Научная статья на тему 'Формы выражения агрессии в младшем школьньном возрасте'

Формы выражения агрессии в младшем школьньном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дунаева Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы выражения агрессии в младшем школьньном возрасте»

Социологические науки

Формы выражения агрессии в младшем школьньном возрасте

Дунаева Н.Ю.

студентка 4 курса факультета психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей, вызывая нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Поэтому проблема агрессии детей весьма актуальна в наши дни. Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде.

Агрессия—осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность—свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния—это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению.

Было проведено исследование с целью изучения особенностей проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте. В исследовании было выдвинуто предположение о том, что формы выражения агрессии у детей младшего школьного возраста имеют тендерные различия. В эксперименте были использованы методики: Методика «Как ты поступишь» Е.В. Гребенкина; проективная методика «Кактус». Исследование проводилось на базе районной средней школы Тульской области. Выборку составили 20 человек. Результаты по методике «Как ты поступишь» показали, что у мальчиков физическая агрессия преобладает над вербальной. Агрессия проявляется в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, или наносят вред: дерутся, ломают, швыряют предметы. У девочек преобладает вербальная агрессия, которая проявляется в словесной форме: они могут кричать, угрожать, оскорблять. Результаты по проективной методике «Кактус» выявили что для большинства испытуемых характерен средний уровень агрессии (38%). Высокий уровень агрессии выявлен у (25%) испытуемых. (37%) детей имеют низкий уровень агрессии.

Таким образом, формами выражения агрессии в младшем школьном возрасте являются вербальная и физическая. По полученным данным у мальчиков физическая агрессия преобладает над вербальной, а у девочек наоборот. Выявлено, что младшим школьни-

Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010

кам свойственно агрессивное поведение, в различных формах его выражения. Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы, а также то, что агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание. Проявление детской агрессии в повышенной или высокой форме можно избежать, принимая во внимания все факторы, которые могут способствовать развитию детской агрессии.

Список использованных источников

1. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция / А.Г. Долгова—М.: Генезис, 2009.

Тайм-менеджмент как инструмент минимизации непродуктивных затрат рабочего времени

Кафарова О.Е.

аспирант кафедры социологии управления ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы», г. Волгоград.

В свое время Ницше сказал, что «человек, который не может потратить более 16 часов в сутки лично на себя должен быть назван рабом».

Рабочее время большинства современных руководителей уплотнено до предела, рабочий день не нормирован, и все же часто не удается завершить все намеченные дела к заданному сроку. При этом нарастает такое ощущение беспомощности перед лавиной проблем, срочно требующих твоего вмешательства и чувство того, что нехватка времени как нехватка воздуха ведет к тому, что проблемы просто-напросто задавят человека. Все это ведет к стрессовому состоянию, еще более усугубляющему положение.

Такая ситуация в современном обществе носит массовый характер и не только среди руководителей. Наверняка каждый человек может вспомнить немало случаев, когда в один день он должен был решить массу проблем, побывать во множестве мест, при этом он никак не мог решить, в какой очередности лучше всего все это сделать и осознание того, что невозможно сразу и быстро решить проблему распределения времени, что из-за этого можно не успеть или пропустить что-то важно очень сильно угнетает, заставляет нервничать, портит настроение, что в конечном итоге отрицательно сказывается на самочувствии, работоспособности и уменьшает вероятность того, что все задуманное на день будет реализовано. Наверняка почти каждый человек может вспомнить и массу дел, отложенную им «на потом», а, по сути «в долгий ящик», которые вроде бы нужно сделать, но вот все «никак руки не доходят» 1

Можно выделить большое количество различных факторов, приводящих к потерям времени. Часть из этих факторов являются следствием неграмотных действий руководителя, часть происходят независимо от него, а часть связана непосредственно с личностью руководителя, однако на большинство из них руководитель имеет возможность повлиять или хотя бы снизить потери времени, происходящие из-за воздействия этих факторов. Рассмотрим эти группы факторов2. Причины, которые являются следствием неграмотных действий руководителя.

К первой группе отнесем те факторы, которые являются следствием неграмотных действий руководителя. К ним относятся бесплановость работы, плохо налаженный в организации обмен информацией, отсутствие четкого распределения работ по степени их важности, выполнение задач, которые вполне могут быть выполнены подчиненными, слабая мотивация труда.

Руководитель может выявить эти факторы и попытаться их устранить каким-либо образом. 1) Бесплановость работы. Является результатом образа жизни не только самого руководителя, но и общего стиля жизни данной организации. Бесплановость

1. Аслетт.Д «Как успевать жить и работать», М., Астрель, 2007 г., стр.84.

2. ™жиЪага—«Искусство управлять собственным временем». А. Шмелев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.