Научная статья на тему 'Форсайт Республики Саха (Якутия): концепция и базовые модели проекта'

Форсайт Республики Саха (Якутия): концепция и базовые модели проекта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ДОЛГОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА КУЛЬТУРЫ И ЯЗЫКА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СЕВЕРНЫЕ НАРОДЫ / FORESIGHT / LONG-TERM FORECASTING AND PLANNING / SOCIAL ENGINEERING / PROBLEMS OF REPRODUCTION OF CULTURE AND LANGUAGE / CULTURAL POLICY / NORTHERN NATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефимов Валерий Сергеевич, Лаптева Алла Владимировна

Обоснована необходимость мультидисциплинарного исследования воспроизводства (социально-культурного, демографического) народов Республики Саха (Якутия) в условиях внешних (ино-цивилизационных) воздействий; предложены базовые модели и концепты для исследования данных процессов. Обоснована необходимость и представлена концепция Форсайта Республики Саха (Якутия) как социально-конструктивного действия, направленного на формирование «видения будущего» в долгосрочной перспективе временной горизонт два поколения. Видение будущего включает: базовые тенденции происходящих изменений в области экономики, демографии, культуры; возможные критические ситуации, поле возможных сценариев и дорожную карту движения в будущее. Результаты проекта станут основой культурной и социально-экономической политики, обеспечивающей воспроизводство культуры и языков народов Республики Саха (Якутия), их полноценную интеграцию в современные цивилизационные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foresight of Sakha Republic (Yakutia): concept and basic models of the project

The necessity for the multidisciplinary research of reproduction (socio-cultural and demographic) of people in Sakha Republic (Yakutia) in the external (outer civilization) conditions is proved. Basic models and concepts for investigation of these processes are proposed. The necessity and the concept of Foresight of Sakha Republic (Yakutia), as a socio-constructive action, aimed at the formation of «vision of the future» in the long term the time horizon of two generations, are proved and introduced. The vision of the future includes: basic trends of changes in economics, demography, culture; possible critical situations, the field of possible scenarios and roadmap for movement into the future. The project results will form the basis of cultural and socio-economic policies that will ensure the reproduction of culture and languages ​​of the Sakha Republic (Yakutia), their full integration into modern civilization processes.

Текст научной работы на тему «Форсайт Республики Саха (Якутия): концепция и базовые модели проекта»

УДК 316.4:316.7

форсайт республики саха (якутия): концепция и базовые модели проекта

в.с. Ефимов, А.В. Даптева

Сибирский федеральный университет E-mail: [email protected]

Обоснована необходимость мультидисциплинарного исследования воспроизводства (социально-культурного, демографического) народов Республики Саха (Якутия) в условиях внешних (ино-цивилизационных) воздействий; предложены базовые модели и концепты для исследования данных процессов. Обоснована необходимость и представлена концепция Форсайта Республики Саха (Якутия) как социально-конструктивного действия, направленного на формирование «видения будущего» в долгосрочной перспективе - временной горизонт два поколения. Видение будущего включает: базовые тенденции происходящих изменений в области экономики, демографии, культуры; возможные критические ситуации, поле возможных сценариев и дорожную карту движения в будущее.

Результаты проекта станут основой культурной и социально-экономической политики, обеспечивающей воспроизводство культуры и языков народов Республики Саха (Якутия), их полноценную интеграцию в современные цивилизационные процессы.

Ключевые слова: форсайт, долгосрочное прогнозирование и планирование, социальная инженерия, проблемы воспроизводства культуры и языка, культурная политика, северные народы.

FoREsIGHT of sAKHA republic (YAKuTIA): concept and basic models of the project

V.s. Efimov, A.V. Lapteva

Siberian Federal University E-mail: [email protected]

The necessity for the multidisciplinary research of reproduction (socio-cultural and demographic) of people in Sakha Republic (Yakutia) in the external (outer civilization) conditions is proved. Basic models and concepts for investigation of these processes are proposed. The necessity and the concept of Foresight of Sakha Republic (Yakutia), as a socio-constructive action, aimed at the formation of «vision of the future» in the long term - the time horizon of two generations, are proved and introduced. The vision of the future includes: basic trends of changes in economics, demography, culture; possible critical situations, the field of possible scenarios and roadmap for movement into the future.

The project results will form the basis of cultural and socio-economic policies that will ensure the reproduction of culture and languages of the Sakha Republic (Yakutia), their full integration into modern civilization processes.

Key words: foresight, long-term forecasting and planning, social engineering, problems of reproduction of culture and language, cultural policy, northern nations.

1. Введение

В современном мире действуют мощные факторы унификации культуры и «стирания» национальной специфики народов; это, в первую очередь, процессы экономической и культурной глобализации, проникновение стандартов и ценностей «западной» (принадлежащей индустриальному и постиндустри-

© Ефимов В.С., Лаптева А.В., 2012

альному миру) цивилизации во все уголки планеты. Культурная глобализация обеспечивается все более развитыми средствами массовой информации и массовой коммуникации, формированием глобального рынка высшего образования. Правительства стран-лидеров (США, Евросоюза, в последнее время и Китая) проводят целенаправленную политику культурной и языковой экспансии, осознавая, что такая экспансия является основой для их экономического доминирования в мире.

Тем не менее в последние десятилетия XX столетия и в первом десятилетии XXI столетия отмечаются значительный рост национального самосознания и активизация деятельности, направленной на сохранение национальной самобытности различных народов. Парадоксальным образом экономическая и культурная глобализация обнаружили ценность культурного своеобразия как специфического «ресурса» каждого народа, позволяющего ему найти и занять свое место в глобальном экономическом и культурном пространстве. Но значимость национальной культуры не сводится к возможности ее «маркетиза-ции» - использования ее как ресурса экономической деятельности (индустрии туризма, «креативной» индустрии и т.п.); культура имеет свою собственную непреходящую ценность. Выявилось значение ценностей национальной культуры, как «экзистенциальной» основы существования человеческих обществ и отдельных индивидуумов, как условия благополучного существования народа в виде цепи сменяющих друг друга поколений.

