Научная статья на тему 'ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛДАШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ'

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛДАШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / младший школьный возраст / коррекция девиантного поведения. / deviant behavior / primary school age / correction of deviant behavior.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худавердова Алена Олеговна

статья посвящена проблеме девиантного поведения детей младшего школьного возраста, которая является одной из наиболее актуальных в современном социуме. Отклоняющееся от общепринятых норм поведение у детей может проявляться в форме агрессии, лжи, воровства, нарушения правил и других негативных действий. Своевременное выявление и коррекция девиантного поведения у детей младшего школьного возраста крайне важны, так как их социализация и формирование личности находятся в ключевой стадии развития. Даная статья направлена на всестороннее исследование форм проявления девиантного поведения у детей младшего школьного возраста, а также анализ причин его возникновения и возможных путей коррекции и профилактики. В процессе работы над статьей были использованы методы теоретического анализа научной литературы, обобщения и систематизации. Данная статья призвана расширить знания в области девиантного поведения детей младшего школьного возраста и способствовать разработке эффективных программ его профилактики и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF MANIFESTATION OF DEVIANT BEHAVIOR IN CHILDREN OF SCHOOL AGE AND ITS CORRECTION

the article is devoted to the problem of deviant behavior of primary school children, which is one of the most relevant in modern society. Behavior that deviates from generally accepted norms in children can manifest itself in the form of aggression, lies, theft, rule violations and other negative actions. Timely detection and correction of deviant behavior in primary school children is extremely important, since their socialization and personality formation are at a key stage of development. This article is aimed at a comprehensive study of the forms of manifestation of deviant behavior in primary school children, as well as an analysis of the causes of its occurrence and possible ways of correction and prevention. In the process of working on the article, methods of theoretical analysis of scientific literature, generalization and systematization were used. This article is intended to expand knowledge in the field of deviant behavior of primary school children and contribute to the development of effective programs for its professionals

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛДАШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ»

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛДАШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО КОРРЕКЦИЯ Худавердова А.О.

Худавердова Алена Олеговна - старший преподаватель, кафедра психолого-педагогического образования, Анапский филиал Московского педагогического государственного университета,

г.-к. Анапа

Аннотация: статья посвящена проблеме девиантного поведения детей младшего школьного возраста, которая является одной из наиболее актуальных в современном социуме. Отклоняющееся от общепринятых норм поведение у детей может проявляться в форме агрессии, лжи, воровства, нарушения правил и других негативных действий. Своевременное выявление и коррекция девиантного поведения у детей младшего школьного возраста крайне важны, так как их социализация и формирование личности находятся в ключевой стадии развития. Даная статья направлена на всестороннее исследование форм проявления девиантного поведения у детей младшего школьного возраста, а также анализ причин его возникновения и возможных путей коррекции и профилактики. В процессе работы над статьей были использованы методы теоретического анализа научной литературы, обобщения и систематизации. Данная статья призвана расширить знания в области девиантного поведения детей младшего школьного возраста и способствовать разработке эффективных программ его профилактики и коррекции. Ключевые слова: девиантное поведение, младший школьный возраст, коррекция девиантного поведения.

FORMS OF MANIFESTATION OF DEVIANT BEHAVIOR IN CHILDREN OF SCHOOL AGE AND ITS CORRECTION Khudaverdova А.О.

Khudaverdova Alena Olegovna - Senior lecturer, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL, EDUCATION ANAPA BRANCH MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

ANAPA

Abstract: the article is devoted to the problem of deviant behavior of primary school children, which is one of the most relevant in modern society. Behavior that deviates from generally accepted norms in children can manifest itself in the form of aggression, lies, theft, rule violations and other negative actions. Timely detection and correction of deviant behavior in primary school children is extremely important, since their socialization and personality formation are at a key stage of development. This article is aimed at a comprehensive study of the forms of manifestation of deviant behavior in primary school children, as well as an analysis of the causes of its occurrence and possible ways of correction and prevention. In the process of working on the article, methods of theoretical analysis of scientific literature, generalization and systematization were used. This article is intended to expand knowledge in the field of deviant behavior ofprimary school children and contribute to the development of effective programs for its professionals

Keywords: deviant behavior, primary school age, correction of deviant behavior.

УДК 373.31

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы отмечается рост числа детей с девиантным поведением, что оказывает негативное влияние на их личностное и социальное развитие, а также создает серьезные проблемы для родителей, педагогов и всего общества в целом. Понимание механизмов формирования девиантного поведения и разработка эффективных методов его профилактики и коррекции крайне важны для обеспечения здорового и гармоничного развития подрастающего поколения.

Девиантное поведение младшего школьника можно рассматривать как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, не адаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [2; 70].

По мнению Е. В. Змановской, девиантное поведение имеет следующие особенности: несоответствие законодательным или общественным нормам; негативная оценка со стороны социума; ущерб, наносимый окружающим и самой личности; стойкое длительное либо многократное повторение; четкое половозрастное и индивидуальное своеобразие [1, 12].

Девиантное поведение у детей младшего школьного возраста может проявляться в различных формах:

1.Агрессия.

