Научная статья на тему 'Формы работы с ученической молодёжью в духовно-нравственном направлении'

Формы работы с ученической молодёжью в духовно-нравственном направлении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧАЩИЕСЯ / PRIMARY SCHOOL / MORAL EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермак А. В.

В статье рассмотрены методы работы учителей народных школ в конце XIX начала XX века в отношении проблемы морального воспитания молодёжи. Приведены примеры организации практической работы педагогической деятельности учителей народных школ, а также доказана целесообразность применения теоретических и практических достижений в современной системе духовно-нравственного воспитания молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF WORK WITH STUDENTS IN SPIRITUAL AND MORAL AREAS

The article considers the methods of primary school teachers’ work at the end of XIX the beginning of XX centuries related to the problem of young people’s moral education. It also gives the examples of primary school teachers’ practical work. Reasonability of theoretical and practical achievements’ application in the modern system of young people’s spiritual and moral education has been proved.

Текст научной работы на тему «Формы работы с ученической молодёжью в духовно-нравственном направлении»

интуитивных обобщений воспринимаемых фактов, не только в форме гипотез, но и принципов (аксиом), подлежащих формальнологической проработке и проверке на практике. В алгоритмах творческой активности для гуманитарной, художественной и естественнонаучной областей познания есть много общего, поэтому арсенал современного познания расширяется и за счет включения в его состав интуитивных, образных, художественных элементов. Происходит активное восприятие идей о необходимости дополнять рационалистические построения науки интуитивно-образными, художественными компонентами.

Еще один аспект, который объединяет науку и искусство - роль эстетических критериев оценки произведений науки и искусства, обогащающих духовный мир человека. Основным критерием истинности всякого знания является, как известно, практика; однако ее порой бывает недостаточно для подтверждения той или иной гипотезы, и тогда в ход идут дополнительные критерии истины, например, внутренняя красота теории, ее стройность, гармоничность и т.д. Знаменитый физик, академик А. Б. Мигдал, рассматривая красоту как эвристический принцип, писал: «Важнейшее эвристическое понятие в физике, как, впрочем, и в других науках, - красота теории, закона, концепции. ... Поиски красоты, т. е. единства и симметрии законов природы - характерная черта физики XX в. и особенно последних десятилетий» [8].

В заключение отметим, что современный этап развития цивилизации характеризуется переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Это приводит к необходимости синтеза научного и культурно-исторического знания, который бы разрабатывался в целостную образовательную систему, направленную на удовлетворение широких мировоззренческих потребностей личности, проявляющихся в интересе к методологическим аспектам становления и развития изучаемого знания, к установлению родства между рациональнонаучным знанием и другими компонентами общечеловеческой культуры. Поэтому мы считаем необходимым включение в состав разработанной нами концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования интеракционно-гностического компонента [9 - 11]. Интеракционно-гностический компонент выражается в использовании наряду с естественнонаучными также гуманитарных и художественных методов познания и исследования в процессе обучения. Имеется в виду интеграция на уровне освоения разных в онтологическом отношении способов познания мира, обучение ассоциативному и образному мышлению, усиление внимания к ценностно-смысловому содержанию получаемого знания, формирование целостного видения мира с учетом происходящей в науке смены парадигмы, перехода ее в междисциплинарную стадию постнеклассической науки, а также преемственность в методологии гуманитарных и естественных наук, освоение методологии многомерного осмысления мира.

Литература

1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Пер. с нем. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. - 400 с.

2. Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 134 с.

3. Да Пиклян Н.В. Философские основания научной рациональности : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Н. В. Да Пиклян. - М.: МГИЭТ (ТУ), 2002. - 24 с.

4. Ашмарин И.И., Юдин Б.Г. Человеческий потенциал: опыт гуманитарной экспертизы // Человек. - 1997. - №3. - С. 76-85.

5. Тищенко П.Д. Философские основания гуманитарной экспертизы // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - №3. - С.198-205.

6. Gallison, P. How the experiments end / P. Gallison. - Chicago: University of Chicago Press, 1987.

7. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: ACT: ЛЮКС, 2004. - 343 с.

8. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. - 1990. - №1. - С. 5-32.

9. Елканова Т.М. Пути гуманитаризации преподавания естественнонаучных дисциплин // Высшее образование в России. - 1992. -№2. - С. 88-93.

10. Елканова Т.М. Концептуальная модель локальной гуманитарно-развивающей образовательной среды // Высшее образование сегодня. - 2009. - №7. - С. 56-59.

