Научная статья на тему 'Психофизиологические параметры обучающихся в кружке «Аквариумистика»: методика сан'

Психофизиологические параметры обучающихся в кружке «Аквариумистика»: методика сан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВАДИЗАЙН / АКВАРИУМИСТИКА / САМОЧУВСТВИЕ / АКТИВНОСТЬ / НАСТРОЕНИЕ / АQUA / HEALTH / ACTIVITY / MOOD / FISH AND AQUARIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисова Ю. С., Жиндеев С. Г.

В статье предложен материал исследования психофизиологических параметров детей разного возраста, обучающихся в кружке аквадизайна, представленные выводы обследования по методике САН свидетельствуют о положительном влиянии дополнительного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисова Ю. С., Жиндеев С. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL PARAMETERS IN MUG TEGO SALES SHELF «AQUARIA»: THE TECHNIQUE OF SAN

Тhe article suggests the material research of Psychophysiological parameters of children of different ages, enrolled in a circle of Aqua, presented findings on how SAN show the positive effect of additional education

Текст научной работы на тему «Психофизиологические параметры обучающихся в кружке «Аквариумистика»: методика сан»

Вопросы информатизации по физике решаются в учебных заведениях, относящихся к различным указанным уровням.

Преподаватель физики должен знать, что специфика использования информационных технологий зависит от предмета, а также от обеспеченности учебного заведения другими наглядными пособиями, приборами, демонстрационным и лабораторным оборудованием.

Основные присущих IT для их внедрения в систему образования:

1. Принцип гуманистичности процесса обучения — обращенность обучения на основе IT к человеку, создание максимально благоприятных условий для овладения обучаемым социально накопленным опытом, заключенным в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности и т.д.

2. Принцип педагогической целесообразности, требующий педагогической оценки эффективности применения IT в сочетании с педагогическими технологиями.

3. Принцип выбора содержания образования, определяющий соответствие содержания, представленного IT нормативным требованиям ГОСО РК.

4. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в системе образования на основе информационного технологического образования, необходимость организационных и технических способов ее безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования, обеспечения ее безопасности.

5. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании электронных образовательных продуктов, представляющих цифровые образовательные ресурсы.

6. Принцип стартового уровня образования - эффективное обучение на основе IT образования, требующее определенного начального набора знаний, умений, навыков (для продуктивного обучения обучаемый должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.).

7. Принцип мобильности, вариативности обучения - использование при обучении информационных сетей, баз и банков знаний и данных, дистанционного образования.

8. Принцип неантагонистичности образования на основе тождества информационного технологического образования существующим формам образования, они будут не инородным элементом в традиционной системе образования, а естественным образом интегрированы в него [6].

Таким образом, интеграция IT - дисциплин в образовании обеспечивает развитие у обучаемых исследовательских навыков, самостоятельности, творческого мышления, познавательной активности, умения мыслить, строить и проверять гипотезы, направлена на актуализацию интеллектуальных способностей обучаемых.

Информационная технология (IT) - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. «Новая технология хранения и обработки информации совершила революцию в организации умственного труда подобно тому, как изобретение двигателя открыло эру автоматизации труда физического», - считает академик В.М.Глушков [5].

Три технических достижения составляют основу IT:

- появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски и т. п.);

- развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, телефонная сеть и др.);

- возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и др.).

В результате исследований, необходимо целенаправленно готовить IT специалистов и развивать основы педагогических знаний, что будет эффективно использоваться для развития информационного общества.

IT подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.

Литература

1. http //www.bnews.kz/

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» гл.1, ст.3. Выписки из законодательных актов Республики Казахстан.-Астана-2009.

3. Вознесенская Н.В. Обучение физике студентов технических вузов с использованием современных компьютерных технологий. Саранск, 2006.

4. Компьютерные инструменты в образовании", Санкт-Петербург - 1999.

5. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. - М., 1982. - с. 10.

6. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.2006;

Анисова Ю.С.1, Жиндеев С. Г.2

Курсант, Военно-медицинская Академия (Санкт-Петербург), Педагог дополнительного образования (Саранск) ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КРУЖКЕ «АКВАРИУМИСТИКА»: МЕТОДИКА САН

Аннотация

В статье предложен материал исследования психофизиологических параметров детей разного возраста, обучающихся в кружке аквадизайна, представленные выводы обследования по методике САН свидетельствуют о положительном влиянии дополнительного образования

Ключевые слова аквадизайн, аквариумистика, самочувствие, активность, настроение

Anisova J.S.1, Zhindeev S. G.2

Cadet, military-medical Academy (St. Petersburg), The teacher further educatwn (Saransk)

PHYSIOLOGICAL PARAMETERS IN MUG TEGO SALES SHELF «AQUARIA»: THE TECHNIQUE OF SAN

Abstract

The article suggests the material research of Psychophysiological parameters of children of different ages, enrolled in a circle of Aqua, presented findings on how SAN show the positive effect of additional education

Keywords аqua, fish and aquaria, health, activity, mood

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения подростков до и после посещения кружка аквариумистики.

