Научная статья на тему 'ФОРМЫ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ (ДОЗНАВАТЕЛЯ) С УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ФОРМЫ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ (ДОЗНАВАТЕЛЯ) С УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДОВАТЕЛЬ / ФОРМЫ / ВИДЫ / СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЛИЦА ОВД / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калугина Валентина Георгиевна

В статье рассмотрены Формы, виды и содержание взаимодействия следователя (дознавателя) с уполномоченными лицами органов внутренних дел, государственных органов, международных и общественных организаций. Автор указывает, что указанные аспекты взаимодействия представителей следственных органов позволяют своевременно и грамотно осуществить раскрытие того или иного преступления, а также способствуют соблюдению норм законности и гласности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калугина Валентина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS, TYPES AND CONTENT OF INTERACTION OF THE INVESTIGATOR (INQUIRER) WITH AUTHORIZED PERSONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES, STATE BODIES, INTERNATIONAL AND PUBLIC ORGANIZATIONS

The article considers the forms, types and content of the investigator's (inquirer's) interaction with authorized persons of internal affairs bodies, state bodies, international and public organizations. The author points out that these aspects of the interaction of representatives of investigative bodies allow timely and competent disclosure of a crime, as well as contribute to compliance with the norms of legality and publicity.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ (ДОЗНАВАТЕЛЯ) С УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Столыпинский вестник №5/2022

Столыпинский

^^^^^^ вестник Научная статья

Original article

УДК 34

ОРМЫ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ (ДОЗНАВАТЕЛЯ) С УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ FORMS, TYPES AND CONTENT OF INTERACTION OF THE INVESTIGATOR (INQUIRER) WITH AUTHORIZED PERSONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES, STATE BODIES, INTERNATIONAL AND

PUBLIC ORGANIZATIONS Валентина Георгиевна Калугина, Адъюнкт,Кафедра управления органами расследования, Академия управления МВД России, vkalugina222@gmail.com Valentina Georgievna Kalugina, Associate Professor, Department of Investigation Management, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, vkalugina222@gmail.com

Аннотация: В статье рассмотрены Формы, виды и содержание взаимодействия следователя (дознавателя) с уполномоченными лицами органов внутренних дел, государственных органов, международных и общественных организаций. Автор указывает, что указанные аспекты взаимодействия представителей следственных органов позволяют своевременно и грамотно осуществить раскрытие того или иного

3093

преступления, а также способствуют соблюдению норм законности и гласности.

Abstract: The article considers the forms, types and content of the investigator's (inquirer's) interaction with authorized persons of internal affairs bodies, state bodies, international and public organizations. The author points out that these aspects of the interaction of representatives of investigative bodies allow timely and competent disclosure of a crime, as well as contribute to compliance with the norms of legality and publicity.

Ключевые слова: следователь, формы, виды, содержание взаимодействия, уполномоченные лица ОВД, государственные органы, международные и общественные организации.

Keywords: investigator, forms, types, content of interaction, authorized persons of the Department of Internal Affairs, state bodies, international and public organizations.

В процессе осуществления своей деятельности следователь осуществляет ряд коммуникаций, субъектами которых выступают оперативные подразделения ОВД, государственные и общественные организации, а также государственные органы. Для того, чтобы начать розыскную деятельность, следователю тоже требуется выполнить ряд действий. В первую очередь, можно отметить, что розыск не может быть начат, если не имеется фактического подтверждения о том, что неизвестно местоположение подозреваемого. Конечно же, после того, как уже начался розыскной процесс, следователь должен контролировать координацию между разными подразделениями, которые осуществляют поиск[3].

Осуществление взаимодействия между разными подразделениями ОВД всегда регламентирована локальными нормативными актами и законами. Если говорить о деятельности следственных подразделений, то они всегда выстраивают коммуникацию с оперативными, и в общем тандеме оказывают

3094

влияние на всю деятельность в целом. Нельзя не отметить, что их взаимодействие закреплено и в УПК РФ.

Стоит отметить, что такие исследователи как И.П.Седова, а также Е.П.Ищенко считают, что подобного рода взаимоотношения между отделами возникают только тогда, когда существует значительная потребность в том, чтобы найти преступное лицо, укрывающееся от следствия.

