УДК330.133.1
Е.И.Федотова
канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал
Н.С. Волостное
д-р экон. наук, профессор, кафедра экономики и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА
Аннотация. В статье показано, как различные формы общественной потребительной стоимости, проявляющиеся через цену, тариф, общественно необходимое рабочее время и проч., влияют на закономерности динамики общественного труда.
Ключевые слова: цена, стоимость, труд, общественно необходимые затраты труда, потребительная стоимость.
E.I. Fedotova, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch
N.S. Volostnov, Volga State Academy of Water Transport
FORMS OF PUBLIC USE VALUE AS A NATURAL TRAFFIC PUBLIC LABOR
Abstract. In article it is shown as various forms of the public consumer cost which are showing through the price, the tariff, socially necessary working hours and so forth influence regularities of dynamics of social activities.
Keywords: price, cost, labor socially necessary labor costs, the use value.
Рыночный механизм, как известно, включает в себя понятия спроса, предложения, цены и конкуренции. Цена является средоточием данного механизма, поскольку она формируется в результате взаимодействия названных категорий, труда и общественных потребностей.
Цена, как денежное выражение стоимости товара, является одной из важнейших категорий рыночной экономики. В ней выражаются не только глубинные отношения между экономически обособленными товаропроизводителями, прежде всего в сфере обмена, владеющими определенными факторами производства, но и отношения собственности на средства и результаты производства, интеллектуальные объекты, финансовые инструменты, детерминирующие направленность производства, распределение и присвоение созданной стоимости между собственниками и наемными работниками, государством, отношения государственного регулирования и рыночного саморегулирования национальной экономики, но и влияние поверхностных компонент: сезонности, моды, импульсивности и доходов покупателей, их социального статуса, престижа, бренда, инфляции и т.п.
Она испытывает на себе влияние стоимость- и ценообразующих факторов. К стимулирующим факторам, в общем плане, относятся производительность, интенсивность общественного труда и его содержание [4, с. 12], к ценообразующим - спрос и предложение, их эластичность, цены на факторы производства, погодные условия (наряду с вышеперечисленными) и т.д.
Однако, несмотря на влияние поверхностных явлений, в основе цены лежит все-таки стоимость, именно она в конечном счете определяет динамику цены, ее волатильность. Для стоимости характерны следующие субстанциональные свойства: она носит объективный характер; проявляется в обмене (через цену, тариф); ее величина определяется общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время - это время, в течение которого в данный момент производится большая часть данного товара.
Если с количественной точки зрения характеристика стоимости более или менее ясна, хотя нередко и трудно определиться с пониманием, измерением общественно-нормальных условий производства, средним уровнем интенсивности труда, продуктивности работников, сложнее обстоит дело с толкованием, признанием его как общественного. Разумеется, речь не идет
о его социальной природе, хотя и здесь не все так просто: действительно, можно ли считать трудом коллекционирование марок, монет и т.п., «труд» наркоторговца, осуществляющего в опасных условиях наркотрафик, «труд» коррупционера, придумывающего хитроумные схемы для «откатов» и т.д. [3, с. 340].
Отсюда уже в первом приближении вытекает, что труд должен быть социально ориентированным, полезным трудом для других, а в товарном производстве, в рыночной экономике -принимать и проявляться в форме стоимости.
Вместе с тем на сущностном уровне, чтобы индивидуальные (средние) затраты труда приняли на себя вид общественно необходимых, в дело вступает потребительная стоимость. Если она не будет общественной, не будет признана обществом, то и затраты труда соответственно не будут общественно необходимыми, явятся прямым вычетом их совокупного общественного труда.
Чем же обусловливается эта общественность? Нередко ее связывают с совокупной общественной потребностью на макроуровне [2, с. 64-65]. Однако, как представляется, она может быть непосредственно связана не только с данным, но с любым уровнем производства: нано-уровнем (индивид/семья), если, скажем, ягоды, выращенные семьей, проданы на рынке, микроуровнем (организации осуществляют обмен в форме купли-продажи комплектующими изделиями), на мегауровне - международном, когда обмен осуществляют, например, ТНК и МНК. Главное здесь, очевидно, не объем, не масштабы производства, а общественное признание, оценка потребительной стоимости как общественной.