101

В формировании разносторонней личности подростка особое внимание в последнее время занимает дополнительное образование, описанию методики проведении которого уделяется огромное внимание. На наш взгляд, аквариумистика, аквадизайн как разновидность этического, воспитательного и научно-образовательного комплекса знаний на сегодняшний день изучено недостаточно. В связи с этим мы предлагаем материал экспериментального исследования психофизиологических параметров поведения школьника, имеющего отношение к изучению аквариумистики.

Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН. Для проведения методики дети были условно разделены на 3 возрастных группы: первая - с 7 до 10 лет, вторая - с 10 до 13 лет, третья - с 13 до 17 лет. Им предлагалось описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Они должны были в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает их состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом учитывалось, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

После сравнения результатов методики до и после экскурсии высчитывался процент изменения показателей самочувствия, активности и настроения детей.

Полученные результаты по каждой категории делились на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Базой проведения исследования стал кружок по аквадизайну и аквариумистике в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Дворец детского творчества» г.Саранска.

7-10 лет

ФИО Пол Дата рождения До посещения После посещения % изменения

С А Н С А Н С А Н

1 Акашкин А. М. М 18.08.04 6,1 5,9 4,6 6,4 6,2 5,5 5 5 20

2 Бочкарев А. М. М 09.03.05 6,5 5,5 4,7 6,5 6,3 5,7 0 15 21

3 Бубнов Е. Д. М 07.08.05 6,0 5,5 5,0 6,5 6,1 6,0 8 11 20

4 Клякин Ф. Е. М 08.12.04 5,9 5,3 5,4 6,9 6,2 6,2 7 17 15

5 Савоськин Н. Н. М 11.09.04 6,2 5,7 4,9 6,6 6,2 6,1 6 9 25

6 Саутин Е. С. М 14.04.06 6,4 5,3 4,8 6,5 6,4 5,7 2 21 19

7 Степин А. С. М 18.05.05 6,8 5,9 4,8 6,8 6,3 5,9 0 7 23

8 Швечков А. А. М 01.03.04 6,2 5,5 5,3 6,5 6,1 5,8 5 11 9

9 Швечков С. А М 23.07.06 6,4 5,6 6,0 6,5 6,0 6,1 2 7 2

10 Уланов А. А. М 15.11.06 6,6 5,1 5,7 6,7 6,2 6,0 2 22 5

11 Буянкина А. В. Ж 24.12.04 6,1 5,3 4,9 6,9 6,5 6,3 13 23 29

12 Грузнова М. Б. Ж 13.11.04 6,0 5,4 4,5 6,7 6,4 6,7 12 19 50

13 Колова Д. А. Ж 03.11.05 6,5 5,4 5,0 6,9 6,7 6,5 7 24 30

14 Коробанова А. С. Ж 13.12.05 6,1 5,6 4,9 6,8 6,7 6,4 11 20 31

15 Лизункова Н. М. Ж 23.12.03 6,7 5,7 4,9 6,9 6,6 6,2 3 16 27

16 Макушкина Н. В. Ж 20.04.05 6,4 5,4 5,6 6,9 6,5 6,5 8 20 16

17 Малышенкова С. Н. Ж 01.12.05 6,2 5,3 5,4 6,8 6,5 6,4 10 23 19

18 Маскаева А. В. Ж 01.03.03 6,2 5,2 5,8 6,9 6,8 6,4 11 31 10

19 Романенкова А. А. Ж 28.07.03 6,5 5,6 5,9 6,8 6,7 6,5 5 20 10

20 Симонова Д. С. Ж 09.03.04 6,7 6,0 5,4 6,8 6,9 6,8 2 15 26

102

10 - 13 лет

ФИО Пол Дата рождения До посещения После посещения % изменения

С А Н С А Н С А Н

