Научная статья на тему 'Производительный труд и непроизводственная сфера общества'

Производительный труд и непроизводственная сфера общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1630
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА / UNPRODUCTIVE SCOPE OF SOCIETY / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД / PRODUCTIVE LABOR / СТОИМОСТЬ / VALUE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жильцов Д.Е.

В статье рассматриваются проблемы образования как производственной и непроизводственной сферы общества с точки зрения их сущности и позиций здравого смысла. Образование считается одним из главных факторов создания стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTIVE LABOR AND UNPRODUCTIVE SCOPE OF THE SOCIETY

In article there are considerate education problems of education as the productive and unproductive scope of society from the point of view of their essence and positions of the common sense.

Текст научной работы на тему «Производительный труд и непроизводственная сфера общества»

УДК 378.1

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД И НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА

ОБЩЕСТВА

(на примере образования как социокультурной сферы общества)

Жильцов Д. Е., к.э.н., Институт управления образованием РАО, Москва, Россия. E-mail : tatianaskorobova@gmail.com

Аннотация В статье рассматриваются проблемы образования как производственной и непроизводственной сферы общества с точки зрения их сущности и позиций здравого смысла. Образование считается одним из главных факторов создания стоимости. Ключевые слова: образование, непроизводственная сфера общества, производительный труд, стоимость

PRODUCTIVE LABOR AND UNPRODUCTIVE SCOPE OF THE SOCIETY

Zhiltsov D.E., PhD, Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: tatianaskorobova@gmail.com

Annotation In article there are considerate education problems of education as the productive and unproductive scope of society from the point of view of their essence and positions of the common sense.

Keywords: education; unproductive scope of society, productive labor, value

Непроизводственная сфера общества включает в себя социальную и духовную сферу, а также политико-управленческую сферу. Однако «непроизводственная сфера общества» и «непроизводительная сфера общества» далеко не тождественны. В традиционной трактовке непроизводственная сфера общества, как и непроизводительная сфера общества, не производит материальное богатство непосредственно. Труд его работников направлен на преобразование не материи, а тех или иных компонентов общества. Непроизводительная сфера, сфера непроизводительного труда, лишь перераспределяет и потребляет уже созданное, ничего не производя, ничего не давая для людей и общества в главном. Непроизводительная деятельность распределяет, использует созданное не ею, а производительным трудом в собственных непроизводительных целях проедания общественного богатства.

Наиболее производительный труд - это труд или сфера приложения труда, дающая обществу значительно больше для его процветания, вносящая основной вклад в развитие общества, а не берущая от общества для узких целей и вносящая локальный вклад, а то и паразитирующая на созданном другими. То есть это труд дающий, а не берущий; дающий глобально, а не локально и дающий значительно больше, чем беру-

щий, то есть создающий прирост богатства общества. (Это труд, преобразующий общество, объединяющий общество, труд, удовлетворяющий глобальные действительные общественные потребности людей и труд, создающий новые ценности для общества в целом). Если же не производится ничего стоящего (ценного, настоящего), ничего важного, ничего основного оно бесплодно, второсортно, полупроизводительно или непроизводительно.

По нашему мнению, образование - это и производственная, и непроизводственная, равно как и производительная и непроизводительная сфера общества. Образование создает и потребляет стоимости, ценности, ресурсы, доходы, блага, общество в целом и его сферы, в том числе экономику, политику, культуру.

Концепция непроизводственной сферы рассматривает и социокультурную сферу, в том числе образование, как придаток, социокультурную надстройку над естественным, природным, материальным базисом - материальной экономикой, материальным производством, которая, хуже того, сужается до рынка в материальном производстве, причем рынок понимается узкокоммерчески - как способность к самозарабатыванию денег, доходов ( на микроуровне или на уровне отрасли). Якобы социально-культурная сфера, в том числе и образование, лишь потребляет продукцию (результаты труда работников) материального производства, перераспределяет доходы, созданные в материальном производстве и ограничивает потенциал развития материального производства. Однако экономика и производительная экономика, производительный труд может иметь место в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе в самой сущности образования.

Образование потребляет ресурсы в своих обслуживающих звеньях -финансировании, снабжении и т.п., а в своей сущности, по своему содержательному характеру образование производит для общества больше, чем потребляет общественное богатство.

