Научная статья на тему 'ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЕ ФОРМАТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЕ ФОРМАТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
657
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФОРМА / ФОРМАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щукина Татьяна Владимировна, Мазеин Артем Владимирович

Статья посвящена анализу развития подходов к определению форм управленческой деятельности. Авторы отмечают, что в настоящее время под воздействием развития информационно-коммуникационных технологий модернизируются формы управленческой деятельности. Однако авторы отмечают и многообразие подходов к данному институту. С целью определения существующих подходов проанализирована история развития вопроса; рассмотрены современные подходы. Из числа известных обозначений форм деятельности авторы называют наиболее уместным обозначение «форма управленческой деятельности». Этот выбор обусловлен тем, что подобный подход охватывает содержание «узких» концепций, а также складывающуюся правотворческую практику. Отдельно авторы подчеркивают, что развитие информационно-коммуникационных технологий определяет появление особенностей реализации той или иной формы управленческой деятельности. Именно эти особенности определяют «формат» формы управленческой деятельности. Отмечается, что термин «формат» подразумевает специфический набор атрибутов, отражающих способ внешнего выражения содержания управленческой деятельности. В зависимости от характера использования информационно-коммуникационных технологий предлагается выделить три формата: с полным использованием таких технологий, с частичным применением и без их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щукина Татьяна Владимировна, Мазеин Артем Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN THE MODERN SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION: NEW FORMATS AND LEGAL REGULATION

The article is devoted to the analysis of the development of approaches to the definition of forms of management activity. The authors note that currently, under the influence of the development of information and communication technologies, the forms of managerial activity are being modernized. However, the authors also note the variety of approaches to this institution. In order to determine the existing approaches, the history of the development of the issue is analyzed; modern approaches are considered. Among the well-known designations of forms of activity, the authors call the most appropriate designation “form of managerial activity”. This choice is due to the fact that such an approach covers the content of “narrow” concepts, as well as developing law-making practice. Separately, the authors emphasize that the development of information and communication technologies determines the appearance of features of the implementation of a particular form of managerial activity. It is these features that determine the “format” of the form of management activity. It is noted that the term “format” implies a specific set of attributes reflecting the way of external expression of the content of management activities. Depending on the nature of the use of information and communication technologies, it is proposed to distinguish three formats: with the full use of such technologies, with partial use and without their use.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЕ ФОРМАТЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

УДК 342.92

DOI 10.47629/2074-9201_2021_4_74_82

Щукина Татьяна Владимировна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры Правового обеспечения государственного управления и национальной безопасности, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург,

shchukina-tv@ranepa.ru

Мазеин Артем Владимирович,

аспирант кафедры Правового обеспечения государственного управления и национальной безопасности, Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Екатеринбург, artemmazein@mail.ru

ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: НОВЫЕ ФОРМАТЫ И ПРАВОВОЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу развития подходов к определению форм управленческой деятельности. Авторы отмечают, что в настоящее время под воздействием развития информационно-коммуникационных технологий модернизируются формы управленческой деятельности. Однако авторы отмечают и многообразие подходов к данному институту. С целью определения существующих подходов проанализирована история развития вопроса; рассмотрены современные подходы. Из числа известных обозначений форм деятельности авторы называют наиболее уместным обозначение «формауправленческой деятельности». Этот выбор обусловлен тем, что подобный подход охватывает содержание «узких» концепций, а также складывающуюся правотворческую практику. Отдельно авторы подчеркивают, что развитие информационно-коммуникационных технологий определяет появление особенностей реализации той или иной формы управленческой деятельности. Именно эти особенности определяют «формат» формы управленческой деятельности. Отмечается, что термин «формат» подразумевает специфический набор атрибутов, отражающих способ внешнего выражения содержания управленческой деятельности. В зависимости от характера использования информационно-коммуникационных технологий предлагается выделить три формата: с полным использованием таких технологий, с частичным применением и без их использования. Ключевые слова: управленческая деятельность, форма управленческой деятельности, форма, формат деятельности, информационно-коммуникационные технологии, исполнительная власть, дистанционное взаимодействие.