Исследователи указывают, что следователь и оперативно-розыскные подразделения осуществляют совместную работу, которая осуществляется в рамках точной согласованности действий, они руководствуются едиными целями, замыслами, используют в работе общие средства, которые направлены на достижение цели и выполнение следственных задач.

Нужно сказать, что действия следователя и оперативно-розыскные мероприятия неразрывны и взаимосвязаны. Именно совместная работа отдела повышает уровень качества расследования [2].

Если опираться на законодательство, можно сделать вывод что оперативно-розыскные меры считаются очень эффективными в процессе установления преступного лица.

Основной формой взаимодействия здесь выступают оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), поскольку именно они лежат в основе розыска любого преступника и осуществляются непосредственно сотрудниками оперативных подразделений ОВД.

Необходимо сказать, что при проведении отдельным ОРМ следователь принимает непосредственное участие, в этом случае деятельность оперативной группы и следователя осуществляется на основе определенных нормативных актов, которыми и регламентирована вся указанная выше процедура [2].

Если того требует ситуация, следователь имеет право привлечь к проведению следственных действий специалистов, которые смогут компетентно ответить на необходимые вопросы, возникающие в процессе

3095

проведения ОРМ. Кроме того, специалисты могут оказать помощь следователю в том случае, если требуется провести осмотр отдельных предметов или объектов на определенной территории без изъятия последних в качестве вещественного доказательства в виду невозможности этого.

Также такие члены оперативно следственной группы вместе со следователем проводят изучение собранных на месте преступления доказательств, высказывая свое экспертное мнение, которое также может быть занесено в протокол. Указанные мероприятия чрезвычайно важны для следствия, так как именно на их основе следователь в последствии производит планирование последующей розыскной работы.

Также важную роль в результативности розыскного процесса играет взаимодействие с органами дознания. По мысли исследователей, такое взаимодействие должно носить, в первую очередь, законный характер, соответственно в процессе совместной деятельности следователь и представители органов дознания должны руководствоваться ведомственными инструкциями, а также положениями УПК РФ.

Необходимо также в данном случае указать, что взаимодействие следователя и органов дознания не должно подменять собой деятельность того или иного участника данного процесса. Скорее, взаимодействие здесь представляет собой согласованную и скоординированую деятельность следователя и органов дознания, которая инициируется и реализуется для достижения общей цели - раскрытия преступления и поимки преступника. Также важно, чтобы следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия в свете указанного выше взаимодействия сочетались разумно и были согласованы обеими сторонами. В этой связи необходимо указать принципы рассматриваемого взаимодействия, которые представляют собой соблюдение законности, реализация руководящей и организующей роли следователя, целеустремлённость взаимодействия и его согласованность [3].

3096

Поручения следователя обязательны для органов дознания, при этом они должны организовать обратную связь по каждому новому полученному факту, поскольку оценка данных фактов должна проводиться следователем в совокупности с аналогичными другими.

Также важно отметить, что в основе взаимодействия следователя и органов дознания всегда лежит определенный план, который должен быть доведен до сведения представителей органов дознания и в рамках которого осуществляются все следственные действия, направленные на раскрытие преступления. В случае коррекции плана или же его глобального изменения по ряду причин следователь обязан уведомить руководителя органа дознания о необходимости внесения изменений в план, а после их внесений -ознакомить представителей органов дознания, участвующих в следственных действиях, с новыми плановыми мероприятиями.

Форма взаимодействия, как способ организации, включает в себя комплекс способов и приемов взаимодействия, систему связей и правоотношений взаимодействующих субъектов. Одной из таких форм выступает письменное поручение следователя органу дознания осуществить то или иное следственное действие. Важным фактом выступает также того, что в таком поручении может быть четко определено время реализации тех или иных действий. Указанный порядок должен быть соблюден неукоснительно, поскольку следователь, с учетом ситуации, возникающей в процессе расследования совершения преступления может инициировать проведение ряда следственных мероприятий, и если по его плану каждое из мероприятий должно быть проведено в определенное для него время, то нарушение временного регламента может повлечь за собой бесполезность проведения других следственных действия, что негативно скажется на всем процессе расследования преступления [2].