1 Афонин А. А М 2.02.01 6,2 5,9 5,0 6,5 6,2 6,0 5 5 20

2 Ашаев Д. А. М 26.10.01 6,3 6,0 5,2 6,6 6,3 6,1 5 5 17

3 Березин Р. Е. М 02.07.01 6,3 5,8 5,4 6,6 5,9 6,2 5 2 14

4 Вимдяев М. Н. М 08.09.01 6,1 5,9 5,7 6,7 6,0 6,0 10 2 5

5 Зайцев Д. А. М 16.03.01 6,2 5,9 5,3 6,6 6,2 6,0 6 5 11

6 Китаев С. Н. М 21.08.01 6,3 5,8 5,4 6,7 6,2 6,1 6 6 11

7 Ковалев Ю. С. М 15.06.01 6,4 6,0 5,5 6,9 6,1 6,2 8 2 11

8 Кузнецов Д. В. М 13.10.01 6,3 5,9 5,5 6,5 6,3 6,2 3 6 11

9 Логинов Д. А. М 02.04.00 6,2 5,8 5,4 6,5 6,1 6,0 5 5 10

10 Прощатов А. В. М 13.06.01 6,3 5,9 5,6 6,6 6,0 6,2 5 2 10

11 Байяднева Л. Я. Ж 10.11.01 6,4 6,0 5,5 6,7 6,3 6,5 5 5 18

12 Булгакова А. Р. Ж 09.08.01 6,4 6,2 5,2 6,8 6,5 6,4 6 5 14

13 Волкова А. О. Ж 06.07.01 6,3 5,9 5,4 6,7 6,6 6,3 6 11 17

14 Гарина А. Д. Ж 18.09.01 6,2 5,8 5,6 6,7 6,5 6,7 8 11 20

15 Дюжина А. И. Ж 30.12.01 6,4 5,9 5,6 6,8 6,5 6,6 6 10 18

16 Кильдюшкина М. А. Ж 06.06.01 6,2 6,2 5,7 6,9 6,6 6,6 11 6 17

17 Кондракова М. Ю. Ж 13.06.01 6,3 6,0 5,4 6,8 6,7 6,7 8 11 24

18 Кулавская Ю. Е. Ж 29.05.01 6,3 5,9 5,7 6,8 6,5 6,5 8 10 14

19 Кулагина Е. А. Ж 22.01.02 6,5 5,8 5,6 6,6 6,6 6,6 2 14 18

20 Сивцова Е. С. Ж 30.05.01 6,7 6,0 5,8 6,9 6,5 6,8 3 8 18

13-17 лет

ФИО Пол Дата рождения До посещения После посещения % изменения

С А Н С А Н С А Н

1 Акашкин И. М. М 17.08.98 6,2 5,9 5,6 6,5 6,3 6,2 5 6 14

2 Ведяшкин Д. С. М 12.01.97 6,1 5,8 5,7 6,6 6,4 6,3 8 10 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Винтин И. Д. М 29.09.99 6,0 5,9 5,7 6,7 6,2 6,4 11 5 11

4 Гузнаев Н. С. М 23.07.97 6,2 5,9 5,7 6,6 6,2 6,3 6 5 10

5 Дёмин Н. С. М 09.05.98 6,3 5,8 5,8 6,5 6,3 6,5 3 8 11

6 Зойнов Н. А. М 31.12.98 6,3 5,9 5,7 6,4 6,3 6,4 2 8 11

7 Мордаев Е. А. М 07.09.97 6,5 6,0 5,7 6,6 6,4 6,3 2 6 10

8 Морозов Р. К. М 15.05.99 6,4 5,8 5,8 6,5 6,3 6,4 2 8 10

9 Ульянкин Д. С. М 09.02.97 6,3 5,8 5,6 6,4 6,2 6,4 2 6 14

10 Яшонков Д. И. М 05.03.98 6,2 5,9 5,8 6,6 6,3 6,5 6 6 11

11 Бородкина О. А. Ж 17.02.97 6,1 5,7 5,9 6,6 6,4 6,6 8 11 11

12 Г оробченко В. И. Ж 21.05.98 6,3 6,1 5,8 6,7 6,5 6,7 6 6 17

13 Малахова Н. В. Ж 02.10.96 6,3 6,2 5,7 6,8 6,6 6,7 5 6 18

103

14 Милованцева К. А Ж 09.10.98 6,4 6,0 5,9 6,9 6,5 6,5 5 8 10

15 Панюшкина Н. А. Ж 21.03.97 6,2 6,1 5,8 6,8 6,7 6,6 10 10 14

16 Преснухина В. Н. Ж 25.03.96 6,1 6,2 5,9 6,8 6,6 6,7 11 6 14

17 Романова Е. В. Ж 01.07.98 6,2 6,2 6,0 6,7 6,5 6,8 8 5 14

18 Спирина М. Н. Ж 20.07.96 6,3 5,9 5,9 6,9 6,6 6,8 10 11 17

19 Сураева Т. Н. Ж 01.07.97 6,4 6,0 5,8 6,7 6,7 6,6 5 11 14

20 Упыркина Е. В. Ж 22.01.96 6,3 6,1 5,9 6,8 6,8 6,6 8 11 11

Вывод: Значительнее всего результаты изменились в возрастной группе детей от 7 до 10 лет, при этом существенно отличаются показатели в каждой возрастной группе в зависимости от пола, у девочек настроение, активность и самочувствие меняются гораздо быстрее, чем у мальчиков той де возрастной группы.