Tatyana V. Shchukina,

Doctor of Juridical Sciences, Docent, Professor at the Department of Legal Support of Public Administration and National Security, Ural Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Ekaterinburg, shchukina-tv@ranepa.ru

Artem V. Mazein,

Postgraduate at the Department of Legal Support of Public Administration and National Security, Ural Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration, Ekaterinburg, artemmazein@mail.ru

FORMS OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN THE MODERN SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION: NEW FORMATS AND LEGAL REGULATION

Abstract. The article is devoted to the analysis of the development of approaches to the definition of forms of management activity. The authors note that currently, under the influence of the development of information and communication technologies, the forms of managerial activity are being modernized. However, the authors also note the variety of approaches to this institution. In order to determine the existing approaches, the history of the development of the issue is analyzed; modern approaches are considered. Among the well-known designations of forms of activity, the authors call the most appropriate

РЕГУЛИРОВАНИЕ

designation "form of managerial activity". This choice is due to the fact that such an approach covers the content of "narrow" concepts, as well as developing law-making practice. Separately, the authors emphasize that the development of information and communication technologies determines the appearance of features of the implementation of a particular form of managerial activity. It is these features that determine the "format" of the form of management activity. It is noted that the term "format" implies a specific set of attributes reflecting the way of external expression of the content of management activities. Depending on the nature of the use of information and communication technologies, it is proposed to distinguish three formats: with the full use of such technologies, with partial use and without their use.

Keywords: administrative activity, form of administrative activity, form, activity format, information and communication technologies, executive power, remote interaction.

Появляющиеся информационно-коммуникационные технологии стремительно распространяются во многих сферах общественных отношений [1], изменяется характер взаимодействия между людьми, организациями, органами власти. При этом эффективность использования информационно-коммуникационных технологий важна для государства, вследствие чего Президентом России поставлена задача по достижению «цифровой зрелости» различных сфер, в том числе государственного управления [2].

В настоящее время некоторые новые технологии уже нашли применение в управленческой деятельности исполнительных органов государственной власти. При этом использование таких технологий получает положительную оценку в обществе, что подтверждается, например, увеличением числа пользователей личного кабинета налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы [3]. Отдельные технологии в ускоренном режиме внедрялись в управленческую практику в 2020 году во время введения ограничительных мероприятий, направленных на предупреждение распространения СОУЮ-19.

Имеющийся опыт использования информационно-коммуникационных технологий в управленческой деятельности исполнительных органов государственной власти показывает их удобство для многих граждан и организаций. В целом использование новых технологий выводит выполнение государственных функций, оказание государственных услуг на качественно новый уровень [4]. Достижение «цифровой зрелости» государственного управления возможно благодаря эффективной и своевременной модернизации форм управленческой деятельности.

Говоря о форме управленческой деятельности, нужно отметить, что в науке административного права и в смежных юридических науках длительное время отсутствует единство в определении терминов, позволяющих раскрыть ее сущность. Профессор Ю.Н. Старилов указывает на многообразие подходов, отмечая, что для обозначения данного института в литературе используются и другие термины (например, «формы деятельности государственной администрации», «административно-

правовые формы деятельности органов исполнительной власти») [5].

Одним из современных подходов к пониманию соответствующего института является представление о форме государственного управления как о совокупности установленных правом средств «внешнего выражения действий субъектов государственного управления, используемых для реализации задач, функций и методов управления» [6]. При этом определение формы деятельности как способа внешнего выражения однородных действий, совершаемых аппаратом органа управления, было известно науке и ранее [7].

Принимая во внимание сложность лексемы «форма» и многогранный характер управленческой деятельности, в настоящей работе остановимся на рассмотрении развития подходов к пониманию формы управленческой деятельности [8]. Используя исторический, аналитический методы, предлагаем рассмотреть развитие известных подходов и определить сегодняшние позиции исследователей и законодателей в аспекте распространения информационно-коммуникационных технологий.

Полагаем, что развитие форм управленческой деятельности и представлений о них неразрывно связано с развитием производственных, информационных технологий. Так, советский экономист, профессор И.М. Бурдянский еще в 1929 году отмечал появление новых форм управленческой деятельности в связи со стремительным развитием промышленного производства на рубеже Х1Х-ХХ веков [9].

В целом отражение представлений о формах деятельности государства в отечественной правовой науке имеет многолетнюю историю. На начальном этапе само понятие формы деятельности не выдвигалось, перечислялись только конкретные ее виды. Так, профессор Н.М. Коркунов в 1893 году говорил о существовании форм административной деятельности [10]. Он различал две формы: положительное содействие осуществлению задач государства и направление к осуществлению государственной деятельности частных лиц. Первая форма предполагала создание материальных благ, вторая - создание прав и обязанностей. По мнению профессора Н.М. Коркунова дея-

тельность в этих двух формах обеспечивала достижение задач государственной жизни.

В 1910 году представление о формах административной деятельности отразилось в лекциях профессора Н.И. Лазаревского. Он отметил, что на континенте под формой административной деятельности понимаются «чисто административные» дела, осуществляемые администрациями (устройство сооружений, бань и др.). При этом он указывал также на выделение такой формы административной деятельности как принятие «законов местного значения». Подобное представление о формах деятельности в целом продолжило идею профессора Н.М. Коркунова [11].