В 2001 г. на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Всемирная декларация о культурном разнообразии, в которой утверждается, что культурное разнообразие является основой новаторства и творчества, оно так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы; лишь на этой основе возможно стабильное и мирное развитие человеческой цивилизации.

2. социокультурный и экономический контекст проекта Форсайт республики саха (Якутия)

В ближайшие 10-20 лет на территории Республика Саха (Якутия) будут происходить масштабные социально-экономические и социально-культурные изменения, которые могут критическим образом изменить условия существования проживающих в Республике Саха северных народов.

Проблемы, представляющие угрозу воспроизводству и существованию северных этносов, связаны с тремя масштабными «волнами» цивилизационного и экономического развития («давления»), которые неизбежно будут захватывать Республику: 1) волна «новой индустриализации»; 2) волна «модернизаци-онного развития»; 3) западная цивилизационная волна1.

Три указанные волны развития/давления ставят на грань выживания формы хозяйствования, характерные для северных народов, формы социальной организации, механизмы трансляции национальной культуры, ценностные установки и ментальные доминанты. Мировой опыт показывает уязвимость северных этносов перед лицом индустриальной и постиндустриальной циви-

1 Описание специфики и механизмов воздействия указанных волн представлены в разделе 8 данной статьи «Базовые модели, понятия и рабочие гипотезы научного исследования процессов воспроизводства народа Республики Саха (Якутия)».

лизации, высокий риск маргинализации данных этносов, свертывания их места в развитии человечества до роли опекаемых и консервируемых «реликтов».

В то же время масштабное освоение природных ресурсов на северных территориях Российской Федерации, формирование сектора инновационной экономики, включая разворачивание деятельности Северо-Восточного, Сибирского, Северного (Арктического) федеральных университетов, создают принципиальные возможности «прорыва» в развитии северных народов. Современные технологии позволяют сформировать новые экономические модели, которые позволят значительно усилить финансово-экономическую базу существования и развития северных народов. Расширение масштабов и разнообразия производственной, сервисной деятельности, деятельности в социально-культурной сфере создает «окно возможностей» для расширения набора компетентностей представителей коренных и малочисленных народов Севера, формирования его социального и человеческого капитала.

Якутский народ, будучи самым многочисленным из северных народов, имеющим политический ресурс в виде национальной республики, может сформировать особую позицию и стать лидером процесса интеграции коренных народов циркумполярных территорий2 в цивилизационную действительность XXI века, с сохранением их самобытности, уникального исторического опыта, их особых способов жизни в природном и социальном окружении.

В ближайшие 5-10 лет сохраняется «окно возможностей», позволяющее провести комплексный анализ формирующейся социально-экономической и социально-культурной ситуации, выработать системную стратегию и пакет целевых программ, обеспечивающих сохранение и новое позиционирование северных народов, в том числе якутского этноса.

Для этого необходимо: определить тенденции изменений условий проживания коренных и малочисленных народов Севера Российской Федерации; выделить возможные критические ситуации в экономике, культуре и социальной сфере; определить перспективные технологии социально-культурного воспроизводства этноса, социально-гуманитарные технологии развития человека; сформулировать необходимые управленческие решения, которые необходимо реализовать через стратегии и программы социально-культурного развития коренных и малочисленных народов Севера России.

Принципиальная новизна исследования состоит в использовании технологии Форсайта, которая направлена на комплексное исследование и системное проектирование долгосрочного будущего северных народов РФ, прежде всего, якутского этноса; формирование общественного консенсуса, создание широкой общественной коалиции в отношении варианта желаемого будущего, организация и поддержка процессов долгосрочного сохранения и воспроизводства северных народов Российской Федерации, в том числе якутского этноса; разработку принципов социально-культурной и социально-экономической политики, формирования стратегий, программ сохранения и развития северных народов в формате стратегического партнерства власти, бизнеса и общества.

2 В настоящее время в группу «циркумполярных территорий» включают территории различных стран в зоне Арктического Севера и приравненные к ней регионы. Общие географические, климатические, социально-экономические и этнокультурные особенности этих регионов обсуждаются рядом исследователей в терминах «циркумполярной цивилизации».

3. идея проекта «Форсайт республики саха (Якутия)»

Основной идеей проекта является проведение комплекса исследований, включающего:

1. Исследование процессов социально-экономического, этнодемографиче-ского, социально-культурного воспроизводства коренных народов Республики Саха (Якутия); определение глобальных тенденций экономических, социальных и культурных изменений в мире и в России, способных повлиять на процессы развития в Республике; определение возможных проблем, критических ситуаций для Республики Саха (Якутия).

2. Формирование общего «видения» будущего Республики Саха (Якутия): проведение экспертных интервью и семинаров, масштабного Делфи-опроса; разработка поля сценариев возможного будущего, включая сценарии, определяемые «дикими картами»; согласование позиций экспертов и элитных групп - определение базового сценария; построение «дорожной карты» для базового сценария.

3. Разработку системных принципов политики сохранения и воспроизводства в долгосрочной перспективе народов Республики Саха (Якутия), обеспечивающих подготовку необходимых стратегий и формирование пакета соответствующих целевых программ.

Центральной в данном проекте является особая технология «работы с будущим» - технология Форсайта. Преимуществом технологии Форсайта, в сравнении с прогнозами (социально-экономической, демографической и культурной динамики) или отраслевыми стратегиями и программами развития, является:

• расширение временных горизонтов «видения» проблем и возможностей развития народов (регионов, государств) до 30 -50 и более лет за счет привлечения широкого круга квалифицированных экспертов;

• возможность формирования согласованных представлений субъектов управления (бизнес, власть, учреждения образования, здравоохранения и культуры, общественные организации и политические партии) относительно проблем и целевых показателей развития;

• определение «окон возможностей» - периодов времени для принятия управленческих решений по развитию экономики, социально-культурной сферы; а также концептуального содержания данных решений;

определение предметного содержания ключевых проектов развития в области экономики, здравоохранения, образования, организационно-управленческих и общественно-гражданских инноваций.

