмы раскрытия музыкального замысла. Иногда в их основе лежат традиционные мажоро-минорные формулы, но чаще всего в них доминирует хроматика в синтезе с ярко выраженной национальной основой. Автор синтезирует приемы таких техник как сонорика, сложные диссонантные структуры, среди которых полифункциональные аккорды, нефункциональные созвучия, аккорды с расщепленными тонами, кластеры, а также приемы полиритмии и полифонии. Во многих пьесах сборника находят взаимодействие авангардные приемы и национальное начало, которые отличают стилистику Мерзие Ибрагимовны Халитовой. Оригинальным музыкальным языком, красочной палитрой выразительных средств автор раскрывает программный замысел многих пьес сборника. Показательным образцом является пьеса «Легенда Акъ-Къая», которой присуще балладно повествовательное начало, раскрытое через семантику современных выразительных средств - а именно сонорика квартаккорды, аккордовые комплексы с расщепленными тонами, аккорды с секундовыми созвучиями. Балладность строения выявлена в чередовании картин-образов с семантическими контрастами темпов метроритма и фактуры. Для музыкального языка пьесы закономерны тональная неопределенность, колорит увеличенных и уменьшенных гармоний, терпкое звучание секунд и кластеров. Среди концертных пьес - «Соната-фантазия» и две «Концертные пьесы», требующие хорошей исполнительской базы. Знаковыми для творчества Мерзие Ибрагимовны Халитовой являются пейзажные лирические образы - раскрывающие картины родного края. Воплощенные в них Крымские пейзажи являются отражением сокровенных чувств и патриотических настроений автора. Примерами пьес настроений являются: «Дыхание Бешуя», «Бал хризантем», «Листья кружатся в осеннем хороводе». Эти пьесы, выдержаные

в колорите крымскотатарских народных мелодий и ритмов, синтезируют кантиленность и терпкость гармонических красок.

Яркую страницу в фортепианном искусстве представляет творчество композитора Эльвиры Эмир, презентованное в сборниках «Фортепианные произведения для юношества» (включает 14 произведений, среди которых произведения крупной формы «Соната-рапсодия», «Поэма»), также сборник произведений для фортепиано том-2 (включает 34 произведения, среди которых пьесы, полифонические произведения, вариации, пьесы в стиле джаза). Произведения Э. Эмир насыщены лирикой, мягкой экспрессией, порой драматизмом. В них находят отражение картины окружающей жизни, эмоциональные переживания. Оригинальность стиля композитора характеризуется взаимосвязью современного музыкального мышления с национальным характером. Фольклорные истоки творчества автора выявляются в разработке ладового и интонационного строения тематизма, в опоре на жанровость (макам, хайтарма и др.), методах изложения и развития тематического материала. В фортепианных произведениях Эмир следует выделить национальные основы тематизма, стремление к программности, взаимодействие классических и романтических методов изложения с элементами современной музыкальной лексики. По высказываниям Э. Эмир, «автору близка традиционная музыкальная система, в которой он чаще всего опирается на стили неоромантизма и импрессионизма». Поэтому в творчестве композитора имеет важное значение гармонический аспект. Характерной стилистической чертой ее фортепианных произведений является красочность гармонических комплексов, насыщенных диатоникой и хроматикой. Общеизвестно, что гармония является важным критерием стилистики композитора. В связи с этим С. Григорьев отмечает: «...отношение к гармонии и вытекающие из этого ее функции разъясняют многое в характере творческих устремлений и принципов композитора» [Григорьев, 1981, с. 12]. Показательны для стиля автора пьесы «Восточный орнамент», «Озорники», «Грезы на яву», в которых находит сочетание детализированности и графичности фактуры с выразительной кантиленой, заполненной колоритом терпких секунд, и хроматических кластеров. Монументальные произведения - «Поэма», «Соната-рапсодия» - выделяются динамикой развития контрастных образов, разнообразие фактурных приемов, красочностью аккордовых комплексов, речевой выразительностью современной музыкальной интонацией. Соната - рапсодия дает совремнную интерпретацию формы сонатного аллегро в духе романтического искусство. Соната насыщена импровизационностью, динамикой развития образов, сопоставлением контрастных метрических акцентов (3/4, 4/4, 2/4, 7/16).

Джемиль Энверович Кариков один из современных талантливых крымских композиторов, исполнителей в творчестве, которого фортепианная музыка заняла значительное место. Творчество Джемиля Энверовича Карикова включает широкий круг музыкальных образов, ассоциируемых с картинами окружающего мира, жанровыми зарисовками и танцевальными ритмами. Ему принадлежат сборники: «Крымскотатарский альбом для фортепиано», «Джазовый альбом» (2010), «Турецкая тетрадь» (2012), «Мелек дефтери» (2014). Тематизм его произведений часто связан с фольклорными образцами, где в талантливых обработках автор использует полифонические приемы, современные средства музыкального языка, джазовые ритмы. Музыкальный язык его сочинений опирается на принцип модально-гармонического мышления во взаимосвязи с тонально-гармоническими принципами и особенностями современной хроматической системы. В поисках новых путей переосмысления фольклора Джемиль Кариков обращается к джазовым ритмоформулам, которые раскрывают новые грани народной музыки и дают новое оригинальное прочтение темы «фольклор и композитор». Таковы пьесы «Джазового альбома» для фортепиано, а также отдельные пьесы сборника «Крымскотатарский альбом для фортепиано». Показательны 12 пьес из «Джазового альбома», в которых оживают новыми красками крымскотатарские народные мелодии. В отдельных пьесах выявляется связь со стилистикой джазовых композиций, отмеченных переменностью внутритактовых акцентов, повторяющихся формул басов, син-копированности ритма, терпкости гармонических красок. Отметим, что в цикле простые небольшого масштаба народные мелодии в результате импровизационного развития раз-

растаются в объемные композиции. Примером может служить пьеса «Озен ичи туземлик», «Севдим сени». «Турецкая тетрадь», адресованная юным исполнителям включает 12 пьес. В ней разработаны турецкие народные мелодии. Также сборник «Мелек дефтери» предназначенный, для детей включает 18 программных пьес, основанных на народных мелодиях. В сборнике «Крымскотатарский альбом» включает традиционные жанры фортепианной музыки - «Вальс», «Этюд» и др.

По определению Черниковой «ни одна музыкальная культура не является статичным образованием - в ней все всегда находится в движении, вся она - постоянно длящийся, бесконечный поток событий и процессов» [Черникова, 2015, с. 34]. Подводя итог, мы можем сказать, что крымскотатарские композиторы выявляют в своих фортепианных произведениях стремление по-иному осмыслить национальные традиции, найти точки соприкосновения с мироощущением современного человека. И как результат, в их музыке отмечается интеграция интонационного образа мира на почве взаимодействия элементов национального и европейского музыкального мышления.

Литература:

1. Арановский М. На рубеже десятилетий // Современные проблемы советской музыки: сб. ст. / отв. ред. и сост.: В. Смирнов. Л.: Советский композитор, 1983. С. 37-52.

2. Григорьев С. Теоретический курс гармонии. Москва: Музыка 1981, 478 с.

3. Краузе З. Важен творческий склад мышления // Советская музыка. 1991. №2. С 102-103.

4. Медушевский В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник: сб. статей. Москва, 1984. Вып. 5. С. 5-17.

5. Черникова С. Взаимодействие музыкальных культур в эпоху глобализации // Таврические студии. 2015. №7. С. 30-35.

о\ о\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.