Научная статья на тему 'СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ МЕРЗИЕ ХАЛИТОВОЙ НА ПРИМЕРЕ ТРИО "В РИТМЕ РОЗОВЫХ ТОНОВ" ДЛЯ СКРИПКИ, ТРОМБОНА И ФОРТЕПИАНО'

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ МЕРЗИЕ ХАЛИТОВОЙ НА ПРИМЕРЕ ТРИО "В РИТМЕ РОЗОВЫХ ТОНОВ" ДЛЯ СКРИПКИ, ТРОМБОНА И ФОРТЕПИАНО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИФОНИЯ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ПОЭМА / ХРОМАТИЗМ / ЛЕЙТКОЛОРИТ / ГЛИССАНДО / ПИЦЦИКАТО / КЛАСТЕР / ВОСТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ / POLYPHONY / IMPROVISATION / POEM / CHROMATISM / LACCOLITH / GLISSANDO / PIZZICATO / CLUSTER / OF THE EASTERN SYSTEM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куртбединова Лейля Тахировна

В музыкальном творчестве композиторов XXI века остается актуальным вопрос взаимодействия различных национальных музыкальных культур. В статье рассматриваются особенности творческого стиля крымскотатарского композитора Мерзие Халитовой на примере камерно-инструментального творчества. Представлен анализ трио «В ритме розовых тонов» для скрипки, тромбона и фортепиано, с точки зрения взаимодействия национальных музыкальных традиций и европейского музыкального мышления. Анализ произведения репризентует характерные тенденции развития камерноинструментальной музыки начала XXI века. Также обозначены средства музыкальной выразительности, направленные на раскрытие образной семантики. В каждом своем произведении композитор находит индивидуальное решение для синтеза фольклорных элементов и современных музыкальноинтонационных средств. Можно выделить разнообразно воспроизводимую композитором орнаментальную мелодику и узорчатую ритмику, составляющими национальную основу произведений Мерзие Халитовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ МЕРЗИЕ ХАЛИТОВОЙ НА ПРИМЕРЕ ТРИО "В РИТМЕ РОЗОВЫХ ТОНОВ" ДЛЯ СКРИПКИ, ТРОМБОНА И ФОРТЕПИАНО»

УДК 785.73 18.41.45.

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ МЕРЗИЕ ХАЛИТОВОЙ НА ПРИМЕРЕ ТРИО «В РИТМЕ РОЗОВЫХ ТОНОВ» ДЛЯ СКРИПКИ, _ТРОМБОНА И ФОРТЕПИАНО._

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.6.73.689 Куртбединова Лейля Тахировна

ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет, преподаватель кафедры «Вокальное искусство и дирижирование»,

Республика Крым, г. Симферополь.

АННОТАЦИЯ

В музыкальном творчестве композиторов XXI века остается актуальным вопрос взаимодействия различных национальных музыкальных культур. В статье рассматриваются особенности творческого стиля крымскотатарского композитора Мерзие Халитовой на примере камерно-инструментального творчества. Представлен анализ трио «В ритме розовых тонов» для скрипки, тромбона и фортепиано, с точки зрения взаимодействия национальных музыкальных традиций и европейского музыкального мышления. Анализ произведения репризентует характерные тенденции развития камерно-инструментальной музыки начала XXI века. Также обозначены средства музыкальной выразительности, направленные на раскрытие образной семантики. В каждом своем произведении композитор находит индивидуальное решение для синтеза фольклорных элементов и современных музыкально-интонационных средств. Можно выделить разнообразно воспроизводимую композитором орнаментальную мелодику и узорчатую ритмику, составляющими национальную основу произведений Мерзие Халитовой.

ABSTRACT

In the musical creativity of composers of the XXI century, the issue of interaction of various national musical cultures remains relevant. The article discusses the features of the creative style of the Crimean Tatar composer Merzie Khalitova on the example of chamber and instrumental creativity. The analysis of the trio "in the rhythm of pink tones" for violin, trombone and piano, from the point of view of the interaction of national musical traditions and European musical thinking, is presented. The analysis of the work represents the characteristic trends in the development of chamber and instrumental music of the beginning of the XXI century. Means of musical expression aimed at revealing figurative semantics are also indicated. In each of his works, the composer finds an individual solution for the synthesis of folk elements and modern musical intonation means. It is possible to distinguish the ornamental melody and patterned rhythmics, which are variously reproduced by the composer, as the national basis of Merzie Khalitova's works.

Ключевые слова: полифония, импровизация, поэма, хроматизм, лейтколорит, глиссандо, пиццикато, кластер, восточные системы.