Одним из результатов проекта будет формирование на базе Северо-Восточного федерального университета современного социально-гуманитарного центра по изучению и мониторингу социокультурных процессов на циркумполярных территориях; разработке современных социально-гуманитарных технологий и реализации пилотных проектов социально-гуманитарных практик с целью сохранения и развития северных этносов.

Оформление результатов проекта в виде дорожной карты даст возможность субъектам сохранения и развития народа видеть собственное место в системе решений, проектов и работ по развитию экономических, социальных, культурных практик, согласовывать свои действия с действиями других субъектов.

4. цели и задачи проекта

Для разработки и реализации конкретных стратегий, программ и проектов, направленных на решение задач сохранения и развития северных этносов, необходимо выполнить комплекс работ, в результате которого будут прорисованы различные варианты будущего. Современной технологией исследования и конструирования будущего является технология Форсайта, включающая в себя системный анализ, прогнозирование, сценирование и картирование будущего, с широким привлечением экспертного знания.

Новой задачей проекта является задача создания вариантов (сценариев и «карт») будущего северных народов, учитывающих как экономические и культурные реалии XXI века, так и необходимость сохранения этнокультурной идентичности и самобытности данных народов. Тем самым проект должен преодолеть сохраняющиеся установки на простую «консервацию» коренных народов Севера как своего рода «реликтов», «живых этнографических экспонатов», не имеющих реальной перспективы существования и развития в окружении индустриальных и постиндустриальных обществ.

В результате Форсайта на конкретном материале исследования народов Республики Саха (Якутия) будет сформировано «видение будущего», которое включит:

1) описание и оценку последствий базовых тенденций, которые будут определять ситуацию в долгосрочной перспективе (50 - 60 лет);

2) перечень возможных критических ситуаций и «напряжений» в социально-культурной сфере в данный период;

3) спектр перспективных производственных, информационных, социальных, культурных технологий, которые окажут значительное влияние на ситуацию коренных северных народов;

4) описание управленческих решений, которые позволят минимизировать риски и максимизировать необходимые эффекты; определение временных «окон возможностей» для реализации данных решений;

5) поле сценариев разворачивания социально-культурных процессов;

6) дорожную карту целей, задач, технологий, управленческих решений, которые необходимы для реализации базового (принятого властью и обществом) сценария.

Комплексное исследование включает следующие основные направления и связанные с ними задачи.

1. Анализ проблем и возможностей воспроизводства и развития этносов и этнических культур в условиях глобальных трансформаций: критический анализ философской, культурно-антропологической и социально-исторической литературы по проблемам происхождения, существования и трансформации этносов; разработка философско-культурологической концепции исследования проблем и возможностей воспроизводства и развития культуры коренных народов циркумполярных территорий в условиях глобальных трансформаций; разработка системной модели процессов социокультурного воспроизводства этносов в условиях глобального мира и ино-цивилизационной экспансии: выделение «идеализованных» единиц воспроизводства; моделирование «деформаций» процессов социокультурного воспроизводства этносов под давлением экспансии «западной» цивилизации.

2. Исследование внешних экономических, политических и культурных контекстов, которые создают проблемы и вызовы, а также задают возможности для существования и развития народов Республики Саха (Якутия) в длительной перспективе: анализ нового индустриального и постиндустриального развития в Северо-Восточной Азии; анализ геополитических и геоэкономических процессов, активности ведущих глобальных игроков в циркумполярной зоне; анализ стратегий и программ Федерального Правительства и крупных корпораций, связанных с развитием Дальневосточного федерального округа.

3. Анализ внутренних процессов развития Республики Саха (Якутия), создающих проблемы и вызовы, а также перспективы развития: анализ экономического потенциала традиционного хозяйства народов Республики Саха (Якутии); анализ базовых отраслей экономики (их проблем и потенциала развития, ключевых инвестиционных проектов); анализ структуры бюджета Республики; анализ процессов неформальной экономики; анализ экологических проблем и возможностей эколого-сообразного развития экономики Республики; анализ процессов демографического воспроизводства народов Республики Саха (Якутия), включая анализ рождаемости, смертности, продолжительности жизни, продолжительности активной жизни; структуры рождаемости по социальным группам), анализ потенциала здоровья и факторов риска (генетических рисков; структуры смертности; специфики заболеваемости и здоровья в связи особенностями условий жизни); анализ миграционных процессов; анализ процессов социокультурного воспроизводства народа Республики Саха (Якутия); анализ институтов, поддерживающих демографическое и социокультурное воспроизводство народов Республики Саха (Якутия), как «формальных» (система здравоохранения, система образования), так и «неформальных» (семья, местные сообщества); анализ культурных процессов (воспроизводства паттернов традиционных занятий, национального искусства, языка; системы ценностей народа, ментальных доминант, форм общения, процессов социализации детей и взрослых).

4. Анализ экономического и культурного позиционирования народов Республики Саха (Якутия), определение сильных и слабых сторон данного позиционирования и возможностей его развития.

5. Анализ ситуации в системе управления процессами сохранения и развития народов Республики Саха (Якутия): анализ политики и ее институтов (национальная республика, ее «стратегический ресурс» в виде программных документов), анализ «внешней» и «внутренней» политики; анализ «стратегического ресурса» (программ и проектов) системы образования; анализ «стратегического ресурса» (программ и проектов) системы здравоохранения; анализ «стратегического ресурса» (программ и проектов) системы учреждений культуры; анализ «стратегического ресурса» (лидеры и идеи) местных сообществ (включая анализ элит).

6. Анализ «точек уязвимости» народов Республики Саха (Якутия) (их социально-психологических, демографических, культурно-антропологических и других особенностей, либо тех социокультурных, демографических и других процессов, которые являются источниками рисков и угроз для сохранения и развития народов).

7 Анализ практик сохранения и развития северных народов (в России и зарубежных странах) - их хозяйства, языков, национальной культуры, обще-

ственной жизни, психологических особенностей; выявление проблем данных практик, а также эффективных форматов и концептов.