В советской науке административного права первое всестороннее исследование рассматриваемого института провел профессор И.И. Евтихиев. Выработанный им подход отличался более широким представлением данного вопроса. Он предложил классифицировать формы деятельности исполнительно-распорядительных органов исходя из юридических свойств и характера соответствующих действий на 4 вида:

• «совершение материально технических операций»;

• «заключение гражданско-правовых сделок, касающихся имущественных интересов данного учреждения»;

• «издание актов управления, в том числе административных актов»;

• «проведение непосредственных действий (то есть без одновременного издания акта), имеющих обязательное значение (административное принуждение)» [12].

Профессор И.И. Евтихиев особо подчеркивал, что «деятельность исполнительно-распорядительных органов в форме издания актов управления и применения мер принуждения можно назвать административной деятельностью» [12]. При этом он отмечал, что советское административное право на тот момент оставляло вне сферы изучения «организационно-технические и материально-технические операции органов управления и их агентов».

С тех пор в работах советских ученых рассмотрение организационных и материально-технических операций нашло большее отражение. При этом сам термин «исполнительная и распорядительная деятельность» стал в научной и учебной литературе более популярным, что отметил профессор Н.А. Волков [14].

В этот же период развивались представления об управленческих отношениях в государственном управлении, об управленческих связях [15]. На этом фоне получило распространение использование термина «управленческая деятельность», который

также отражает содержание управленческих правоотношений, участниками которых являются органы власти и наделенные управленческими полномочиями организации.

Говоря об управленческой деятельности, профессор Ю.М. Козлов подчеркивал, что осуществление основных ее форм (в том числе, «планирования и регулирования, подбора и расстановки кадров, контроля и проверки исполнения») отражает организационное содержание государственного управления [16]. При этом, по мнению Н.В. Силуяновой многообразие форм деятельности кроме внешнего выражения содержания управления отражает также поставленные перед государством задачи [17].

В 1973 году масштабную работу по исследованию форм управленческой деятельности провела Е.А. Агеева. Она выделила четыре вида, которые в целом соотносятся с формами исполнительно-распорядительной деятельности, ранее выделенными профессором И.И. Евтихиевым [18]. В качестве форм управленческой деятельности она выделила следующие виды:

• «издание нормативныхактовуправления»;

• «применение норм права»;

• «организационная работа»;

• «материально-технические действия».

Выделение таких форм получило одобрение в

научном сообществе, указание на такие формы деятельности встречается в других исследованиях. Так, профессор В.А. Юсупов указывает, что «посредством издания юридических актов, проведения организационных мероприятий, либо осуществления материально-технических операций» (то есть путем реализации форм управленческой деятельности) осуществляется обмен идеями об изменении состояния субъектов и объектов управления [19].

Б.Г. Радченков отмечает, что такое многообразие форм управленческой деятельности в целом соответствует многогранности государственного управления [20].

Современные подходы к определению формы деятельности. В настоящее время в научной литературе по-прежнему можно встретить различные подходы к обозначению термина «форма» применительно к деятельности исполнительных органов государственной власти.

В современной литературе встречаются следующие обозначения данного института:

1) формы управленческой деятельности [21];

2) формы административной деятельности [22];

3) формы исполнительно-распорядительной деятельности [23];

4) формы организационно-управленческой деятельности [24];

5) формы государственно-управленческой деятельности [25];

6) административно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти, формы деятельности органов исполнительной власти [26];

7) формы деятельности государственной администрации [27];

8) формы реализации административно-правовых функций органов исполнительной власти [28].

Полагаем, что такое многообразие обозначений рассматриваемого института связано с различием подходов к пониманию содержания собственно управления. Как отмечает Е.В. Вязова, существующее многообразие подходов к определению сущности самого управления связано «во-первых, с социокультурными условиями, в которых разрабатывалась та или иная концепция, во-вторых, сферой его применения в целях достижения максимальной эффективности» [29].

В этой связи наиболее удачным, на наш взгляд, сегодня является использование термина «форма управленческой деятельности», поскольку такой наиболее общий термин охватывает различные узкие подходы (например, формы реализации административно-правовых функций), которые по своему существу также отражают процесс управления и позволяют различать его среди других видов деятельности.

Кроме того, указанный выбор основан на анализе действующего законодательства. В качестве примеров приведем следующие три положения:

1. Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ заложены основы для совершенствования публичной власти, в том числе определены новые способы ее осуществления [30]. Например, с учетом внесенных изменений часть 1 статьи 67 Конституции России определяет возможность создания федеральных территорий, организация публичной власти на которых устанавливается федеральным законом [31].