Key words: polyphony, improvisation, poem, chromatism, laccolith, glissando, pizzicato, cluster, of the Eastern system.

Среди тех мастеров композиции, чьи произведения и трактовки заслуживают тщательного изучения и определения значимости их творчества можно назвать имя композитора Мерзие Халитовой. Творчество композитора представлено различными музыкальными жанрами - симфоническими произведениями, камерно -вокальными, фортепианными камерно-

инструментальными. Данная работа посвящена камерно-инструментальным ансамблям,

представляющим самобытную и яркую страницу творчества композитора, отражающую характерные стилистические черты автора. Важным аспектом изучения камерно -инструментальных произведений Мерзие Халитовой является взаимодействие

крымскотатарской народной музыки

современными техниками композиторского письма. Мы можем утверждать о новаторстве композитора в деле интеграции крымскотатарского фольклора с современными принципами композиции. Актуальность данной работы

определяется тем, что камерно-инструментальные произведения композитора неосвещены в музыковедческой литературе.

Объект предлагаемого исследования -камерно-инструментальное творчество

Мерзие Халитовой на примере трио «В ритме розовых тонов» для скрипки, тромбона и фортепиано.

Цель работы - раскрыть актуальность данного жанра в современном музыкальном творчестве и его неразрывной связи с национальными истоками.

В музыкальном творчестве композиторов XXI века остается актуальным вопрос «взаимовлияние художественных ценностей различных

национальных музыкальных культур» [7, а25]. «В последнее время - отмечает Л. Раабен - все более интенсивным становится и процесс сближения восточных систем ... с европейскими» [4, с.76-92]. В творчестве талантливого крымскотатарского композитора мы находим яркий пример влияния восточной и европейской систем музыкального мышления. Творческий стиль этого автора

неразрывно связан с крымскотатарской национальной музыкальной культурой, что находит подтверждение в многожанровом творчестве Мерзие Халитовой. Искусствоведы и композиторы утверждают, что одной из главных тем в музыкальном творчестве является «Жизнь национальных традиций современности» [3, с. 4967].

Среди многочисленных произведений М. Халитовой весомое место принадлежит камерно-инструментальным опусам. Камерно-инструментальное творчество Мерзие Халитовой также как и симфоническое «находится в русле характерных тенденций музыкального творчества Новейшего времени, когда композиторы, все чаще трансформируя классические традиции, находят оригинальные формы воплощения

художественных устремлений, определяющих самобытность стилистики» [1, с.196]. На примере камерно-инструментального творчества Халитовой мы можем наблюдать, как «возрастает интерес к использованию исконно народной музыки, ее тем, мотивов и ладогармонических основ в музыке академической» [2, с.58].

Выделим следующие камерно-

инструментальные опусы автора: «Струнный квартет памяти Бекира Чобан-Заде», «Звуки Бешуя» для флейты и фортепиано, «Феерия Ай-Петри» для кларнета и фортепиано, «Напевы Чатыр-Дага и хайтарма» для скрипки и фортепиано, «Прошлое, настоящее, вечное» - драматический речитатив и танец для двух виолончелей, «Приношение Шевченко» для скрипки и фортепиано и др. Заметим, что произведения программные и отражают эмоциональные состояния, философско-эстетические категории, пейзажи Крыма. Каждое сочинение отличается оригинальностью замысла и внутрижанровым разнообразием, наиболее точно отражая стилистику традиционной народной музыки, а также постмодернистские тенденции современного искусства. Камерно-инструментальные

произведения дают нам пример интеграции фольклорных истоков с современными техниками письма, которые проявляются в широком применении диссонантной гармонии,

сложноладовой системы, свободной атональности, додекафонии, сонористики, алеаторики, и полифонии.

Современное исследование показывает, «что на первое место в творчестве европейских авторов все чаще выходит камерные ансамбли сугубо индивидуальных составов» [3, с. 49]. Показательным произведением в данном случае может являться трио «В ритме розовых тонов» для скрипки, тромбона и фортепиано Мерзие Халитовой, созданное в 2010 году. Обратившись к столь необычному исполнительскому составу, автор раскрывает задуманную концепцию в колоритных красках Востока. Трио отличается масштабностью формы и свободой композиционного строения. Ее одночастной структуре присущи черты поэмности, которые

проявились в лирико-повествовательном характере музыки, методах изложения и различия тематического материала, в структуре произведения. В объемной композиции (93 такта) очерчивается трехчастная структура со вступлением и заключением. Наше внимание сосредотачивается на лирической теме, которая свободно развивается в сквозном непрерывном развитии и достигает напряженной экспрессии в конце. Взволнованный лирический тон изложения, красота тембровых сочетаний, выразительность скрипичной кантилены утверждает романтическую направленность пьесы. Характерные

