Научная статья на тему 'ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод тестирования / методы и формы работы / музыкальная литература. / testing method / methods and forms of working / music literature.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапкина Ольга Юрьевна

Статья посвящена вопросам тестирования на уроках музыкальной литературы. Автор выявляет основные аспекты музыкальной подготовки, раскрывает особенности формирования ценностных ориентаций в профессии, освещает аспекты различных методов и форм работы на уроках музыкальной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF TEST TASKS IN THE MUSIC LITERATURE LESSONS

The article is devoted to the issues of testing in music literature lessons. The author pinpoints the basic aspects of musical training, reveals features of forming of value orientations to the profession, and highlights the aspects of different methods and forms of working at the classes of music literature.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УДК 781

Лапкина Ольга Юрьевна Lapkina Olga Y.

Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Teacher of musical-theoretical disciplines Детская музыкальная школа №1 им. П. И. Чайковского, Владикавказ Children's Music School No. 1 named after P.I. Tchaikovsky, Vladikavkaz

ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

FORMS OF TEST TASKS IN THE MUSIC LITERATURE

LESSONS

Аннотация: Статья посвящена вопросам тестирования на уроках музыкальной литературы. Автор выявляет основные аспекты музыкальной подготовки, раскрывает особенности формирования ценностных ориентаций в профессии, освещает аспекты различных методов и форм работы на уроках музыкальной литературы.

Abstract: The article is devoted to the issues of testing in music literature lessons. The author pinpoints the basic aspects of musical training, reveals features of forming of value orientations to the profession, and highlights the aspects of different methods and forms of working at the classes of music literature.

Ключевые слова: метод тестирования, методы и формы работы, музыкальная литература.

Key words: testing method, methods and forms of working, music literature.

Педагогический контроль является одним из методов обучения в их традиционном значении. На этот метод возложен ряд функций педагогического процесса: обучающая, стимулирующая, оценочная, воспитательная, развивающая, диагностическая. К видам контроля

364

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ относятся текущий, предварительный, тематический, итоговый, рубежный и выпускной. Формы контроля: устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, зачеты и экзамены. Выбор формы обусловлен содержанием, целью, методами, временем и т.д. К недостаткам такой системы контроля относятся степень строгости и субъективность преподавателей, различия в уровне подготовки учащихся, формальность критериев и др. Обозначенные проблемы в современной педагогике решаются при помощи тестирования. Формы тестовых заданий могут быть различными: вопросы с одним или несколькими ответами, вопросы на соответствие, вопросы, подразумевающие свободные ответы. Регулярное использование тестов на занятиях музыкальной литературы способствует достижению главной цели - лучшему усвоению и запоминанию учебного материала.

Работа на уроках музыкальной литературы требует определенного напряжения, мобилизации всех ресурсов памяти, восприятия и мышления. Таким образом, залогом успешно обучения является активизация деятельности учащихся. Активизировать деятельность учащихся на уроках музыкальной литературы намного сложнее, чем на других занятиях, где превалирует практическое освоение музыкальных навыков. Таким образом, способ решения этой задачи лежит в применении большего количества практических заданий, которые стимулируют учащихся к активной деятельности. Одним из практических методов является метод тестирования. Задачи курса музыкальной литературы включают в себя, прежде всего, создание базы знаний, навыков и умений, необходимых для дальнейшего изучения предмета и содержат следующие основные темы и направления:

- Выразительные средства музыки

- Музыкальный тембр (музыкальные инструменты и голоса)

- Музыкальные стили

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

- Музыкальные жанры

- Музыкальная форма

- Знание терминологии

Основная информация о композиторах различных эпох и стилей

Занятия по предмету «Музыкальная литература» проводятся один раз в неделю по 40 минут, что существенно усложняет процесс накопления и запоминания приобретенных знаний. Как известно, человеческий мозг в состоянии запомнить всего лишь 7 символов единовременно. Для того чтобы информация из краткосрочной памяти перешла в долговременную, необходимо осознанное усилие, повторение и закрепление полученных знаний. Помочь в этом может ряд тестовых упражнений, используемых на каждом занятии. Эти упражнения должны быть продуктивными, занимать небольшое количество времени (5-10 минут) и сочетать в себе как аудио, так и видео материал. Подбор учебного материала для тестовых заданий -задача непростая, так как с одной стороны степень трудности заданий не должна быть слишком легкой, потому что знания, которые достаются без преодоления определенных трудностей, быстро забываются. С другой стороны, слишком сложные для понимания задачи ведут к неверию в собственные силы и, как следствие, к потере интереса. Соблюсти эту грань — сложного, но выполнимого уровня — важное условие для преподавателя.

Особое внимание следует уделять подбору музыкальных произведений. На первых этапах они должны быть достаточно яркими и понятными для восприятия. На следующих этапах происходит усложнение музыкального материала, использование ансамблевого звучания. Также необходимым условием является постоянное обновление музыкального материала, изучение музыки разных эпох и стилей, создание непривычной ситуации в преодолении интонационного барьера.

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Использование музыки различных стилей систематизирует учебный материал, так как вместо обычного суммирования, информация складывается в определенную систему стилевых элементов, способствуя созданию определенного типа мышления -исторического. Учащиеся должны ориентироваться в последовательной смене культурных эпох, основываясь не только на произведениях музыкального искусства, но и произведениях изобразительного искусства и литературы. Таким образом, данные методы работы не только закрепляют, но и увеличивают объем изучаемой информации, образных впечатлений, переживаний и ассоциаций учащихся, способствуют накоплению слухового опыта.

Особым видом тестовых заданий являются упражнения с использованием графического моделирования, подразумевающего создание различных схем, карточек, ассоциативных зарисовок, отражающих восприятие учащихся по конкретным темам. Наиболее продуктивно использовать этот метод при изучении тем «Фактура» и «Музыкальная форма». Например, одноголосную фактуру учащиеся часто изображают, как одну волнистую линию. Аккордовую - как ряд вертикальных линий (что легко проследить и в нотной записи). Гамофонно-гармоническую - как сочетание одноголосной и аккордовой. Полифоническую - как сплетение нескольких линий (имитация - линии одного цвета, контрапункт - разноцветные). При проведении тестов учащиеся используют эти карточки в процессе прослушивания музыки, с целью определить и обозначить фактуру произведений.

Применение современных информационных технологий и внедрение концепции смежных видов искусств являются основными принципами в современной методике преподавания музыкальной литературы. Наличие технической базы позволяет преподавателю применять новые методы обучения, что помогает сделать учебный

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ процесс интерактивным. Использование видеоматериалов является продуктивным нововведением в преподавании музыкальной литературы. Возможность не только услышать музыку, но и увидеть, как именно происходит процесс исполнения, способствует усилению эмоционального эффекта, что является основополагающим моментом для результативности преподавания. Также создается психологический контраст при смене видов деятельности, способствующий обновлению привычного процесса слушания музыки. На протяжении занятия внимание учащиеся меньше утомляются, что обуславливает лучшую концентрацию внимания.

Все вышеперечисленные принципы работы помогают сделать тестовые задания интересными и увлекательными, что способствует активизации процесса обучения и запоминания.

Библиографический список:

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М.: АДЕПТ,

1998.

2. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. - 1993. - № 2.

3. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. Учеб. пособие. - М.: Логос, 2003.

4. Челышкова М.Б. Современная методика моделирования теста // Труды центра тестирования. - М.: Прометей, 1999. - Вып. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.