С целью реализации данного положения принят Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» [32]. В соответствии с частью 1 статьи 8 данного закона органы публичной власти (Совет федеральной территории «Сириус», администрация и иные органы публичной власти) осуществляют отдельные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поскольку такие органы не отнесены к числу исполнительных органов государственной власти, указывать на формы их деятельности как на формы деятельности органов исполнительной власти или формы реализации административно-правовых функций органов исполнительной власти будет некорректно.

2. В рамках существующих правоотношений в системе государственного управления появляются новые участники, являющиеся коммерческими или некоммерческими организациями, реализующие те или иные функции государственного управления, например [33]:

• в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ управляющая компания инновационного научно-технологического центра осуществляет выдачу разрешений на строительство (при этом по общему правилу в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации такие разрешения выдаются органами государственной власти или органами местного самоуправления) [34];

• в соответствии с частью б статьи 67 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ оператором системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения может выступать организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации [35]. Такой организацией по решению Правительства является ООО «Оператор-ЦРПТ» [36].

Подобная реализация государственных функций коммерческими или некоммерческими организациями также не позволяет говорить только о формах деятельности государственной администрации или только о формах деятельности исполнительно-распорядительных органов.

3. Сам термин «управленческая деятельность» используется в различных нормативных правовых актах, например:

• государственной программой Оренбургской области «Реализация региональной политики в Оренбургской области» определено, что «управленческая деятельность аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области ... включает в себя разнообразный спектр исполняемых полномочий, направленных на создание наиболее благоприятных условий для социально-экономического развития области и лучшей организации деятельности органов исполнительной власти» [37];

• Правительством Сахалинской области принято распоряжение «О совершенствовании управленческой деятельности в областных органах исполнительной власти Сахалинской области» [38];

• в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области отмечается высокий рейтинг эффективности управленческой деятельности органов государственной власти Воронежской области [39].

Подобные примеры подтверждают признание использования терминов «управленческая деятельность» и «форма управленческой деятельности» применительно к описанию деятельности исполнительных органов государственной власти и организаций, осуществляющих отдельные государственные функции.

Нужно отметить, что вне зависимости от используемых терминов, ученые по-прежнему сходятся во мнении, что форма деятельности представляет способ внешнего выражения ее содержания [40].

И в этой связи, с учетом развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) необходимо сделать следующее замечание относительно внешнего выражения управленческой деятельности.

Сегодня управленческая практика показывает, что одна и та же форма управленческой деятельности может быть реализована по-разному, например:

• совещание может быть проведено очно, в режиме видеоконференции или в комбинированном формате;

• согласование документа может осуществляться в бумажном варианте, в системе электронного документооборота или с применением обоих форматов на разных этапах согласования;

• выездная проверка может проводиться с очным посещением объекта проверки или в дистанционном формате (дистанционный формат активно использовался в 2020 году после объявления пандемии СОУЮ-19 [41]).

Приведенные примеры позволяют говорить о том, что в зависимости от характера использования информационно-коммуникационных технологий появляются особенности осуществления управленческой деятельности. Полагаем, что такие особенности определяют формат деятельности.

Выбор термина «формат» применительно к определению особенностей управленческой деятельности не является случайным.

Само понятие «формат» имеет широкое распространение в журналистике, телевидении, педагогике, маркетинге и в других областях знаний и отражает специфические особенности внешнего выражения деятельности.

В частности, формат в телевизионных сериалах, шоу-программах определяет набор устойчивых связей неотъемлемых атрибутов соответствующих аудиовизуальных произведений. В специальном курсе «Защита авторских прав Форматов на Едином Европейском рынке» Ганноверского университета определение формата трактуется как «медиаконтент, элементы которого (музыка, фотография, видео, текст и графика, персонажи, роли, а также действия участников) упорядочиваются и представляются линейным или нелинейным способом так, что аудитория/ пользователь воспринимает их как единое целое» [42]. Так, можно обнаружить аналогичные программы одного формата на отечественном и зарубежном телевидении, в которых различаются только сами исполнители, а внешние атрибуты идентичны.

В педагогике в зависимости от атрибутов образовательной деятельности выделяются, например, формат освоения программы в группе сверстников (gLiFE) или дистанционный формат изучения программы дома (LiFE) [43]. Деятельность по изучению

учебной литературы может осуществляться в формате работы с электронными документами или в формате работы с бумажными источниками [44].

В маркетинге выделяются различные форматы деятельности магазинов. Например, организация деятельности магазина может быть осуществлена в формате классического супермаркета, гипермаркета, супермаркета деликатесов, экономмаркета, баумар-кета и в иных форматах [45].

