Научная статья на тему 'Специфика социокультурной коммуникации в кибер-пространстве'

Специфика социокультурной коммуникации в кибер-пространстве Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
617
54
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Специфика социокультурной коммуникации в кибер-пространстве»

© 2006 г. О.Б. Симонова

СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В КИБЕР-ПРОСТРАНСТВЕ

Появление в конце ХХ в. Интернета означало рождение нового типа информационного пространства, получившего название кибер-пространст-ва. Интернет является одним из важнейших хранилищ информации, инструментом передачи знаний, средством межличностного общения, оказывающем влияние на личностную трансформацию. Возрастание доли компьютерно опосредованной коммуникации в современном обществе актуализирует задачу исследования специфики этого нового типа и средства общения.

Коммуникационные процессы (под которыми мы подразумеваем процессы связи между людьми с целью трансляции и обмена разнообразной информацией) пронизывают всевозможные формы и способы человеческой деятельности и общения. Поскольку коммуникационные процессы осуществляются в контексте определенной культуры и являются одним из внутренних механизмов ее реализации, то принято говорить о социокультурной коммуникации. Именно социокультурная коммуникация обеспечивает саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, накопления и передачи социального опыта, понимания между людьми. Данное определение коммуникационных процессов ни в коей мере не означает, что отдельно существует общество, а отдельно на него «наслаиваются» процессы общения. Напротив, факт коммуникации выступает конституирующим социальную реальность фактором. Нас интересует в данном случае не то, что коммуникация является социально обусловленным процессом (она осуществляется в конкретно-исторических формах, а общение представителей различных социальных групп всегда специфично), а то, что из факта общения, связи, коммуникации «вырастает» социальность. Какие же черты приобретает социокультурная коммуникация посредством Интернета?

Интернет как новое средство коммуникации и информационная среда открывает невиданные прежде возможности для многих областей жизни, ведь в современном деловом мире оперативное получение и обмен информацией является залогом успеха. Виды практического применения Интернета чрезвычайно разнообразны: это поиск необходимой информации для учебы или работы; знакомство с близкими по духу и интересам людьми; установление контакта практически с любой аудиторией: покупателями, зрителями, читателями, фанатами, профессионалами, любителями в интерактивном режиме; осуществление финансовых операций; участие в разнообразных играх и т.д. Последствия внедрения Интернета в человеческую жизнь изучают специалисты самых разных областей социогуманитарного знания: психологи, социологи, культурологи, маркетологи, лингвисты. Эта

междисциплинарность обусловлена тем, что Интернет не сводится к конгломерату компьютерных сетей, а является сообществом связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новом кибер-прост-ранстве, а любое человеческое взаимодействие полиаспектно, сложно. Из всего множества тем исследования процесса Интернет-коммуникации одной из главных выступает проблема определения специфики социокультурной коммуникации в киберпространстве, ее отличия от коммуникации в «реальном» социуме.

Прежде всего отметим, что сам процесс Интернет-коммуникации опосредован языком, в роли которого выступает письменный язык (информация представлена на экране компьютера в основном в текстовом виде) и язык визуальных обозначений различных эмоциональный состояний человека (например, смайлики). В обоих случаях мы наблюдаем сворачивание, сокращение, уплотнение, сжатие электронных сообщений. На это обстоятельство обращал внимание еще А. Тоффлер: «Составленное сообщение стремится стать более плотным, более сжатым, без излишеств. Оно сильно направлено, переработано, чтобы устранить излишние повторения, и намеренно составлено так, чтобы максимально увеличить информационный объем» [1]. Стиль общения в разнообразных чатах фамильярный, в текстах много опечаток, аббревиатур, используется компьютерный жаргон.

На русский язык оказывается массированное воздействие и со стороны зарубежных фирм и организаций, продвигающих свои продукты на отечественный рынок. Технические описания изобилуют новообразованиями, которые проникают в дальнейшем в разговорную речь. Переводы новых понятий адаптируются к нормам русского языка, корректируются и составляют жаргонные версии, применяемые в профессиональных диалектах. В соответствии с нормами молодежного сленга эти терминологические версии часто носят «сниженный» характер. Все более широко начала использоваться латиница. Формируется новый стиль речи на основе действия механизма «эсхрофемизма», понимаемого как «опыт снижения языка и последовательного вывода смысла из предмета разговора» [2].

