УДК 786.2
Кадырова Майя Решатовна
Старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС
СБОРНИКА «ДЕТСКАЯ ГАЛАКТИКА» НАЗИМА АМЕДОВА
Статья посвящена анализу альбома пьес для фортепиано «Детская галактика» крымского композитора Назима Амедова. В ней рассматриваются фортепианные миниатюры песенного, кантиленного характера, образцы полифонического письма и яркие, колоритные танцевальные пьесы. Выявлены гармонические структуры, форма этих произведений, использование особых ладов: фригийского с повышенной терцией, дорийского с повышенной квартой и других комбинаций этих ладов с гармоническим минором. Отмечена особая роль ритмов и несимметричных размеров, характерных для крымскотатарской народной музыки. Рассмотрены особенности стиля Н. Амедова.
Ключевые слова: Назим Амедов, крымскотатарская народная музыка, ритм, лад, фортепианная миниатюра, альбом пьес.
Mayya R. Kadyrova
Senior Lecturer,
Department of Music Pedagogy and Performance, Humanities and Education Science Academy (Branch) in Yalta, V. I. Vernadsky Crimean Federal University;
Russian Federation, Yalta
STYLISTIC FEATURES OF THE PIANO PIECES OF THE COLLECTION "CHILDREN'S GALAXY" BY NAZIM AMEDOV
Abstract. The article is devoted to the analysis of the album of plays for the piano "Children's Galaxy" of the Crimean composer Nazim Amedov. It examines the piano miniatures of a song, cantilent character, samples of polyphonic writing and bright, colorful dance pieces. The harmonic structures, the form of these works, the use of special modes: Phrygian with increased third, Dorian with increased quarto and other combinations of these modes with harmonic minor are revealed. The special role of
61
rhythms and asymmetric sizes characteristic of Crimean Tatar folk music is noted. The features of N. Amedov's style are revealed.
Key words: Nazim Amedov, Crimean Tatar folk music, rhythm, fret, piano miniature, plays album.
Для цитирования:
Кадырова, М. Р. Стилистические особенности фортепианных пьес сборника «Детская галактика» Назима Амедова / / Гуманитарная парадигма. 2020. № 1 (12). С. 61-68.
Трудно преувеличить важность выбора репертуара в педагогической работе. Правильно подобранный музыкально-педагогический репертуар способствует многогранному развитию и воспитанию юных музыкантов, требующих индивидуального подхода в процессе их обучения.
Известно огромное количество великолепных детских альбомов для фортепиано, написанных в разное время разными композиторами. Это и «Нотная тетрадь А. М. Бах», и «Детский альбом» П. И. Чайковского, и «Альбом для детей и юношества» Р. Шумана, и «Детская музыка» С. Прокофьева, и «Бирюльки» С. Майкапара, и многие другие детские циклы. Но, вспоминая рекомендации крупнейшего пианиста-педагога, одного из создателей советской пианистической школы, профессора А. Б. Гольденвейзера, чтобы молодые педагоги не «застревали» на ограниченном и однообразном репертуаре, а использовали в своей педагогической работе и обращали внимание на малоизвестные, но значительные и полезные пьесы [1, с. 179]. В связи с этим хочется представить самобытный альбом пьес для фортепиано «Детская галактика» современного крымского композитора и исполнителя Назима Амедова. Целью - шире и глубже познакомить профессиональных музыкантов, преподавателей фортепиано и обучающихся с особенностями стиля композиторского письма Назима Амедова и его фортепианным сборником «Детская галактика» -обусловлены задачи данной статьи:
1) продемонстрировать стилистические особенности фортепианных пьес, вошедших в сборник «Детская галактика» Н. Амедова;
2) выявить особенности ладово-ритмической структуры крымскотатарской народной музыки и её влияние на авторский стиль композитора;
3) привести примеры ладо-гармонического, полифонического и ритмического многообразия письма Н. Амедова.
Альбом пьес для фортепиано «Детская галактика» (2003 г.) автор
посвятил своей дочери, Белькис. Этот сборник состоит из 11 пьес, в которых отражены ладово-ритмические особенности крымскотатарской музыки, характерные стилистические моменты исполнительского искусства народных музыкантов и яркий композиторский стиль самого автора.