Для проведения тех или иных следственных действия следователь также обязан в письменном поручении отразить краткий инструктаж,

3097

сопровождающий выполнение его поручения, поскольку отдельные моменты могут быть неверно поняты сотрудниками органов дознания, в следствие чего их результативность будет стремиться к нулю. В такой инструктаж должны быть включены цели, процессуальные особенности следственного действия, плана и тактика его производства. При этом, необходимо учесть, что ситуация в процессе проведения следственных действия может меняться, в этой связи, следователь должен уведомить представителей органов дознания, что данный инструктаж представляет собой общую канву выполнения порученного к выполнению мероприятия, и свои действия сотрудники органов дознания должны определять в соответствии с той ситуаций, которая будет иметь место при проведении следственных действий,

Очень важным моментом в процессе раскрытия дела является взаимодействие следователя и представителями общественности. Стоит отметить, что несмотря на значительное влияйте взаимоотношений следственных органов и общественности, их система коммуникации требует достаточно весомой переработки [2]. Следователь может взаимодействовать с общественностью в процессе расследования по нескольким причинам:

1. для решения задач расследования преступления путем коммуникации с общественностью;

2. для использования результатов журналистского расследования в процессе расследования для возбуждения дела;

3. для использования результатов расследования СМИ с целью вовлечения их в дело в качестве доказательной базы.

Таким образом, можно сказать, что правильная организация взаимодействия с общественность в следственном процессе может привлечь к следственному процессу заинтересованных лиц и помочь следствию в выполнении следственных задач.

Стоит отметить, что многие станы мира пользуются схожими методами и технологиями. В частности, стоит выделить те способы работы, к которым

3098

прибегают специалисты в последние годы. В первую очередь, следственные отделы Европы плотно коммуницируют с психологами и представителями служб информационной безопасности. Очень важным является то, что психологи дают более точный портрет личности, на основе которого собирается фоторобот для поиска преступного лица.

Стоит отметить, что информация, которая предоставлена общественностью и СМИ, может быть полностью принята во внимание во время следственного процесса и в дальнейшем стать качественной доказательной базой для вынесения вердикта. Это возможно только в том случае, если доказательства, которые представили журналисты будут признаны вещественными.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ можно отметить, что одним из поводов, который может послужить для возбуждения, может являться информация, поступившая из иных источников. Именно к этим источникам и можно отнеси средства массовой информации. Важно отметить, что иных источников может быть неограниченное количество, поэтому этот источник часто считается очень свободным от законодательства.

Взаимодействие с государственными органами - одно из основных направлений деятельности следователя в процессе расследования преступлений. Важно понимать, что государство в первую очередь заинтересовано в проведении своевременного и грамотного расследования преступлений, поскольку это ведет к снижению уровня преступности в стране [3]. Поэтому следователь должен взять на вооружение все инструменты взаимодействия с органами государства в процессе расследования преступлений. Так, следователь имеет право запрашивать необходимую для расследования информацию с портала «Госуслуги», обращаться за разъяснениями и получением необходимой информации в различные государственные органы, а также направлять запросы и получать обязательные ответы с пояснениями в рамках уголовного дела. Очень важно,

3099

чтобы специалисты государственных органов разделяли позицию следователя о необходимости быстрого раскрытия того или иного преступления и оказывали ему необходимую помощь в данном вопросе.

Таким образом, указанные аспекты взаимодействия представителей следственных органов позволяют своевременно и грамотно осуществить раскрытие того или иного преступления, а также способствуют соблюдению норм законности и гласности.

Литература

1. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. 30.12.2020 N 515-ФЗ.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

2. Бахтеев Д. В., Драпкин Л. Я. Взаимодействие следователей с органами дознания и другими участниками расследования преступлений // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. № 3.С. 94.

3. Бычков В.В. Розыскная деятельность следователя: проблемы и пути решения // Российский следователь. 2014. № 14. С. 19-23.

Literature

1. Federal Law No. 144-FZ of 12.08.1995 (as amended on 30.12.2020 N 515-FZ.) "On operational investigative activities" // SZ RF. - 1995. - No. 33. - Article 3349.

2. Bakhteev D. V., Drapkin L. Ya. Interaction of investigators with the bodies of inquiry and other participants in the investigation of crimes // Electronic supplement to the Russian Law Journal. 2017. No. 3. p. 94.

3. Bychkov V.V. Investigative activity of the investigator: problems and solutions // A Russian investigator. 2014. No. 14. pp. 19-23.

© Калугина В.Г., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2022. Для цитирования: Калугина В.Г. ФОРМЫ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ (ДОЗНАВАТЕЛЯ) С УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, МЕЖДУНАРОДНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2022.

3100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.