Научная статья на тему 'Формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансов и банковского дела'

Формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансов и банковского дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТРЕНИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / PSYCHOLOGO-PEDAGOGICAL SUPPORT / TRAINING / PSYCHOLOGICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадейкина Ольга Алексеевна

Освещены формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансов и банковского дела, которые включают тренинги, дискуссионные клубы, индивидуальное психологическое консультирование и т.д. Главную роль в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса играет психологическая службы академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадейкина Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tells about the forms of pshochologo-pedagogical support of the educational process taking place in Siberian academy of finance and banking. The forms of psychologo-pedagogical support include trainings, discussion clubs, individual psychological consultation etc. Psychological service plays the main role in the process of psychologo-pedagogical support in academy

Текст научной работы на тему «Формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансов и банковского дела»

О.А. Фадейкина

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИБИРСКОЙ АКАДЕМИИ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

Освещены формы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Сибирской академии финансов и банковского дела, которые включают тренинги, дискуссионные клубы, индивидуальное психологическое консультирование и т.д. Главную роль в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса играет психологическая службы академии.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; тренинг; психологическая служба.

Сибирская академия финансов и банковского дела (САФБД) - негосударственное (частное) образовательное учреждение высшего профессионального образования. Академия готовит специалистов экономического профиля для работы в банках, страховых компаниях, на биржах, в инвестиционных компаниях, на предприятиях различных отраслей экономики, в бюджетных учреждениях, органах государственной власти и местного самоуправления.

В подготовке профессионалов высокого класса принимают участие преподаватели, имеющие большой опыт педагогической и научно-практической работы, ведущие специалисты коммерческих банков, аудиторских фирм, фондовой биржи, региональной налоговой инспекции. В вузе реализована система многоуровневого непрерывного профессионального образования.

Кроме того, в САФБД активно ведется воспитательная работа, в которой особое место занимают проекты психолого-педагогического характера. Важнейшую роль в этой работе играет созданная в 2006 г. психологическая служба.

Опираясь на опыт развития психологических служб в вузах страны и за рубежом, сотрудниками академии разработана концепция психологической службы САФБД, ее структура, методологическое обоснование, профориентационные, коррекционные, просветительские и обучающие программы. Миссия психологической службы САФБД - помочь студенту осознать себя как субъекта собственной жизни, ее творца, а также наиболее полно реализовать свои возможности во всех сферах жизни, в том числе и в профессиональной деятельности.

В течение трех лет функционирования службы происходило переосмысление ее сотрудниками и, в целом, администрацией академии функций и задач психологической службы с учетом специфики вуза. Изменялась модель специалиста: бухгалтера, финансиста, менеджера, банковского сотрудника. Администрацией вуза не раз поднимался вопрос: «Какими же личностными качествами и компетенциями должен обладать выпускник Сибирской академии финансов и банковского дела для того, чтобы достичь успеха в профессии?». Данный вопрос становится еще более актуальным в условиях экономического кризиса, который затрагивает всех нас не только материально, но и поднимает вечные вопросы души, личности, бытия.

В 2007-2008 гг. психологической службой САФБД проводилось анкетирование директоров коммерческих банков и руководителей других финансовых организаций - потенциальных работодателей наших выпускни-

ков - с целью выявления требований к личностным качествам их сотрудников.

Большинство руководителей кредитных организаций отмечают важность наличия у сотрудника банка таких личностных характеристик, как социальная ответственность, порядочность, а также стрессоустойчи-вость и коммуникативная компетентность, в частности умение слушать, говорить на языке собеседника, разрешать конфликтные ситуации.

Таким образом, важность психолого-педагоги-ческого сопровождения образовательного процесса очевидна. Ведь для успеха будущему специалисту (бухгалтеру, финансисту, аудитору и т.д.) необходимы не только профессиональные знания и навыки, но и высокий уровень культуры, личностного и духовного развития.

Кроме того, мы считаем важным обеспечить студентов коммуникативными знаниями и навыками, обучить методикам разрешения конфликтов, саморегуляции, способствовать их самопознанию и саморазвитию.

В САФБД реализуются следующие проекты психо-лого-педагогического сопровождения:

1. Тренинг социально-психологической адаптации. Данный тренинг проходит на первом курсе как часть образовательного процесса (включен в учебный план). Количество учебных часов - 28. Занятия проходят в игровой форме с большим количеством психологических упражнений и творческих заданий. В программу включены методики психодиагностики и минилекции.

Цели тренинга:

1) социально-психологическая адаптация студен-тов-первокурсников к обучению в вузе;

2) обучение базовым коммуникативным навыкам: эмпатия, активное слушание, обратная связь.

В ходе занятий студенты овладевают важнейшими коммуникативными навыками и умениями, которые им необходимы в дальнейшем обучении и профессиональном становлении.

Кроме того, учащиеся получают возможность близко узнать друг друга, в результате занятий повышается уровень сплоченности группы, устанавливаются доброжелательные деловые и личные отношения.

Анкетирование, проведенное нами среди студентов первых и вторых курсов, показало, что на второй год обучения студенты приходят в составе уже более сплоченного коллектива (учебной группы), каждый член которого имеет возможность проявить свою индивидуальность. Видят в этом заслугу психологического тренинга 90% студентов.

2. Тренинг «Лидер» для старост. Психологическая служба САФБД проводит активную работу со старос-татом, включающую проведение групповых и индивидуальных занятий.