11. Елканова Т.М. Интеракция методов познания в аспекте гуманитаризации образования: Монография. Владикавказ: Литера, 2012. - 129 с.

Ермак А. В.

Аспирант, Мелитопольский государственный педагогический университет ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧЕНИЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖЬЮ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ

Аннотация

В статье рассмотрены методы работы учителей народных школ в конце XIX - начала XX века в отношении проблемы морального воспитания молодёжи. Приведены примеры организации практической работы педагогической деятельности учителей народных школ, а также доказана целесообразность применения теоретических и практических достижений в современной системе духовно-нравственного воспитания молодёжи.

Ключевые слова: начальная школа, нравственное воспитание, учащиеся.

Yermak A.V.

Postgraduate student, Melitopol State Pedagogical University FORMS OF WORK WITH STUDENTS IN SPIRITUAL AND MORAL AREAS

Abstract

The article considers the methods of primary school teachers ’ work at the end of XIX the beginning of XX centuries related to the problem of young people’s moral education. It also gives the examples of primary school teachers ’ practical work. Reasonability of theoretical and practical achievements ’ application in the modern system of young people’s spiritual and moral education has been proved.

Keywords: primary school, moral education, students.

На рубеже XIX - XX веков педагоги и ученые находились в поисках духовных идеалов и ориентиров в вопросах воспитания молодого поколения, поскольку именно это являлось гарантом стабильного развития общества. Главным признаком развития системы образования в этом направлении являлось признание важности нравственного воспитания личности, а также постепенное внедрение данного аспекта в учебно-воспитательный процесс.

В этот исторический период учителя нуждались не только в обновлении, но и в существенном обогащении воспитательных методик духовно-нравственного направления. Считаем необходимым проследить развитие системы морального воспитания учащихся в народном образовании конца XIX - начала XX века. Именно в этот период существовала тенденция к усилению нравственной составляющей, что свидетельствует о постоянном внимании к вопросу о моральном воспитании учащихся как со стороны общественности так и государства.

Существовали различные формы работы с ученической молодёжью в духовно-нравственном направлении, среди которых были такие как: народные чтения, путешествие на богомолье, уроки собеседования и другие.

Так, например, в периодической печати того времени мы можем найти рассказ попечительницы женской школы о путешествии на богомолье по окончании школьных экзаменов к церкви Животворящего Креста. В данной школе такой обычай существовал каждый

98

год, так как «все ученицы старшего отделения, окончившие курс в школе, заканчивают своё нравственное воспитание этим святым делом». Такой обычай воспринимался учащимися и жителями селения положительно и «был принят девочками с большой радостью», несмотря на то, что путешествие длилось более двенадцати часов. Сопровождали учениц не только учительница, но, также попечительница школы, учительница рукоделия и некоторые жители селения. По дороге, несмотря на огромную усталость, ученицы вместе со взрослыми пели духовные песни, так как это, по свидетельству очевидицы, «придавало много силы нравственной и физической». Можно прочитать из её описания, что достигнув цели и переночевав в доме местного дьякона, учащиеся школы отстояли утреннюю службу в церкви, приложились к церковной Святыни, а также приобрели иконки. По мнению автора, такое путешествие принесло учащимся «много рассказов и воспоминаний, которые на всю жизнь останутся дорогими, тесно связывающими нас всех с дорогою нам школой» [3].

Широкое распространение в направлении морального воспитания молодёжи получили и народные чтения. Так, в журнале «Церковно-приходская школа» за 1899 год мы можем найти рекомендации учителю для успешного проведения религиозно-нравственого чтения. Отмечено, что учитель должен быть авторитетом не только для учащихся, но и для взрослого населения «чтобы простой народ видел в учителе и духовного руководителя, учитель прежде всего должен сойтись с ним, заслужить его доверие и на деле доказать, что он как по умственному, так и по нравственному развитию выше и доморощенных учителей, и начётчиков». В статье указывалось, что «для избежания пересудов по адресу учителя, происходящих часто в присутствии учеников» рекомендовалось обращать особое внимание на требования родителей к обучению учеников. Такие, например, как хорошее знание молитв, отсутствие пения в школе светских песен. По мнению автора статьи, несоблюдение этих требований приводит к потере авторитета учителя в глазах местного населения и «успех школьных занятий становится весьма сомнительным». Народные чтения рекомендовалось начинать по праздникам, приглашая сначала учеников, вслед за которыми «узнав что в школе можно кое-чему научиться» последовали бы и взрослые [2].