8. Формирование согласованного образа будущего народов Республики Саха (Якутия), включая основные аспекты образа будущего: позиционирование (экономическое, культурное), национальная экономика, демографическое развитие, социально-культурное и социально-антропологическое развитие. Оформление «стратегических идей».

9. Определение «критических технологий», важных для «продвижения в будущее» (в числе которых ключевыми будут гуманитарные технологии); инструментов социально-культурной инженерии; новых практик (экономических, образовательных, культурных, здоровьесберегающих, социально-политических).

10. Определение сценарного поля и описание основных сценариев развития народов Республики Саха (Якутия), в диапазоне от наиболее позитивных сценариев до «критических». Определение базового сценария как результата видения будущего и консенсуса ключевых субъектов. Экономическая оценка сценариев (необходимых инвестиций и возможной «отдачи»).

11. Разработка стратегических идей по сферам деятельности, например: в здравоохранении - соответствующий особенностям северных народов тип лечения, требования к лекарствам, система питания; содержание «здорового образа жизни»; в образовании - содержание и формы образования, необходимого для трансляции национальной культуры; для социализации и включения в индустриальные и постиндустриальные форматы деятельности (с сохранением культурной идентичности); требования на образовательные результаты; особенности института детства (и «логика взросления»); культурные практики - содержание и формы практик, необходимых для трансляции ментальных доминант, системы ценностей, способов идентификации и др.

12. Создание дорожной карты действий разных субъектов (власть, бизнес, общество, организации социальной сферы), реализующих базовый сценарий.

13. Разработка основных положений концепции политики социокультурного развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 г.

14. Разработка стартового пакета пилотных проектов, необходимых для разворачивания новых практик сохранения и развития народов Республики Саха (Якутии).

5. подходы, лежащие в основе реализации проекта

Особенностью данного проекта является его преобразующая направленность. Другими словами, весь блок исследовательских работ подчинен задачам проектирования и реализации политики сохранения и развития народов Республики Саха (Якутия), их национальных языков, культуры, ментальных (культурно-психологических) особенностей, составляющих непереходящую ценность.

Проект реализуется в рамках социально-инженерного подхода («управление общественными изменениями»), предпосылки которого были сформулированы философами3, создавшими идеологию проектно-преобразовывающе-

3 Начиная с К. Маркса, который понимал исторический процесс как результат преобразующей деятельности, причем принимающей с развитием общества все более целенаправленные формы.

го отношения к миру. Основные положения социально-инженерного подхода были разработаны в философско-методологических работах участников Московского методологического кружка (ГП. Щедровицкий, О.И. Генисаретский, В.М. Розин и др.). В рамках данного подхода сложные социально-культурные системы (к которым, несомненно, относится народ, этнос) рассматриваются как естественно-искусственные комплексы, в отношении которых может быть реализована определенная политика развития. В конце XX и начале XXI века в России и зарубежных странах был опубликован ряд работ, конкретизирующих политику развития в виде определенной методологии и технологии управления общественными и культурными процессами: «управление общественными изменениями» [4]; «good governance» [3] («умное управление», «доброе управление»).

Демографические и социально-культурные процессы, определяющие существование и развитие народов, в настоящее время изучаются в рамках целого комплекса дисциплин, включающего этнологию, культурную антропологию, психологическую антропологию; когнитивную антропологию, этническую экологию, причем в рамках каждой дисциплины существует ряд научных школ, использующих различные научные парадигмы и исследовательский инструментарий. В рамках данного исследования используются понятия и модели культурной антропологии, в частности введенное Р Бенедикт понятие этоса культуры - объединяющей культуру «сквозной темы», которая определяет и соотношение элементов культуры друг с другом, и их содержание [5]. (Этос также может быть определен как общее качество культуры (А. Крёбер), система доминирующих идеалов и ценностей, определяющая поведение людей в обществе [1]).

В отношении разработки стратегий и программ развития большое значение придается институциональному подходу (Т. Веблен, Д. Коммонс, У Митчелл, Д. Кеннет, российские исследователи А.А. Аузан, В.Л. Тамбовцев и др. [2]). Данный подход рассматривает «социальные институции» - нормы, обычаи поведения в обществе и «социальные институты» - особые формы закрепления норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений; при этом полагается, что общественные изменения осуществляются через появление новых социальных институций, закрепляемых в виде устойчиво существующих социальных институтов.

Это означает, что реализация проекта может потребовать анализа деятельности существующих социальных институтов, отвечающих за воспроизводство этоса культуры, и проектирование новых социальных институций, обеспечивающих воспроизводство северных народов и их интеграцию в глобальные процессы развития.

6. организация работ в проекте и проектный коллектив

Ввиду высокой сложности и междисциплинарной направленности проекта его реализация будет осуществляться широким кругом исследователей и специалистов - философов, социологов, культурологов, экономистов, историков, педагогов и др. Для общей организации работ составлена «план-карта работ» по проекту, на основании которой формулируются конкретные технические задания. Уточнение и доработка план-карты работ проводится на регулярных

научных семинарах проектного коллектива (очных семинарах и интернет-семинарах). Таким образом, участники формируют новый когнитивный институт - сетевое исследовательское сообщество, в котором происходит научная коммуникация по тематике проекта.

Для участия в обсуждении, постановке задач, экспертной оценке и интерпретации результатов будут привлекаться ведущие российские и зарубежные исследователи. Для исследования и выработки общественного консенсуса в отношении будущего народов Республики Саха будет привлекаться широкий круг экспертов из различных социальных групп: ученые и преподаватели вузов, представители власти, представители бизнеса, представители общественных организаций, студенты и молодежь.

В состав проектного коллектива входят научные сотрудники академических институтов, исследователи и преподаватели вузов Республики Саха (Якутия), Сибирского федерального университета (Красноярск), Института философии РАН (Москва) и др.