Тренинг «Лидер» проводится ежемесячно с 2005 г. сотрудниками психологической службы академии, прошедшими подготовку в области практической психологии. Участники программы - старосты учебных групп, активисты студенческого совета и студенческого клуба. В ходе тренинга студенты получают знания, навыки и умения из сферы психологии лидерства.

Цели тренинга:

1) развитие лидерских качеств, навыков и умений;

2) личностный рост;

3) помощь старостам в решении текущих проблем.

Отмечены следующие результаты тренинга:

- студенты реализуют свой личностный потенциал, формируя собственный индивидуальный стиль лидерства;

- участники тренинга овладевают «лидерскими» психологическими технологиями: постановки целей, мотивации, разрешения конфликтных ситуаций и др.

- участники получают помощь в решении возникающих трудностей в руководстве коллективом учебной группы.

3. Тренинг (психологический клуб) для девушек. Клуб создан как психологическая группа встреч, где участницы могут заявить о своих актуальных психологических проблемах, предложить тему для обсуждения. В рамках клуба используются психотехники и упражнения, направленные на развитие саморегуляции, самопознание и разрешение внутренних конфликтов.

Цели:

1) личностный рост;

2) раскрытие творческого потенциала и уникальных способов самореализации.

В результате посещения занятий:

- девушки уверены в себе, могут более эффективно управлять собственным эмоциональным и психофизиологическим состоянием, учатся легко и без напряжения достигать своих целей;

- находят желанную сферу самореализации, где могут максимально полно реализовать свой творческий потенциал;

- обучаются способности устанавливать и поддерживать эмоционально теплые контакты, создавать особенное межличностное «пространство» искренности и взаимопонимания.

4. Клуб киноманов. В рамках клуба проходит просмотр и обсуждение художественных фильмов, а также организуются посещения театров, выставок, выступления участников клуба с сообщениями на темы, связанные с культурой и искусством.

Цели проекта:

1) расширение представлений студентов об окружающем мире;

2) повышение уровня общей культуры через приобщение к искусству;

3) личностный рост и саморазвитие.

Клуб киноманов САФБД - это возможность расширить представления об окружающем мире, приобщиться к миру искусства, получить удовольствие от обще-

ния и стимул к личностному росту. Для просмотра часто предлагаются интеллектуальные и провокационные фильмы - фильмы из разряда «другое кино». Клуб киноманов дает студентам возможность понять, попробовать, почувствовать нечто новое. В процессе занятий в клубе участники развивают в себе общий уровень культуры, совершенствуют навыки общения (в том числе умение выразить и доказать свою позицию), получают возможность для эстетического и духовного развития.

5. Тренинг «Основы бизнеса и экономики организаций» (психологический компонент). Ежегодно с 2005 г. Сибирской академией финансов и банковского дела в рамках прохождения практики для студентов 2-го курса проводится тренинг «Основы бизнеса и экономики организаций».

Основные цели данного тренинга - помещение студентов в условия, приближенные к условиям реального бизнеса через создание студентами виртуальных предприятий. Практические задания включают оформление документов для создания организации, написание бизнес-плана, создание партнерских отношений между отдельными виртуальными предприятиями, разработку маркетинг-плана, рекламы и т.д.

Другими словами, в рамках тренинга студенты решают задачи, с которыми могут столкнуться при создании собственной организации. Сотрудники психологической службы САФБД ежегодно принимают участие в тренинге «Основы бизнеса и экономики организаций» в качестве психологов-консультантов.

Цели их деятельности:

- индивидуальное психологическое консультирование участников тренинга, оказание психологической поддержки;

- помощь в разрешении конфликтов в микрогруппах и распределении функций;

- помощь в формировании профессионально важных личностных качеств;

- коучинг участников тренинга (работа с целями и выявление оптимального пути их достижения);

- обучение методикам саморегуляции и самовосстановления.

Психологическое сопровождение участников тренинга «Основы бизнеса и экономики организаций» заключается в помощи студентам при определении наиболее важных целей деятельности, обучении их методикам самовосстановления для эффективного и оптимального достижения поставленных целей.

Кроме того, одна из важнейших задач, которые решают психологи в рамках тренинга «Основы бизнеса и экономика организаций», - помочь каждому студенту осознать свои индивидуальные психические особенности и выработать уникальный стиль деятельности, способствующий росту деловой продуктивности и личной удовлетворенности от выполненного дела.

Помимо работы со студентами в рамках тренинга активно проводится психологическая подготовка тре-неров-преподавателей, включающая командообразование, обучение навыкам тренинговой работы, обеспечение знаниями из области психологии общения.

Все вышеперечисленные проекты, а также некоторые учебные дисциплины (социальная психология,

управленческая психология, деловое общение и т. д.), реализующиеся в академии, в конечном результате преследуют общую цель - формирование личности будущего экономиста, обладающего не только профессиональными знаниями и умениями, но и определенными личностными качествами и психологическими навыками. Среди них организованность, честность, ответственность, высокий уровень коммуникативной

компетентности, стрессоустойчивость и навыки саморегуляции, умение работать в команде и с командой, стремление к саморазвитию и высокий уровень общей культуры. Данная цель приобретает особую значимость сегодня в период экономического кризиса, когда деятельность специалистов экономического профиля характеризуется напряженностью и высоким уровнем ответственности перед населением [1-3].

ЛИТЕРАТУРА

1.МальхановаИ.А. Коммуникативный тренинг. М.: Академический проект, 2006. 165 с.

2. Меньшикова Л.В. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе: Дис. ... д-ра психол. наук. М.: РГБ, 2003.

373 с.

3. Практическая психология образования: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2007. 592 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 1 августа 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.