Научная статья на тему 'It в образовательном процессе'

It в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / USING ИНТЕРАКТИВНЫХ TECHNOLOGY A PROFESSIONALISM / THE PERSONAL QUALITY OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуркасымова С. Н., Жалгасбекова Ж. К., Жанысова А. Б.

IТ становится главным ресурсом научно-технического развития мирового сообщества и влияет на ускоренное развитие науки, техники, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT IN EDUCATION

IТ becomes the main by resource of the research development world community and influences upon speed development of the science, technology, plays the significant role in process of the education and formation, cultural contact.

Текст научной работы на тему «It в образовательном процессе»

год, так как «все ученицы старшего отделения, окончившие курс в школе, заканчивают своё нравственное воспитание этим святым делом». Такой обычай воспринимался учащимися и жителями селения положительно и «был принят девочками с большой радостью», несмотря на то, что путешествие длилось более двенадцати часов. Сопровождали учениц не только учительница, но, также попечительница школы, учительница рукоделия и некоторые жители селения. По дороге, несмотря на огромную усталость, ученицы вместе со взрослыми пели духовные песни, так как это, по свидетельству очевидицы, «придавало много силы нравственной и физической». Можно прочитать из её описания, что достигнув цели и переночевав в доме местного дьякона, учащиеся школы отстояли утреннюю службу в церкви, приложились к церковной Святыни, а также приобрели иконки. По мнению автора, такое путешествие принесло учащимся «много рассказов и воспоминаний, которые на всю жизнь останутся дорогими, тесно связывающими нас всех с дорогою нам школой» [3].

Широкое распространение в направлении морального воспитания молодёжи получили и народные чтения. Так, в журнале «Церковно-приходская школа» за 1899 год мы можем найти рекомендации учителю для успешного проведения религиозно-нравственого чтения. Отмечено, что учитель должен быть авторитетом не только для учащихся, но и для взрослого населения «чтобы простой народ видел в учителе и духовного руководителя, учитель прежде всего должен сойтись с ним, заслужить его доверие и на деле доказать, что он как по умственному, так и по нравственному развитию выше и доморощенных учителей, и начётчиков». В статье указывалось, что «для избежания пересудов по адресу учителя, происходящих часто в присутствии учеников» рекомендовалось обращать особое внимание на требования родителей к обучению учеников. Такие, например, как хорошее знание молитв, отсутствие пения в школе светских песен. По мнению автора статьи, несоблюдение этих требований приводит к потере авторитета учителя в глазах местного населения и «успех школьных занятий становится весьма сомнительным». Народные чтения рекомендовалось начинать по праздникам, приглашая сначала учеников, вслед за которыми «узнав что в школе можно кое-чему научиться» последовали бы и взрослые [2].

Необходимо отметить, что учитель начальной школы рассматривался народом не только как человек способный дать подрастающему поколению первоначальные знания, но и как воспитатель учащихся в духе православной веры и нравственности, что, безусловно, имело большое позитивное значение. Так, С. Ляпина утверждала, что в начальной школе того времени нравственному воспитанию уделялось недостаточно внимания и предлагала такую форму работы с подростающим поколением как уроки собеседования. Предметом уроков собеседования могли быть не только вопросы учеников, но и события школьной жизни или деревни. И «вообще все случаи, которые дают возможность учителю расширять умственный и нравственный кругозор детей». По мнению автора, на данных уроках также можно было обсуждать прочитанные книги, так как персонажи книг, влияли на чувства учащихся, пробуждая интерес к нравственным вопросам жизни. По словам С. Ляпиной, такие уроки собеседования давали возможность воспитывать душу и развивать ум детей, прививать любовь к знаниям, а также узнавать и изучать характер и способности ребёнка. Благодаря такой форме работы с ученической молодёжью вырабатывалось доверие и любовь к учителю, вследствие чего у учащегося повышалась мотивация к обучению. В качестве пособий которые должна была иметь каждая школа для уроков собеседования автор рекомендовала такие пособия как «Явления природы», «Свет Божий», «Рассказы из жизни животных», а также рассказы и повести известных писателей и поэтов того времени [1].