В научной литературе имеют место четыре методологические ошибки:

1. отождествление труда, создающего материальное богатство, с трудом, создающим богатство общества; материальный экономический рост отождествляется с развитием общества;

2. отождествление труда с трудом материальной экономики и материального производства, экономики с материальным производством;

3. отождествление непроизводственного, непроизводительного и непроизводящего;

4. отождествление труда, создающего затраты, с трудом, создающим де-

нежный фонд для компенсации этих затрат.

Следствием этого является ошибочный и нестратегический подход к образованию и непроизводственной сфере (как не воздействующих непосредственно на материальные объекты), вложения в которые рассматриваются в качестве непроизводительных расходов общества, в качестве неоправданного бремени общества и фактора-ограничителя экономического роста.

Производительный труд может быть как умственным, так и физическим и осуществляться в любой сфере человеческой жизнедеятельности, главное в нем - созидательная направленность труда на благо общества. Производительный труд - это любой полезный труд либо в воспроизводстве реального сектора экономики, во взаимосвязи всех его отраслей, либо в рамках воспроизводственного цикла совокупной жизнедеятельности общества. Любая фаза и характеристика воспроизводственного цикла (производство, обмен, потребление, экономия, накопление, возмещение) до определенной степени могут быть как полезными, необходимыми (производительными), так и чрезмерными, ненужными, бесполезными (непроизводительными).

Непроизводительный труд (непроизводительная деятельность, непроизводительное население) может в будущем стать производительным (особенно если отождествлять «производительное» с «производящим», или еще точнее, «производящим материальные блага»). Это положение, в частности, важно в связи со сменой поколений трудоспособного населения. Определенная доля заведомо непроизводительного труда или полупроизводительной деятельности должна содержаться обществом для сохранения производительной деятельности в обществе и всего общества в целом. Это положение касается содержания инвалидов, безработных без включения их в производственный процесс, созидательную деятельность. Это касается также деятельности на стыке труда и досуга - домашнего хозяйства, фундаментальной науки и т.п. Потребление, особенно в сфере идеального и в свободное время - тоже созидательная деятельность. В целом, в какой мере деятельность является созидательной (в том числе труд, игра, учеба), в той мере она является производительной. Необходимая деятельность по разрушению в определенной мере тоже является созидательной, производительной. Деятельность по исправлению разрушений и ошибок, сделанных ранее, и не ведущая к дальнейшим ошибкам и более глубоким разрушениям, восстанавливающим воспроизводственные процессы и материальные и духовные объекты -производительная деятельность. Общественно необходимый непроизводительный труд на любой фазе воспроизводства общества и реального сектора экономики тоже является производительным и не требует своего полного превращения в производительный.

Человеческая деятельность и в образовании создает, преобразует, использует, потребляет, уничтожает в том числе и стоимость, то есть все то, что составляет затратно-доходную сторону экономики. Другими словами, и в образовании так или иначе воспроизводятся затратно-доходные процессы.

Если воспроизводственные циклы и процессы, связанные воедино от зарождения идеи до ее реализации в жизни, в том числе через образование, работают на разрушение образования и общества, на проедание богатства и сокрытие подлинных знаний -они являются непроизводительными.

Несправедливая неэквивалентность, незаслуженный диспаритет во взаимоотношениях людей, отраслей хозяйства и сфер общества, незаслуженные убытки, блага и прибыль, то есть все, что связано с безнравственной деятельностью, может считаться непроизводительной деятельностью. Можно сказать иначе: любая деятельность должна быть нравственной, и только по причине этой своей высокой нравственности иметь оправдание и порой даже право на существование.

Труд, уменьшающий созидательный потенциал общества и ухудшающий качество благ, людей, социальных институтов, сфер общества, общества в целом, действующий вопреки общественному благу -непроизводительный труд. Наиболее производительный - это наиболее сознательный, наиболее нравственный труд, первостепенная, наиболее общественно значимая деятельность.

Если все члены общества пользуются всеми его благами в полной мере (в том числе красотой, свободным временем) при полном материальном достатке, то такое использование благ духовно развитыми индивидами -производительное. Если же на одном полюсе общества - нищета и деградация, а на другом - извращение роскоши - такое положение дел является несправедливым и труд, углубляющий поляризацию общества по имуществу, доходам, образованию, не должен быть затрачен, так как является с общественной точки зрения непроизводительным, воспроизводя непроизводительные классы общества. Между тем полное материальное благосостояние и духовная деградация могут сойтись воедино в средних слоях общества, если у них отсутствуют достойные цели и смыслы жизни. Непроизводительные классы производят, распределяют, потребляют ресурсы и блага, существуя друг для друга, составляя паразитическую прослойку

общества, или иначе говоря, непроизводительную сферу общества.