Агрессивное поведение является одной из наиболее серьезных форм девиантного поведения у детей. Оно может проявляться в физической агрессии (драки, нанесение телесных повреждений), вербальной агрессии (оскорбления, угрозы), а также косвенной агрессии (порча имущества, игнорирование). Согласно

исследованиям, причинами агрессивного поведения у детей могут быть психологические проблемы, негативный опыт в семье, недостаточное внимание родителей, влияние сверстников и средств массовой информации. Агрессия у детей может иметь различные формы проявления, от вербальных оскорблений до физического насилия, и часто является результатом неблагоприятной семейной обстановки или психологических травм.

2. Ложь

Ложь является распространенной формой девиантного поведения у детей младшего школьного возраста. Она может проявляться в форме откровенной лжи, преувеличений, умолчаний или искажения фактов. Причинами лжи могут быть стремление избежать наказания, привлечь внимание, защититься от страха или стресса, а также желание выглядеть лучше в глазах окружающих. Ложь у детей может быть вызвана различными причинами, от страха наказания до желания казаться лучше в глазах сверстников. Важно своевременно выявлять и корректировать эту форму девиантного поведения [3, 68].

3.Кражи (воровство).

Кражи также относятся к распространенным формам девиантного поведения у детей младшего школьного возраста. Дети могут красть деньги, игрушки, школьные принадлежности или другие предметы, как у родителей, так и у сверстников. Причинами краж могут быть недостаток внимания со стороны родителей, материальные трудности в семье, влияние сверстников, желание самоутвердиться или стремление к обладанию определенными вещами.

Пути коррекции и профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного возраста:

1.Роль родителей в коррекции девиантного поведения.

Семья играет ключевую роль в коррекции и профилактике девиантного поведения у детей младшего школьного возраста. Родители должны создавать теплую, поддерживающую атмосферу в доме, уделять достаточное внимание ребенку, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть для него авторитетными примерами. Важно, чтобы родители были последовательны в воспитании, использовали поощрения и наказания, соответствующие возрасту ребенка, и уделяли внимание формированию его положительных качеств.

Родители также должны быть вовлечены в школьную жизнь ребенка, поддерживать контакт с педагогами, участвовать в профилактических мероприятиях. Совместная работа семьи и школы позволяет комплексно подходить к решению проблемы девиантного поведения.

2.Роль школы в коррекции девиантного поведения.

Школа также играет значительную роль в профилактике и коррекции девиантного поведения у детей младшего школьного возраста. Важными направлениями работы являются:

-создание благоприятной психологической атмосферы в классе, построение доверительных отношений между учителями и учениками.

-организация индивидуальной и групповой работы с детьми, демонстрирующими девиантное поведение, направленной на развитие их социальных навыков, эмоциональной регуляции и самоконтроля.

-внедрение в школьную программу курсов по развитию нравственности, ответственности и культуры поведения.

-активное вовлечение родителей в школьную жизнь, проведение совместных мероприятий по профилактике девиантного поведения.

3.Психологическая поддержка детей с девиантным поведением.

Важным направлением коррекции и профилактики девиантного поведения является оказание профессиональной психологической поддержки детям. Работа школьного психолога, индивидуальные и групповые консультации, тренинги на развитие эмоциональной сферы и навыков саморегуляции - все это способствует формированию позитивных личностных качеств ребенка и предупреждению девиантного поведения.

Кроме того, необходимо оказывать психологическую помощь и самим родителям, обучать их эффективным методам воспитания и взаимодействия с детьми, демонстрирующими девиантное поведение.

4.Разработка социальных программ по коррекции девиатного поведения детей младшего школьного возраста.

На уровне местных сообществ и государства важно реализовывать комплексные социальные программы, направленные на профилактику девиантного поведения у детей младшего школьного возраста. Такие программы могут включать:

-развитие системы социально-психологической помощи семьям с детьми группы риска. -организацию внешкольной занятости детей (секции, кружки, творческая деятельность), способствующей развитию личности и социализации.

-реализацию просветительских и профилактических мероприятий для детей и родителей по проблемам девиантного поведения.

-создание эффективной системы раннего выявления и сопровождения детей с девиантными проявлениями.

5.Созлание корректирующих программ по цифровой грамотности.

Поскольку влияние современных цифровых технологий является одним из ключевых факторов формирования девиантного поведения у детей, важно реализовывать программы по развитию их цифровой грамотности. Такие программы должны включать:

-обучение детей безопасному и ответственному использованию интернета и различных гаджетов. -формирование критического мышления при работе с информацией и контентом в сети. -привитие навыков саморегуляции и сбалансированного использования цифровых технологий. -просвещение родителей по вопросам медиасоциализации детей и контроля их онлайн-активности. Комплексный подход, сочетающий усилия семьи, школы, психологической службы и социальных программ, является наиболее эффективным в решении проблемы девиантного поведения у детей младшего школьного возраста. Только совместная работа всех заинтересованных сторон может обеспечить своевременную профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения, способствуя гармоничному личностному развитию ребенка.

Следует отметить, что проблема девиантного поведения у детей требует дальнейшего изучения, разработки новых методик и подходов к ее решению. Необходимо уделять особое внимание профилактике, формированию у детей навыков конструктивного поведения, повышению уровня психологической грамотности родителей и педагогов. Только при условии комплексной и систематической работы в этом направлении можно достичь положительных результатов в преодолении девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.

Список литературы /References

1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 288 с.

2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2008. - 445 с.

3. Ничишина Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособ. для педаг. учрежд. - Минск, 2018. - 248 с.

4. Словари и энциклопедии на Академике. Девиантное поведение. - URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/890103 (дата обращения: 11.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.