7. Основные планируемые результаты проекта

В качестве результатов будут представлены: ряд аналитических докладов и программных документов; публикации научных статей и издания научных монографий, в которых будут представлены научные концепции, модели и описания социально-культурных практик и социально-культурных институтов; научно-прикладные результаты в виде публикации научных статей и материалов с результатами прикладных научных исследований.

Научно-теоретические результаты включат следующие концепции и модели.

• Философско-культурологическая концепция исследования проблем и возможностей воспроизводства и развития культуры (как социально-антропологической системы) коренных народов циркумполярных территорий в условиях глобальных трансформаций.

• Системная модель процессов социокультурного воспроизводства народов (этносов) в условиях глобального мира и агрессивной ино-цивилизацион-ной экспансии (результат теоретического исследования).

• Характеристика традиционных социально-культурных практик и вторичных социально-культурных институтов, обеспечивающих воспроизводство социально-антропологических систем (культур) коренных народов в различных исторических условиях, в том числе в условиях ино-цивилизационного давления.

• Модель «самосознания этноса» как базовая для рационального управления процессами трансформации «ментальных доминант» и других «опорных ядер культуры».

Научно-прикладные результаты включат следующее.

• Феноменологическое описание и модель процессов воспроизводства культуры народов Республики Саха (Якутия) в условиях внешнего цивилиза-ционного давления (процессов сохранения и деформации «ментальных доминант», «концептов» и других «ядер культуры»).

• Описание «точек уязвимости» народов Республики Саха (Якутия) - их социально-психологических, демографических, культурно-антропологических

и других особенностей, которые являются источниками рисков и угроз для сохранения и развития народов.

• Характеристика внешних экономических, политических и культурных процессов, которые создают проблемы и вызовы, а также задают возможности и перспективы для существования и развития народов Республики Саха (Якутия) в длительной перспективе.

• Описание внутренних процессов развития Республики Саха (Якутия), создающих проблемы и вызовы, а также перспективы развития.

• Описание экономического и культурного позиционирования северных народов Республики Саха (Якутия), сильных и слабых сторон данного позиционирования и возможностей его развития.

• Характеристика «управляющей надстройки» сохранения и развития народов Республики Саха (Якутия): политики и ее институтов; «стратегического ресурса» (программ и проектов в области образования, здравоохранения, культуры).

• Характеристика «образа будущего» народа и «стратегических идей», включая: позиционирование (экономическое, культурное), «видение» национальной экономики, демографического развития, социально-культурного и социально-антропологического развития в долгосрочной перспективе.

• Список «критических технологий», важных для «продвижения в будущее» (включая образовательные, культурные, здоровьесберегающие, социально-политические; инструменты социально-культурной инженерии).

• Описание сценарного поля и основных сценариев развития народов Республики Саха (Якутия). Описание базового сценария (выбранного в результате консенсуса ключевых субъектов).

• Формулировка стратегических идей по сферам деятельности: здравоохранение; образование; культурные практики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Дорожная карта действий субъектов (власть, бизнес, общество, организации социальной сферы), реализующих базовый сценарий.

• Концептуальные положения политики социокультурного развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 г.

• Формулировки концептуальных идей для пакета «пилотных проектов», необходимых для разворачивания новых практик сохранения и развития народов Республики Саха (Якутия).

8. Базовые модели, понятия и рабочие гипотезы научного исследования процессов воспроизводства народа республики саха (Якутия)

Проведенные до настоящего времени исследования северных народов являются узко предметными и отражают процессы в отдельных сферах их существования, например, демографическую динамику, изменения уровня образованности, занятости, динамику некоторых элементов народной культуры (фольклор, народные праздники и др.), социально-психологические процессы (например, изменения социального самочувствия представителей коренных народов). Получаемые при этом данные, безусловно, являются интересными и ценными, они предоставляют как бы «кусочки мозаики», однако недостаточны для получения целостной картины воспроизводства якутского и других коренных этносов Республики.

Таким образом, необходимо комплексное научное исследование процессов воспроизводства и развития северных народов Республики Саха (Якутия), охватывающее процессы социально-экономического, демографического, социально-культурного воспроизводства. Данное исследование должно быть практико-ориентированным, т.е. собирать и осмысливать информацию, необходимую для решения в дальнейшем актуальных практических задач:

1) разработки принципов системной политики сохранения и воспроизводства народов Республики Саха (Якутия) в долгосрочной перспективе;

2) разработки и реализации стратегий и программ сохранения народов Республики Саха (Якутия).

Входящие в комплекс отдельные исследования (демографические, культурно-антропологические, экономические, медицинские, этнопедагогические и др.) должны согласовывать свой предмет и свои содержательные задачи с задачами основных этапов Форсайта. Схема на рис. 1 показывает, каким образом различные направления исследований должны соотноситься с этапами Форсайта.

Концептуальный анализ Поисковые исследования Аналитические выводы Делфи-опрос экспертов

Этап 1. Исследования

> Социально-демографические процессы Социально-экономические процессы

> Процессы технологического развития Социально-культурные процессы

Этап 2. Разработки

> Базовые тенденции Критические ситуации Перспективные технологии

> Окна возможностей

Этап 3. Управление

Стратегии развития Целевые программы Социальные проекты Целевые исследования

Рис. 1. Соотношение предметов научных исследований и этапов Форсайта

Основными содержательными этапами Форсайта на данной схеме являются:

1) построение картины настоящего на основе анализа научных данных и анализа экспертного знания (Делфи-опроса экспертов);

2) построение поля сценариев возможного будущего (на основе научных данных и экспертного знания - Делфи-опроса);

3) построение дорожной карты (для выбранного базового сценария).

Научные исследования должны содержательно обеспечивать два первых

этапа Форсайта.

Предметами научных исследований, обеспечивающими первый этап Форсайта, должны стать процессы, которые происходят в Республике и обеспечивают (или ограничивают, или нарушают) воспроизводство коренных народов. На схеме отражены основные «блоки» процессов: 1) социально-демографические процессы; 2) социально-экономические процессы; 3) процессы технологического развития; 4) социально-культурные процессы.