Пять пьес представляют собой обработки народных песен. В пьесах «Соловей», «Качели», «Из Ялты» и «Высокий минарет» Н. Амедов использует крымскотатарские народные мелодии. В пьесе «Эминем» представлена обработка народной турецкой песни. Названия народных мелодий нашли свое отражение и в названиях пьес. Также в сборник вошли две полифонические пьесы: Канон и Канон «Хайтарма».
Характерный для крымскотатарской музыки ритм 7/8, ритм популярного в народе танца «Хайтарма», автор щедро использует в следующих пьесах: «Танец», «Ку-ку»-хайтарма, «Хайтарма зайчика», канон «Хайтарма» [2, с. 131]. В пьесе «Танец Джемиля» нужно обратить внимание на несимметричные размеры, такие как 5/8+4/8, часто встречающиеся в крымскотатарской народной музыке; в миниатюре «Из Ялты» — на обилие увеличенных секунд и использование фригийского лада с увеличенной терцией, отражающих ладовую структуру крымскотатарской народной музыки; в «Танце» и «Хайтарме» — на украшения в виде мордентов, трелей, характерных для мелизматики крымскотатарской музыки [2, с. 123]. Все эти элементы характеризуют индивидуальный композиторский стиль Н. Амедова.
№1. «Соловей» и «Танец»
Пьеса «Соловей» представляет собой обработку народной песни. Лирический характер пьесы подчеркивает слегка качающийся аккомпанемент в левой руке, сопровождающий красивую мелодию, которую излагает правая рука. Написана пьеса в натуральном ми-миноре. Единственным намеком на дорийский лад является начальный мотив, с так называемым «дорийским запевом», очень характерным для крымскотатарской музыки в целом [3].
Следующий далее «Танец» является свободной авторской вариацией на главную мелодию. Эта вариация вносит оживление в развитие музыкального материала. Данный принцип сочетания медленной темы и следующего сразу за ней быстрого проигрыша, имеющего смысловой эффект психологической разрядки, часто встречается в народной музыке крымских татар.
Ещё одним характерным приёмом народного музицирования, воплощённом автором в этой пьесе, является изложение материала в унисон. Своеобразная «инструментовка» реализуется автором за счёт передачи звукового материала в разные октавы и варьирования октавных удвоений. Вносят определённое гармоническое разнообразие и дополняют унисон сопровождающие кварто-квинтовые созвучия в левой руке, имитирующие
звучание народных инструментов.
Необходимо сказать, что народная инструментальная музыка крымских татар богато орнаментирована различными украшениями. Это и трели, и различного рода форшлаги, и группетто, морденты. Из мелизматики во вступлении к «Соловью» встречаются трели и форшлаг. В «Танце» используются только трели.
№2. «Ку-ку»-хайтарма
В названии этой пьесы есть подсказка на образное содержание. Пение птиц всегда привлекало внимание композиторов. Их голоса воплощены в таких произведениях как «Перекличка птиц» Ж.-Ф. Рамо, «Соловей» А. Алябьева, «Жаворонок» М. И. Глинки. В Пасторальной симфонии Л. Бетховена («Сцена у ручья» — «птичье трио») можно расслышать перекличку перепела (гобой), соловья (флейта) и кукушки (кларнет).
Образ кукушки популярен в творчестве композиторов, начиная с эпохи барокко. Вспомним хотя бы знаменитую «Кукушку» клавесиниста Луи Дакена и кукушку, появляющуюся в сольной партии скрипача в 1-й части концерта А. Вивальди «Лето».
В пьесе Н. Амедова «Ку-ку»-хайтарма явно прослеживается юмористический оттенок. В первую очередь, это касается ритма. Здесь мы встречаемся с ритмом 7/8, который характерен для самого популярного крымскотатарского танца хайтарма. Автор как бы демонстрирует нам в этой миниатюре весёлый танец кукушки.
Интересна также ладовая структура произведения. Основным в этой пьесе является лидийско-миксолидийский лад, на что указывают и ключевые знаки «Си-бемоль» и «Фа-диез».
Фактура данной пьесы довольно проста. Главная попевка, или мотив кукушки, поручен правой руке, а левая рука на протяжении всей пьесы выполняет функцию гармонического сопровождения. В штриховом отношении наблюдается четкий контраст между стаккато в правой руке и легато в левой руке, сохраняющийся на протяжении всей пьесы.