Таким образом, в конце XIX начале XX века в отечественной педагогике существовали различные формы и методы воспитания ученической молодёжи направленные на процесс развития духовно-моральных ценностей в духе православной веры и народности. Учащимся прививались такие ценности, как доброе отношение к ближнему, уважение к старшим, набожность, которые являлись ориентирами в воспитании подростающего поколения того времени.

Литература

1. Ляпина С. Урок собеседования в начальной школе // Церковно-приходская школа. - К.: Тип. С. В. Кульженко. - 1899. -Февраль. - С. 11-16

2. Педагогическое обозрение // Церковно-приходская школа. - К.: Тип. С. В. Кульженко. - 1889. - Апрель. - С. 42-56

3. Школьное путешествие на богомолье // Народное образование. - СПб.: Синодальная типография. - 1899. - Кн. 5. - С. 71-74

Нуркасымова С.Н.1, Жалгасбекова Ж.К.2, Жанысова А. Б.3

'Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондента, Российской Академии Естествознания №6160, заслуженный деятель науки и образования Российской Академии Естествознания; 2кандидат физико-математических наук, доцент; 3кандидат педагогических наук, магистр математики, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева

01000 Республика Казахстан, г. Астана IT В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

IT становится главным ресурсом научно-технического развития мирового сообщества и влияет на ускоренное развитие науки, техники, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения.

Ключевые слова: Применение интерактивных технологий - профессионализм, личные качества преподавателя.

Nurskasimova S.N.1, Jagabekova J.K.2, Janisova A.V.3

doctor of pedagogical Sciences, Professor, correspondent member, Russian Academy of natural Sciences №6160, honored worker of science and education of the Russian Academy of natural Sciences; 2PhD in physico-mathematical Sciences, associate Professor; 3PhD in

pedagogical Sciences, master of mathematics, Eurasian national University. The L.N.Gumilyov 01000 Republic of Kazakhstan, Astana

Abstract

IT becomes the main by resource of the research development world community and influences upon speed development of the science, technology, plays the significant role in process of the education and formation, cultural contact.

Keywords: Using интерактивных technology - a professionalism, the personal quality of the teacher.

В своем Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отметил, что одной из важнейших задач социальноэкономической модернизации является «создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве». Для этого необходимо широко внедрять «в процесс обучения современные методики и технологии» [1].

В этой связи на первый план выступает разработка образовательных учебных программ среднего, технического и профессионального, после среднего и высшего образования с учетом интегрирования их содержания, что является одним из принципов государственной политики в области образования.

«Непрерывность процесса образования, обеспечивающего интеграцию или преемственность его уровней» [2], значительно повысит качество обучения, не допуская дублирования в содержании образовательных учебных программ, помогая уменьшить загруженность обучающихся.

В современных условиях развития общества, совершенствования технологий производства и глобализации экономики к подготовке инженеров предъявляются новые требования. Наиболее перспективными в плане повышения эффективности инженерно-

99

технического образования становятся механизмы интеграции инженерного образования с фундаментальной наукой и производством, в которых на первое место поставлены наука, техника, технология, а подготовка студентов базируется на включении их в исследования, проектные и учебно-технологические разработки.

ГГ - дисциплины от английского слова «information technology» — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В частности, ГТ - дисциплины имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ГТ - специалистами.

ГТ информатизация современного общества:

- увеличение числа занятых в информационной сфере;

- интеллектуализация многих видов труда и повышение требований к общеобразовательной подготовке специалистов, профессиональной подготовке на основе ГТ;

- появление совершенно новых профессий и отмирание существующих специальностей и внедрением ГТ систем интеллекта.

ГТ в сфере образования выступают одним из ведущих факторов формирования учебного процесса. Понятие информации является основополагающим в этом процессе. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств ГТ стал выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса. Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов и газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. Студенты воспринимают информацию с помощью органов чувств, хранят и перерабатывают ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.