При этом термин «формат» уже сейчас находит отражение и в действующих нормативных правовых актах, например:

• в качестве одного из результатов реализации государственной программы Саратовской области «Информационное общество» определено увеличение числа пользователей электронного формата взаимодействия с органами власти [46];

• во время введения режима повышенной готовности на территории Калининградской области Правительством области была установлена обязанность по использованию дистанционного формата взаимодействия с населением [47];

• государственная программа Мурманской области «Информационное общество» включает подпрограмму «Цифровая трансформация форматов взаимодействия населения Мурманской области и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Мурманской области» [48].

Приведенные примеры подтверждают, что обсуждение различных форматов связано с развитием технологических условий деятельности. Так, А.В. Горчаков отмечает, что в сфере интеллектуальных прав появление термина «формат» предопределено экономическими и технологическими факторами развития деятельности [49]. Поскольку в настоящее время технологические изменения определяют также трансформацию управленческой деятельности, уместно использовать данный термин для понимания многообразия форм управленческой деятельности.

Под форматом формы управленческой деятельности предлагаем понимать специфический набор атрибутов, отражающих способ внешнего выражения содержания управленческой деятельности. При этом к числу таких атрибутов можно отнести используемые технологии, программные продукты, устойчивые связи между различными управленческими действиями, участниками управленческой деятельности и др.

В этой связи предлагаем в зависимости от характера использования ИКТ в управленческой деятельности выделить следующие форматы форм управленческой деятельности:

• с полным использованием ИКТ;

• с частичным применением ИКТ;

• без применения ИКТ.

Дифференциация форматов, на наш взгляд, позволит наиболее корректно подготавливать правовые акты, определяющие содержание форм управленческой деятельности. Это позволит наиболее четко определять используемые инструменты и технологии, способы и последовательность их использования, связи между различными инструментами и технологиями, возможности перехода из одного формата в другой.

Особо отметим, что получатели государственных услуг должны иметь равный доступ к различным форматам предоставления той или иной услуги, по-

скольку некоторые социальные группы не в полной мере владеют информационно-коммуникационными технологиями. Проведенный анализ подтверждает, что процесс модернизации форм управленческой деятельности необратим, поскольку способность адаптироваться к изменяющимся условиям является свойством управленческой деятельности [50]. Поэтому в настоящее время продолжаем наблюдать соответствующие трансформации, которые определяют структуру и особенности управленческой деятельности, что требует своевременного отражения в правовом регулировании.

Список литературы

1. Мау В.А. Экономика и политика 2019-2020 годы: глобальные вызовы и национальные ответы // Вопросы экономики. 2020. № 3. С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Число пользователей Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц за год выросло на 3,5 миллиона [электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8957068/ (дата обращения 18.01.2021).

4. Кулдыбаева И.У. Правовое регулирование предоставления электронных государственных услуг: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2014. С. 104.

5. Старилов Ю.Н. Административное право. Ч. 2. Воронеж, 2001. С. 13.

6. Формы и методы государственного управления в современных условиях развития: Монография / под общей редакцией профессора, заслуженного юриста РФ Запольского С.В..; руководитель авторского коллектива Синичкина Ю.Л. М.: Прометей, 2017. С. 110.

7. Силуянова Н.В. Организационно-правовые формы деятельности машиностроительных министерств СССР: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1973. С.54.

8. Лихачев С.В. Основные формы деятельности органов местного самоуправления // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2016. № 1(18). С.35.

9. Бурдянский И.М. Рационализация и техника // Проблемы экономики. 1929. № 7. С. 193.

10. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.2: Особенная часть / Коркунов Н.М. Спб.: Кн. магазин А. Ф. Цинзерлинга, бывший Мелье и К, 1893. С.165.

11. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т.1. Конституционное право / Н.И. Лазаревский. 2-е изд. СПб.: Тип. акционер. о-ва Слово, 1910. С.472.

12. Евтихиев И.И. Виды и формы административной деятельности: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1948. С. 173-174.

13. Волков Н.А. Органы советского государственного управления в современный период: дис. ... докт. юрид. наук. Казань, 1970. С. 30.

14. Юсупов В.А. Теоретические проблемы административно-правового регулирования управленческих отношений в развитом социалистическом обществе: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1979. С. 29.

15. Административное право / под ред. Ю. М. Козлова. М.: Юридическая литература, 1968. С. 10.

16. Силуянова Н.В. Организационно-правовые формы деятельности машиностроительных министерств СССР: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1973. С.53. Агеева Е.А. Формы управленческой деятельности исполкомов местных Советов. М.: Юридическая литература, 1973. С. 8

17. Юсупов В.А. Теоретические проблемы административно-правового регулирования управленческих отношений в развитом социалистическом обществе: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1979. С. 30.

18. РадченковБ.Г. Информация как элемент государственного управления (Административно-правовой аспект) дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1982. С. 117.

