Виртуальная коммуникация в Социальной Сети: основные понятия и модель взаимодействия
Баранов А. Б.
аспирант, Волгоградский Государственный Университет, г Волгоград
Виртуальная коммуникация, а именно взаимодействие людей по средствам отправки текстовых сообщений при помощи сети Интернет, предоставляет человеку невиданные ранее возможности для реализации самого широкого спектра потребностей—начиная от простой переписки коллег или друзей, и заканчивая построением бизнеса, представления своих идей и репрезентации себя.
Общение, как наиболее ценное явление человеческого бытия, оказалось под влиянием сети Интернет и сетевых сообществ. С одной стороны, в современном мире уже давно наблюдается тенденция максимально кратких, исключительно деловых и крайне сухих контактов, особенно, с людьми неблизкими.
Однако, даже несмотря на краткость и «сухость» контактирования, как может показаться на первый взгляд, в сетевом взаимодействии присутствует не только коммуникативная сторона процесса обще-ния—задействованы все её виды. Отличие лишь в том, что перцептивная и интерактивная стороны более скрыты для анализа, по сравнению с ситуацией межличностного взаимодействия.
C 90-х годов XX века сеть Интернет стала новой, широко используемой формой коммуникации, которая обладала тремя специфическими характеристиками: во-первых, Интернет обеспечил средства для мгновенной глобальной передачи письменных сообщений, которые могут также сопровождаться графическим и аудиовизуальным материалом; во-вторых, предоставил возможность легко общаться с большим количеством людей, находящихся на сколько угодно большом удалении друг от друга; в-третьих, стал средством беспрецедентного доступа к информации1.
Интернет представляется современным этапом знакового опосредствования деятельности и, уже поэтому не выглядит чужеродным явлением, во всяком случае, для приверженцев культурно-исторической школы Л.С.Выготского. Ведь согласно одному из основных положений этой теории, существенным стимулом для психического развития является внешняя орудийная деятельность человека, опосредствованная все более совершенными инструментами и орудиями деятельности. Л.С. Выготский еще в начале 1930-х годов отводил наиболее значимое место именно семиотическим орудиям, или знакам—при-том, что в то время семиотика в ее современном виде только складывалась, а о наиболее совершенных (с сегодняшних позиций) знаковых орудиях вообще не было известно.
В соответствии с положениями культурно-исторической теории развития психики, постоянно усложняющиеся знаки и семиотические системы способствуют развитию и трансформации высших психических функций2.
Надо отметить, что к общению посредством Интернета нередко относятся как к «социальной
виртуальной реальности», имея при этом в виду, что такое общение имеет место в искусственной среде, лишенной многих атрибутов межличностного общения, а участники общения опираются на редуцированные образы партнеров, которые могут презентировать себя с включением произвольно отобранных, неточных или даже вымышленных элементов3.
Понятие «виртуальный» особенно прочно закрепилось за процессом коммуникации, опосредованной компьютером, хотя в современном понимании этого слова виртуальным можно назвать любой иллюзорный объект, который существует лишь актуально и порожден чем-либо, внешним по отношению к нему.
В современных исследованиях, посвященных Интернет-коммуникации происходит пересмотр акцентов от изучения собственно технологической ее составляющей к изучению психологических феноменов информационных технологий, и, далее, к рассмотрению Интернета как среды, в которой развертывается социальное поведение пользователей. Решение таких задач становится возможным благодаря интерактивной технологической составляющей Интернета, которая делает возможным трансляцию и воспроизводство моделей поведения, ценностей, норм, позволяет расширять возможности самопрезентации своего личностного «Я».
Современное общество характеризуется в первую очередь новыми коммуникационными формами, причем наиболее характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость конструирования образа партнера по коммуникации, правил взаимодействия с ним4.
Интернет вносит все больший вклад не только в расширение знаний людей об окружающем мире, но и в процесс трансляции определенных социальных норм и ценностей, моделей социального поведения и правил взаимодействия, а также включается в процесс социализации.
Коммуникативные возможности Интернета огромны, благодаря развитости предоставляемых услуг виртуальной коммуникации. Одним из популярнейших средств, предоставляющих такую возможность, являются социальные сети. Не смотря на распространённость данного термина сейчас, попытки дать научное определение этому явлению встречаются крайне редко. На основании проанализированной литературы по данной проблематике, сформулируем свою собственную дефиницию. Итак:
Социальная Сеть—это структура, состоящая из пользователей (индивидуумов и групп индивидуумов), которые функционируют в сети Интернет в рамках созданного компьютерами и программным обеспечением кибер пространства.
Пользователи (индивидуумы или группы индивидуумов), объединены между собой различными типами взаимоотношений, таких как: дружба, родство, общность интересов, финансовый обмен, неприязнь, половые взаимоотношения или взаимоотношения убеждений и веры, знания или престижа.