Студент будет подготовлен к будущей профессиональной деятельности, если он освоит проектные технологии по применению фундаментальных знаний при решении задач по профилю будущей профессиональной деятельности. Для этого должны быть устранены основные недостатки традиционного обучения, связанные с неэффективностью управления познавательной деятельностью студентов.

Для решения задачи, обучение физике осуществляется на практических занятиях, реализуемых по ГТ-технологии на базе экспериментальной специализированной аудитории с обратной связью.

Взаимодействие преподавателя и студента обеспечивается следующим образом: на вводном занятии для получения полной информации и создания модели обучающегося проводится тестирование студентов. Одновременно осуществляется обучение студентов работе в автоматизированной системе управления познавательной деятельностью студента.

В организационно-технологической среде на базе ГТ-технологий основным функциональным элементом является автономный блок, предназначенный для формирования конкретного умения студента решать задачи определенного класса, формирующие его специальную компетенцию. Автономный блок состоит из практической и теоретической части. Практическая часть, формирующая умения, состоит из задач по физике в соответствии с рабочей программой и темами проектов, включает типовой алгоритм решения данных задач, справочный материал по разным предметам, тексты-подсказки в качестве помощи в выборе проблемной ситуации и последующего решения задачи. Теоретическая часть состоит из совокупности теоретических модулей, необходимых и достаточных для формирования осознанного понимания каждого шага алгоритма решения задач, а также видения задачи в целостном контексте. Алгоритмический метод формирует способность студента выделить ошибки на каждом шаге решения от проблемы к проблемной ситуации и проблемной задаче.

Переход от практического занятия к самостоятельной проектно-ориентированной деятельности осуществляется в системе «студент - преподаватель физики, преподаватель профессиональной дисциплины», так как данное согласование способствует выявлению всех наиболее актуальных вопросов, которые в дальнейшем будут являться составной частью профессиональной деятельности специалиста. При разработке проектов высока роль самостоятельной деятельности студентов.

Таким образом, осуществляется принципиально важный методический подход, ориентированный на смещение акцентов от обучения к обучению «ориентационного» типа.

Современная ГТ есть практическая часть научной области физики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов путем автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов. Поэтому ГТ в настоящее время есть практический способ реализация возможностей компьютерной техники и отличается следующими особенностями:

- реализация возможностей современных технических средств и вычислительной техники, средств и систем передачи информационного обмена;

- использование специальных процедурных знаний в электронной форме;

- обеспечение прямого доступа к диалоговому режиму при использовании глубоких исследований и изучения физики;

- обеспечение пользователя компьютером, исключение необходимости регулятивного сопровождения.

Изменения в образе жизни членов информационного общества позволяют сделать вывод о такой особенности информационного общества, как возрастание роли образования в подготовке узких специалистов в области ГТ - дисциплин, а также профессиональной подготовки педагогов ГТ образования. Следует обратить внимание на понимание и сложность задач информатизации, решаемых преподавателем физики и ГТ дисциплин в условиях интеграции образования. Наиболее важной группой задач, решаемых преподавателем физики и преподавателями ГТ дисциплин в условиях интеграции образования в своих учебных заведениях, является использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

Сегодня разработаны и разрабатываются различные электронные обучающие ресурсы (электронные, цифровые образовательные ресурсы). Компьютерные программы, последовательность команд, позволяющая компьютеру решить определенную задачу для сферы образования предназначенных для различных категорий обучающихся и для разных форм обучения.

В системе ГТ технологизируют учебный процесс по следующим признакам:

- предметному содержанию программ (физика, математика и информатика и т. д.);

- по функции диагностические, контролирующие, обучающие;

- степени активности студентов, определяемой структурой и характером деятельности демонстрационные, конструирующие программы;

- целевой группе пользователей (инструментальные педагогические средства: базы данных, редакторы, компьютерные журналы и конспекты);

- по уровню коммуникативности (предметно-ориентированные, коммуникативно-ориентированные, сетевая коммуникация).