19. Галицкая Н.В. Административно-правовые аспекты обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности граждан в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2017. № 3 (30). С. 101-107.

20. Ракша Н.С. Формы и методы административной деятельности полиции // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 5 (68). С. 165-173.

21. Храпинский Б.Л. Административный договор как форма исполнительно-распорядительной деятельности // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. 2019. № 11. С. 151-160.

22. Шабайкин А.Ю. Социально-философский анализ организационно - управленческой деятельности и ее оптимизации в современных условиях: дис. ... канд. филос. наук. М., 2014. С. 23-60.

23. МицкевичЛ.А. Функции, методы и формы государственно-управленческой деятельности / Обеспечение прав и свобод человека в современном мире: материалы конференции: в 4 ч. Ч. 4. Москва: Проспект, 2017. С. 38-42.

24. Попова Н.Ф. К вопросу об административно-правовых формах и методах деятельности органов исполнительной власти // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2011. № 8 (70). С. 47-55

25. Чермянинов Д.В. К вопросу о формах и методах деятельности государственной администрации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Т. 5. № 1. С. 121-130.

26. Рычкова И.Н. Предоставление государственных услуг как административно-правовая функция органов исполнительной власти: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. С.34; Туманов С.Н. Формы, методы и способы осуществления внешних функций Российского государства: проблема понятия и соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С.25-28.

27. Вязова Е.В. Управление в информационном обществе: философский аспект: дис. ... канд. филос. наук. М., 2009. С. 42.

28. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

29. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

30. О федеральной территории «Сириус»: Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 437-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

31. Щукина Т.В. Обновление форм, методов и инструментов управленческой деятельности в системе публичного управления: особенности и направления правового регулирования // Вопросы экономики и права. 2020. № 141. С. 37.

32. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

33. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

34. Об определении ООО «Оператор-ЦРПТ» уполномоченным на осуществление функций оператора системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2018 № 2828-р // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.01.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

35. Об утверждении государственной программы «Реализация региональной политики в Оренбургской области»: постановление Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 № 889-пп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

36. О совершенствовании управленческой деятельности в областных органах исполнительной власти Сахалинской области: распоряжение Правительства Сахалинской области от 21.06.2016 № 301-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

37. О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года: Закон Воронежской области от 20 декабря 2018 года № 168-ОЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

38. Конин Н.М. Административное право: учебник / Н.М. Конин, Е.И. Маторина. М., 2019. С.117.

39. Правительство поддержало дистанционный формат проверок бизнеса [электронный ресурс]. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_ podderzhalo_distancionnyy_format_proverok_biznesa.html (дата обращения 28.02.2021).

40. M. von Grafenstein. Copyright Protection of Formats in the European Single Market [электронный ресурс]. URL: http://copyrightblog.kluweriplaw.com/wp-content/uploads/sites/49/2014/05/Format-protection-in-Europe_CC-BY-SA.pdf (дата обращения 21.02.2021).

41. Reicherzer L., Kramer-Gmeiner F., Labudek S., Jansen C., Nerz, C., Nystrand M.J.,... Schwenk M. Group or individual lifestyle-integrated functional exercise (LiFE)? A qualitative analysis of acceptability // BMC Geriatrics. 2021. 21(1) doi:10.1186/s12877-020-01991-0.

42. Goertzen M. Longitudinal analysis of undergraduate E-book use finds that knowledge of local communities drives format selection and collection development activities. Evidence Based Library and Information Practice. 2017. 12(1). 112-115. doi:10.18438/b8bw5q

43. ЗахароваЖ.Ж. Современные форматы магазинов. // Сибирский торгово-экономический журнал. Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета. 2015. № 2 (21). С. 17-21.

44. О государственной программе Саратовской области «Информационное общество»: постановление Правительства Саратовской области от 26.12.2018 № 735-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

45. О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции : постановление Правительства Калининградской области от 16.03.2020 W 134. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

46. Об утверждении государственной программы Mурманской области «Информационное общество»: постановление Правительства Mурманской области от 11.11.2020 W 785-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

47. Горчаков A.B. Правовая природа формата аудиовизуального произведения: дис. ... канд. юрид. наук. M., 2013. С. 119.

48. Новиков Д.А. Mетодология управления. Изд. стереотип. M.: Книжный дом «Либроком», 2016. С. 60.

References

1. Mau V.A. Ekonomika i politika 2019-2020 gody: global'nye vyzovy i nacional'nye otvety // Voprosy ekonomiki. 2020. W 3. S. 6.

2. O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 goda W 474. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

3. Chislo pol'zovatelej Lichnogo kabineta nalogoplatel'shchika dlya fiziche-skih lic za god vyroslo na 3,5 milliona [elektronnyj resurs]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8957068/ (data obrashcheniya 18.01.2021).