Виртуальная Реальность—это вторичная реальность самого человека, его внутренний мир с переживаниями, мыслями, идеями и т.д., по отношению к Реальному Миру, которые переносятся в Сеть средствами, которые доступны в данной Социальной Сети и воспринимающиеся другими пользователями.
Кибер Пространство—это информационная среда (в которой находятся социальные Сети),
Всероссийский журнал научных публикаций, ноябрь 2010
«
е
Рис.1 Модель коммуникационного взаимодействия в социальной сети
Рис.2 Элементы
в которой человек имеет возможность имитировать и конструировать какую-либо часть своего внутреннего мира, посредством тех возможностей, которая предоставляет ему та Социальная Сеть, в которой он функционирует.
Сущность виртуальной реальности — компьютерное отображение с учетом особенностей мозга в кибернетическое пространство как общей картины, представленной по всем сенсорным каналам, так и любых деталей и их комбинаций5, а также взаимодействие человека не с вещами, а с симуляциями. Однако, с точки зрения исследователей, отрицающих автоматическое отождествление с виртуальной реальностью коммуникативных технологий Интернета, «в отличие от виртуальной реальности в узком смысле, киберпространство подразумевает наличие гипертекста. В частности, когда человек просматривает веб-страницы, сидит «в чатах» или на форумах, общается no ICQ или пользуется e-mail, он находится в киберпространстве, но не обязательно в виртуальной реальности»6.
Социальные сети вносят огромный вклад не только в расширение контактов и наших знаний об окружающем мире, но и, также, определённым образом влияет и поддерживает процесс трансляции и воспроизводства определенных социальных норм и ценностей, правил взаимодействия и моделей социального поведения.
Прежде всего, необходимо понимать, что виртуальные социальные сети появились позже реальных социальных сетей, и в основе своей представляют собой ту же «группу людей (или организаций, или других социальных единиц), связи в которой являются социальными, а именно: дружбой, совместной работой или обменом информации»7.
Участники виртуальных социальных сетей формируют новое пространство информационной культуры, в котором создается особый мир социальных отношений и формируется специфическая система ценностей8.
Несмотря на все особенности информационно-коммуникационных взаимодействий в виртуальной социальной сети, важнейшим фактором, так же как и в условиях взаимодействия «лицом к лицу», остаются межличностные отношения, а также мотивы, складывающиеся в результате интеракций.
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения.
Количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг обще-ния»9. Круг общения показывает то количество людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Отечественный психолог Я. Коломинский предложил в зависимости от степени психологической близости и значимости выделять два круга желаемого общения: в первом располагаются люди, наиболее близкие, общение с которыми происходит на
уровне интимно-доверительных отношений. Второй круг—это те люди, общение с которыми происходит на социально-деловом уровне.
Межличностный характер коммуникации предполагает, что здесь существует непосредственное общение небольшого числа людей, находящихся в пространственной близости и имеющих возможность осуществлять обратную связь. Она всегда личностно ориентирована, поскольку основывается на том, что каждый участник признает уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, личностные характеристики и в свою очередь рассчитывает на встречное внимание.
На основании данных положений и литературного анализа нами была разработана модель виртуального коммуникационного взаимодействия в Социальных Сетях Интернет (рисунок 1). На рисунке представлена структура взаимодействия между пользователями в условиях Виртуальной Социальной Сети, которая показывает всевозможные варианты, осуществления коммуникативных интеракций в ней.
Единицей интеракции в данной модели является процесс отправления и получения сообщений коммуникаторами. Независимо от того, находится ли коммуникатор в круге общения или он находится за его пределами, особенности виртуальной коммуникационной среды позволяют связываться по принципу «с тобой может связаться любой пользователь, в любое время, из любого места», даже при огромной разнице в социальных статусах.
Данная модель наглядно демонстрирует, каким образом коммуникация, опосредованная Сетью может связывать друг с другом абсолютно незнакомых людей и поддерживать связь с уже знакомыми.
Схема состоит из следующих элементов (рисунок 2): —ядра, то есть тех пользователей сети, которые включены в виртуальное пространство социальной сети, в которое также входят другие пользователи, которые взаимодействуют между собой, тем самым поддерживая и развивая функционирование данной Сети; —круг первого порядка—он ближайший к ядру. На этой орбите находятся те пользователи, взаимодействие которых с ядром происходит на уровне близких интимно-доверительных отношений. —круг второго порядка—он дальний от ядра. На данной орбите находятся те пользователи, взаимодействие которых с ядром происходит на социально-деловом уровне.
—виртуальное пространство Сети—это сама Сеть, то кибер пространство, наполненное многочисленными пользователями сети, которые создают, наполняют и поддерживают её функционирование. В схеме обозначены связи:
—двусторонняя связь между пользователями (№1, рис.1), подразумевающая обоюдное коммуникативное взаимодействие;
—односторонняя связь между пользователями (№2, рис.1), подразумевающая попытку включиться в один из кругов общения стороннего пользователя; —усиленная двусторонняя связь между пользователями (№3, рис.1), подразумевающая не только обоюдное коммуникативное взаимодействие, но и высокую частоту взаимодействия между ними; —связь, отражающая неудачную попытку включения в коммуникативное взаимодействие (№4, рис.1).