100

Вопросы информатизации по физике решаются в учебных заведениях, относящихся к различным указанным уровням.

Преподаватель физики должен знать, что специфика использования информационных технологий зависит от предмета, а также от обеспеченности учебного заведения другими наглядными пособиями, приборами, демонстрационным и лабораторным оборудованием.

Основные присущих IT для их внедрения в систему образования:

1. Принцип гуманистичности процесса обучения — обращенность обучения на основе IT к человеку, создание максимально благоприятных условий для овладения обучаемым социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности и т.д.

2. Принцип педагогической целесообразности, требующий педагогической оценки эффективности применения IT в сочетании с педагогическими технологиями.

3. Принцип выбора содержания образования, определяющий соответствие содержания, представленного IT нормативным требованиям ГОСО РК.

4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системе образования на основе информационного технологического образования, необходимость организационных и технических способов ее безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования, обеспечения ее безопасности.

5. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании электронных образовательных продуктов, представляющих цифровые образовательные ресурсы.

6. Принцип стартового уровня образования - эффективное обучение на основе IT образования, требующее определенного начального набора знаний, умений, навыков (для продуктивного обучения обучаемый должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.).

7. Принцип мобильности, вариативности обучения - использование при обучении информационных сетей, баз и банков знаний и данных, дистанционного образования.

8. Принцип неантагонистичности образования на основе тождества информационного технологического образования существующим формам образования, они будут не инородным элементом в традиционной системе образования, а естественным образом интегрированы в него [6].

Таким образом, интеграция IT - дисциплин в образовании обеспечивает развитие у обучаемых исследовательских навыков, самостоятельности, творческого мышления, познавательной активности, умения мыслить, строить и проверять гипотезы, направлена на актуализацию интеллектуальных способностей обучаемых.

Информационная технология (IT) - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. «Новая технология хранения и обработки информации совершила революцию в организации умственного труда подобно тому, как изобретение двигателя открыло эру автоматизации труда физического», - считает академик В.М.Глушков [5].

Три технических достижения составляют основу IT:

- появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски и т. п.);

- развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, телефонная сеть и др.);

- возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и др.).

В результате исследований, необходимо целенаправленно готовить IT специалистов и развивать основы педагогических знаний, что будет эффективно использоваться для развития информационного общества.

IT подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

Литература

1. http //www.bnews.kz/

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» гл.1, ст.3. Выписки из законодательных актов Республики Казахстан.-Астана-2009.

3. Вознесенская Н.В. Обучение физике студентов технических вузов с использованием современных компьютерных технологий. Саранск, 2006.

4. Компьютерные инструменты в образовании", Санкт-Петербург - 1999.

5. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. - М., 1982. - с. 10.

6. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.2006;

Анисова Ю.С.1, Жиндеев С. Г.2

Курсант, Военно-медицинская Академия (Санкт-Петербург), Педагог дополнительного образования (Саранск) ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КРУЖКЕ «АКВАРИУМИСТИКА»: МЕТОДИКА САН

Аннотация

В статье предложен материал исследования психофизиологических параметров детей разного возраста, обучающихся в кружке аквадизайна, представленные выводы обследования по методике САН свидетельствуют о положительном влиянии дополнительного образования

Ключевые слова аквадизайн, аквариумистика, самочувствие, активность, настроение

Anisova J.S.1, Zhindeev S. G.2

Cadet, military-medical Academy (St. Petersburg), The teacher further educatwn (Saransk)

PHYSIOLOGICAL PARAMETERS IN MUG TEGO SALES SHELF «AQUARIA»: THE TECHNIQUE OF SAN

Abstract

The article suggests the material research of Psychophysiological parameters of children of different ages, enrolled in a circle of Aqua, presented findings on how SAN show the positive effect of additional education

Keywords аqua, fish and aquaria, health, activity, mood

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения подростков до и после посещения кружка аквариумистики.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.