неоромантические тенденции проявляются в утверждении повышенных духовных чувств. Произведения отличаются красочностью гармонического языка и ритмическим богатством мелодических линий. Следует отметить, что в аккордовой фактуре фортепианной партии преобладают напряженные и обостренные гармонии, выполняющие колористическую функцию. Широко примененные автором диссонирующие аккорды с секундами ярко выявляют и расцвечивают национальный характер мелодии. Важную роль в гармоническом аспекте выполняет интервал септима, который насыщает партию фортепиано. Все эти гармонические краски способствуют отображению повышенной экспрессии. Ладовая определенность партитуры (соль минор) усложнятся в процессе изложения хроматическими ходами, раскрывая современное фактурно-гармоническое решение. Заметим, что применение гармонического и дважды гармонического минора, а также повышенной терции выявляет близость к народным истокам. К примеру, гармонический минор с повышенной терцией лежит в основе народных песен «Карамфиль» (гвоздика), «Арнавутлар экель бахла» (Албанцы сеют фасоль), танцевальные мелодии «Акъмесджит ялари» (Симферопольская молодежь) и др. Богато использованная орнаментика (т. 10-15, 35, 60, 61. 67, 68, 70, 72) усиливают национальную характерность произведения.

В соответствии с музыкально-образным строем произведения композитор применяет различные приемы письма. Стиль изложения вызывает ассоциации с импровизационностью, истоки которой уходят в восточные традиции. Наглядным примером могут быть крымскотатарские народные инструментальные мелодии «Таксим и пешраф», «Эр дильде битмез» (словами не выразить), и др. Импровизационность пронизывает все разделы произведения, включая и экспозиционный показ темы. Среди полифонических методов изложения, автор выделяет приемы контрастной полифонии. Рождающиеся полифонические элементы динамично развивают, отражают свободные течения музыкальной мысли, создавая поэмность композиционного решения. Все три партии в процессе развития насыщаются тематическими интонациями.

Вступление (т. 1-9), поручено фортепиано, которое своим аккордовым складом, каскадом октавных ходов и выразительными динамическими волнами вводит в патетический приподнятый характер лирического изложения. Ее национальную особенность композитор отражает ладовым колоритом гармонического дважды гармонического минора, повышением третей ступени лада, метрической структуры (8/8=3/8+2/8+3/8), узорчатым ритмическим рисунком. Ладовый остов уже во вступлении усложняется введением хроматических ходов со второй пониженной, третей повышенной и четвертой повышенной ступенями. (Пример 1) Автор

сохраняя эти обороты на протяжении всего произведения, определяет своеобразный лейтколорит всей партитуры. «Диалектика эволюции лада состоит в том, что генетически последующий, более высокий тип ладовой организации, в конечном счете, не что иное, как бы предшествующий, развитый, в новых условиях» -утверждает Ю. Холопов [5, с. 35]. Напряженность и красочность придают этому разделу аккорды с диссонирующими секундами (т. 4, 7, 8), параллельное движение септимы (т. 8, 9), которые также являются колористической окраской всего произведения.

Ап(1а1ие 1=122 ^------^

Пример 1

V* Р 3

ш

ЦГсЕдГ

Ш

1ц- г Щ

Г 1* "Р

Музыкальный образ первой части (т. 10-25) включает два тематических элемента - песенный и танцевальный. Отметим, что с этого раздела в свои права вступает полифонический тип изложения в особенности действенный в диалоге скрипки и тромбона. В партии фортепиано сочетаются приемы гомофонно-гармонического и

полифонического изложения. (Пример 2) Ведущей гармонической краской остаются аккорды с секундовыми сочетаниями, которые дополняются

кварт-квинт аккордами и кластером (такт 12). Национальная окраска сохраняется в интонационном и ритмическом строении темы, в ладовых предпочтениях (гармонический и дважды гармонический минор, минор с третей повышенной), в характерном ярком движении на интервал увеличенной секунды.

Импровизационное изложение непосредственно вводит в средний раздел формы.

/1п. 1

ТЪп.

Рпо.