Каждый раз при изучении процессов «фокусировка» должна быть на тех особенностях, которые способствуют или препятствуют благополучному существованию, воспроизводству и развитию коренных народов Республики.

Научные исследования, которые обеспечивают второй этап Форсайта, построение поля сценариев, должны сделать своим предметом:

1) базовые тенденции изменений, происходящих в демографической, экономической, технологической, социально-культурной сфере в Республике Саха (Якутия);

2) вероятные критические ситуации, которые могут возникнуть в будущем в данных сферах;

3) перспективные технологии (в первую очередь социально-гуманитарные - образовательные, культурные, медицинские, социально-организационные), которые должны быть освоены и распространены в Республике с целью сохранения и развития коренных народов;

4) «окна возможностей» - те интервалы времени в будущем, в течение которых должны быть приняты важнейшие управленческие решения, развернуты стратегически значимые проекты, реализованы общественные инициативы в здравоохранении, образовании, экономике, культуре, политике (цель которых - изменить при необходимости направление существующих тенденций, предотвратить возникновение критических ситуаций, обеспечить в итоге сохранение и развитие коренных народов Республики).

Базовые модели, которые позволяют «собирать» разнопредметные знания, получаемые разными исследовательскими группами проекта, представлены на рис. 2 и 3.

Народ (этнос)

Процессы воспроизводства духовной культуры: ценностей, норм, традиций

Процессы воспроизводства социальных институтов и общественных отношений

Процессы воспроизводства форм хозяйствования, экономики, технологий

Процессы демографического воспроизводства

Рис. 2. Модель воспроизводства коренного этноса в условиях «цивилизационного давления»

На схеме (рис. 2) приведены процессы воспроизводства важнейших компонент этноса как системы: процессы демографического воспроизводства (на схеме расположены «в основании», так как воспроизводство народонаселения является conditio sin qua non воспроизводства этноса); процессы воспроизводства форм хозяйствования, воспроизводства экономики, технологий (т.е. хозяйственно-экономической основы существования этноса); процессы воспроизводства общественных отношений и социальных институтов (локальных и надлокальных институтов); процессы воспроизводства духовной культуры -ценностей, норм, традиций, ментальности, этнической картины мира.

Также схема отражает три основные «волны» внешнего ино-цивилизаци-онного воздействия, которые в будущем могут существенно повлиять на процессы воспроизводства коренных народов, изменить или деформировать, а в предельном варианте блокировать воспроизводство:

• волна новой индустриализации - активность крупных российских, иностранных и транснациональных корпораций, в основном ресурсодобывающих, которая будет влиять на экологические условия жизни коренных народов, на характер их трудовой деятельности, уровень доходов, масштабы и направленность миграционных процессов, характер и распространенность медико-социальных проблем, а в конечном итоге (хотя и косвенно) - на мировоззрение, ценностные установки представителей коренных народов, степень их приверженности национальной культуре;

• модернизационная волна - инновационно-технологические проекты Правительства РФ и бизнеса, с разворачиванием новых производств и услуг, в том числе характерных для постиндустриальной фазы; данная волна повлияет на степень вовлечения представителей коренных народов в различные хозяйственно-экономические уклады (традиционный, индустриальный, постиндустриальный), уровень доходов, уровень предпринимательской активности, уровень урбанизации, может усилить внутренние миграции (по линии «село -поселок - город - столичный город»), вызвать изменения социальной структуры общества, увеличить культурно-психологическую дистанцию между поколениями, в итоге же произойдут существенные «сдвиги» в духовной культуре коренных народов;

• «западная» цивилизационная волна - культурная экспансия глобальных субъектов (США и ЕС), которая будет усиливаться по мере развития медийных и телекоммуникационных технологий, а также гуманитарных технологий постмодерна; данная экспансия может привести к разрушению культуры коренных народов, «разрыву» между поколениями, распаду или деформации характерных для коренных народов социальных институтов.

В научной литературе, а в особенности в публицистической, а также в политической риторике достаточно распространено представление о том, что «собственным» для коренных народов является традиционный уклад хозяйства и социальной жизни; индустриальный же и постиндустриальный уклад являются «чужими» и даже враждебными, и если отдельные индивиды или группы вовлекаются в индустриальный или постиндустриальный уклад, они неизбежно (раньше или позднее) потеряют связь с родной культурой, утратят ментальные и поведенческие особенности, характерные для своего этноса и будут ассимилированы другим, доминирующим народом.

Данное представление и связанная с ним практическая позиция приводят, если придерживаться их последовательно, к изоляционизму народа, консервации его жизнедеятельности и в конечном итоге к вытеснению другими, более активными и «инновационно настроенными» народами.

Однако пример ряда народов Восточной и Юго-Восточной Азии (в первую очередь, японского народа) показывает, что народ может осваивать («делать своим», строить на собственной культурной основе) индустриальный и постиндустриальный уклад, сохраняя при этом национальную самобытность, национальную культуру, причем быть конкурентоспособным именно за счет культурной специфики своей индустрии или постиндустриальной экономи-

ки. Вопрос о том, могут ли следовать данному образцу другие народы, менее «мощные» в демографическом, экономическом и политическом планах, является дискуссионным. Собственно, идея «формирования циркумполярной цивилизации» возникает как прожект усиления коренных народов Севера за счет консолидации, так как для малочисленных народов, очевидно, перспектива «в одиночку» построить собственную версию индустриального или постиндустриального уклада совершенно нереалистична.

Ситуация якутского народа отличается тем, что он, будучи самым многочисленным из народов Севера, в определенной мере включался в индустриальный и постиндустриальный уклад и при этом продолжал сохранять (хотя и с определенными потерями) национальный язык, национальную культуру. О факторах такой сравнительно большей устойчивости якутского этноса можно в настоящее время говорить лишь гипотетически; например, указывать на родственные связи, соединяющие людей, вовлеченных в разные уклады; на то, что жители городов в большинстве своем уроженцы сел; на существование национальной политической, научной, инженерной, культурной элиты и т.д. Данные факторы и могут быть предметом исследований.