4. Kuldybaeva I.U. Pravovoe regulirovanie predostavleniya elektronnyh gosudarstvennyh uslug: dis. ... kand. yurid. nauk. CHelyabinsk, 2014. S. 104.

5. Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo. CH. 2. Voronezh, 2001. S. 13.

6. Formy i metody gosudarstvennogo upravleniya v sovremennyh usloviyah razvitiya: Monografiya / pod obshchej redakciej professora, zasluzhennogo yurista RF Zapol'skogo S.V..; rukovoditel' avtorskogo kollektiva Sinichkina Yu.L. M.: Prometej, 2017. S. 110.

7. Siluyanova N.V. Organizacionno-pravovye formy deyatel'nosti mashinostroitel'nyh ministerstv SSSR: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1973. S.54.

8. Lihachev S.V. Osnovnye formy deyatel'nosti organov mestnogo samo-upravleniya // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 2016. W 1(18). S.35.

9. BurdyanskijI.M. Racionalizaciya i tekhnika // Problemy ekonomiki. 1929. W 7. S. 193.

10. Korkunov N.M. Russkoe gosudarstvennoe pravo. T.2: Osobennaya chast' / Korkunov N.M. Spb.: Kn. magazin A. F. Cinzerlinga, byvshij Mel'e i K, 1893. S.165.

11. LazarevskijN.I. Lekcii po russkomu gosudarstvennomu pravu. T.1. Konstitucionnoe pravo / N.I. Lazarevskij. 2-e izd. SPb.: Tip. akcioner. o-va Slovo, 1910. S.472.

12. Evtihiev I.I. Vidy i formy administrativnoj deyatel'nosti: dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 1948. S. 173-174.

13. Volkov N.A. Organy sovetskogo gosudarstvennogo upravleniya v sovre-mennyj period: dis. ... dokt. yurid. nauk. Kazan', 1970. S. 30.

14. Yusupov V.A. Teoreticheskie problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya upravlencheskih otnoshenij v razvitom socialisticheskom obshchestve: dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 1979. S. 29.

15. Administrativnoe pravo / pod red. Yu.M. Kozlova. M.: Yuridicheskaya literatura, 1968. S. 10.

16. Siluyanova N.V. Organizacionno-pravovye formy deyatel'nosti mashinostroitel'nyh ministerstv SSSR: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1973. S.53. Ageeva E.A. Formy upravlencheskoj deyatel'nosti ispolkomov mestnyh Sovetov. M.: Yuridicheskaya literatura, 1973. S. 8.

17. Yusupov V.A. Teoreticheskie problemy administrativno-pravovogo regulirovaniya upravlencheskih otnoshenij v razvitom socialisticheskom obshchestve: dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 1979. S. 30.

18. RadchenkovB.G. Informaciya kak element gosudarstvennogo upravleniya (Administrativno-pravovoj aspekt) dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 1982. S. 117.

19. Galickaya N.V. Administrativno-pravovye aspekty obespecheniya ekolo-gicheskoj bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti grazhdan v Rossii // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2017. W 3 (30). S. 101-107.

20. Raksha N.S. Formy i metody administrativnoj deyatel'nosti policii // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. W 5 (68). S. 165-173.

21. Hrapinskij B.L. Administrativnyj dogovor kak forma ispolnitel'no-rasporyaditel'noj deyatel'nosti // Vestnik Donbasskoj yuridicheskoj akademii. Yuridicheskie nauki. 2019. W 11. S. 151-160.

22. Shabajkin A.Yu. Social'no-filosofskij analiz organizacionno-upravlencheskoj deyatel'nosti i ee optimizacii v sovremennyh usloviyah: dis. ... kand. filos. nauk. M., 2014. S. 23-60.

23. Mickevich L.A. Funkcii, metody i formy gosudarstvenno-upravlencheskoj deyatel'nosti / Obespechenie prav i svobod cheloveka v sovremennom mire: materialy konferencii: v 4 ch. tomah. Ch. 4. Moskva: Prospekt, 2017. S. 38-42.

24. PopovaN.F. K voprosu ob administrativno-pravovyh formah i metodah deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti // Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2011. W 8 (70). S. 47-55

25. ChermyaninovD.V. K voprosu o formah i metodah deyatel'nosti gosudarstvennoj administracii // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 2019. T. 5. W 1. S. 121-130.

26. Rychkova I.N. Predostavlenie gosudarstvennyh uslug kak administrativno-pravovaya funkciya organov ispolnitel'noj vlasti: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2017. S.34; Tumanov S.N. Formy, metody i sposoby osushchestvleniya vneshnih funkcij Rossijskogo gosudarstva: problema ponyatiya i sootnosheniya // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 1. S.25-28.