Пример 2

/

} >

а

£

Ш

% ,1 1

К I

В масштабной середине (т. 26-66) сохраняется ведущее значение полифонического метода изложения, с характерной текучестью и непрерывностью развертывания музыкального материала. Партии всех трех инструментов насыщаются хроматизмами, неустойчивыми созвучиями. Тематические элементы интенсивно

развиваются и варьируются. Отметим здесь более активное взаимодействие инструментальных партий, которые усложняются и приобретают более виртуозный характер. Добавим, что в партии скрипки особый динамический эффект придают приемы пиццикато, звучание параллельных терций (т. 50), септим (т. 40,41, 46, 65), ходы на широкие

интервалы (т. 28-31), сонорные эффекты (т. 53). Сопутствующая ей партия тромбона более виртуозна и включает прием игры стаккато и глиссандо. Заметим, что в динамичности развития музыки значительна роль фортепианной партии, где композитор применяет чередование фактурных приемов (гомофонии и полифонии), усложняя рельеф.

Вплетение тематических элементов во всех трех партиях включается в единое нарастание, раскрывая рост эмоционального напряжения. Волны динамических подъемов подводят к кульминации (т. 58-66), в которой музыкальный материал приобретает экспрессивно напряженный характер. Эффектное глиссандо тромбона и стремительное движение в верхний регистр мелодии скрипки подводят к репризе (т. 67-77), основанной на первой теме экспозиции. Однако завершающая произведение обширная кода (т. 7793) подводит к новой волне динамического нарастания. Напряженным звучанием выделяются нисходящие фигурации скрипки, с использованием интервалов увеличенной кварты, увеличенной квинты, и уменьшенной кварты.

Целеустремленный характер музыке придают встречные движения пассажей (т.77-81) у скрипки и тромбона. Характерную гармоническую окраску создают аккорды с расщепленными тонами (т. 88), полиинтервальные сочетания (т. 91), хроматизмы с четвертой повышенной ступенью. Настойчивое повторение усложненной тоники (с седьмой повышенной) также отображает дух современной партитуры. На высоком пафосе романтических настроений автор завершает музыкальное повествование.

Талантливо используя технические и тембровые качества инструмента, автор создает современную оригинальную композицию, в которой черты национального музицирования и народные ладоинтонационные обороты проникают и взаимодействуют с формами и методами европейского композиторского письма. В этом произведении мы четко прослеживаем как импровизационные приемы синтезируются с поэмной структурой в полифонической ткани. Подытожим, что раскрывая романтическую поэму чувств композитор метко и талантливо определил

комплекс музыкально-выразительных средств партитуры.

Список литературы:

1.Ашхотов Б.Г. Портрет художника в интерьере камерно-инструментального жанра (К 65-летию ДЖ. К.Хаупа). / Культура, искусство, образование: взгляд изнутри, Избранные труды, статьи, публикации, интервью.- Нальчик: Издательство. М. и В. Котляровых (ООО «Полиграфсервис и Т:»), 2014.-324с. [Ashhotov B.G. Portrait of the artist in the interior of the chamber and instrumental genre (For the 65th anniversary of J. K. Haup).. / Kul'tura, iskusstvo, obrazovanie: vzgljad iznutri, Izbrannye trudy, stat'i, publikacii, interv'ju.-Nal'chik: Izdatel'stvo. M. i V. Kotljarovyh (OOO «Poligrafservis i T:»), 2014.-324s.]

2.Грушина Е. Е. Камерно-инструментальная музыка на современном этапе развития: тенденции и перспективы. / Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - Вып.6. С. 54-62. [ Grushina E. E. Chamber and instrumental music at the present stage of development: trends and prospects / Novyi vzglyad. Mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik. -2014. - Vyp.6. S. 54-62].

3.Корев Ю. Редакционные беседы. / Музыкальная академия. №2, 1992 с.49-67. [Korev Yu. The drafting of the conversation. / Muzykal'naya akademiya. №2, 1992 s.49-67].

4.Раабен Л. Н. Система, стиль, метод. / Критика и музыкознание. Сб. ст.: изд. Музыка. Ленинград. 1985. - 278с. С.76-92. [Raaben L. N. System, style, method. / Kritika i muzykoznanie. Sb. st.: izd. Muzyka. Leningrad. 1985. - 278s. S.76-92].

5. Холопов Ю. Гармония. Теоретический курс. Глава 3. Лад. - М.: Музыка, 1908. 511с. [Kholopov Yu. Garmoniya. Teoreticheskii kurs. Glava 3. Lad. -M.: Muzyka, 1908. 511s.]

6.Шерфетдинов Я. Ш. Звучит хайтарма / Я. Шерфединов // Ташкент: Издательство литературы Гафура Гуляма, 1978. - 232с.

7.Юджин Н. О некоторых закономерностях формирования художественных оценок. / сб. статей Критика и музыкознание. Л. М.: 1975. - С.23-36. [Yudzhin N. About some regularities in the formation of artistic evaluations. / sb. statei Kritika i muzykoznanie. L. M.: 1975. - S.23-36.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.