Для выбора базовых моделей важно следующее. Целесообразно представлять якутский этнос как сложную, многоукладную систему, в которой присутствуют доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный уклады (рис. 3). Данная модель постулирует, что индустриальный и постиндустриальный уклады являются для якутского этноса «собственными», «освоенными». Этот постулат имеет не столько констатирующий, сколько проектный характер. Он должен зафиксировать принципиальную установку на освоение различных укладов, их «реконструкцию» на собственной культурной основе.

Рис. 3. Модель воспроизводства коренных народов (этносов) как многоукладных систем

Соответственно процессы воспроизводства этноса, представленные на рис. 2, 3, «расслоены» по укладам. Иными словами, входящие в якутский этнос группы, живущие и действующие в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном укладе, воспроизводятся, и можно выделить для каждой из групп процессы демографического хозяйственно-экономического воспроизводства, воспроизводства общества и социальных институтов, воспроизводства духовной культуры.

Между укладами (точнее, группами, которые живут в данных укладах) есть связи и процессы обмена (обозначены изогнутыми стрелками на схеме). В простейшем случае «связь и обмен» состоят в том, что отдельные люди покидают один уклад и включаются в другой, или же «живут на границах», посвящая часть времени своей жизни активности в формах одного уклада, а другую часть времени - активности в формах другого уклада. В более сложных случаях происходит перенос норм общения и взаимодействия людей, способов деятельности, смыслов и ценностей из одного уклада в другой.

Прямые стрелки на схеме обозначают влияния на группы, живущие в различных укладах, со стороны внешних, по отношению к этносу, систем (ими могут быть другие этносы, корпоративные структуры, политические институты и др.).

Представляется, что данная модель, с одной стороны, адекватно отражает сложную действительность существования такого этноса, как якутский, а с другой - обладает проектным и стратегическим потенциалом, позволяет не ограничиваться консервативными и «защитными» стратегиями, активно позиционировать якутский и другие коренные народы Республики Саха (Якутия) в качестве полноправных участников современных процессов экономического, технологического, социального, культурного развития.

Принятие данной модели означает постановку целого ряда исследовательских задач. Необходимо выявить картину включенности представителй якутского и других коренных народов Республики в различные уклады (установить количественные и качественные аспекты этой включенности). Необходимо установить специфику демографического воспроизводства, хозяйственной деятельности, воспроизводства характерных для коренных этносов социальных институтов (а также развития других, «нетрадиционных» институтов), воспроизводства духовной культуры (картины мира, ценностей, ментальности) в рамках каждого уклада. Констатирующие исследования должны сочетаться с проектированием; например, решить, что значит «сохранение культуры» коренных народов при их многоукладном существовании и развитии, можно лишь в проектном залоге.

Важнейшим понятием системы исследований должно быть понятие «ядра культуры». В современной культурологии и культурной антропологии сложились весьма различные трактовки того, что именно является ядерной структурой культуры, объединяющей различные ее элементы и служащей основой ее самотождественности при изменениях. При этом трактовки невозможно разделить на «правильные» и «неправильные», так как они отражают различные аспекты (социально-экологические, социально-психологические, когнитивные и др.) существования этносов с их культурами как сложных систем. Мы полагаем, что большую эвристическую ценность для данного исследования имеют следующие понятия (и соответствующие концепты), исторически

возникшие в различных научных школах культурологии и культурной антропологии:

• «конфигурация культуры»;

• «этос культуры»;

• «ментальность»;

• «этническая картина мира»;

• «ценностный самообраз»4.

Одной из исследовательских задач данного проекта является выделение ядра культуры северных этносов, исследование его воспроизводства (важно определить, сохраняется оно или разрушается, какие факторы способствуют сохранению ядра культуры). В дальнейшем (на следующих этапах Форсайта) предполагается проектирование социальных, культурных, образовательных практик, которые будут способствовать сохранению ядра культуры северных этносов и развертыванию всей совокупности возможных в настоящее время укладов на основе собственной культуры.

По основным направлениям исследовательских работ были определены рабочие гипотезы. Их краткие формулировки приведены ниже.

1. Социально-демографические процессы на территории Республики Саха (Якутия).

Ситуация демографического воспроизводства большинства коренных народов Республики в целом более благоприятна, в сравнении с воспроизводством населения Российской Федерации в целом, - для коренных народов характерен естественный прирост населения. Предположительно, для отдельных коренных малочисленных народов Севера характерна естественная убыль населения, что создает угрозу депопуляции.

Одновременно происходят изменения репродуктивного поведения представителей коренных народов Республики, что прослеживается на молодых поколениях и может привести к демографическим проблемам в будущем.

В связи с урбанизацией, вовлечением в индустриальный и постиндустриальный уклады изменяется семейное и брачное поведение представителей коренных народов. Частым явлением становятся неполные семьи, гражданские браки, разводы; это приводит к уменьшению числа детей, сокращению вклада семьи в передачу национальной культуры и языка следующему поколению.

Демографической проблемой является сравнительно низкая продолжительность жизни представителей многих коренных народов Севера.

2. Процессы социально-культурного воспроизводства коренных народов.

Для коренных народов Республики и в особенности якутов (саха) характерно достаточно успешное воспроизводство этнической идентификации в следующем поколении (например, дети из смешанных в этническом плане семей самоидентифицируются как представители коренных народов).

4 Философско-антропологическое понятие «ценностный самообраз» предложено О.И. 1е-нисаретским как средство понимания драматической динамики индивидуальности и индивидуального человека в мире постмодерна (когда разрушаются внешние ценностные и смысловые основы существования человека, и индивидуальный человек вынужден собирать и «крепить» ценности и смыслы жизни, опираясь лишь на собственные возможности смыслопорождения и ценностной рефлексии) (См.: О.И. Генисаретский. Культурно-антропологическая перспектива. М., 1995. 215 с.). Мы полагаем, что данное понятие имеет эвристическую силу и при изучении ценностного ядра этносов в современном мире.