Исследователи отмечают и другие характеристики воздействия Интер-нет-комуникации на русскоязычную речевую практику: практическую транскрипцию терминов (гейт, хард, глюк, апгрейд, сисоп, линк, чат, юзер, апплет, геймер, лог, офлайн и т.п.), тенденцию к редуцированию (комп, плз, путер, софт), обилие ненамеренных, а также нарочитых ошибок (мессаг, рулез), усечение (проги, субж, конфа, борда). Ряд терминов утратил признаки, свойственные варваризмам, и прижился в нейтральном профессиональном слое русского языка - иногда в силу отсутствия хорошего русского эквивалента (онлайн, Интернет, принтер, хакер), а иной раз и невзирая на наличие эквивалентов (постмастер, коннект, логин, контент) [3]. Все эти изменения в русском языке подрывают важнейшую культурную функцию -

трансляции социального опыта, которая осуществляется в культуре прежде всего через язык.

Вторая особенность коммуникации в кибер-пространстве состоит в том, что коммуниканты представлены там не во всей своей субъектности, а редуцированно: как набор продуцированных ими самими (или другими людьми о них) текстов. Такие тексты могут представлять собой специально составленные самоописания (самопрезентации), а также электронные публикации, реплики в чатах, гостевых книгах, форумах, телеконференциях. Поскольку человек оказывается редуцирован до набора вербальных сообщений (разной степени истинности и подробности), то именно на эти сведения опираются вступающие в общение посредством Интернета коммуниканты для ориентировки в реальном либо потенциальном коммуникативном партнере (или партнерах). Постмодернистское по своей сути сведение человека к тексту делает сложной задачу социальной перцепции и выполнения ориентировочной стадии общения.

Конечно, в Интернете предпринимаются попытки для персонификации представленных текстов посредством предоставления возможности обратной связи. Так, можно связаться с создателями сайтов через указанный email. На обратную связь с пользователями направлены и сопровождающие почти каждый сайт «гостевые книги», где каждый желающий может оставить свои впечатления о сайте. Причем обычно связь двусторонняя, предусматривающая публичные же ответы создателей сайта. Следует также отметить возрастающую в последнее время популярность такой формы коммуникации, как ICQ, и «Active Worlds», представляющих собой попытку соединить чаты с реальным трехмерным изображением собеседников и окружающего мира. Кроме того, при обоюдном согласии коммуниканты могут встретиться и в реальном социуме. Однако превалирующим в компьютерно-опосредованном общении остается общение виртуальных образов, созданных реальными людьми. В силу изначальной анонимности и невидимости, являющихся следствием отсутствия визуального ряда в сетевых коммуникациях, человек обычно творит себе виртуальный образ сообразно своим желаниям и возможностям. Степень эффективности ориентировочной стадии общения и в конечном счете самого общения во многом зависит от степени владения представленными в Интернете людьми вербальными средствами самоописания, выражения своих мыслей, а также от обычной грамотности, в том числе при использовании неродного (обычно английского) языка. Немаловажным фактором представляются честность и корректность по отношению к другим людям - отсутствие в самоописаниях похвальбы, неточностей, пустого оригинальничанья, приписывания себе «модных» или, напротив, относительно редких качеств и/или познаний.

К третьей особенности коммуникации в кибер-пространстве мы относим ее нежелательные для коммуникантов последствия. Так, психологи отмечают негативное воздействие Интернета на индивидуальную и груп-

повую психическую деятельность. Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др. [4]. В настоящее время интенсивно обсуждается феномен (или синдром) «(нарко) зависимо -сти от Интернета», или «Интернет-аддикции». В ходе проведенного в университете Карнеги-Меллона (США) лонгитюдного исследования получены данные, согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний [5].