Каким же образом происходило и происходит это признание? Если обратиться к недавней истории, к плановой экономике, то такой формой был государственный план, который, разумеется, и это наивно отрицать, мог как полностью, так и частично, а порой и в извращенной форме, как отражать (полностью/частично), так и не отражать эту общественность. При этом основными причинами подобной деформации, как представляется, являлись: во-первых, нетождественность общества и государства; во-вторых, известное игнорирование товарности, действия закона стоимости, закономерностей действия спроса и предложения в народном хозяйстве бывшего СССР, других социалистических стран [1, с. 15].
В рыночной экономике же данная общественность проявляется, на наш взгляд, в превращенной форме спроса как общественной потребности, выраженной в деньгах. Подобный характер выражения потребности осуществляют и индивиды/семьи, и организации, и государство, и союзы государств, и международные субъекты, и субъекты международного уровня хозяйствования.
И выражение этой общественности также может быть полным/частичным, так и неадекватным/извращенным, что, в частности, проявляется в реальных условиях хозяйствования в прямых и косвенных потерях общественного труда, вплоть до банкротства определенных предпринимательских структур, в их финансовых потерях и т.п.
Какое влияние оказывает вышеуказанная общественность на закономерности динамики общественного труда?
Если учесть рост, усложнение, наращивание темпов, прогрессивное изменение объема и структуры общественных потребностей и интернационализацию, то она объективно требует и реально добивается: во-первых, уменьшения величины стоимости товара (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс); во-вторых, относительного увеличения в структуре стоимости прошлого труда по сравнению с живым (К. Маркс); в-третьих, перераспределения труда из добывающих/сырьевых отраслей в обрабатывающие/перерабатывающие; в-четвертых, перераспределения труда из материальной в нематериальную сферу услуг; в-пятых, перераспределения труда из непосредственного производства в сферу подготовки производства, в сферу НИОКР; в-шестых, сокращения рабочего и увеличения внерабочего времени; в-седьмых, увеличения
свободного времени как пространства (при прочих равных условиях) для развития личности каждого члена общества. Этого как раз и требует становление, функционирование и развитие постиндустриальной, инновационной экономики.
Разумеется, данные закономерности носят «чистый» характер. В реальной рыночной экономике они зачастую принимают искаженные формы, проявляясь, в частности, в производстве экономических благ, носящих социальный, статусный, гламурный характер (бедные/богатые, снобы), в переносе производства ради благ из развитых стран в страны с материальными ресурсами, с дешевой рабочей силой, с низкими экологическими ограничениями (или их отсутствием), в производстве квазиобщественных благ (алкоголь, табак и др.), в сосредоточении подготовки производства в странах с постиндустриальной экономикой и материального производства в развивающихся странах, в определении «теневизации» экономики, иных, прямо негативных и извращенных, деформированных формах.
На основе данного подхода к определению «общественности» труда можно продолжать разработку категории цены не только на основе трудовой теории стоимости, но и теории предельной полезности, указывающей, что каждое последующее благо обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, и, если запас благ ограничен, то существует и «предельный экземпляр», который удовлетворяет наименее настоятельную потребность. Рыночная цена в этом случае исходит, с одной стороны, от издержек (производителя/продавца), с другой стороны, от предельной полезности (от покупателя/потребителя), являясь результатом столкновения, компромиссом их противоречивых экономических интересов.
Список литературы:
1. Волостнов, Н.С. Государственное предприятие в рыночной экономике/ Н.С. Волост-нов. - М.: Экономика, 2004. - 304 с.
2. Коршунов, А. Система технического нормирования машиностроительного предприятия/ А. Коршунов// Человек и труд. - 2004. - №8. - С.64-65.
3. Мазин, А.Л. Экономика труда: учебн. пособие / А.Л. Мазин. - М.: Юнити-Дана, 2009. -
574 с.
4. Федотова, Е.И. Природа взаимосвязи содержания труда и роста его производительности в условиях рыночной экономики: монография/ Е.И.Федотова. - Арзамас: Изд-во АГПИ, 2008. - 96 с.