Образование - это главным образом сфера трудовой деятельности по воспроизводству общества, а также сфера трудовой деятельности по извлечению трудовых и посреднических доходов. Образование - сфера образовательной и хозяйственной деятель-

ности, сфера производительной и непроизводительной занятости людей. Не всякий труд в образовании, а лишь производительный труд - источник создания нового материального и духовного богатства общества. Прежде всего важен прирост материальных и духовных ценностей для всего общества, а не отдельных звеньев и сфер общества. (Когда в одних сферах общества - выгода, прирост, в других -убыток). Между тем само наличие справедливого распределения, не создавая никакого материального прироста, может создать определенный социальный прирост в случае повышения социального согласия в обществе.

Следует проводить различия в характере труда с точки зрения содержания труда и точки зрения его оплаты. Если оплата труда является перераспределением неоправданных доходов - такой труд является непроизводительным, какой бы содержательной и честной не была непосредственная образовательная деятельность. В целом, производительный труд и ресурс необходимо рассматривать как в материально-экономическом аспекте (доход), так и в социально-культурном аспекте (формирование или разрушение социально-культурной среды жизнедеятельности и жизнеобеспечения общества).

Подлинно производительно лишь то знание и образование, которое не корыстно и локально замкнуто в своем применении, а всеобще, которое преобразует общество в направлении достижения общественного блага для всего человечества, в том числе когда налажен справедливый обмен деятельностью между наукой, культурой, образованием и другими отраслями общества. Неравенство в знаниях, закрепляемое образованием и закреплением доходов, непроизводительно, безнравственно, оно разоряет большинство, обогащая на короткий срок немногих.

Различные отрасли и сферы общества, представленные воедино в налоговых платежах (затратах ресурсов всего общества), компенсируют этими определенными трудовыми долями, выраженными в деньгах, трудовые доли образования, их сформировавшие.

Наблюдается парадокс: образование по стоимости убыточно (поскольку перераспределяет согласно теории непроизводственной сферы ресурсы и доходы из сферы материального производства) и вместе с тем образование создает стоимость и прибавочный продукт (прибыль) не только для себя, но и для всех отраслей общества.

Пути преодоления этого парадокса:

- необходимо выйти на макроуровень: на нерыночный обмен деятельностью посредством глобального налогообложения;

- то, что распределено вначале в идеальном (и откуда идет импульс), перераспределяется затем в материальном, а не наоборот.

Перераспределение ресурсов из сферы материального производства -явление материальной экономики и поверхности явлений, следствие более глубоких противоположных процессов, происходящих в сфере идеального и между идеальным и материальным;

- следует строго разделить создание стоимости (формирование затрат и результатов труда) и создание ресурсного и денежного фонда внутри образования, компенсирующего, возможно, эти затраты и результаты, в том числе на рыночной основе;

- следует дать более глубокую трактовку категории «стоимость»: как отношения между людьми по поводу затрат и результатов труда, в том числе обмена ими. Это отношение материализуется, воплощается не только в вещной форме, но и в людях и в структурах общества. Иными словами, следует преодолеть вульгарно вещественную трактовку трудовой теории стоимости.

- следует различать «стоимость» и «ценность». Убыток по стоимости -не всегда убыток по ценности. При этом ценность надо рассматривать шире, чем потребительная стоимость, полезность, включать не только утилитарный, но и нравственный аспект, не только количественный, но и качественный аспект. И наоборот, наращивать стоимость - вместе с тем не всегда наращивать ценность.

То, что создают главным образом одни люди, виды труда и деятельности, часто скрыто от глаз и выступает как созданное другими. То же и в отношении образования: кажется, что оно лишь потребляет и проедает ресурсы и доходы, не принося прибылей и материальных ценностей, и поэтому (с точки зрения увеличения стоимости) якобы убыточно, а значит второсортно с точки зрения принципов рыночной экономики. Если же рыночную экономику распространить на макроуровень общества, то это будет означать, что образование является «слабым звеном» общества, которому суждено деградировать и умирать.

Между тем образование не может и не должно быть самоокупаемым в узкорыночном и узкофинансовом плане, то есть не зарабатывать себе само на существование и развитие целиком и полностью, а должно финансироваться преимущественно государством, то есть являться в материальном аспекте заботой всего общества.