Четвертая особенность связана с непроявленностью в интернет-коммуникации фундаментальных культурных смыслов, выступающих каркасом, на котором держится человеческое существование: «добро-зло», «смерть-бессмертие», «истина-ложь», поскольку все в этом виде коммуникации происходит в виде игры. Если этот процесс зайдет далеко, культурная история человечества может окончиться, уступив место новому - технологически оснащенному - варварству. К этой же особенности примыкает разделение всех пользователей на «вершителей» судьбы Интернета - программистов и рядовых пользователей, которые не творят ничего нового. Отношение к ним в среде профессионалов фактически совпадает с отношением художественно-интеллектуальной элиты к массам, смотрящим телевизионные сериалы.

Анализируя феномен Интернета, известный итальянский семиотик У Эко заметил, что «наши общества в скором времени расщепятся (или уже расщепились) на два класса: тех, кто смотрит только ТВ, то есть получает готовые образы и готовые суждения о мире, без права критического отбора получаемой информации; и тех, кто смотрит на экран компьютера, кто способен отбирать и обрабатывать информацию» [6]. Другими словами, коммуникация в кибер-пространстве, с одной стороны, предполагает способность к критическому мышлению, а с другой - эта способность имеет тенденцию к затуханию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует также отметить непредсказуемость результативности кибер-коммуникации. Действительно, диапазон получаемой в Интернете информации достаточно широк, однако пользователи сталкиваются с рядом проблем, связанных с тем, что эта сеть является огромной, нечетко организованной (с точки зрения наполнения и форм представления информации), многоязычной системой. В результате традиционный тематический поиск (по указателям, по ключевым словам, описывающим информационный интерес пользователя, и т.п.) может дать непредсказуемый результат - от подробной информации, отвечающей интересам пользователя, до поверхностных сведений или полного их отсутствия.

Поисковые средства, используемые в Интернете, часто оказываются недостаточно эффективными из-за сложности и разнородности системы, что приводит либо к потере информации, либо к появлению «информаци-

онного шума». Значительная часть наиболее ценной информации (полнотекстовые издания, базы данных и т.п.) является платной и, в силу этого, недоступна для пользователей. Скорость доступа к тем или иным ресурсам также непредсказуема и может резко меняться по ходу работы.

Известно, что проблема поиска необходимой информации отнимает много времени у специалиста, предпочитающего потратить его на осмысление и творческую переработку полученной информации. Для получения действенных результатов явно недостаточно одних только пользовательских навыков, здесь нужны более глубокие знания поисковых технологий. Мировая практика свидетельствует, что квалифицированный посредник, владеющий методами и инструментами поиска в сетевых ресурсах, умеющий определить верную стратегию и тактику поиска, составить достоверное поисковое предписание, справляется с этой задачей намного продуктивнее.

Анализ работ на тему виртуального общения [7] позволяет дополнить выделенные нами особенности также следующими характеристиками: анонимность участников; физическая непредставленность участников общения; затрудненность эмоционального компонента общения; отсутствие единства пространства и времени, т.е. возможность быть в одно и то же время в разных местах, а также возможность общения с людьми из других часовых поясов. Возможность варьировать степень анонимности в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, немалой притягательной силой. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, инвертируется пол, истинные факты биографии подменяются или дополняются вымышленными, неадекватным образом представляются сведения об опыте, квалификации, компетентности, имеющихся знаниях, умениях, навыках и т.п., вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества, в том числе одобряемые лишь в узком социуме/идиокультуре/андерграунде (например, киберпанков, музыкальных фанатов, игроков в компьютерные игры и т.д.).

Общение в кибер-пространстве имеет свои темпоральные особенности. В ходе кибер-комуникации возникает противоречивое отношение ко времени. Коммуникация реально осуществляется «здесь и сейчас», однако ее участники могут находиться в разных часовых поясах и даже работать в режиме «отложенного времени». Это, однако, не означает, что коммуниканты ориентированы лишь на настоящее и высоко его оценивают. «Гражданин Сети» живет возможным будущим, его «теперь», повседневная жизнь не наполнена оптимистической надеждой на возможные позитивные перемены, и сетевое сообщество для него выступает не местом «райского блаженства», а точкой отсчета пребывания в ином смысложизненном бытии.