Необходимо отметить, что учитель начальной школы рассматривался народом не только как человек способный дать подрастающему поколению первоначальные знания, но и как воспитатель учащихся в духе православной веры и нравственности, что, безусловно, имело большое позитивное значение. Так, С. Ляпина утверждала, что в начальной школе того времени нравственному воспитанию уделялось недостаточно внимания и предлагала такую форму работы с подростающим поколением как уроки собеседования. Предметом уроков собеседования могли быть не только вопросы учеников, но и события школьной жизни или деревни. И «вообще все случаи, которые дают возможность учителю расширять умственный и нравственный кругозор детей». По мнению автора, на данных уроках также можно было обсуждать прочитанные книги, так как персонажи книг, влияли на чувства учащихся, пробуждая интерес к нравственным вопросам жизни. По словам С. Ляпиной, такие уроки собеседования давали возможность воспитывать душу и развивать ум детей, прививать любовь к знаниям, а также узнавать и изучать характер и способности ребёнка. Благодаря такой форме работы с ученической молодёжью вырабатывалось доверие и любовь к учителю, вследствие чего у учащегося повышалась мотивация к обучению. В качестве пособий которые должна была иметь каждая школа для уроков собеседования автор рекомендовала такие пособия как «Явления природы», «Свет Божий», «Рассказы из жизни животных», а также рассказы и повести известных писателей и поэтов того времени [1].

Таким образом, в конце XIX начале XX века в отечественной педагогике существовали различные формы и методы воспитания ученической молодёжи направленные на процесс развития духовно-моральных ценностей в духе православной веры и народности. Учащимся прививались такие ценности, как доброе отношение к ближнему, уважение к старшим, набожность, которые являлись ориентирами в воспитании подростающего поколения того времени.

Литература

1. Ляпина С. Урок собеседования в начальной школе // Церковно-приходская школа. - К.: Тип. С. В. Кульженко. - 1899. -Февраль. - С. 11-16

2. Педагогическое обозрение // Церковно-приходская школа. - К.: Тип. С. В. Кульженко. - 1889. - Апрель. - С. 42-56

3. Школьное путешествие на богомолье // Народное образование. - СПб.: Синодальная типография. - 1899. - Кн. 5. - С. 71-74

Нуркасымова С.Н.1, Жалгасбекова Ж.К.2, Жанысова А. Б.3

'Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондента, Российской Академии Естествознания №6160, заслуженный деятель науки и образования Российской Академии Естествознания; 2кандидат физико-математических наук, доцент; 3кандидат педагогических наук, магистр математики, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева

01000 Республика Казахстан, г. Астана IT В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

IT становится главным ресурсом научно-технического развития мирового сообщества и влияет на ускоренное развитие науки, техники, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения.

Ключевые слова: Применение интерактивных технологий - профессионализм, личные качества преподавателя.

Nurskasimova S.N.1, Jagabekova J.K.2, Janisova A.V.3

doctor of pedagogical Sciences, Professor, correspondent member, Russian Academy of natural Sciences №6160, honored worker of science and education of the Russian Academy of natural Sciences; 2PhD in physico-mathematical Sciences, associate Professor; 3PhD in

pedagogical Sciences, master of mathematics, Eurasian national University. The L.N.Gumilyov 01000 Republic of Kazakhstan, Astana

Abstract

IT becomes the main by resource of the research development world community and influences upon speed development of the science, technology, plays the significant role in process of the education and formation, cultural contact.

Keywords: Using интерактивных technology - a professionalism, the personal quality of the teacher.

В своем Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отметил, что одной из важнейших задач социальноэкономической модернизации является «создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве». Для этого необходимо широко внедрять «в процесс обучения современные методики и технологии» [1].

В этой связи на первый план выступает разработка образовательных учебных программ среднего, технического и профессионального, после среднего и высшего образования с учетом интегрирования их содержания, что является одним из принципов государственной политики в области образования.

«Непрерывность процесса образования, обеспечивающего интеграцию или преемственность его уровней» [2], значительно повысит качество обучения, не допуская дублирования в содержании образовательных учебных программ, помогая уменьшить загруженность обучающихся.

В современных условиях развития общества, совершенствования технологий производства и глобализации экономики к подготовке инженеров предъявляются новые требования. Наиболее перспективными в плане повышения эффективности инженерно-

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.