При этом следует иметь в виду, что образование созидает человека и общество непосредственно, а не косвенно, как экономика материальных благ, благодаря формированию индивидуального и общественного сознания (идеального измерения общественной жизни) и его внедрению в материальную практику общества. Сознание, совокупное знание воспроизводит общество, его субъекты и сферы не само по себе, а по-

средством материальной и духовной деятельности, но именно импульсы со стороны сознания дают толчок и придают смысл такой деятельности.

Повторим, что то, что создано и распределено через обмен деятельностью в идеальном аспекте - это первооснова, а то, что перераспределено впоследствии в материальном аспекте, в том числе через бюджет и налоги - это следствие и поверхность явлений, видимая сторона жизни, за которой скрывается ее невидимая сторона. Знание движет современным обществом, формирует его. В действительности образование не проедает ресурсы и доходы даже в материальном и стоимостном плане, если рассматривать вопрос на макроуровне. Без образования не будет существовать современная материальная сфера жизни общества.

Стоимость на микро- и макроуровне - это не только затраты и убытки, но и доходы и прибыли. Прибыль с точки зрения стоимости для всего общества (то есть на макроуровне) дают фундаментальные науки и культура. Остальные сферы общества и виды деятельности в современном социуме на самом деле лишь реализуют ее, распространяя ее, деля между собой. Созидательная творческая новизна в новом воспроизводственном звене дает (может дать) прирост избыточной прибыли, тиражирование же старого в последующих звеньях, реализация ее - лишь затраты, издержки с точки зрения всего общества. Итак, творческий умственный труд, результаты которого внедрены в практику жизни, преобразуют общество. А раз наука создает доходы для всего общества, она, как и образование и культура, имеет право на приоритетное финансирование на макроуровне со стороны всех отраслей и сфер общества. Только это создание скрыто, проявляется через последующую деятельность людей и деятельность более совершенного общества. Подобная роль идеального измерения человеческой жизни в образовании выясняется лишь на достаточно высоком уровне зрелости, развитости общества, роста связности, интегративности, обобществленности всех его сфер и звеньев.

Подлинно новый вклад в общественное благосостояние, включая доходы, создается (приращается, увеличивается) деятельностью, реализующие творческие способности людей.

Истинно нравственно оправданные доходы создает не рынок и экономика сами по себе, а люди, их трудовые созидательные творческие способности (то есть производительный труд). Реализующиеся разрушительные и паразитические творческие способности - это непроизводительный труд, создающий необоснованные доходы. Он также вызывает рост затрат общества на преодоление последствий подобной деятельности.

Итак, реализующиеся производительные способности людей являются источником стоимости и ценности. Образование сохраняет стоимость, созданную наукой и добавляет к ней свою стоимость и ценность.

Доходы фундаментальной науки, классического фундаментального образования и общечеловеческой культуры это подлинно производительные доходы, по-

скольку они вместе с тем чаще всего не являются убытками других сфер общества и всего общества в целом, так как они, имеющие гуманистическую сущность, не разрушают общество.

Между тем особо ценное вследствие специфического характера труда в образовании: умственный труд незаметен, результат труда отсрочен во времени и не определен, процесс труда длителен, воздействие его на общество вульгарно не материализуется; все, что связано с умственным трудом на благо общества в целом, неконкретно, выражено безлично и интегрально, а также вследствие того, что этот труд не оперирует непосредственно деньгами и небыстро превращается в деньги, не приносит быстрого видимого материального эффекта, прироста материальных ценностей, не оценивается зачастую обществом по достоинству, и социально-культурная сфера и занятые в ней люди порой вынуждены влачить жалкое существование. Кроме того, умственный труд в фундаментальной науке совпадает во многом с досугом и рассматривается зачастую как проведение свободного времени, а значит, как малоценное, неоплачиваемое, порой отождествляется даже с бесполезным для общества (особенно, если ценность сводить лишь к утилитарной пользе), напрасной непроизводительной затрате ограниченных ресурсов, неспособной должным образом обслужить материальную сферу общества.

А ведь созерцать в современном обществе уже даже утилитарно небесполезно в том числе с точки зрения узко понятого рынка в материальном производстве (любая прибыль - от новой идеи). Притом важно думать, осваивать и передавать другим знания и культуру, следить за состоянием науки - а это тоже труд. Пропадает подлинная созидательная интеллигенция - и некому скреплять общество воедино, оно разрушается.