Выполненное на стыке психофизиологии человека и педагогической психологии предложенное исследование может быть продолжено и дополнено другими методиками, позволяющими полнее представить картину психо-эмоционального состояния современного подростка.

Литература

1. Методика САН [Электронный ресурс] URL: http://www.vuzHb.org>beta3/html/1/7690/7703/ (дата обращения 12.12.2012).

Жукова Т.В.1, Полюхова Е.В.2, Кукушкина Е.А.3

1,2,3Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №430, г. Нижний

Новгород

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В РАЗВИТИИ ИГРОВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассмотрена последовательность реализации проектного метода в условиях детского сада. Дано обоснование преемственности общественного и семейного воспитания в развитии игрового опыта детей при использовании метода проектов. Показано создание в результате данной деятельности проекта, являющегося демонстрацией глубины усвоения предмета детьми и самостоятельно развернутой детской игрой.

Ключевые слова: проектный метод, игровой опыт, проект игры.

Zhukova T.V.1, Polyuhova E.V.2, Kukushkina E.A.3

1,2,3Municipal budget preschool educational institution Kindergarten combined type number 430, Nizhny Novgorod

DESIGN METHOD IN THE DEVELOPMENT OF THE PLAYING EXPERIENCE OF CHILDREN

Abstract

The article describes the sequence of the project method in kindergarten. The substantiation of the continuity of social and family education in the development of the playing experience of children when using the method ofprojects. Displaying creation as a result of the activity of the project is to demonstrate the depth of learning the subject children and their own children's game unfolded.

Keywords: project-based gaming experience, game design.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.09 г. № 655) впервые сформулирован социальный портрет старшего дошкольника, в котором заложены такие качества, как «любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным об окружающем мире, способный действовать самостоятельно, способный управлять своим поведением, планировать свои действия, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) соответственно возрасту» и др. Эти и другие интегративные качества личности ребенка развиваются в адекватных дошкольному возрасту видах деятельности, и в первую очередь - в игре [1].

В последнее время родители стали предъявлять повышенные требования к образованию детей в дошкольном учреждении. Они пытаются научить ребенка с ранних лет читать и считать, записывают его во всевозможные кружки - чтения, рисования, танца, музыки, стремятся обучать иностранному языку, в жизнь дошкольника прочно вошел компьютер.

В то же время родители, да и часть педагогов, не всегда понимают, что важнейшим условием полноценного развития ребенка является не накопление большого объема знаний, а в первую очередь - освоение им игровой деятельности. В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. А ведь именно игра, особенно творческая ролевая игра, готовят ребенка к переходу на новую ступень развития, является важнейшим институтом социализации дошкольников.

Ежедневно, наблюдая за играми наших воспитанников, изучая особенности освоения игровой деятельности детьми в ходе педагогической диагностики, мы видим, что игра не достигает нужного уровня развития. Между тем, дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности и дома и в детском саду. В этом мы убедились в ходе бесед с детьми, анкетирования родителей. Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Наблюдая, как играют наши дети, мы замечаем, что сюжеты часто повторяются, дети от возраста к возрасту используют одни и те же игровые действия. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников - детей, играющих так же, как он сам. Общение детей во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших играющих детей к более младшим, дети не успевают в полной мере проникнуться «духом игры». Современному дошкольнику негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передавать взрослый, и в первую очередь эта миссия принадлежит воспитателю детского сада. Следовательно, мы должны научить ребенка играть. Но каким же образом? Ведь игра - свободная деятельность детей, и содействовать развитию игры надо, ни в коем случае не стесняя при этом инициативы самих детей.

Целью исследования явилось обоснование использования проектного метода в развитии игрового опыта детей.

Материалы и методы.

Суть проектного метода заключается в том, что в процессе обучения дети создают некий проект игры, при работе над которым используют как теоретические знания, полученные в непосредственной образовательной деятельности, так и практические,

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.