27. Vyazova E.V. Upravlenie v informacionnom obshchestve: filosofskij aspekt: dis. ... kand. filos. nauk. M., 2009. S. 42.

28. O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti: Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2020 goda № 1-FKZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

29. Konstituciya Rossijskoj Federacii : prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020 Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

30. O federal'noj territorii «Sirius»: Federal'nyj zakon ot 22 dekabrya 2020 goda № 437-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantP-lyus».

31. Shchukina T.V. Obnovlenie form, metodov i instrumentov upravlencheskoj deyatel'nosti v sisteme publichnogo upravleniya: osobennosti i napravleniya pravovogo regulirovaniya // Voprosy ekonomiki i prava. 2020. № 141. S. 37.

32. Ob innovacionnyh nauchno-tekhnologicheskih centrah i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 iyulya 2017 goda № 216-FZ Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus» ; Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2004 goda № 190-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

33. Ob obrashchenii lekarstvennyh sredstv: Federal'nyj zakon ot 12 aprelya 2010 goda № 61-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

34. Ob opredelenii OOO «Operator-CRPT» upolnomochennym na osushchestvlenie funkcij operatora sistemy monitoringa dvizheniya lekarstvennyh preparatov dlya medicinskogo primeneniya: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18.12.2018 № 2828-r // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 20.01.2021). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

35. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy «Realizaciya regional'noj politiki v Orenburgskoj oblasti»: postanovlenie Pravitel'stva Orenburgskoj oblasti ot 25.12.2018 № 889-pp. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

36. O sovershenstvovanii upravlencheskoj deyatel'nosti v oblastnyh organah ispolnitel'noj vlasti Sahalinskoj oblasti: rasporyazhenie Pravitel'stva Sahalinskoj oblasti ot 21.06.2016 № 301-r. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

37. O Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Voronezhskoj oblasti na period do 2035 goda: Zakon Voronezhskoj oblasti ot 20 dekabrya 2018 goda № 168-OZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

38. Konin N.M. Administrativnoe pravo: uchebnik / N.M. Konin, E.I. Matorina. M., 2019. S.117.

39. Pravitel'stvo podderzhalo distancionnyj format proverok biznesa [elektronnyj resurs]. URL: https://www. economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_ podderzhalo_distancionnyy_format_proverok_biznesa.html (data obrashcheniya 28.02.2021).

40. M. von Grafenstein. Copyright Protection of Formats in the European Single Market [elektronnyj resurs]. URL: http:// copyrightblog.kluweriplaw.com/wp-content/uploads/sites/49/2014/05/Format-protection-in-Europe_CC-BY-SA.pdf (data obrashcheniya 21.02.2021).

41. Reicherzer L., Kramer-Gmeiner F., Labudek S., Jansen C., Nerz, C., Nystrand M.J.,... Schwenk M. Group or individual lifestyle-integrated functional exercise (LiFE)? A qualitative analysis of acceptability // BMC Geriatrics. 2021. 21(1) doi:10.1186/s12877-020-01991-0.

42. Goertzen M. Longitudinal analysis of undergraduate E-book use finds that knowledge of local communities drives format selection and collection develop-ment activities. Evidence Based Library and Information Practice. 2017. 12(1). 112-115. doi:10.18438/b8bw5q.

43. Zaharova Zh.Zh. Sovremennye formaty magazinov. // Sibirskij torgovo-ekonomicheskij zhurnal. Omskij institut (filial) Rossijskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. 2015. № 2 (21). S. 17-21.

44. O gosudarstvennoj programme Saratovskoj oblasti «Informacionnoe obshchestvo»: postanovlenie Pravitel'stva Saratovskoj oblasti ot 26.12.2018 № 735-P. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

45. O vvedenii na territorii Kaliningradskoj oblasti rezhima povyshennoj gotovnosti dlya organov upravleniya i sil territorial'noj podsistemy preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij Kaliningradskoj oblasti i nekotoryh merah po predotvrashcheniyu rasprostraneniya v Kaliningradskoj oblasti novoj koronavirusnoj infekcii : postanovlenie Pravitel'stva Kaliningradskoj oblasti ot 16.03.2020 № 134. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

46. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Murmanskoj oblasti «Informacionnoe obshchestvo»: postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoj oblasti ot 11.11.2020 № 785-PP. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

47. GorchakovA.V. Pravovaya priroda formata audiovizual'nogo proizvedeniya: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2013. S. 119.

48. NovikovD.A. Metodologiya upravleniya. Izd. stereotip. M.: Knizhnyj dom «Librokom», 2016. S. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.