Стоимость, создаваемая образованием, наукой и культурой, растворяется в сфере идеального, во всем обществе в целом (которое по своей сущности идеально), и эти затраты компенсируются налогами в процессе глобального нерыночного обмена деятельностью. Итак, стоимость, которая несет в себе идеальное (в том числе образование), воплощается во всем обществе и реализуется через глобальный обмен деятельностью, затраты компенсируются всем обществом (стоимость существует между сферами и отраслями общества, скрепляет их). Стоимость, которую несет в себе материальное, воплощается не только в человеке, но и вещах и реализуется через рынок; затраты на

макроуровне компенсируются покупателем блага (стоимость существует между людьми, скрепляет их).

Традиционная трактовка трудовой теории стоимости выглядит примерно так: стоимость создается производительным трудом в материальном производстве или совокупным рабочим в материальном производстве по воспроизводственному циклу материального продукта, а также сферами, приближенными к материальному производству. В политической, социальной и духовной сферах стоимость не создается, она извлекается из сферы материального производства путем перераспределения доходов. А непроизводительный труд - труд, распределяющий, обменивающий и потребляющий, который осуществляется в непроизводственной сфере, не создает стоимость. Такая трактовка стоимости объясняет феномены цен и доходов на микроуровне в материальном производстве, не выходя на объяснение феномена налогов. Такая трактовка стоимости является вместе с тем и наиболее глубоким объяснением рыночной экономики простых товаропроизводителей - торговцев в материальном производстве. Эта концепция подкрепляется иллюзией здравого смысла: в реальной жизни деньги, вложенные во многие сферы общества, не окупаются с точки зрения стоимости, доходов, поэтому эти сферы должны финансироваться за счет перераспределения доходов из других сфер. Между тем рынок не охватывает все общество, образование -охватывает. Поэтому нерыночное по своей природе образование по-настоящему становится убыточной сферой, если ее затраты не компенсируются обществом (ресурсы утекают из образования и понижается качество образования), а начинает, возможно, компенсироваться рынком, то есть, если не учитывается эта нерыночная природа образования и необходимость в эквивалентном обмене деятельностью. Убыточность - это состояние, когда количество и качество убывают, когда образование не окупает себя. В данном же случае недопонимания вышеуказанной иллюзии «убыточность» - это поверхность явлений, тут убыточность имеет место лишь по критериям рынка. Эквивалентный глобальный обмен деятельностью - это прежде всего обеспечение нравственности по отношению к образованию.

С точки зрения нашей концепции трудовой теории стоимости, умственный и духовный труд как применение и проявление человеческих способностей, то есть сознание на производительной основе - главный созидатель богатства общества, качеств людей и сфер общества, всего общества. Он создает, оживляет, объединяет, двигает, дает импульсы развитию, раскрывает содержание. Этот труд созидает общество в целом, скрепляет его воедино, поэтому его напрасность и невостребованность в отдельные эпохи - следствие действий иллюзий здравого смысла.

Физический производительный труд создает материальное богатство, но с помощью импульсов со стороны умственного труда, который дает первотолчок, формирует цели, идеальный образ результата труда и само содержание труда. Физический труд лишь материализует уже созданное умственным трудом, лишь воплощает, претворяет в жизнь созданное не им. Фундаментальная наука создает стоимость как непосредственная производительная сила, она не только созерцает, она активно творит мир, блага и нравственные ценности, качества людей и общества, благосостояние общества.

Реализация (то есть перенос, воспроизводство, сохранение, продвижение, умножение) созданных стоимостей и ценностей происходит через деятельность людей в нематериальном (образование, культура) и материальном производстве. Образование создает, сохраняет, умножает, реализует ценность и сохраняет, увеличивает стоимость, созданную наукой. Непосредственная реализация ценности науки за рамками науки -это научное фундаментальное образование.

Источник благ - в самом человеке, в его способностях и их проявлении. Сам человек - высшее благо. Наивысшее благо для человека - быть человеком и служить человеку. Благо, как и ценность, выходят за пределы узко понятых экономики и хозяйства, за пределы трудового общества, в общество деятельности, где свободное время и свободная самореализация личности за пределами материального производства является самостоятельной ценностью и где далеко не все меряется деньгами. Стоимость, таким образом, - не самая сильная социальная связь в экономике социального, а производительный труд и производительная деятельность имеет место и в нематериальной, непроизводственной сфере экономики и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.