№3. Хайтарма зайчика
Название этой пьесы подсказывает характер её исполнения. Образы животных и птиц, которые выносятся в заглавие, должны по мысли автора пробудить дополнительный интерес ребёнка к занятиям на инструменте и помочь развить его воображение и фантазию.
Надо отметить, что, как и в предыдущем номере, композитор выбирает для этой пьесы ритм 7/8, подчёркивая этим танцевальный характер музыки. А в средней части появляется хроматизм в виде ползущих вверх и вниз
гармоний. В этот момент зримо ощущается страх, охвативший зайчика, при появлении из-за деревьев волка.
№4. Танец Джемиля
Танцевальный характер музыки отражён в названии.
Интересна ладово-ритмическая структура пьесы, здесь чередуются такты 5/8 и 4/8. Основным ладом пьесы является фригийский +3, это подсказывают нам ключевые знаки - си-бемоль, ми-бемоль и фа-диез. В букве В появляется ещё один лад - лидийский от «До». В букве С к лидийскому добавляется лидо-миксолидийский от «Фа». В букве В и Е чередуются миксолидийский и лидо-миксолидийский от «Соль». И, наконец, в букве О возвращается основной лад — фригийский+3, в котором и завершается пьеса.
№5. Канон
Основным ладом пьесы является фригийский +3, автор определяет это, выставляя при ключе знаки си-бемоль, ми-бемоль и фа-диез. В букве В появляется еще один лад — дорийский+4 от «До». Появление этого лада добавляет новую краску в звучание темы. В букве С, репризном проведении главной темы, к основному ладу композитор добавляет дополнительную ступень — ре-бемоль октавой выше. В букве В необычный пятиступенный лад (ля, си-диез, до-диез, ми, фа) вносит некоторое просветление в общий сумрачный колорит пьесы. Но в конце вновь утверждается основной лад — фригийский+3.
№6. Канон-хайтарма
Как и в других произведениях данного сборника, в этой пьесе автор ставит нетрадиционные ключевые знаки. При ключе стоит только фа-диез, но это не сольмажор, а ре-лидийско-миксолидийский лад.
Надо сказать, что в этой пьесе автор с большим искусством воплотил в классической форме канона ритмическую структуру традиционного крымскотатарского танца хайтарма, изложив музыкальный материал в размере 7/8, и характерную для крымскотатарской народной музыки ладовую переменчивость.
№7. Качели
Эта пьеса сочинена в миксолидийском ладу, который не меняется на протяжении всего номера. При ключе композитор, сохраняя свой стиль записи музыки, выставляет си-бемоль, обозначая, таким образом, миксолидийский лад.
Это номер представляет собой изящную обработку народной песни
«Качели». Правая и левая рука попеременно меняются ролями при изложении темы и аккомпанемента. Размеренный аккомпанемент, построенный на чистых квинтах, как бы передает ощущение раскачивающихся качелей, а на его фоне льётся плавная мелодия в миксолидийском ладу [4].
Незамысловатая образная сфера передаёт нам состояние покоя и рисует мирную беседу-диалог качающихся на качелях молодых людей.
№8. Из Ялты
Эта пьеса написана во фригийском ладу с повышенной терцией. Основной лад дополняется только лишь изредка встречающимися хроматическими ходами и вспомогательными звуками.
В этом номере композитор взял в качестве темы народную песню южнобережных татар. Мелодиям крымских татар этого региона характерны лады с увеличенными секундами, которые мы наблюдаем во фригийском+3 и дорийском+4 ладах [5].
Пьеса представлена в четырёхголосном изложении. В этой достаточно насыщенной фактуре каждый голос хорошо развит и несёт самостоятельную смысловую нагрузку.
№9. Хоран
Данная пьеса представляет собой фрагмент из первой части струнной серенады Н. Амедова. Хоран — название традиционного хороводного танца крымских татар, исполняемого обычно в завершение свадебного обряда. Размер, как правило, 4/4 или 2/4.
Пьеса состоит из 3-х предложений, 1-е и 3-е из которых, изложенные в миксолидийском ладу, повторяются. 2-е предложение, средняя часть, создаёт яркий контраст с крайними частями благодаря ладу, используемому здесь, в данном случае фригийскому+3.