Стоит сказать о том, что взаимодействия внутри данной модели находятся в постоянной динамике—со
Социологические науки
временем связи могут ослабевать, усиливаться или даже исчезать. Пользователи могут переходить из одного круга общения в другой (приближаясь или отдаляясь от ядра), или вообще выходить из них (разрыв общения).
Количество пользователей, связанных между собой, а также количество пользователей, находящихся на орбитах неограниченно. Исходя из этого, можно говорить о том, что существует вероятность того, что теоретически в Сети каждый может быть знаком с каждым. Это так называемая проблема «тесного мира», интерес к которой имеется не только у социальных психологов, но и у историков, политологов и даже у специалистов по теории градостроитель-ства10. Одним из основоположников изучения этой проблемы был один из самых одарённых социальных психологов современности Стэнли Милграм.
Для сетевой коммуникации этот феномен становится ещё более реальным, потому что в Сети, из-за её особенностей, более вероятно случайное знакомство пользователей, которое не привязано к географическим условиям проживания пользователей, и, можно сказать, что каждое новое знакомство в Сети теоретически увеличивает шансы расширить свой круг общения за счёт круга знакомств нового собеседника.
Таким образом, возможности социальной Сети, текстовому и медиа обмену, который очень распространён среди пользователей, а также особенностям виртуальной коммуникации упомянутых выше, обладают огромным потенциалом. Текст, как единица, содержащая в себе определённую информацию и смысл, способен влиять на действия тех, кто способен его понять, на их психо-физиологическое состояние и даже, в некоторых ситуациях способен изменять личностные установки человека.
Учитывая неограниченность контактов, с которыми можно вступить в диалог, социальная Сеть поистине является мощным инструментом социально-психологического воздействия и взаимодействия. Однако, как и в межличностном взаимодействии, за пользователями, вступающими в диалог через виртуальную коммуникацию, сохраняется способность к распределению контактов по степени близости или доверия к ним.
Список использованных источников
1. Biegel, S. Beyond Our Control? [Text] / S. Biegel. — Cambridge: The MIT Press, 2003. — P. 26.
2. А.Е. Войскунский. Интернет—новая область исследований
в психологической науке. http://www.relarn.ru/human/vae03.html
3. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности.—М., 1997
4. Suler J. Do Boys Just Wanna Have Fun? Male Gender-Switching in Cyberspace (and how to detect it). 1996b
5. Шапиро, Д. И. Человек и виртуальный мир: когнитивные, креативные и прикладные проблемы [Текст] / Д.И. Шапиро.—М., 2000. — С. 91.
6. Информационное поле современной России: Практика и эффективность. Материалы III междунар. науч.-практ. конф. 19—20 окт. 2006 /под ред. В.З. Гарифуллина. — Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006., с. 282
7. Garton, L., С. Haythornthwaite and В. Wellman. Studying online social networks // journal of Computer Mediated Communication. 1997. № 3 (1).
8. Бокарев В. А. Виртуальные социальные сети как пространство для удовлетворения потребностей современной молодежи, Журнал Вопросы Культурологи, №8, 2009
9. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология (Серия «Мастера психологии») — СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
10. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии—СПб.: Питер, 2001.—336 с.:ил.—Серия «Мастера психологии» С. 251
Формы выражения агрессии в младшем школьньном возрасте
Дунаева Н.Ю.
студентка 4 курса факультета психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, г. Тула
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей, вызывая нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Поэтому проблема агрессии детей весьма актуальна в наши дни. Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде.
Агрессия—осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность—свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Эмоциональный компонент агрессивного состояния—это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению.
Было проведено исследование с целью изучения особенностей проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте. В исследовании было выдвинуто предположение о том, что формы выражения агрессии у детей младшего школьного возраста имеют тендерные различия. В эксперименте были использованы методики: Методика «Как ты поступишь» Е.В. Гребенкина; проективная методика «Кактус». Исследование проводилось на базе районной средней школы Тульской области. Выборку составили 20 человек. Результаты по методике «Как ты поступишь» показали, что у мальчиков физическая агрессия преобладает над вербальной. Агрессия проявляется в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, или наносят вред: дерутся, ломают, швыряют предметы. У девочек преобладает вербальная агрессия, которая проявляется в словесной форме: они могут кричать, угрожать, оскорблять. Результаты по проективной методике «Кактус» выявили что для большинства испытуемых характерен средний уровень агрессии (38%). Высокий уровень агрессии выявлен у (25%) испытуемых. (37%) детей имеют низкий уровень агрессии.
Таким образом, формами выражения агрессии в младшем школьном возрасте являются вербальная и физическая. По полученным данным у мальчиков физическая агрессия преобладает над вербальной, а у девочек наоборот. Выявлено, что младшим школьни-