Ситуация сохранения языков коренных народов неоднозначна: якутский язык воспроизводится из поколения в поколение достаточно успешно, языки других коренных народов со временем вытесняются.

Приверженность представителей коренных народов национальной культуре представляет собою сложную картину: определенные элементы национальной культуры сохраняются, другие (в особенности, связанные непосредственно с традиционным хозяйством и бытом) утрачиваются.

Процессы сохранения/трансформации национальной культуры, воспроизводства языков существенно по-разному происходят в поселениях разного типа (сельских, сельско-городских, городских, в столице г. Якутске). Для городских поселений характерны более быстрые темпы утраты национальных языков коренных народов, их особенной культуры.

В современных условиях локальные социальные институты (семья, род) все в меньшей мере способны обеспечивать трансляцию (из поколения в поколение) национальной культуры и языка. Необходимы становление и активная деятельность надлокальных институтов (системы образования, культурных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, политических организаций, государства, муниципалитетов).

Важную роль в консолидации коренных этносов, воспроизводстве национальной культуры играют «культурные элиты».

Существуют особые, наиболее массовые, формы культурной деятельности коренных народов, которые играют важную роль в поддержании ценности национальной культуры (например, такими формами могут быть народные праздники).

3. Финансово-экономическая модель развития Республики Саха (Якутии).

Геоэкономические и геополитические процессы в современном мире приведут к более интенсивному промышленному освоению природных ресурсов Севера, к активной деятельности компаний (в основном, добывающих) на территориях Севера и на территории Республики Саха (Якутия) в частности.

Важной экономической и политической «темой повестки дня» в данных условиях станет распределение природной ренты; важными окажутся нормативно-правовые механизмы, позволяющие удерживать достаточную часть природной ренты в распоряжении Республики Саха (Якутия) с целью поддержания благополучия и развития ее народов.

Традиционное хозяйство в настоящее время является, с точки зрения экономической, мало конкурентоспособным, в сравнении с секторами индустриальной и сервисной экономики. Экономическая эффективность традиционного хозяйства может быть существенно повышена за счет применения новых технологий (например, переработки и хранения продукции), а также новых маркетинговых схем.

Возможно построение «экономической модели» Республики, обеспечивающей сбалансированное и успешное развитие традиционных хозяйственных практик, индустриальных и постиндустриальных видов деятельности в интересах сохранения и развития народов Республики.

4. Биомедицинские проблемы воспроизводства коренных народов Республики Саха (Якутия) .

Для коренных народов Республики характерна специфическая картина заболеваемости и смертности, связанная с проживанием в суровых климати-

ческих условиях, эндемическими заболеваниями и наличием медико-социальных проблем.

Существуют биологически определенные «уязвимости» представителей коренных народов к факторам, привносимым внешней цивилизацией (потреблению алкогольной продукции и др.).

Возможно выстроить эффективную стратегию здравоохранения, направленную на развитие потенциала здоровья коренных народов.

5. Социальное проектирование как механизм решения проблем воспроизводства коренных народов Республики Саха (Якутия).

Воспроизводство культуры и языков коренных народов Республики обеспечивается функционированием традиционных (семьи, рода и др.) и «вторичных», надлокальных общественных институтов (общественные организации, культурные и образовательные учреждения, СМИ, органы власти и др.).

Образовательные практики (деятельность учреждений дополнительного образования, региональный компонент образовательных программ учреждений основного образования и др.) могут быть выстроены таким образом, что будут способствовать сохранению культуры, укладов жизни коренных народов.

На основе собственного опыта и анализа «лучших практик» (в России и за рубежом) Республика Саха (Якутия) может выстроить культурную политику, определить ее цели, задачи, инструменты, пути реализации. Данная культурная политика сможет быть средством сохранения и развития культуры и языков коренных народов Республики.

9. Заключение

Данный проект должен стать прецедентом новой категории проектов, формирующих видение долгосрочного будущего как основу региональных политик. Предметом «видения» при этом становится будущее такой сложной социокультурной единицы, как «народ» - горизонт будущего предполагает период в два поколения людей. В условиях современной интенсивной экономической и социокультурной динамики подобный взгляд в будущее, сочетающий прогностику и социальное проектирование, является задачей, лежащей на границе возможного и представляет вызов для исследовательского/проектного коллектива, даже включающего квалифицированных экспертов и ученых.

Реализация данного проекта невозможна в рамках существующих исследовательских, политических или образовательных институтов и требует формирования нового когнитивного института - сетевого исследовательского сообщества, «втягивающего» экспертов из различных групп: ученые-исследователи, представители власти, бизнеса, общественных организаций и молодежи.

Литература

1. Белик А. Культурология. Антропологические теории культур. Словарь понятий и

терминов, 1999.

2. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.А. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005. 405 с.

3. Принципы good governance и управление городским развитием. Сб. статей / Под ред.

С.А. Смирнова. Новосибирск: НГАЭиУ 2004. 212 с.

4. Этюды по социальной инженерии: От утопии к организации / Под ред. В.М. Розина. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 320 с.

5. Benedict R. Patterns of Culture. Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1934. IP 36-37

Bibliography

1. Belik A. Kul'turologija. Antropologicheskie teorii kul'tur. Slovar' ponjatij i terminov, 1999.

2. Institucional'naja jekonomika: novaja institucional'naja jekonomicheskaja teorija: Uchebnik / Pod obwej. red. d.je.n., prof. A.A. Auzana. M.: INFRA-M, 2005. 405 p.

3. Principy good governance i upravlenie gorodskim razvitiem. Sb. statej / Pod red. S.A. Smir-nova. Novosibirsk: NGAJeiU, 2004. 212 p.

4. Jetjudy po social'noj inzhenerii: Ot utopii k organizacii / Pod red. VM. Rozina. M.: Jedi-torial URSS, 2002. 320 p.

5. Benedict R. Patterns of Culture. Boston and New York: Houghton Mifflin Company, 1934. Р36-37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.