В своей пьесе автору удалось создать тонкую стильную зарисовку, по музыке очень напоминающую фольклорные аналоги.
№10. Высокий минарет
Обработка этой крымскотатарской народной мелодии ранее вошла в сборник Амедова «Детский альбом» (2001 г.) для юных скрипачей. Там она звучит в ансамбле для четырёх струнных инструментов [6].
В данном сборнике предлагается обработка для фортепиано соло. В пьесе обе руки равноправно участвуют в изложении темы. Начальные два такта напоминают звучание народного инструмента «даре» — бубна с металлическими колокольчиками, вставленными в деревянный обод. Это
ритмическое остинато будет сопровождать мелодию на протяжении всей пьесы. Сама мелодия построена на нисходящих секундовых попевках, часто встречающихся в народных песнях и инструментальных мелодиях.
Пьеса имеет форму периода из двух контрастирующих в ладовом отношении предложений. 1-е предложение излагается в соль-мажоре, а 2-е — во фригийском ми-миноре.
№11. Эминем
Данная пьеса представляет собой обработку турецкой народной мелодии. Записана она в размере 9/8, но возможна также запись 5/8+4/8. Такая ритмическая структура очень характерна для турецкой народной музыки, где широко используются так называемые несимметричные размеры.
Ладовая структура очень проста, гармония представлена натуральным мажором и минором.
После двух вступительных тактов, появляется красивая мелодия, имеющая форму простого периода, составленного из 2-х предложений. В срединной связке из 2-х тактов используются форшлаги, напоминающие нам пение птиц. После связки начинается второе проведение темы. Это проведение отличается более сложной фактурой, появлением двойных нот.
Заключительные три такта так же, как и вступление, рисуют жанровую картину природы с пением птиц среди цветущих деревьев.
В заключение отметим характерные особенности стиля Н. Амедова:
• использование особых ладов: фригийского с повышенной терцией, дорийского с повышенной квартой и комбинаций этих ладов с гармоническим минором;
• использование специфических ритмов: 5/8, 7/8, 9/8 и несимметричных размеров 5/4+4/4, 2/8+2/8+2/8+3/8;
• изящество и гибкость мелодии;
• тончайшее фортепианное письмо и фразировка, внимание к деталям;
• полифоническая насыщенность сопровождения.
Пьесы из «Детской галактики» расширяют представление о ладовой и гармонической структуре, с детства воспитывают острый ритм и отношение к звуку, туше. Эти пьесы, нежные и печальные, солнечные и юмористические, ритмически строгие и кантиленно свободные, привлекают яркостью и многоликостью художественных образов, полнотой и цельностью чувств и настроений.
Надо сказать, что рассматриваемый сборник фортепианных пьес «Детская галактика» Н. Амедова уже довольно известен и занял достойное место в музыкально-педагогическом репертуаре нашего полуострова и за его
пределами. Первой исполнительницей этих пьес была дочь композитора, Белькис Амедова, которая теперь является студенткой Московской консерватории. Эти пьесы звучали на многочисленных концертах и детских конкурсах, таких как «Юный виртуоз», «Золотая колыбель», на пленумах Союза композиторов. Автор получает письма с благодарностью за музыку от педагогов детских музыкальных школ и учеников-исполнителей.
Литература
1. В классе А. Б. Гольденвейзера: сборник статей / Сост. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. М. : Музыка, 1986. 214 с. («Уроки мастерства»).
2. Кадырова, М. Р. Ладовые и ритмические особенности крымскотатарской народной музыки // «Гуманитарная парадигма». 2018. №4. С. 120-131.
3. Рефатов, А. Крымскотатарские песни. Симферополь : Крымское государственное изд-во, 1932.
4. Шерфединов, Я. Татарские народные песни и инструментальные наигрыши Ташкент: Изд-во лит. и искусства им. Гафура Гуляма, 1978. 271 с.
5. Шерфединов, Я. Песни и танцы крымских татар. М.; Симферополь : Музгиз, 1931. 96 с.
6. Амедов, Н.И. «Детский альбом» для юных скрипачей. Симферополь : Издательство «Тарпан», 2001.