Наконец, в кибер-пространстве формируются различные сетевые сообщества. Их появление возможно как результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе

межличностных контактов в Сети или контактов с поставщиками сетевого контента.

Освоение возникшего кибер-пространства является насущной необходимостью с точки зрения создания новых и воспроизводства традиционных структур социокультурного общения. Киберкоммуникативные сообщества в Интернете уже созданы, и, общаясь в их рамках, индивид принимает соответствующую культурную идентичность, становится носителем логики поведения, формирующейся вне той социальной общности, в кото -рой он развивался и живет. Это приводит к конфликтности как на уровне личности (конфликт с собственными мировоззренческими основаниями), так и на уровне культурной общности возникает группа носителей интереса (не важно, насколько устойчивая), источник которого виртуален, так или иначе диссонирует с экономическими и политическими процессами, которыми живет общность, к которой индивид принадлежит в силу своей физической данности.

Таким образом, возникает основание внутренней нестабильности и нарушается процесс группового сплочения «физической» общности, существующей в силу необходимости поддержания органической стороны социальной жизни. Выходом из складывающейся ситуации, как считают некоторые авторы, будет формирование региональных киберкоммуникативных сообществ, которые связывали бы индивида с системой его жизненных потребностей и были бы каналом вхождения в структуры общения глобального уровня. Предполагается, что подобные возникающие корпоративные общности в Сети будут служить обеспечению стабильности развития физических социокультурных общностей, сопряжению интересов региональной, национальной и глобальной общностей, что выступит фактором стабильного развития и более полного использования потенциала региональной общности для ее саморазвития. Вопрос этот, с нашей точки зрения, остается открытым.

Коммуникация в рамках сетевых сообществ не будет охватывать все население (по крайней мере в начальный период только представителей наиболее активных социальных групп и учащуюся молодежь), однако степень влияния такого общения на процессы упорядочения социальных процессов в рамках общности нельзя недооценивать, поскольку появление такой сети может выступить фактором культурной идентификации индивида с сообществом, ликвидации комплекса отчужденности от процесса глобального развития, ментального напряжения, связанного с комплексом провинциализма, цивилизационной неадекватности.

Таким образом, можно сделать вывод, что новые коммуникационные технологии изменяют формы социокультурного взаимодействия между людьми, способы производства, трансформации и передачи знаний и ставят перед необходимостью выработки адекватных форм духовно-практического освоения этой реальности, форм саморефлексии индивидов. В то

же время методология (способы выработки указанных выше форм) остается прежней. В результате возникают разрушающие современный социум локальные сообщества, являющиеся носителями ограниченных, несопоставимых интересов, приводящих с необходимостью к социальной и культурной конфликтности. Коммуникация в кибер-пространстве оказалась максимально созвучной культурной парадигме постмодерна: потенциальная множественность виртуальной идентичности стала привлекательна не только в силу меньшей объективной социальной фиксированности самопредставлений, существующих сегодня в обществе, но и в силу нового со-ционормативного канона человека, для которого момент обретения настоящей идентичности есть момент отказа от установившегося в пользу нового.

Примечания

1. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гусейнов Г. Другие языки: Заметки к антропологии русского интернета: особенности языка и литературы сетевых людей. http://nlo.magazine.ru/dog/tual/main8.html

3. Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета // Конференция на портале «Аудиториум». «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» . (01.02.2001 -01.05.2001).

4. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 1.

5. Kraut R., Lundmark V., Patterson М., Kiesler S» Mukopadhyay Т., Scherlis W. Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? // American Psychologist. 1998. Vol. 53(9).

6. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Новое литературное обозрение. 1998. № 32, С. 8.

7. См., напр.: Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества // 2-ая Росс. конфер. по экологической психологии: Тезисы. Москва, 1214 апреля 2000 г. М., 2000; Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии <http://psynet.by.ru/texts/voysk1.htm> ; Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. <http://flogiston.ru/ projects/ articles/ refinf.shtml> и др.

Ростовский строительный колледж 18 сентября 2006 г.